New from old. Swedish modernization projects rifle Ag m / 42


Ag m / 42B rifle in its original configuration


In the mid-fifties, the Swedish army was armed with several types of infantry weapons different classes. There were both outdated magazine rifles with manual reloading, as well as newer self-loading systems. Modern automatic rifles were not yet available. In this regard, the command conceived a large-scale rearmament with the transition to modern standards. Work in this direction began with attempts to improve and modernize the existing Ag m / 42 rifle.

Basic sample


At the very beginning of the forties, the CJ Ljungmans Verkstäder factory, under the guidance of designer Eric Eklund, developed a new self-loading rifle. This sample successfully coped with the tests and in 1942 entered service under the name Automatgevär m / 42 or Ag m / 42.

The rifle had the usual ergonomics with a long wooden stock on which all mechanisms were fixed. Used a barrel of 6,5 mm in length 620 mm. On the trunk, a gas exhaust system was provided with their supply directly to the bolt frame. Locking was carried out by skewing the shutter. The bolt group did not have its own cocking handle. Instead, it was proposed to use a movable receiver cover: when shifted forward, the cover grabbed the bolt frame, which allowed it to be pulled back and released, loading the weapon.

The Ag m / 42 used a standard 6,5x55 mm Swedish rifle cartridge. Ammunition was placed in a box store for 10 rounds. Formally, the store was detachable, but in practice it was not replaced. The reloading of weapons was carried out with clips of 5 rounds. The store was seized only when servicing a rifle.


Same product, view from the other side

For its time, the Automatgevär m / 42 rifle was a very remarkable weapon with fairly high characteristics. At least, it was not inferior to foreign self-loading systems, but by the mid-fifties such weapons were outdated and required modernization. Or replacements with a completely new model. The search for new weapons for the army began precisely with an attempt to update the good old Ag m / 42.

New cartridge


The first proposal for the modernization of Ag m / 42 addressed the issue of ammunition. Keeping the Swedish cartridge 6,5x55 mm or abandoning it for a long time has been a topic of active discussion. Various arguments were presented in favor of both positions, and one of the results of such disputes was the redesigned rifle. According to various sources, such a project was developed at Carl Gustafs Stads Gevärsfaktori.

Given the current military-political situation in Europe and possible ways of cooperation with other countries, it was decided to experimentally rebuild the Ag m / 42B under the new 7,62x51 mm NATO cartridge. Perhaps in the future such a rifle could interest third countries and go for export.

To adapt the weapon to the new cartridge, the replacement of the barrel, bolt and magazine was required. We also had to rework the gas engine and return system according to the energy of the ammunition. The old wooden box remained in place, but now smaller clamps were fixed on it. The barrel trim was removed, and the gas pipe was covered with a metal casing. Except for other markings, this was the only significant external difference between the modified rifle and the base model.


Rifle Ag M / 42B NATO cartridge. External differences from the original design are minimal.

The project of processing Ag m / 42B under the NATO cartridge in its original form did not interest the army. The resulting weapon could use a foreign cartridge, but there were no cardinal differences or advantages. At the same time, the characteristic flaws of the rifles of that time remained. As a result, the Automatgevär m / 42 under 7,62x51 mm did not leave the test stage.

It should be noted that another project of transferring a rifle to a different cartridge was successful. At the very end of the fifties, Egypt bought from Sweden a production line for the production of Ag m / 42 and launched the production of its version of the rifle called "Hakim". This product used a 7,92x57 mm Mauser cartridge. Later, Egyptian gunsmiths once again finalized the design of the Swedish rifle. On the basis of "Hakim" made a carbine "Rashid" under the Soviet cartridge 7,62x39 mm.

The Egyptian versions of the E. Eklund rifle were produced in a large series and served for some time. However, the Swedish army was not interested in such ideas.

Ergonomics Issues


Like any other rifle of the early forties, Ag m / 42 was long, not too light and not very convenient to carry. In addition, a conditionally detachable store added problems in operation. The Carl Gustaf factory took all this into account and presented the option of turning an obsolete rifle into a weapon of modern appearance.

The basis for such a sample was taken Ag m / 42B with a 7,62 mm barrel under the NATO cartridge. The stock was cut vertically at the chamber level and its rear part with the butt was removed, leaving only the forend. To the existing receiver below attached a new metal casing of the L-shaped form. Its front part served as the receiving shaft of the store, and the rear covered the details of the trigger mechanism.


Modification Ag m / 42B with improved ergonomics

At the back, a pistol grip and a folding stock from a Kulsprutepistol m / 45 submachine gun were attached to the new casing. The arrow of the shooter was supposed to cover the beveled handle, to which a metal frame butt was hingedly attached to the back. The latter developed by turning to the right and lay along the weapon, not blocking access to the trigger.

An important difference from the base sample was the presence of a full detachable box store. In the shaft with a rear latch, it was possible to place a magazine for 20 rounds of 7,62x51 mm. After the ammunition was used up, the magazine was simply removed and replaced with a new one - without lengthy manipulations with the shutter and clips.

Thus, the introduction of a pair of parts increased the ammunition ready for use and simplified the use of weapons. In addition, there was the possibility of a relatively simple and cheap upgrade of cash rifles on a new project - including in the interests of a foreign customer.

Nevertheless, the army did not like this version of the rifle. With all its advantages, an improved rifle with an imported cartridge and with detachable magazines was just an option for the development of the obsolete Ag m / 42B. The military felt that altering the existing rifles does not have practical meaning and does not provide the desired benefits.

Plans for the future


By processing the original Automatgevär m / 42 rifle, it was possible to provide some new opportunities and advantages, but there was no hope for a major breakthrough. In this regard, attempts to modernize and rework the existing sample were curtailed. However, this did not prevent the use of the achievements of E. Eklund in new projects.

The next step was the launch of a competition for the development of a completely new automatic rifle, which initially meets the modern and current requirements of the Swedish army. The main weapons factories in Sweden soon created and offered two new weapons. In addition, a potential contract attracted the attention of foreign manufacturers. Own Swedish developments for this contest are of great interest and worthy of separate study.
Author:
Photos used:
Armémuseum / digitalmuseum.se, Gotavapen.se
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Strashila 29 February 2020 06: 02 New
    • 5
    • 0
    +5
    “To adapt the weapon to the new cartridge, it was necessary to replace the barrel, bolt and magazine. We also had to redesign the gas engine and return system according to the ammunition energy.”, Modernization ?, yes this is a complete development from scratch.
  2. Kote Pan Kokhanka 29 February 2020 06: 39 New
    • 5
    • 1
    +4
    Six months ago, on the branch there was already an article about this rifle V.O. Shpakovsky.
    It was interesting to compare two different approaches to their authors. I will not write about the conclusions in principle, but I sincerely enjoyed the pure analysis!
    Have a nice weekend!
    1. Undecim 29 February 2020 11: 49 New
      • 6
      • 0
      +6
      It was interesting to compare two different approaches to their authors.
      The approach of today's author is well known. We take a drop of information and stir it for a long time in a barrel of verbal water. It turns out a great article with a minimum of information.
      In this case, the author seems to have set the task to illuminate the modernization projects of the Ag m / 42 rifle, but out of all the projects he hardly mastered one.
      Firstly, if we are talking about the modernization of Ag m / 42, then the first such project was the one that resulted in Ag m / 42B.
      And then, besides those considered in the article, there were FM1957 in the caliber of 6,5x55 mm.
      1. Undecim 29 February 2020 11: 55 New
        • 4
        • 0
        +4

        FM1957-60 chambered for 7,62x51 NATO.
        1. Undecim 29 February 2020 11: 59 New
          • 4
          • 0
          +4

          GRAM 63 chambered for 7,62x51 NATO.
          1. Undecim 29 February 2020 12: 05 New
            • 3
            • 0
            +3
            As for the variant Ag m / 42B under the cartridge 7,62x51 NATO, it "had practical meaning" and was installed on the Swedish recoilless gun Pansarvärnspjäs 1110 as a sighting gun.
  3. The leader of the Redskins 29 February 2020 07: 17 New
    • 4
    • 2
    +2
    Interestingly, if the Swedish army had to fight in the last two hundred years in any significant, major military conflict, would their extraordinary weapons developments be born, like the strv 103 tank, an automatic howitzer, or is this a rifle an alteration?
    1. English tarantas 1 March 2020 01: 06 New
      • 0
      • 2
      -2
      I doubt that the military accepting these weapons, of course, had ideas about what they needed, but they constantly took them somewhere to the side, even good weapons were spoiled. And the developers of Swedish weapons, it seems, are lovers of fiction and hacks. Alas, originality rarely leads to something good.
  4. Shelest2000 29 February 2020 11: 28 New
    • 7
    • 2
    +5
    Regarding the AG-42, we can confidently say that this is a Soviet SVT-40 creatively reworked by the Swedes.
    An interesting article comparing this Swede, SVT-40 and Garand M1 or whoever stole something from anyone (crossed out). wassat
    https://www.yaplakal.com/forum2/topic1306194.html
  5. IL-64 29 February 2020 12: 18 New
    • 2
    • 0
    +2
    Immediately thought about SCS. If the iron were put from it in a new box (which is offered by many custom companies), a detachable store was created, avoiding charge-loading, it would still have served very, very much.
  6. Constanty 1 March 2020 14: 03 New
    • 1
    • 0
    +1
    I get the impression that the mod was pretty much at stake. For some reason, the British settled on the semi-automatic version of the FN FAL - L1A1. In a Swedish rifle, it was enough to earn some kind of additional exchange store for 20 rounds - that would be enough for several decades - or maybe even today.
  7. Catfish 2 March 2020 13: 45 New
    • 1
    • 0
    +1
    Affected Modification Ag m / 42B with "improved ergonomics." To tear off the pistol grip with a shoulder rest at the Karl Gustav submarine and attach it to a full-fledged rifle ... I would like to understand what exactly this improvement took place here.
  8. IL-64 2 May 2020 19: 34 New
    • 0
    • 0
    0
    I would like our manufacturers to think about the modernization of hundreds of thousands of SCS in warehouses. The business is to make a detachable store and introduce a sleeve cutter so that they do not go up, but to the right, preventing the installation of optics

Военное обозрение

Новое из старого. Шведские проекты модернизации винтовки Ag m/42

13

Винтовка Ag m/42B в исходной конфигурации


В середине пятидесятых годов на вооружении шведской армии состояло несколько типов стрелкового оружия разных классов. Имелись как давно устаревшие магазинные винтовки с ручной перезарядкой, так и более новые самозарядные системы. Современные автоматические винтовки пока отсутствовали. В связи с этим командование задумало масштабное перевооружение с переходом на современные образцы. Работы в этом направлении начались с попыток улучшить и осовременить существующую винтовку Ag m/42.

Базовый образец


В самом начале сороковых фабрика C.J. Ljungmans Verkstäder под руководством конструктора Эрика Эклунда разработала новую самозарядную винтовку. Этот образец успешно справился с испытаниями и в 1942 г. поступил на вооружение под названием Automatgevär m/42 или Ag m/42.

Винтовка имела привычную эргономику с длинной деревянной ложей, на которой закреплялись все механизмы. Использовался ствол калибра 6,5 мм длиной 620 мм. На стволе предусматривалась система отвода газов с их подачей прямо к затворной раме. Запирание осуществлялось перекосом затвора. Затворная группа не имела собственной рукоятки взведения. Вместо нее предлагалось использовать подвижную крышку ствольной коробки: при смещении вперед крышка захватывала затворную раму, что позволяло отвести ее назад и отпустить, зарядив оружие.

Ag m/42 использовала стандартный шведский винтовочный патрон 6,5х55 мм. Боеприпасы размещались в коробчатом магазине на 10 патронов. Формально магазин выполнялся отъемным, однако на практике его не заменяли. Перезарядка оружия производилась обоймами на 5 патронов. Магазин изымался только при обслуживании винтовки.


То же изделие, вид с другой стороны

Для своего времени винтовка Automatgevär m/42 была весьма примечательным оружием с достаточно высокими характеристиками. Она, как минимум, не уступала зарубежным самозарядным системам, однако к середине пятидесятых такое оружие устарело и требовало модернизации. Либо замены полностью новым образцом. Поиски нового оружия для армии начались именно с попытки обновления старой доброй Ag m/42.

Новый патрон


Первое предложение относительно модернизации Ag m/42 затрагивало вопрос боеприпасов. Сохранение шведского патрона 6,5х55 мм или отказ от него в течение долгого времени был темой активных обсуждений. Приводились различные аргументы в пользу обеих позиций, и одним из результатов таких споров стала переработанная винтовка. По разным данным, такой проект разработали на предприятии Carl Gustafs Stads Gevärsfaktori.

С учетом текущей военно-политической обстановки в Европе и возможных путей сотрудничества с другими странами было решено в порядке эксперимента перестроить Ag m/42B под новый патрон 7,62х51 мм НАТО. Возможно, в будущем такая винтовка могла бы заинтересовать третьи страны и пойти на экспорт.

Для адаптации оружия к новому патрону потребовалась замена ствола, затвора и магазина. Также пришлось переработать газовый двигатель и возвратную систему соответственно энергетике боеприпаса. Старая деревянная ложа осталась на своем месте, но теперь на ней закреплялись уменьшенные хомуты. Накладку ствола убрали, а газовую трубку прикрыли металлическим кожухом. За исключением иной маркировки, это было единственное существенное внешнее отличие измененной винтовки от базового образца.


Винтовка Ag M/42B под натовский патрон. Внешние отличия от исходной конструкции минимальны

Проект переработки Ag m/42B под натовский патрон в его исходном виде не заинтересовал армию. Получившееся оружие могло использовать иностранный патрон, но какие-либо кардинальные отличия или преимущества отсутствовали. При этом сохранялись характерные недостатки винтовок того времени. В итоге Automatgevär m/42 под 7,62х51 мм не вышла из стадии испытаний.

Следует отметить, что другой проект перевода винтовки на иной патрон увенчался успехом. В самом конце пятидесятых Египет купил у Швеции производственную линию для выпуска Ag m/42 и наладил производство своей версии винтовки под названием «Хаким». Это изделие использовало патрон 7,92х57 мм «Маузер». Позже египетские оружейники еще раз доработали конструкцию шведской винтовки. На базе «Хакима» сделали карабин «Рашид» под советский патрон 7,62х39 мм.

Египетские варианты винтовки Э. Эклунда производились крупной серией и служили в течение некоторого времени. Однако шведская армия не заинтересовалась подобными идеями.

Вопросы эргономики


Как и любая другая винтовка начала сороковых годов, Ag m/42 была длинной, не слишком легкой и не очень удобной в переноске. Кроме того, проблем в эксплуатации добавлял условно отъемный магазин. На фабрике «Карл Густаф» учли все это и представили вариант превращения устаревшей винтовки в оружие современного облика.

За основу для такого образца взяли Ag m/42B с 7,62-мм стволом под натовский патрон. Ложу разрезали по вертикали на уровне патронника и удалили ее заднюю часть с прикладом, оставив только цевье. К имеющейся ствольной коробке снизу присоединили новый металлический кожух Г-образной формы. Его передняя часть выполняла функции приемной шахты магазина, а задняя прикрывала детали ударно-спускового механизма.


Модификация Ag m/42B с улучшенной эргономикой

Сзади к новому кожуху присоединили пистолетную рукоятку и складной приклад от пистолета-пулемета Kulsprutepistol m/45. Рука стрелка должна была охватывать скошенную рукоятку, к которой сзади шарнирно крепился металлический рамочный приклад. Последний складывался поворотом вправо и ложился вдоль оружия, не перекрывая доступ к спусковому крючку.

Важным отличием от базового образца стало наличие полноценного отъемного коробчатого магазина. В шахту с защелкой заднего расположения можно было поместить магазин на 20 патронов 7,62х51 мм. После израсходования патронов магазин просто извлекался и заменялся новым – без длительных манипуляций с затвором и обоймами.

Таким образом, внедрение пары деталей увеличило готовый к применению боекомплект и упростило использование оружия. Кроме того, имелась возможность сравнительно простой и дешевой модернизации наличных винтовок по новому проекту – в т.ч. в интересах зарубежного заказчика.

Тем не менее, и этот вариант винтовки не понравился армии. При всех своих преимуществах, улучшенная винтовка под импортный патрон и с отъемными магазинами была всего лишь вариантом развития устаревшей Ag m/42B. Военные посчитали, что переделка имеющихся винтовок не имеет практического смысла и не дает желаемые выгоды.

Планы на будущее


Путем переработки исходной винтовки Automatgevär m/42 получилось обеспечить некоторые новые возможности и преимущества, но на принципиальный прорыв надеяться не приходилось. В связи с этим попытки модернизации и переделки имеющегося образца были свернуты. Впрочем, это не помешало использовать наработки Э. Эклунда в новых проектах.

Следующим шагом стал запуск конкурса на разработку совершенно новой автоматической винтовки, изначально соответствующей современным и актуальным требованиям шведской армии. Основные оружейные заводы Швеции вскоре создали и предложили два новых образца оружия. Кроме того, потенциальный контракт привлек внимание зарубежных производителей. Собственные шведские разработки для этого конкурса представляют большой интерес и достойны отдельного изучения.
Автор:
Использованы фотографии:
Armémuseum / digitalmuseum.se, Gotavapen.se
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Strashila
    Strashila 29 февраля 2020 06:02 Новый
    +5
    "Для адаптации оружия к новому патрону потребовалась замена ствола, затвора и магазина. Также пришлось переработать газовый двигатель и возвратную систему соответственно энергетике боеприпаса. ", модернизация?, да это полная разработка фактически с нуля.
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 29 февраля 2020 06:39 Новый
    +4
    Полгода назад на ветке уже была статья о этой винтовки В.О. Шпаковского.
    Интересно было сравнить два разных подхода к своим работам Авторов. О выводах писать принципиально не стану, но получил искренне удовольствие от сравнительного анализа в чистом виде!
    Всем добрых выходных!
    1. Undecim
      Undecim 29 февраля 2020 11:49 Новый
      +6
      Интересно было сравнить два разных подхода к своим работам Авторов.
      Подход сегодняшнего автора хорошо известен. Берем каплю информации и долго размешиваем ее в бочке словесной воды. Получается большая статья с минимумом информации.
      В данном случае автор вроде бы поставил задачу осветить проекты модернизации винтовки Ag m/42, но из всех проектов с трудом осилил один.
      Во первых, если мы говорим о модернизации Ag m/42, то первым таким проектом был тот, в результате которого получили Ag m / 42B.
      А потом, кроме рассмотренных в статье были FM1957 в калибре 6,5x55 мм.
      1. Undecim
        Undecim 29 февраля 2020 11:55 Новый
        +4

        FM1957-60 под патрон 7,62x51 NATO.
        1. Undecim
          Undecim 29 февраля 2020 11:59 Новый
          +4

          GRAM 63 под патрон 7,62x51 NATO.
          1. Undecim
            Undecim 29 февраля 2020 12:05 Новый
            +3
            Что касается варианта Ag m / 42B под патрон 7,62x51 NATO, то он "имел практический смысл" и устанавливался на шведское безоткатное орудие Pansarvärnspjäs 1110 в качестве пристрелочного.
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 29 февраля 2020 07:17 Новый
    +2
    Интересно, если бы шведской армии пришлось повоевать в последние лет двести в каком либо значимом, крупном военном конфликте, появились бы на свет их неординарные разработки вооружений, вроде танка strv 103, автоматическая гаубица или вот эта винтовка - переделка?
    1. Английский тарантас
      Английский тарантас 1 марта 2020 01:06 Новый
      -2
      Сомневаюсь, принимавшие эти вооружение военные, конечно, имели представления о том, что им нужно, но постоянно их уводило куда-то в сторону, даже хорошее оружие умудрялись испортить. А разработчики шведского оружия, похоже, любители выдумок и халтурщики. Увы, оригинальность редко приводит к чему-то хорошему.
  4. Shelest2000
    Shelest2000 29 февраля 2020 11:28 Новый
    +5
    По поводу AG-42 можно уверенно сказать,что это творчески переработанная шведами советская СВТ-40.
    Интересная статья со сравнением этой шведки,СВТ-40 и Garand М1 или кто у кого что украл(зачеркнуто) скопировал. wassat
    https://www.yaplakal.com/forum2/topic1306194.html
  5. ИЛ-64
    ИЛ-64 29 февраля 2020 12:18 Новый
    +2
    Сразу подумал про СКС. Если бы железо от него уложить в новое ложе (что предлагается многими кастомными компаниями), сделать отъемный магазин, уйдя от обойменного заряжания, то он бы еще очень и очень послужил бы.
  6. Кonstanty
    Кonstanty 1 марта 2020 14:03 Новый
    +1
    У меня складывается впечатление, что мода была в значительной степени поставлена ​​на карту. Почему-то англичане остановились на полуавтоматической версии FN FAL - L1A1. В шведской винтовке было достаточно заработать какой-нибудь дополнительный обменный магазин на 20 патронов - этого хватило бы на несколько десятков лет - или, может быть, даже сегодня.
  7. Морской Кот
    Морской Кот 2 марта 2020 13:45 Новый
    +1
    Умилила Модификация Ag m/42B с "улучшенной эргономикой". Оторвать у п/п "Карл Густав" пистолетную рукоятку с плечевым упором и присобачить на полноценную винтовку... Хотелось бы понять, в чём именно здесь состоялось это самое улучшение.
  8. ИЛ-64
    ИЛ-64 2 мая 2020 19:34 Новый
    0
    Хочу что бы наши производители задумались о модернизации сотен тысяч СКС на складах. Делов то, сделать отъемный магазин и внедрить осекатель гильз, что бы они уходили не вверх, а вправо, препятствуя установки оптики