Кавказский призыв
Во-первых, полноценная призывная кампания в одном из самых проблемных российских регионов не проводилась, начиная с 1991 года. И призыв двадцатилетней давности проходил еще до распада Советского Союза. После провозглашения де-факто независимой Чеченской Республики Ичкерия и начала многолетнего противостояния сепаратистов и центральной российской власти, которое сопровождалось также многочисленными внутричеченскими противоборствами, о призывных кампаниях на регулярной основе речи быть не могло. Для их проведения необходимо было установление на территории республики полноценного государственного присутствия. Задача эта и в наши дни полностью не решена, поскольку зачастую работа властных институтов подменяется личными и неформальными механизмами принятия решений и согласования интересов. И сегодня преждевременно говорить о том, что полноценный призыв вернулся в Чечню.
Так, по данным республиканского военкомата, численность граждан призывного возраста на подведомственной территории составляет около 80 тысяч человек. При этом до сих пор не решена проблема прохождения воинской службы призывниками из Чечни за ее пределами. Однако, признавая все эти факты, нельзя не видеть и определенной динамики. В сентябре прошлого года заместитель начальника Генштаба российских вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов заявлял о том, что осенний призыв в Чечне должен пройти, как и в других субъектах РФ. В действительности же вся кампания свелась лишь к двум процедурам – медицинскому освидетельствованию и постановке на учет потенциальных рекрутов. В июле этого года был сделан пусть и скромный шаг вперед. В будущем году число призывников планируется увеличить, как минимум, вдвое по сравнению с нынешним показателем.
Нельзя также игнорировать и все предыдущие попытки организовать призыв из Чечни. Между тем, таковые предпринимались даже во время второй антисепаратистской кампании в 2000 году. Тогда порядка 20 человек было отправлено на службу в воинскую часть в Московской области. Однако этот опыт не увенчался успехом из-за конфликтов на национальной почве. Вторая попытка организовать призыв была предпринята в 2002 году. Чеченские призывники были направлены в части в Воронежской и Саратовской областях. Результат был также неутешительный. Еще через пять лет попытки проведения призыва из Чечни вызвали оживленную дискуссию и даже жесткую неприязнь внутри республики. Известные чиновники и общественные деятели (скорее всего, не без одобрения республиканских властей) выступили против прохождения службы призывниками во внутренних регионах РФ. При этом в таких подразделениях, как батальоны "Север", "Юг", "Восток", "Запад" этнические чеченцы служили по контракту. В августе 2008 года батальон "Восток" принимал участие в "пятидневной войне" с Грузией.
Во-вторых, июльский призыв нынешнего года в Чечне прошел вскоре после появления в СМИ информации от "высокопоставленного источника". 18 июня РИА "Новости" со ссылкой на анонимного представителя Минобороны сообщило, что в нынешнем году новобранцев из северокавказских республик (включая, естественно, и Чечню) не будут призывать в ряды вооруженных сил. Сообщалось также, что призыва избегут выходцы из Северного Кавказа, проживающие в других российских регионах. При этом такое решение мотивировалось якобы необходимостью противостоять "землячествам", построенным по этническому принципу и неуставным взаимоотношениям.
Надо сказать, что подобного рода "авторитетные мнения" уже не раз озвучиваются в СМИ. И далеко не всегда на условиях анонимности. Так, 15 апреля прошлого года на пресс-конференции, посвященной очередному весеннему призыву, военный комиссар Челябинской области Николай Захаров сделал сенсационное заявление. По словам военкома, в ряды российской армии не следует призывать выходцев из северокавказских республик. При этом в своем выступлении высокопоставленный чиновник в погонах сослался на соответствующее распоряжение из Генштаба, объяснив это решение необходимостью снижения межэтнической напряженности в армейской среде. Наличие некой "секретной директивы", якобы подготовленной российским генералитетом, широко обсуждалось журналистами. Впоследствии представители Минобороны опровергли сам факт существования "северокавказской директивы".
И, тем не менее, время от времени со стороны военного ведомства звучат заявления, которые можно трактовать, как определенное "прощупывание почвы". Или, как доказательство того, что Минобороны и Генштаб пока что не выработали некую единую линию поведения в отношении призывников из проблемных республик. Наверняка идея введения определенных ограничений на призыв выходцев из Северного Кавказа обсуждается в армейских верхах. Добавим к этому и время от времени возникающие дискуссии о введении моноэтнических воинских частей.
Тем временем, в марте прошлого года руководитель военной прокуратуры Сергей Фридинский без обиняков заявил, что сегодня в казармах "наводят свои порядки национальные банды", отметив при этом особую роль все тех же кавказцев. По мнению же военного прокурора Балтийского флота полковника Сергея Ципуштанова, из-за приостановки призыва военнослужащих из Северного Кавказа число инцидентов на флоте снизилось почти на треть.
В самом деле, межэтнические инциденты в российских воинских частях и подразделениях с участием выходцев из республик Северного Кавказа, к сожалению, уже не являются экзотикой. Слишком много фактов не говорят, а кричат об этом. В 2009 году прогремел случай на Балтийском флоте с участием дагестанских призывников. Через год массовая драка с участием выходцев с Кавказа произошла в подмосковной воинской части. Аналогичный инцидент случился в Пермском крае, где 120 военнослужащих из северокавказских республик отказались подчиняться приказу. В итоге пришлось даже обращаться к местным представителям мусульманского духовенства. Таким образом, нельзя сказать, чтобы мнение различных представителей военных структур возникло на пустом месте.
Но ведь армия – это не отдельная планета. Это просто определенный срез всего государства. И если сама государственная политика на Северном Кавказе ориентирована не столько на его всестороннюю интеграцию в общероссийские социальные и политические процессы, сколько на подержание лояльности со стороны местных элит, то почему мы должны ожидать от призывников принципиально иного поведения? Они просто повторяют на своем уровне тот тип взаимоотношений, который мы, увы, зачастую видим в общегосударственном масштабе. Как российский федеральный чиновник пускает ситуацию в республиках Кавказа на "самотек", делая поправки на "местные особенности", так же офицер или сержант поступают в казармах. В итоге вакуум власти заполняется неуставными взаимоотношениями, где право силы становится законом.
Сегодня российская армия стоит перед тем же выбором, что и российское государство. Или она берется за труд интегрировать северокавказских призывников, наводить порядок в казармах, то есть проводить ту же самую деприватизацию власти. Или она, уходя от решения острых проблем, продвигает "сепаратизм в погонах". Не будем также забывать и о социальном значении такого института, как армия. В полиэтничном государстве она становится важнейшим инструментом интеграции разных сегментов общества. Не стоит забывать, что для трудоизбыточного Кавказа с его высоким уровнем безработицы армия всегда была социальным лифтом. Убрать его, значит не только лишить себя потенциальных союзников, но и получить рост экстремистского подполья.
Заметим, что опыт разрешения подобных проблем отнюдь не уникален. После убийства известного негритянского проповедника и правозащитника Мартина Лютера Кинга чернокожие и белые солдаты армии США оставляли свои позиции во Вьетнаме и шли на "разборки" между собой. При этом в апреле 1968 года центр Вашингтона после серии расовых волнений выглядел не лучше, чем центр Грозного в 1995 году. Однако масштабная государственная работа по интеграции разных сегментов Америки в одну политическую нацию и преодолению сегрегации дали свой результат. В наши дни "расовый вопрос" остается крайне сложной социальной, но не актуальной политической проблемой.
Необходимо также понять, что преодоление армейской "дедовщины" и межэтнической напряженности будет успешным только тогда, когда государственная система в целом пойдет по пути оздоровления, укрепления законности, правопорядка и искоренения диктатуры пресловутого "пятого пункта". Только в этом случае призыв в армию перестанет быть "предчувствием гражданской войны". И станет наполненной содержанием конституционной обязанностью всех граждан страны.
Информация