Военное обозрение

Боевые самолеты. «Скотина», которая адская утка

27

История авиации — сложная штука, и порой очень непросто четко определить, плох был самолет или хорош. Или даже случалось такое, что самолет, сперва четко считавшийся отвратительным, проявлял себя так, что оставлял после себя добрую память.


В качестве примера можно привести американский бомбардировщик В-26 «Мародер», который сперва получил нелестное прозвище «вдоводел», а закончил войну в ранге одного из лучших фронтовых бомбардировщиков. Или очень спорный советский истребитель ЛаГГ-3, с помощью мотора воздушного охлаждения ставший Ла-5 и Ла-7, самолетами, по достоинству оцененными советскими летчиками.

Вот примерно так же вышло и с «Адским ныряльщиком». Вообще, к некоему мистическому ныряльщику в ад название самолета не имеет никакого отношения. Никакой мистики. «Хеллдайвер» — это всего-навсего утка. Пестроклювая поганка, обитающая в обеих Америках. Просто птичка, выдающаяся тем, что может очень глубоко и надолго нырять, проплывая под водой довольно приличные расстояния и выныривая неожиданно и со спецэффектами. Потому англичане прозвали утку «водяной ведьмой», а американцы «адским ныряльщиком».

У изделий фирмы «Кертисс» «Адский ныряльщик» имя было «прижившееся». Так называли палубные бомбардировщики, которые разрабатывались фирмой.

Первый, «Кертисс» F8C, появился еще в 1929 году. Он считается родоначальником класса палубных пикировщиков не только в США, но и во всем мире. Естественно, это был биплан.

Боевые самолеты. «Скотина», которая адская утка

Затем, в 1935 году, ему на смену пришел разведчик-бомбардировщик SBC, также выполненный по бипланной схеме, но более продвинутый, с убирающимся шасси и закрытой кабиной. И SBC вошел в историю в качестве последнего биплана, состоявшего на вооружении американского флота.


Ну и третьим «ныряльщиком» стал наш герой.


Вообще, в 1938 году на вооружение ВМФ США был принят пикирующий бомбардировщик SBD «Донтлесс» производства «Дугласа». Машина была вполне современной, моноплан с закрытой кабиной, убирающимся шасси и неплохими летными характеристиками, но что-то побудило флотское командование объявить тактико-технические требования к новому палубному пикировщику с еще более высокими характеристиками.

Американский флот хотел новый бомбардировщик, с увеличенной скоростью, дальностью полета и бомбовой нагрузкой.

Стандартной боевой нагрузкой «Донтлесса» являлась 500-фунтовая (227 кг) авиабомба, однако в конце 30-х годов этот боеприпас уже не считался достаточным для потопления крупных военных кораблей. В соответствии с требованиями на новом бомбардировщике бомбовый груз увеличивался ровно вдвое — либо одна 1000-фунтовая (454 кг) бомба, либо две 500-фунтовых.

Но самым жутким требованием для новой машины стали размеры. Многие фирмы отказались даже пробовать строить самолет, который должен был вписаться в геометрические требования протокола.

Платформой преткновения стала платформа стандартного авианосного лифта-самолетоподъемника на авианосце — 12,2 х 14,6 метра. Флотские командиры категорически настаивали на том, что на этой платформе должны были размещаться ДВА самолета.

В итоге осталось всего два желающих побороться за контракт. «Кертисс» и «Брюстер».


Самолет «Кертисса» сразу озадачил инженеров, продемонстрировав слишком высокую скорость сваливания и низкую путевую устойчивость. Пришлось вступить в сражение с самолетом, который толком не начал летать.

От первого недостатка избавились увеличением площади крыла с 35,9 до 39,2 кв. м и установкой автоматических предкрылков, которые выпускались и убирались синхронно с шасси.

Со вторым было сложнее, потому что классический способ повышения устойчивости путем удлинения хвостовой части фюзеляжа тут не годился из-за уже упоминавшихся габаритных лимитов. «Хеллдайвер» и так получился очень коротким и очень толстым. Пришлось решать проблему увеличением площади хвостового оперения.


Зато очень хорошо удалось порезвиться в плане вооружения. Тут янки из «Кертисса» оторвались на всю катушку, отправив в прошлое бомбу в 500 фунтов на внешней подвеске «Доунтлесса».

В объемном бомбоотсеке толстяка «Хеллдайвера» запросто помещались две 500-фунтовые или одна 1000-фунтовая бомба. Чтобы избежать попадания сброшенных бомб в винт на пикировании, их подвешивали на специальных качающихся трапециях.

А дальше начинались чудеса, которые позволял «Райт-Циклон» R-2600-8 мощностью 1700 л.с. В перегрузочном варианте при ограниченном запасе топлива можно было подвесить 1600-фунтовую (726 кг) бомбу или авиаторпеду Мк.13. В этих случаях створки бомбоотсека оставались полуоткрытыми, что заметно снижало летные данные, зато можно было бабахнуть от души.

Но и со стрелковым вооружением был порядок. Два синхронных 12,7-мм «Браунинга» установили над двигателем и еще два — в центроплане крыла, вне диска вращения винта. Для защиты задней полусферы служила спарка «Браунингов» калибра 7,62 мм на кольцевой турели стрелка-радиста.

Чтобы увеличить сектор их обстрела, самолет оборудовали модной новинкой того времени — складным, убирающимся вниз гаргротом, прозванным «черепахой».


Вообще, по проекту на «Хеллдайвере» хотели установить стрелковую башню по типу той, что стояла на «Эвенджерах», но она попросту не влезла и от башни пришлось отказаться.

Летные испытания начались 18 декабря 1940 года. Отчеты испытателей были весьма противоречивы. С одной стороны, самолет продемонстрировал реально неплохие летные данные. Максимальная скорость достигала 515 км/ч — довольно высокий по тем временам показатель для бомбардировщика. Но при этом машина оказалась недостаточно устойчивой по всем трем осям и плохо управляемой на малых скоростях. Это было особенно печально, потому что требовалось именно на таких скоростях сажать самолет на палубу авианосца.


А между тем под грохот взрывов бомб в Жемчужной гавани Перл-Харбора Америка вступила во Вторую мировую войну.

Новые бомбардировщики понадобились ей срочно и в больших количествах. А выбирать было не из чего. Второй участник конкурса, самолет «Брюстера», «Буканир», на деле оказался еще хуже «Хеллдайвера». Его все-таки запустили в серию, но ни одна из 750 построенных машин не попала на фронт. Не рискнули и использовали самолет в качестве учебного или буксировщика мишеней.

И вот тут американцы решили рискнуть по полной. Так как выход оставался только один, а именно доводить «Хеллдайвер» до ума, потому что результаты испытаний ну никак нельзя было назвать удачными. И было принято весьма рисковое решение: запустить «Хеллдайвер» в серию, а дальнейшие испытания и внесение необходимых изменений в конструкцию должны были идти параллельно с серийным выпуском!

Расклад был весьма рискованный. Но в июне 1942 года первый серийный SB2C-1 сошел с конвейера.


SB2C-1 довольно сильно отличался от прототипа, причем не только в лучшую сторону.

Под консолями крыла укрепили пилоны для подвески двух 100-фунтовых (45-кг) бомб, дополнительных 220-литровых топливных баков или пулеметных контейнеров. 12,7-мм синхронные пулеметы, стоявшие над мотором, перенесли в центроплан, а турельные 7,62-мм «Браунинги» заменили одним «Браунингом» 12,7 мм.

Из оборудования добавили радиокомпас и противокорабельный радар ASB.

Защиту тоже усилили, установив лобовое бронестекло и бронеспинку пилоту, забронировав место стрелка-радиста, топливные баки были протектированы.

Доработали «Хеллдайвер» на 1360 кг. Это не могли не отразиться на его летных данных. Максимальная скорость упала с 515 до 452 км/ч, а посадочная (не забываем, это палубный самолет!) возросла со 111 до 127 км/ч.

И тем не менее, флотскому руководству деваться было некуда. Пока на полях, точнее, акваториях сражений «Донтлессы» по-прежнему из последних сил выполняли боевые задачи, командование ВМС США заказало 4 000 «Хеллдайверов.


Первые "Хеллдайверы" начали поступать в строевые части только поздней осенью 1942-го. Первыми новые самолеты получили авиаэскадрильи авианосцев «Эссекс», «Банкер-Хилл» и «Йорктаун».

И началось родео…




Летчики, привыкшие к чрезвычайно послушному и легкому в управлении «Донтлессу», изрядно намучились с более строгим и сложным «Хеллдайвером». Аварии при посадках на палубу стали обычным явлением, а самолет получил обидное прозвище «Beast», что можно перевести как «чудовище» или просто «скотина».

Всю зиму 1942-43 годов на авианосцах продолжалось родео. Летчики кувыркались на палубах авианосцев, рвали тормозные тросы, врезались в надстройки и вылетали за борт, пытаясь обуздать «скотину». Кое-кто уже начал поговаривать, что «Хеллдайверы» надо как можно скорее отправить на свалку и вернуть старый добрый «Донтлесс».

А потом… Потом начало получаться!

Постепенно пилоты привыкли к повышенной посадочной скорости «Хеллдайвера» и его тугой маневренности, и пришло время пойти в бой.


Боевое крещение «скотины» состоялось 11 ноября 1943 года. Эскадрилья VB-17 с авианосца «Банкер Хилл» участвовала в налете на Рабаул — крупнейшую японскую военно-морскую и военно-воздушную базу в южной части Тихого океана.

Налет прошел более чем успешно. Американцы потеряли два самолета, потопив эскадренный миноносец «Суцунами», крейсера «Агано», «Юбари» и еще три эсминца повредили.


Следующей боевой операцией "Хеллдайверов" стала воздушная поддержка десанта на атолл Тарава, которая прошла более чем успешно. В основном благодаря очень слабой ПВО японцев.

Но успехи «Хеллдайверов» над Рабаулом и Таравой значительно улучшили репутацию самолета, и флотское командование сделало окончательный выбор между «Хелдайвером» и «Донтлессом», и в январе 1944 года начался быстрый процесс замены старых пикировщиков на новые.

На «Кертиссе» тем временем продолжали работать над самолетом, улучшая его. Весной 1944-го в эскадрильи начала поступать новая модификация «Хеллдайвера» SB2C-1C. Последняя буква «С» в ее индексе означала cannon, то есть модификация была пушечная.


В центроплане крыла у этой модификации удалось разместить вместо четырех крупнокалиберных пулеметов две 20-мм пушки «Испано» с просто шедевральным боекомплектом — по 800 снарядов на ствол. Было выпущено более 700 самолетов этой модификации.

Была предложена флоту поплавковая версия «Хеллдайвера».


Сперва флот заинтересовался машиной и даже заказал 294 серийных экземпляра, но затем решили, что особой необходимости в таком самолете нет, и заказ аннулировали.

Выпускалась, кстати, и сухопутная версия, без морского оборудования и складывающихся крыльев. А-25 выпустили в количестве 410 машин и передали в Корпус морской пехоты США.

В целом же, несмотря на довольно грустное начало, «Хеллдайвер» стал самым массовым флотским пикирующим бомбардировщиком.

Сложно сказать сегодня, насколько в «Кертиссе» отработали ошибки и улучшили самолет, но тут просто выбор был невелик. Точнее, его не было совсем, и американские пилоты садились за штурвалы этого самолета и выполняли свой долг.

Всю вторую половину войны «Хеллдайверы» летали над всем тихоокеанским театром военных действий в качестве разведчиков, штурмовиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. С той или иной долей успеха.

Бывали и откровенно неудачные операции, например, в битве у Филиппинских островов из 50 самолетов этого типа было потеряно 41. Но вообще самолет был довольно крепким орешком для японских истребителей.

Был «Хеллдайвер» «адской уткой» или все-таки «скотиной»? Британцы вот не оценили, и от предложенных по ленд-лизу «Хеллдайверов» отказались.


В Соединенных Штатах на палубах авианосцев и береговых аэродромах «Хеллдайвер» числился боевым самолетом до 1948 года, после чего был снят с вооружения. Часть бомбардировщиков передали в Италию и Францию, и именно французские оставались последними летающими машинами этого типа, успев повоевать в Индокитае.


Так что здесь ситуацию можно даже сравнить с нашими летчиками, которые воевали не на чем хотелось бы, а на том, что было. Так и американцы, воевали на «Хеллдайверах», и воевали успешно.

Наверное, все-таки больше утка, чем скотина…


ЛТХ SB2C-1С

Размах крыла, м: 15,16
Длина, м: 11,18
Высота, м: 4,01
Площадь крыла, м2: 39,20

Масса, кг
— пустого самолета: 4 590
— нормальная взлетная: 6 203

Двигатель: 1 х Wright R-2600-8 «Cyclone» х 1700 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 462
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Практическая дальность, км: 1 786
Максимальная скороподъемность, м/мин: 533
Практический потолок, м: 7 370
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— две крыльевые 20-мм пушки
— два 7,62-мм пулемета в задней кабине
— до 907 кг бомбовой нагрузки в фюзеляже и на подкрыльных креплениях или торпеда Mk.13.
Автор:
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Oberleutnant
    Oberleutnant 13 января 2020 18:19 Новый
    +9
    Интересная статья. Спасибо за взгляд на историю.
  2. svp67
    svp67 13 января 2020 18:32 Новый
    +7
    Налет прошел более чем успешно. Американцы потеряли два самолета, потопив эскадренный миноносец «Суцунами», крейсера «Агано», «Юбари» и еще три эсминца повредили.
    Выдающийся результат. Интересно чья тут заслуга больше, американцев или японцев?
  3. Фил77
    Фил77 13 января 2020 18:33 Новый
    +4
    Всем вечера доброго!Согласен,статья удалась.Прочёл с интересом,спасибо!
    1. Dooplet11
      Dooplet11 13 января 2020 19:27 Новый
      +12
      Она удалась не Роману, а автору с Айрвара. Чем меньше изменений первоисточника, тем удачнее "статьи" Романа.
  4. Dooplet11
    Dooplet11 13 января 2020 18:45 Новый
    +7
    автоматических предкрылков, которые выпускались и убирались синхронно с шасси.
    - это бред. Роман, прежде чем писать про авиацию, Вам надо хотя бы пройти минимальный ликбез по теме.
  5. sivuch
    sivuch 13 января 2020 18:59 Новый
    0
    А какое бронирование ? Наверно , стандартные полдюйма ?
  6. Dooplet11
    Dooplet11 13 января 2020 19:00 Новый
    +6
    Постепенно пилоты привыкли к повышенной посадочной скорости «Хеллдайвера» и его тугой маневренности,
    - может , всеже, управляемости? Как в первоисточнике-то было, а, Роман?
  7. DimanC
    DimanC 13 января 2020 19:09 Новый
    +6
    Эх, Роман, Роман.... опять почти дословное перепечатывание... Хотя не совсем - забыли про флотскую расшифровку SB2C laughing
    1. Комментарий был удален.
      1. DimanC
        DimanC 26 января 2020 19:25 Новый
        +1
        Да, она самая drinks
        1. САША СТАРЫЙ
          САША СТАРЫЙ 26 января 2020 19:33 Новый
          0
          просто когда-то увлекался авиацией - запомнилось hi
          1. DimanC
            DimanC 26 января 2020 19:36 Новый
            +1
            У меня так же smile
  8. Комментарий был удален.
  9. Dooplet11
    Dooplet11 13 января 2020 19:13 Новый
    +7
    У Романа:

    Постепенно пилоты привыкли к повышенной посадочной скорости «Хеллдайвера» и его тугой маневренности,


    На Айрвар:
    Но в конце концов что-то начало получаться. Пилоты постепенно привыкли к повышенной посадочной скорости "Хеллдайвера" и научились выполнять заход на палубу с учетом его относительно низкой маневренности.

    Копипаст почти один в один. Первоисточник:http://www.airwar.ru/enc/sww2/sb2c.html
    1. Садовник
      Садовник 13 января 2020 21:26 Новый
      0
      Все новое хорошо забытое старое https://topwar.ru/73280-tvar-mnogocelevoy-pikirovschik-sb2c-helldayver-.html
      1. Комментарий был удален.
      2. Dooplet11
        Dooplet11 14 января 2020 14:23 Новый
        +1
        В том старом есть сноски на первоисточники. В отличии от "нового". wink
    2. NF68
      NF68 14 января 2020 14:54 Новый
      0
      Цитата: Dooplet11
      У Романа:

      Постепенно пилоты привыкли к повышенной посадочной скорости «Хеллдайвера» и его тугой маневренности,


      На Айрвар:
      Но в конце концов что-то начало получаться. Пилоты постепенно привыкли к повышенной посадочной скорости "Хеллдайвера" и научились выполнять заход на палубу с учетом его относительно низкой маневренности.

      Копипаст почти один в один. Первоисточник:http://www.airwar.ru/enc/sww2/sb2c.html


      Творит Роман не покладая рук. И все это ему на ВО постоянно прокатывает.
  10. destiny20
    destiny20 13 января 2020 19:36 Новый
    -4
    Спасибо за статью! прочел на одном дыхании
  11. Лексус
    Лексус 13 января 2020 20:08 Новый
    +3
    Роман, спасибо за статью!
    Мне вот эта картинка с "Хеллдайвером" запала в душу.
  12. L-39NG
    L-39NG 13 января 2020 20:32 Новый
    +12
    Простите за отступление в область зоологии. Микроуточнение Helldiver это не утка, по-русски это Черношейная поганка. Водоплавающая, конечно. Но это так, к слову.
    1. MooH
      MooH 15 января 2020 11:47 Новый
      +2
      А если отступить в область филологии, то «Beast» перевести как «чудовище» еще можно, а как просто «скотина» уже совсем никак. Для скотины, совсем другое слово в английском используется. В данном случае, я бы предложил перевести слово «Beast», как «зверюга», хотя возможны варианты.
  13. Комментарий был удален.
  14. bandabas
    bandabas 13 января 2020 23:40 Новый
    0
    Были эксперименты- стали результаты.
    1. Комментарий был удален.
  15. certero
    certero 14 января 2020 03:11 Новый
    0
    Эх, нам бы такие движки. Представляете какой бы штурмовик у нас получился.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 14 января 2020 12:19 Новый
      +3
      Цитата: certero
      Эх, нам бы такие движки. Представляете какой бы штурмовик у нас получился.

      Так к этим движкам ещё топливо нужно соответствующее. А у нас перед войной даже Б-78 не хватало - нефтянка по плану обещала поставить менее четверти от потребностей мирного времени. Единственное, с чем не было проблем - так это с Б-70... вот только ВВС он уже был особо не нужен - самолёты с движками под этот бензин считались устаревшими и шли под списание.
      1. NF68
        NF68 14 января 2020 16:10 Новый
        +2
        Цитата: Alexey RA
        А у нас перед войной даже Б-78 не хватало - нефтянка по плану обещала поставить менее четверти от потребностей мирного времени.


        И с Б-74 положение было не на много лучше:

        Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6%, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8%{297}.

        http://militera.lib.ru/research/melia_aa/10.html
  16. Доктор Зло
    Доктор Зло 14 января 2020 17:05 Новый
    +1
    "Следующей боевой операцией "Хеллдайверов" стала воздушная поддержка десанта на атолл Тарава, которая прошла более чем успешно. В основном благодаря очень слабой ПВО японцев."
    Воздушная поддержка может и прошла более чем успешно, только десант на Бетио попал в мясорубку.
  17. Альф
    Альф 14 января 2020 19:32 Новый
    0
    американский бомбардировщик В-26 «Мародер», который сперва получил нелестное прозвище «вдоводел», а закончил войну в ранге одного из лучших фронтовых бомбардировщиков.

    Роман, а почему Вы посчитали Мародера одним из лучших ? Чем он был так хорош ?
  18. Gissar4537
    Gissar4537 25 января 2020 11:26 Новый
    0
    Спасибо за статью! Очень интересно и развернуто!
  19. Chukcha
    Chukcha 19 февраля 2020 19:46 Новый
    0
    Хорошая статья, порадовало.