From the history of the creation of pistols Makarov and Stechkin


Today, our country boasts a large number of modern models of pistols, differing in caliber, operating principle and other tactical and technical parameters. However, those rifle models are still of particular interest. weaponsthat have served the security forces for decades. These are the legendary “veterans” - Makarov’s pistol and Stechkin’s automatic pistol.


The Makarov system pistol (aka PM, the legendary Makar, Makarov pistol) has been widely used for many years in the Armed Forces and law enforcement agencies of the Soviet Union and countries of Eastern Europe. Currently, PM is gradually replacing the modern Yarygin pistol. Nevertheless, many years of experience using the Makar in a variety of conditions showed that it still remains a formidable and well-aimed weapon in the hands of a professional.

The Stechkin or APS automatic pistol, along with the PM, is the “visiting card” of the Soviet arms industry. Despite the fact that it was adopted more than sixty years ago, this gun continues to be a favorite among special forces soldiers to this day.

How the PM and APS pistols appeared and why some myths about them are unfair, will tell military historian Andrei Ulanov, a guest of TacticMedia.

Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

20 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Strashila 13 January 2020 14: 24 New
    • 3
    • 5
    -2
    Makarov and Stechkin, these are not only pistols, but also brands. which effective managers cannot use.
    The fact that for 30 years they really couldn’t offer anything speaks for itself.
  2. major147 13 January 2020 14: 32 New
    • 1
    • 0
    +1
    I was wearing APS constantly. Once in the 90s he specifically bailed out with his own look!
  3. Mordvin 3 13 January 2020 14: 33 New
    • 1
    • 0
    +1
    And Makar initially had a slightly different handle. Where better. IMHO. After that I hide ... sad
  4. Vovanya 13 January 2020 15: 10 New
    • 1
    • 1
    0
    They don’t win wars with pistols, they start them (shot in Sarajevo).
    1. Paul Siebert 13 January 2020 16: 09 New
      • 5
      • 7
      -2
      Hitler shot himself from Walter PP, the prototype of the PM.
      So the pistols also put an end to the war!
  5. Sergey Averchenkov 13 January 2020 17: 22 New
    • 0
    • 6
    -6
    "and well-aimed weapons." Maybe I’m a really bad shooter from the short barrel, but according to my feelings ... from a Makar from 10 meters you can get into the door.
    1. Ros 56 13 January 2020 17: 31 New
      • 4
      • 1
      +3
      Who like, and who could put a couple of bullets in the keyhole. good soldier
      1. Sergey Averchenkov 13 January 2020 17: 40 New
        • 0
        • 1
        -1
        Maybe so, I do not insist.
    2. Ingenegr 14 January 2020 01: 24 New
      • 2
      • 0
      +2
      Not really bad, but disgusting. The standard of the 1st category in exercise PB-3 is 30 shots at target N4 at a range of 25 m - 280 points. Dimension "10" - 10 cm, "9" - 20 cm. Until recently, this exercise was shot exclusively from the PM, and the expense of first-rate students went to a lot of thousands. Thousands of people had and have the titles of CCM and MS (285 and 290 points respectively). At the Dynamo CS competitions (3 sighting shots + 10 credits), results for 90 or more points were always the norm.
      1. Sergey Averchenkov 14 January 2020 02: 26 New
        • 1
        • 2
        -1
        Mass weapons should be designed for the average shooter. What do you tell me about the CCM? Although I may be much worse than the average ... but in fact with AK, SKS, any other gun, everything is fine with me. Apparently not fate.
        1. dgonni 14 January 2020 17: 27 New
          • 1
          • 1
          0
          My second was makar. The first Kalash. So there you go! From my full-time staff, I never even shot at good. From the partner’s trunk elementary. Although he shot well from both his and mine.
  6. beeper 14 January 2020 01: 35 New
    • 2
    • 0
    +2
    Andrei Ulanov correctly described his story- "a short excursion into the history of Makarov and Stechkin pistols", it is, small, and from the point of view of the IPSC shooter, not the engineering one! request
    I watched this video a long time ago, at the time of its release on Youtube, Andrei also has his own account on YouTube- “Maybe we fuck it?” - there, in his recent videos, there’s a conversation specifically about Makarov’s pistol. yes
    In principle, as a shooter, and not a constructor, he did not mention the structural zest of the PM (he said even less about Stechkin), as well as, in general, he didn’t even reveal the history of the creation of these famous Soviet pistols, so it wasn’t serious ... it was possible to tell a lot of interesting things to my listeners (at least how much it was difficult for NF Makarov, then his young ward in design bureau-gunsmith I.Ya. Stechkin, to cope with " round-eyed “somersaulting 9x18 mm pistol cartridge when working out reliable feeding into the chamber chamber, respectively, from a single-row and two-row magazine, as I had to search and find, completely unobvious, ways to solve this difficult and“ picky ”technical problem — new generations are now learning from these examples Russian weapons designers! yes
    on the mechanism of self-cocking of the trigger PM and APS, it was necessary to draw the attention of listeners, both with their own "zest"! e.g. representatives sect of witnesses of Makarov’s copy of Walter’s copy, just like the sect of witnesses of Kalashnikov’s copy of Sturmgever’s (as for me, the most important thing in breech-loading firearms is the barrel bore locking system, which participated in the development of Hitler’s stormtrooper Schmeisser licked from our Tokarevsky rifle "SVT", and the similar appearance of the AK, which went into a series of layout options, and the general concept of a "hung heavy shutter frame with a light shutter" are an investigation, like the 30-round box magazine used on AK, from the Sudaev machine gun AC-44 and design testament untimely deceased military engineer Aleksey Ivanovich Sudaev!) " ) are mostly repelled by a “similar” appearance (although, in my opinion, outwardly our Makarov looks more like a German Sauer, only with a Waltherian trigger-lock-shutter, and not with a separate Sauer-lock slider-lock? winked ), but they miss some fundamental differences in the internal structure — the Makarov samovzvod, and the USM as a whole, completely different from the Walter one in design — this is an independent development of Nikolai Fedorovich, the same with the design of the USM APS Igor Yakovlevich, which allowed to reduce, although not enough, too high a rate of automatic shooting!), if at least a little preparation for the shooting of video, but alas. request
    1. beeper 14 January 2020 02: 03 New
      • 0
      • 0
      0
      By the way, Bolotin’s book “Soviet Small Arms” (a lifetime edition and a reprint in Soviet times!) Is also stated (partly by hints, after which I had “long-playing” questions that I was looking for, and even tried to think up for myself in our Soviet "military secrets", reliable answers! winked ) the history of the creation of the PM and APS (although, in the illustration for the pistol section, the prototype of the Stechkin pistol with the location of the return spring under the barrel, with a very recognizable design, common with the serial model of the APS, was for some reason Bolotin designated as Voevodin’s gun, but this is only the author’s , Bolotin’s, costs that seem to be tiny “flowers” ​​in comparison with the absolutely utter “buttocks” of the posthumous, “improved and supplemented”, commercial “reprint” of this famous Soviet book request ).
      I personally liked the story of Makarov’s pistol, which was narrated in one of the old-time (late “saints” 90s-early “zero” years) episodes of the “Shock Force” series of NTV!
      It was there that I heard the phrase (whoever looks at that issue will definitely understand what the design “chip” was, which determined the well-deserved triumph of Nikolai Fedorovich Makarov and the competitive winner-author prototype “concept” of the future PM-the result of tremendous common labor and tireless creative search for thousands of Soviet gunsmiths -constructors, technologists, industrial managers and simple workers, testers and military representatives, .... many, many indifferent creators of the defense industry of the USSR, who fruitfully worked on the "raw" initial model of weapons (which embodied, as yet, in the "uncut form" ", a brilliant nugget-design and the main technical solutions of its Author!), stubbornly and persistently bringing it to the state of a sparkling brilliant-combat, super-reliable, mastered in mass production, literally won the fading respect of its users The Makarov Pistol, as we now know it!), Which finally answered the question that interested me all the Soviet and post-Soviet years that passed after reading Bolotin’s book and a thematic article in the Soviet Military Knowledge magazine. smile
      1. beeper 14 January 2020 02: 46 New
        • 1
        • 0
        +1
        The reliable Makarovskaya latch of the store never limited me — the store got out in one motion (you cling with your index finger to the front protrusion of the store’s cover and pull it out of the handle, and with a big click on the latch and voila, it hardly takes a second if you work it out " to automatism "and" to speed ", of course, when the pistol grip with one hand and the other is free!), since before the PM I already had well-developed skills with similar latches in the lower part of the handle (I had very little to do with TT, and not from the very beginning, therefore there was no habit to the “button”).
        I didn’t shoot from Stechkin, but I brought it from Makarov!
        I consider the PM to be the best Soviet pistol due to the structurally motionless (“tightly” fixed in the pistol frame) barrel, air-conditioned cartridges of one batch of release, “Makarov” is guaranteed to go where you aim, there is no chance of accidental bullet deflection due to some disturbances during barrel rollback (which exists in systems with short barrel travel).

        It was necessary, during the Union, to shoot from the army and from the police (they were usually less worn out, so the descent was more tight and, according to the sensations, "rough", not as "designed" as those who had seen types of army samples smile ) “Makarovs” - never failed, not a single misfire, not a single delay (The designer provides for large “openings”, gaps in the guides, and constructive “sinuses” are arranged for dirt (and powder deposit) that inevitably gets inside so that it does not interfere with functioning mechanisms and supply of cartridges!)! good

        In my engineer’s design view, with the conceptual rejection of the requirement to provide automatic firing in bursts, the Stechkin pistol, during its creation, could be significantly simplified and facilitated, even with the same barrel length and magazine capacity!
        It could turn out to be really balanced (in terms of weight and dimensions, simplicity of the device and technological effectiveness — cheapness in large-scale and mass production (rather than costly “individually selective” manual assembly and fitting of each APS pistol by a highly qualified fitter, specific one worker, from the start of assembly to surrender of the finished "Stechkin" OTK-literally exclusive pistols, precious at a cost, were obtained!) by production, ease of use and firepower) by an army pistol suitable for lightly arming crews of combat and support vehicles (all types), machine gunners, grenade launchers, snipers, sappers, aircraft manufacturers and art correctors ....
        But, apparently, the captured Mauser automatic pistol and its automatic Spanish clone Astra were too weighed down by Artcom and high-ranking customers (or rushed about inexplicably) - even the unreasonably overcomplicated weak Frommer self-loading Hungarian pistols were tested at home as possible prototype??!)??! winked
        1. Mordvin 3 14 January 2020 17: 41 New
          • 1
          • 0
          +1
          And Comrade Makarov also came up with a canning machine.
          1. beeper 14 January 2020 19: 17 New
            • 1
            • 0
            +1
            Quote: mordvin xnumx
            And Comrade Makarov also came up with a canning machine.

            hi And also, in partnership with comrade N.M. Afanasyev, our famous AM-23 air gun!
            And he attached his Talent to the creation of the ATGM "Fagot" and ATGM "Competition"! yes
            During the war, Nikolai Fedorovich ensured the release of PCA at the plant in Vyatskiye Polyany, first as a shift foreman, and then as a leading designer!
      2. John22 16 January 2020 21: 39 New
        • 1
        • 0
        +1
        The same goes for AK. And then only MTK is praised. Workers and technologists brought to mind their plan.
        1. beeper 17 January 2020 02: 22 New
          • 1
          • 0
          +1
          hi Mikhail Timofeevich did not completely deny in his oral and written memoirs, but warmly recalled (even surnamely) the help of his colleagues at the NIIPSMVO, gunsmiths-Kovrovites and Izhevsk people in finalizing the design and putting the AK machine into production!
          Indeed, even to bring “to mind” the seemingly simplest shutter striker, not only Kalashnikov himself, but many, many gunsmiths and testers, had to pretty much smash his head, analyzing, and do a huge amount of experimentation-testing of design options and manufacturing technology ....
          It was the same with the Makarov pistol when putting it into production and trial operation of the first batches! Even externally, for example, the initial configuration of the pistol frame, there were changes.
          Not to mention, I list offhand about the abolished automatic sending function (which turned out to be a prerequisite for random shots! I hope that these “lessons of the first PM” were taken into account in Kozlov’s new pistol “Boa” ?! winked ) the cartridge into the chamber when changing the empty magazine and the shutter, standing on the shutter lag, on the implementation of the function "release the trigger" (for the same purpose of protecting against accidental shots), the door was removed (in the frame on the right) to remove the trigger, an additional slider was added fastening the mainspring to the frame of the gun (which made it possible to more rationally distribute workloads in the area of ​​the weakened one, with a screw hole, its cross sections), the design was changed and the manufacturing technology of a two-feather flat mainspring was developed, ....
          To refine the manufacturability of the design of absolutely all the details and manufacturing technology that provides the specified strength and durability, optimal cost / effectiveness in large-scale and mass production of PM, in general, the Huge and Mega-Cost Work was carried out, possible only with a socialist planned organization of labor!
          Yes, a lot of things, a priori unattainable by one person, even very talented, were done by thousands of modest and inconspicuous workers of the “defense industry”, so that the original PM winner of the post-war competition turned into that high-quality, super-reliable and excellent Soviet “Makarov Pistol”, which we knew in the end of the 70s and the beginning of the 80s, at the top of the power of our Soviet Motherland, before the beginning of the "perestroika" perturbations, including the introduction of the Gorbachev "state acceptance" instead of thoughtful, competent and demanding military representatives!
  7. Undecim 14 January 2020 22: 24 New
    • 2
    • 0
    +2
    Today, our country boasts a large number of modern models of pistols
    Can it boast of a large number of models, besides modern ones?
    And in service with the PM 1951. Paradox.
  8. tolancop 10 March 2020 16: 00 New
    • 0
    • 0
    0
    Quote: pishchak
    ... Yes, a lot of things, a priori unattainable by one person, even very talented, were done by thousands of modest and inconspicuous workers of the “defense industry”, so that the initial PM winner of the post-war competition turned into that high-quality, super-reliable and excellent Soviet “Makarov Pistol”, which we knew at the end of the 70s and the beginning of the 80s, at the top of the power of our Soviet Motherland, before the start of the "perestroika" perturbations, including the introduction of the Gorbachev "state acceptance" instead of thoughtful, competent and demanding military representatives! ...

    1. There are a lot of materials regarding the quality of PM. They wrote people who actually used the gun. To summarize, the highest quality pistols were made until the mid 70's ...
    2. As far as I know, the introduction of state acceptance did not lead to the abolition of the institution of military representatives. In any case, I had to hand over products to military representatives just in the heyday of state acceptance.
    3. Regarding the combat qualities of the PM, there are polar opinions: from full satisfaction to complete rejection. I believe that there is no contradiction in this: PM, like any tool, is optimal for a certain job. .... In addition, PM was used successfully and for other purposes .... to open a bottle of beer, for example. OBKhSS employees used the PM to check the weights in stores instead of the reference weights - since the weight of the PM was known to a gram and was always at hand. Maybe they used it somehow ...

Военное обозрение

Из истории создания пистолетов Макарова и Стечкина

20

На сегодняшний день наша страна может похвастаться большим количеством современных моделей пистолетов, различающихся по калибру, принципу действия и другим тактико-техническим параметрам. Однако до сих пор особый неугасающий интерес представляют те модели стрелкового оружия, которые не одно десятилетие служили силовым структурам. Это легендарные «ветераны» - пистолет Макарова и автоматический пистолет Стечкина.


Пистолет системы Макарова (он же ПМ, легендарный "Макар", пистолет Макарова) на протяжении многих лет широко использовался в Вооружённых силах и органах правопорядка Советского Союза и стран Восточной Европы. В настоящее время ПМ постепенно вытесняет современный пистолет Ярыгина. Тем не менее, многолетний опыт использования "Макара" в самых разных условиях показал, что он по-прежнему остаётся грозным и метким оружием в руках профессионала.

Автоматический пистолет Стечкина или АПС наряду с ПМ является «визитной карточкой» советской оружейной промышленности. Несмотря на то, что его приняли на вооружение более шестидесяти лет назад, этот пистолет и по сей день продолжает оставаться любимцем у бойцов спецподразделений.

Как появились пистолеты ПМ и АПС и почему некоторые мифы о них являются несправедливыми, расскажет военный историк Андрей Уланов, гость TacticMedia.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Strashila
    Strashila 13 января 2020 14:24 Новый
    -2
    Макаров и Стечкин, это не только пистолеты, но и бренды. которыми эффективные менеджеры не могут пользоваться.
    Сам факт, что за 30 лет толком не смогли ни чего предложить говорит само за себя.
  2. майор147
    майор147 13 января 2020 14:32 Новый
    +1
    Был у меня на постоянном ношении АПС. Один раз в 90-х конкретно выручил одним своим видом!
  3. мордвин 3
    мордвин 3 13 января 2020 14:33 Новый
    +1
    А у Макара была вначале немного другая рукоятка. Куда как лучше. ИМХО. После этого я прячусь... sad
  4. Vovanya
    Vovanya 13 января 2020 15:10 Новый
    0
    Пистолетами войны не выигрывают, ими начинают (выстрел в Сараево).
    1. Пауль Зиберт
      Пауль Зиберт 13 января 2020 16:09 Новый
      -2
      Гитлер застрелился из "Вальтера ПП" - прообраза ПМ.
      Так что пистолеты также ставят точки в войне!
  5. Сергей Аверченков
    Сергей Аверченков 13 января 2020 17:22 Новый
    -6
    "и метким оружием". Может я совсем плохой стрелок из короткоствола, но по моим ощущениям... из макара с 10 метров в дверь можно попасть.
    1. Ros 56
      Ros 56 13 января 2020 17:31 Новый
      +3
      Кто как, а кто и в замочную скважину мог пару пуль всадить. good soldier
      1. Сергей Аверченков
        Сергей Аверченков 13 января 2020 17:40 Новый
        -1
        Может и так, я не настаиваю.
    2. Ingenegr
      Ingenegr 14 января 2020 01:24 Новый
      +2
      Не совсем плохой, а отвратительный. Норматив 1-го разряда в упражнении ПБ-3 - это 30 выстрелов по мишени N4 на дальность 25 м - 280 очков. Габарит "10" - 10 см, "9" - 20 см. До недавних пор это упражнение стреляллсь исключительно из ПМ, и счёт перворазрядников шёл на очень многие тысячи. Тысячи людей имели и имеют звания КМС и МС (285 и 290 очков соответственно). На соревнованиях ЦС "Динамо" (3 пристрелочных выстрела + 10 зачётных) результаты за 90 и выше очков - это всегда было нормой.
      1. Сергей Аверченков
        Сергей Аверченков 14 января 2020 02:26 Новый
        -1
        Массовое оружие должно быть рассчитано на среднестатистического стрелка. Что вы мне тут о КМС? Хотя я может гораздо хуже среднестатистического... но ведь с АК, СКС, любого другого ружья у меня всё нормально. Видимо не судьба.
        1. dgonni
          dgonni 14 января 2020 17:27 Новый
          0
          У меня по службе вторым был макар. Первым калаш. Так вот! Из своего штатного я никогда не настреливал даже на хорошо. Из ствола напарника елементарно. Хотя он и из своего и из моего стрелял неплохо.
  6. пищак
    пищак 14 января 2020 01:35 Новый
    +2
    Андрей Уланов совершенно правильно охарактеризовал свой рассказ-"небольшой экскурс в историю пистолетов Макарова и Стечкина", так и есть-небольшой, и с точки зрения именно стрелка IPSC, а не с инженерной! request
    Смотрел это видео уже давненько-в момент его выхода на Ютубе, у Андрея есть и свой собственный аккаунт на Ютубе-"Может, бахнем?"-там, как раз, в его свежих видео идёт разговор именно о пистолете Макарова. yes
    В принципе, как стрелок, а не конструктор, конструктивные изюминки ПМ он совсем не упомянул( а про "Стечкин" сказал ещё меньше), как и, в общем-то, историю создания этих знаменитых советских пистолетов даже не раскрыл, так, краями чуть прошёлся несерьёзно...можно же было много интересного рассказать своим слушателям( хотя бы уж о том, насколько Н.Ф. Макарову, потом и его молодому подопечному в КБ-начинающему конструктору-оружейнику И.Я.Стечкину, было непросто справиться с "круглоносым" кувыркастым пистолетным патроном 9х18 мм при отработке надёжной подачи в патронник ствола, соответственно-из однорядного и двухрядного магазина, как пришлось искать и находить, совершенно неочевидные, способы решения этой трудной и "заковыристой" технической задачи-на этих примерах теперь учатся новые поколения отечественных конструкторов-оружейников! yes
    на механизм самовзвода курка ПМ и АПС обязательно нужно было обратить внимание слушателей-оба со своими "изюминками"! например, представители секты свидетелей копирования Макаровым "Вальтера", точно так, как и секта свидетелей копирования Калашниковым "Штурмгевера( как по мне, то самое основное в казнозарядных огнестрелах-систему запирания канала ствола, участвовавший в разработке гитлеровской "штурмвинтовки" Шмайссер "слизал" именно с нашей токаревской винтовки "СВТ", а уж подобный внешний вид у, пошедшего в серию варианта компоновки, автомата АК и общая концепция "вывешенной тяжёлой затворной рамы с лёгким затвором"-наследство, как и применённый на АК 30-зарядный коробчатый магазин, от судаевского автомата АС-44 и конструкторских заветов безвременно ушедшего из жизни военного инженера Алексея Ивановича Судаева!)" ) большей частью отталкиваются от "похожего" внешнего вида( хотя, по-моему, внешне наш "Макаров" больше на немецкий "Зауэр" похож, только с вальтеровской спусковой скобой-замыкателем затвора, а не с зауэровским отдельным ползунком-замыкателем? winked ), но упускают некоторые принципиальные различия во внутреннем устройстве-макаровский самовзвод, и УСМ в целом, по конструкции совершенно отличается от вальтеровского-это самостоятельная разработка Николая Фёдоровича, то же и с конструкцией УСМ АПС Игоря Яковлевича, позволившей несколько, хоть и недостаточно, снизить слишком высокий темп автоматической стрельбы!), если хотя бы немного подготовиться к съёмке видеопередачи, но увы. request
    1. пищак
      пищак 14 января 2020 02:03 Новый
      0
      Кстати, в книге Болотина "Советское стрелковое оружие"( прижизненном издании и переиздании в советское время!) тоже изложена( отчасти намёками, после которых у меня возникли "долгоиграющие" вопросы, на которые я искал, и даже пытался сам себе придумать в условиях нашей советской "военной тайны", достоверные ответы ! winked ) история создания ПМ и АПС( правда, в иллюстрации к пистолетному разделу, прототип пистолета Стечкина с расположением возвратной пружины под стволом, при очень узнаваемом дизайне, общем с серийным образцом АПС, был Болотиным почему-то обозначен как пистолет Воеводина, но это лишь авторские, болотинские, издержки, которые кажутся крохотными "цветочками" по сравнению с, совсем уж несусветными, "ягодищами" посмертного, "улучшенного и дополненного", коммерческого "переизделия" этой знаменитой советской книги request ).
      Мне лично больше всего понравилась история пистолета Макарова, рассказанная в одном из давешних( конца "святых" 90х-начала "нулевых" годов) выпусков цикла "Ударная сила" телеканала НТВ!
      Там-то я и услышал фразу( кто посмотрит тот выпуск, обязательно поймёт в чём была конструкторская "фишка", определившая заслуженный триумф Николая Фёдоровича Макарова и конкурсного победителя-авторского прототипа-"концепта" будущего ПМ-результата огромного общего труда и неустанного творческого поиска тысяч советских оружейников -конструкторов, технологов, производственников-управленцев и простых рабочих, испытателей и военпредов,.... многих и многих неравнодушных созидателей оборонной отрасли промышленности СССР, плодотворно поработавших над "сырым" первоначальным образцом оружия( воплотившим в себе, пока ещё в "неогранённом виде", блестящий самородок-замысел и основные технические решения своего Автора!), упорно и настойчиво доводя его до состояния сверкающего бриллианта-боевого, сверхнадёжного, освоенного в массовом производстве, буквально завоевавшего немеркнущее уважение своих пользователей "Пистолета Макарова", каким мы его теперь знаем!), наконец-то ответившую на вопрос, интересовавший меня все советские и постсоветские годы, прошедшие после прочтения книжки Болотина и тематической статьи в советском журнале "Военные знания". smile
      1. пищак
        пищак 14 января 2020 02:46 Новый
        +1
        Надёжная макаровская защёлка магазина меня никогда не лимитировала-магазин доставал одним движением( указательным пальцем цепляешь, за передний выступ крышки магазина, и тянешь его из рукоятки, а большим-жмёшь на защёлку и-вуаля, едва ли секунду времени занимает процесс, если отработать "до автоматизма" и "на скорость"-конечно, когда хват пистолета одной рукой, а вторая свободная!), так как до ПМ у меня уже были хорошо наработанные навыки именно с подобными защёлками в нижней части рукоятки( с ТТ совсем мало имел дела, да и не с самого начала, поэтому к "кнопке" и не было привычки).
        Из Стечкина не стрелял, а из Макарова-доводилось!
        Считаю ПМ лучшим советским пистолетом-за счёт конструктивно неподвижного( "намертво" закреплённого в рамке пистолета) ствола, кондиционными патронами одной партии выпуска, "Макаров" гарантированно попадает туда, куда целишься-нет вероятности случайного отклонения пули из-за каких-то пертурбаций при откате ствола( которая существует в системах с коротким ходом ствола).

        Приходилось, при Союзе, стрелять из армейских и из милицейских( они обычно были менее изношенными, поэтому спуск у них был более тугой и, по ощущениям, "шероховатый", не такой "разработанный", как у видавших виды армейских образцов smile ) "Макаровых"-никогда не подводили, ни одной осечки, ни одной задержки( Конструктором предусмотрены большие "проёмы", зазоры в направляющих, и организованы конструктивные "пазухи" для неизбежно попадающей внутрь грязи( и порохового нагара), чтобы она не мешала функционированию механизмов и подаче патронов!)! good

        На мой инженер-конструкторский взгляд, при концептуальном отказе от требования обеспечить автоматическую стрельбу очередями, пистолет Стечкина, при его создании можно было значительно упростить и облегчить, даже при той же длине ствола и ёмкости магазина!
        Мог получиться действительно сбалансированным( по массе и габаритам, простоте устройства и технологичности-дешевизне в крупносерийном и массовом( а не дорогостоящей "индивидуально-селективной" ручной сборке и подгонке каждого пистолета АПС высококвалифицированным слесарем-сборщиком, конкретным одним рабочим-от начала сборки и до сдачи готового "Стечкина" ОТК-буквально эксклюзивные пистолеты, драгоценные по затратам, получались!) производстве, удобству в эксплуатации и огневой мощи) армейским пистолетом, годным для необременительного вооружения экипажей боевых и обеспечивающих машин( всех видов), пулемётчиков, гранатомётчиков, снайперов, сапёров, авианаводчиков и арткорректировщиков....
        Но, видимо, трофейные автоматический пистолет "Маузер" и его автоматический испанский клон "Астра" слишком уж тогда довлели над Арткомом и высокопоставленными заказчиками( или метались "в непонятках"-ведь даже неоправданно переусложнённые слабенькие венгерские самозарядные пистолеты Фроммера испытывали у себя, как возможный прототип??!)??! winked
        1. мордвин 3
          мордвин 3 14 января 2020 17:41 Новый
          +1
          А товарищь Макаров ещё и консервную машинку придумал.
          1. пищак
            пищак 14 января 2020 19:17 Новый
            +1
            Цитата: мордвин 3
            А товарищь Макаров ещё и консервную машинку придумал.

            hi А ещё, в содружестве с товарищем Н.М.Афанасьевым,-нашу знаменитую авиапушку АМ-23!
            И приложил свой Талантище к созданию ПТРК "Фагот" и ПТРК "Конкурс"! yes
            Во время войны Николай Федорович обеспечивал выпуск ППШ на заводе в Вятских Полянах, вначале-как сменный мастер, а затем-как ведущий конструктор!
      2. Джон22
        Джон22 16 января 2020 21:39 Новый
        +1
        То-же самое касается и АК. А то славят только МТК. Рабочие и технологи довели до ума им задуманное.
        1. пищак
          пищак 17 января 2020 02:22 Новый
          +1
          hi Михаил Тимофеевич в своих устных и письменных воспоминаниях совершенно не отрицал, а тепло вспоминал( даже пофамильно) помощь коллег по НИИПСМВО, оружейников-ковровцев и ижевцев в доводке конструкции и постановке на производство автомата АК!
          Ведь даже чтобы довести "до ума", казалось бы, самую простейшую деталь-ударник затвора, не только самому Калашникову, но многим и многим оружейникам и испытателям, пришлось изрядно поломать себе голову, анализируя, и проделать огромное количество экспериментов-испытаний вариантов конструкции и технологии его изготовления....
          То же было и с пистолетом Макарова при постановке его на производство и опытной эксплуатации первых партий! Даже внешне, например-первоначальная конфигурация рамки пистолета, были изменения.
          Не говоря уж, перечисляю навскидку, об упразднённой функции автоматического досылания( оказавшейся предпосылкой случайных выстрелов! надеюсь, что в новом пистолете Козлова "Удав" эти "уроки первых ПМ" были учтены?! winked ) патрона в патронник при смене опустевшего магазина и затворе, стоящем на затворной задержке, о внедрении функции "отбоя курка"( с той же целью предохранения от случайных выстрелов), была устранена дверка( в рамке справа) для извлечения спускового крючка, добавлен ползунок дополнительного крепления боевой пружины к рамке пистолета( позволивший более рационально распределить рабочие нагрузки в районе ослабленного, отверстием под винт, её сечения), изменена конструкция и отработана технология изготовления двухпёрой плоской боевой пружины,....
          По отработке технологичности конструкции абсолютно всех деталей и технологии изготовления, обеспечивающей заданные прочность и долговечность, оптимальную стоимость/эффективность в крупносерийном и массовом производстве ПМ, вообще Огроменная и МегаЗатратная Работа была проведена, возможная только при социалистической плановой организации труда!
          Да много всего, априори недостижимого одним человеком, даже очень талантливым, было проделано тысячами скромных и незаметных тружеников "оборонки", чтобы первоначальный ПМ-победитель послевоенного конкурса, превратился в тот качественный, супернадёжный и отличный советский "Пистолет Макарова", который мы знали в конце 70-самом начале 80х годов, на вершине могущества нашей Советской Родины, до начала "перестроечных" пертурбаций, в том числе и с внедрением горбачёвской "госприёмки" вместо вдумчивых, компетентных и ответственно-требовательных военпредов!
  7. Undecim
    Undecim 14 января 2020 22:24 Новый
    +2
    На сегодняшний день наша страна может похвастаться большим количеством современных моделей пистолетов
    Прямо таки может похвастаться большим количеством моделей, к тому же современных?
    А на вооружении ПМ 1951 года. Парадокс.
  8. tolancop
    tolancop 10 марта 2020 16:00 Новый
    0
    Цитата: пищак
    ...Да много всего, априори недостижимого одним человеком, даже очень талантливым, было проделано тысячами скромных и незаметных тружеников "оборонки", чтобы первоначальный ПМ-победитель послевоенного конкурса, превратился в тот качественный, супернадёжный и отличный советский "Пистолет Макарова", который мы знали в конце 70-самом начале 80х годов, на вершине могущества нашей Советской Родины, до начала "перестроечных" пертурбаций, в том числе и с внедрением горбачёвской "госприёмки" вместо вдумчивых, компетентных и ответственно-требовательных военпредов!...

    1. Материалов, касательно качества ПМ попадалось немало. Писали люди, реально пользовавшиеся пистолетом. Если обобщить, то самые качественные были пистолеты, изготовленные до середины 70-х...
    2. Насколько знаю, внедрение госприемки к отмене института военпредов не привело. Во всяком случае, мне приходилось сдавать военпредам продукцию как раз во времена расцвета госприемки.
    3. Насчет боевых качеств ПМ мнения существуют полярные: от полного удовлетворения, до полного неприятия. Полагаю, что противоречия в этом нет: ПМ, как и всякий инструмент, оптимален для определенной работы. .... Кроме того, ПМ успешно использовался и не по назначению.... для открывания бутылки с пивом, например. Сотрудники ОБХСС использовали ПМ для проверки весов в магазинах вместо эталонной гирьки - поскольку вес ПМ известен был до грамма и всегда был под ... рукой. Может и еще как-то применяли...