Как авария Су-57 отразится на экспорте новых истребителей: по следам события в Хабаровском крае

42

24 декабря 2019 года в Хабаровском крае разбился истребитель пятого поколения Т-50 (Су-57). Машина упала в 110 км от аэродрома Дземги, который используется авиазаводом имени Гагарина. Пилот катапультировался и был эвакуирован.

Естественно, что крушение нового российского самолета не могло не привлечь внимания зарубежных средств массовой информации. Хотя упавший Су-57 не был военным самолетом, а принадлежал авиазаводу. Издание The National Interest опубликовало отдельную статью «Почему российский Су-57 потерпел крушение?», в которой попыталось не столько выяснить причины произошедшего, сколько установить, окажется ли после происшествия под угрозой сама программа создания российского истребителя пятого поколения.



Действительно, авария сразу же оставила много вопросов. Во-первых, это была первая подобная авария с истребителем пятого поколения. До этого все аналогичные самолеты успешно проходили испытания, и ничего с ними не случалось.

Во-вторых, примечательна сама картина происшествия. При тестировании самолет вошел в штопор, пилот попытался восстановить ручное управление, но у него эта затея не вышла. В итоге летчик катапультировался и, к счастью, не получил травм. А вот самолет врезался в землю и взорвался.

Таким образом, машина была полностью уничтожена. И это – за несколько дней до того, как новый самолет должен был поступить на службу в войсковое подразделение. Естественно, что обстоятельства аварии сейчас тщательно расследуются специальной военной комиссией.

Новый самолет обладает многоуровневой системой защиты от входа в критический режим полета, включая и неконтролируемое вращение. Всего лишь одну кнопку, по идее, нужно нажать пилоту, чтобы выровнять полет своей крылатой машины. Но не исключены проблемы с двигателем, топливной системой, как и ошибка летчика. Ведь для освоения сложной системы управления новым самолетом требуется время.

Конечно, автора The National Interest Себастьяна Роблина больше всего заинтересовал вопрос, последует ли за аварией на Дальнем Востоке сокращение поставок самолетов в войска в том количестве, которое было запланировано. Сравнивая Су-57 с американским истребителем F-35, журнал пытается все подвести к тому, что американская машина более надежна, поскольку первая катастрофа F-35 произошла после того, как в эксплуатации были уже более ста самолетов Lockheed.

Впрочем, Роблин делает оговорку, что Су-57 все же развивает более высокую скорость, чем F-35, хотя безусловным достоинством последнего является то, что он предназначен для проникновения в воздушное пространство противника, а Су-57 все же призван господствовать в небе над нейтральной или дружественной территорией.

Предсказывая возможные проблемы при реализации программы Су-57, издание отмечает несколько ключевых факторов. Прежде всего, это финансовый вопрос. У Москвы, по мнению автора зарубежного СМИ, якобы нет денег для того, чтобы заказать больше 12 самолетов нового поколения, что свидетельствует о больших финансовых проблемах.

Еще одним ударом по программе называют выход из нее Индии, которая всегда считалась одним из важнейших партнеров России в сфере торговли вооружениями и военной техникой. Несмотря на то, что новый самолет предложили также и другим важным покупателям – Китаю и Алжиру, а также новому партнеру – Турции, которая уже купила С-400 и за это лишилась возможности приобретения американского истребителя F-35, пока судьба зарубежных контрактов остается непонятной. Если Индия, Китай, Алжир и, возможно, Турция проявят интерес к новейшему истребителю и закажут у России военные машины, то тогда программа получит «новое дыхание».

Происшествие в Хабаровском крае бросило тень на систему управления Су-57, поскольку теперь потенциальные покупатели могут засомневаться в том, что система управления воздушной машиной доработана до максимального совершенства. И, конечно, в интересах производителя провести необходимую работу над ошибками, выявить истинные причины аварии, поскольку технические неполадки – это одно, а человеческий фактор или проблемы с топливом – уже другое.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 января 2020 11:43
    Цитата: Военное Обозрение * Аналитика
    Впрочем, Роблин делает оговорку, что Су-57 все же развивает более высокую скорость, чем F-35, хотя безусловным достоинством последнего является то, что он предназначен для проникновения в воздушное пространство противника, а Су-57 все же призван господствовать в небе над нейтральной или дружественной территорией.

    Маловероятно! Время покажет. Средняя ЭОП=0,3 м2 - не совсем мала... Обломки Ф-117давно исследованы специалистами России, и не только в Югославии.
  2. +16
    13 января 2020 11:43
    Действительно, авария сразу же оставила много вопросов. Во-первых, это была первая подобная авария с истребителем пятого поколения. До этого все аналогичные самолеты успешно проходили испытания, и ничего с ними не случалось.
    Вы серьёзно!

    Аварии и катастрофы истребителя F-22 Raptor

    В ночь на 16 ноября 2012 года истребитель F-22 Raptor упал на автотрассу в штате Флорида на юго-востоке США. Инцидент произошел поблизости от военной авиабазы "Тайндолл" к югу от города Панама во Флориде. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. О других жертвах или пострадавших не сообщалось.

    16 ноября 2010 года на Аляске потерпел катастрофу F-22A Raptor с бортовым номером 06-4125. Самолет, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла (база "Эльмендорф-Ричардсон", штат Аляска), разбился в 160 км от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб.

    25 марта 2009 года F-22A (серийный номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base во время испытательного полёта. Пилот Дэвид Кули — 49-летний ветеран с 21-летним стажем пилотирования, погиб.

    20 декабря 2004 года F-22A (серийный номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис (штат Невада), пилот катапультировался.

    25 апреля 1992 года прототип YF-22A (серийный номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. Авария произошла из-за недостатков системы управления самолетом.

    Я молчу про F-35, машина сырая. Её доработка идёт совместно с поставками в войска, постоянные модернизации как самого железа, так и программного обеспечения.
    F-35B, горят двигатели, коррозия, начинка.

    F-35C, пилоты как бились головой об фонарь, так и бьются до сих пор, начинка.

    Про F-35A, по железу пока молчок, но сколько у них уже блоков модернизации мозгов. Я запутался во всех.
    ВВС Японии, уже потерян один самолёт, причина неясна.

    И это только то что выплывает, а что ещё замалчивают!
    1. +3
      13 января 2020 11:46
      Цитата: letinant
      До этого все аналогичные самолеты успешно проходили испытания, и ничего с ними не случалось.

      автор наверное имел в виду наши самолеты
      1. +2
        13 января 2020 11:47
        А какие наши? У нас первый самолёт, этого 5-го поколения.
        1. 0
          13 января 2020 11:48
          Цитата: letinant
          У нас первый самолёт, этого 5-го поколения.

          но он же не единственный
          1. +3
            13 января 2020 11:48
            Какой ещё? Вы знаете.
            1. +4
              13 января 2020 11:49
              Цитата: letinant
              Какой ещё? Вы знаете.

              а вы думаете(уверены), что он у нас на сегодня в единственном экземпляре? belay
              1. +2
                13 января 2020 11:54
                Вы отвечаете вопросом на вопрос. Ответьте мне пожалуйста, какой фирмой, кроме ОКБ "Сухого" создаётся в РФ самолёт пятого поколения. Интерпретация мыслей автора вами меня не интересует. Прямой вопрос, прямой ответ!
                1. +3
                  13 января 2020 11:55
                  Цитата: letinant
                  Вы отвечаете вопросом на вопрос

                  праздники??...я вам написал что из всех летающих СУ-57 только этот упал!! думаю это и имел в виду автор! что не понятного??
                  1. 0
                    13 января 2020 12:00
                    Автор говорит про ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ!!! А не про борт (напрмер)16.
                    1. +5
                      13 января 2020 12:04
                      Цитата: letinant
                      Автор говорит про ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ!!!

                      значит все же праздники((....автор тебе пишет, что из всех выпущенных(летающих) су -57 упал только этот, остальные летают без происшествий! что еще разжевать?
                      1. +2
                        13 января 2020 12:10
                        "Во-первых, это была первая подобная авария с истребителем пятого поколения. "

                        Истребитель пятого поколения только у нас? Для вас русский язык родной?!
                        Если бы было написано, один из самолётов СУ-57, тогда другой вопрос. И что вы так голос рвёте, адвокат или редактор автора этого ЭПОСА?
                      2. 0
                        13 января 2020 12:25
                        Статья переводная, возможны неточности перевода и поэтому трактовать данную фразу можно двояко
                      3. 0
                        13 января 2020 15:42
                        В статье речь идёт о Су-57. Очевидно, что речь идёт об аварии Су-57, как первой с самолётом такого класса именно в России, оперируя тем, что ранее с этими самолётами на испытаниях не было таких проблем.

                        Понятное дело, что вы старались, искали и копировали сюда информацию о проблемных испытаниях западных самолётов, а потому продолжаете настаивать на своём, но это просто бессмысленно: никаких явных ошибок и неточностей в данном тексте в этом контексте нет.
                      4. +3
                        13 января 2020 15:57
                        Вы что реально не можете прочитать по русски.

                        "Во-первых, это была первая подобная авария с истребителем пятого поколения. "

                        Где блин ссылка на модель машины, или впервые в России. Прочитайте внимательно, на эту ошибку в построении предложения (если вы правы) указываю не только я!!! В какой школе вы учились?!


                        P.S. Найти эту информацию об авариях самолётов не сложно, если ты занимаешься темой авиации. И если честно автор вообще не в теме, статья пустая и как выше указано одним из читателей простая перепечатка "N.I." С плохо от редактируемыми , вставленными предложениями от себя.
                      5. -1
                        13 января 2020 17:23
                        Я прочёл текст и всё понял, что я сделал не так?

                        Пожалуйста, еще раз перечитайте последнее предложение моего предыдущего сообщения. Вы не находите, что все всё поняли (и вы в том числе, раз так рьяно исправляете этот текст на "более правильный") и что этот вопрос выеденного яйца не стоит?

                        А что насчет поиска информации, так это сейчас любой школьник с интернетом может. Вопрос в том, что лично мне было бы и минуту времени жаль тратить на копипасту хроники аварий, чтобы доказать, что автор новости или переводчик оригинала допустили какую-то ошибочную мелочь.
                      6. 0
                        14 января 2020 04:17
                        Потому что вам лень, потому вы и не понимаете.
            2. -1
              13 января 2020 12:00
              В Сирии тестировали. Данный самолет- первый из серийной партии.
              Можно ответить утвердительно,когда появятся новые двигатель,вооружение.
              И после эксплуатации в ВКС РФ.
        2. +2
          13 января 2020 12:40
          Цитата: Тикси-3
          автор наверное имел в виду наши самолеты

          Цитата: letinant
          А какие наши? У нас первый самолёт, этого 5-го поколения.

          Ну не совсем...У нас были самолеты, которые у нас относили к пятому поколению и которые летали до Су57

          1. +1
            13 января 2020 14:19
            МИГ-АТ и СУ-47 не являются самолётами 5-го поколения, у них архитектура другая. Есть великолепные книги про эти КБ, изданы "Техникой Молодёжи" . Про ОКБ "Сухого" , так там напрямую пишется что СУ-47 машина "Лаборатория " по модернизации 4-го поколения. МИГ-АТ, на нём не применяются технологии снижения ЭПР, главное манёвренность и сверхзвуковая крейсерская скорость.
            1. +1
              13 января 2020 14:51
              Цитата: letinant
              МИГ-АТ

              А где Вы там его видите?

              Там есть МиГ 1.44 который создавался в СССР по программе создании истребителя пятого поколения
              Цитата: letinant
              на нём не применяются технологии снижения ЭПР, главное манёвренность и сверхзвуковая крейсерская скорость.

              Вам напомнить претензии к Су-57, о том почему и он не истребитель пятого поколения?
              1. 0
                13 января 2020 15:31
                Вначале 1.44 так назывался, при первой выкатке из ангара . И в течении года после неё. Это ещё в 90-е было. У меня где то статья с фотографией осталась.
                1. 0
                  13 января 2020 15:37
                  Цитата: letinant
                  Вначале 1.44 так назывался, при первой выкатке из ангара

                  Не буду спорить, просто интересно как в этом случае АТ расшифровывалось.
                  В случае с современным МиГ-АТ это "Advanced Trainer" (Продвинутый Тренер)
                  1. 0
                    13 января 2020 15:45
                    Я не помню, найду статью, напишу.
          2. +1
            13 января 2020 15:45
            1.44 и Су-47 не состоялись как истребители 5-го поколения, так и оставшись прототипами и ЛЛ в единичных экземплярах.
            1. 0
              13 января 2020 15:46
              Цитата: Вояджер
              1.44 и Су-47 не состоялись как истребители 5-го поколения, так и оставшись прототипами и ЛЛ в единичных экземплярах.

              И тем не менее испытывались и аварий не потерпели
      2. 0
        13 января 2020 12:02
        Цитата: Тикси-3
        автор наверное имел в виду наши самолеты

        Может и имел,но написал как смог)
        1. +3
          13 января 2020 12:04
          Цитата: anykin
          Может и имел,но написал как смог)

          согласен, но мне показалось, что он именно наши имел в виду
          1. +1
            13 января 2020 12:26
            я тоже прочитал про наши самолеты... Кто о чем думает...
            1. +2
              13 января 2020 14:21
              Писать надо нормально, тогда и разночтений не будет.
  3. +4
    13 января 2020 12:36
    Очередная туфта от "The National Interest", как может одна авария, серьёзно повлиять на целую программу разработки и выпуска самолётов 5-го поколения. Стен газеты в школах и то более аргументированы и серьёзней выглядят чем данная статья. Такое ощущение что автору нужно что то написать и он от фонаря листая интернет поисковик, тыкает в события, выпало крушение Т-50 (СУ-57) и понеслась: накидываем шаблоны в "России нет денег" ,"проблемы с финансированием", "Ф-35 круче", "Индия отказалась от программы", "Турция купила С400", "самолёт упал, конец программе", "Алжир последняя надежда". Статья готова, получите распишитесь.
    1. +2
      13 января 2020 13:02
      Легко. Вон у Боинга по факту один небольшой просчет привел к завороту целой линейки самолетов, которых негде хранить, а летать нельзя пока не утранят и отсертифицируются вновь.

      Также и тут. Если это именно технический косяк глубокого уровня (а не михалыч, спешил сдать смену и забил на регламент при ТО/сборке конкретно этого борта) - то сроки могут быть от пары месяцев до пары лет.
      1. +3
        13 января 2020 14:30
        С Боингом, там не один просчёт. Там был принят комплекс мер по скрытию опасных дефектов. Начиная с нерешённой проблемы заклинивая руля направления в каком нибудь крайнем положении (потеряны 2-а самолёта первых модификаций, система управления не изменена по сей день), причина не найдена до сих пор. И заканчивая тренажёрами, в программное обеспечение которых искажались истинные параметры в отличии от реальных. Это всё вскрывается при проверке сейчас, службами безопасности авиации. Следите за информацией.
        1. +2
          13 января 2020 14:47
          Нет, ну вернее - этого всего бы не было, если бы не случился один фатальный просчет в новой линейке.

          Теперь ФАА/НТСБ все грязное белье из самых подвальных углов вытаскивают. Если бы не вскрылся обман органов контроля почти сразу, то возможно бы Боинг отделался легче.

          Ну, и Су-57 от этого также не застрахован. Опять же, если выяснится, что проблема глубинная - потребуется довольно много времени. Плюс начнут выяснять, как проблема ушла мимо контроля на промежуточных этапах - если она была прогнозируемой. Либо она была непрогнозируемой, тогда ее будут вносить. В общем это от пары месяцев задержки (если выяснится, что Михалыч халтурил, чтобы сдать смену) до лет (если выяснится, что это именно технический просчет).
  4. +2
    13 января 2020 12:38
    Статья из разряда "вперед паровоза". А давайте обсудим экспорт шестого поколения в страны Северной Африки.
  5. 0
    13 января 2020 12:49
    в интересах производителя провести необходимую работу над ошибками, выявить истинные причины аварии,

    Ха, это ведь очевидное, не можно представить, что это могло быть невероятным.
  6. 0
    13 января 2020 12:55
    Мда,статьи на ВО все больше напоминают статьи Маджумунта ,то есть ни о чем.
    1. +1
      14 января 2020 02:52
      Цитата: НЕКСУС
      Мда,статьи на ВО все больше напоминают статьи Маджумунта ,то есть ни о чем.

      Ниже комментарий с аналогичным смыслом и "минус". Да задавитесь..... членистоногие.
  7. -1
    13 января 2020 13:37
    24 декабря 2019 года в Хабаровском крае разбился истребитель пятого поколения Т-50 (Су-57). Машина упала в 110 км от аэродрома Дземги, который используется авиазаводом имени Гагарина. Пилот катапультировался и был эвакуирован.
    Естественно, что крушение нового российского самолета не могло не привлечь внимания зарубежных средств массовой информации.
    (с)
    Поменьше пишите и реакция соответствующая будет. Кому про это происшествие знать надо и так знают, а остальным и не обязательно. К примеру даже когда в авиакатастрофе погибла команда "Пахтакор" была небольшая заметка-некролог в "Известиях" и на этом всё дело кончилось. А сейчас уже месяц прошёл, а тут всё тему жуют. А что делает американский шпион,придя из бара? Он открывает интернет и тут заметка о Су-57. "О-о-о !" думает шпиён и выдаёт информацию о проблемах русских, попутно делится этим с корреспондентом NYT , а тот под видом эксклюзива выдаёт статью со своими прибамбасами,кушать-то хоцца. И вуаля большой шум на ровном месте.Тьфу...
  8. 0
    13 января 2020 15:34
    Штаты уже много лет не могут наладить свои пятерки. А Су-57 только начал свой путь. Против лома нет приема. Ну лопнул привод от перегруза или дефекта и т.п. - технологии еще долго будут отлаживаться. Полетит сушка. А потом и шестерки. Не надо тормозить.
  9. +1
    13 января 2020 15:45
    Нда, а у них устаревшая информация касательно "не более 12" ...
  10. 0
    19 января 2020 14:19
    Что вы уперлись в эту аварию.Можно подумать что только в России это случается.Везде есть такие случаи особенно при испытательном полете где самолет подвергается сверх перегрузкам.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»