Военное обозрение

Заслуженный пилот РФ прокомментировал ситуацию с ударом по «Боингу» из ЗРК «Тор»

153

Наиболее острой темой последних дней в международной информационной среде остаётся тема с нанесением удара по «Боингу-737» авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Речь идёт о нанесении удара по пассажирскому лайнеру с применением ракет зенитного комплекса «Тор» подразделения ПВО КСИР Ирана.


По крайней мере, сам Иран признал факт нанесения удара, отметив, что самолёт был сбит непреднамеренно. Иранские официальные лица, напомним, заявили, что оператор ЗРК перепутал самолёт с крылатой ракетой в условиях ожидания возможного ракетного удара со стороны американцев.

«Военное обозрение» попросило заслуженного пилота Российской Федерации, члена совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», Юрия Скрынника прокомментировать ситуацию.

«ВО»:

Юрий Михайлович, по вашему мнению, мнению опытного пилота, мог ли иранский расчёт зенитного ракетного комплекса перепутать только что взлетевший гражданский авиалайнер с крылатой ракетой?

Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае постановки помех.

Заслуженный пилот РФ:

Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить. У оператора имеется таблица с данными о рейсах. Но если ставились помехи, то оператор комплекса перестал получать достоверную информацию. Давайте не будем забывать, что всё это происходило в тот момент, когда иранские системы ПВО были приведены в высшую степень готовности. А потому любой неопознанный летающий объект мог быть воспринят как цель, как та же американская ракета. К сожалению, в таких условиях от совершения ошибки никто не застрахован. В своё время Украина сбила российский лайнер над Чёрным морем. Во время учений украинские войска сами использовали систему радиоэлектронных помех, что и привело к удару по пассажирскому самолёту.
153 комментария
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. ГКС 2111
    ГКС 2111 14 января 2020 17:56 Новый
    +25
    "Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае наведения помех."
    И кто же наводил эти помехи,интересно..
    " А потому любой неопознанный летающий объект мог быть воспринят как цель, как та же американская ракета. К сожалению, в таких условиях от совершения ошибки никто не застрахован В своё время Украина сбила российский лайнер над Чёрным морем. Во время учений украинские войска сами использовали систему радиоэлектронных помех, что и привело к удару по пассажирскому самолёту.".
    Да это понятно.Иран,в отличие от Украины,свою ошибку практически сразу признал...
    1. Vlad.by
      Vlad.by 14 января 2020 18:30 Новый
      +21
      Если была спланированная провокация, а на мой взгляд, там американские уши торчат на 200%, транслировать помеху мог кто угодно - от забрасываемых передатчиков с самоуничтожением, до БПЛА. Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.
      1. Саян
        Саян 14 января 2020 19:19 Новый
        +39
        Цитата: Vlad.by
        Если была спланированная провокация, а на мой взгляд, там американские уши торчат на 200%, транслировать помеху мог кто угодно - от забрасываемых передатчиков с самоуничтожением, до БПЛА. Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.

        А ещё был чувак, как бы оказавшийся в нужное время и нужном месте, который снимал именно этот борт и видео , кстати, первыми обнародовали американцы....
        1. svp67
          svp67 14 января 2020 20:04 Новый
          +15
          Цитата: Vlad.by
          Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.

          Какой объект? БПЛА? И откуда данные?
          Цитата: Саян
          А ещё был чувак, как бы оказавшийся в нужное время и нужном месте, который снимал именно этот борт и видео , кстати, первыми обнародовали американцы....

          А вот это действительно интересный факт. С какого бадуна, глубокой ночью человек снимает КОНКРЕТНЫЙ участок неба, где начинает разворачиваться трагедия?
          1. alexmach
            alexmach 14 января 2020 20:44 Новый
            +9
            А вот это действительно интересный факт. С какого бадуна, глубокой ночью человек снимает КОНКРЕТНЫЙ участок неба, где начинает разворачиваться трагедия?

            А с какого бодуна появились съемки стартов КР с мобильных телефонов? Действительно чего бы это в такую ночь снимать небо?
            1. Саян
              Саян 14 января 2020 21:15 Новый
              +3
              Видимо с женой поругался, полез на крышу(сбросится хотел)...а там небо!!! Звёзды!!!!.....да ещё и самолёт в огне...."красота" .... и передумал в низ бросаться.... wassatснимать начал.
          2. Валерий Пинчук
            Валерий Пинчук 14 января 2020 21:51 Новый
            +9
            кстати! была уже и не ночь, а очень даже 06.50ч УТРА!
            но все равно, на темном небе - ждать этот момент - очень странно!
            1. alexmach
              alexmach 15 января 2020 00:17 Новый
              +2
              Ну после военной ночи не спал, увидел что-то летит, не разобрав что именно начал снимать. Или как вариант увидел горящий самолет летящим и заснял попадание второй ракеты.
  2. Наблюдатель2014
    Наблюдатель2014 14 января 2020 17:58 Новый
    +9
    Ну с украинцами всё понятно. Сами себе ставили помехи и поставили amЯ про сбитый ими Ту 154. А эти помехи пеленгуются как нибудь?А то как то помехи в столице Ирана...И всё такое. И только конкретно там чп .с помехами на конкретное ЗРК.По Ирану были зафиксированы ещё применения РЭБ из вне? Вопрос к иранской стороне..
    1. Azazelo
      Azazelo 14 января 2020 18:28 Новый
      +14
      помеха на то и помеха, что забивает эфир в нужных спектрах. Определить направление точечного источника можно, но дистанцию уже нет, а если действовала группировка. то тут привет...
    2. Aleksandr21
      Aleksandr21 14 января 2020 19:22 Новый
      +5
      Цитата: Наблюдатель2014
      По Ирану были зафиксированы ещё применения РЭБ из вне? Вопрос к иранской стороне..


      Если бы американцы применяли РЭБ, думаете Иранцы об этом скромном факте молчали ? Когда тем более есть возможность хоть как то оправдаться. Вот зря Иранское руководство не заходит на ВО, Взгляд и другие наши патриотические ресурсы, ведь тут такое количество версии, и большая часть в защиту Иранцев.
      1. артефакт
        артефакт 14 января 2020 19:57 Новый
        +2
        Цитата: Aleksandr21
        , и большая часть в защиту Иранцев.

        как, ни как - ситуативный союзник.
      2. JonnyT
        JonnyT 14 января 2020 22:52 Новый
        +5
        Я думаю что все гораздо проще- транспондер был переведен в режим транслировался некорректной информации, или на самом борту была глушилка
  3. vvvjak
    vvvjak 14 января 2020 18:03 Новый
    +4
    Ну почему бы и нет. По крайней мере более логично звучит, чем "слепые и криворукие" операторы ПВО Ирана.
  4. ender
    ender 14 января 2020 18:06 Новый
    +6
    Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет.
    1. pru-pavel
      pru-pavel 14 января 2020 18:08 Новый
      +1
      Американцы помехи на Flightradar не насылали просто.
      1. Вячеслав Викторович
        Вячеслав Викторович 14 января 2020 18:14 Новый
        -4
        Flightradar собирает данные с сети любительских SDR-приёмников по $8 штучка.
    2. Кран
      Кран 14 января 2020 18:59 Новый
      +5
      Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

      По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.
      1. asv363
        asv363 14 января 2020 19:55 Новый
        +3
        Вы не могли бы уточнить, какое отчество у Алексея Подберёзкина? Поясню вопрос - есть Алексей Иванович Подберёзкин - военный эксперт, выступал с докладами на какой-то конференции АО "ВКО "Алмаз-Антей", но он не является Генеральным директором концерна.
        1. Avior
          Avior 15 января 2020 00:26 Новый
          +1
          в прессе его представляют как
          Руководитель центра военно-политических исследований МГИМО и концерна ПВО «Алмаз-Антей» Алексей Подберёзкин

          с учетом того, что есть АО «Концерн ВКО „Алма́з-Анте́й“, а ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» он назывался до 2015 года возникает вопрос, что за центр такой, что за пять лет не заметил, что переименовали?
          1. asv363
            asv363 15 января 2020 01:30 Новый
            0
            При МГИМО. Вот его доклад:
            http://eurasian-defence.ru/?q=node/39610

            Болтология за гранью разумного.
      2. asv363
        asv363 14 января 2020 21:17 Новый
        +4
        Изменили формулировку на "советник гендиректора". Биография советника:
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович

        Имеет отношение к ПВО, как я к балету. Т.е. не имеет.
        1. Avior
          Avior 15 января 2020 00:40 Новый
          +3
          собственно , заслуженный пилот Российской Федерации- это это почетное звание пилота гражданской авиации и не совсем ясно, как связан эксперт в статье с ПВО
          1. asv363
            asv363 15 января 2020 01:55 Новый
            -2
            Полагаю, что редакция ВО имеет полное право, что публиковать и кого приглашать в качестве эксперта.
            1. Avior
              Avior 15 января 2020 08:35 Новый
              +4
              Вы абсолютно правы. А я, как читатель, могу задаться вопросом, почему именно этот эксперт?
      3. Валерий Пинчук
        Валерий Пинчук 14 января 2020 22:15 Новый
        +7
        отличить ракету от самолета, даже при воздействии помех - трудно?
        не смешите мои тапки!
        это байки для "уклонистов" (кто не служил в Армии) и двоечников (кто не учил физику)!
        1. ЭПР ракеты - 0,1кв.м, Боинга-737 - 100кв.м! Не увидеть разницы в сотни раз?
        2. скорость самолета на взлете: 350....500км/ч, скорость крылатой ракеты-700-800км/ч Разница в 2 раза!
        3. самолет летел с набором высоты! ракета летит или параллельно земле или даже пикированием!
        Оператор уже по этим признакам мог и должен был отселектировать ее.
      4. Мимопроходил
        Мимопроходил 14 января 2020 22:30 Новый
        +1
        А комментаторы тут писали, что ложные цели ADM-160A MALD ерунда.
    3. BABAY22
      BABAY22 14 января 2020 19:13 Новый
      +12
      Цитата: ender
      Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет

      Ну, а почему бы и нет. Flightradar работает на частоте 1090 МГц. Тор работает на частотах выше 3 ГГц. Вполне возможно, что там что-то болталось в районе аэропорта и помехи на СВЧ еще ставило. В то время как весь мир на флайтрадаре видел всё что ему дозволено, ПВО Ирана пыталось приземлить то что было невидимо для простых обывателей.
      1. ender
        ender 14 января 2020 19:35 Новый
        -9
        ну почему же только для простых. там ещё и самые-самые С-300 стояли

        выходит, тут больше не будут хихикать над концепцией Stealth..
      2. Вячеслав Викторович
        Вячеслав Викторович 14 января 2020 19:50 Новый
        -2
        Цитата: BABAY22
        Ну, а почему бы и нет. Flightradar работает на частоте 1090 МГц. Тор работает на частотах выше 3 ГГц.
        Не флайтрадар работает на частоте 1090МГц, а гражданский транспондер работает на частоте 1090МГц. Если Тор читает гражданские транспондеры (перепроверить бы данное утверждение, кстати. Мне кажется, с ним не всё так однозначно), то он делает это на тех же частотах, что и остальные, включая флайтрадар.
        1. BABAY22
          BABAY22 14 января 2020 21:40 Новый
          +5
          Будем к словам докапываться?
          Хорошо. Что бы забить помехами флайт радар необходимо и достаточно забить частоту 1,09ГГц. Так нормально?
          Думаете на Иранской боевой машине ТОР стоит запросчик УВД. Мне кажется, что такие вопросы решаются парой уровней выше. Здесь должен быть тупой как пробка "свой - не свой" неизвестно правда что там за "свой" у СГО Ирана, но явно не НАТОвский и режима mod3 гражданского ответчика УВД не понимающий.
  5. Вячеслав Викторович
    Вячеслав Викторович 14 января 2020 18:08 Новый
    -1
    У оператора имеется таблица с данными о рейсах.
    То есть предполагается, что при обнаружении цели оператор смотрит её номер рейса и (в случае успешного считывания) начинает по таблице проверять, должен ли рейс с таким номером находиться в этом районе?
    1. Grigory B
      Grigory B 14 января 2020 19:38 Новый
      +5
      Не забывайте,что была задержка рейса причем вполне возможно преднамеренная.И беспилотник,вполне мог подставить украинский борт под ракету как Израиль наш борт в Сирии.Одно непонятно зачем Иран так быстро признал свою вину до окончания расследования?
      1. Вячеслав Викторович
        Вячеслав Викторович 14 января 2020 19:42 Новый
        0
        Версия, что украинский Боинг сам намеренно ставил помехи, чтобы его сбило иранское ПВО, всё-таки красивее.
      2. RoTTor
        RoTTor 14 января 2020 19:58 Новый
        -3
        Иран официально заявил: задержка рейса была из-за перегруза багажа.
        Более интересно, что два пассажира, граждане Украины,зарегистрировавшиеся и сдавшие багаж, не полетели.

        Может, в их багажа и было ВВ ?
        1. Avior
          Avior 15 января 2020 00:55 Новый
          +1
          одного из них, канадца, на рейс просто не допустили- что то неверно с оформлением билетов
          полетела его жена без него. Жена погибла sad
          Mohsen Ahmadipour и его жена Roja Azadian
          канадцы, по фамилиям, иранского происхождения, как и большинство канадцев на борту
          через Киев было удобно лететь в Канаду

          https://ottawacitizen.com/news/local-news/tehran-crash-last-minute-mixup-leaves-ottawa-man-in-terminal-while-his-wife-gets-aboard-doomed-flight
          оба не попавшие на борт не были гражданами Украины
    2. Ныробский
      Ныробский 14 января 2020 20:22 Новый
      +4
      Цитата: Вячеслав Викторович
      У оператора имеется таблица с данными о рейсах.
      То есть предполагается, что при обнаружении цели оператор смотрит её номер рейса и (в случае успешного считывания) начинает по таблице проверять, должен ли рейс с таким номером находиться в этом районе?

      В случае с украинским рейсом, то была ещё и часовая задержка вылета...
    3. Avior
      Avior 15 января 2020 00:43 Новый
      +2
      не думаю что так просто
      задержка рейса- распространенное явление в авиации, если бы сбивали каждый раз, то никаких самолетов не напасешься
  6. Shahno
    Shahno 14 января 2020 18:09 Новый
    +3
    Да случаются такие вещи именно из за
    //Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае постановки помех.//
    Согласен. Но надо понимать,что это не учения... crying
  7. gurzuf
    gurzuf 14 января 2020 18:09 Новый
    +2
    Все больше склоняюсь к версии о завербованном врагами операторе пво . Как подтверждение этой версии , подходит и съемка не установленным оператором попадание ракет в самолет в ночном небе. С какой стати ночью снимать на видео пустое небо? К стати - с руки этот трагический момент мне кажется не снимался.
    1. antiaircrafter
      antiaircrafter 14 января 2020 20:14 Новый
      +2
      Цитата: gurzuf
      Все больше склоняюсь к версии о завербованном врагами операторе пво .

      Ну тогда уж всего расчёта.
  8. knn54
    knn54 14 января 2020 18:10 Новый
    -4
    А работал ли транспордер?
    1. Aleksandr21
      Aleksandr21 14 января 2020 19:27 Новый
      +2
      Цитата: knn54
      А работал ли транспордер?


      Работал, вплоть до попадания ракеты в кабину пилотов. Средства мониторинга (к примеру тот же Flightradar) фиксировал сигнал, и связь с диспетчерами у пилотов была, а уже после попадания понятное дело всё отключилось.
  9. Лошарик
    Лошарик 14 января 2020 18:11 Новый
    +3
    Подстава ,чистой воды и главное заметьте ,как странно себя повели США ..Даже не ответили на ракетный обстрел Ирана и главное конгресс США запретил Дональду без их ведома ,предпринимать что либо против Ирана ..
    А кто в Конгрессе США в основном ,думаю все знают..
  10. CheeRock
    CheeRock 14 января 2020 18:13 Новый
    +9
    Цитата: ender
    Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет.

    Флайт радар - это не РЛС, это сайт, куда пересылается записи треков.
    1. ender
      ender 14 января 2020 18:19 Новый
      +6
      это не записи, а данные с ADS-B-приемников в реальном времени
      1. gregoryivanov
        gregoryivanov 14 января 2020 19:58 Новый
        0
        А где же ти данные с пропавшего в Индийском океане боинга?
        1. Avior
          Avior 15 января 2020 00:59 Новый
          +1
          возможно, некоторое время летел вне зоны действия приемников.
          данные с приемников передаются в реальном времени
  11. Mik13
    Mik13 14 января 2020 18:15 Новый
    +21
    А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...
    Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект.

    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    ...метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе...

    - это ТОР. Там и близко ничего подобного нет. Такой функционал доступен на командных пунктах ПВО, с которым у установки не было связи.

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.

    - персонаж предлогает оператору поставить на рабочем месте ноутбук и открыть на нем сайт "Флайтрадара" с премиальной подпиской? Однако...

    Кстати, наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. Которые передают соотв. информацию военным.
    А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.
    1. Pete Mitchell
      Pete Mitchell 14 января 2020 19:12 Новый
      +11
      Цитата: Mik13
      А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...

      На 100% присоединяюсь к вашему мнению: со всем респектом - титулов много, но откуда он что знает о помехах, этому где то учат у цивильных?
      Лучше подождать ПВОошников и связистов, хотя похоже проблема в организации процесса боевого управления, ну и амерам ’спасибо’ сказать
      Цитата: Mik13
      наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.

      Транспондер это совсем не система государственного опознавания, от слова совсем.

      Там где то проблема в координации действий и передачи цивильной информации военным
      1. vfwfr
        vfwfr 14 января 2020 21:50 Новый
        +4
        Транспондер нужен диспетчерам вышек а в основе зональным центрам(отвечают чтоб самолеты не столкнулись в воздухе).
        Транспондер нужен, чтоб на обычном радаре видно было по какому курсу летит, кто летит (номер борта тип борта), откуда и куда... У них нет шифрования, это просто все доступная оповещалка..
    2. артефакт
      артефакт 14 января 2020 20:13 Новый
      0
      Цитата: Mik13
      ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

      а возможно ли поставить помехи " в ручную" так сказать каким ни будь небольшим переносным или установленное на автомобиль устройством ( скажем дальностью действия километр - полтара) ?
      1. antiaircrafter
        antiaircrafter 14 января 2020 20:18 Новый
        +4
        а возможно ли поставить помехи " в ручную"

        Возможно.
        Даже имеются одноразовые забрасываемые передатчики помех.
        При нормальном противодействии должны быть обнаружены и уничтожены.
        1. артефакт
          артефакт 14 января 2020 20:21 Новый
          +3
          добавим "случайного свидетеля" и кое что уже вырисовывается
      2. Avior
        Avior 15 января 2020 01:03 Новый
        +1
        навряд ли, такое устройство обнаружили бы очень быстро, тем более что оно должно быть недалеко, чтобы между стоящим на земле Тором и самим устройством была прямая радиовидимость
  12. rocket757
    rocket757 14 января 2020 18:20 Новый
    +7
    Пусть разбирается следствие. Там самое полная информация собирается отовсюду.
    Нечего гадать ...
  13. Shahno
    Shahno 14 января 2020 18:21 Новый
    +1
    Цитата: Mik13
    А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...
    Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект.

    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    ...метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе...

    - это ТОР. Там и близко ничего подобного нет. Такой функционал доступен на командных пунктах ПВО, с которым у установки не было связи.

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.

    - персонаж предлогает оператору поставить на рабочем месте ноутбук и открыть на нем сайт "Флайтрадара" с премиальной подпиской? Однако...

    Кстати, наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. Которые передают соотв. информацию военным.
    А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.

    Собственно ,речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.
    1. ender
      ender 14 января 2020 18:24 Новый
      +7
      и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.
      1. sledak
        sledak 14 января 2020 18:43 Новый
        0
        Цитата: ender
        и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


        Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.
        1. gregoryivanov
          gregoryivanov 14 января 2020 20:10 Новый
          0
          "Их там нет.. " А чой то сразу - израильтяне? Чуть что - сразу израильтяне. Наговариваете вы на них, батенька. Вот оно им надо? Иран то вам не полуприбитый Асад, которого можно практически безнаказанно бомбить, выныривая на сверхмалой высоте из за Голан. Иран, в случае враждебных действий, может и ответить так, что Тель Авиву крупно не поздоровится. Вот оно надо Нитаньяху?
          1. sledak
            sledak 14 января 2020 20:19 Новый
            +1
            Цитата: gregoryivanov
            "Их там нет.. " А чой то сразу - израильтяне? Иран то вам не полуприбитый Асад, которого можно практически безнаказанно бомбить, выныривая на сверхмалой высоте из за Голан.


            Так они там выныривают-то с какой целью-то? Прально, с целью разбомбить Иранские силы ССО действующие в САР. И хотя все знают, что их там нет - израйлитяне их там снова и снова находют и безжалостно подавляют, а тут такой случай подвернулся скомпрометировать Иран и выслужиться америкосам.

            Эх... чувствуется в Вас залихватская еврейская адвокатская удаль!
            Или курсант разведшколы ЦАХАЛ? lol (шутка)
            1. gregoryivanov
              gregoryivanov 14 января 2020 20:29 Новый
              0
              Обижаете. Моссад, однако! laughing
              1. sledak
                sledak 14 января 2020 20:39 Новый
                0
                Цитата: gregoryivanov
                Обижаете. Моссад, однако! laughing


                Прошу прощения, моё почтение. hi
                Просто думал Мосад своё существование не афиширует wink
                1. gregoryivanov
                  gregoryivanov 20 января 2020 11:35 Новый
                  +1
                  Какое исключение не сделаешь для хорошего человека... hi wassat
    2. Pete Mitchell
      Pete Mitchell 14 января 2020 19:15 Новый
      +5
      Цитата: Shahno
      речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.

      Речь скорее идет о том, что конкретный оператор вообще не имел информации о цивильном трафике. Вообще..., это проблемы управления и связи
      1. asv363
        asv363 14 января 2020 20:40 Новый
        +3
        На пресс-конференции Амир Али Хаджизаде сказал, что расчёт ПВО, сбивший самолёт, был переброшен для усиления кольца ПВО вокруг Тегерана вместе с техникой из другого района.
        1. Pete Mitchell
          Pete Mitchell 14 января 2020 21:43 Новый
          +4
          Цитата: asv363
          расчёт ПВО, сбивший самолёт, был переброшен для усиления кольца ПВО вокруг Тегерана вместе с техникой из другого района.

          По правде сказать я предполагал, что они там были на постоянной позиции, там вроде исследовательский центр. Но когда прочитал о переброске - многое объясняет - расчет перебросили, а позицию оборудовать не успели
          1. asv363
            asv363 14 января 2020 23:49 Новый
            +1
            Нужно было усилить охрану центра рядом с Тегераном - вот и перебросили. Одновременно с центром (он на запад от Тегерана) получалось дополнительное прикрытие города от ожидавшихся ответных атак США.
            1. Pete Mitchell
              Pete Mitchell 15 января 2020 00:46 Новый
              +6
              Логика иранцев полностью понятна. Нерасторопность в оборудовании позиции и общая накрученность ситуации и привели к столь печальным последствиям. И как говорит коллега
              Цитата: antiaircrafter
              отсутствия боевого управления и целеуказания.
              В чем я с ним полностью согласен.
              Дрянь ситуация и представляю сколько народу прошло по схемам выхода в тот день и теперь должны свечки ставить..
    3. antiaircrafter
      antiaircrafter 14 января 2020 20:21 Новый
      +3
      Собственно ,речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех.

      А так же в случае отсутствия боевого управления и целеуказания.
      1. Pete Mitchell
        Pete Mitchell 14 января 2020 21:40 Новый
        +5
        Цитата: antiaircrafter
        в случае отсутствия боевого управления и целеуказания.

        Вот мне сдается это и есть основная причина трагедии, ну если про нагнетание ситуации амерами не вспоминать.
        Ник у вас очень злобный recourse
    4. Avior
      Avior 15 января 2020 01:04 Новый
      +3
      помехи чему? если РЛС ТОРа то он бы просто цель не видел, если связи- то помехи должны были влиять на связь во всей округе
  14. синдикалист
    синдикалист 14 января 2020 18:25 Новый
    +9
    Ничего не понял. Эксперт утверждает, что украинский Боинг мог намеренно ставить помехи, чтобы его сбило иранское ПВО?
    1. Вячеслав Викторович
      Вячеслав Викторович 14 января 2020 18:31 Новый
      +3
      Пока что это самая красивая из всех выдвинутых версий. Лойс.
    2. Avior
      Avior 15 января 2020 01:05 Новый
      +1
      тут вопросы возникают уже на слове "эксперт".
      он гражданский летчик в прошлом
  15. Владимир М
    Владимир М 14 января 2020 18:27 Новый
    +14
    Почему, комментирует эту ситуацию пилот, а не зенитчик? И сравнивать данную ситуацию с ситуацией над Черным морем не корректно. Там ракета С200 перенацелилась на более крупную цель
    1. О. Бендер
      О. Бендер 14 января 2020 19:09 Новый
      +2
      hi С языка сняли,вам
  16. Shahno
    Shahno 14 января 2020 18:30 Новый
    +1
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.

    Ну кто то же осуществил это? Нет?
    Это мог быть кто то на борту лайнера.Или кто то..Смертник?
  17. тлауикол
    тлауикол 14 января 2020 18:38 Новый
    +2
    А вот директор Алмаз-Антей говорит, что на наших комплексах хрен отличишь самолет от ракеты, и никаких помех не надо. Все зависит от криворукости оператора.
    Но его интервью никому тут не интересно request
    1. gregoryivanov
      gregoryivanov 14 января 2020 20:20 Новый
      +3
      Чушь полная. Да, метка на экране радара - такая же точка на экране, что от боинга, что от ракеты, никаких фигурок самолётика или ракеты там не рисуется. Но... Сигнатура от громадного боинга и от многократно меньшей крылатой ракеты несопоставимые - эффективная поверхность рассеивания отличается как слон от мухи. Но, если оператор ожидает нападения в любую секунду, то он из за большого нервного перенапряжения может об том забыть и совершить трагиче кую ошибку.
    2. егерь650
      егерь650 14 января 2020 20:39 Новый
      +5
      Директор не авторитет, он ставленник, управленец) должен уметь расписться в указанном месте на документах.Все-таки «обезьяна с гранатой»
      Инженер-разработчик РЛС Андрей Горбачевский: невероятную ошибку иранских ракетчиков можно объяснить только страхом перед нападением США

      КАРТОЧКА ЭКСПЕРТА


      Инженер, разработчик РЛС Андрей Горбачевский
      Андрей Горбачевский, инженер, разработчик РЛС. После окончания Физтеха (1973 год) всю жизнь работал в оборонке. Разрабатывал радиолокаторы зенитно-ракетных комплексов, начинал с корабельных, потом перешел в НИИ Авиационных систем (сейчас — ГосНИИАС). Заведовал сектором обороны стратегической авиации

      — Андрей Алексеевич, Иран фактически возложил вину за сбитый самолет на «американский авантюризм»: дескать, готовились отражать удар. Какая связь между ожиданием удара и атакой на гражданский самолет Украины?

      — Это чисто политическое заявление: Иран хочет скрыть степень развала своей ПВО. Потому что более грубой ошибки в истории ПВО я не припомню.

      Рейс «Украинских авиалиний» из Тегерана был регулярным. Все регулярные рейсы в системе ПВО страны записаны. Командир экипажа ЗРК сравнивает полученную отметку цели с отметками, которые должны идти по расписанию. В определенное время самолет вылетает из аэропорта — и командир экипажа ЗРК знает: это такой-то рейс.

      — Украинский самолет вылетел с задержкой примерно на час.

      — Это неважно, сообщение командиру все равно должно было поступить. Но дело даже не в расписании. Самолет взлетел с гражданского аэродрома и пошел по стандартной трассе. Пассажирский самолет не может лететь абы как, он идет по выделенному коридору. Командир экипажа ЗРК должен видеть, что цель идет в коридоре, выделенном под пассажирские самолеты. Уже это одно должно ему показать: перед ним не какой-то американский беспилотник, а гражданский лайнер.

      Дальше — самолет взлетел. На определенной высоте он набирает определенную скорость. Командир экипажа сразу соотносит: если цель идет на такой высоте и с такой скоростью, то она, скорее всего, гражданская.

      — Кроме того, на пассажирских самолетах стоят транспондеры.

      — Обязательно. А на ЗРК стоит система госопознавания — такой «запросчик» данных с этого транспондера. И она должна была распознать самолет как гражданский. Но в Иране может быть своя система госопознавания, отличная от стандартной натовской. То есть Иран мог создать для себя особую систему, которая по частотам с натовской не совпадает.

      — Зачем?

      — Чтобы в их систему не мог вмешаться противник с помехами.

      — Как раз одна из версий — что они не распознали пассажирский самолет из-за помех. Получается, что помех не могло быть?

      — Я не могу точно сказать, какая система госопознавания стоит в Иране. Но, например, в России такая система для военных самолетов отличается от натовской. Поэтому у нас дополнительно к собственной системе ставят вторую, которая считывает данные гражданских самолетов. Так было принято еще в Советском Союзе, когда мы все делали не так, как в НАТО. И что там было с системой госопознавания, когда мы поставляли Ирану ЗРК «Тор»? Иранцы вполне могли поставить какую-то свою.

      — Но вы уже назвали другие степени защиты, помимо системы госопознавания.

      — Совершенно верно. Поэтому я могу только повторить, что ошибка грубейшая. Невероятная.

      Жуткая ошибка или «обезьяна с гранатой»? Инженер-разработчик РЛС — о том, почему теракт не мог быть причиной падения «боинга» под Тегераном
      — И все-таки, раз они до сих пор не палили по каждому самолету, какая-то система у иранцев стоит. Почему она не блокировала запуск ракеты?

      — Это может говорить о какой-то неисправности. Значит, у иранцев нет обслуживающего персонала, который бы следил за состоянием всех систем ЗРК.

      — Но там же наверняка есть российские инструкторы?

      — Как работают российские инструкторы — это вы видели, когда сирийцы сбили Ил-20. Это тоже была грубейшая ошибка, хотя все-таки менее грубая, чем в этом случае.

      — Иран утверждает, что пассажирский «Боинг» приняли за крылатую ракету США. Их вообще можно перепутать?

      — Перепутать пассажирский самолет с крылатой ракетой не мог бы никто и ни при каких обстоятельствах. Разве что это была не просто «обезьяна с гранатой», а пьяная обезьяна с гранатой.

      Это значит, что Иран уже не знает, что соврать.

      На ЗРК «Тор», как я вам говорил в прошлый раз, стоит два локатора. Один — обзорный, который непрерывно вращается и фиксирует все, что вокруг взлетает. Когда самолет взлетел с аэродрома, обзорный локатор видел его секунд через двадцать. И дальше все время, пока самолет летел, все шесть минут, на экране обзорного радара шла трасса. То есть с самого начала полета было ясно, откуда вылетела цель.

      — Они видели, что «крылатая ракета» запущена с гражданского аэродрома?

      — Конечно. Пока работал только обзорный локатор, еще можно было подумать, что рядом с гражданским самолетом летит что-то военное. Но дальше включается локатор наведения ракеты. Ракета наводится на цель очень узким лучом, порядка одного градуса шириной. Он настолько хорошо все различает, что тут ошибки уже быть не может. Вероятность, что в этот луч попадет не только гражданский самолет, но и еще что-то военное, равна нулю.

      Командир экипажа оценивает еще и мощность сигнала от цели по величине метки: большая цель или маленькая. На индикаторах отображается яркая отметка или тусклая. Проще говоря, командир должен был видеть, что летит что-то большое. От большого пассажирского самолета метка будет раз в десять ярче, чем от военной цели. А размер крылатой ракеты — с маленький самолетик. И у нее очень низкая мощность отраженного сигнала. Яркость этой точки уже не в десять, а в сто раз меньше, чем у самолета. И летит ракета, чтоб ее не заметили, на очень малой высоте, это десятки метров. А иранцы сбили громадный самолет, летевший на высоте 2400 метров. Как это можно спутать? Разница — куда наводить луч: вверх к небу или вниз вдоль земли.

      — Вы перечислили столько степеней защиты от дурака, что я повторю вопрос, на который вы отвечали в прошлый раз. Может быть, самолет сбили все-таки умышленно?

      — Это невозможно. Слишком велика вероятность, что это очень быстро будет установлено. Помимо спутниковых данных и прочего, есть же обломки самолета. И по ним «почерк» будет установлен на 100 процентов: у каждой ракеты свои поражающие элементы. На бомбе делаются насечки, чтобы при взрыве она разлеталась на куски. И из-за этих насечек все куски одинаковые.


      Делегация украинских экспертов была допущена Ираном к месту трагедии и после официального признания Ираном уничтожения «боинга» были обнародованы кадры с характерными повреждениями корпуса лайнера поражающими элементами ракеты. Фото: Офис президента Украины
      — В истории с MH17 именно так идентифицировали «Бук».

      — И здесь точно так же по обломкам определили бы «Тор».

      — Может быть, Иран рассчитывал, что не пустит никого к обломкам?

      — Поначалу у них и была такая тактика. Более того: они объявили, что и «черные ящики» будут сами расшифровывать.

      Но дело даже не только в обломках. Они запустили две ракеты. Насколько я знаю, так поступают только в случае, когда надо гарантированно поразить военную цель.

      По гражданскому самолету две ракеты никто запускать не будет, его бы и одна уничтожила. Потому что военный самолет меньше, к тому же он маневрирует, может уклониться, по нему проще промахнуться. А гражданский летит как утюг, тут не промахнешься. И две ракеты — значит, больше вероятности, что кто-то обнаружит пуск.

      И потом, как вы объясните, что сбили именно украинский самолет? Украина вообще ни при чем. Она даже, можно сказать, в чем-то потихоньку помогала Ирану, продавая старое советское оружие. И почти все пассажиры этого самолета были иранцы. Даже граждане Канады — это были иранские студенты с гражданством Канады. Нет, иранцы просто были так напуганы возможным американским налетом, что ничего не увидели, а просто взяли и ударили.
    3. asv363
      asv363 14 января 2020 22:40 Новый
      +2
      Не было никакого интервью директора Алмаз-Антея. Теперь пишут, что интервью дал его советник. Биография советника наличие профессиональных знаний по ПВО не указывает от слова совсем:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович
  18. CheeRock
    CheeRock 14 января 2020 18:42 Новый
    +2
    Цитата: ender
    это не записи, а данные с ADS-B-приемников в реальном времени
    ... которые собираются любителями и транслируются в виде динамической карты с записью треков.
    И в каком месте там РЛС?
    1. Вячеслав Викторович
      Вячеслав Викторович 14 января 2020 19:03 Новый
      +1
      Формально, приём сигналов от транспондеров - это полуактивная вторичная радиолокация.
      1. CheeRock
        CheeRock 14 января 2020 23:22 Новый
        +2
        Ну мы же понимаем, что это вообще разные вещи и радиолокации там нет, есть только пассивный прием пакетов с информацией, в которой уже записаны данные самолокации по жпс.
    2. Avior
      Avior 15 января 2020 01:12 Новый
      0
      в виде динамической карты с записью треков

      треки формирууются уже на ресурсе флайт радар
      приемники через компьютеры волонтеров просто передают информацию в реальном времени
  19. Shahno
    Shahno 14 января 2020 18:48 Новый
    +1
    Цитата: sledak
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


    Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.

    Так и у саудитов есть явный интерес.
  20. Старый26
    Старый26 14 января 2020 18:52 Новый
    +3
    Цитата: Mik13
    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную. И что, ни на что иное в этой зоне помеха не действовала?
    1. Mik13
      Mik13 14 января 2020 19:07 Новый
      +2
      Цитата: Старый26
      Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную.

      Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
      А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.
  21. Shahno
    Shahno 14 января 2020 18:53 Новый
    +1
    Цитата: sledak
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


    Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.

    Не обошлось...
    Разведанные.
    Техника и люди, ну маловероятно.
  22. yfast
    yfast 14 января 2020 18:53 Новый
    0
    Интересно, а как в Америке отличают гражданские самолеты от крылатых ракет? Высылают железного человека на визуальный осмотр?
    1. Комментарий был удален.
  23. Shahno
    Shahno 14 января 2020 19:06 Новый
    +2
    Цитата: Кран
    Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

    По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.

    Прелестно .Это,что сенсация. Конечно,оператор должен иметь высокий уровень подготовки.
  24. О. Бендер
    О. Бендер 14 января 2020 19:07 Новый
    +6
    Такого лично я ещё а своей жизни не встречал, оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.Не ну а чё,летит паровоз,а мы из него кукурузник помехами делаем, враг расслабляется а тут ему хась! паровоз на голову
    1. Керенский
      Керенский 14 января 2020 20:45 Новый
      +3
      оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.

      Хм! А если наоборот? Мы можем увеличить ЭПР ракеты до литака и прикрутить к ней трансподер? Ведь была задержка с вылетом...
      Ну просто представим... Вот кто-то снял сигнал трансподера конкретного рейса, потом позвонил и сообщил, что борт заминирован.... Борт остаётся на земле, а в его время курсом пилит ракета с увеличенной ЭПР и пиликает нужный сигнал...
      1. Avior
        Avior 15 января 2020 01:15 Новый
        +3
        его курсом- это значит, должна была вылететь из Тегеранского аэропорта
        1. Керенский
          Керенский 15 января 2020 10:03 Новый
          0
          его курсом- это значит, должна была вылететь из Тегеранского аэропорта

          Сергей.
          Ну это не конкретика, а фантазии.
          То есть технически это возможно, подменить борт ракетой? Тогда она может лететь по курсу борта В аэропорт. И ПВО её пропустит.
          1. Avior
            Avior 15 января 2020 10:17 Новый
            +1
            Технически можно, конечно
            Искусственно повысить ЭПР ракеты , это гораздо проще, чем уменьшить, то есть из Боинга получить ракету невозможно на экране рлс, а наоборот несложно, и пустить его по трассе международной вместо рейсового самолета, предварительно обеспечив ему возможность ретрансляции, чтобы отвечать диспетчеру, иначе он тут же настучит пвошникам, если борт отвечать не будет ( обратите внимание, в Боинг ведь стреляло изолированное автономное ПВО конкретного объекта, а ведь есть и другое, то которое Тегеран прикрывает, именно туда тут же сообщать диспетчеры, если есть сомнения) их ведь ведут по трассам, и обеспечить выполнение команд диспетчера При необходимости- он же может и задержать посадку, если полосы заняты, например, тогда нужно идти в зону ожидания, кругами летать, ждать очереди.
            Так что теоретически можно, а практически- нереально, разве что в реальный Рейсовый самолёт взрывчатку вместо багажа и смертника за штурвал.
            1. Керенский
              Керенский 15 января 2020 11:29 Новый
              0
              теоретически можно, а практически- нереально,

              Ну почему? Снять сигнал с трансподера вполне реально при тестировании систем перед вылетом.

              предварительно обеспечив ему возможность ретрансляции, чтобы отвечать диспетчеру,

              Если уж можно воткнуть трансподер, то можно и передатчик. Прикрутить к нему сотовый и пусть диспетчер общается с оператором, который ведёт ракету. Перестроение по курсу и эшелону он сможет выполнить.
              Ну старт происходит из-за кордона и в зону эта ракета входит уже в коридоре.
              А конечный участок нас вообще не волнует, - минуты три разбираться будут. Где она будет через три минуты? winked
              А если она нацелена на аэропорт
              , то в зону ожидания ей не надо.
              Так что такой вариант вполне возможен. И вот тогда будет полная.... афедрон.
              1. Avior
                Avior 15 января 2020 12:26 Новый
                +1
                я ж и пушу- можно теоретически
                а практически- ракета к этому не очень приспособлена
                куда вы там этот передатчик - приемник дополнительный прикрутите, и не простой, а чтобы на 500 км без проблем работал как ретранслятор?
                и все остальное?
                и речь идет об одиночной ракете, смысл огород городить из-за одной единственной ракеты?.
                1. Керенский
                  Керенский 15 января 2020 12:33 Новый
                  0
                  речь идет об одиночной ракете, смысл огород городить из-за одной единственной ракеты?.

                  Эта та соломинка, которая ломает спину верблюда.
                  Если хоть одна ракета так пройдёт, то придётся принимать меры. Кучу мер. Перенастраивать всю систему. Представьте что будет в Хитроу, Рейкьявике, Дели, Кеннеди.... Это гражданский сегмент. А военные будут ронять при малейшем сомнении....
                  1. Avior
                    Avior 15 января 2020 13:08 Новый
                    0
                    Скорее у выдумщика такой идеи будут большие проблемы, против него ополчаться не только в Хитроу, но и в Шереметьево и прочих.
                    В своё время профсоюз пилотов категорически настаивал на выдаче в СССР обратно угонщиков самолетов, а это всех затронет ещё больше.
                    1. Керенский
                      Керенский 15 января 2020 18:07 Новый
                      0
                      Скорее у выдумщика такой идеи будут большие проблемы,

                      Точнее, у оператора - постановщика, да и то потом.
                      А сценариев много разных написать можно. winked
            2. KVIRTU
              KVIRTU 16 января 2020 12:58 Новый
              0
              ЭПР то увеличивают очень просто . Это реализовано давным давно , устанавливают на КР в дополнение к БЧ линзу Люненберга, шар см 20-25 в диаметре, даёт ЭПР под 10 квадратов в диапазоне РЛС ЗРК. Такие КР входят в комплексы вооружения стратегов, используются как обманки, имитаторы.
  25. Shahno
    Shahno 14 января 2020 19:16 Новый
    +1
    Цитата: Mik13
    Цитата: Старый26
    Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную.

    Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.

    О,кстати. Какая мощность нужна,чтобы дезорентировать рлс зрк типа тор? И на каком расстоянии должен быть нарушитель,и обязательно ли он должен быть на земле.От цели,от рлс. Понимаете,к чему я. Ну, скажем данные о полосах и частотах у нас есть. Ну добыли как то...
  26. Shahno
    Shahno 14 января 2020 19:20 Новый
    +2
    Цитата: Pete Mitchell
    Цитата: Shahno
    речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.

    Речь скорее идет о том, что конкретный оператор вообще не имел информации о цивильном трафике. Вообще..., это проблемы управления и связи

    Странное понятие фактически максимальной боеготовности,не находите.
    Причем перед этим не закрыто воздушное пространство. sad
  27. Старый26
    Старый26 14 января 2020 19:35 Новый
    +1
    Цитата: Mik13
    Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.

    Я не специалист в области РЭБ. Высота полета для ЛА с системой РЭБ, который мог бы выдать такую помеху на расстояние в 500 км должна быть порядка 14,6 км. Для того, чтобы РЛС оказался в "прямой видимости".

    Цитата: Mik13
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км

    Это я рассчитать не могу, не умею, да и расстояние наверняка лучше взять 500 км. Но думаю большая...

    Цитата: О. Бендер
    Такого лично я ещё а своей жизни не встречал, оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.Не ну а чё,летит паровоз,а мы из него кукурузник помехами делаем, враг расслабляется а тут ему хась! паровоз на голову

    laughing good

    Цитата: Кран
    Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

    По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.

    Директор концерна утверждает, что трудно отличить, а локаторщики почему-то вопреки его мнению отличают. Сколько было в сети сканов после гибели нашего ИЛа в Сирии, где сканы с экрана показывали отличие отметки от истребителя от "гребенки" ИЛа. Ну а различие ЭПР ракеты отличается от ЭПР Боинга в десятки, если не сотни раз.
    1. Виктор Сергеев
      Виктор Сергеев 14 января 2020 19:41 Новый
      +3
      Простим баранов ничего не понимающих в ПВО. Помеха может уменьшить дальность обнаружения цели, навести ложные цели, но никак не уменьшить отраженный сигнал.
    2. asv363
      asv363 14 января 2020 23:26 Новый
      +1
      Цитата: Старый26
      Директор концерна утверждает, что трудно отличить, а локаторщики почему-то вопреки его мнению отличают.

      Не было интервью Гендиректора АО "ВКО "Алмаз-Антей". Журналисты переобулись в прыжке и пишут, что интервью дал его советник. В биография советника о связи с ПВО нет ни слова, он выпускник МГИМО:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович
  28. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 14 января 2020 19:39 Новый
    +2
    Для постановки такой помехи недалеко от Ирана должен летать самолет постановщик помех, а его как я понимаю не было, помеха с земли исключена. Если бы ставилась помеха то аэродромные радары бы ослепли. Перепутать самолет с КР невозможно, тем более на Торе.
  29. Корг
    Корг 14 января 2020 19:56 Новый
    -2
    Давно уже пора оснащать пассажирские лайнеры датчиками облучения зенитных радаров и автоматом отстрела тепловых ловушек. В первую очередь, это нужно делать для самолетов, имеющих воздушные маршруты над странами-изгоями, странами под санкциями или странами - спонсорами терроризма. И прикрывать такие авиалинии военной авиацией - чтобы сразу наносить удар по месту пуска зенитных ракет.
    1. gregoryivanov
      gregoryivanov 14 января 2020 20:41 Новый
      0
      А оснащать все пассажирские кресла катапультными устройствами и парашютами не надо? Не несите чушь, батенька. Просто надо диспетчера своевременно "закрывать небо" в зоне боевых действий, и не летать там, где воюют.
    2. Servisinzhener
      Servisinzhener 14 января 2020 20:44 Новый
      +1
      На радиостанции Вести ФМ как то выступал представитель компании El Al специализирующийся на безопасности полётов. Прямо конечно об этом не сказал, но намекнул на то что подобная система на их самолётах есть.
      А вообще подобные ситуации решаются запретом полётов над опасной территорией. Т.к. вешать подобную систему на каждый самолёт слишком дорогое удовольствие. И в 99,9999.....% случаев она отлетает весь срок службы самолёта мертвым грузом.
    3. Avior
      Avior 15 января 2020 01:19 Новый
      0
      в данном случае тепловая ловушка не помогла бы
      у ТОРа радиокомандное наведение, а не ИК
  30. xGibSoNx
    xGibSoNx 14 января 2020 20:00 Новый
    -1
    Короче всё понятно. Это сделали Американцы, они во всём виноваты.. В общем расходимся.. Ни чего нового.
    1. gregoryivanov
      gregoryivanov 14 января 2020 20:46 Новый
      +1
      Ну почему же только американцы? Тут ещё израильтян пытаются из пальца высосать. Цепь трагических событий пытаются натянуть, как презерватив на кактус, не больше не меньше, как на всемирный заговор масонов.
  31. antiaircrafter
    antiaircrafter 14 января 2020 20:09 Новый
    +4
    Заслуженный пилот прокомментировал.....
    Знатного ПВОшника что ли не нашлось для комментариев?

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.


    С какого транспондера данные транслируются на комплекс ПВО дивизионного уровня? Максимум что у него есть это система опознавания свой-чужой.
    У какого оператора комплекса ПВО есть выход на "специальные сайты"? И откуда у него время для сбора с них информации и её анализа?
    Ну и конечно перепутать гражданского лаптя с крылатой ракетой это надо постараться. Даже в условиях помех.
  32. К-36
    К-36 14 января 2020 20:27 Новый
    +12
    Сколько не искал в списках Заслуженных пилотов России имя Скрынник Юрий Миихайлович, так и не нашёл. Зато нашёл Сытник Ю.М. Который таки гражданский лётчик. И познания у него об армии, а тем более о ЗРВ ПВО, явно литературно-художественные. Ибо любой ПВО-шник знает, что стрельнуть ракетой внутри территории страны ЗР комплекс может только по специальному приказу свыше.
    Я, как человек отслуживший на ЗРК, могу утверждать это на любом уровне.Имею честь предположить, что такой приказ со стороны командования КСИР был.И вызван он был как ответная реакция на заявление Трампа о нанесении ракетных ударов по 52 объектам в Иране. Командование КСИР понимало, что объекты, подконтрольные КСИР, занимают самые первые места в этом списке. Поэтому приказ мог быть такой: " Сбивать все воздушные суда, приблизившиеся на расстояние NN км к охраняемому объекту". При этом командование КСИР было обязано выйти на руководство страны с аргументацией запрета полётов над страной. Полагаю, что такое действие со стороны КСИР было сделано, но поддержки у Верховной власти страны не получило.
    Теперь главный вопрос. Почему ЗР комплекс выстрелил? У меня всего лишь два здравых предположения.
    1. На комплексе оказал запросчик "свой-чужой", поэтому ответ транспондера они не видели..
    2. Ответ транспондера видели, но запросили приказ на стрельбу у вышестоящего командования. И напоролись на хитровы...деланный ответ в стиле Горбачёвского прилёта Руста : " Действовать согласно ранее полученному приказу"!
    Приказ они выполнили.
    Мои Резюме: ПВО Ирана, как страны в целом, нуждается в серьёзной доработке. Однако этому препятствует недоверие Верховной власти к силам КСИР. Как исправить это - не знаю.Но с большой долей достоверности могу предположить повторение инцидента в аналогичной для Ирана ситуации.
    С уважением, hi
    1. antiaircrafter
      antiaircrafter 14 января 2020 20:50 Новый
      +6
      1. На комплексе оказал запросчик "свой-чужой", поэтому ответ транспондера они не видели..

      Не видит система свой-чужой никакие транспондеры.
      Наземный радиолокационный запросчик ЗРК видит только ответ ответчика самолёта. Ни на каком иностранном самолёте такого ответчика нет и быть не может.
      Начальник расчёта конкретного ЗРК самостоятельно может обстрелять цель только если она находится в секторе его ответственности, при этом является низколетящей или внезапнопоявившейся. Либо если есть команда валить всё, что залетело в сектор ответственности, тогда ему ваще пофиг и транспондеры и системы опознавания.
      Любая другая цель обстрелливается только по команде вышестоящего штаба. Конечно при наличии связи. Отсутствие связи теоретически тоже может быть поводом принять самостоятельное решение на обстрел.
      1. К-36
        К-36 14 января 2020 21:14 Новый
        +1
        Спасибо за ответ. Однако по-прежнему висит вопрос :" Почему этот комплекс никого не завалил за сутки или двое до этого?". Значит в день сбития приказ всё же был?!?
        И да, готов признать свою полную неосведомлённость во взаимоотношениях ЗРК- транспондер, ибо службу на С-125 закончил в 1980 г., когда слово т р а н с п о н д е р во всём СССР-е никто и представить себе не мог. К сему добавлю, что крайне заинтересован в прояснении для себя двух вопросов:
        1. ЗРК абсолютно " глух и слеп" к транспондеру?!? Так где ему черпать инфу о гражданских бортах в его секторе ответственности ??
        2.Из страны улетает иностранный гражданский борт ( в данном случае Украинский из Ирана ) .Козе понятно, что на нём нет ( и быть не может !!! ) ответчика той страны из которой он вылетает. Так что - его "валить" ?
        1. antiaircrafter
          antiaircrafter 14 января 2020 21:26 Новый
          +4
          Цитата: К-36
          Почему этот комплекс никого не завалил за сутки или двое до этого?

          Вариантов море от - его вообще не было на позиции в то время до - в сектор ответственности никто не залетел.
          Хотя по моему мнению район аэропорта должен был быть в запретном секторе стрельбы.
          Цитата: К-36
          ЗРК абсолютно " глух и слеп" к транспондеру?!? Так где ему черпать инфу о гражданских бортах в его секторе ответственности ??

          Да, абсолютно "глух и слеп к транспондеру".
          Нигде. В нормальных условиях гражданские борта не должны оказаться в зоне его действия. Вся информация - данные собственной РЛС и целеуказания от вышестоящего начальника.
          Цитата: К-36
          Так что - его "валить" ?

          Если есть приказ - да.
          1. К-36
            К-36 14 января 2020 21:59 Новый
            +1
            Нигде. В нормальных условиях гражданские борта не должны оказаться в зоне его действия. Вся информация - данные собственной РЛС и целеуказания от вышестоящего начальника.

            Извините, Алксандр, но Вы меня маненько насторожили. Над моей головой в период 1978-1980 г.г. пролетала куча гражданских бортов с посадкой в аэропорту Одессы. И я из кабины "У" мог их разглядывать, сколь душе угодно ( при помощи "визуалки Карат" ). А приданная комплексу СРЦ П -12 все их появления в секторе обзора / вплоть до посадки и исчезновения с экранов станции/ хронометрировала и авторучкой заносила в спец. журнал. Сведения из которого передавались " наверх". То есть, я констатирую, что залётов гражданских судов в мой сектор ответственности было " по самое не могу", а Вы это походя исключаете. Ладно, подождём (с).

            Если есть приказ - да. Вот тут как бы ближе, и есть о чём разговаривать. Вы, наверное, единственный из комментаторов этой Темы, кто реально понимает, что ЗРК без приказа выстрелить не может ( я имею ввиду мирное время! ).
            .Ну и задам Вам вопрос: Вы согласны с тем, что ЗРК Ирана сбил Боинг согласно поступившему приказу, или это ни в какие ворота " махновшина"?
            1. antiaircrafter
              antiaircrafter 14 января 2020 22:11 Новый
              +1
              С-125 и ТОР это очень разные комплексы. И радиус действия их очень разный.
              Тор предназначен для прикрытия войск и действует в их боевых порядках. Это его нормальные условия работы. Вот там граждан быть не может.
              Второй вариант использования - охрана важных государственных и экономических объектов. Для них, как правило, определяются зоны запретные для полётов. Опять же граждане в нормальных условиях там появится не могут.
              Ну а назначение 125 вы сами знаете, как и где он размещается тоже.
              Цитата: К-36
              Вы согласны с тем, что ЗРК Ирана сбил Боинг согласно поступившему приказу, или это ни в какие ворота " махновшина"?

              Понятия не имею о системе управления и боевой работе ПВО Ирана, потому не могу дать однозначного ответа на этот вопрос.
              По моему мнению район аэропорта для конкретного комплекса должен быть в запретном секторе стрельбы. Без отдельной команды стрелять туда нельзя ни при каких условиях.
              1. К-36
                К-36 14 января 2020 22:54 Новый
                +1
                Записал Вас в свою записную книжку, как адекватного собеседника. Хотя есть ещё о чём поговорить, но с удовольствием констатирую Вашу базу знаний в ПРО страны. Словом drinks
                За сим с уважением, hi
                1. К-36
                  К-36 14 января 2020 22:57 Новый
                  +1
                  Эх, ну что за дела? Раньше пост можно было редактировать. А сейчас- облом. Конечно же ПВО, а не ПРО
                2. KVIRTU
                  KVIRTU 15 января 2020 12:39 Новый
                  +1
                  "слово т р а н с п о н д е р" имеется в виду бортовой ответчик ВС ГА , режимы RBS и S, отвечает на запросы вторичных РЛС УВД ГА (отечественные "Аврора" в пример), запрос 1030, ответ 1090 МГц.
                  По информации , ее прохождению: у нас традиционно взаимодействие с РЦ УВД обеспечивает группа контроля дежурного расчета КП РТБр, РТП, планы полетов и т.д., от них информацию получает ОДКП ЗРБр, ЗРП, который и руководит огневыми дивизионами.
      2. егерь650
        егерь650 14 января 2020 23:35 Новый
        0
        СОЦ у ТОРа двухкоординатная, высоту не меряет до цели? Я так понимаю высоту рисует ссц.
        1. К-36
          К-36 15 января 2020 00:18 Новый
          0
          Ув. егерь 650. У меня ( с высот сегодняшнего дня ) тоже возникают вопросы прикладной геометрии ( для ПВО ). Имея дальность ( по существу биссектрису прямоугольного треугольника ) и конкретный угол ( именуемый в ПВО как угол места ) неужели тяжело схемотехнически вычислить два остальных катета, один из которых будет как раз высотой цели ?
          Много воды утекло с 1980 г., но, если склероз не изменяет, в ПВО применяли специальную станцию П-15 в качестве радиовысотомера ( впрочем, могу и ошибаться, сколько лет уж пролетело ).
          hi
    2. borberd
      borberd 14 января 2020 21:40 Новый
      0
      Вы оцениваете действия иранцев по европейским лекалам , но они ведь не европейцы . Я думаю что иранцы специально сбили боинг . Не было никакой ошибки , было целенаправленное действие на прекращение американской атаки , путём принесения в жертву боинга и последующих разбирательств кто в этом виноват . Если бы американцы атаковали , то их вполне можно было обвинить в том что "они прикрывались боингом " , ставили помехи во время атаки или даже сами случайно его сбили . После того как все новостные каналы сообщили о том что упал гражданский боинг , ни о какой атаке на Иран речь бы уже не шла в принципе . Все бы говорили только о катастрофе и искали бы виновных .., и конечно же это были бы американцы . Боинг был сбит через 4 часа после атаки на американские базы в Ираке , именно в это время американцы подняли в воздух авиацию , и иранцы подумали что началась атака . Только вот чего персы не просчитали - это Трампа . Любой другой президент после такого удара по своим войскам и по престижу уже закусил бы удила и рванул в бой . Но Трамп не боец , он делец , это незнание и подвело аятол .
      У шиитов есть опыт в подставе гражданских обьектов под удар . Во времена операции "Гроздья Гнева" - 1996 год , Хизбалла подставила под ответный удар израильтян своих же ливанских беженцев . После этого операция была свёрнута . Что-то подобное иранцы хотели провернуть и здесь .

      Все иранские сказки о том что на секретной базе ПВО , пропала связь и поэтому расчёт принял решение атаковать самостоятельно , не выдерживают никакой критики . Они однозначно получили прямой и недвусмысленный приказ от руководства сбить боинг .
    3. Avior
      Avior 15 января 2020 01:24 Новый
      +1
      его в сети обычно представляют так
      Бывший летный директор «Внуковских авиалиний», заслуженный пилот России Юрий Скрынник

      Внуковские авиалинии очень давно обанкротились
  33. Servisinzhener
    Servisinzhener 14 января 2020 20:35 Новый
    +2
    Всё таки подобные вопросы лучше задавать не даже таким уважаемым людям. А тем у кого есть опыт службы в ПВО желательно на данном комплексе. Либо специалистам из Алмаз-Антей и ижевского завода "Купол". Которые не по наслышке и не в общих чертах знакомы с этим ЗРК.
  34. Старый26
    Старый26 14 января 2020 20:54 Новый
    +6
    Цитата: Корг
    Давно уже пора оснащать пассажирские лайнеры датчиками облучения зенитных радаров и автоматом отстрела тепловых ловушек.
    .
    И зная, что система отстрела тепловых ловушек это признак военного борта - значит сразу подставить пассажирский борт под удар. И самое главное, а что эти тепловые ловушки дадут, если у ЗУР радиокомандная или активаная радиолокационная головка самонаведения? Фейерверк перед гибелью только сделать?

    Цитата: Корг
    В первую очередь, это нужно делать для самолетов, имеющих воздушные маршруты над странами-изгоями, странами под санкциями или странами - спонсорами терроризма.

    А может быть тогда лучше туда вообще не летать?

    Цитата: Корг
    И прикрывать такие авиалинии военной авиацией - чтобы сразу наносить удар по месту пуска зенитных ракет.

    Нда, так и вижу. Летит самолет Вашингтон-Москва, а в охранении его пара или звено истребителей. На всякий случай, а вдруг эти коварные русские выстрелят по борту зенитной ракетой. Или тот же самый вариант с Ираном... Или с Северной Кореей...
  35. 75Сергей
    75Сергей 14 января 2020 21:22 Новый
    0
    Помехи там были или не были можно посмотреть на гражданских радарах аэропорта.
  36. otstoy
    otstoy 14 января 2020 22:09 Новый
    -1
    И этот отмазывает Иран. Я не понимаю, у всех наших пропагандистов в Иране живут родственники?
  37. Krasnodar
    Krasnodar 14 января 2020 22:24 Новый
    +3
    Помехи-шмамехи - горячий персидский юноша испугался близколетящей метки на радаре, посоветоваться было некогда и не с кем, вот и стрельнул
    Бывает
    1. К-36
      К-36 14 января 2020 23:06 Новый
      +2
      Сможете назвать должность в/сл., который на ЗРК имеет право нажать кнопку " Пуск" ? ( Только не надо про "ОПЕРАТОРОВ" - ибо полностью журнализдская лабуда! )
      1. Krasnodar
        Krasnodar 14 января 2020 23:09 Новый
        +3
        Думаю, командир КП/расчета ЗРК. В ПВО не служил, так что без понятия ))
        Да и какая разница? Нажали же
        1. К-36
          К-36 14 января 2020 23:19 Новый
          0
          Занятно. Понятия не имеете ( кто допущен к кнопке ), а вот горячего персидского юношу испекли в две секунды...Ну что сказать? Что я Вас не уважаю, так ведь Вам на это нас..ть, не так ли ?
          1. Krasnodar
            Krasnodar 14 января 2020 23:53 Новый
            +5
            А решение принимал не персидский юноша? laughing Мы о чем то не знаем? Кто контролирует иранское ПВО? Люминаты? Масоны? Американцы? Пришельцы? ))
      2. Avior
        Avior 15 января 2020 01:31 Новый
        +1
        Вообще-то расчет Тор М1 три человека- командир, оператор, механик-водитель
        Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель).
  38. егерь650
    егерь650 14 января 2020 23:30 Новый
    +1
    Какой-то крендель с Украины требует привлечь поставщика оружия, которым сбили Боинг))). Не в курсе кто поставщик))) Тора ))))?
  39. Shahno
    Shahno 15 января 2020 00:08 Новый
    0
    Цитата: К-36
    Сможете назвать должность в/сл., который на ЗРК имеет право нажать кнопку " Пуск" ? ( Только не надо про "ОПЕРАТОРОВ" - ибо полностью журнализдская лабуда! )

    Не понял... Хотите сказать что в расчетах не числятся операторы,старшие операторы и.т.д.
    Не знаю как в ВС РФ сейчас. А так-начальник расчета ПУ
  40. Radikal
    Radikal 15 января 2020 00:19 Новый
    +3
    Заслуженный пилот РФ прокомментировал ситуацию с ударом по «Боингу» из ЗРК «Тор»
    Вообще-то наверное этот случай должен (при всём уважении к Скрыннику) комментировать специалист ПВО, то есть "охотник", а не "дичь". Это было бы с одной стороны более достоверно, а с другой - корректно. sad
  41. Garris199
    Garris199 15 января 2020 03:06 Новый
    0
    Цитата: Mik13
    это ТОР. Там и близко ничего подобного нет

    Неужели сложно прикрутить компьютер, который анализировал бы параметры и поведение объекта и выдавал бы подсказку на экран о типе цели? У компьютера на это уйдёт доли секунды, а оператор бы уже перепроверял и принимал решение. Арабам сам Бог прописал такой функционал, ибо тугие.
  42. Юрий Сивов
    Юрий Сивов 15 января 2020 03:58 Новый
    0
    Учитывая тесное взаимодействие спецслужб Украины и США вероятнее всего было вмешательство в позиционирование самолета в пространстве, которое кратковременно ввело в заблуждение операторов зенитной системы. А так как GPS является американской - отследить данное вмешательство практически невозможно.
  43. Валера Русанов
    Валера Русанов 15 января 2020 04:54 Новый
    +1
    Да по любому штаты виноваты , хоть и не сбивали, нам до такой степени мозги промыли, что даже когда у нас понос , кто виноват - правильно .... товарищ!
  44. saveall
    saveall 15 января 2020 09:16 Новый
    +1
    Если считается, что к примеру в програмное обеспечение Windows заложено много отслеживающих жуков и пр. дряни, то почему Боинг не может делать тоже самое со своей электроникой? Скорее всего и делает... Тогда почему они не могут в нужный момент просто отключить транспондер самолета дистанционно? Ведь в данном случае корпорация Боинг совершенно не рискует своей репутацией. Кто теперь сможет рассказать, что электроника вела себя как то не так перед тем как самолет был сбит? Может это кстати и объясняет небольшое отклонение самолета от курса в последние минуты. Да если бы даже Боинг и рисковал чем, то если прикажут из Пентагона то куда денешься...
  45. carisma620
    carisma620 15 января 2020 10:35 Новый
    0
    А как же остальные рейсы улетали?
  46. Seld
    Seld 15 января 2020 13:45 Новый
    0
    Иными словами говоря: пора закрывать воздушное пространство?...
    К слову, нипанятна.... Так воюют там или нет?
  47. EvilLion
    EvilLion 15 января 2020 16:01 Новый
    0
    У меня члены семьи мотались то ли в Тунис, то ли в Египет, не помню уже, как раз когда был сбит Ил-20. Долго матерился, на кой черт вообще летать туда, где периодически взад-вперед летают ракеты, кто-то с кем-то перманентно воюет. В 1988-ом году американцы иранский лайнер сбили, приняв с F-14.
  48. DiViZ
    DiViZ 15 января 2020 21:57 Новый
    0
    Мне больше кажется что этот Тор поставили специально. Нужно искать крысу в Иране.
  49. Andrey Andrey
    Andrey Andrey 16 января 2020 01:27 Новый
    0
    Нравится когда эксперт опровергает самого себя в экспертной мнении. Сам говорит что есть таблица с рейсами и можно все увидеть на сайте, а потом говорит что если есть помехи на радаре ничего не видно. Какая связь между радаром и интернетом уже объяснять не нужно, хомячки радуются.
  50. evgen1221
    evgen1221 16 января 2020 12:32 Новый
    0
    Могла быть и закладка с глушилкой постоновщиком помех именно на этом рейсе-украинцев не жалко хозяевам,как и иранцев тем более.