Заслуженный пилот РФ прокомментировал ситуацию с ударом по «Боингу» из ЗРК «Тор»

153

Наиболее острой темой последних дней в международной информационной среде остаётся тема с нанесением удара по «Боингу-737» авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Речь идёт о нанесении удара по пассажирскому лайнеру с применением ракет зенитного комплекса «Тор» подразделения ПВО КСИР Ирана.

По крайней мере, сам Иран признал факт нанесения удара, отметив, что самолёт был сбит непреднамеренно. Иранские официальные лица, напомним, заявили, что оператор ЗРК перепутал самолёт с крылатой ракетой в условиях ожидания возможного ракетного удара со стороны американцев.



«Военное обозрение» попросило заслуженного пилота Российской Федерации, члена совета высшего офицерского состава Общероссийской организации «Офицеры России», Юрия Скрынника прокомментировать ситуацию.

«ВО»:

Юрий Михайлович, по вашему мнению, мнению опытного пилота, мог ли иранский расчёт зенитного ракетного комплекса перепутать только что взлетевший гражданский авиалайнер с крылатой ракетой?

Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае постановки помех.

Заслуженный пилот РФ:

Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить. У оператора имеется таблица с данными о рейсах. Но если ставились помехи, то оператор комплекса перестал получать достоверную информацию. Давайте не будем забывать, что всё это происходило в тот момент, когда иранские системы ПВО были приведены в высшую степень готовности. А потому любой неопознанный летающий объект мог быть воспринят как цель, как та же американская ракета. К сожалению, в таких условиях от совершения ошибки никто не застрахован. В своё время Украина сбила российский лайнер над Чёрным морем. Во время учений украинские войска сами использовали систему радиоэлектронных помех, что и привело к удару по пассажирскому самолёту.
153 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    14 января 2020 17:56
    "Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае наведения помех."
    И кто же наводил эти помехи,интересно..
    " А потому любой неопознанный летающий объект мог быть воспринят как цель, как та же американская ракета. К сожалению, в таких условиях от совершения ошибки никто не застрахован В своё время Украина сбила российский лайнер над Чёрным морем. Во время учений украинские войска сами использовали систему радиоэлектронных помех, что и привело к удару по пассажирскому самолёту.".
    Да это понятно.Иран,в отличие от Украины,свою ошибку практически сразу признал...
    1. +21
      14 января 2020 18:30
      Если была спланированная провокация, а на мой взгляд, там американские уши торчат на 200%, транслировать помеху мог кто угодно - от забрасываемых передатчиков с самоуничтожением, до БПЛА. Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.
      1. +39
        14 января 2020 19:19
        Цитата: Vlad.by
        Если была спланированная провокация, а на мой взгляд, там американские уши торчат на 200%, транслировать помеху мог кто угодно - от забрасываемых передатчиков с самоуничтожением, до БПЛА. Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.

        А ещё был чувак, как бы оказавшийся в нужное время и нужном месте, который снимал именно этот борт и видео , кстати, первыми обнародовали американцы....
        1. +15
          14 января 2020 20:04
          Цитата: Vlad.by
          Кстати, есть много свидетельств о том, что воздушный обьект на линии Тор-Боинг- был.

          Какой объект? БПЛА? И откуда данные?
          Цитата: Саян
          А ещё был чувак, как бы оказавшийся в нужное время и нужном месте, который снимал именно этот борт и видео , кстати, первыми обнародовали американцы....

          А вот это действительно интересный факт. С какого бадуна, глубокой ночью человек снимает КОНКРЕТНЫЙ участок неба, где начинает разворачиваться трагедия?
          1. +9
            14 января 2020 20:44
            А вот это действительно интересный факт. С какого бадуна, глубокой ночью человек снимает КОНКРЕТНЫЙ участок неба, где начинает разворачиваться трагедия?

            А с какого бодуна появились съемки стартов КР с мобильных телефонов? Действительно чего бы это в такую ночь снимать небо?
            1. +3
              14 января 2020 21:15
              Видимо с женой поругался, полез на крышу(сбросится хотел)...а там небо!!! Звёзды!!!!.....да ещё и самолёт в огне...."красота" .... и передумал в низ бросаться.... wassatснимать начал.
          2. +9
            14 января 2020 21:51
            кстати! была уже и не ночь, а очень даже 06.50ч УТРА!
            но все равно, на темном небе - ждать этот момент - очень странно!
            1. +2
              15 января 2020 00:17
              Ну после военной ночи не спал, увидел что-то летит, не разобрав что именно начал снимать. Или как вариант увидел горящий самолет летящим и заснял попадание второй ракеты.
  2. +9
    14 января 2020 17:58
    Ну с украинцами всё понятно. Сами себе ставили помехи и поставили amЯ про сбитый ими Ту 154. А эти помехи пеленгуются как нибудь?А то как то помехи в столице Ирана...И всё такое. И только конкретно там чп .с помехами на конкретное ЗРК.По Ирану были зафиксированы ещё применения РЭБ из вне? Вопрос к иранской стороне..
    1. +14
      14 января 2020 18:28
      помеха на то и помеха, что забивает эфир в нужных спектрах. Определить направление точечного источника можно, но дистанцию уже нет, а если действовала группировка. то тут привет...
    2. +5
      14 января 2020 19:22
      Цитата: Наблюдатель2014
      По Ирану были зафиксированы ещё применения РЭБ из вне? Вопрос к иранской стороне..


      Если бы американцы применяли РЭБ, думаете Иранцы об этом скромном факте молчали ? Когда тем более есть возможность хоть как то оправдаться. Вот зря Иранское руководство не заходит на ВО, Взгляд и другие наши патриотические ресурсы, ведь тут такое количество версии, и большая часть в защиту Иранцев.
      1. +2
        14 января 2020 19:57
        Цитата: Aleksandr21
        , и большая часть в защиту Иранцев.

        как, ни как - ситуативный союзник.
      2. +5
        14 января 2020 22:52
        Я думаю что все гораздо проще- транспондер был переведен в режим транслировался некорректной информации, или на самом борту была глушилка
  3. +4
    14 января 2020 18:03
    Ну почему бы и нет. По крайней мере более логично звучит, чем "слепые и криворукие" операторы ПВО Ирана.
  4. +6
    14 января 2020 18:06
    Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет.
    1. +1
      14 января 2020 18:08
      Американцы помехи на Flightradar не насылали просто.
      1. -4
        14 января 2020 18:14
        Flightradar собирает данные с сети любительских SDR-приёмников по $8 штучка.
    2. +5
      14 января 2020 18:59
      Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

      По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.
      1. +3
        14 января 2020 19:55
        Вы не могли бы уточнить, какое отчество у Алексея Подберёзкина? Поясню вопрос - есть Алексей Иванович Подберёзкин - военный эксперт, выступал с докладами на какой-то конференции АО "ВКО "Алмаз-Антей", но он не является Генеральным директором концерна.
        1. +1
          15 января 2020 00:26
          в прессе его представляют как
          Руководитель центра военно-политических исследований МГИМО и концерна ПВО «Алмаз-Антей» Алексей Подберёзкин

          с учетом того, что есть АО «Концерн ВКО „Алма́з-Анте́й“, а ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» он назывался до 2015 года возникает вопрос, что за центр такой, что за пять лет не заметил, что переименовали?
          1. 0
            15 января 2020 01:30
            При МГИМО. Вот его доклад:
            http://eurasian-defence.ru/?q=node/39610

            Болтология за гранью разумного.
      2. +4
        14 января 2020 21:17
        Изменили формулировку на "советник гендиректора". Биография советника:
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович

        Имеет отношение к ПВО, как я к балету. Т.е. не имеет.
        1. +3
          15 января 2020 00:40
          собственно , заслуженный пилот Российской Федерации- это это почетное звание пилота гражданской авиации и не совсем ясно, как связан эксперт в статье с ПВО
          1. -2
            15 января 2020 01:55
            Полагаю, что редакция ВО имеет полное право, что публиковать и кого приглашать в качестве эксперта.
            1. +4
              15 января 2020 08:35
              Вы абсолютно правы. А я, как читатель, могу задаться вопросом, почему именно этот эксперт?
      3. +7
        14 января 2020 22:15
        отличить ракету от самолета, даже при воздействии помех - трудно?
        не смешите мои тапки!
        это байки для "уклонистов" (кто не служил в Армии) и двоечников (кто не учил физику)!
        1. ЭПР ракеты - 0,1кв.м, Боинга-737 - 100кв.м! Не увидеть разницы в сотни раз?
        2. скорость самолета на взлете: 350....500км/ч, скорость крылатой ракеты-700-800км/ч Разница в 2 раза!
        3. самолет летел с набором высоты! ракета летит или параллельно земле или даже пикированием!
        Оператор уже по этим признакам мог и должен был отселектировать ее.
      4. +1
        14 января 2020 22:30
        А комментаторы тут писали, что ложные цели ADM-160A MALD ерунда.
    3. +12
      14 января 2020 19:13
      Цитата: ender
      Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет

      Ну, а почему бы и нет. Flightradar работает на частоте 1090 МГц. Тор работает на частотах выше 3 ГГц. Вполне возможно, что там что-то болталось в районе аэропорта и помехи на СВЧ еще ставило. В то время как весь мир на флайтрадаре видел всё что ему дозволено, ПВО Ирана пыталось приземлить то что было невидимо для простых обывателей.
      1. -9
        14 января 2020 19:35
        ну почему же только для простых. там ещё и самые-самые С-300 стояли

        выходит, тут больше не будут хихикать над концепцией Stealth..
      2. -2
        14 января 2020 19:50
        Цитата: BABAY22
        Ну, а почему бы и нет. Flightradar работает на частоте 1090 МГц. Тор работает на частотах выше 3 ГГц.
        Не флайтрадар работает на частоте 1090МГц, а гражданский транспондер работает на частоте 1090МГц. Если Тор читает гражданские транспондеры (перепроверить бы данное утверждение, кстати. Мне кажется, с ним не всё так однозначно), то он делает это на тех же частотах, что и остальные, включая флайтрадар.
        1. +5
          14 января 2020 21:40
          Будем к словам докапываться?
          Хорошо. Что бы забить помехами флайт радар необходимо и достаточно забить частоту 1,09ГГц. Так нормально?
          Думаете на Иранской боевой машине ТОР стоит запросчик УВД. Мне кажется, что такие вопросы решаются парой уровней выше. Здесь должен быть тупой как пробка "свой - не свой" неизвестно правда что там за "свой" у СГО Ирана, но явно не НАТОвский и режима mod3 гражданского ответчика УВД не понимающий.
  5. -1
    14 января 2020 18:08
    У оператора имеется таблица с данными о рейсах.
    То есть предполагается, что при обнаружении цели оператор смотрит её номер рейса и (в случае успешного считывания) начинает по таблице проверять, должен ли рейс с таким номером находиться в этом районе?
    1. +5
      14 января 2020 19:38
      Не забывайте,что была задержка рейса причем вполне возможно преднамеренная.И беспилотник,вполне мог подставить украинский борт под ракету как Израиль наш борт в Сирии.Одно непонятно зачем Иран так быстро признал свою вину до окончания расследования?
      1. 0
        14 января 2020 19:42
        Версия, что украинский Боинг сам намеренно ставил помехи, чтобы его сбило иранское ПВО, всё-таки красивее.
      2. -3
        14 января 2020 19:58
        Иран официально заявил: задержка рейса была из-за перегруза багажа.
        Более интересно, что два пассажира, граждане Украины,зарегистрировавшиеся и сдавшие багаж, не полетели.

        Может, в их багажа и было ВВ ?
        1. +1
          15 января 2020 00:55
          одного из них, канадца, на рейс просто не допустили- что то неверно с оформлением билетов
          полетела его жена без него. Жена погибла sad
          Mohsen Ahmadipour и его жена Roja Azadian
          канадцы, по фамилиям, иранского происхождения, как и большинство канадцев на борту
          через Киев было удобно лететь в Канаду

          https://ottawacitizen.com/news/local-news/tehran-crash-last-minute-mixup-leaves-ottawa-man-in-terminal-while-his-wife-gets-aboard-doomed-flight
          оба не попавшие на борт не были гражданами Украины
    2. +4
      14 января 2020 20:22
      Цитата: Вячеслав Викторович
      У оператора имеется таблица с данными о рейсах.
      То есть предполагается, что при обнаружении цели оператор смотрит её номер рейса и (в случае успешного считывания) начинает по таблице проверять, должен ли рейс с таким номером находиться в этом районе?

      В случае с украинским рейсом, то была ещё и часовая задержка вылета...
    3. +2
      15 января 2020 00:43
      не думаю что так просто
      задержка рейса- распространенное явление в авиации, если бы сбивали каждый раз, то никаких самолетов не напасешься
  6. +3
    14 января 2020 18:09
    Да случаются такие вещи именно из за
    //Юрий Скрынник считает, что такая ситуация возможна в случае постановки помех.//
    Согласен. Но надо понимать,что это не учения... crying
  7. +2
    14 января 2020 18:09
    Все больше склоняюсь к версии о завербованном врагами операторе пво . Как подтверждение этой версии , подходит и съемка не установленным оператором попадание ракет в самолет в ночном небе. С какой стати ночью снимать на видео пустое небо? К стати - с руки этот трагический момент мне кажется не снимался.
    1. +2
      14 января 2020 20:14
      Цитата: gurzuf
      Все больше склоняюсь к версии о завербованном врагами операторе пво .

      Ну тогда уж всего расчёта.
  8. -4
    14 января 2020 18:10
    А работал ли транспордер?
    1. +2
      14 января 2020 19:27
      Цитата: knn54
      А работал ли транспордер?


      Работал, вплоть до попадания ракеты в кабину пилотов. Средства мониторинга (к примеру тот же Flightradar) фиксировал сигнал, и связь с диспетчерами у пилотов была, а уже после попадания понятное дело всё отключилось.
  9. +3
    14 января 2020 18:11
    Подстава ,чистой воды и главное заметьте ,как странно себя повели США ..Даже не ответили на ракетный обстрел Ирана и главное конгресс США запретил Дональду без их ведома ,предпринимать что либо против Ирана ..
    А кто в Конгрессе США в основном ,думаю все знают..
  10. +9
    14 января 2020 18:13
    Цитата: ender
    Flightradar отметку видел правильно, а иранское ПВО - нет.

    Флайт радар - это не РЛС, это сайт, куда пересылается записи треков.
    1. +6
      14 января 2020 18:19
      это не записи, а данные с ADS-B-приемников в реальном времени
      1. 0
        14 января 2020 19:58
        А где же ти данные с пропавшего в Индийском океане боинга?
        1. +1
          15 января 2020 00:59
          возможно, некоторое время летел вне зоны действия приемников.
          данные с приемников передаются в реальном времени
  11. +21
    14 января 2020 18:15
    А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...
    Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект.

    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    ...метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе...

    - это ТОР. Там и близко ничего подобного нет. Такой функционал доступен на командных пунктах ПВО, с которым у установки не было связи.

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.

    - персонаж предлогает оператору поставить на рабочем месте ноутбук и открыть на нем сайт "Флайтрадара" с премиальной подпиской? Однако...

    Кстати, наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. Которые передают соотв. информацию военным.
    А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.
    1. +11
      14 января 2020 19:12
      Цитата: Mik13
      А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...

      На 100% присоединяюсь к вашему мнению: со всем респектом - титулов много, но откуда он что знает о помехах, этому где то учат у цивильных?
      Лучше подождать ПВОошников и связистов, хотя похоже проблема в организации процесса боевого управления, ну и амерам ’спасибо’ сказать
      Цитата: Mik13
      наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.

      Транспондер это совсем не система государственного опознавания, от слова совсем.

      Там где то проблема в координации действий и передачи цивильной информации военным
      1. +4
        14 января 2020 21:50
        Транспондер нужен диспетчерам вышек а в основе зональным центрам(отвечают чтоб самолеты не столкнулись в воздухе).
        Транспондер нужен, чтоб на обычном радаре видно было по какому курсу летит, кто летит (номер борта тип борта), откуда и куда... У них нет шифрования, это просто все доступная оповещалка..
    2. 0
      14 января 2020 20:13
      Цитата: Mik13
      ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

      а возможно ли поставить помехи " в ручную" так сказать каким ни будь небольшим переносным или установленное на автомобиль устройством ( скажем дальностью действия километр - полтара) ?
      1. +4
        14 января 2020 20:18
        а возможно ли поставить помехи " в ручную"

        Возможно.
        Даже имеются одноразовые забрасываемые передатчики помех.
        При нормальном противодействии должны быть обнаружены и уничтожены.
        1. +3
          14 января 2020 20:21
          добавим "случайного свидетеля" и кое что уже вырисовывается
      2. +1
        15 января 2020 01:03
        навряд ли, такое устройство обнаружили бы очень быстро, тем более что оно должно быть недалеко, чтобы между стоящим на земле Тором и самим устройством была прямая радиовидимость
  12. +7
    14 января 2020 18:20
    Пусть разбирается следствие. Там самое полная информация собирается отовсюду.
    Нечего гадать ...
  13. +1
    14 января 2020 18:21
    Цитата: Mik13
    А может, все-таки стоит спрашивать о работе ПВО не пилотов, а соответствующих специалистов? Ну смешно же получается...
    Если наводились помехи, а делать это могли, например, американцы – как ответ на ракетный обстрел иранцами своих военных баз – то метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект.

    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    ...метка у оператора комплекса могла отображаться не как конкретный самолёт, а как неопознанный летающий объект. Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе...

    - это ТОР. Там и близко ничего подобного нет. Такой функционал доступен на командных пунктах ПВО, с которым у установки не было связи.

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.

    - персонаж предлогает оператору поставить на рабочем месте ноутбук и открыть на нем сайт "Флайтрадара" с премиальной подпиской? Однако...

    Кстати, наличие транспондера вовсе не гарантирует то, что цель - гражданский самолет. С транспондерами работают гражданские службы. Которые передают соотв. информацию военным.
    А военные имеют дело только со своей государственной системой госопознавания.

    Собственно ,речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.
    1. +7
      14 января 2020 18:24
      и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.
      1. 0
        14 января 2020 18:43
        Цитата: ender
        и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


        Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.
        1. 0
          14 января 2020 20:10
          "Их там нет.. " А чой то сразу - израильтяне? Чуть что - сразу израильтяне. Наговариваете вы на них, батенька. Вот оно им надо? Иран то вам не полуприбитый Асад, которого можно практически безнаказанно бомбить, выныривая на сверхмалой высоте из за Голан. Иран, в случае враждебных действий, может и ответить так, что Тель Авиву крупно не поздоровится. Вот оно надо Нитаньяху?
          1. +1
            14 января 2020 20:19
            Цитата: gregoryivanov
            "Их там нет.. " А чой то сразу - израильтяне? Иран то вам не полуприбитый Асад, которого можно практически безнаказанно бомбить, выныривая на сверхмалой высоте из за Голан.


            Так они там выныривают-то с какой целью-то? Прально, с целью разбомбить Иранские силы ССО действующие в САР. И хотя все знают, что их там нет - израйлитяне их там снова и снова находют и безжалостно подавляют, а тут такой случай подвернулся скомпрометировать Иран и выслужиться америкосам.

            Эх... чувствуется в Вас залихватская еврейская адвокатская удаль!
            Или курсант разведшколы ЦАХАЛ? lol (шутка)
            1. 0
              14 января 2020 20:29
              Обижаете. Моссад, однако! laughing
              1. 0
                14 января 2020 20:39
                Цитата: gregoryivanov
                Обижаете. Моссад, однако! laughing


                Прошу прощения, моё почтение. hi
                Просто думал Мосад своё существование не афиширует wink
                1. +1
                  20 января 2020 11:35
                  Какое исключение не сделаешь для хорошего человека... hi wassat
    2. +5
      14 января 2020 19:15
      Цитата: Shahno
      речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.

      Речь скорее идет о том, что конкретный оператор вообще не имел информации о цивильном трафике. Вообще..., это проблемы управления и связи
      1. +3
        14 января 2020 20:40
        На пресс-конференции Амир Али Хаджизаде сказал, что расчёт ПВО, сбивший самолёт, был переброшен для усиления кольца ПВО вокруг Тегерана вместе с техникой из другого района.
        1. +4
          14 января 2020 21:43
          Цитата: asv363
          расчёт ПВО, сбивший самолёт, был переброшен для усиления кольца ПВО вокруг Тегерана вместе с техникой из другого района.

          По правде сказать я предполагал, что они там были на постоянной позиции, там вроде исследовательский центр. Но когда прочитал о переброске - многое объясняет - расчет перебросили, а позицию оборудовать не успели
          1. +1
            14 января 2020 23:49
            Нужно было усилить охрану центра рядом с Тегераном - вот и перебросили. Одновременно с центром (он на запад от Тегерана) получалось дополнительное прикрытие города от ожидавшихся ответных атак США.
            1. +6
              15 января 2020 00:46
              Логика иранцев полностью понятна. Нерасторопность в оборудовании позиции и общая накрученность ситуации и привели к столь печальным последствиям. И как говорит коллега
              Цитата: antiaircrafter
              отсутствия боевого управления и целеуказания.
              В чем я с ним полностью согласен.
              Дрянь ситуация и представляю сколько народу прошло по схемам выхода в тот день и теперь должны свечки ставить..
    3. +3
      14 января 2020 20:21
      Собственно ,речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех.

      А так же в случае отсутствия боевого управления и целеуказания.
      1. +5
        14 января 2020 21:40
        Цитата: antiaircrafter
        в случае отсутствия боевого управления и целеуказания.

        Вот мне сдается это и есть основная причина трагедии, ну если про нагнетание ситуации амерами не вспоминать.
        Ник у вас очень злобный recourse
    4. +3
      15 января 2020 01:04
      помехи чему? если РЛС ТОРа то он бы просто цель не видел, если связи- то помехи должны были влиять на связь во всей округе
  14. +9
    14 января 2020 18:25
    Ничего не понял. Эксперт утверждает, что украинский Боинг мог намеренно ставить помехи, чтобы его сбило иранское ПВО?
    1. +3
      14 января 2020 18:31
      Пока что это самая красивая из всех выдвинутых версий. Лойс.
    2. +1
      15 января 2020 01:05
      тут вопросы возникают уже на слове "эксперт".
      он гражданский летчик в прошлом
  15. +14
    14 января 2020 18:27
    Почему, комментирует эту ситуацию пилот, а не зенитчик? И сравнивать данную ситуацию с ситуацией над Черным морем не корректно. Там ракета С200 перенацелилась на более крупную цель
    1. +2
      14 января 2020 19:09
      hi С языка сняли,вам
  16. +1
    14 января 2020 18:30
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.

    Ну кто то же осуществил это? Нет?
    Это мог быть кто то на борту лайнера.Или кто то..Смертник?
  17. +2
    14 января 2020 18:38
    А вот директор Алмаз-Антей говорит, что на наших комплексах хрен отличишь самолет от ракеты, и никаких помех не надо. Все зависит от криворукости оператора.
    Но его интервью никому тут не интересно request
    1. +3
      14 января 2020 20:20
      Чушь полная. Да, метка на экране радара - такая же точка на экране, что от боинга, что от ракеты, никаких фигурок самолётика или ракеты там не рисуется. Но... Сигнатура от громадного боинга и от многократно меньшей крылатой ракеты несопоставимые - эффективная поверхность рассеивания отличается как слон от мухи. Но, если оператор ожидает нападения в любую секунду, то он из за большого нервного перенапряжения может об том забыть и совершить трагиче кую ошибку.
    2. +5
      14 января 2020 20:39
      Директор не авторитет, он ставленник, управленец) должен уметь расписться в указанном месте на документах.Все-таки «обезьяна с гранатой»
      Инженер-разработчик РЛС Андрей Горбачевский: невероятную ошибку иранских ракетчиков можно объяснить только страхом перед нападением США

      КАРТОЧКА ЭКСПЕРТА


      Инженер, разработчик РЛС Андрей Горбачевский
      Андрей Горбачевский, инженер, разработчик РЛС. После окончания Физтеха (1973 год) всю жизнь работал в оборонке. Разрабатывал радиолокаторы зенитно-ракетных комплексов, начинал с корабельных, потом перешел в НИИ Авиационных систем (сейчас — ГосНИИАС). Заведовал сектором обороны стратегической авиации

      — Андрей Алексеевич, Иран фактически возложил вину за сбитый самолет на «американский авантюризм»: дескать, готовились отражать удар. Какая связь между ожиданием удара и атакой на гражданский самолет Украины?

      — Это чисто политическое заявление: Иран хочет скрыть степень развала своей ПВО. Потому что более грубой ошибки в истории ПВО я не припомню.

      Рейс «Украинских авиалиний» из Тегерана был регулярным. Все регулярные рейсы в системе ПВО страны записаны. Командир экипажа ЗРК сравнивает полученную отметку цели с отметками, которые должны идти по расписанию. В определенное время самолет вылетает из аэропорта — и командир экипажа ЗРК знает: это такой-то рейс.

      — Украинский самолет вылетел с задержкой примерно на час.

      — Это неважно, сообщение командиру все равно должно было поступить. Но дело даже не в расписании. Самолет взлетел с гражданского аэродрома и пошел по стандартной трассе. Пассажирский самолет не может лететь абы как, он идет по выделенному коридору. Командир экипажа ЗРК должен видеть, что цель идет в коридоре, выделенном под пассажирские самолеты. Уже это одно должно ему показать: перед ним не какой-то американский беспилотник, а гражданский лайнер.

      Дальше — самолет взлетел. На определенной высоте он набирает определенную скорость. Командир экипажа сразу соотносит: если цель идет на такой высоте и с такой скоростью, то она, скорее всего, гражданская.

      — Кроме того, на пассажирских самолетах стоят транспондеры.

      — Обязательно. А на ЗРК стоит система госопознавания — такой «запросчик» данных с этого транспондера. И она должна была распознать самолет как гражданский. Но в Иране может быть своя система госопознавания, отличная от стандартной натовской. То есть Иран мог создать для себя особую систему, которая по частотам с натовской не совпадает.

      — Зачем?

      — Чтобы в их систему не мог вмешаться противник с помехами.

      — Как раз одна из версий — что они не распознали пассажирский самолет из-за помех. Получается, что помех не могло быть?

      — Я не могу точно сказать, какая система госопознавания стоит в Иране. Но, например, в России такая система для военных самолетов отличается от натовской. Поэтому у нас дополнительно к собственной системе ставят вторую, которая считывает данные гражданских самолетов. Так было принято еще в Советском Союзе, когда мы все делали не так, как в НАТО. И что там было с системой госопознавания, когда мы поставляли Ирану ЗРК «Тор»? Иранцы вполне могли поставить какую-то свою.

      — Но вы уже назвали другие степени защиты, помимо системы госопознавания.

      — Совершенно верно. Поэтому я могу только повторить, что ошибка грубейшая. Невероятная.

      Жуткая ошибка или «обезьяна с гранатой»? Инженер-разработчик РЛС — о том, почему теракт не мог быть причиной падения «боинга» под Тегераном
      — И все-таки, раз они до сих пор не палили по каждому самолету, какая-то система у иранцев стоит. Почему она не блокировала запуск ракеты?

      — Это может говорить о какой-то неисправности. Значит, у иранцев нет обслуживающего персонала, который бы следил за состоянием всех систем ЗРК.

      — Но там же наверняка есть российские инструкторы?

      — Как работают российские инструкторы — это вы видели, когда сирийцы сбили Ил-20. Это тоже была грубейшая ошибка, хотя все-таки менее грубая, чем в этом случае.

      — Иран утверждает, что пассажирский «Боинг» приняли за крылатую ракету США. Их вообще можно перепутать?

      — Перепутать пассажирский самолет с крылатой ракетой не мог бы никто и ни при каких обстоятельствах. Разве что это была не просто «обезьяна с гранатой», а пьяная обезьяна с гранатой.

      Это значит, что Иран уже не знает, что соврать.

      На ЗРК «Тор», как я вам говорил в прошлый раз, стоит два локатора. Один — обзорный, который непрерывно вращается и фиксирует все, что вокруг взлетает. Когда самолет взлетел с аэродрома, обзорный локатор видел его секунд через двадцать. И дальше все время, пока самолет летел, все шесть минут, на экране обзорного радара шла трасса. То есть с самого начала полета было ясно, откуда вылетела цель.

      — Они видели, что «крылатая ракета» запущена с гражданского аэродрома?

      — Конечно. Пока работал только обзорный локатор, еще можно было подумать, что рядом с гражданским самолетом летит что-то военное. Но дальше включается локатор наведения ракеты. Ракета наводится на цель очень узким лучом, порядка одного градуса шириной. Он настолько хорошо все различает, что тут ошибки уже быть не может. Вероятность, что в этот луч попадет не только гражданский самолет, но и еще что-то военное, равна нулю.

      Командир экипажа оценивает еще и мощность сигнала от цели по величине метки: большая цель или маленькая. На индикаторах отображается яркая отметка или тусклая. Проще говоря, командир должен был видеть, что летит что-то большое. От большого пассажирского самолета метка будет раз в десять ярче, чем от военной цели. А размер крылатой ракеты — с маленький самолетик. И у нее очень низкая мощность отраженного сигнала. Яркость этой точки уже не в десять, а в сто раз меньше, чем у самолета. И летит ракета, чтоб ее не заметили, на очень малой высоте, это десятки метров. А иранцы сбили громадный самолет, летевший на высоте 2400 метров. Как это можно спутать? Разница — куда наводить луч: вверх к небу или вниз вдоль земли.

      — Вы перечислили столько степеней защиты от дурака, что я повторю вопрос, на который вы отвечали в прошлый раз. Может быть, самолет сбили все-таки умышленно?

      — Это невозможно. Слишком велика вероятность, что это очень быстро будет установлено. Помимо спутниковых данных и прочего, есть же обломки самолета. И по ним «почерк» будет установлен на 100 процентов: у каждой ракеты свои поражающие элементы. На бомбе делаются насечки, чтобы при взрыве она разлеталась на куски. И из-за этих насечек все куски одинаковые.


      Делегация украинских экспертов была допущена Ираном к месту трагедии и после официального признания Ираном уничтожения «боинга» были обнародованы кадры с характерными повреждениями корпуса лайнера поражающими элементами ракеты. Фото: Офис президента Украины
      — В истории с MH17 именно так идентифицировали «Бук».

      — И здесь точно так же по обломкам определили бы «Тор».

      — Может быть, Иран рассчитывал, что не пустит никого к обломкам?

      — Поначалу у них и была такая тактика. Более того: они объявили, что и «черные ящики» будут сами расшифровывать.

      Но дело даже не только в обломках. Они запустили две ракеты. Насколько я знаю, так поступают только в случае, когда надо гарантированно поразить военную цель.

      По гражданскому самолету две ракеты никто запускать не будет, его бы и одна уничтожила. Потому что военный самолет меньше, к тому же он маневрирует, может уклониться, по нему проще промахнуться. А гражданский летит как утюг, тут не промахнешься. И две ракеты — значит, больше вероятности, что кто-то обнаружит пуск.

      И потом, как вы объясните, что сбили именно украинский самолет? Украина вообще ни при чем. Она даже, можно сказать, в чем-то потихоньку помогала Ирану, продавая старое советское оружие. И почти все пассажиры этого самолета были иранцы. Даже граждане Канады — это были иранские студенты с гражданством Канады. Нет, иранцы просто были так напуганы возможным американским налетом, что ничего не увидели, а просто взяли и ударили.
    3. +2
      14 января 2020 22:40
      Не было никакого интервью директора Алмаз-Антея. Теперь пишут, что интервью дал его советник. Биография советника наличие профессиональных знаний по ПВО не указывает от слова совсем:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович
  18. +2
    14 января 2020 18:42
    Цитата: ender
    это не записи, а данные с ADS-B-приемников в реальном времени
    ... которые собираются любителями и транслируются в виде динамической карты с записью треков.
    И в каком месте там РЛС?
    1. +1
      14 января 2020 19:03
      Формально, приём сигналов от транспондеров - это полуактивная вторичная радиолокация.
      1. +2
        14 января 2020 23:22
        Ну мы же понимаем, что это вообще разные вещи и радиолокации там нет, есть только пассивный прием пакетов с информацией, в которой уже записаны данные самолокации по жпс.
    2. 0
      15 января 2020 01:12
      в виде динамической карты с записью треков

      треки формирууются уже на ресурсе флайт радар
      приемники через компьютеры волонтеров просто передают информацию в реальном времени
  19. +1
    14 января 2020 18:48
    Цитата: sledak
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


    Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.

    Так и у саудитов есть явный интерес.
  20. +3
    14 января 2020 18:52
    Цитата: Mik13
    - смотрим внимательно на карту, отмеряем расстояние от Тегерана до ближайшей точки на границе, откуда американцы могли ставить помехи - и забываем этот ядерный бред навсегда.

    Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную. И что, ни на что иное в этой зоне помеха не действовала?
    1. +2
      14 января 2020 19:07
      Цитата: Старый26
      Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную.

      Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
      А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.
  21. +1
    14 января 2020 18:53
    Цитата: sledak
    Цитата: ender
    и помехи, надо полагать, были точечные. На работу служб аэропорта никак не влияли, а только на оператора одной ЗРК.


    Согласен, если наводить помехи от самой близкой к аэропорту границы Ирана тогда исчезнут метки всех транспондеров, что в тот момент находились в воздухе. Наиболее вероятно наведение помех на месте в непосредственной близости к ТОРу. Тогда понятно, почему так хорошо смогли заснять момент сбиия самолёта - знали откуда летит цель и откуда летит ракета. Агентов многих разведок в Иране хватает, но думаю почему-то, что без изайлитян тут не обошлось.

    Не обошлось...
    Разведанные.
    Техника и люди, ну маловероятно.
  22. 0
    14 января 2020 18:53
    Интересно, а как в Америке отличают гражданские самолеты от крылатых ракет? Высылают железного человека на визуальный осмотр?
    1. Комментарий был удален.
  23. +2
    14 января 2020 19:06
    Цитата: Кран
    Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

    По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.

    Прелестно .Это,что сенсация. Конечно,оператор должен иметь высокий уровень подготовки.
  24. +6
    14 января 2020 19:07
    Такого лично я ещё а своей жизни не встречал, оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.Не ну а чё,летит паровоз,а мы из него кукурузник помехами делаем, враг расслабляется а тут ему хась! паровоз на голову
    1. +3
      14 января 2020 20:45
      оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.

      Хм! А если наоборот? Мы можем увеличить ЭПР ракеты до литака и прикрутить к ней трансподер? Ведь была задержка с вылетом...
      Ну просто представим... Вот кто-то снял сигнал трансподера конкретного рейса, потом позвонил и сообщил, что борт заминирован.... Борт остаётся на земле, а в его время курсом пилит ракета с увеличенной ЭПР и пиликает нужный сигнал...
      1. +3
        15 января 2020 01:15
        его курсом- это значит, должна была вылететь из Тегеранского аэропорта
        1. 0
          15 января 2020 10:03
          его курсом- это значит, должна была вылететь из Тегеранского аэропорта

          Сергей.
          Ну это не конкретика, а фантазии.
          То есть технически это возможно, подменить борт ракетой? Тогда она может лететь по курсу борта В аэропорт. И ПВО её пропустит.
          1. +1
            15 января 2020 10:17
            Технически можно, конечно
            Искусственно повысить ЭПР ракеты , это гораздо проще, чем уменьшить, то есть из Боинга получить ракету невозможно на экране рлс, а наоборот несложно, и пустить его по трассе международной вместо рейсового самолета, предварительно обеспечив ему возможность ретрансляции, чтобы отвечать диспетчеру, иначе он тут же настучит пвошникам, если борт отвечать не будет ( обратите внимание, в Боинг ведь стреляло изолированное автономное ПВО конкретного объекта, а ведь есть и другое, то которое Тегеран прикрывает, именно туда тут же сообщать диспетчеры, если есть сомнения) их ведь ведут по трассам, и обеспечить выполнение команд диспетчера При необходимости- он же может и задержать посадку, если полосы заняты, например, тогда нужно идти в зону ожидания, кругами летать, ждать очереди.
            Так что теоретически можно, а практически- нереально, разве что в реальный Рейсовый самолёт взрывчатку вместо багажа и смертника за штурвал.
            1. 0
              15 января 2020 11:29
              теоретически можно, а практически- нереально,

              Ну почему? Снять сигнал с трансподера вполне реально при тестировании систем перед вылетом.

              предварительно обеспечив ему возможность ретрансляции, чтобы отвечать диспетчеру,

              Если уж можно воткнуть трансподер, то можно и передатчик. Прикрутить к нему сотовый и пусть диспетчер общается с оператором, который ведёт ракету. Перестроение по курсу и эшелону он сможет выполнить.
              Ну старт происходит из-за кордона и в зону эта ракета входит уже в коридоре.
              А конечный участок нас вообще не волнует, - минуты три разбираться будут. Где она будет через три минуты? winked
              А если она нацелена на аэропорт
              , то в зону ожидания ей не надо.
              Так что такой вариант вполне возможен. И вот тогда будет полная.... афедрон.
              1. +1
                15 января 2020 12:26
                я ж и пушу- можно теоретически
                а практически- ракета к этому не очень приспособлена
                куда вы там этот передатчик - приемник дополнительный прикрутите, и не простой, а чтобы на 500 км без проблем работал как ретранслятор?
                и все остальное?
                и речь идет об одиночной ракете, смысл огород городить из-за одной единственной ракеты?.
                1. 0
                  15 января 2020 12:33
                  речь идет об одиночной ракете, смысл огород городить из-за одной единственной ракеты?.

                  Эта та соломинка, которая ломает спину верблюда.
                  Если хоть одна ракета так пройдёт, то придётся принимать меры. Кучу мер. Перенастраивать всю систему. Представьте что будет в Хитроу, Рейкьявике, Дели, Кеннеди.... Это гражданский сегмент. А военные будут ронять при малейшем сомнении....
                  1. 0
                    15 января 2020 13:08
                    Скорее у выдумщика такой идеи будут большие проблемы, против него ополчаться не только в Хитроу, но и в Шереметьево и прочих.
                    В своё время профсоюз пилотов категорически настаивал на выдаче в СССР обратно угонщиков самолетов, а это всех затронет ещё больше.
                    1. 0
                      15 января 2020 18:07
                      Скорее у выдумщика такой идеи будут большие проблемы,

                      Точнее, у оператора - постановщика, да и то потом.
                      А сценариев много разных написать можно. winked
            2. 0
              16 января 2020 12:58
              ЭПР то увеличивают очень просто . Это реализовано давным давно , устанавливают на КР в дополнение к БЧ линзу Люненберга, шар см 20-25 в диаметре, даёт ЭПР под 10 квадратов в диапазоне РЛС ЗРК. Такие КР входят в комплексы вооружения стратегов, используются как обманки, имитаторы.
  25. +1
    14 января 2020 19:16
    Цитата: Mik13
    Цитата: Старый26
    Ближайшая точка - примерно 460 км. И есть возможность поставить помеху на таком расстоянии, причем настолько узконаправленную.

    Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.

    О,кстати. Какая мощность нужна,чтобы дезорентировать рлс зрк типа тор? И на каком расстоянии должен быть нарушитель,и обязательно ли он должен быть на земле.От цели,от рлс. Понимаете,к чему я. Ну, скажем данные о полосах и частотах у нас есть. Ну добыли как то...
  26. +2
    14 января 2020 19:20
    Цитата: Pete Mitchell
    Цитата: Shahno
    речь то о том ,что подобную ошибку оператор(свой -не чужой)может совершить только в случае постановки помех. Как это технически осуществить,другой вопрос.

    Речь скорее идет о том, что конкретный оператор вообще не имел информации о цивильном трафике. Вообще..., это проблемы управления и связи

    Странное понятие фактически максимальной боеготовности,не находите.
    Причем перед этим не закрыто воздушное пространство. sad
  27. +1
    14 января 2020 19:35
    Цитата: Mik13
    Я даже как-то в затруднении... Если Вы специалист в области РЭБ, может, Вы самостоятельно погуглите по слову "радиогоризонт" ?
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км.

    Я не специалист в области РЭБ. Высота полета для ЛА с системой РЭБ, который мог бы выдать такую помеху на расстояние в 500 км должна быть порядка 14,6 км. Для того, чтобы РЛС оказался в "прямой видимости".

    Цитата: Mik13
    А заодно, можно рассчитать, какая мощность нужна, чтобы помеха, поставленная с расстояния 400 км сделала невозможным принятие сигнала с самолетного транспондера с расстояния ок. 10 км

    Это я рассчитать не могу, не умею, да и расстояние наверняка лучше взять 500 км. Но думаю большая...

    Цитата: О. Бендер
    Такого лично я ещё а своей жизни не встречал, оказывается помехи могут существенно уменьшить ЭПР литака, чтобы ввести в заблуждение операторов ЗРК.Новое не только в радиолокации но и в фундаментальной физике.Не ну а чё,летит паровоз,а мы из него кукурузник помехами делаем, враг расслабляется а тут ему хась! паровоз на голову

    laughing good

    Цитата: Кран
    Система противовоздушной обороны (ПВО) начинает быть угрозой. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил Алексей Подберезкин, директор концерна ПВО «Алмаз-Антей», где были разработаны зенитные ракетные комплексы «Бук».

    По его словам, на радаре трудно отличить один самолет от другого, а также гражданский борт от ракеты. Подберезкин считает, что операторами ПВО должны быть более опытные люди, потому что многое зависит и от человеческого фактора.

    Директор концерна утверждает, что трудно отличить, а локаторщики почему-то вопреки его мнению отличают. Сколько было в сети сканов после гибели нашего ИЛа в Сирии, где сканы с экрана показывали отличие отметки от истребителя от "гребенки" ИЛа. Ну а различие ЭПР ракеты отличается от ЭПР Боинга в десятки, если не сотни раз.
    1. +3
      14 января 2020 19:41
      Простим баранов ничего не понимающих в ПВО. Помеха может уменьшить дальность обнаружения цели, навести ложные цели, но никак не уменьшить отраженный сигнал.
    2. +1
      14 января 2020 23:26
      Цитата: Старый26
      Директор концерна утверждает, что трудно отличить, а локаторщики почему-то вопреки его мнению отличают.

      Не было интервью Гендиректора АО "ВКО "Алмаз-Антей". Журналисты переобулись в прыжке и пишут, что интервью дал его советник. В биография советника о связи с ПВО нет ни слова, он выпускник МГИМО:
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Подберёзкин,_Алексей_Иванович
  28. +2
    14 января 2020 19:39
    Для постановки такой помехи недалеко от Ирана должен летать самолет постановщик помех, а его как я понимаю не было, помеха с земли исключена. Если бы ставилась помеха то аэродромные радары бы ослепли. Перепутать самолет с КР невозможно, тем более на Торе.
  29. -2
    14 января 2020 19:56
    Давно уже пора оснащать пассажирские лайнеры датчиками облучения зенитных радаров и автоматом отстрела тепловых ловушек. В первую очередь, это нужно делать для самолетов, имеющих воздушные маршруты над странами-изгоями, странами под санкциями или странами - спонсорами терроризма. И прикрывать такие авиалинии военной авиацией - чтобы сразу наносить удар по месту пуска зенитных ракет.
    1. 0
      14 января 2020 20:41
      А оснащать все пассажирские кресла катапультными устройствами и парашютами не надо? Не несите чушь, батенька. Просто надо диспетчера своевременно "закрывать небо" в зоне боевых действий, и не летать там, где воюют.
    2. +1
      14 января 2020 20:44
      На радиостанции Вести ФМ как то выступал представитель компании El Al специализирующийся на безопасности полётов. Прямо конечно об этом не сказал, но намекнул на то что подобная система на их самолётах есть.
      А вообще подобные ситуации решаются запретом полётов над опасной территорией. Т.к. вешать подобную систему на каждый самолёт слишком дорогое удовольствие. И в 99,9999.....% случаев она отлетает весь срок службы самолёта мертвым грузом.
    3. 0
      15 января 2020 01:19
      в данном случае тепловая ловушка не помогла бы
      у ТОРа радиокомандное наведение, а не ИК
  30. -1
    14 января 2020 20:00
    Короче всё понятно. Это сделали Американцы, они во всём виноваты.. В общем расходимся.. Ни чего нового.
    1. +1
      14 января 2020 20:46
      Ну почему же только американцы? Тут ещё израильтян пытаются из пальца высосать. Цепь трагических событий пытаются натянуть, как презерватив на кактус, не больше не меньше, как на всемирный заговор масонов.
  31. +4
    14 января 2020 20:09
    Заслуженный пилот прокомментировал.....
    Знатного ПВОшника что ли не нашлось для комментариев?

    Если транспондер самолёта работает, то отображается вся информация, включая данные о высоте и скорости полёта, о номере рейсе. Сегодня такая информация автоматически транслируется на специализированные сайты, где фактически каждый может её отследить.


    С какого транспондера данные транслируются на комплекс ПВО дивизионного уровня? Максимум что у него есть это система опознавания свой-чужой.
    У какого оператора комплекса ПВО есть выход на "специальные сайты"? И откуда у него время для сбора с них информации и её анализа?
    Ну и конечно перепутать гражданского лаптя с крылатой ракетой это надо постараться. Даже в условиях помех.
  32. +12
    14 января 2020 20:27
    Сколько не искал в списках Заслуженных пилотов России имя Скрынник Юрий Миихайлович, так и не нашёл. Зато нашёл Сытник Ю.М. Который таки гражданский лётчик. И познания у него об армии, а тем более о ЗРВ ПВО, явно литературно-художественные. Ибо любой ПВО-шник знает, что стрельнуть ракетой внутри территории страны ЗР комплекс может только по специальному приказу свыше.
    Я, как человек отслуживший на ЗРК, могу утверждать это на любом уровне.Имею честь предположить, что такой приказ со стороны командования КСИР был.И вызван он был как ответная реакция на заявление Трампа о нанесении ракетных ударов по 52 объектам в Иране. Командование КСИР понимало, что объекты, подконтрольные КСИР, занимают самые первые места в этом списке. Поэтому приказ мог быть такой: " Сбивать все воздушные суда, приблизившиеся на расстояние NN км к охраняемому объекту". При этом командование КСИР было обязано выйти на руководство страны с аргументацией запрета полётов над страной. Полагаю, что такое действие со стороны КСИР было сделано, но поддержки у Верховной власти страны не получило.
    Теперь главный вопрос. Почему ЗР комплекс выстрелил? У меня всего лишь два здравых предположения.
    1. На комплексе оказал запросчик "свой-чужой", поэтому ответ транспондера они не видели..
    2. Ответ транспондера видели, но запросили приказ на стрельбу у вышестоящего командования. И напоролись на хитровы...деланный ответ в стиле Горбачёвского прилёта Руста : " Действовать согласно ранее полученному приказу"!
    Приказ они выполнили.
    Мои Резюме: ПВО Ирана, как страны в целом, нуждается в серьёзной доработке. Однако этому препятствует недоверие Верховной власти к силам КСИР. Как исправить это - не знаю.Но с большой долей достоверности могу предположить повторение инцидента в аналогичной для Ирана ситуации.
    С уважением, hi
    1. +6
      14 января 2020 20:50
      1. На комплексе оказал запросчик "свой-чужой", поэтому ответ транспондера они не видели..

      Не видит система свой-чужой никакие транспондеры.
      Наземный радиолокационный запросчик ЗРК видит только ответ ответчика самолёта. Ни на каком иностранном самолёте такого ответчика нет и быть не может.
      Начальник расчёта конкретного ЗРК самостоятельно может обстрелять цель только если она находится в секторе его ответственности, при этом является низколетящей или внезапнопоявившейся. Либо если есть команда валить всё, что залетело в сектор ответственности, тогда ему ваще пофиг и транспондеры и системы опознавания.
      Любая другая цель обстрелливается только по команде вышестоящего штаба. Конечно при наличии связи. Отсутствие связи теоретически тоже может быть поводом принять самостоятельное решение на обстрел.
      1. +1
        14 января 2020 21:14
        Спасибо за ответ. Однако по-прежнему висит вопрос :" Почему этот комплекс никого не завалил за сутки или двое до этого?". Значит в день сбития приказ всё же был?!?
        И да, готов признать свою полную неосведомлённость во взаимоотношениях ЗРК- транспондер, ибо службу на С-125 закончил в 1980 г., когда слово т р а н с п о н д е р во всём СССР-е никто и представить себе не мог. К сему добавлю, что крайне заинтересован в прояснении для себя двух вопросов:
        1. ЗРК абсолютно " глух и слеп" к транспондеру?!? Так где ему черпать инфу о гражданских бортах в его секторе ответственности ??
        2.Из страны улетает иностранный гражданский борт ( в данном случае Украинский из Ирана ) .Козе понятно, что на нём нет ( и быть не может !!! ) ответчика той страны из которой он вылетает. Так что - его "валить" ?
        1. +4
          14 января 2020 21:26
          Цитата: К-36
          Почему этот комплекс никого не завалил за сутки или двое до этого?

          Вариантов море от - его вообще не было на позиции в то время до - в сектор ответственности никто не залетел.
          Хотя по моему мнению район аэропорта должен был быть в запретном секторе стрельбы.
          Цитата: К-36
          ЗРК абсолютно " глух и слеп" к транспондеру?!? Так где ему черпать инфу о гражданских бортах в его секторе ответственности ??

          Да, абсолютно "глух и слеп к транспондеру".
          Нигде. В нормальных условиях гражданские борта не должны оказаться в зоне его действия. Вся информация - данные собственной РЛС и целеуказания от вышестоящего начальника.
          Цитата: К-36
          Так что - его "валить" ?

          Если есть приказ - да.
          1. +1
            14 января 2020 21:59
            Нигде. В нормальных условиях гражданские борта не должны оказаться в зоне его действия. Вся информация - данные собственной РЛС и целеуказания от вышестоящего начальника.

            Извините, Алксандр, но Вы меня маненько насторожили. Над моей головой в период 1978-1980 г.г. пролетала куча гражданских бортов с посадкой в аэропорту Одессы. И я из кабины "У" мог их разглядывать, сколь душе угодно ( при помощи "визуалки Карат" ). А приданная комплексу СРЦ П -12 все их появления в секторе обзора / вплоть до посадки и исчезновения с экранов станции/ хронометрировала и авторучкой заносила в спец. журнал. Сведения из которого передавались " наверх". То есть, я констатирую, что залётов гражданских судов в мой сектор ответственности было " по самое не могу", а Вы это походя исключаете. Ладно, подождём (с).

            Если есть приказ - да. Вот тут как бы ближе, и есть о чём разговаривать. Вы, наверное, единственный из комментаторов этой Темы, кто реально понимает, что ЗРК без приказа выстрелить не может ( я имею ввиду мирное время! ).
            .Ну и задам Вам вопрос: Вы согласны с тем, что ЗРК Ирана сбил Боинг согласно поступившему приказу, или это ни в какие ворота " махновшина"?
            1. +1
              14 января 2020 22:11
              С-125 и ТОР это очень разные комплексы. И радиус действия их очень разный.
              Тор предназначен для прикрытия войск и действует в их боевых порядках. Это его нормальные условия работы. Вот там граждан быть не может.
              Второй вариант использования - охрана важных государственных и экономических объектов. Для них, как правило, определяются зоны запретные для полётов. Опять же граждане в нормальных условиях там появится не могут.
              Ну а назначение 125 вы сами знаете, как и где он размещается тоже.
              Цитата: К-36
              Вы согласны с тем, что ЗРК Ирана сбил Боинг согласно поступившему приказу, или это ни в какие ворота " махновшина"?

              Понятия не имею о системе управления и боевой работе ПВО Ирана, потому не могу дать однозначного ответа на этот вопрос.
              По моему мнению район аэропорта для конкретного комплекса должен быть в запретном секторе стрельбы. Без отдельной команды стрелять туда нельзя ни при каких условиях.
              1. +1
                14 января 2020 22:54
                Записал Вас в свою записную книжку, как адекватного собеседника. Хотя есть ещё о чём поговорить, но с удовольствием констатирую Вашу базу знаний в ПРО страны. Словом drinks
                За сим с уважением, hi
                1. +1
                  14 января 2020 22:57
                  Эх, ну что за дела? Раньше пост можно было редактировать. А сейчас- облом. Конечно же ПВО, а не ПРО
                2. +1
                  15 января 2020 12:39
                  "слово т р а н с п о н д е р" имеется в виду бортовой ответчик ВС ГА , режимы RBS и S, отвечает на запросы вторичных РЛС УВД ГА (отечественные "Аврора" в пример), запрос 1030, ответ 1090 МГц.
                  По информации , ее прохождению: у нас традиционно взаимодействие с РЦ УВД обеспечивает группа контроля дежурного расчета КП РТБр, РТП, планы полетов и т.д., от них информацию получает ОДКП ЗРБр, ЗРП, который и руководит огневыми дивизионами.
      2. 0
        14 января 2020 23:35
        СОЦ у ТОРа двухкоординатная, высоту не меряет до цели? Я так понимаю высоту рисует ссц.
        1. 0
          15 января 2020 00:18
          Ув. егерь 650. У меня ( с высот сегодняшнего дня ) тоже возникают вопросы прикладной геометрии ( для ПВО ). Имея дальность ( по существу биссектрису прямоугольного треугольника ) и конкретный угол ( именуемый в ПВО как угол места ) неужели тяжело схемотехнически вычислить два остальных катета, один из которых будет как раз высотой цели ?
          Много воды утекло с 1980 г., но, если склероз не изменяет, в ПВО применяли специальную станцию П-15 в качестве радиовысотомера ( впрочем, могу и ошибаться, сколько лет уж пролетело ).
          hi
    2. 0
      14 января 2020 21:40
      Вы оцениваете действия иранцев по европейским лекалам , но они ведь не европейцы . Я думаю что иранцы специально сбили боинг . Не было никакой ошибки , было целенаправленное действие на прекращение американской атаки , путём принесения в жертву боинга и последующих разбирательств кто в этом виноват . Если бы американцы атаковали , то их вполне можно было обвинить в том что "они прикрывались боингом " , ставили помехи во время атаки или даже сами случайно его сбили . После того как все новостные каналы сообщили о том что упал гражданский боинг , ни о какой атаке на Иран речь бы уже не шла в принципе . Все бы говорили только о катастрофе и искали бы виновных .., и конечно же это были бы американцы . Боинг был сбит через 4 часа после атаки на американские базы в Ираке , именно в это время американцы подняли в воздух авиацию , и иранцы подумали что началась атака . Только вот чего персы не просчитали - это Трампа . Любой другой президент после такого удара по своим войскам и по престижу уже закусил бы удила и рванул в бой . Но Трамп не боец , он делец , это незнание и подвело аятол .
      У шиитов есть опыт в подставе гражданских обьектов под удар . Во времена операции "Гроздья Гнева" - 1996 год , Хизбалла подставила под ответный удар израильтян своих же ливанских беженцев . После этого операция была свёрнута . Что-то подобное иранцы хотели провернуть и здесь .

      Все иранские сказки о том что на секретной базе ПВО , пропала связь и поэтому расчёт принял решение атаковать самостоятельно , не выдерживают никакой критики . Они однозначно получили прямой и недвусмысленный приказ от руководства сбить боинг .
    3. +1
      15 января 2020 01:24
      его в сети обычно представляют так
      Бывший летный директор «Внуковских авиалиний», заслуженный пилот России Юрий Скрынник

      Внуковские авиалинии очень давно обанкротились
  33. +2
    14 января 2020 20:35
    Всё таки подобные вопросы лучше задавать не даже таким уважаемым людям. А тем у кого есть опыт службы в ПВО желательно на данном комплексе. Либо специалистам из Алмаз-Антей и ижевского завода "Купол". Которые не по наслышке и не в общих чертах знакомы с этим ЗРК.
  34. +6
    14 января 2020 20:54
    Цитата: Корг
    Давно уже пора оснащать пассажирские лайнеры датчиками облучения зенитных радаров и автоматом отстрела тепловых ловушек.
    .
    И зная, что система отстрела тепловых ловушек это признак военного борта - значит сразу подставить пассажирский борт под удар. И самое главное, а что эти тепловые ловушки дадут, если у ЗУР радиокомандная или активаная радиолокационная головка самонаведения? Фейерверк перед гибелью только сделать?

    Цитата: Корг
    В первую очередь, это нужно делать для самолетов, имеющих воздушные маршруты над странами-изгоями, странами под санкциями или странами - спонсорами терроризма.

    А может быть тогда лучше туда вообще не летать?

    Цитата: Корг
    И прикрывать такие авиалинии военной авиацией - чтобы сразу наносить удар по месту пуска зенитных ракет.

    Нда, так и вижу. Летит самолет Вашингтон-Москва, а в охранении его пара или звено истребителей. На всякий случай, а вдруг эти коварные русские выстрелят по борту зенитной ракетой. Или тот же самый вариант с Ираном... Или с Северной Кореей...
  35. 0
    14 января 2020 21:22
    Помехи там были или не были можно посмотреть на гражданских радарах аэропорта.
  36. -1
    14 января 2020 22:09
    И этот отмазывает Иран. Я не понимаю, у всех наших пропагандистов в Иране живут родственники?
  37. +3
    14 января 2020 22:24
    Помехи-шмамехи - горячий персидский юноша испугался близколетящей метки на радаре, посоветоваться было некогда и не с кем, вот и стрельнул
    Бывает
    1. +2
      14 января 2020 23:06
      Сможете назвать должность в/сл., который на ЗРК имеет право нажать кнопку " Пуск" ? ( Только не надо про "ОПЕРАТОРОВ" - ибо полностью журнализдская лабуда! )
      1. +3
        14 января 2020 23:09
        Думаю, командир КП/расчета ЗРК. В ПВО не служил, так что без понятия ))
        Да и какая разница? Нажали же
        1. 0
          14 января 2020 23:19
          Занятно. Понятия не имеете ( кто допущен к кнопке ), а вот горячего персидского юношу испекли в две секунды...Ну что сказать? Что я Вас не уважаю, так ведь Вам на это нас..ть, не так ли ?
          1. +5
            14 января 2020 23:53
            А решение принимал не персидский юноша? laughing Мы о чем то не знаем? Кто контролирует иранское ПВО? Люминаты? Масоны? Американцы? Пришельцы? ))
      2. +1
        15 января 2020 01:31
        Вообще-то расчет Тор М1 три человека- командир, оператор, механик-водитель
        Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель).
  38. +1
    14 января 2020 23:30
    Какой-то крендель с Украины требует привлечь поставщика оружия, которым сбили Боинг))). Не в курсе кто поставщик))) Тора ))))?
  39. 0
    15 января 2020 00:08
    Цитата: К-36
    Сможете назвать должность в/сл., который на ЗРК имеет право нажать кнопку " Пуск" ? ( Только не надо про "ОПЕРАТОРОВ" - ибо полностью журнализдская лабуда! )

    Не понял... Хотите сказать что в расчетах не числятся операторы,старшие операторы и.т.д.
    Не знаю как в ВС РФ сейчас. А так-начальник расчета ПУ
  40. +3
    15 января 2020 00:19
    Заслуженный пилот РФ прокомментировал ситуацию с ударом по «Боингу» из ЗРК «Тор»
    Вообще-то наверное этот случай должен (при всём уважении к Скрыннику) комментировать специалист ПВО, то есть "охотник", а не "дичь". Это было бы с одной стороны более достоверно, а с другой - корректно. sad
  41. 0
    15 января 2020 03:06
    Цитата: Mik13
    это ТОР. Там и близко ничего подобного нет

    Неужели сложно прикрутить компьютер, который анализировал бы параметры и поведение объекта и выдавал бы подсказку на экран о типе цели? У компьютера на это уйдёт доли секунды, а оператор бы уже перепроверял и принимал решение. Арабам сам Бог прописал такой функционал, ибо тугие.
  42. 0
    15 января 2020 03:58
    Учитывая тесное взаимодействие спецслужб Украины и США вероятнее всего было вмешательство в позиционирование самолета в пространстве, которое кратковременно ввело в заблуждение операторов зенитной системы. А так как GPS является американской - отследить данное вмешательство практически невозможно.
  43. +1
    15 января 2020 04:54
    Да по любому штаты виноваты , хоть и не сбивали, нам до такой степени мозги промыли, что даже когда у нас понос , кто виноват - правильно .... товарищ!
  44. +1
    15 января 2020 09:16
    Если считается, что к примеру в програмное обеспечение Windows заложено много отслеживающих жуков и пр. дряни, то почему Боинг не может делать тоже самое со своей электроникой? Скорее всего и делает... Тогда почему они не могут в нужный момент просто отключить транспондер самолета дистанционно? Ведь в данном случае корпорация Боинг совершенно не рискует своей репутацией. Кто теперь сможет рассказать, что электроника вела себя как то не так перед тем как самолет был сбит? Может это кстати и объясняет небольшое отклонение самолета от курса в последние минуты. Да если бы даже Боинг и рисковал чем, то если прикажут из Пентагона то куда денешься...
  45. 0
    15 января 2020 10:35
    А как же остальные рейсы улетали?
  46. 0
    15 января 2020 13:45
    Иными словами говоря: пора закрывать воздушное пространство?...
    К слову, нипанятна.... Так воюют там или нет?
  47. 0
    15 января 2020 16:01
    У меня члены семьи мотались то ли в Тунис, то ли в Египет, не помню уже, как раз когда был сбит Ил-20. Долго матерился, на кой черт вообще летать туда, где периодически взад-вперед летают ракеты, кто-то с кем-то перманентно воюет. В 1988-ом году американцы иранский лайнер сбили, приняв с F-14.
  48. 0
    15 января 2020 21:57
    Мне больше кажется что этот Тор поставили специально. Нужно искать крысу в Иране.
  49. 0
    16 января 2020 01:27
    Нравится когда эксперт опровергает самого себя в экспертной мнении. Сам говорит что есть таблица с рейсами и можно все увидеть на сайте, а потом говорит что если есть помехи на радаре ничего не видно. Какая связь между радаром и интернетом уже объяснять не нужно, хомячки радуются.
  50. 0
    16 января 2020 12:32
    Могла быть и закладка с глушилкой постоновщиком помех именно на этом рейсе-украинцев не жалко хозяевам,как и иранцев тем более.
  51. 0
    16 января 2020 16:40
    Странные эксперты тут собрались. Почему-то все считают, что тот удар ракетами по самолету, который привел к его воспламенению и падению, был нанесен на взлете в точке где пропал сигнал с транспондера. И никто не принимает во внимание место падения самолета и направление его полета в этот момент. А ведь после исчезновения связи и сигнала с транспондера самолет начал разворот вправо с радиусом около 7-ми километров и был сбит ещё после около трёх минут полета с разворотом, снижением и выходом на курс на юго-восток в направлении аэропорта вылета. И это на примерно 14 километров правее от разрешённого коридора полетов и ближе к Тегерану. Вот там и был пост ПВО ближнего прикрытия столицы Ирана. Но к этому поражению самолета ракетами ПВО привело что-то, что произошло на взлете в точке исчезновения связи и сигнала с транспондера. И определят ли причину при расшифровке черных ящиков пока не известно. Но если предположить, что первое видео (с атакой на самолет на взлете, скорее всего из ПЗРК, и снятое для отчета о выполненном задании) не является подделкой, то там точно торчат чьи-то уши и это была спланированная акция.