Экспериментальный самолёт Hillson Bi-Mono (Великобритания)

27

Самолет Bi-Mono с верхним крылом увеличенного размаха. Фото Aviadejavu.ru

Хорошо известно, что биплан выгодно отличается от моноплана более высокими взлетно-посадочными характеристиками. Моноплан, в свою очередь, обходит конкурента на всех остальных режимах полета. Во время Второй мировой войны британская компания F. Hills & Sons (Hillson) попыталась создать самолет, объединяющий лучшие качества двух этих архитектур. Первый экспериментальный образец такого рода остался в истории под названием Bi-Mono.

Идеи без поддержки


В самом начале Второй мировой компания Hills & Sons получила несколько выгодных военных контрактов, но ее руководство не намеревалось останавливаться на этом. Осенью 1940 г. коммерческий директор компании У.Р. Чаун выступил с любопытным предложением. Для королевских ВВС следовало создать истребитель-перехватчик с особой конструкцией.



Концепт предлагал строительство самолета из доступных и дешевых материалов с минимальным числом дорогих комплектующих. Этот истребитель предназначался для ПВО, и поэтому должен был взлетать с любых площадок. Для повышения взлетно-посадочных характеристик предложили оригинальную аэродинамическую схему. Истребитель должен был взлетать на двух крыльях в конфигурации биплана. После взлета и выхода на заданную высоту верхнее крыло следовало сбрасывать для сокращения сопротивления и повышения ЛТХ. Такая концепция получила название slip-wing («соскальзывающее крыло»).

Военное ведомство ознакомилось с предложением и не заинтересовалось им. Идею сброса крыла после взлета посчитали чрезмерно смелой и опасной. Кроме того, в тот период Великобритания не имела возможности распылять силы на все предлагаемые проекты.

Экспериментальный самолёт Hillson Bi-Mono (Великобритания)
Полет с плоскостями равного размаха. Фото Airwar.ru

Проект от Hillson не получил поддержки, но компания нашла возможность продолжить его. В инициативном порядке и собственными силами она решила разработать и испытать экспериментальный самолет-демонстратор технологий. Наличие такого образца могло повлиять на мнение военных.

32 дня


Экспериментальный самолет разработали в конструкторском бюро «Хиллсон». Главным конструктором был Эрнест Льюис. Проект не отличался особой сложностью, и его удалось завершить всего за 32 дня. Предложенный самолет не предназначался для реальной службы, но мог показать возможности slip-wing.

К работам привлекли институт Royal Aircraft Establishment. В его аэродинамической трубе провели испытания модели самолета и получили положительные результаты. На всех режимах модель вела себя правильно. Сброс крыла на всех скоростях был безопасным и позволял продолжать полет. Впрочем, происходило существенное изменение аэродинамики и поведения самолета.

Компания изыскала возможности для строительства самолета, хотя этот процесс занял уже 72 дня. Тем не менее, в начале 1941 г. опытный образец был готов к выводу на наземные и летные испытания.


Общие виды экспериментального самолета. Рисунок Alternathistory.com

Самолет оригинальной конструкции получил название Bi-Mono – сокращение от «биплан-моноплан». Иные названия не применялись. Кроме того, прототип не имел даже регистрационного номера.

«Биплан-моноплан»


Bi-Mono отличался крайне простой конструкцией и малыми размерами. Фюзеляж имел стальной каркас и полотняную обшивку. Оба крыла построили из дерева по основным технологиям того времени. Длина самолета не превышала 6 м, размах зафиксированного нижнего крыла – 6,1 м.

На стадии конструкторских работ прорабатывались две аэродинамические схемы. Первая предлагала полутораплан с верхним крылом размахом 8,8 м. Второй вариант предусматривал использование двух крыльев одинакового размаха 6,1 м. Для проведения испытаний построили оба крыла.

Собственное крыло самолета получило профиль RAF 34, имело прямой центроплан и консоли с небольшим углом стреловидности. На задней кромке помещались элероны увеличенной площади с требуемой эффективностью. Верхнее крыло было гораздо проще – оно имело прямую переднюю кромку и скругленные законцовки. Профиль – Clark Y. Крыло закреплялось на самолете при помощи центрального замка (на фонаре) и пары стоек на центроплане.


Взлет в конфигурации биплана. Фото Aviadejavu.ru

В носу фюзеляжа установили двигатель воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Six мощностью 200 л.с. с двухлопастным винтом. На ранних этапах использовался деревянный винт; затем применили металлический.

За силовой установкой находилась малоразмерная кабина с крупным фонарем, дававшим хороший обзор во все стороны. Переплет фонаря являлся частью силового набора и принимал на себя нагрузки с верхнего крыла.

Самолет получил простейшее трехточечное неубираемое шасси. Основные стойки комплектовались обтекателями.

Без верхнего крыла высота самолета составляла 1,93 м, с крылом – 2,13 м. Площадь нижнего крыла составляла 6,13 кв.м, общая площадь двух плоскостей – 12,3 кв.м. Полная взлетная масса – всего 880 кг.

Летные эксперименты


Опытный самолет Bi-Mono был готов к весне 1941 г., и вскоре начались его испытания. Машину проверили в конфигурации моноплана и биплана с двумя вариантами верхнего крыла. В обоих случаях она вела себя нормально и показывала приемлемые характеристики. Следующим этапом должны были стать испытания со сбросом верхнего крыла.


Полет после сброса верхнего крыла. Фото Airwar.ru

Из соображений безопасности такие тесты решили выполнять над морем. Для этого самолет перегнали в Блэкпул, на побережье Ирландского моря. Первый сброс крыла назначили на 16 июля.

В указанный день «Би-Моно» под управлением летчика П.Х. Ричмонда поднялся в воздух и полетел в сторону моря. Рядом с ним летел самолет-дублер с руководителями проекта, представителями RAE и кинооператорами. Самолеты вышли в безопасный район и поднялись на высоту 1370 м.

Летчик-испытатель потянул рычаг управления замками и сбросил верхнее крыло. Под действием подъемной силы оно ушло вверх, после чего произошло сваливание, и деталь опустилась на воду. Вследствие отцепки крыла самолет потерял часть подъемной силы и «провалился» на 80 м. Характеристики самолета существенно изменились, но остались в пределах нормы. П.Х. Ричмонд успешно завершил полет и выполнил посадку.

Вскоре после этого опытный самолет передали организации Aeroplane and Armament Experimental Establishment (A&AEE). На этом этапе машину незначительно доработали – в частности, установили новый металлический винт. Военные специалисты тоже провели массу испытательных полетов и экспериментов, по результатам которых появился объемный отчет.

От опытного к боевому


Испытания силами компании-разработчика, КВВС и A&AEE показали весь потенциал оригинальной конструкции. Было установлено, что самолет с крылом slip-wing действительно может сочетать высокие характеристики на взлете и на других режимах полета. Такая конструкция обеспечивала взлет с неподготовленных площадок меньшей площади, но не ограничивала летные и боевые качества при решении задач.


На земле с одним крылом. Фото Alternathistory.com

Однако не обошлось без критики. Она в основном была связана с относительной сложностью проекта и неоптимальными экономическими особенностями. Верхнее крыло фактически было одноразовым: при падении происходило неприемлемое повреждение конструкции. Производство такого агрегата, соответствующего всем требованиям, было достаточно дорогим. Применение каких-либо средств спасения крыла усложняло проект, но не гарантировало желаемую экономию.

Впрочем, концепцию в целом посчитали жизнеспособной и пригодной для дальнейшего развития. Компания F. Hills & Sons получила заказ на продолжение работ, а также необходимую финансовую и организационную поддержку. Ей заказали разработать, построить и испытать модификацию серийного истребителя Hawker Hurricane Mk.I со сбрасываемым верхним крылом.

Этот экспериментальный проект получил рабочее обозначение FH.40. Такой самолет успешно дошел до стали летных испытаний и продемонстрировал перспективы slip-wing в контексте боевой авиации. Проект FH.40 тоже представляет большой интерес и достоин отдельного рассмотрения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    8 марта 2020 06:13
    Bi-Mono отличался крайне простой конструкцией и малыми размерами.

    Чудовищно "обжатые" размеры,как для истребителя коим задумали самолёт,как раз и не оставили места для размещения хотя-бы минимально приемлемого для 1941-го года вооружения и размещения боеприпасов.

    Чудили,британцы,по своему...
    1. +8
      8 марта 2020 10:11
      Это был не боевой самолет, а демонстратор технологий, чтобы подтвердить (или нет) предположения.
      В случае успеха будет произведен совершенно другой самолет с соответствующей полезной нагрузкой и такими техническими решениями. В СССР до войны они тоже экспериментировали с Биплан-монопланaми но в основном это решалось не падением верхнего крыла, а складыванием нижнего крыла.
      1. -5
        8 марта 2020 10:33
        Цитата: Кonstanty
        Это был не боевой самолет, а демонстратор технологий, чтобы подтвердить (или нет) предположения.

        Говорят,что существуют(существовали ?) "тупиковые ветви эволюции", и эта этажерка,вместе с предположениями "сумрачного британского гения", видимо из этой же ветви.

        Мёртвым замыслом зачатое,мёртвым и родилось.
        1. +2
          8 марта 2020 10:48
          Рим был построен не за один день.
          Иногда, чтобы найти правильное решение, должнo сделать несколько ошибок, прежде чем. Это придумали англичане, например в СССР Шевченко, Никитин ИС-1(2). Bell X-5 был изобретен не сразу, чтобы достичь F-111 или MiGa-23
          1. -7
            8 марта 2020 10:56
            Цитата: Кonstanty
            Иногда, чтобы найти правильное решение, должнo сделать несколько ошибок


            Ошибок а не уродцев.

            Прототип Мессершмитт Bf 109

            Вот,что делают,когда хотят иметь "на выходе" не "нечто", а СА-МО-ЛЁТ.
            1. +6
              8 марта 2020 11:50
              Вы понимаете разницу между прототипом и демонстратором технологии?, потому что это не похоже на это.

              демонстратором технологии Мессершмитт Bf 109 был Bf 108 Taifun которoму никто не делает глупых обвинений
              как раз и не оставили места для размещения хотя-бы минимально приемлемого для 1941-го года вооружения и размещения боеприпасов.
              Это была не его роль, так как никто не считался базой для истребителей Экспериментального самолётa Hillson Bi-Mono.
      2. -1
        8 марта 2020 15:43
        Идея,что называется,"витала в воздухе", а кто первый додумался до этого?
    2. +3
      8 марта 2020 12:25
      Скорее всего самолетик на фото слепили дешево и сердито для того, что бы проверить саму идею. Только не совсем понятно для чего такой самолет нужен, укороченный взлет, конечно, хорошо, но посадочная скорость у него все равно осталась высокой.
      1. 0
        8 марта 2020 21:09
        Цитата: novobranets
        Скорее всего самолетик на фото слепили дешево и сердито для того, что бы проверить саму идею.
        Подумать только!
        Экспериментальный самолет разработали в конструкторском бюро «Хиллсон». Главным конструктором был Эрнест Льюис. Проект не отличался особой сложностью, и его удалось завершить всего за 32 дня. Предложенный самолет не предназначался для реальной службы, но мог показать возможности slip-wing.


        Цитата: novobranets
        Только не совсем понятно для чего такой самолет нужен, укороченный взлет, конечно, хорошо, но посадочная скорость у него все равно осталась высокой.
        Садится самолёт, всё же, более лёгкий: и пилот пропотел, и БК отстрелян, да и топливо кончается...
  2. +3
    8 марта 2020 06:23
    Мдаа...из раздела анекдотов британские ученые.

    Британские ученые скрестили крабовые палочки и получили крабовые крестики.
    1. -2
      8 марта 2020 06:35
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      из раздела анекдотов британские ученые

      Анекдот-ли,утверждать не берусь,но невольно,сам собой, возникает вопрос : О чём они думали,создавая ЭТО ?
      1. 0
        8 марта 2020 07:06
        Каждый сходит с ума по своему, особенно осваивая бюджетные деньги.
        1. +6
          8 марта 2020 07:56
          Цитата: Коте пане Коханка
          Каждый сходит с ума по своему, особенно осваивая бюджетные деньги.

          Ну вариант Харрикейна с сбрасываемым крылом они-то отработали, причем в верхнем крыле был большой топливный бак.
          1. +2
            8 марта 2020 09:15
            Время экспериментов и поисков решения аэродинамических задачек, которые подкидывало время!
            По харрикейну систему отработали, но на вооружение не приняли! Хотя дрогу осилит идущий!!!
            1. +3
              8 марта 2020 09:40
              Не люблю современную авиацию, поиск решения сводится к оптимизации компьютерный моделей.
              Линейность ее развития просматривается на ближайшие десятки лет.
              Увы романтизма нет, творческая интуиция ушла на второй план.
              Период 30-60 годов самый интересный по моему в истории авиации.
              1. +2
                8 марта 2020 21:04
                Цитата: mr.ZinGer
                Период 30-60 годов самый интересный по моему в истории авиации.

                Это да, такие уродцы получались, любо-дорого посмотреть, одни французы чего стоят. И ведь летали и воевали !
          2. +2
            8 марта 2020 12:05
            FH.40 Hurricane

            После отстрела верхнего крыла получался вполне обычный Харрикейн.
            Я думаю, что если бы сразу Спитфайр начали модернизировать, то к высадке в Нормандии они получили самолёт, который имел бы дальность, позволяющую сопровождать бомберы.
            А так, всё заглохло.
            1. +1
              8 марта 2020 20:10
              Цитата: volodimer
              Я думаю, что если бы сразу Спитфайр начали модернизировать,

              А разве Спит не сразу начали улучшать ?
        2. +3
          8 марта 2020 09:08
          Да в Советском Союзе пробовали решить эту проблема изящней (самолёты Бакшаева, Шевченко).
  3. +1
    8 марта 2020 14:20
    Когда я в детстве придумывал аналогичную машину, то у меня была идея после взлета опускать верхнее крыло на нижнее, а перед посадкой поднимать обратно, но сбрасывать... Такая бесхозяйственность даже в голову прийти не могла!
    1. +4
      8 марта 2020 20:15
      Цитата: bk0010
      Когда я в детстве придумывал аналогичную машину, то у меня была идея после взлета опускать верхнее крыло на нижнее, а перед посадкой поднимать обратно,

      Смею Вас огорчить, такая идея пришла Шевченко и Никитину гораздо раньше, в 1939-м году, она была воплощена в металле и называлась ИС-1, 2. Только там нижнее крыло убиралось в верхнее.
      1. 0
        8 марта 2020 20:55
        Ничуть не огорчили, спасибо. Кстати, теперь я могу с полным основанием утверждать, что в СССР еще 1939 году появился самолет с изменяемой геометрией крыла!
        1. +1
          8 марта 2020 21:02
          Цитата: bk0010
          Ничуть не огорчили, спасибо. Кстати, теперь я могу с полным основанием утверждать, что в СССР еще 1939 году появился самолет с изменяемой геометрией крыла!

          Только термин "изменяемая геометрия крыла" означает подвижность крыла, а здесь два крыла превращались в одно. Черт его знает, как такое классифицировать.. recourse
          1. 0
            8 марта 2020 22:27
            Площадь крыла изменилась, значит и геометрия изменилась, все правильно.
            1. +1
              8 марта 2020 22:44
              Цитата: mr.ZinGer
              Площадь крыла изменилась, значит и геометрия изменилась, все правильно.

              Ну, тады Ой ! laughing
              1. 0
                10 марта 2020 17:04
                Самое главное, что первый самолет с изменяемой конфигурацией крыла - РК-И конструкции Г.И. Бакшаева. Причем достаточно удачный прототип был. А это дало основание работать дальше в этом направлении.
  4. +1
    9 марта 2020 00:46
    Потенциальные преимущества:
    1.Взлет с коротких площадок
    2.Взлет в условиях высокогорья (очень актуально было в условиях гор Афганистана, например)
    3. Взлет сверхзвуковых самолетов
    4.Дозвуковое барражирование сверхзвуковых самолетов - сброс крыла при необходимости перейти в сверх звуковой режим
    5. Крыло дополнительный бак.

    Проблемы:
    1. крыло жалко, надо как то спасать
    2 для дополнительной массы крыла и узлов крепления требуется более тяжелое и габаритное шасси

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»