Самый тяжёлый вертолёт. «Королевский жеребец» для немецких военных

42

Компания Sikorsky, американский производитель вертолетной техники, и крупный немецкий оружейный концерн Rheinmetall предлагают немецким военным новый тяжелый вертолет CH-53K King Stallion («Королевский жеребец»). Компании представили пул производителей, которые будут участвовать в выпуске и сервисном обслуживании нового вертолёта. Предполагается, что именно данная машина станет победителем программы по поставке Бундесверу нового тяжелого транспортного вертолета.

CH-53K King Stallion уступает только Ми-26


Тяжелый транспортный вертолет CH-53K King Stallion, разработанный инженерами компании Sikorsky, на сегодняшний день является самым тяжелым вертолетом, который имеется в распоряжении США и членов блока НАТО. Вертолет является дальнейшим развитием CH-53 Sea Stallion, первый полет которого состоялся еще 15 октября 1964 года. В дальнейшем машина неоднократно модернизировалась и по-прежнему находится на вооружении США и других государств.



Работы непосредственно над моделью CH-53K King Stallion начались еще в 2006 году. Главным заказчиком нового тяжелого транспортного вертолета, оснащенного тремя двигателями, выступал Корпус морской пехоты США. Всего компания Sikorsky готова поставить американским морпехам две сотни подобных вертолетов, а общая сумма возможной сделки оценивается в 25 миллиардов долларов. Наземные испытания первых моделей новой версии вертолета стартовали в 2014 году, а первые летные испытания состоялись 27 октября 2015 года. То есть спустя 51 год после полета первого образца вертолета Sikorsky CH-53. В 2018 году первый вертолет был передан Корпусу морской пехоты США. К тому моменту вертолеты CH-53K King Stallion налетали в общей сложности более 1200 часов во время тестовых полетов, достигнув всех заданных показателей. В апреле 2018 года вертолет Sikorsky CH-53K также совершил свой первый полет в Германии.


Фото: usni.org

В настоящее время новый тяжелый транспортный вертолет CH-53K King Stallion представляет собой современный летательный аппарат, обладающий отличной грузоподъемностью. На Западе у данного вертолета просто нет аналогов. При этом новинка американской промышленности уступает российскому вертолету Ми-26Т. Грузоподъемность американского вертолета CH-53K King Stallion согласно данным компании-производителя ограничена 36 тысячами фунтов (примерно 16,3 тонны), в то же время Ми-26Т обладает максимальной грузоподъемностью 20 тонн. При этом отечественный тяжелый транспортный вертолет заметно больше, его максимальный взлетный вес составляет 56 тонн против 39,9 тонн у американского коллеги. Так что господству вертолета Ми-26, как самого большого и грузоподъемного вертолета в мире, пока что ничего не угрожает.

За немецкий контракт борются Sikorsky и Boeing


Программа Бундесвера по приобретению тяжелых транспортных вертолетов предполагает заключение контракта на покупку от 44 до 60 винтокрылых машин в 2021 году с последующей сервисной поддержкой и обучением технического персонала и летчиков. При этом конкуренцию компаниям Sikorsky и Rheinmetall составит другой авиационный гигант – корпорация Boeing. «Боинг» продвигает в Германии свой не менее известный тяжелый транспортный вертолет H-47 Chinook, используемый в 20 странах мира.

Специально для эксплуатации в ВВС Германии компании Sikorsky и Rheinmetall сформировали крупную команду, в которую вошли 10 известных немецких промышленных компаний, среди которых выделяют MTU Aero Engines, Hydro Systems KG, Autoflug GmbH, Rockwell Collins Germany, ZFL и других. Все они могут стать техническими партнерами компании Sikorsky и поставщиками оборудования и различных агрегатов для вертолетов CH-53K King Stallion, которые будут использоваться Бундесвером. Эти же компании будут помогать немецкой армии в сервисном обслуживании, ремонте и эксплуатации указанных вертолетов. Для облегчения этих задач в Германии планируется создать специальный логистический центр и сервисный центр поддержки тяжелых транспортных вертолетов, который может разместиться в аэропорту Лейпцига/Галле. Этот международный аэропорт, расположенный в городе Шкойдице, обслуживает оба немецких города.


Фото: Sikorsky

Решение по созданию в Германии целого пула компаний, которые будут поставлять собственное оборудование для немецкой версии вертолета, представляется выгодным и для немецкой аэрокосмической промышленности. Как отмечает управляющий директор Rheinmetall Aviation Services GmbH Марк Шмидт, для отрасли это будет означать создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, а также передачу современных технологий. При этом проект долгоиграющий, так как эксплуатировать новый вертолет планируется на протяжении десятилетий, а сфера его применения не ограничивается только решением военных задач. Отдельное внимание планируется уделить и экспортным поставкам машины.

Возможности нового вертолета CH-53K King Stallion


Новый тяжелый транспортный вертолет CH-53K King Stallion является современной машиной, которая создана на основе отлично себя зарекомендовавшего вертолета с полувековой историей службы в вооруженных силах. При этом, по словам президента компании Sikorsky Дэна Шульца, у нового вертолета есть все возможности, чтобы продержаться в небе еще 50 лет, выполняя самые разные задачи военного и гражданского назначения.

Основное предназначение тяжелого транспортного вертолета CH-53K King Stallion – это перевозка войск и техники, в том числе с корабля на берег; эвакуация раненых и пострадавших; проведение поисково-спасательных операций, в том числе боевых; поддержка сил специальных операций; участие в гуманитарных миссиях; тушение различных пожаров. При этом вертолет допускает эксплуатацию в различных климатических зонах от Арктики до пустыни, в любых погодных условиях и при любой видимости.


Фото: Lockheed Martin

Стоит отметить, что новый вертолет получил «стеклянную» кабину, полностью обновленную авионику и цифровые системы управления с возможностью легкого обновления программного обеспечения в будущем. Широкое внедрение современных технологий позволило уменьшить экипаж вертолета до двух человек. По заверениям компании производителя, внутренняя полезная нагрузка в дальнейшем также может быть увеличена за счет сравнительно простых модификаций вертолета. К особенностям и достоинствам вертолета CH-53K King Stallion разработчики относят также интегрированную систему сенсоров, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать, прогнозировать и предотвращать различные технические проблемы с оборудованием еще на ранней стадии. В перспективе это должно существенно снизить расходы на техническое обслуживание тяжелых вертолетов (как денежные, так и временные). Это, в свою очередь, должно положительным образом сказаться на обеспечении высокой летной готовности всего парка подобных машин.

Особенностью вертолета CH-53K King Stallion является силовая установка, представленная тремя турбовальными двигателями General Electric T408 мощностью 7500 л.с. каждый. Данная силовая установка обеспечивает вертолету очень высокие скоростные характеристики для машин своего класса. Максимальная скорость вертолета составляет 315 км/ч. Это много даже в сравнении с ударными вертолетами, крейсерская скорость – около 290 км/ч. Для сравнения максимальная скорость Ми-26Т согласно данным производителя составляет 270 км/ч. Высокая скорость позволяет вертолету CH-53K King Stallion быстрее покинуть опасную для экипажа и десанта зону. Максимально возможная высота полета – 18 тысяч футов (5486 метров).

Максимальная грузоподъемность вертолета с размещением грузов на внешней подвеске составляет 16,3 тонны. При этом King Stallion в состоянии перевезти 12 200 кг различных грузов на внешней подвеске на расстояние 204 км. Результат был получен в условиях высокой температуры воздуха – 33 градуса Цельсия при высоте полета 914 метров. Это практически в два раза лучше, чем результат предшественника – вертолета CH-53E. При этом расширены и возможности по перевозке грузов внутри транспортной кабины. Кабина стала шире на 30 см или на 15 процентов, по сравнению с предшественником. Это позволяет перевозить внутри вертолета транспортные средства, к примеру, многоцелевые колесные бронеавтомобили HMMWV без трансформации салона. Также в салоне можно перевозить две паллеты 463L (2х4500 кг), либо три бака с топливом емкостью по 3030 литров каждый, либо 32 пехотинца (без установки центрального ряда сидений), либо 24 раненых на носилках. Размеры грузовой кабины: длина – 9,1 метра, ширина – 2,6 метра, высота – 2 метра.


Дополнительной особенностью вертолетов CH-53K King Stallion является то, что они оборудованы системой дозаправки топливом в воздухе. Вертолет полностью совместим со стандартным самолетом-заправщиком Lockheed Martin KC-130J, который Бундесвер также планирует эксплуатировать в будущем. Отдельным преимуществом является и конструкция грузовой кабины, которая позволит использовать те же паллеты, что и на транспортных самолетах C130-J и A400M. За счет этого вертолет можно использовать для челночных перевозок грузов от места посадки указанных транспортных самолетов до места назначения. Это очень удобно, если учесть, что вертолет CH-53K можно использовать и в тех местах, в которых просто нет возможности посадить тяжелый транспортный самолет.




42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 января 2020 05:41
    Ой, как на Буншу "Си Кинг " похож, только разожратый донельзя! ))
    1. +2
      17 января 2020 07:13
      Чуть расширился - зато хамви лезет :).
      1. -1
        17 января 2020 07:14
        Поздновато спохватились, "Ошкошы" в тренде, не?
        1. -2
          17 января 2020 08:03
          хамви еще долго не заменят
          1. +2
            17 января 2020 09:58
            Это было кстати одно из основных тех требований к обновленному Сталлиону - возможность перевозить Хамви в кабине а не на внешней подвеске.
            1. +3
              17 января 2020 12:05
              ....
              ....в различных климатических зонах от Арктики до пустыни ...
    2. 0
      17 января 2020 18:47
      Может он и хорош, но трехдвигательная компоновка и соответственно более сложный главный редуктор - весьма спорно. Как говорят немцы: "Не есть гут".
      1. 0
        22 февраля 2020 15:21
        немцы ещё те любители всё усложнять
        1. 0
          22 февраля 2020 15:47
          Ну, так это не немцы усложняли. Проблема в мощном двигатели. Д - 136, разработан в СССР, производится на "Мотор Сич", больше никто не смог.
  2. +5
    17 января 2020 08:02
    Красавец, ни дать не взять
    1. +5
      17 января 2020 18:25
      Цитата: Дедок
      Красавец, ни дать не взять

      На мой взгляд по внешнему виду какой-то несуразный, по сравнения с нашим Ми-26:

      1. +3
        18 января 2020 13:21
        А по-моему, для машины 1964 года разработки он, наоборот, выглядит весьма смело и ''футуристично'', что и позволяет ему оставаться актуальным столько десятилетий, в отличии от его современника и прототипа Ми-6, который уже давно вышел на пенсию.. smile
        1. 0
          18 января 2020 14:20
          Цитата: TimX
          А по-моему, для машины 1964 года разработки он, наоборот, выглядит весьма смело и ''футуристично'',

          Что ''футуристично'', согласен, только все эти торчащие в разные стороны коробки, находящиеся в зоне воздушного потока от винта, аэродинамики вертолёту не добавляют.
          Цитата: TimX
          ....в отличии от его современника и прототипа Ми-6, который уже давно вышел на пенсию..

          А зачем эксплуатировать Ми-6-ой если в его нише появился более совершенный Ми-26, который превосходит его практически по всем параметрам (кроме скорости).
          Ми-26 до последнего времени считался самым экономичным вертолётом (наименьшие затраты на перевозку грузов).
          1. +1
            20 января 2020 00:10
            только все эти торчащие в разные стороны коробки, находящиеся в зоне воздушного потока от винта, аэродинамики вертолёту не добавляют

            ну, тут автор статьи с вами не согласен и, наоборот, выделяет его высокую крейсерскую и максимальную скорость, в сравнении с нашим Ми-26... Я тоже, признаться, поначалу сильно удивился (вроде бы, Сергей - известный автор на ВО и в вопросах авиации и ПВО в дилетантизме замечен не был..)
          2. +1
            20 января 2020 00:46
            А зачем эксплуатировать Ми-6-ой если в его нише появился более совершенный Ми-26...

            В том-то и дело, что это машины разных классов и роднит их только взлётная масса, которая (для Ми-6) стала следствием несовершенства технологий середины 50-х годов и того, что это был первый советский вертолёт с ГТД и сразу такой размерности (поначалу сам Миль планировал ограничиться грузоподъёмностью в 5-6 тонн и одним движком на 5000 л.с., но военные, как часто у них бывает, вошли во вкус и...). Поэтому потребность в новой машине в классе МИ-6 или CH-53K никуда не делась, а сами милевцы занялись проработками такой машины (под индексом Ми-46) почти сразу после запуска Ми-26 в серийное производство и получив реальные данные по стоимости его жизненного цикла. Но отсутствие двигателя нужной размерности, а следом перестройка и развал союза привели заморозке и свёртыванию всех работ.. Но, начиная с 2010 китайцы настойчиво предлагают КБ Миля создать совместно машину такого класса (сейчас известна как AHL)
        2. +1
          19 января 2020 19:34
          Ми - 6 машина 1957 г. И это был прорыв по грузоподъёмности и прменяемым двигателям.
        3. 0
          22 февраля 2020 15:49
          Смело и футуристично - это конечно круто и стильно, но очень слабо с точки зрения ТТХ. Ми - 26 в строю и будет строю еще долго. Машину для его замены Россия и Китай только рисуют.
      2. -1
        19 января 2020 10:10
        Наш вертолёт элегантней)Буржуйский же,со всеми этими выступами и коробками,напоминает мародёра,увешанного чужим добром,снятого с павших.
      3. 0
        20 января 2020 08:55
        А, вы прикиньте - высоту от дна до узла лопастей?, потом общую длину...и поймете, в чем красота. Не надо даже смотреть на ТТХ обоих...
      4. 0
        22 февраля 2020 15:22
        причём тут ми-26? это уже другого класса вертолёт
  3. +2
    17 января 2020 09:05
    Трубовальные или все таки ТУРБОВАЛЬНЫЕ двигатели?
    1. +2
      19 января 2020 19:28
      Конечно ТУРБОВАЛЬНЫЕ. От слова турбина. Со свободной турбиной, т.е. нет жесткой связи с приводной турбиной(компрессорной). Связь газовая.
  4. -1
    17 января 2020 09:15
    А когда то Сикорский был земляком, служил в Киеве, двоякое впечатление и вроде дело его живёт но работает на врага.
    1. +1
      17 января 2020 15:15
      Так и "земляки" работают там же.
  5. 0
    17 января 2020 09:19
    Придётся бундесам его покупать. Хотя бы потому, что нет альтернативных вариантов.
  6. +5
    17 января 2020 11:11
    в сравнении с нашим Ми-26 внутренний объем просто не о чем, в корову за сотню с рюкзаками и барахлом влезало, правда и летишь как в переполненном автобусе в час пик .
    1. +3
      18 января 2020 13:00
      в сравнении с нашим Ми-26 внутренний объем просто не о чем..

      это всё же разного класса машины: CH-53 проектировался И. Сикорским под впечатлением от советского Ми-6, который тогда был самым большим и грузоподъёмным в мире и который он смог лично увидеть и оценить на авиационном салоне в Ле Бурже в 1965 году.
      Поэтому логичнее сравнивать именно эти две машины. И тут уже очевидно, что ''американец'' прошёл долгий путь развития и совершенствования и выпускается до сих пор, что стало возможным благодаря заложенному в него с самого рождения большому модернизационному потенциалу, сравнимому только с нашим Ми-8, да боинговским ''Чинуком''. Ми-6 же, как и многие машины-первопроходцы, не получил такого длительного развития и был заменён в производстве и эксплуатации Ми-26, машиной тоже незаурядной и до сих пор уникальной, но всё же несколько другой размерности.
  7. +8
    17 января 2020 11:35
    М-да... тяжёлые машины устаревают медленно. Ибо история CH-53 начиналась 60 лет назад, когда морпехи решили пересесть с вертолётов с поршневыми движками на вертолёты с турбовальными. От "Боинга" с его "Чинуком" им удалось отбиться (хотя Макнамара и настаивал на "унификации вооружения и техники с армией"), и победителем стал Сикорский. С тех пор CH-53 всё модернизируют и модернизируют, меняя и добавляя движки, лопасти несущего винта, материалы и т.д.
    1. +3
      18 января 2020 12:51
      От "Боинга" с его "Чинуком" им удалось отбиться..
      ну, справедливости ради, КМП США к тому времени уже имели положительный опыт эксплуатации другого вертолёта продольной схемы - Боинг Вертол CH-46 ''Си Найт'', которые успешно прослужили ''морпехам'' вплоть до весны 2015 года, после чего были заменены на MV-22 «Оспри».
  8. +1
    17 января 2020 21:01
    Страшный- как атомная война.
    Но, если на скорость это не влияет, то- пожалуйста. Хай будет. Надо ж армии США на чём- то решать свои задачи.
    На мой провинциальный взгляд большинство машин от Сикорского чисто эстетически- малость страшноваты.
    Товарищ Миль на мой взгляд уделял больше внимания аэродинамике своих аппаратов. Да и товарищ Камов тоже.
  9. +3
    18 января 2020 00:19
    Израиль тоже переходит на King Stallion.
    Хотя мне больше нравится Chinook.
    В пользу Stallion, что в нем перешли на все дигитальное и открытой архитектуры.
    На него легко навесить, например, лазеры против ПЗРК и даже ракеты ВВ для самообороны.
    И вписать их в общие системы и вывести на экраны.
    1. +1
      18 января 2020 12:16
      Израиль тоже переходит на King Stallion

      Да, а сколько планируют закупать?
      А так, помнится, в израильских ВВС ещё французский ''Cупер Шершень'' SA-321K успел прилично так полетать, тоже, кстати, трёхмоторный... smile
      1. +3
        18 января 2020 13:20
        Собираются купить 20 штук - эскадрилию.
        Но получение растянется на долгие годы.
        Сборочная линия медленная, а теперь еще влезет немецкий заказ? recourse
        Чинук вдвое дешевле...
        1. +1
          18 января 2020 13:36
          Ну, поначалу, все производства неспешно разгоняются, это не проблема, наберут темп со временем, к тому же теперь Сикорский - часть Локхид-Мартина, так что помогут при необходимости, в первую очередь с фюзеляжами и некоторыми агрегатами. Просто CH-53 сколько уже не выпускались новые, лет 20-25, наверное? Получается всё равно, что новый тип осваивать..
          Чинук вдвое дешевле...

          так он и на 40% легче и меньше по грузоподъёмности, к тому же выпуск его давно налажен и до сих пор продолжается..
          К тому же у Израиля накоплен немалый опыт по предыдущим модификациям СН-53, зачем от него отказываться и тратитить время и деньги на освоение новой машины (CH-47), которая уступает по большинству характеристик (за исключением пилотажных пожалуй), да и всё равно не вы за них платить будете wink
          1. +2
            18 января 2020 13:40
            У нас транспортные вертолеты очень-очень старые. Скоро начнут
            разваливаться. Поэтому для подстраховки я бы купил десяток Чинуков -
            получение быстрое. А то можно остаться вообще ни с чем sad
  10. 0
    18 января 2020 10:42
    Да когда речь заходит о CH-53K King Stallion, я сразу вспоминаю слова "цена" - две сотни подобных вертолетов, а общая сумма возможной сделки оценивается в 25 миллиардов долларов. Что тут еще добавить!
    1. +2
      18 января 2020 11:45
      Ну тут есть небольшой нюанс... Военные США уже лет 25 как закупают не технику как таковую, а заключают ''контракты жизненного цикла'', куда уже включена стоимость самой техники, боеприпасов, запасных частей и диагностического и ремонтного оборудования к ней, а самое главное входит пакет сервисного обслуживания (не менее 15-25 лет) с возможностью продления за дополнительную плату... И если разложить эти расходы по годам, то выходят вполне ''реальные'' деньги... Это то, на чём теперь и наши военные заказчики настаивают при согласовании техзаданий на разработку и модернизацию вооружений, правда, пока всё упирается в то, что учёт всех расходов сразу на этапе закупки техники перекроет поток ''откатов'' и ''распилов'' между заказчиками от МО РФ и производителями вооружений, особенно ''туго'' придётся комплектаторам и поставщикам 2-3 уровней, до которых ''золотой дождь'' откатов, бонусов и прочих ''парашютов'' от заключенных контрактов не доходит почти никогда, а жить им тоже охота..
      1. +1
        18 января 2020 12:09
        Так что наши новые Ми-26Т2В и Ми-38Т тоже не будут стоить так дёшево, как их предшественники Ми-26 и Ми-8МТ (АМТ) - 15-25 млн$. Если МО продавит таки заключение контрактов ''жизненного цикла'' (что очень вероятно, ибо на них настаивал ещё Сердюков, будучи министром обороны, но тогда было не до того), то будет совсем иной порядок цен нежели сейчас.
        1. 0
          23 января 2020 21:31
          https://topwar.ru/113935-stoimost-vertoleta-ch-53k-king-stallion-prevysila-stoimost-f-35.html
  11. 0
    18 января 2020 23:30
    ТТХ хорошие. Вопрос: зачем фрицам такие вертолёты в таком количестве? Где будет место дислокации (учитывая Мх2 для приземления, обслуживания, заправки). + Система дозаправки. Неужели лесные пожары тушить???
    1. 0
      19 января 2020 05:59
      Ну, они просто меняют парк своих таких же CH-53, только 40-летней давности, причём покупают заметно меньшее количество, чем было у них в 80-х... тут-то как раз опасаться не стоит, а штанга дозаправки сильно облегчит перебазирование при проведении манёвров и учений в рамках НАТО (на передовую они точно не попрут, ведь придётся гнать впереди себя и тяжелые заправщики С-130, которых если и закупят, то пару-тройку штук и которые являются мечтой любого оператора ПЗРК))
  12. 0
    20 января 2020 00:24
    Цитата: TimX
    только все эти торчащие в разные стороны коробки, находящиеся в зоне воздушного потока от винта, аэродинамики вертолёту не добавляют

    ну, тут автор статьи с вами не согласен и, наоборот, выделяет его высокую крейсерскую и максимальную скорость, в сравнении с нашим Ми-26... Я тоже, признаться, поначалу сильно удивился (вроде бы, Сергей - известный автор на ВО и в вопросах авиации и ПВО в дилетантизме замечен не был..)