Коррозия: главный враг флота

117

ТАРКР "Адмирал Лазарев" после нескольких лет без должного обслуживания. Все основные элементы конструкции покрылись ржавчиной. Фото Forums.airbase.ru

Переход от деревянного кораблестроения к металлическому дал известные преимущества, но привел к новым проблемам. Морская вода в виде жидкости и аэрозоля является весьма агрессивной средой, способной повреждать и разрушать металлические детали. Со временем корабли покрываются ржавчиной, с которой необходимо бороться. К счастью, существует и активно применяется несколько основных методов профилактики и избавления от коррозии.

Флотские проблемы


На днях в американских СМИ появились любопытные публикации на тему сохранения и восстановления технической готовности кораблей ВМС США. Несмотря на все успехи кораблестроителей, коррозия остается серьезной проблемой, решение которой обходится в значительные суммы.



По данным прессы, в 2014 г. на выполнение работ по удалению ржавчины и обработку конструкций ВМС США потратили порядка 3 млрд долларов – примерно четверть от всех расходов на ремонт боевого и вспомогательного состава флота. Отмечается, что от коррозии страдают все корабли и суда, вне зависимости от их конструкции. Обслуживания требуют как стальные авианосцы водоизмещением в десятки тысяч тонн, так и легкие алюминиевые катера.

Борьба с коррозией осуществляется несколькими способами и во всех условиях. Часть мер принимается при строительстве или доковом ремонте; другие методики можно использовать при мелком ремонте силами экипажа прямо во время похода.

Тем не менее, несмотря на все усилия экипажей и ремонтников, корабли нередко выглядят не самым лучшим образом. Швы, углы, отверстия и другие элементы конструкции достаточно быстро покрываются характерным коричневым налетом, а его удаление на крупных кораблях превращается в непрерывный процесс. После работ на одном участке приходится переходить к другому, и так без перерывов.


Подводная часть десантного корабля USS Makin Island (LHD-8) после штатной эксплуатации. Фото US Navy

Следует отметить, что от коррозии страдают все флоты мира, в т.ч. и наш. Фактически на любом корабле – особенно после боевой службы – можно найти ржавые детали и характерные следы на краске. Исключение составляют разве что корабли, готовящиеся к праздничным мероприятиям. Их экипажи принимают все меры технического и эстетического характера.

Очевидно, что борьба с ржавчиной составляет существенную часть расходов ВМФ России на обслуживание кораблей. Однако точные цифры такого рода в открытых источниках пока не публиковались. Можно предположить, что доля подобных расходов не слишком отличается от американской практики.

Следует отметить, что от коррозии страдают не только сами корабли. Внешние факторы негативно сказываются на работе и ресурсе корабельных систем, вооружений, палубной авиации и т.д. Во всех случаях необходимо принимать меры по профилактике и борьбе с ржавчиной.

Теория ржавчины


Боевые корабли, как и другие металлические объекты, страдают от коррозии вследствие воздействия внешних факторов. Главным из них является соленая морская вода и ее пары. Также имеются другие факторы, способные приводить к появлению ржавчины, ослаблению и разрушению деталей.

В целом принято разделять три типа коррозии. Более редкой в корабельной практике считается химическая коррозия, обусловленная воздействием на металл некоторых веществ в диэлектрической атмосфере. Более частой является электрохимическая коррозия, при которой металл разрушается под воздействием различных химических веществ и электрических токов разной природы. Последние могут появляться из-за утечек в корабельных сетях (электрическая коррозия) или образовываться за счет взаимодействия металлов и других веществ (электрохимическая).


Разведывательное судно ВМС США USS Pueblo (AGER-2) в северокорейском порту, 2012 г. 44 года без ремонта плохо сказались на конструкции. Позже судно отремонтировали и отправили в музей. Фото Usspueblo.org

Очаги ржавчины бывают поверхностными, подповерхностными и межкристаллитными. Повреждения на поверхности видны сразу, а подповерхностные приводят к вспучиванию металла, что тоже упрощает обнаружение. Межкристаллитная коррозия, поражающая грани кристаллов материала, не имеет внешних проявлений и является наиболее опасной.

На ранних стадиях коррозия приводит к появлению коричневых пятен и неэстетичных потеков. Затем повреждение металла начинает сказываться на прочности конструкции. Если вовремя не принять меры, следует ожидать появление глубоких повреждений или даже сквозных отверстий в металле – в зависимости от его толщины. Нагруженные детали, теряя прочность, могут разрушиться с самыми серьезными последствиями.

Профилактика проблем


Известны и применяются несколько основных способов защиты корабля от ржавчины. Они постоянно совершенствуются, но базовые принципы в целом остаются неизменными.

Радикальное решение проблемы – применение неметаллических материалов или сплавов, слабо подверженных коррозии. Дерево, пластики и композиционные материалы разных видов не ржавеют – хотя и подвержены другим рискам при длительном воздействии соленой воды. Алюминиевые конструкции тоже не защищены от негативного воздействия среды, но являются более стойкими к коррозии в сравнении с основными сортами стали.

При использовании материалов, подверженных коррозии, используются несколько основных методик защиты – как отдельно, так и в различных сочетаниях. Защита может быть механической, химической, электрохимической и электрической, и выполняется при помощи разных средств.


Экипаж авианосца USS John F. Kennedy (CV-67) избавляется от коррозии, 2003 г. Фото US Navy

Защита от электрической коррозии осуществляется путем правильного построения электросистем корабля, исключающего утечки на корпус. Также необходимо обеспечить изоляцию корпуса, не допускающую контакт металла с водой. Электрохимическая защита основывается на идее изменения хода реакции при помощи специальных средств. Примером этого является защита при помощи цинка – покрытия или брусков на внешней поверхности стальных деталей. Под воздействием соленой воды цинк разрушается, но сталь остается целой.

Механическая и химическая защита предусматривают нанесение лакокрасочных покрытий или создание оксидных пленок на поверхности металла тем или иным способом. В этом случае предотвращается контакт металла с водой и, как следствие, образование ржавчины.

Активная борьба


Полностью и гарантировано предотвратить образование ржавчины невозможно, и потому регулярно приходится бороться с уже имеющимися повреждениями конструкции. Подобный ремонт может быть как простым, так и достаточно сложным – в зависимости от размеров и глубины поврежденных участков.

При обнаружении очага ржавчины требуется зачистить деталь до неповрежденного металла, а затем обработать защитным составом и нанести штатное лакокрасочное покрытие. Во время похода эти задачи могут решаться при помощи ручного инструмента, а в доках применяется более сложное оборудование.

Следует отметить, что избавление от коррозии является не только непростым, но и недешевым делом. По известным данным, ВМС США для обработки зачищенных поверхностей сейчас применяет двухкомпонентный защитный состав Ameron PSX-700. Галлон такой смеси стоит порядка 250 долл. и его теоретически хватает на 27 кв.м. поверхности. При этом PSX-700 считается не только эффективным, но и одним из самых дешевых средств своего класса.


Самолеты морской авиации тоже нуждаются в обслуживании. Ремонтник осматривает внутренности планера EA-6И Prowler. Фото NARA

Военно-морские силы других стран применяют иные покрытия и составы того же назначения с отличающейся стоимостью и иным удельным расходом. Однако принципы ремонта не изменяются: удаление ржавчины, нанесение защиты, покраска.

Борьба без конца


Коррозия и разрушение металлических конструкций является серьезнейшей проблемой, требующей постоянного внимания на всех уровнях. По разным оценкам, ржавчина ежегодно уничтожает в мире эквивалент 10-15 проц. общего годового производства стали, а на борьбу с ней развитым странам приходится тратить до нескольких процентов ВВП.

Вместе с прочими структурами от коррозии страдают военно-морские силы разных стран. На разных стадиях проектирования, строительства и эксплуатации кораблей принимаются все необходимые меры, но полностью исключить повреждение металлических конструкцией не получается. И характерные потеки на поверхности кораблей оказываются далеко не самой большой проблемой.

К сожалению, все существующие меры позволяют лишь сократить вероятность повреждения кораблей от коррозии, а также уменьшить ее негативные последствия – но не полностью исключить. Кардинальное решение проблемы может быть связано с отказом от металлов в кораблестроении, но при нынешнем развитии технологий это попросту невозможно. Поэтому борьба с ржавчиной будет продолжаться.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

117 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    18 января 2020 05:06
    Почему в качестве корпусов морских судов и летательных аппаратов не использовать композиты...хоть и дорого но зато вечно и по прочности они не уступают стали...а вечно вбухивать деньги на защиту от коррозии дороговатое удовольствие...построим дорогущий авианосец и будем вбухивать дорогущие траты на его бесконечный ремонт...не по хозяйски это...передовым технологиям надо отдавать приоритет в данном случае.
    1. +6
      18 января 2020 05:16
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему в качестве корпусов морских судов и летательных аппаратов не использовать композиты...

      Мне тоже кажется, что это каким-то образом снизит проблему. Пусть даже из композитов начнут строить корабли внутренней морской зоны...
      1. +9
        18 января 2020 05:18
        Ну тральщики у нас уже строятся из композитов.

        Головной тральщик проекта 12700 "Иван Обухов"
        1. +4
          18 января 2020 05:54
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Ну тральщики у нас уже строятся из композитов.

          Я в курсе. Но флот не состоит только из минных тральщиков. Пора замахнуться на фрегат или эсминец. Пусть даже в единичном (пока) экземпляре...
          1. +2
            18 января 2020 06:05
            Пусть даже в единичном (пока) экземпляре...
            Мечты ...мечты. smile
          2. +10
            18 января 2020 07:17
            Цитата: ROSS 42
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Ну тральщики у нас уже строятся из композитов.

            Я в курсе. Но флот не состоит только из минных тральщиков. Пора замахнуться на фрегат или эсминец. Пусть даже в единичном (пока) экземпляре...

            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Пусть даже в единичном (пока) экземпляре...
            Мечты ...мечты. smile

            1. Вопрос? Возможная ремонтопригодность композитных корпусов кораблей 1 рангов, особенно подводных пробоин!!! Не установка временной заплаты, а полноценный ремонт возможен или нет!
            2. В Советском союзе, замахивались на титановые корпуса подводных атомоходов - «Комсомолец»! Что дороже в эксплуатации фрегат из нержавейки или композитов!
            3. Использование композитных материалов приводит нас к интересной грани - «возможность создания непотопляемого корабля»!
            Ну где-то так!
            1. +3
              18 января 2020 08:03
              Цитата: Коте пане Коханка
              3. Использование композитных материалов приводит нас к интересной грани - «возможность создания непотопляемого корабля»!

              good
              Цитата: Монар
              Тральщики строят из пластика, не по причине "не ржавеет".

              yes Понятно! Чтобы мины не реагировали на металл...
              Цитата: Монар
              Тот же титан обладает великолепной коррозийной стойкость. Но один недостаток - цена.

              good
              Разработка новых металлических сплавов на основе алюминия даёт надежду. По прочности равнятся стали. Правда и то, что пока - дорого...
              Хотя, если разобраться тщательнее - не выгоднее в "вечный корпус" со всеми "обводами и гидродинамикой" периодически добавлять новую электронную начинку и вооружение?
              request
              1. +5
                18 января 2020 08:29
                Вы в состоянии предугадать, какие внутренние объёмы и их конфигурация потребуется в будущем? Да та же наука гидродинамика не является панацеей. Как и аэродинамика. Гоняют макеты в бассейнах и трубах.
          3. +3
            18 января 2020 11:28
            Гальванические/электрохимические пары в статье не упомянуты
            При изготовлении корпуса судна "Волховъ/Коммунар"применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Почти за век износ клепок не превышал 13%
            1. 0
              19 января 2020 21:40
              или образовываться за счет взаимодействия металлов и других веществ (электрохимическая). Упомянута, вскользь. hi
          4. 0
            19 января 2020 15:08
            Даже композитное покрытие металла, вместо покраски неплохо бы сыграло
        2. +10
          18 января 2020 07:00
          Тральщики строят из пластика, не по причине "не ржавеет".
        3. 0
          19 января 2020 13:24
          тральщики строятся из композитов уже в течение длительного времени. В Польше корабли "proj. 207" с корпусами из полиэстерового ламината строятся с 1981 года. Последние тральщики
          тип «Kormoranв» изготовлены из aмагнитной стали, что выглядит ужасно. Как будто корпуса устали от многолетней службы:


          Во всяком случае, не только из такой стали. Вот новый долгострой ORP "Ślązak".


          Боится думать, что будет после нескольких лет службы!
        4. 0
          24 января 2020 18:23
          Технология пока не позволяет. Пока тральщик, а там видимо, что-то ещё попробуют.
      2. -2
        18 января 2020 20:31
        Корпус из таких материалов будет стоить дороже.
    2. +11
      18 января 2020 06:58
      Можно. Но есть два препятствия.
      1. Пластик с подобными характеристиками довольно дорог. Видели как выклеивают корпуса судов?
      2 Пластик то же надо ремонтировать. Кроме коррозии есть и чисто механические повреждения. Ну если примитивно. Заплату на дыру металла - кусок железа и 5 минут сварки.
      Моё скромное мнение. Нет на сегодняшний день приемлемой технологии. Тот же титан обладает великолепной коррозийной стойкость. Но один недостаток - цена.
      1. +9
        18 января 2020 10:52
        Не совсем так.Просто титан -- коррозионностоек, а вот пара титан-сталь выливается в проблему для последней.
        1. 0
          18 января 2020 18:26
          Закрепить на корпусе лист(ы) цинкаля-сплав цинка с алюминием. Он образует со сталью электрохимическую пару.. И пока "сплав" не разрушится,сталь ржаветь не будет.
          КЛАССИКА "Кто нам мешает, тот нам поможет!" - ( "Кавказская пленница").
    3. +8
      18 января 2020 08:10
      Потому что невыгодно! Каждое изделие и корабль в том числе рассчитываются на определенный срок службы.Возможно построить резервуар или корабель из нержавейки, но выйдет гораздо дороже, а через 30 - 40 лет все равно списывать, только уже по другим причинам. Как говорится на наш век хватит, внуки сами что нибудь придумают
      1. +12
        18 января 2020 08:26
        Цитата: karabass
        а через 30 - 40 лет все равно списывать,

        Нужны новые технологии,или утерянные старые.Фашистов хвалить конечно не хочу,но у нас в затоне в своё время под склады с лакокрасочными изделиями была переделана немецкая самоходка вытащенная на берег.Так вот сколько лет прошло,а она стояла как новая,причём собрана она была не методом сварки а клёпаная.Современные понтоны,баржи, суда все покрытые и изьеденые ржавчиной ,смотрелись по отношению к ней не очень красиво.Немецкие корпуса были собраны очень качественно,да и сталь у них была высочайшего качества,крупповская,ВОТАН,марки Schiffbaustahi 52 (St. 52). В местах со сложной конфигурацией использовались более мягкая сталь марки St.45 и судостроительная мягкая сталь N-52.КМ. К качеству нужно стремиться .
        1. 0
          18 января 2020 09:44
          А Вы не сравнивайте так прямо. Корабли не из такой стали строят. Да и условия и требования разные.
          Вон в 15-м году Т-34 вытащили из болота. Практически без ржавчины. Так может быть к этому качеству надо стремиться? А не петь дифирамбы Круповской.
          1. +15
            18 января 2020 10:01
            Цитата: Монар
            А не петь дифирамбы Круповской.

            А зря.Качество немецкой стали ни кто не отменял,и нужно к такому же стремиться.А то у нас к примеру бедную сталь 3 СП где только не суют,потому что другая не доступна или дорога,ну и про обработку металла,и технологии сборки не стоит забывать.В болоте любая техника будет сохраняться десятилетиями без доступа кислорода,я знаю про этот танк. К тому же я сам помогал опытному котельщику,и технологии сварки корпусов видел наяву.
            1. +1
              18 января 2020 10:04
              Типичное заблуждение. Не суют у нас 3СП куда только.
              1. +2
                18 января 2020 10:12
                Цитата: Монар
                Типичное заблуждение. Не суют у нас 3СП куда только.

                У вас может и не суют,у нас это делалось повсеместно.Особенно при ремонте.Сейчас конечно не суют,потому что нет флота,нет рем.баз,совсем нет.Пусто у нас.Даже старые корпуса порезали на металл и вывезли,в том числе и репарационную самоходку..
          2. +11
            18 января 2020 14:58
            Болото не морская вода там идеально храняться металлические предметы
            1. +8
              18 января 2020 15:56
              Цитата: Luty
              Болото не морская вода там идеально храняться металлические предметы

              Не только металлические. На ютубе есть ролик, где российские поисковики поднимают из болота мессершмит-109. В кабине нашли труп, подчеркиваю, именно труп, а не скелет, немецкого летчика, довольно неплохо сохранившийся. Болота, особенно торфяные, являются своего рода консервантами.
          3. +6
            18 января 2020 20:35
            В болоте, в торфе на дне, не было кислорода, вот металл и не окислялся.
          4. +1
            18 января 2020 20:51
            Танк находился в болоте,полностью под водой,почти без О2.Так же найденные под морской водой стальные корпуса кораблей ПОЧТИ не контролируют до десятки лет.Самое опасное для стальных конструкций воздух + морская вода,
          5. +2
            19 января 2020 12:59
            Болото и морская вода - абсолютно разные среды. В болоте часто существует очень ограниченный или полный недостаток кислорода, разная кислотность почвы и т. Д. Кроме того, бронированная сталь, благодаря добавлению драгоценных металлов, менее чувствительна к коррозии, чем судовая сталь.
          6. 0
            19 января 2020 22:03
            Как минимум Бисмарк и Тирпиц строились с применением стали st 52. hi
          7. 0
            21 января 2020 15:23
            пресная вода и соленая - это по сути две разные среды
        2. +5
          18 января 2020 10:20
          Согласен:

          Ему в этом году будет 105, конечно, чистят и красят, но всё же качество стали раньше видимо было выше.
          1. +7
            19 января 2020 06:43
            Во времена моей срочной службы на флоте я не расставался с малярной кистью.
            Наш корабль вошёл в полосу испытаний и учений.
            Мы постоянно были "в морях", стреляли, запускали ракеты, гоняли маршевые двигатели на предельных оборотах.
            Красить заново приходилось каждую неделю.
            Особенно "доставали" ракетные стрельбы. После них борта обгорали, становились чёрными, страшными.
            От меня постоянно несло краской, растворителями, олифой.
            От запаха отделаться было практически невозможно. Сколько бы не мылся...
            Девчонки, при встрече в увольнениях, воротили носики: " Вон - опять тот маляр нарисовался! "
            После ДМБ вполне мог красить дома на стройке.
            Получал бы удовольствие. Ведь дома так часто перекрашивать не надо...
            1. +2
              19 января 2020 07:29
              Запах-пол беды. Циклические углеводороды, кетоны, меркаптаны итд-липотропны (накапливаются в подкожном жире). Забить Шипром можно ;) или выветривается через 10-14 дней (физиология выведения у каждого своя). Ортофосфорная хороша после обработки. Но морская вода и фосфат берет.
            2. 0
              20 января 2020 07:19
              Цитата: Пауль Зиберт
              От меня постоянно несло краской, растворителями, олифой.
              От запаха отделаться было практически невозможно. Сколько бы не мылся...

              От меня ей в перемешку с запахом топлива,резины несло 26 лет.Кто ходил на морях,хоть и сам не обрабатывал корпуса этот запах знает.Как умно сказал phair!!!!!
          2. 0
            19 января 2020 12:59
            Потрясающий корабль. Облазил его в 2015 году
          3. +1
            19 января 2020 13:05
            Возможно, что толщина покрытия была больше. Просто "Волхов" был построен, предполагая очень долгую и не очень интенсивной эксплуатацию. Благодаря этому у вас теперь есть замечательный корабль, который является огромным куском истории кораблестроения. Зависть!
        3. +1
          18 января 2020 15:48
          Цитата: Мар.Тира
          немецкая самоходка вытащенная на берег.Так вот сколько лет прошло,а она стояла как новая,причём собрана она была не методом сварки а клёпаная.
        4. 0
          18 января 2020 20:26
          Вокруг корабля создаётся облако отрицательно заряженный частиц. В малой дозе, около 4 месяцев, даже полезно для членов экипажа, а больше 6 месяц - вред. На эту тему есть ряд работ. И от этого облака скрыться некуда.
          Надо, просто, чаще менять "железо".
          Но есть в ЧФ самое старое спасательные судно. На ВО была публикация по поводу стали, из которой оно было изготовлено.
        5. 0
          19 января 2020 21:50
          да и сталь у них была высочайшего качества,крупповская,ВОТАН,марки Schiffbaustahi 52 (St. 52).
          Она же использовалась для строительства линкоров. hi
    4. 0
      18 января 2020 08:50
      Из композитов можно строить только маленькие корабли, когда корпус полностью выкладывается изначально, но крупные корабли давным давно (по крайней мере в штатах) строят из готовых модулей, которые просто стыкуют между собой сваркой. С композитами такое не прокатит.
      1. 0
        18 января 2020 13:19
        Если серия - да. Но у нас в серии только ПЛ (АПЛ).
    5. 0
      18 января 2020 13:17
      Потому что оборонные заказы на 20 лет вперед расписаны. Вы же не птенец, все прекрасно знаете.
    6. +2
      18 января 2020 14:44
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему в качестве корпусов морских судов и летательных аппаратов не использовать композиты..

      1)Потому что ПКМ точно также разрушаются в морской воде, особенно в северных регионах...
      2)В случаи больших судов смена защитных покрытий у металла обходится дешевле...
      3)Самые коррозионно стойкие суда это суда из бетона, но там проблемы с внутренней компоновкой, предельно-максимальными габаритами и аварийным ремонтом
    7. 0
      18 января 2020 16:19
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      хоть и дорого но зато вечно
      Вечно не надо: корабль устаревает. А как ремонтировать корабли с корпусом из композитов, его же не сваришь. Кроме того, есть еще всякие нюансы, типа того, который проявился на Шеффилде (сплав не ржавел, но горел).
    8. +6
      18 января 2020 17:11
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      композиты...хоть и дорого но зато вечно и по прочности они не уступают стали

      1. очень дорого
      С изготовлением переборок ситуация несколько сложнее. Их приходится делать вручную. Буквально создавая слой за слоем. Такая кропотливая работа занимает много времени.


      + проблема есть так и так
      углеродные (графитовые) волокна, нитевидные кристаллы и волокна нз высокопрочных металлов, таких, как бор, менее чувствительны к воде, чем стеклянные, уже потому, что они не так гидрофильны.
      Вайетт и Эшби сравнивали действие воды на полиэфирные композиты, армированные волокнами углерода и Е-стекла. В обоих случаях наблюдалось набухание смолы, однако интенсивно расслаивался только стеклопластик.

      На механических свойствах полимерных композитов с минеральными наполнителями особенно отрицательно сказывается скопление воды на поверхности раздела. Вода может выщелачивать растворимые вещества с поверхности раздела, что вызывает коррозию наполнителя под напряжением или растрескивание смолы из-за осмотического давления при этом смола работает как диэлектрик при электрохимической коррозии металлов.

      2. не решена проблема прочности крупнопанельных изделий
      анизотропия армирующих волокон, разброс прочности компонент, наличие третьей фазы в виде пограничного слоя матрицы вблизи поверхности волокна

      Да и самой возможности "сделать"
      По данным корабелов, разработанная на СНСЗ технология позволяет создавать корпусные конструкции корабля водоизмещением до 1 тыс. тонн.

      3. если модульно, то как стыковать? там будет металл или аллюм иния- та же коррозия (тк будут резьбовые соединения из металлов)

      ЭХК
      при наложении металлических крепежных деталей на изделия из эпоксидной смолы, -0,5- армированной углеродным волокном. Аналогичное явление характерно и для многих других комбинаций, где металлические детали контактируют или д находятся в непосредственной близости с более инертными композиционными материалами из эпоксидной смолы и углеродного волокна

      4. ремонтопригодность
      4. Специфика "морячков"
      — в авиационных конструкциях требуется нечувствительность к локальным разрушениям,
      — в судостроении стойкость: к коррозии и кавитации
      Комплексные процессы разрушения материалов, основанные на явлениях износа, кавитации, фреттинга

      — в возвращаемых космических кораблях—сопротивление абляции и уносу массы
      6. У композитов "теже яйца"
      Механические и другие свойства стеклопластиков на основе аппретированных волокон после воздействия теплой влажной среды в течение нескольких лет также значительно ухудшаются.
      7. и тд и тп. те же 10-20 лет эксплуатационный ресурс


      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Ну тральщики у нас уже строятся из композитов.

      но не только из-за коррозионной стойкости
      Примечательно, что такой корпус заливается целиком, несмотря на внушительные размеры. Например, длина минного тральщика проекта 12700 составляет около 70 метров, высота – более 8 метров.
    9. +2
      18 января 2020 19:03
      потому что цена композита (стеклопластик) 10 $ за кг, а металл идет на порядок дешевле, прочность стали все же больше чем композита, так что получатся очень толстые корпуса, ремонтировать композит не сложно, но все это ручная работа и придется нанимать тысячу узбеков чтобы склеить фрегат...композиты разрушаются в тропиках бактериями, а при морозе может начаться осмос, в случае попадания а пластмассу пузырьков воздуха при склейке, поэтому стеклопластиковые суда обязательно поднимают на зиму на берег
    10. exo
      +1
      18 января 2020 23:02
      По опыту работы, в гражданской авиации,на современных западных самолётах, где много композитов, могу сказать, что их ремонт требует очень высокой культуры производства и современное оборудование.Боюсь, что на флоте,это обеспечить -проблематично.
    11. 0
      19 января 2020 02:39
      Титановые подводные лодки имеют место быть..сфера применения диктует материал..тральщики на композитах..самолёты..
    12. 0
      19 января 2020 02:43
      Некоторые элименты конструкции может быть лучше делать из нержавеющей стали, она конечно дороже, но поскольку дальнейшие затраты уже известны, то в конечном итоге это может быть выгодней, ну и использовать там где возможно стойкие к разрушению пластики, например, такие как полиэтилен или даже фторопласт или покрытия из него, ну и разумеется композиты.
  2. +8
    18 января 2020 08:00
    Современные лакокрасочные эпоксидные двухкомпонентный материалы, при соблюдении технологии нанесения, очистка поверхности до степени Sa 2.5 и удаление высолов и т.д. позволяют обеспечить защиту металлу от коррозии до 20 лет. Стоимость таких покрытий за 1 метр квадратный от 1000 до 3000 рублей.
    1. 0
      18 января 2020 08:37
      А можно чуть подробнее? Ну хотелось бы уточнения. Как они выдерживают допусти удар волны при деформации корпуса? Ну металл то обладает определённой пластичностью. Чуть деформировался под нагрузкой. Потом выпрямился.
  3. 0
    18 января 2020 09:09
    Некоторые современные краски и грунтовки имеют «встроенную» защиту от ржавчины за счёт применения добавок, химически взаимодействующих с ржавчиной и преобразовании её.
    В принципе основных причины ржавчины две- либо остались очаги под краской и при проникновении влаги под краску служат катализатором, либо такой очаг заново возникает.
    То есть направления борьбы основных два- создание стойких покрытий , чтобы влага не проникала со временем, и добавки в грунтовку для предотвращения появления новых очагов ржавчины, если вдруг начнут возникать.
    Но война с ржавчиной, кажется, идёт с переменным успехом smile
    1. +5
      18 января 2020 10:17
      Все эти добавки в краску это мифы производителей, кто-то добавляет в краску цинк и позиционируют свою краску как дополнитеную протнкторную защиту. Цинк с металлом работает только при нанесении при помощи горячего цинкования с образованием прочной диффузионной связи. Ответстные производители добавляют слюдку и другие армирующе добавки для повышения прочности покрытия. Есть только два основных условия для обеспечения качества лакокрасочных покрытий, это пескоструйная или дробеструйная очистка, обезжиривание, обеспечивание, тоесть подготовка поверхностей и качественная краска.
      1. +1
        18 января 2020 23:29
        Есть такая компания HEMPEL как раз специализируются на покрытиях для судового сегмента , если красить соблюдением технологии и мал-мале следить за покрытием то 15-20 лет в легкую .. Все зависит от соблюдения технологии нанесения..
      2. 0
        19 января 2020 08:46
        На предприятии, где я работал, в гальваническом цеху для морфлота кадмием покрывало какие-то замысловатые детали, на том основании что кадмиевое покрытие более стойко к морской соли чем цинк.
  4. +6
    18 января 2020 09:43
    Есть ведь радикальный способ борьбы с износом матчасти.
    Кораблям - не ходить, закрыть в бассейны с пресной водой, а то и просто настроить крытых сухих доков. Выводить только для парадов и учений раз так лет в 5.
    Самолётам - не летать, поставить в ангарах. Заодно аварийность снизится небывалым образом.
    Танки и прочую сухопутную технику покрыть сантиметровым слоем солидола, поставить под крышу и не допускать криворуких срочников.
    Стрелковку не выдавать.
    Обмундирование упаковать в вакуумные пакеты и закрыть в каптёрках - пусть берут одежду с гражданки.
    Солдат и матросов сдавать в аренду вместо таджиков, офицеров - вместо менеджеров (пусть учатся планированию и управлению).
    Вот тогда армия и флот из статьи расходов превратятся в доходную.
    1. +3
      18 января 2020 18:48
      А как же морской закон:"Если предмет движется-отдай ему честь,если не движется-покрась его". laughing
    2. 0
      18 января 2020 19:07
      посмеялся но кстати с танками и автотехникой так и делают, насколько я знаю, есть боевая группа 10 шт (в салидоле) и учебно боевая 1 шт.
  5. +2
    18 января 2020 10:17
    Вот бы с этой статьи поржали от души конструкторы и технологи действующего корабля " Коммуна " hi Жаль что они уже больше ста лет как на том свете.
  6. +3
    18 января 2020 10:22
    Монар (Алексей), уважаемый, в болоте, особенно торфяном, мало кислорода и много дубильных веществ. Любая техника , поднятая из него, в лучшей сохранности, чем хранившаяся такой же период времени на открытом воздухе. А трупы животных и людей в торфяном болоте мумифмцируются, вспомните, пожалуйста, болотных людей Северной Европы.
    А насчёт стали Вы правы. Полвека назад в СССР научились варить маломагнитную сталь и использовать её в подводном кораблестроении.
  7. +2
    18 января 2020 10:27
    Вообще-то коррозия - проблема скорее финансовая. Делайте корабли из золота и они ржаветь не будут. Шутка. Но в ней есть доля правды - ржаветь не будут. Нужно просто дешёвое производство хороших нержавеек. У России всё есть для этого (месторождения, производства, энергоресурсы), кроме желания производить, а не продавать.

    А насчёт композитов - хрупкие они, а технологии, решающие эту проблему, пока дороже золота.
    1. 0
      18 января 2020 19:09
      нержавейка слабая и дешево ее не сделать, 9х18нют это 30 проц цветного металла, тогда уж аллюминий выгоднее получится
      1. +1
        19 января 2020 18:14
        Ложь. Углерод 0,9%, Хром - 18%, никель - 1%, молибден - 1%, титан - 1%. Итого - 21%.
    2. -1
      18 января 2020 20:39
      Есть и другой вариант правда он будет дорогим - хромировать корпуса кораблей.
  8. +1
    18 января 2020 10:31
    Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, вынужден Вас чуть-чуть поправить. СССР замахнулся на титановый корпус АПЛ в конце 50-ых годов, проект 661 "Анчар", назвали лодку на СЕВМАШе "Золотая рыбка" из-за цены. Позже строили титановые АПЛ серийно кроме Северодвинск и в Ленинграде, и в Горьком.
  9. +2
    18 января 2020 10:43
    У меня вопрос дилетанта, я вообще не шарю в этой теме. Вроде же есть нержавеющая сталь, почему ее не используют, или дорого или еще что то? И второй дурацкий вопрос, когда ржавчину счищают механическим путем, то метал же становится тоньше? Влияет на прочность? Нельзя же до бесконечности счищать?
    1. +1
      18 января 2020 16:26
      Тоже дилетант, тоже задавался подобным вопросом. Сказали, что нержавейка не только стоит много, но еще хреново обрабатывается и может быть лишена некоторых особых свойств металла, используемого для кораблей, сооружений и т.д. Но главное, на то время, дефицит нержавейки (не было ее, фондировалась или что-то такое).
    2. +2
      18 января 2020 19:11
      пр проектировании закладывают запас на ремонты и коррозию
  10. +3
    18 января 2020 11:01
    Насколько помнится тема уже не раз поднималась на обсуждение. Очевидно это не является проблемой для всех если никто не обращался с вопросами и поиску сотрудничества. Поэтому ещё раз озвучу , что коррозия это прежде всего электрохимический процесс и более активный в движении тел в среде. Решение весьма простое и состоит в переполяризации и изменении направления этой поляризации. Это может быть простейшее устройство без движущихся частей или автономное устройство при дли тельных стоянках.
  11. Комментарий был удален.
  12. +5
    18 января 2020 12:24
    Это спец писал? Про протекторы ни слова. Лодки внутри лёгкого корпуса усыпаны протекторами. Правда, когда всплываешь после патрулирования вид у них не очень :о) - висит огромная зелёно-синяя сопля. Через пару суток в базе высыхает, боцмана соскребают и всё нормально
  13. +3
    18 января 2020 12:27
    Алюминиевые сплавы корродируют.

    Композиты недостаточно пластичны, горючи и неремонтопригодны в случае больших проломов в корпусе судна.

    Лакокрасочные покрытия требуют очень качественной подготовки поверхности стали, что недостижимо при больших площадях.

    Потому только нержавеющая сталь (для НК) и титан (для ПЛ).
    1. А тефлон? чугун?
      1. +2
        18 января 2020 22:41
        Тефлон имеет близкую к нулю прочность, чугун - хрупок.
    2. 0
      24 января 2020 18:32
      Дорого очень титан для ПЛ.
  14. +5
    18 января 2020 14:34
    Спасение и долговечность флота в стеклянных корпусах.
    1. 0
      18 января 2020 20:43
      Скорее в новых метаматериалах.
      1. 0
        18 января 2020 22:54
        Приходится удивляться до какой степени все наивны. Коррозия это процесс и нужно по новому так же организовать процесс. Так нет же опять все ищут материал как панацею. И с таким мышление собираются в будущее.
        1. -1
          18 января 2020 23:04
          Цитата: gridasov
          Коррозия это процесс и нужно по новому так же организовать процесс

          Заставить электроны бегать от катода к аноду? wink laughing
          1. 0
            19 января 2020 13:18
            Видимо вы не знакомы с электролизом и методами изменения направления поляризации. А знаете почему процессы эл.магнитной переполяризации в борьбе с коррозией очень тесно связаны со стелс технологией . Видимо тут не та публика. А че тут думать рубить надо и все ! Это из анекдота
            1. -1
              19 января 2020 13:30
              Цитата: gridasov
              Видимо вы не знакомы с электролизом и методами изменения направления поляризации

              Гридасов, вы нахал yes

              Я хорошо знаком с электролизом. Что же до "методов изменения направления поляризации" - это к электрохимии никакого отношения не имеет laughing

              Цитата: gridasov
              процессы эл.магнитной переполяризации в борьбе с коррозией...

              ... насколько мне известно, не применяются. Поскольку неприменимы laughing

              Цитата: gridasov
              Видимо тут не та публика

              Точно. Это вам не пипл, который хавает... тут могут и руку откусить. Аккуратнее, Гридасов, аккуратнее... тщательнЕе wink
              1. 0
                19 января 2020 15:05
                Я глотаю всех и любого! У тому же Вы уже все проглочены! Вы видите только частный момент, а не алгоритм процесса от и до. Видимо стоит сказать ,что проект синтезации разума человека и компьютера состоялся и продолжение следует. Идёт поиск людей с определённым складом ума и при достоинствах отдельных индивидуумов в виде опыта жизни и практик по различным тематикам нет людей готовых к освоению прорывных решений. Например вы рассматривает электролиз как процесс в рамках определённых эл магнитных модуляций по параметрам ,но не видите возможности применения других ключевых изменений . И это делает вас зажатым в собственных рамках воображения. К тому же вы даже не понимаете ,что моя логика построена на анализе всех вариантных возможностях развития событий . Вы же слишком эмоциональный и не практичный при не стандартных процессах.Кстати это относится ко многим другим персонам
                1. 0
                  19 января 2020 15:40
                  Цитата: gridasov
                  моя логика построена на анализе всех вариантных возможностях развития событий

                  Было уже. Аж в 2015-м:

                  Цитата: Cat Man Null
                  Цитата: gridasov
                  Как минимум нужно начать с того что современное представление человека о колесе , как об устройстве с бесконечной поверхностью соприкосновения абсолютно верно

                  И еще - фрактали, побольше фракталей.. и Мальденброта


                  Скучно, девушки request
                  1. 0
                    19 января 2020 15:43
                    Вода камень точит . Только глупец полагает ,что я веду диалоги. Я даже знаю кому предназначены мои комментарии. И конечно не вам.
                    1. -1
                      19 января 2020 15:47
                      Цитата: gridasov
                      Я даже знаю кому предназначены мои комментарии. И конечно не вам

                      Ну, и ладненко yes
                      1. 0
                        19 января 2020 15:53
                        Э нет , господин хороший ! Знаете чего не знают физики и математики? Т.е то чего они вообще не знают? Это того,что такое динамика .Ну а об анализе разнодинамичных и разно направленных процессах как системных ,вообще ничего . Поэтому это вам ладненько ,а для системы это часть событий ,которой есть и своё место и своё значение. Потренируйте свой мозг !
                      2. -1
                        19 января 2020 15:58
                        Цитата: gridasov
                        Э нет , господин хороший

                        Э, да, "Гридасов". Фрактали, дружище, фрактали... фрактали - ваше всьё yes
                      3. +1
                        19 января 2020 16:07
                        По какому принципу построены общие параметрические свойства человека делающие его одинаковым с миллиардами других в настоящем и прошлом и будущем и при этом делающих их всех отличными друг от друга. Вопрос не в том ,что вы иронизирует и это не смешно ,а в том ,что вы тот кто эти вопросы и близко не освоит. Вы бесполезны в том ,чтобы у вас почерпнуть чего - то нового и необходимого. Извините это не делает вас ни тем ни иным .Вы просто конкретны в том , на что способны и на что нет
  15. +3
    18 января 2020 14:38
    Коррозия: главный враг флота
    Я, по-наивности считал, что... коррупция. lol
  16. +2
    18 января 2020 15:00
    Коррозия это фактор неизбежный. А вот содержание и правильная эксплуатация это зависит от людей. И тут не все так однозначно. Стоит перепутать марку стали и электродов для сварки и корпусу придет медленный но неуклонный конец.
    1. +2
      18 января 2020 21:20
      Не только. Попробуй поставить к теплообменнику из морской латуни ЛМш трубопроводы из нержавейки - будешь неприятно удивлён. Попробуй поставить на бронзовые крышки холодильников цинковые протектора вместо стальных - получишь мерзкий цинковый кисель в трубках вместо защиты wink
      1. +2
        20 января 2020 11:55
        А можно ещё на корпус из лёгких сплавов воткнуть водомёты с корпусами из нержавеющей стали. Предварительно выкинув катодную защиту с целью удешевления корабля. smile

        Примечательно, что когда получивший первые корабли флот заявил о коррозии корпусов, то судостроители тут же обвинили именно его в её появлении, поскольку флот якобы не принял мер по борьбе с коррозией ("ни на одном из построенных нами судов нет проблем с коррозией - флот просто наплевательски относится к обслуживанию"). Про выкинутую катодную защиту при этом не было сказано ни слова. А затем судостроители попытались слупить с флота миллионы на меры по предотвращению коррозии. smile
        1. 0
          20 января 2020 21:33
          О--О! Водомёты! Ну там кроме анодной есть и т.н. " защита по заземлению" . Хитро построенная схема "перепуска" всяких токов туды-сюды smile . Ой боюсь и там "сЕкономили" am
  17. +4
    18 января 2020 15:10
    В советском ВМФ главным врагом флота был личный состав. Особенно молодой.
    Как гласит военноморская мудрость
    Бойся матроса с кисточкой, все закрасит.
    Бойся лэйтэнанта с отверткой, все разберет и поломает
  18. 0
    18 января 2020 15:47
    Даже металл подвержен коррупции. Чего уж говорить о человеках.
  19. 0
    18 января 2020 15:55
    Эко-авианосец из переработанного пластика - модно, дёшево, долговечно!!!
  20. +2
    18 января 2020 19:14
    "К сожалению, все существующие меры позволяют лишь сократить вероятность повреждения кораблей от коррозии, а также уменьшить ее негативные последствия – но не полностью исключить. Кардинальное решение проблемы может быть связано с отказом от металлов в кораблестроении, но при нынешнем развитии технологий это попросту невозможно. Поэтому борьба с ржавчиной будет продолжаться"
    Поставил плюс статье за поднятый вопрос. Но как бэ последний абзац собственно говоря сам же и отвечает на всю статью.
    Единственное, что хотел бы добавить ( вроде как не увидел этого в статье) в отечественном судострое широко применяются так называемые протекторы. Особенно на кораблях из АМг/АМц (это в обязательном порядке ставились), так как наш завод специализировался именно на легкосплавных кораблях всю жизнь. Сейчас же я наблюдаю протекторы на днище даже А40! А у него корпус стальной. Есть подозрения, что это не спроста.
    1. +1
      20 января 2020 00:18
      Что такое протектор. Это создание гальванической пары материалов образующих катодно - анодную связь и соответственно низко потенциальный ток. Опять - таки, задача изменение направления поляризации. Но такие пары несравнимы по ёмкости и плотности энергии. Поэтому переполяризацию и нужно делать не через гальваническую пару ,а особым образом -абсолютно дешевым и невероятно эффективным.
  21. +1
    18 января 2020 21:36
    Если корабли оставлять в виде выставочно-демонстрационных макетов, то им коррозия не страшна.
  22. +1
    19 января 2020 00:24
    Коррозия, прежде всего от отсталости технологий в ЛКМ. Ну и в мозгах коррозия часто встречается. Как то поставляли лет 20 тому назад краски по битону для маяков. 25 лет гарантии. Производство Голландия. Просто фирма Hempel и всё. А у нас забор через 2 года сгнивает.
    1. +3
      19 января 2020 01:14
      Та ну, здрасьте. На военных заказах- не забалУешь.
      Вы в курсе как их красят и проверяют?
      1. 0
        19 января 2020 01:16
        Конечно в курсе. Я в этой теме всю свою сознательную жизнь.
        1. +1
          19 января 2020 01:29
          Ну, тогда мне и сказать нечего. С профессионалами я не имею привычки спорить.
          За сим, позволю себе откланяться.
  23. +3
    19 января 2020 01:45
    "Лакокрасочные покрытия требуют очень качественной подготовки поверхности стали, что недостижимо при больших площадях."
    Отнюдь. В судострое нынче на всю катушку используется дробеструйная подготовка к покраске. Это достаточно быстрый и архиэффективный метод. Лично наблюдал на четырех заказах.
    Причем он применяется как снаружи, так и внутри на современных военных кораблях.
  24. kig
    +1
    19 января 2020 05:07
    Главный враг флота военного - это вражеский флот. А враг флота вообще вовсе не коррозия, а плохой менеджмент.
    1. 0
      19 января 2020 14:01
      Забыли упомянуть корпуса из железобетона , из него яхты строят , крупные корабли были, ремонтопригодность на уровне. и строить можно быстро и дешево
  25. 0
    19 января 2020 13:59
    Главная коррозия в ВС РФ, это коррупция.
  26. 0
    19 января 2020 16:18
    Вспомнилось, как еще на 1-м курсе ленинградской Корабелки (ЛКИ) очень грамотный и познавательный курс по антикоррозии, особенно электрохимической читал профессор ( К сожалению за десятилетия ФИО выветрилось crying ). Т.е. теория и практика борьбы с этим злом на флоте уже тогда была солидная!
    1. 0
      20 января 2020 08:43
      Самодельщики , из тех кто имеет грамотно построенные армоцементные яхты или катера , забыли слово коррозия сразу и на совсем , лакокрасочные материалы если и используют , то для отделки корпуса , а не для его защиты, армоцементный корпуса теперь получаются хоть и тяжелее пластиковых ,но уже легче деревянных , срок службы десятки лет с минимальными затратами. Конечно яхту для гонок из армоцемента не построить, а крейсерскую самое то.
  27. -1
    20 января 2020 16:34
    ))) laughing laughing wink а может вернемя )) к царским кораблям )) они таким вот не страдали))) а после революции изменили технологию))
  28. 0
    21 января 2020 08:38
    думаю что эта проблема решится только отойдя от металла и перейдя на тот же стеклопластик(как с тем же тральщиком) и это только начало. может еще что то придумают...
    1. +1
      21 января 2020 09:24
      Цитата: Nitarius
      а может вернемя )) к царским кораблям )) они таким вот не страдали))) а после революции изменили технологию

      Деревянные корпуса в парусном флоте сгнивали много быстрее чем сейчас стальные
      Цитата: John_f
      только отойдя от металла и перейдя на тот же стеклопластик(как с тем же тральщиком)

      Выбор стеклопластика для тральщика был не потому,что так лучше, а просто желанием отработать технологию и получить опыт эксплуатации
      И потом ржавеют не только корабли, но и много другое , например водопроводные трубы и их кстати твк же могут делать из армоцемента или покрывать цементом стальную трубу. У цемента есть свойство которого нет у пластиков , это увеличение прочности со временем , а что касается веса ,так применение стеклянных микросфер в качестве наполнителя и графитового волокна сильно его облегчает.
  29. 0
    22 января 2020 17:24
    Я вот тут подумал.... А что если при постройке кораблей ВМФ России заграницей допускались намеренные нарушения, с целью временной диверсии, чтобы корабли постоянно были в ремонте или в случае войны их было легче вывести из строя? Казалось бы, ма-аленькая ржавчина, а угроза ого-го какая!
  30. 0
    27 января 2020 15:52
    Лет 7 назад я бросил во дворе металлический компьютерный корпус. Ну как бросил... поставил под заросли сливовых саженцев, мол как руки дойдут, пущу на разные поделки. Руки все не доходили... Знаете, насколько корродировал этот корпус за все годы? Ни на сколько. Вообще. Все эти выскочки, электронщики несчастные, не соблюдают укоренившихся в промышленности правил. Металл они заказывают недорогой, но при этом он считай вообще не ржавеет.
    Не там "теория коррозии" ищет виноватых, не там...
  31. 0
    29 января 2020 15:51
    Два года назад "Адмирал Лазарев" после ремонта корпуса и консервации. Модернизация после2022 года.
  32. 0
    12 марта 2020 21:22
    Коррозия только часть проблемы. А обрастание водорослями, моллюсками? Проблема комплексная и решается комплексно на плановом ремонте - счищается слой лакокрасочного покрытия вместе с ржавчиной, грунтуется, окрашивается. Применение специальных сплавов и композитов очень дорого и годится только для маломерных и специальных судов.
  33. 0
    24 марта 2020 05:34
    Вообще-то, все уже давно решено (соотношение цена-качество).... Корпус (подводная часть) защищается установкой цинковых протекторов и системой катодной защиты (ICCP). Забортная арматура - установкой разрушаемых электродов в кингстоны (Anti Fouling system ). Вал и винт + перо руля "заземляются" на корпус с контролем разности потенциалов. Наружные конструкции - регулярным восстановлением лако-красочного покрытия + применение специализированных 2х компонентных красителей. Ну и конечно регулярным докованием, через определенные промежутки времени (раз в 5 лет).
    PS Применение в судостроении низколигированных (черных) сталей обусловлено постоянными динамическими нагрузками, ценой и ремонтопригодностью.
    В качестве защиты, можно подумать об "обрезинивании" подводной части корпуса, по типу подводных лодок...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»