У аварии Су-57 именно во время приёмо-сдаточных испытаний есть свой плюс

49

Крушение нового истребителя Су-57 в Хабаровском крае оставляет все больше вопросов по использованию самолета пятого поколения в реальных боевых действиях. Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.

Падение Су-57 на Дальнем Востоке во время приёмо-сдаточных испытаний сыграло очень важную роль в дальнейшей судьбе истребителя. С одной стороны, она стала серьезным ударом по экспорту российского самолета. Тот же Китай сразу же засомневался в смысле приобретения боевой машины, задумались и другие потенциальные покупатели. Но одновременно это происшествие позволило обратить внимание на те моменты, которые в условиях воздушных боевых действий могут стать фатальными.



Тем более, что заботиться надо, в первую очередь, об интересах российских Воздушно-космических сил: именно они являются главным покупателем самолетов ПАК ФА. В настоящее время российская авиация принимает участие в боевых действиях в Сирии. И если бы самолеты Су-57, столкнувшись в небе с самолетами вероятного противника, не смогли бы проявлять заявленную сверхманевренность, это бы крайне негативно могло отразиться на всей воздушной операции в целом.

Среди основных проблем, присущих новой машине, специалисты выделяют, во-первых, использование новых систем управления. В то же время, эксперты считают, что система управления, установленная на Су-57, является одной из самых совершенных в современной авиации. Но её нужно осваивать.

Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины. Но и ее устойчивость и управляемость очень сильно зависят от нового двигателя, поскольку силовая установка и аэродинамические составляющие завязаны друг на друге.

Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением. На Су-57 оно представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами, включает кили с небольшими воздухозаборниками, позволяющими охлаждать авиационное оборудование. Отклонение килей применяется в качестве аэродинамического тормоза.

Помимо перечисленных проблем, которые могли привести к крушению машины, у Су-57 есть и другие очевидные недостатки. Например, многие эксперты говорят о проблемах с электроникой, что связано, в первую очередь, с отсутствием в России отечественных высокотехнологичных производств в этой сфере.

Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения. Недостаточная малозаметность для современных истребителей – существенный минус, который значительно затрудняет самое боевое применение машины против серьезного противника, обладающего собственной хорошей авиацией и развитыми системами противовоздушной обороны.

В любом случае, сам факт падения самолета заставит производителей еще раз перепроверить системы управления и двигатели боевой машины. В этом и заключается основной плюс происшествия. И это не попытка какого-то оправдания. Пусть для компании-производителя и последуют определенные финансовые убытки, но зато лишняя перепроверка самолета позволит обезопасить жизни наших лётчиков, да и повысить репутацию отечественного военного авиапрома на мировом рынке истребителей. Лучше заметить и устранить недостатки вовремя - до поступления самолёта в войска, даже если произошла авария, чем «проморгать» их и затем столкнуться с целой чередой негативных последствий.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 января 2020 15:38
    Поставка новейших истребителей Су-57 будет выполнена по плану, даже несмотря на крушение одной из машин, подтвердил вице-премьер Юрий Борисов в интервью агентству "Интерфакс".На данный момент Министерство обороны подписало 2 контракта на поставку Су-57. Первый насчитывает 15 машин, второй – 76 самолетов.
    1. +5
      17 января 2020 15:56
      Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения.

      Зато некоторые "эксперты" на голубом глазу не сомневаются в пятом поколении ФУ-35 при отсутствие на нём сверхзвуковой скорости без форсажа!
      1. +1
        17 января 2020 16:51
        "А вот австралийцы проводили свои исследования и назвали американский F-35 технической ошибкой, самолетом 3-го поколения с элементами 5-го…"
        https://www.pravda.ru/eureka/1298961-pakfa/
      2. +3
        17 января 2020 23:24
        Ну это же ФУ-35 и его приказано хвалить. А все российское критиковать. Эта фукалка такая же как и "Пэтриот", который ничего не видит и ни на что не реагирует - Саудовская Аравия тому пример. Ну и что-то ни одна западная "шоу" ПВО не засекла перелет Су-57 в Сирию, полеты там и обратный перелет. Вот это и есть настоящий западный ФУ-уууу ...
    2. -7
      17 января 2020 16:51
      Юрий Борисов стооооооолько всего уже наговорил. Тч без разницы, чего он там наговорил
  2. +3
    17 января 2020 15:45
    А на подходе Охотник...тяжело нам дается эта машина. Но эра истребителей 4 поколения идет к закату,хоть и модернизируют эти машины. Но концепция применения истребительной авиации склоняется все больше к многоцелевому использованию,посему на нужен СУ-57 ,который на стадии проектирования уже задумывался как многоцелевая платформа.
    1. 0
      17 января 2020 15:59
      Скорей разработают аналог Су-34 на основе Су-57,хоть иметь возможность выполнять обязанности штурмовых самолетов для истребителя-дело хорошее
      1. +9
        17 января 2020 16:13
        Цитата: Whatislove
        Скорей разработают аналог Су-34 на основе Су-57,хоть иметь возможность выполнять обязанности штурмовых самолетов для истребителя-дело хорошее

        Су-34 штурмовик? belay
        Я был уверен что Су-34 фронтовой бомбардировщик.
        1. +3
          17 января 2020 16:32
          Прошу прощения,просто почему-то у меня Су-34 ассоциируется со штурмовиками laughing
        2. -3
          17 января 2020 16:54
          Фронтовой?
          belay
          многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик

          https://structure.mil.ru/structure/forces/air/weapons/aviation/more.htm?id=10332831@morfMilitaryModel
    2. +1
      17 января 2020 16:18
      Охотник это даже не прототип. Боюсь ему еще очень долгий путь предстоит.
    3. 0
      19 января 2020 10:28
      Цитата: НЕКСУС
      Но эра истребителей 4 поколения идет к закату,хоть и модернизируют эти машины. Но концепция применения истребительной авиации склоняется все больше к многоцелевому использованию,посему на нужен СУ-57 ,который на стадии проектирования уже задумывался как многоцелевая платформа.

      И чем Су-57 лучше Су-35 четвёртого поколения?
      Израиль и не думает отказываться от тяжелого Ф-15, Ф-35А будет заменой Ф-16, точно так же как и в США. Более того американцы собираются докупать Ф-15ЕХ.
      Не думаю, что эра 4-го поколения уходит. Скорее всего 5-е поколение полностью не раскроется. А вот 6-е (беспилотное) будет успешным, ИМХО конечно
  3. -7
    17 января 2020 15:54
    Вообщем,если не авария ,самолет военная приемка не признала бы соответствующим 5 поколению. МО отказалось бы принимать,учитывая и стоимость.
    СКОЛЬКО бы "ответственных дядей" с постов полетели? А тут авария,все (?) ошибки исправим.
  4. +12
    17 января 2020 15:54
    Среди основных проблем, присущих новой машине, специалисты выделяют, во-первых, использование новых систем управления.
    использование новых систем управления не проблема, проблема в их надежности. Тогда вопрос -были ли проблемы до аварии, или это надуманная проблема?
    Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением.
    В чем конкретно, или "просто может быть"?
    Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения.
    Вот это кочует от "эксперта" к "эксперту" - какова величина ЭПР? Не знаете (или только со слов конкурирующей фирмы?) Тогда может и не стоит обозначать то чего не известно.
    О тех же китайцах мы не знаем ни чего кроме того что они сами говорят -".вах! какая машина!" и воспринимаем это почему то как истину. хотя у них даже движки - утиль.
    1. +4
      17 января 2020 16:13
      использование новых систем управления не проблема, проблема в их надежности. Тогда вопрос -были ли проблемы до аварии, или это надуманная проблема?

      Проблема не надуманная. Испытатели, особенно из тех, что постарше, на непривычные органы управления поначалу матерились, как чёрт на ладан. Потом, правда, признали эти новшества удобными и удачными.
      А авария, ИМХО, следствие не конструктивных недостатков, а заводского косяка на конкретном экземпляре. Предсдаточный и предновогодний ажиотаж.
      1. +1
        17 января 2020 16:21
        Цитата: OldMichael
        Проблема не надуманная.

        Ну в данном случае наверно о такой проблеме можно говорить в прошедшем времени.
        1. 0
          17 января 2020 23:56
          можно говорить в прошедшем времени.

          Да.
  5. 0
    17 января 2020 15:55
    А тот упавший Су-57 был с двигателем первой очереди?А так-хорошо что вскрылись проблемы.Надеемся,что а КБ задумаются над этим,но это дело уже не наше
    1. +6
      17 января 2020 16:16
      В любом случае, если летчик-испытатель не погиб - авария это рабочие будни, хотя и нежелательные и неприятные. Но информация получена, обработана и принята во внимание. Соответственно в производство и серию пойдут доработанные самолеты, без этой "неожиданности"
    2. -1
      19 января 2020 10:33
      Цитата: Whatislove
      А тот упавший Су-57 был с двигателем первой очереди?А так-хорошо что вскрылись проблемы.Надеемся,что а КБ задумаются над этим,но это дело уже не наше

      Да.
      Родной мотор, по сообщениям, встанет в 2024 году или около. Вообще, нонсенс конечно. Двигатель начал проектироваться буквально чуть позже самого самолёта, то есть 2005-2006 гг и через 20 лет встанет на машину. Скорость - жуть.
      Плюс, кто-то обмолвился ранее, что новый двигатель не особо тяговитее оказался текущих АЛ-41Ф1. Любопытно, догонит ли он движок на Ф-22
  6. +6
    17 января 2020 15:55
    Вспомнился старый фильм "Айболит-66"... Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."....
    1. +1
      17 января 2020 16:25
      Цитата: Nikolaevich I
      Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."

      А мне вспомнился Владимир Маяковский:
      Мальчик
      радостный пошел,
      и решила кроха:
      «Буду
      делать хорошо,
      и не буду —
      плохо».
    2. +3
      17 января 2020 18:58
      Цитата: Nikolaevich I
      Вспомнился старый фильм "Айболит-66"... Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."....

      stop Поправочка.
      "Это очень хорошо, что пока нам плохо" - песня Айболита и К°.
      Пираты поют -"Нормальные герои, всегда идут в обход".
      hi
      1. +1
        18 января 2020 03:31
        Цитата: Вольнопёр
        Поправочка.

        Вы правы ! Перепутал "малёхо" ! feel Но простите, плиз:возраст, склероз... recourse
  7. +8
    17 января 2020 16:23
    Цитата: Whatislove
    так-хорошо что вскрылись проблемы.

    Упал самолет-это хорошо,мы что в дурдоме живем?Похоронили млрд.рублей-это убытки государства,а не производителя.ИЗВИНИТЕ но его 10 лет(ДЕСЯТЬ) испытывали.А начали вообще в 2001 году.А упавший самолет был СЕРИЙНЫМ.Что надо испытывать 20 лет,и в 30 г. будем в серию ставить? what what hi hi
    1. +2
      17 января 2020 16:34
      Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска
      1. 0
        19 января 2020 10:38
        Цитата: Whatislove
        Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска

        Интересно, каким образом он 10 лет проходил испытания? Навернулась первая же серийная машина.
    2. +1
      17 января 2020 19:26
      Самолет был застрахован, убытки страховой компании.
  8. +18
    17 января 2020 16:26
    Что за чушь я только что прочитал?

    Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.

    С каких пор у машины много недостатков и какое отношение они имеют к этой аварии?

    Тот же Китай сразу же засомневался в смысле приобретения боевой машины, задумались и другие потенциальные покупатели.

    Никаких официальных заявлений от Китая не было, так же как и не было никаких новых "задумались" от других стран.

    И если бы самолеты Су-57 ... не смогли бы проявлять заявленную сверхманевренность...

    Причём здесь сверхманевренность в списке "проблем", да еще и с повесткой "если бы"?

    Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением.

    Как выше уже сказали, откуда дрова? Какая проблема, в чём она проявляется?

    многие эксперты говорят о проблемах с электроникой, что связано, в первую очередь, с отсутствием в России отечественных высокотехнологичных производств в этой сфере.

    Многие эксперты это кто? И как проявляются проблемы с электроникой?

    Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью

    Факты и результаты исследования ЭПР где?

    ___

    Ни один абзац не без бреда и голословностей. Автор, не пишите больше о Су-57. Никогда.
  9. +7
    17 января 2020 16:51
    Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины.

    Для таких летательных аппаратов применяется аэродинамическая схема с продольной статической неустойчивостью. А "неустойчивое управление" бывает только у аварийных самолетов. Разница - принципиальная.
  10. 0
    17 января 2020 16:52
    Это как в старом советском мультике:"Это даже хорошо, что пока нам плохо!"
    1. 0
      17 января 2020 19:05
      Цитата: Chaldon48
      Это как в старом советском мультике:"Это даже хорошо, что пока нам плохо!"

      Это песенка из фильма "Айболит 66".
  11. +2
    17 января 2020 17:05
    Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.
    То есть автор обвинил в полной некомпетенции наших конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей?
    1. 0
      17 января 2020 21:46
      Ага побольше аварий и все станет ясно!
  12. +1
    17 января 2020 17:33
    Интересная трактовочка...
    "У аварии Су-57.... есть свой плюс"

    Значит, по логике автора, пусть всё падает и тонет.... в этом тоже будет свой плюс!
  13. 0
    17 января 2020 18:12
    А откуда данные что на су-57 недостаточная малозаметность? С потолка видимо. Или кто то из экспертов замеры проводил, секретные документы читал?
  14. 0
    17 января 2020 18:42
    Цитата: Whatislove
    Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска

    Серийный образец уже идет в войска.Что же они делали десять лет?Да испытатели выжимают из самолета все,насилуют по полной.
    Испытания закончились,без замечаний.Что такое они делали во время передаточных испытаний-на гиперзвук выходили? hi
  15. 0
    17 января 2020 19:32
    Должно быть этот случай повысил ответственность на всех этапах производства самолета, первое предупреждение уже вынесено, это неплохо что ответственности будет больше.
  16. 0
    17 января 2020 20:30
    У этой аварии есть только один ,но большой плюс - То,что косяк в конструкции самолета выявлен и будет устранен до начала серийного производства
    1. 0
      17 января 2020 20:54
      Цитата: Sapsan136
      косяк в конструкции самолета выявлен и будет устранен до начала серийного производства

      Так, вроде, это был серийный №00001?
      1. 0
        17 января 2020 21:40
        Не совсем. Это был прототип для серийного производства...
  17. +3
    17 января 2020 22:05
    Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины.


    Автор выдал бессмысленную галиматью. Смешал в кучу двигатель и систему управления самолетом, да еще обозвав её системой неустойчивого управления. Владимир Попов прочитав этот пёрл помянет его незлым тихим словом.
    1. +2
      18 января 2020 03:25
      Цитата: VIT101
      Автор выдал бессмысленную галиматью. Смешал в кучу двигатель и систему управления самолетом, да еще обозвав её системой неустойчивого управления.

      Это вы верно заметили ! Автор,думаю, не перечитывал свой опус...(Автор-писатель,а не читатель!),иначе,почувствовал бы ,как "режут слух" его "перлы" ! Я -то понял,что он имеет в виду под"системой неустойчивого управления", но зачем было "наводить тень на плетень", придумывая свои несуразные "термины",когда всё это уже "придумано" ?!
  18. +1
    17 января 2020 22:31
    Как было бы здорово, если бы дилетанты не брались за
    создание статей, которые под силу лишь профессионалам.
    Даже комментировать не хочется...
  19. +1
    18 января 2020 20:56
    Я от авиации далёк. Очень. Но у меня неизменно возникает вопрос к "экспертам", которые на основании только лишь фотографий с "разрешённых ракурсов", а я встречал такие ситуации, хоть и не "эксперт", судят о характеристиках техники. Фото - не показатель, а картинка. Так что визги про "Су-57 - не 5-е поколение, не стелс, не..." считаю бредом smile
    Сначала разъясните, что такое 5-е поколение, откуда считается и как, а то выходит, что по визгам "экспертов" самолуччий иштребитель сверхпятого поколения фу-35 не соответствует требованиям, которые они же и провозглашали. Я могу судить лишь по тому, что видел в 2011г. на МАКСе - Су-57 порхал легко и изящно даже на фоне Су-27. Ф-15, самолёт отличный, на мой взгляд, на фоне Су-27 выглядел инвалидом, страдающим ожирением, еле выполняя манёвры, а по сравнению с Су-57 - просто развалина, для которой оторваться от земли - уже подвиг. Это что касается маневренности. По "стелсовости" ничего не скажу, забыл притащить пару-тройку комплексов. По разгону-торможению Ф-15 разгоняется как мотоблок по сравнению со спортивным мотоциклом, а тормозится, как мордой в вату. Су-27, а тем более Су-57 тут просто в разы предпочтительнее.
    1. 0
      19 января 2020 10:43
      Я тоже далёк от авиации, но предчувствие мне подсказывает, что в современной войне в воздухе победит тот, кто первым обнаружит противника и выполнить пуск ракеты. Имею ввиду, что маневренность важна, но не столь важна, как это было в годы ВОВ и далее.
      1. 0
        19 января 2020 10:55
        Отчасти я с вами согласен. Вот только почему-то сразу вспоминаются созданные по этой концепции Ф-104 и Ф-4. Первый сразу был прозван "вдоводелом", так как летать мог только по прямой, а второй, "фантом 2" который, оказался неплохим истребителем-бомбардировщиком. Но как истребитель - хлам
  20. 0
    19 января 2020 07:19
    да любая модель .. как ребенок! долго вынашивается
  21. 0
    22 января 2020 00:37
    Как говорится, когда машина будет сбивать врагов над нашим небом, не важно 4,5 или 100500 это поколение.
    Дай Бог, чтобы довели до ума. Наверно действительно хорошо даже, что произошло такое происшествие. Конечно было бы лучше если бы косяк на земле нашли, но что есть, то есть. Пилот жив и на том спасибо.
    Вопрос по саневренности:еще ни разу нн видел, чтобы су 57 совершал такие сумасшедшие элементы как су 35. Это из за того, что полёты проходят на прототипах, из за отсутствия двигателей второго этапа или же все же 35ый более лёгкая и маневренная машина? Может бояться? Хотя вроде на испытаниях нагружали до предела и даже выше.