Военное обозрение

У аварии Су-57 именно во время приёмо-сдаточных испытаний есть свой плюс

49

Крушение нового истребителя Су-57 в Хабаровском крае оставляет все больше вопросов по использованию самолета пятого поколения в реальных боевых действиях. Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.


Падение Су-57 на Дальнем Востоке во время приёмо-сдаточных испытаний сыграло очень важную роль в дальнейшей судьбе истребителя. С одной стороны, она стала серьезным ударом по экспорту российского самолета. Тот же Китай сразу же засомневался в смысле приобретения боевой машины, задумались и другие потенциальные покупатели. Но одновременно это происшествие позволило обратить внимание на те моменты, которые в условиях воздушных боевых действий могут стать фатальными.

Тем более, что заботиться надо, в первую очередь, об интересах российских Воздушно-космических сил: именно они являются главным покупателем самолетов ПАК ФА. В настоящее время российская авиация принимает участие в боевых действиях в Сирии. И если бы самолеты Су-57, столкнувшись в небе с самолетами вероятного противника, не смогли бы проявлять заявленную сверхманевренность, это бы крайне негативно могло отразиться на всей воздушной операции в целом.

Среди основных проблем, присущих новой машине, специалисты выделяют, во-первых, использование новых систем управления. В то же время, эксперты считают, что система управления, установленная на Су-57, является одной из самых совершенных в современной авиации. Но её нужно осваивать.

Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины. Но и ее устойчивость и управляемость очень сильно зависят от нового двигателя, поскольку силовая установка и аэродинамические составляющие завязаны друг на друге.

Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением. На Су-57 оно представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами, включает кили с небольшими воздухозаборниками, позволяющими охлаждать авиационное оборудование. Отклонение килей применяется в качестве аэродинамического тормоза.

Помимо перечисленных проблем, которые могли привести к крушению машины, у Су-57 есть и другие очевидные недостатки. Например, многие эксперты говорят о проблемах с электроникой, что связано, в первую очередь, с отсутствием в России отечественных высокотехнологичных производств в этой сфере.

Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения. Недостаточная малозаметность для современных истребителей – существенный минус, который значительно затрудняет самое боевое применение машины против серьезного противника, обладающего собственной хорошей авиацией и развитыми системами противовоздушной обороны.

В любом случае, сам факт падения самолета заставит производителей еще раз перепроверить системы управления и двигатели боевой машины. В этом и заключается основной плюс происшествия. И это не попытка какого-то оправдания. Пусть для компании-производителя и последуют определенные финансовые убытки, но зато лишняя перепроверка самолета позволит обезопасить жизни наших лётчиков, да и повысить репутацию отечественного военного авиапрома на мировом рынке истребителей. Лучше заметить и устранить недостатки вовремя - до поступления самолёта в войска, даже если произошла авария, чем «проморгать» их и затем столкнуться с целой чередой негативных последствий.
Автор:
Использованы фотографии:
Корпорация "Сухой"
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. costo
    costo 17 января 2020 15:38 Новый
    +6
    Поставка новейших истребителей Су-57 будет выполнена по плану, даже несмотря на крушение одной из машин, подтвердил вице-премьер Юрий Борисов в интервью агентству "Интерфакс".На данный момент Министерство обороны подписало 2 контракта на поставку Су-57. Первый насчитывает 15 машин, второй – 76 самолетов.
    1. neri73-r
      neri73-r 17 января 2020 15:56 Новый
      +5
      Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения.

      Зато некоторые "эксперты" на голубом глазу не сомневаются в пятом поколении ФУ-35 при отсутствие на нём сверхзвуковой скорости без форсажа!
      1. Сергей39
        Сергей39 17 января 2020 16:51 Новый
        +1
        "А вот австралийцы проводили свои исследования и назвали американский F-35 технической ошибкой, самолетом 3-го поколения с элементами 5-го…"
        https://www.pravda.ru/eureka/1298961-pakfa/
      2. Спектр
        Спектр 17 января 2020 23:24 Новый
        +3
        Ну это же ФУ-35 и его приказано хвалить. А все российское критиковать. Эта фукалка такая же как и "Пэтриот", который ничего не видит и ни на что не реагирует - Саудовская Аравия тому пример. Ну и что-то ни одна западная "шоу" ПВО не засекла перелет Су-57 в Сирию, полеты там и обратный перелет. Вот это и есть настоящий западный ФУ-уууу ...
    2. Айболит
      Айболит 17 января 2020 16:51 Новый
      -7
      Юрий Борисов стооооооолько всего уже наговорил. Тч без разницы, чего он там наговорил
  2. НЕКСУС
    НЕКСУС 17 января 2020 15:45 Новый
    +3
    А на подходе Охотник...тяжело нам дается эта машина. Но эра истребителей 4 поколения идет к закату,хоть и модернизируют эти машины. Но концепция применения истребительной авиации склоняется все больше к многоцелевому использованию,посему на нужен СУ-57 ,который на стадии проектирования уже задумывался как многоцелевая платформа.
    1. Whatislove
      Whatislove 17 января 2020 15:59 Новый
      0
      Скорей разработают аналог Су-34 на основе Су-57,хоть иметь возможность выполнять обязанности штурмовых самолетов для истребителя-дело хорошее
      1. Invoce
        Invoce 17 января 2020 16:13 Новый
        +9
        Цитата: Whatislove
        Скорей разработают аналог Су-34 на основе Су-57,хоть иметь возможность выполнять обязанности штурмовых самолетов для истребителя-дело хорошее

        Су-34 штурмовик? belay
        Я был уверен что Су-34 фронтовой бомбардировщик.
        1. Whatislove
          Whatislove 17 января 2020 16:32 Новый
          +3
          Прошу прощения,просто почему-то у меня Су-34 ассоциируется со штурмовиками laughing
        2. Айболит
          Айболит 17 января 2020 16:54 Новый
          -3
          Фронтовой?
          belay
          многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик

          https://structure.mil.ru/structure/forces/air/weapons/aviation/more.htm?id=10332831@morfMilitaryModel
    2. Вояджер
      Вояджер 17 января 2020 16:18 Новый
      +1
      Охотник это даже не прототип. Боюсь ему еще очень долгий путь предстоит.
    3. FRoman1984
      FRoman1984 19 января 2020 10:28 Новый
      0
      Цитата: НЕКСУС
      Но эра истребителей 4 поколения идет к закату,хоть и модернизируют эти машины. Но концепция применения истребительной авиации склоняется все больше к многоцелевому использованию,посему на нужен СУ-57 ,который на стадии проектирования уже задумывался как многоцелевая платформа.

      И чем Су-57 лучше Су-35 четвёртого поколения?
      Израиль и не думает отказываться от тяжелого Ф-15, Ф-35А будет заменой Ф-16, точно так же как и в США. Более того американцы собираются докупать Ф-15ЕХ.
      Не думаю, что эра 4-го поколения уходит. Скорее всего 5-е поколение полностью не раскроется. А вот 6-е (беспилотное) будет успешным, ИМХО конечно
  3. knn54
    knn54 17 января 2020 15:54 Новый
    -7
    Вообщем,если не авария ,самолет военная приемка не признала бы соответствующим 5 поколению. МО отказалось бы принимать,учитывая и стоимость.
    СКОЛЬКО бы "ответственных дядей" с постов полетели? А тут авария,все (?) ошибки исправим.
  4. mark1
    mark1 17 января 2020 15:54 Новый
    +12
    Среди основных проблем, присущих новой машине, специалисты выделяют, во-первых, использование новых систем управления.
    использование новых систем управления не проблема, проблема в их надежности. Тогда вопрос -были ли проблемы до аварии, или это надуманная проблема?
    Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением.
    В чем конкретно, или "просто может быть"?
    Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью, что позволяет некоторым экспертам сомневаться в принадлежности Су-57 к истребителям пятого поколения.
    Вот это кочует от "эксперта" к "эксперту" - какова величина ЭПР? Не знаете (или только со слов конкурирующей фирмы?) Тогда может и не стоит обозначать то чего не известно.
    О тех же китайцах мы не знаем ни чего кроме того что они сами говорят -".вах! какая машина!" и воспринимаем это почему то как истину. хотя у них даже движки - утиль.
    1. OldMichael
      OldMichael 17 января 2020 16:13 Новый
      +4
      использование новых систем управления не проблема, проблема в их надежности. Тогда вопрос -были ли проблемы до аварии, или это надуманная проблема?

      Проблема не надуманная. Испытатели, особенно из тех, что постарше, на непривычные органы управления поначалу матерились, как чёрт на ладан. Потом, правда, признали эти новшества удобными и удачными.
      А авария, ИМХО, следствие не конструктивных недостатков, а заводского косяка на конкретном экземпляре. Предсдаточный и предновогодний ажиотаж.
      1. mark1
        mark1 17 января 2020 16:21 Новый
        +1
        Цитата: OldMichael
        Проблема не надуманная.

        Ну в данном случае наверно о такой проблеме можно говорить в прошедшем времени.
        1. OldMichael
          OldMichael 17 января 2020 23:56 Новый
          0
          можно говорить в прошедшем времени.

          Да.
  5. Whatislove
    Whatislove 17 января 2020 15:55 Новый
    0
    А тот упавший Су-57 был с двигателем первой очереди?А так-хорошо что вскрылись проблемы.Надеемся,что а КБ задумаются над этим,но это дело уже не наше
    1. Invoce
      Invoce 17 января 2020 16:16 Новый
      +6
      В любом случае, если летчик-испытатель не погиб - авария это рабочие будни, хотя и нежелательные и неприятные. Но информация получена, обработана и принята во внимание. Соответственно в производство и серию пойдут доработанные самолеты, без этой "неожиданности"
    2. FRoman1984
      FRoman1984 19 января 2020 10:33 Новый
      -1
      Цитата: Whatislove
      А тот упавший Су-57 был с двигателем первой очереди?А так-хорошо что вскрылись проблемы.Надеемся,что а КБ задумаются над этим,но это дело уже не наше

      Да.
      Родной мотор, по сообщениям, встанет в 2024 году или около. Вообще, нонсенс конечно. Двигатель начал проектироваться буквально чуть позже самого самолёта, то есть 2005-2006 гг и через 20 лет встанет на машину. Скорость - жуть.
      Плюс, кто-то обмолвился ранее, что новый двигатель не особо тяговитее оказался текущих АЛ-41Ф1. Любопытно, догонит ли он движок на Ф-22
  6. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 17 января 2020 15:55 Новый
    +6
    Вспомнился старый фильм "Айболит-66"... Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."....
    1. ROSS 42
      ROSS 42 17 января 2020 16:25 Новый
      +1
      Цитата: Nikolaevich I
      Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."

      А мне вспомнился Владимир Маяковский:
      Мальчик
      радостный пошел,
      и решила кроха:
      «Буду
      делать хорошо,
      и не буду —
      плохо».
    2. Вольнопёр
      Вольнопёр 17 января 2020 18:58 Новый
      +3
      Цитата: Nikolaevich I
      Вспомнился старый фильм "Айболит-66"... Там пираты бредут по "сложно пересечённой местности" и поют : " Это очень хорошо,что пока нам плохо..."....

      stop Поправочка.
      "Это очень хорошо, что пока нам плохо" - песня Айболита и К°.
      Пираты поют -"Нормальные герои, всегда идут в обход".
      hi
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 18 января 2020 03:31 Новый
        +1
        Цитата: Вольнопёр
        Поправочка.

        Вы правы ! Перепутал "малёхо" ! feel Но простите, плиз:возраст, склероз... recourse
  7. фа2998
    фа2998 17 января 2020 16:23 Новый
    +8
    Цитата: Whatislove
    так-хорошо что вскрылись проблемы.

    Упал самолет-это хорошо,мы что в дурдоме живем?Похоронили млрд.рублей-это убытки государства,а не производителя.ИЗВИНИТЕ но его 10 лет(ДЕСЯТЬ) испытывали.А начали вообще в 2001 году.А упавший самолет был СЕРИЙНЫМ.Что надо испытывать 20 лет,и в 30 г. будем в серию ставить? what what hi hi
    1. Whatislove
      Whatislove 17 января 2020 16:34 Новый
      +2
      Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска
      1. FRoman1984
        FRoman1984 19 января 2020 10:38 Новый
        0
        Цитата: Whatislove
        Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска

        Интересно, каким образом он 10 лет проходил испытания? Навернулась первая же серийная машина.
    2. Andrey.A.N.
      Andrey.A.N. 17 января 2020 19:26 Новый
      +1
      Самолет был застрахован, убытки страховой компании.
  8. Вояджер
    Вояджер 17 января 2020 16:26 Новый
    +18
    Что за чушь я только что прочитал?

    Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.

    С каких пор у машины много недостатков и какое отношение они имеют к этой аварии?

    Тот же Китай сразу же засомневался в смысле приобретения боевой машины, задумались и другие потенциальные покупатели.

    Никаких официальных заявлений от Китая не было, так же как и не было никаких новых "задумались" от других стран.

    И если бы самолеты Су-57 ... не смогли бы проявлять заявленную сверхманевренность...

    Причём здесь сверхманевренность в списке "проблем", да еще и с повесткой "если бы"?

    Вторая возможная проблема связана с хвостовым оперением.

    Как выше уже сказали, откуда дрова? Какая проблема, в чём она проявляется?

    многие эксперты говорят о проблемах с электроникой, что связано, в первую очередь, с отсутствием в России отечественных высокотехнологичных производств в этой сфере.

    Многие эксперты это кто? И как проявляются проблемы с электроникой?

    Также у самолета присутствуют определенные проблемы с малозаметностью

    Факты и результаты исследования ЭПР где?

    ___

    Ни один абзац не без бреда и голословностей. Автор, не пишите больше о Су-57. Никогда.
  9. Дилетант
    Дилетант 17 января 2020 16:51 Новый
    +7
    Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины.

    Для таких летательных аппаратов применяется аэродинамическая схема с продольной статической неустойчивостью. А "неустойчивое управление" бывает только у аварийных самолетов. Разница - принципиальная.
  10. Chaldon48
    Chaldon48 17 января 2020 16:52 Новый
    0
    Это как в старом советском мультике:"Это даже хорошо, что пока нам плохо!"
    1. Вольнопёр
      Вольнопёр 17 января 2020 19:05 Новый
      0
      Цитата: Chaldon48
      Это как в старом советском мультике:"Это даже хорошо, что пока нам плохо!"

      Это песенка из фильма "Айболит 66".
  11. svp67
    svp67 17 января 2020 17:05 Новый
    +2
    Ведь если бы не авария, то многие недостатки Су-57 так и остались бы нераскрытыми.
    То есть автор обвинил в полной некомпетенции наших конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей?
    1. Chaldon48
      Chaldon48 17 января 2020 21:46 Новый
      0
      Ага побольше аварий и все станет ясно!
  12. prior
    prior 17 января 2020 17:33 Новый
    +1
    Интересная трактовочка...
    "У аварии Су-57.... есть свой плюс"

    Значит, по логике автора, пусть всё падает и тонет.... в этом тоже будет свой плюс!
  13. Сардуор
    Сардуор 17 января 2020 18:12 Новый
    0
    А откуда данные что на су-57 недостаточная малозаметность? С потолка видимо. Или кто то из экспертов замеры проводил, секретные документы читал?
  14. фа2998
    фа2998 17 января 2020 18:42 Новый
    0
    Цитата: Whatislove
    Я не говорю,что авария с Су-57-это хорошо.Я лишь утверждаю,что если нашли проблемы-это хорошо.А так,авария с Су-57 не очень радует.Это хорошо,что он упал не до того,как поступил в войска

    Серийный образец уже идет в войска.Что же они делали десять лет?Да испытатели выжимают из самолета все,насилуют по полной.
    Испытания закончились,без замечаний.Что такое они делали во время передаточных испытаний-на гиперзвук выходили? hi
  15. Andrey.A.N.
    Andrey.A.N. 17 января 2020 19:32 Новый
    0
    Должно быть этот случай повысил ответственность на всех этапах производства самолета, первое предупреждение уже вынесено, это неплохо что ответственности будет больше.
  16. Sapsan136
    Sapsan136 17 января 2020 20:30 Новый
    0
    У этой аварии есть только один ,но большой плюс - То,что косяк в конструкции самолета выявлен и будет устранен до начала серийного производства
    1. iouris
      iouris 17 января 2020 20:54 Новый
      0
      Цитата: Sapsan136
      косяк в конструкции самолета выявлен и будет устранен до начала серийного производства

      Так, вроде, это был серийный №00001?
      1. Sapsan136
        Sapsan136 17 января 2020 21:40 Новый
        0
        Не совсем. Это был прототип для серийного производства...
  17. VIT101
    VIT101 17 января 2020 22:05 Новый
    +3
    Говоря о двигателе самолета, заслуженный военный летчик России Владимир Попов в своё время отмечал, что для Су-57 характерна система неустойчивого управления, которая и позволяет добиться высокой маневренности воздушной машины.


    Автор выдал бессмысленную галиматью. Смешал в кучу двигатель и систему управления самолетом, да еще обозвав её системой неустойчивого управления. Владимир Попов прочитав этот пёрл помянет его незлым тихим словом.
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 18 января 2020 03:25 Новый
      +2
      Цитата: VIT101
      Автор выдал бессмысленную галиматью. Смешал в кучу двигатель и систему управления самолетом, да еще обозвав её системой неустойчивого управления.

      Это вы верно заметили ! Автор,думаю, не перечитывал свой опус...(Автор-писатель,а не читатель!),иначе,почувствовал бы ,как "режут слух" его "перлы" ! Я -то понял,что он имеет в виду под"системой неустойчивого управления", но зачем было "наводить тень на плетень", придумывая свои несуразные "термины",когда всё это уже "придумано" ?!
  18. камо грядеши
    камо грядеши 17 января 2020 22:31 Новый
    +1
    Как было бы здорово, если бы дилетанты не брались за
    создание статей, которые под силу лишь профессионалам.
    Даже комментировать не хочется...
  19. Стройбат запаса
    Стройбат запаса 18 января 2020 20:56 Новый
    +1
    Я от авиации далёк. Очень. Но у меня неизменно возникает вопрос к "экспертам", которые на основании только лишь фотографий с "разрешённых ракурсов", а я встречал такие ситуации, хоть и не "эксперт", судят о характеристиках техники. Фото - не показатель, а картинка. Так что визги про "Су-57 - не 5-е поколение, не стелс, не..." считаю бредом smile
    Сначала разъясните, что такое 5-е поколение, откуда считается и как, а то выходит, что по визгам "экспертов" самолуччий иштребитель сверхпятого поколения фу-35 не соответствует требованиям, которые они же и провозглашали. Я могу судить лишь по тому, что видел в 2011г. на МАКСе - Су-57 порхал легко и изящно даже на фоне Су-27. Ф-15, самолёт отличный, на мой взгляд, на фоне Су-27 выглядел инвалидом, страдающим ожирением, еле выполняя манёвры, а по сравнению с Су-57 - просто развалина, для которой оторваться от земли - уже подвиг. Это что касается маневренности. По "стелсовости" ничего не скажу, забыл притащить пару-тройку комплексов. По разгону-торможению Ф-15 разгоняется как мотоблок по сравнению со спортивным мотоциклом, а тормозится, как мордой в вату. Су-27, а тем более Су-57 тут просто в разы предпочтительнее.
    1. FRoman1984
      FRoman1984 19 января 2020 10:43 Новый
      0
      Я тоже далёк от авиации, но предчувствие мне подсказывает, что в современной войне в воздухе победит тот, кто первым обнаружит противника и выполнить пуск ракеты. Имею ввиду, что маневренность важна, но не столь важна, как это было в годы ВОВ и далее.
      1. Стройбат запаса
        Стройбат запаса 19 января 2020 10:55 Новый
        0
        Отчасти я с вами согласен. Вот только почему-то сразу вспоминаются созданные по этой концепции Ф-104 и Ф-4. Первый сразу был прозван "вдоводелом", так как летать мог только по прямой, а второй, "фантом 2" который, оказался неплохим истребителем-бомбардировщиком. Но как истребитель - хлам
  20. Nitarius
    Nitarius 19 января 2020 07:19 Новый
    0
    да любая модель .. как ребенок! долго вынашивается
  21. silver_roman
    silver_roman 22 января 2020 00:37 Новый
    0
    Как говорится, когда машина будет сбивать врагов над нашим небом, не важно 4,5 или 100500 это поколение.
    Дай Бог, чтобы довели до ума. Наверно действительно хорошо даже, что произошло такое происшествие. Конечно было бы лучше если бы косяк на земле нашли, но что есть, то есть. Пилот жив и на том спасибо.
    Вопрос по саневренности:еще ни разу нн видел, чтобы су 57 совершал такие сумасшедшие элементы как су 35. Это из за того, что полёты проходят на прототипах, из за отсутствия двигателей второго этапа или же все же 35ый более лёгкая и маневренная машина? Может бояться? Хотя вроде на испытаниях нагружали до предела и даже выше.