Конец эпохи «Фантомов»: Япония завершает эксплуатацию истребителей F-4EJ

24

Легендарные «Фантомы» завершают свой путь в составе Воздушных сил самообороны Японии. Военная авиация Страны восходящего солнца переходит на истребители пятого поколения, а F-4EJ становятся историей.

2020 год станет последним годом эксплуатации знаменитых самолетов F-4EJ японскими Воздушными силами самообороны. Так, 7 января 2020 года состоялись тренировочные полеты двух последних подразделений, на вооружении которых еще находятся легендарные «Фантомы» F-4. Речь идет о 301-й истребительной эскадрилье и 501-й разведывательной эскадрилье.



Еще одно подразделение, 302-я истребительная эскадрилья, свой последний полет на «Фантомах» совершила 19 марта 2019 года, после чего была передислоцирована на военно-воздушную базу в Мисава, где личному составу эскадрильи предстоит обслуживать и эксплуатировать самолет F-35A пятого поколения. Своей очереди теперь ожидает 301-я эскадрилья, которую в этом году также переведут на базу в Мисава и пересадят на F-35А.

Долгое время «Фантомы» были своего рода символом послевоенной японской авиации. Более пятидесяти лет назад, в далеком 1968 году, Япония заказала у компании McDonnell истребитель F-4EJ. Производство воздушной машины должно было начаться на заводах Mitsubishi Heavy Industries. Однако первые 13 самолетов были построены еще компанией McDonnell и лишь собраны в Японии. В мае 1972 года поднялся в воздух первый самолет японской сборки. Всего Mitsubishi построила 127 127 F-4FJ. Кстати, первой новые самолеты в 1972 году получила именно 301-я истребительная эскадрилья «Хикотай».

Кроме того, с ноября 1974 по июнь 1975 гг. компания McDonnell построила и направила в Японию 14 разведывательных самолетов RF-4EJ. В отличие от F-4EJ, серийное производство разведчиков в Японии так и не развернули, поскольку Воздушные силы самообороны не нуждались в большом количестве самолетов разведывательной авиации и затраты на их серийное производство были признаны нецелесообразными.

Последним модернизированным вариантом «Фантома», используемым в Японии, и стал F-4EJ «Kai» («extra»). В середине 1980-х гг. на самолеты установили новые импульсные доплеровские радары AN / APG-66J, центральные компьютеры, системы IFF AN / APZ-79. У самолетов появилась возможность переноса усовершенствованного многорежимного электронного модуля противодействия AN / ALQ-131 и запуск AIM-7E / F Sparrow и AAM-9L / P Sidewinder AAMs (ракеты класса воздух-воздух).

RF-4EJ «Kai» – это усовершенствованная разведывательная версия F-4E, которая практически аналогична использовавшемуся в ВВС США RF-4C, но не имеет нескольких систем, включая набор радиолокационных сигналов и приемник предупреждений.

К 2007 году на эксплуатации в составе Воздушных сил самообороны Японии оставались около 90 «Фантомов». Затем количество эксплуатируемых самолетов сократилось, а когда Япония оказалась в числе стран – получателей нового самолета пятого поколения F-35A, то стало ясно, что эпоха использования «Фантомов» в японской военной авиации подходит к концу.


На видео, снятом Акихиро Канаи, можно увидеть, как пилоты 301-й истребительной эскадрильи летят на серых «Фантомах» F-4EJ «Kai» с эмблемой подразделения – лягушкой на хвосте. На F-4EJ и RF-4E / EJ – пилоты 501-й разведывательной эскадрильи. Ее самолеты обозначены акулой и дятлом на хвосте – эмблемой этого авиационного подразделения. На самолетах используются три типа камуфляжа: европейский на F-4EJ и RF-4E, вьетнамский на RF-4E, синий морской на RF-4E.

Последние полеты японских военных пилотов на «Фантомах» завершат более чем сорокалетнюю историю использования этих истребителей в составе Воздушных сил самообороны Страны восходящего солнца. Теперь перед личным составом японской военной авиации стоит другая задача – осваивать F-35A и F-35B. Всего Токио закупило 105 самолетов первого типа и 42 самолета второго типа.

Но не исключено, что это не последние закупки. Япония наращивает свой военный потенциал при прямом покровительстве Соединенных Штатов, которые сегодня более чем заинтересованы в усилении вооруженных сил своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе для противостояния Китаю и России.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    20 января 2020 11:28
    Время течёт неотвратимо - всё в мире меняется, устаревает и заменяется современным...
    F-4 "Фантом", для своего времени, был очень хорош!
    1. 0
      20 января 2020 11:57
      Так и проходит мирская слава машин, которыми когда-то восхищались. recourse Теперь нам будет противостоять новое поколение истребителей японских сил самообороны. feel
    2. -3
      20 января 2020 13:28
      Цитата: Mersi
      Время течёт неотвратимо - всё в мире меняется, устаревает и заменяется современным...
      F-4 "Фантом", для своего времени, был очень хорош!
      Факты в студию!
      Вьетнамская. ВИКИ
      За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 895 F-4, больше чем любых других самолётов.

      Не многовато ли для хорошего самолета.
      1. +4
        20 января 2020 15:14
        Цитата: Mavrikiy
        Цитата: Mersi
        Время течёт неотвратимо - всё в мире меняется, устаревает и заменяется современным...
        F-4 "Фантом", для своего времени, был очень хорош!
        Факты в студию!
        Вьетнамская. ВИКИ
        За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 895 F-4, больше чем любых других самолётов.

        Не многовато ли для хорошего самолета.


        Ну так и противники у него были достойные.
        Недаром появилась, "народная" песня.



        ЗЫ. Клип выбран из-за документальных фото в качестве видеоряда
  2. +1
    20 января 2020 11:31
    Да уж, машина повоевала.
    Впрочем, кое где ещё остаётся в строю.
    1. 0
      20 января 2020 13:50
      Цитата: rocket757
      Да уж, машина повоевала.
      Впрочем, кое где ещё остаётся в строю.

      Республика Корея, Иран, Греция, Египет, все. request
      1. 0
        20 января 2020 13:53
        Всё правильно, кто то не может заменить, а кто пока не спешит по тем или иным причинам.
        1. 0
          20 января 2020 14:03
          Цитата: rocket757
          Всё правильно, кто то не может заменить, а кто пока не спешит по тем или иным причинам.

          Ерунда, причина одна, она же единственная - мани-мани. request
          1. 0
            20 января 2020 14:10
            Мани, отсутствие таковых, это главный аргумент.
      2. 0
        20 января 2020 21:22
        Турция тоже.
        1. 0
          21 января 2020 09:02
          Цитата: TokarevT
          Турция тоже.
          Вы "живете" в 2016г., на дворе 2020г. request ВИКИ - хорошо, но и головку не забывайте включать.
          1. -1
            23 января 2020 12:06
            Не слишком ли много пафоса по столь скромному поводу?
            Больше негде самоутвердиться или это просто симптом преклонного возраста?
  3. -1
    20 января 2020 11:31
    эх,легенда,что тут еще сказать(пускай и миг 21 был маневренней)
  4. +4
    20 января 2020 11:39
    Самолёт эпоха.легенда...
    То время великих свершений и протвостояний.вместе с МИГ-21 оставили свой след.в истории..
  5. +1
    20 января 2020 12:06
    В шапке один из Фантомов 302-й тактической истребительной эскадрильи. 302-я на сегодня - расформирована.(
    Был и второй Фантом, который был раскрашен так же в честь прощание 302-й эскадрильи.




    Вообще, мне очень нравятся японские камоки самолетов.
    Вот например F-15J:

    F-15J в ливрее в честь 40-летия 305-й тактической истребительной эскадрильи во время взлета с авиабазы Комацу.

    F-15J Eagle из состава 305-й тактической истребительной эскадрильи с авиабазы Хофу особой ливрее к 60-летию с момента создания Воздушных сил самообороны Японии.


    Фантом старик, на пенсию пора, хотя машинка знатная, с середины того века летает. В свое время Фантом II был на острие в плане технологичности!
    Их будут заменять F-35.
  6. +6
    20 января 2020 12:36
    Да, самолет-легенда, самолет-солдат. В скольких войнах он поучаствовал, как и наш МИГ-21, французский "Мираж-3" и тот же американский А-4 "Скайхок". Одногодки. И хотя бы в 1-2 странах а еще стоят на вооружении.
  7. A5V
    0
    20 января 2020 12:54
    Ну, F-4 все еще активно эксплуатируются в Греции, Турции, Южной Корее, некоторое количество есть в Иране. Так что про "конец эпохи" в заголовке переборщили немного:)
    1. +2
      20 января 2020 15:15
      Он уже давно перешел в категорию МИГ-15, Як-3 и.т.д.
      Модели уже 50 лет. Эксплуатируют этот летающий металлолом только потому, что войны нет и денег жалко.
  8. +3
    20 января 2020 15:43
    Цитата: Ua3qhp
    Модели уже 50 лет.

    Производился и 1958 года. То есть уже 62 года.
  9. 0
    20 января 2020 16:27
    Во как, они еще живые? Я думал от них остались одни воспоминания. recourse
  10. 0
    20 января 2020 17:22
    Всего Mitsubishi построила 127 127 F-4FJ

    Исправьте пожалуйста на "Всего Mitsubishi построила 127 F-4FJ",- глаза режет))
  11. +1
    20 января 2020 17:51
    Хищная красота у этой машины.. Эстетически - один из лучших старичков.
  12. 0
    20 января 2020 18:19
    Хотелось бы отметить высокий уровень организации полетов, хорошие условия для хранения и обслуживания самолетов, содержание в чистоте рулежных дорожек, позволяющее производить руление самолетов в непосредственной близости и хорошую выучку пилотов.
  13. 0
    21 января 2020 13:46
    Вот и турки скоро закупят Су-35 и "Фантом" канет в лету.