Палубный истребитель Tejas. Новые успехи или старые неудачи?

16

Фото: ВМС Индии / www.livefistdefence.com

11 января индийский истребитель Tejas палубной модификации впервые совершил посадку на авианосец. На следующий день состоялся первый взлет. В течение нескольких следующих дней состоялись новые полеты с целью сбора необходимой информации. Испытания палубного истребителя могут быть поводом для гордости, однако реальное положение дел в проекте «Теджас» не располагает к оптимизму.

Долгая история


Как известно, разработка перспективного истребителя LCA Tejas для ВВС Индии стартовала еще в начале восьмидесятых годов, а первый полет удалось совершить только в 2001 г. Через несколько лет после этого появилось предложение о разработке палубной модификации самолета, способной служить на имеющихся и перспективных авианосцах.



Разработка палубной модификации N-LCA Mk 1 Tejas была выполнена компанией Hindustan Aeronautics Limited в двухтысячных годах. В 2009 г. Минобороны заказало строительство шести опытных образцов. В апреле 2012 г. начались летные испытания первого прототипа с обозначением NP1. В феврале 2015 г. начались летные испытания одноместного прототипа NP2. Уже несколько лет продолжается строительство еще одной машины. Остальные заказанные самолеты, вероятно, так и не будут построены.

Еще до окончания испытаний, в октябре 2016 г. было принято решение о прекращении работ по палубному самолету N-LCA. Главной проблемой стали недостаточные тактико-технические характеристики. В ходе испытаний было установлено, что «Теджас» имеет недостаточную тяговооруженность. Взлет с трамплина при максимальном весе оказался невозможным, что резко ограничивало боевые качества самолета.


Фото: ВМС Индии / www.livefistdefence.com

В связи с отказом от имеющегося палубного Tejas Mk 1 было предложено разработать новый самолет для флота с более высокими характеристиками. Также запустили тендер по поиску подходящей зарубежной машины.

Вторая попытка


В марте 2018 г. министерство обороны Индии выступило с новым предложением. В рамках концепции Made in India предлагалось ускорить работы по программе LCA Tejas в целом – в том числе возобновить проект палубного самолета. Несмотря на отсутствие общего мнения и некоторое сопротивление во флотских кругах, два палубных «Теджаса» вернули к испытаниям.

В июле 2018 г. прототип Tejas NP2 вновь поднялся в воздух. Перед этим этапом испытаний самолет прошел доработку с установкой нового оборудования, в т.ч. посадочного гака. Через несколько недель стартовали испытания на наземном комплексе Shore-Based Test Facility (SBTF), имитирующем палубу авианосца с трамплином и финишерами.

В сентябре прошлого года на комплексе SBTF начались полноценные испытания по взлету и посадке с максимальной имитацией работы на авианосце. Прототипы NP1 и NP2 совершали взлеты с трамплина и посадки на финишер. Испытания на наземном имитаторе палубы позволили отработать все режимы взлета-посадки, после чего было получено разрешение на испытания в реальных условиях.


Фото: ВМС Индии / www.livefistdefence.com

11 января 2020 г. опытный самолет N-LCA Tejas NP2 впервые совершил посадку на палубу авианосца «Викрамадитья». 12 января состоялся первый взлет с трамплина. В течение нескольких следующих дней проводились новые полеты с взлетом и посадкой на палубу. В рамках этих мероприятий были собраны необходимые данные, которые следует использовать при доводке палубного самолета.

Постоянные временные проблемы


Программа LCA Tejas постоянно сталкивается с проблемами самого разного характера. Они привели к серьезному затягиванию проектирования, строительства и испытаний опытной техники и т.д. Теперь такие же неудачи преследуют проект палубного истребителя. В итоге перспективы N-LCA Tejas, как минимум, неясны – если успешное завершение проекта вообще возможно.

Строительство опытных «Теджасов» в палубном исполнении запустили чуть более 10 лет назад, и за прошедшее время из шести заказанных машин изготовили только две. Оставшиеся, вероятно, так и не построят по тем или иным причинам. Истребители NP1 и NP2 проходят уже второй цикл испытаний, но их будущее сомнительно.

Уже в ходе первого этапа испытаний в 2012-16 гг. было установлено, что палубный истребитель имеет недостаточные характеристики и не может решать часть боевых задач. Для исправления этих недостатков требуется существенная переработка проекта, способная обеспечить рост основных характеристик. Однако такие работы не проводились, и на новый этап испытаний вывели технику без ключевых доработок.

Осенью прошлого года два истребителя Tejas прошли испытания на наземном комплексе SBTF. Несколько дней назад состоялись полеты с реального корабля. Прототипы показали свою способность осуществлять взлет и посадку на палубу авианосца, однако на большее рассчитывать не приходится.


Фото: ВМС Индии / www.livefistdefence.com

Испытания на «Викрамадитье» осуществлялись с достаточно жесткими ограничениями по взлетному и посадочному весу. Вследствие этого показана только принципиальная возможность работы на авианосце – без демонстрации конкретных боевых возможностей. Впрочем, в прошлом было установлено, что с ограничениями по массе «Теджас» все же способен нести некоторый боекомплект.

Таким образом, на данный момент проект N-LCA Tejas Mk 1 выглядит весьма странно. Самолет довели до испытаний на авианосце и подтвердили некоторые его возможности. При всем этом, реальные боевые качества палубного истребителя далеки от желаемых. Из-за ограничений по массе «Теджас» не может нести крупный запас топлива и максимальный боекомплект. Вследствие этого будущее палубного Tejas в его нынешнем виде сомнительно.

Альтернативные варианты


Еще в 2016 г. появилось предложение о создании новой версии палубного истребителя с более высокими характеристиками. Проект N-LCA Mk 2, предложенный DRDO и HAL, предусматривал модернизацию «Теджаса» с применением более мощного двигателя General Electric F414 зарубежной разработки. Тогда это предложение получило номинальную поддержку, но за прошедшее время фактически не продвинулось дальше предварительной проработки.

В прошлом году авиастроители выступили с новым предложением под названием Twin Engine Deck Based Fighter (TEDBF). Этот проект предлагает модификацию самолета N-LCA Mk 2 с двумя двигателями F414. Первый опытный самолет такого типа обещают построить в середине десятилетия. ВМС Индии пока изучают это предложение и еще не выдавали заказ.


Фото: ВМС Индии / www.livefistdefence.com

После остановки работ по N-LCA в 2016 г. был объявлен тендер на закупку палубных истребителей зарубежной разработки. Для оснащения своих авианосцев ВМС Индии намеревается купить 57 самолетов. Сейчас флот изучает предложения и готовится выбрать победителя.

Тендер на закупку зарубежной техники фактически является альтернативой отечественному проекту N-LCA Mk 1. С проектом TEDBF дело обстоит иначе. Такой истребитель предлагается разрабатывать независимо от итогов текущего тендера. Его разработка не должна исключать закупку готовых образцов.

Будущее без будущего


Программа LCA Tejas давно получила дурную славу. Проект идет крайне медленно и не может дать все желаемые результаты. Более того, из-за постоянных проблем и смещений сроков перспективный индийский истребитель безнадежно устарел еще до принятия на вооружение. Попытка разработать палубную версию этого самолета пока тоже далека от успешного завершения.

Базовый истребитель Tejas Mk 1 не отличается высокими характеристиками, из-за чего его палубная модификация имеет весьма ограниченную практическую ценность. Следствием этого стали новые проекты и тендер на закупку импортной техники. Недавние испытания палубных самолетов на наземном комплексе и на реальном авианосце позволили наработать нужный опыт, но не могут изменить будущее проекта.

По всей видимости, в течение нескольких следующих лет ВМС Индии все-таки выберут новый палубный самолет для оснащения своих авианосцев. Однако это будет импортная машина, а палубная модификация N-LCA Mk 1 Tejas не имеет в этом контексте никаких реальных перспектив. Новые разработки на базе «Теджаса» могут оказаться более удачными и успешными – однако результаты такого рода появятся не ранее середины текущего десятилетия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 января 2020 18:11
    Иногда надо осознать, что некоторые продукты у тебя не получаются и все. Покупай за бугром и пляши от счастья....
  2. +1
    21 января 2020 18:17
    Говорится - Если долго, долго, долго мучится, что ни будь получится! -
    Можно добавить, на ошибках учатся!
    Что еще добавить .... ну не шмогла!
  3. +3
    21 января 2020 18:31
    Второй день сурка за сегодня.

    Правда статья от 18.01.2020 была анонимной
  4. Eug
    +1
    21 января 2020 18:39
    TEDBF с 2мя двигателями сразу перестает быть LCA и становится как минимум MCA, а в этой категории масса интересных предложений. Побороться за высокий % локализации производства в Индии, поставить на борт некоторые системы собственного производства, оговорить офсетные схемы и передачу технологий - и покупать отработанную конструкцию, продолжая исследовательско -конструкторско-технологические работы над своей, если очень уж неймется.
    1. 0
      22 января 2020 14:12
      Ну. так индейцы сразу "выкатывают" неприемлемые для производителей условия. Хотя по уму, индейцам нужны только нормальные двигатели, дальше будет легче, но боюсь, что танцоры и там чего -то "замутят".
  5. -3
    21 января 2020 19:20
    а у нас есть готовые палубники но вот беда, взлетать им не с чего и вообще неизвестно будет ли с чего и если будет то когда...короче у нас много "когда" и "если", всё как обычно wassat
  6. 0
    21 января 2020 21:14
    Сильно напоминает историю Як-36, -38. Здесь важно понимать, что военный бюджет (часто) является источником финансирования новых (национальных) технологий. Индия колоссальная страна, которая рано или поздно будет конкурентом технологических сверхдержав в различных сферах.
    1. +4
      21 января 2020 22:10
      никогда эта страна не будет конкурентом на технологическом уровне
  7. mvg
    +8
    21 января 2020 21:42
    Если статью невозможно читать. Постоянно идет перекатывание из пустого в порожнее. Если предложения, абзацы, тезисы в статье повторяются по несколько раз, то я ТОЧНО знаю, кто автор.
    Как можно такую дребедень писать ( копипастить ) каждый день? Толи себя не уважать, а, скорее всего, читателей.. Я просто... (((((
  8. +2
    21 января 2020 22:07
    для опологетов все люди одинаковы,давайте посмотрим на индию ,все отучились в британии европах сша и у нас в медакадемии вопрос что за дерьмо теджас которому грубо 10 лет отстойный самолет к томуже не доведенный до конца
  9. +2
    21 января 2020 22:35
    Написали бы проще - без катапульты не летит. А раз сам самолет нравится, нужен другой авианосец! wink
  10. +2
    22 января 2020 07:59
    если скрестить F16 с Миг 21, поставить слабый двигатель, то получится новая индийская разработка. Зачем нужно разрабатывать и выпускать самолет имея один авианосец? Купили бы любой, готовый.
  11. +1
    22 января 2020 08:38
    Ещё-бы поршневый самолёт использовали: вот это по настоящему здорово и практически 90% вероятности успеха!!!
    Вот не верю я в индусский технический гений... не их это. У них нет традиций преодоления вопреки и невзирая. И воины они никакие, за исключением сикхов. Какие у них успехи в спорте ???? И забудем про шахматы....
    В Америке они врачи, управленцы (потогонные), в финансовом секторе.... короче - статус и деньги.
    Предпочитаю с ними не иметь общих проектов.
  12. 0
    22 января 2020 13:43
    Это вам не фильмы в Болливуде снимать.
  13. -1
    22 января 2020 17:13
    Либо научатся, либо будут деньги на иностранное тратить..
  14. 0
    22 января 2020 18:10
    Есть Национальный Дух, но не умеют-с! См. ОБТ Ареджнун, Вертолет Дхрув, и пр.!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»