«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

144

«Богатыри» В. М. Васнецова

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины — одежда богатырей, их вооружение, убранство коней — подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону "археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.
Замечательные полотна. Л., 1966. С. 298


Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее. Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!



Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.

Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.


Этюд Васнецова для картины «Богатыри». 1876 год

Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.

Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.


«Шлем с Деисусом» (Оружейная палата Московского Кремля)

Ну а теперь давайте внимательно рассмотрим эту картину с точки зрения оружиеведения, то есть те образцы оружия и доспехов, которые на ней изображены. Начнем с фигуры крайней слева – Добрыни Никитича. На голове у него так называемый «шлем с Деисусом» или «колпак греческий». И известен единственному образцу, который находится в Оружейной палате Московского Кремля и очевидно, что именно с него-то он и был нарисован. Шлем датируется XIII—XIV веками, но в Византии мог употребляться и раньше. В описи 1687 года о нем сказано так: «Шапка с Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром. Ветха, не вооружена. По нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та шапка против прежних переписных книг сошлась. Цена шестьдесят рублев, а в прежней описной книге написана пятая». По венцу шлемы насечкой и золочением были сделаны изображения вместе с надписями на греческом языке. Можно увидеть фигуры Вседержителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, двух Ангелов-Хранителей, двух Херувимов и двух Евангелистов, один из который св. Николай Чудотворец.


Богатырь Добрыня

Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.


Эмиль Дёплер. «Пир на Валгалле», 1905 г. Крайний правый персонаж…

Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.

Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.


Колонтарь с рукавами из ГИМа, №68257. Корх А.С. Куликовская битва. 600 лет. Государственный Исторический музей. М. Внешторгиздат, 1980 г.

Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.

Очень интересный у Добрыни меч. Это типичный скандинавский меч, с трехчастным навершием и слегка изогнутым в сторону острия перекрестием. Узор и на нем, и на перекрестии типично норманнский. Похожих мечей, так же, как и умбонов, много в «типологии Петерсена» — энциклопедическом издании «Норвежские мечи эпохи викингов» (Ян Петерсен «Норвежские мечи эпохи викингов. Типохронологическое изучение оружия эпохи викингов». СпБ. Альфарет, 2005). Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел, или по крайней мере, не считал, что нашему богатырю может быть почему-то зазорно пользоваться мечом «скандинавского происхождения». Правда, точный тип меча «по Петерсену» по картине определить затруднительно, но то, что это меч скандинавский, несомненно.

В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.


Илья Муромец

Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…


Наконечник с перекрестием из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Длина 223 см. Вес 2579,8 г

Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы.


«Битва скифов со славянами» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)


«Витязь на распутье» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Получается, что художник сознательно стремился к тому, чтобы придать облику Муромца облик максимально возможного миролюбия. То есть «шипы» на его булаве хотя и есть, но так малы, что никакой особой роли не играют. Но самое интересное, что эта его булава чисто сказочная, вернее «былинная», потому что подобное оружие в реальности не существует. То есть булавы с грушевидным навершием известны, но они имеют совершенно другие пропорции. Видеть турецкие парадные булавы похожих очертаний Васнецов мог в Оружейной палате Московского Кремля. Внешний их вид явно запал ему в душу, и он развил его в нечто реально не существовавшее, но производящее очень даже достоверное впечатление.


Булава из фондов Оружейной палаты

А теперь представим себе на мгновение, что художник вооружил бы Илью настоящей, музейной булавой. Смотрелась бы она на картине? Однозначно нет. Или это было бы устрашающего вида оружие, утыканное шипами, скорее говорящее о кровожадности его хозяина, нежели о его миролюбии, или… «шарик на палочке», совершенно не вяжущийся с богатырским обликом Ильи. Гениально? Да гениально, хотя и не исторично. Не исторично – зато эпично!


Индо-персидская булава с грушевидным навершием из Метрополитен-музея в Нью-Йорке


Навершие этой булавы крупным планом

Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.


Булава с грушевидным навершием короля Карла Х из Королевского арсенала в Стокгольме.


Булава с грушевидным навершием из Декана, Индия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. На руке у Ильи Муромца она бы явно не смотрелась!



Булава с шипами, Италия, Милан, вторая половина XVI века. Собрание Уоллеса, Лондон. И вот такая булава тоже бы не смотрелась, хотя и существовала реально



Алеша Попович

Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.


Шлем XVIII – XIX вв. Индия или Персия. Вес 1780,4 г (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.


Рукоять Жуайеза (Лувр, Париж)


Можно ли было одеть Алешу как-то иначе? Да, можно. Вот, например, как на иллюстрации из книги А.В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, под ред. Висковатова А.В., Часть 1. СПб. Воен. тип., 1841-1862. Илл. 95». Как видите, и лук у него точно такой же, и сабля явно восточного образца. Доспех – колонтарь с оплечьем, а на голове – «шапка бумажная». Но, в принципе, это абсолютно ничего не дало бы для раскрытия его образа, просто была раскрашенная иллюстрация «из Висковатого»

Мы не знаем, о чем думал художник, создавая это свое гениальное полотно. Он не оставил воспоминаний о том, как он писал эту картину. Но невольно приходит на ум мысль, что Добрыня символизирует Византию и варягов, Алеша – это Восток, с которого к нам приходило восточное оружие и традиции лучного боя, а вот Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа, он стоит между Западом и Востоком, как самый сильный, могучий и мудрый.

Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!

А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

144 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    22 января 2020 05:17
    Отличная Статья! Автору - Респект! Казалось бы, знакомая Всем с детства картина... а посмотрел на неё по новому!
    Васнецов В. М - безусловно Талантливый художник!
    1. +6
      22 января 2020 05:51
      Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа
      Все схватил Васнецов ! А Шпаковский нам еще раз все разъяснил ! hi
      1. +3
        22 января 2020 13:01
        Шпаковский не был бы Шпаковским, если бы не написал вот это: «Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел». Но, это то к чему? request Это же художник, а это всего лишь его произведение? Откуда такие потрясающие «научные» выводы?
        1. +3
          22 января 2020 13:53
          Посмотрел внимательно на изображенное, отсюда и выводы. А если бы видел, другой нарисовал бы меч и усы завил бы иначе.
          1. +6
            22 января 2020 14:40
            Цитата: kalibr
            Посмотрел внимательно на изображенное, отсюда и выводы.

            Уважаемый Вячеслав! Вас форумчане "награждали" разными "эпитетами", но при любых раскладах, человеком с недалёким умом Вас ни как не назовёшь! Что есть по сути "нормандская теория"? Ответьте прежде всего на два главных вопроса: как горстка викингов смогла подчинить громадную территорию от Новгорода до Киева? Такое завоевание и по теперешним меркам весьма проблематичное. И второй вопрос: почему все славянские племенные союзы, которые были до 9-го века, всегда распадались? Ответ очень прост: лидер славянского союза всегда тянул одело в пользу своего племени, что не нравилось другим племенам. Нужен был "эффективный менеджер" со стороны, выражающий интересы всего Союза. Вот и подвернулась "группа менеджеров" во главе с Рюриком. "Придите и правьте нами.." - "Повесть временных лет". Вот вам и вся "Нормандская теория", о которую более двухсот лет ломают копья. what
            1. +7
              22 января 2020 16:20
              Вы ответили лучше меня. Именно таки было!
          2. +2
            23 января 2020 00:52
            Цитата: kalibr
            Посмотрел внимательно на изображенное, отсюда и выводы. А если бы видел, другой нарисовал бы меч и усы завил бы иначе.

            У Ильи нормальное боевое копье однако. Копье с перекрестьем на наконечье больше охотничье, иногда рогатиной подобное называют. И пользовались больше в пешем строю, упирая древка в землю. Перекрестьем должно останавливать напор нападающего. В кавалерийской атаке копьё - оружие одноразовое практически всегда, особенно против пешего строя.
            1. 0
              28 января 2020 21:13
              В кавалерийской атаке копьё - оружие одноразовое практически всегда, особенно против пешего строя.
              Это смотря когда, где. Куширование утверждается как главный атакующий прием лет на 100-150 позже. Да и то, в основном в Западной Европе.
    2. +11
      22 января 2020 05:52
      Вячеслав Олегович с утра порадовал! Пока пробежал через строку, смаковать буду в выходные. Спасибо и всем доброго дня!
      1. +8
        22 января 2020 10:35
        Пока пробежал через строку, смаковать буду в выходные. Спасибо и всем доброго дня!

        да, но в выходные будет поздно насладиться форумом..... sad
        1. +5
          22 января 2020 18:26
          Благо, что Влад вообще уделяет время форуму.
          1. +4
            23 января 2020 09:29
            Благо, что Влад вообще уделяет время форуму.

            ну да... с его ритмом жизни и видом занятий развлекаться вообще сложно.. what drinks
  2. +4
    22 января 2020 06:14
    Хорошая статья. Да, картина смотрится по другому, что я лично бы этого не хотел - теряется сказочность этой картины. Пускай уж лучше искусствоведы докапываются, это как те же нумизматы, до каждого бутончика на монете и смотрят они все на предмет, не как мы все. Каждому своё. Автору ещё раз спасибо за экскурсию - нормально.
  3. +6
    22 января 2020 06:28
    Удивлял восточный образ Алёши Поповича. Насколько он сочетается с боярином ростовским?
    1. +11
      22 января 2020 08:16
      Цитата: Korsar4
      Удивлял восточный образ Алёши Поповича. Насколько он сочетается с боярином ростовским?

      А возьмите боярина Милославского... Правда, начала 17 века. Сабля - турецкая, шлем турецкий, юшман - турецкий... У Минина сабля - персидская, у Пожарского - палаш турецкий... "Все лучшее тогда было из Турции".
      1. +2
        22 января 2020 19:30
        Черты лица не купишь.

        Были ли к тому времени бояре с Востока?
      2. +2
        23 января 2020 01:05
        Цитата: kalibr
        Все лучшее тогда было из Турции".

        Ну да, в 16 веке это абсолютно справедливо. Блистательная Порта...
        Для Пожарского очень круто. Хотите сказать, что Васнецов смешал вместе все поколения воинов вооруживши кого кремневым ружжом, а кого и АК? Так сказать для Эпичности наглядно?
      3. +5
        23 января 2020 09:32
        А возьмите боярина Милославского... Правда, начала 17 века.

        а почему не Жоржа, середины XVI века? wink
        "Все лучшее тогда было из Турции".

        Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если они, конечно, у Вас есть... laughing
    2. +7
      22 января 2020 09:08
      Цитата: Korsar4

      Удивлял восточный образ Алёши Поповича. Насколько он сочетается с боярином ростовским?

      Совершенно естественно сочетается. Мало ли кого ростовский боярин мог ограбить? Мог, например, половца раздеть, а тот, всвою очередь, раздел еще кого нибудь итд. И получился своеобразный "круговорот вещей в природе". Кроме того ростовский боярин, элементарно, мог себе, все это, купить.
      1. +10
        22 января 2020 10:02
        Мало ли кого ростовский боярин мог ограбить? Мог, например, половца раздеть, а тот, всвою очередь, раздел еще кого нибудь итд.

        прям "круговорот экспроприации на большой дороге в природе" получается, Игорь! wink типа как: 1. ацтеки отжимают золото у тлашкальцев, и делают поделки, а из самих тлашкальцев - фарш. 2. испанцы отжимают золото у ацтеков и делают золотые кирпичи из поделок. 3. самые умные, англичане, ждут, пока испанцы сложат эти кирпичи в трюмы галеонов, и отжимают золото уже в море! laughing drinks
        На самом деле, кланяюсь Автору за резюмирование статьи:
        Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!

        Получилась бы рядовая книжная иллюстрация. Но не великое произведение искусства! request
        Я вот с Антоном соглашусь - образ Ильи напоминает образ Александра III. С учетом времени написания картины - тем более, удачно подобран. hi
        1. +7
          22 января 2020 11:46
          Цитата: Пане Коханку
          прям "круговорот экспроприации на большой дороге в природе" получается, Игорь! типа как: 1. ацтеки отжимают золото у тлашкальцев, и делают поделки, а из самих тлашкальцев - фарш. 2. испанцы отжимают золото у ацтеков и делают золотые кирпичи из поделок. 3. самые умные, англичане, ждут, пока испанцы сложат эти кирпичи в трюмы галеонов, и отжимают золото уже в море!
          На самом деле, кланяюсь Автору за резюмирование статьи:

          Экспроприация экспропиаторов! В бесконеном, замкнутом цикле... laughing drinks
          1. +3
            22 января 2020 12:56
            В бесконеном, замкнутом цикле...

            а как же сила трения? плюшки будут уменьшаться в размерах от получателя к получателю! wink drinks
            1. +4
              22 января 2020 21:09
              Сила трения заложена Вами же в описании тела цикла. И на работу его ни как не влияет. Т.е. после исполнения шага 3 "самые умные, англичане....отжимают золото уже в море! " сразу же начинает исполняться шаг 1 " ацтеки отжимают золото у тлашкальцев,..." и так по кругу. Потери золота, при этом поисходят при каждой итерации, по определению. А вот с бесконечностью я погорячился. Цикл бесконечен, лишь при условии наличия бесконечного количества тлашкальцев. wassat
              1. +4
                23 января 2020 09:39
                Цикл бесконечен, лишь при условии наличия бесконечного количества тлашкальцев.

                то есть, срочно отправить им в Тлашкалию Тласкалу эшелон продовольствия, и выдавать материнский капитал, чтобы плодились и умножались? wassat drinks
        2. +7
          22 января 2020 12:32
          Николай, привет! hi
          Получилась бы рядовая книжная иллюстрация

          Иллюстрация не вошедшая в статью: Боевая подготовка былинных богатырей. (шутка) wink
          1. +8
            22 января 2020 12:59
            Иллюстрация не вошедшая в статью: Боевая подготовка былинных богатырей. (шутка)

            Константин, дратути! drinks а мне вот это понравилось - древнерусская история от смешариков:

            А вот когда господа новгородцы были уже крещеные, они не идол воздвигли, а ворота себе на Святую Софию от шведов притарабанили. laughing
            вот здесь архив. Если кто-то будет писать про суперэтнос, может воспользоваться для иллюстраций... wink
            https://www.yaplakal.com/forum2/topic2058012.html
            а что? я люблю смешариков.... good drinks
        3. +3
          22 января 2020 19:53
          Мне Антон симпатичен, что-то романтическое присутствует,но в данном случае не только Антон это говорил: на сайте присутствует некий Владкуб и он об этом говорил. Вероятно, где-то прочёл и сообщил нам,а Антон повторил. Скорее всего оба читали об этом и блеснули эрудицией
          1. +4
            23 января 2020 09:46
            Мне Антон симпатичен, что-то романтическое присутствует

            Антон симпатичен всем! wink
            - Я очень люблю Пэжэ..
            - А я его еще больше ку!
            fellow ("Кин-Дза-Дза")
            Скорее всего оба читали об этом и блеснули эрудицией

            А мне кажется, при наличии подобного архетипа в виде царя Александра Миротворца, нет ничего удивительного, что у нескольких умных людей, объединенных одним материалом для прочтения, сложился одинаковый ассоциативный ряд! request
  4. +8
    22 января 2020 06:39
    Картина впечатляет конечно, мощная картина. Мне ещё Константин Васильев очень нравится, специально в Казань ездил, чтоб вживую его картины посмотреть.
  5. +7
    22 января 2020 06:44
    В оригинале картина особенно эпично смотрится. Это одно из самых известных произведений Васнецова, узнаваемое всеми.
  6. +6
    22 января 2020 06:55
    Всем утра доброго!Вячеслав Олегович,спасибо.У Вас получилась чудесная статья о чудесной картине.В детстве/до переезда на новую квартиру/ ходил в садик расположенный недалеко от дома-музея Васнецова.Красивый такой детсад был,в стиле знаете ли боярских палат.Что там было до революции не знаю,но сейчас Дом церковной книги.Хотя судя по району,Троицкое подворье,вероятно там было житие какого-нибудь церковного чина.В наши дни от этого красивого старомосковского района ничего/почти/ не осталось,точечная застройка,знаете ли.
    1. +6
      22 января 2020 08:13
      Летом, Сергей, проезжал через Москву в Европу, зашли семьей в Галерею, обновили восприятие. Жаль не сфотографировал ее, хотя хотел и статью эту тогда еще задумал, но что-то отвлекло и... Потом был еще в Феодосии, в музее Айвазовского. Но там полотна сложно фотографировать...
  7. +10
    22 января 2020 07:08
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Мне образ Ильи Муромца напоминает конную скульптуру Александра III.
    1. +6
      22 января 2020 08:10
      Кстати,да - посмотрел сейчас - сходство есть.
    2. +9
      22 января 2020 09:35
      Цитата: 3x3zsave
      напоминает конную скульптуру Александра III.

      Это которая:
      "Стоит комод,
      На комоде бегемот,
      На бегемоте обормот,
      На обормоте шапка,
      На шапке крест,
      Кто угадает,
      Того под арест." (с)?
      По моему, они совершенно разное впечатление производят: Илья - грозной и благородной силы, а Александр - непомерной тяжести, от которой его конь вот-вот издохнет.
      1. +9
        22 января 2020 09:49
        Бинго, Игорь! Специально не стал приводить ссылку на устное народное творчество
        1. +6
          22 января 2020 10:38
          ну, уж если вспоминать устное народное творчество - то про богатырей вообще целая загадка есть : шесть голов пять... и так далеее
      2. +7
        22 января 2020 10:48
        Цитата: HanTengri
        Стоит комод

        Есть еще вариант:
        ... на обормоте шапка
        какого чудака (на букву "М") это папка?
        Кто даст правильный ответ
        Тот получит десять лет

        Не уверен, что мой вариант проистекает именно с тех времен, "десять лет" - это скорее про сталинские времена, но впервые эту загадку я услышал именно в таком варианте.
  8. +13
    22 января 2020 07:23
    Хорошая статья. Еще в детстве советском, в школе нам учительница излагала теорию, что слева на картине богатырь символизирующий западную Русь (Россию (СССР)) поэтому больше норманского в облике. Справа символ средней азии, тюрков, даже монголов так же в составе Руси (России (СССР)). По центру - соль земли русской.
    1. +8
      22 января 2020 08:00
      Цитата: Sentinel-vs
      Еще в детстве советском, в школе нам учительница излагала теорию

      Умная женщина!
      1. +6
        22 января 2020 10:04
        Что-то вот сейчас еще раз присмотрелся к картине и подумал, если у Васнецова действительно был символизм глубокий в произведении, то интересны детали: Муромец (центр) внимательно всматривается в сторону западных рубежей, Добрыня (запад Руси) с грозным взглядом вообще обнажает меч, а Алёша (Средняя азия, восток) пока лишь немного скосил взгляд в сторону запада, но тем не менее стрела уже наложена на лук.
  9. +7
    22 января 2020 07:42
    Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.

    Кулачный хват применялся только в пешем бою. Всадник не в состоянии использовать кулачный щит. Поэтому щит у Добрыни - обычный, с локтевым ремнем. А умбон - это традиционный рудимент, а не функциональный элемент.
    1. +4
      22 января 2020 08:03
      Специально конные и пешие щиты никто не делал. Что подтверждается находками археологов.
      1. +4
        22 января 2020 08:18
        Цитата: kalibr
        Специально конные и пешие щиты никто не делал. Что подтверждается находками археологов.

        Вот именно.
        Поэтому щит на картине - с локтевым ремнем. Умбон ему не нужен.
        Щит с рукоятью (кулачник) - вообще вещь очень специфическая...
        1. +3
          22 января 2020 13:49
          Цитата: Mik13
          Щит с рукоятью (кулачник) - вообще вещь очень специфическая...

          Вы путаете баклер и обычный нормальный щит бытовавший у воинов разных народов и эпох. Только такие вот и были. И у римлян, и у викингов, и у прибалтов, и у наших предков тоже.
  10. +2
    22 января 2020 07:47
    Разбор картины интересен, это версия автора с которой можно согласится а можно и не соглашаться. Так же как и с картиной в целом, как по мне так эта картина собирательный образ, вымысел художника и не более то есть то что он видел"сегодня" то и рисовал с фантазией, ведь никто не разбирает на тезисы фантастические рассказы Кира Булычёва.
    Едем дальше.
    Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел, или по крайней мере, не считал, что нашему богатырю может быть почему-то зазорно пользоваться мечом «скандинавского происхождения». Правда, точный тип меча «по Петерсену» по картине определить затруднительно, но то, что это меч скандинавский, несомненно.
    Честно сказать мне эта норманская теория уже надоела, Давайте посмотрим на эту теорию с другой стороны, может это у норманов Русское оружие и доспехи? Задолбали уже самобичеванием, то писать славяне не могли, то государственности промышленности и пр. до норманов не было на руси. Сколько можно поклоняться западу и унижаться самим , и позволять делать это другим. С такими темпами самобичевания и самоунижения современные заявки Польши в отношении второй мировой войны через десять лет станут правдой во языцах. Хорош может пеплом голову посыпать и воплощать в жизнь Окно Овертона.
    Может эту картину обсудим)))))) То же Три Богатыря.
    1. +9
      22 января 2020 08:06
      Цитата: Sirocco
      Сколько можно поклоняться западу и унижаться самим , и позволять делать это другим.

      А зачем поклоняться и унижаться? В чем унижение? В Англии была целая область датского права - Денло и никого это не унижает и никто Дании там не поклоняется. Почему нормальные исторические явления именно у нас вызывают столь странную реакцию. Вот это явный комплекс неполноценности, а не какие-то там "древние норманны".
      1. -3
        22 января 2020 09:47
        Цитата: kalibr
        В чем унижение? В Англии была целая область датского права - Денло

        Хороший пример. Если в Англии начнут биться головой об стену нам то же нужно следовать этому примеру?
        Цитата: kalibr
        Почему нормальные исторические явления именно у нас вызывают столь странную реакцию.

        Для вас это может и нормально, но для многих это не является нормой, вы уверены в в том что исторически так и происходило? Вы хотите сказать что это нормально когда "нормальные историки" заявляют что русь была необразованна и безграмотна? Удивительны дела божьи, видя то как сегодня переписывают историю прямо на коленке и не прячась, многие продолжают утверждать история и исторические факты прошлого это суд последней инстанции)))) Никого не удивляет тот факт что по той же истории Шелковый путь был с Востока на Запад, а не наоборот, то что многие изобретения технологии пришли с Востока на "цивильную" Европу а не обратно. Может это Европа от нас приобрела свою культуру и прочее?
        1. +11
          22 января 2020 10:46
          Цитата: Sirocco
          Вы хотите сказать что это нормально когда "нормальные историки" заявляют что русь была необразованна и безграмотна?

          Наверное Вы не знаете, но, в свое время, все народы были "необразованны и безграмотны".
          К Великому Русскому Суперэтносу, это, само-собой, не относится. Ведь гениальный лингвист, академик Чудинов давно уже доказал, что еще русские кроманьёнцы, кот. пришли в Европу 40 тыс. лет назад, умели читать, писать и даже решать задачи по квантовой механике! laughing
          1. 0
            22 января 2020 10:50
            Цитата: HanTengri
            Наверное Вы не знаете, но, в свое время, все народы были "необразованны и безграмотны".

            Это ваша версия, сразу видно грамотного человека умеющего логически мыслить.))))) Что сказать то в шахматы я играть с вами не буду)))))
            1. +2
              23 января 2020 15:46
              А Хан Тенгри так хотел с Вами сыграть
        2. +4
          22 января 2020 13:41
          Цитата: Sirocco
          Если в Англии начнут биться головой об стену нам то же нужно следовать этому примеру?

          Так не не начали и никогда не бились...Было и было.
        3. +6
          22 января 2020 13:44
          Цитата: Sirocco
          русь была необразованна и безграмотна? Удивительны дела божьи, видя то как сегодня переписывают историю прямо на коленке и не прячась, многие продолжают утверждать история и исторические факты прошлого это суд последней инстанции

          Кто конкретно? Фоменко можно не называть. А вот другие: дайте названия работ, авторов, страницы. Это утверждение ни о чем! И кто написал, что наши предки были безграмотны? Здесь был интересный цикл статей о славянах Э.Ващенко - посмотрите... Вы ломитесь в открытую дверь.
      2. +3
        22 января 2020 20:01
        Ехидный намек
    2. +9
      22 января 2020 10:32
      Цитата: Sirocco
      Честно сказать мне эта норманская теория уже надоела, Давайте посмотрим на эту теорию с другой стороны, может это у норманов Русское оружие и доспехи?

      Надоела? Так проведите масштабное, объективное научное исследование и докажите, что практически все "каролинги" производились в Новгороде, к примеру, а не на Рейне. Ключевое слово здесь "объективное", т.е. если Вы, в результате исследования, обнаружите, что на Руси клинки, по объективным причинам, практически не производились, то, отбросив в сторону турбопатриотизм, признаете, что русские клинки |X в. в природе, если и существовали, то в таких нетоварных колчествах, что до нашего времени не дошли.
      1. -2
        22 января 2020 10:46
        Цитата: HanTengri
        Так проведите масштабное, объективное научное исследование и докажите,

        Можно ссылку на ваши исследования по клинкам и прочее? Раз вы залезли в спор, тогда почему промолчали про шелковый путь? Про письменность, образование? Как вы относитесь в историческим фактам притянутым за уши, и к современному изменению истории? Можно после этого верить истории прошлых лет?
        1. +9
          22 января 2020 11:36
          Цитата: Sirocco
          Можно ссылку на ваши исследования по клинкам и прочее?

          Я не историк и не археолог => не владею множеством специальных знаний и навыков, необходимых, для проведения такого исследования и, главное отдаю себе в этом отчет, поэтому доверяю выводам специалистов. Но Вы - совсем другое дело! Вы, по всей вероятности, специалист очень широкого профиля, обладающий фундаментальными знаниями во всех сферах человеческокого бытия. Возможно, Вы даже создали Всеобщую Теорию Всего, которая позволяет Вам делать непререкаемо верные выводы, по любым вопросам, от "Возникновения вторичного максимума плотонсти в скоплениях галлактик", до "Проблемы разножения кроликов в Саудовской Аравии". Пэтому, почему бы Вам не провести исследования по поводу русских клинков |X - X||| вв? lol
          1. -10
            22 января 2020 11:43
            Цитата: HanTengri
            Я не историк и не археолог => не владею множеством специальных знаний и навыков,

            Странные дела опять таки, человек который никто, и никак, пытается научить другого всему. Вы с Хозяином случайно не товарищи, смотрю рьяно взялись за меня, причина такого возбуждения не по теме? Или себя узнали? Ну и как пример, это то о чем я писал выше, это про битье головой о стену, факт на лицо в виде вашего Хозяина Трилобита, смотрю это норма в вашем коллективе.
            P.S. Вы почему то не сказали ничего про Шелковый путь, или ваша специализация только Рюрики?
            1. +6
              22 января 2020 13:07
              смотрю это норма в вашем коллективе

              нормальный коллектив, вне зависимости от рода занятий и страны проживания... yes
              факт на лицо в виде вашего Хозяина Трилобита

              умнейший человек.... yes
    3. +14
      22 января 2020 11:29
      Цитата: Sirocco
      Честно сказать мне эта норманская теория уже надоела

      Ну так представьте другую. Такую, чтобы и Рюрик был славянином и как-то объяснить скандинавское происхождение слова "русь", скандинавские гены у потомков Рюрика и скандинавский состав княжеских дружин в IX - X вв. по данным археологии, который каждый год пополняются и подтверждают данные, полученные ранее.
      Цитата: Sirocco
      Задолбали уже самобичеванием

      Цитата: Sirocco
      Сколько можно поклоняться западу и унижаться самим

      Задолбали на самом деле эти детские обиды у взрослых, казалось бы, людей. Типа "Рюрик не может быть не русским, потому что иначе обидно".
      Задолбали эти сказки перо то, что кто-то в связи с "норманнской теорией" говорит о "неполноценности" русского народа. Последний, кто так делал на серьезном уровне, был Геббельс. Ему его неправоту доказали на практике. С тех пор что-то подобное говорят только убогие разумом, либо тролли.
      Задолбали, причем по-настоящему, эти тупейшие комплексы новых русских националистов. Знаете почему у меня нет ненависти к евреям или к какой бы то ни было иной нации? Потому, что я не считаю их умнее или лучше себя. По той же причине я не пытаюсь выдумывать или переиначивать нашу историю. Она и так прекрасна. И никакого комплекса неполноценности по поводу скандинавского происхождения Рюрика я не испытываю, потому что, в отличие от узколобых псевдопатриотов-"историков" понимаю, что не Рюрик создал Русь, а Русь создала Рюрика. Не он поднял волну русской государственности, а наоборот, эта волна подняла его.
      Сколько можно унижаться самим, пытаясь переиначить свою историю в угоду тупым троллям, которые, вякая из своей норы какие-то мерзости про "неполноценность" русского народа, потом с удовольствием наблюдают, как "эти русские" начинают бегать как ужаленные и чего-то кому-то доказывать.
      Мне абсолютно безразлично на каком языке Рюрик (в том случае, если он действительно существовал) сказал свое первое слово. Если кто-то выдвинет и убедительно обоснует иную версию происхождения Рюрика, помимо "норманнской", я, как и любой нормальный человек, буду готов поменять свое мнение по этому вопросу. Но что-то мне кажется, что это вряд ли...
      1. -6
        22 января 2020 11:36
        Цитата: Хозяин Трилобита
        . Но что-то мне кажется, что это вряд ли...

        Вы что так возбудились то? Никак себя узнали? Давненько я не видел такого кипиша)))
        1. +6
          22 января 2020 12:22
          Цитата: Sirocco
          себя узнали?

          В Рюрике? В вас? В ком или в чем мы должны были себя узнать?
          Цитата: Sirocco
          возбудились

          Отнюдь.
          Это ж вас "задолбало", это ж вы чувствуете себя униженным. Вот я и решил вас немного успокоить и повысить вам слегка самооценку. Ну, дальше вы уж сами. Повторяйте в течение месяца каждое утро перед зеркалом раз по десять "Норманнская теория для меня не унизительна" и к весне ваша жизнь заиграет новыми красками, гнет перенесенных унижений спадет, да и "долбить" перестанет.
      2. +3
        23 января 2020 15:51
        " убедительно обоснует иную версию происхождения Рюрика" ,а Вам мало Фоменко, Чудинова и других?
      3. +3
        23 января 2020 17:15
        Цитата: Хозяин Трилобита
        и как-то объяснить скандинавское происхождение слова "русь"

        А оно скандинавское ли? Насколько я знаю, есть много теорий на эту тему, и ни одна из них не считается доказанной. А вы так лихо взяли, да и поставили точку в многолетнем споре историков. Ай-ай Михаил, как непрофессионально! laughing
        1. +1
          5 февраля 2020 11:13
          Уж скорее финское, хотя встречал упоминания о том, что данное название водилось еще у бодричей. Скандинавы плотно общались со славянами, это видно хотя бы по славянским суффиксам в их языках (swenska, norsk, и т.д.) В самой "норманской" теории есть что-то изначально неправильное, по моему внутреннему ощущению.Что именно, пока не могу сказать. Когда летописного Фрелава величают скандинавом, так как имя неславянское (у половины из нас имена неславянские, и что?), это еще куда ни шло, но когда Святослава обзывают "Сфендислейфом", это просто абзац.
  11. +5
    22 января 2020 08:04
    У нас в части ,в офицерской столовой, висела довольно хорошая полноразмерная копия,написанная видимо каким-то солдатиком- художником . Основой для полотна послужила обыкновенная мешковина ,сшитая в военной портняжной мастерской. Осталась нам в наследство от ракетно-стратегического дивизиона(РСД на 8К63,ликвидирован в 1968 году), как и все его сооружения.Приходя на обед,любил её рассматривать.
  12. +3
    22 января 2020 08:23
    Спасибо, очень интересно.

    Еще было бы интересно почитать анализ конской сбруи на картине, у все она разная.

    А Попович на картине ну явно не славянин. И на татарина не очень похоже, хотя они очень разные. На ближний восток похоже.
  13. +6
    22 января 2020 10:02
    Ожидаемая мной статья в которой разобраны " фэнтезийные" картинки. Поэтому благодарность автору.
    В очередной раз убедился насколько по-разному воспринимают художественные образы. Для автора Илья подчеркнуто миролюбив, для меня подчеркнуто близок к народу. Судите сами- у него самые простые доспехи и самое простое и незамысловатое оружие без всяких статусных украшений. Богатырь-крестьянин в чистом виде
    С чем не согласен
    Это типичный скандинавский меч, с трехчастным навершием и слегка изогнутым в сторону острия перекрестием

    Я читал и Петерсена и Кирпичникова. "Типично скандинавских мечей" не существует. Есть "каролинги"- типовые мечи средневековья 9-12 веков в основном производившиеся в Германии. Этот момент хорошо разобран во множестве книг и статей.
    Узор и на нем, и на перекрестии типично норманнский

    Я напомню, что узор и навершие меча из Фощеватой тоже считались типично скандинавскими и происхождение меча выводили оттуда. А дальше все знают...
    Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки»

    Судя по типологии Кирпичникова "крылатые" копья на Руси в 9-13 веках отсутствовали как класс. Он их просто не фиксирует. Вообще. Второе, например на гобелене Байо крылатых копий у всадников нет. У пехотинцев тоже, кстати, нет. То есть этот элемент не обязателен даже в Западной Европе.
  14. -7
    22 января 2020 10:20
    "Книга Творения" читаем: "...создал мир Свой тремя сеферим: сефар, сипур и сефер." Что соответствует Русскому представлению о Мире как правь, навь, и явь, что в свою очередь соответствует христианскому мировоззрению как: Во имя отца, сына и святого духа, что в свою очередь соответствует нынешней терминологии как материя, информация, мера.

    Навязанное же нам древние Египетское представление как: НЕТ, НЕФ, ПАШТ, СЕБЕК - не верно т.к. ПАШТ и СЕБЕК - это мера....

    Так что на мой взгляд на этой картине художник доносит до нас то, что Мир - триедин.

    ps
    Алёша попович, сын попа ни как не может быть с востока. Христианство к нам пришло с Византии. Возможно Васницов специально допустил не соответствие реалям, как бы говоря что это не важно, что бы обратить наше внимание на них, как на троицу.
  15. +9
    22 января 2020 10:41
    Спасибо, Вячеслав Олегович, отличный материал. hi
    На картинах Васнецова вообще анахронизмы попадаются регулярно. Что касается конкретно этой, то я еще отметил бы явно "степную" посадку всадников - на коротких стременах. Такая посадка может быть оправдана только для Алеши, коль скоро он представляет собой конного лучника, но никак не для Ильи, рисковавшего вылететь из седла от собственного копейного удара, попытайся он провести его наскоку.
    А еще вспомнилось детское:
    Илья: Что за хрен по полю скачет?
    Добрыня: Надо дать ему звизды!
    Алеша: Как бы нам звизды не дали. А свалю-ка я в кусты...

    Вариант немного отцензурен, но... в общем, понятен.
    smile
    1. +2
      22 января 2020 11:40
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Что касается конкретно этой, то я еще отметил бы явно "степную" посадку всадников - на коротких стременах.

      Мое почтение, Михаил! hi Меня удивило отсутсвие шпор, а на посадку как-то внимания не обратил.
      1. +5
        22 января 2020 12:57
        День добрый, Иван.
        Цитата: HanTengri
        Меня удивило отсутсвие шпор

        А я вот не уверен, что они должны быть обязательно. Точно не помню, но по-моему, шпоры в археологии появляются только с XIII в. и пропадают в XVI.
        Вопрос в том как мы "датируем" время "позирования" богатырей. Если судить по биографиям богатырей, то это не позднее 1223 г. Если по оружию, то не ранее IX в. (в руках у Добрыни, похоже, датский каролинг тип VII по Окшотту). Если по доспехам, то тут, речь идет скорее о конце XIII - начале XIV вв.
        Кстати, если принять за истину то, что Рюрик и Рорик Фрисландский - одно лицо, то датский каролинг у Добрыни может означать только одно - он прямой потомок одного из соратников Рюрика, пришедшего с ним в Ладогу. smile
      2. +2
        22 января 2020 18:50
        Цитата: HanTengri
        Мое почтение, Михаил!

        Цитата: Хозяин Трилобита
        День добрый, Иван

        Прошу прощения, Игорь.
        Только сейчас заметил, что ошибся, напечатал другое имя. Мне стыдно. sad Вероятно, о чем-то задумался, когда печатал.
        1. +2
          22 января 2020 19:03
          Черт! Опередили. Не успел выразить Вам свое мстительное "фэ"! laughing
        2. Комментарий был удален.
    2. +1
      23 января 2020 09:37
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Спасибо, Вячеслав Олегович, отличный материал. hi
      На картинах Васнецова вообще анахронизмы попадаются регулярно. Что касается конкретно этой, то я еще отметил бы явно "степную" посадку всадников - на коротких стременах. Такая посадка может быть оправдана только для Алеши, коль скоро он представляет собой конного лучника, но никак не для Ильи, рисковавшего вылететь из седла от собственного копейного удара, попытайся он провести его наскоку.
      А еще вспомнилось детское:
      Илья: Что за хрен по полю скачет?
      Добрыня: Надо дать ему звизды!
      Алеша: Как бы нам звизды не дали. А свалю-ка я в кусты...

      Вариант немного отцензурен, но... в общем, понятен.
      smile

      ЗаметТе, лошадки под богатурами серенькие в отличие от самих воев. Типа не богатырские, хоть и не плюгавые. Дозор заводных конях?
      Логично.
      Византийские катафракты на рекогносцировке. ..
      Расслабились...
      У Алёши муз. инструмент с собой...
      Корчму (кабак) ищут. Добрыня, мрачный самый...
      Похмельный?
      Илья? "Долго еще ехать" (ждать) ну.. По жестами видно...
      Уж да уж... То ли дозор... То ли катафрактская самоволка)))
  16. +1
    22 января 2020 10:47
    нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне!

    Зачем?!
    Абсолютно не следует. request

    Замечательно сказано об этом в описании картины в Третьяковке:
    «Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»

    Как сам Васнецов писал:
    Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

    «Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна»
    углём зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

    Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.


    Что касается деталей, то они детали и есть. Ту же булаву можно назвать и палицей (как и названа в описании картины), и моргенштерном, и баздуганом и пр...
  17. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. -13
                22 января 2020 13:01
                Президент и МО РФ уже начали размазали по стенке всяких разных "историков" - русофобов . Хотите тусоваться на их стороне - тогда смените сайт, благо в интернете этого "добра" навалом.

                Я бы на месте администрации ВО не стал ждать восстановления исторической правды в российских школьных учебниках, а начал бы уже сейчас банить участников портала за русофобские комменты.
                1. +8
                  22 января 2020 13:10
                  На каком сайте находиться, это моё дело, Ваших советов не спрашиваю. Вы не ответили ни на один из моих вопросов. Президент и МО РФ здесь абсолютно ни при чём, вопрос был к Вам, а Вы всё спихиваете на Путина и Шойгу, очевидно потому, как по существу Вам сказать-то и нечего.
                2. Комментарий был удален.
              2. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. Комментарий был удален.
                      5. Комментарий был удален.
                      6. Комментарий был удален.
    2. +7
      22 января 2020 13:07
      Цитата: Оператор
      В разделе "История" на ВО постоянно пасутся татарские, чухонские, окраинские, ляхские, еврейские и прочие "историки" - русофобы.

      Ничего не поделаешь. Все истинные русские патриоты засели на переформат ру и хронология орг. Им некогда тут ерундой заниматься, они там науку творят. Вам, кстати, туда. yes
  18. +4
    22 января 2020 11:52
    Не совсем понятно, зачем автор приводит для сравнения полотно Деплера. Если для того, чтобы мы знали, как выглядят норманны, то выбор явно неудачен. Там норманнов, по большому счету, двое - тот самый, что автором и выбран для сопоставления, и еще один на заднем плане поднимает кубок. А вот по остальным обитателям Валхаллы большие сомнения, как то они греков и римлян напоминают. Не говоря уж про архитектурное несоответствие и интерьер. Тут не Валхалла, а вакханалия какая-то.
    1. +4
      22 января 2020 13:32
      Цитата: Звонарев
      тот самый, что автором и выбран для сопоставления

      А много и не надо.Зачем много?
  19. +8
    22 января 2020 12:10
    Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье.
    Это если сравнивать с булавой. Но это, Вячеслав Олегович, не булава. Это старинное оружие, которое называлось дубина, а на Руси - ослоп. И изображен он очень даже реалистично.

    Иллюстрация из Радзивилловской летописи.
    Представляет из себя грубую деревянную палицу (дубину) большого размера и веса с утолщённым концом, окованным железом или утыканным железными стержнями. Служил для вооружения беднейших ратников.
    1. +9
      22 января 2020 12:12

      Лицевой летописный свод. Битва на реке Листани, 1444. "И приидоша на них мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки рязанскиа такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другиа стороны; а воеводы великого князя Василья Васильевича со своею силою; и пешаа рать многа собрана на них с ослопы и с топоры и с рогатинами. И бысть бой велик и силен зело на речке Листани, и начаша одолевати христианя."
      1. +7
        22 января 2020 12:17

        И Европа не чуждалась применять дубину, даже в фехтовальных трактатах можно увидеть это благородное оружие.
        1. +5
          22 января 2020 13:30
          Но у Муромца это точно не ослоп, потому, что она у него цельнометаллическая.
          1. +10
            22 января 2020 14:04
            она у него цельнометаллическая
            То, что она одинакового цвета с кольчугой еще не говорит о том, что она цельнометаллическая.
            Кроме того, Васнецов, для придания монументальности образу, мог изобразить ослоп - кованым. Гипербола.
  20. +3
    22 января 2020 12:29
    Вячеслав Олегыч, спасибо! smile Эх, Вам бы в запасник Оружейки попасть, Вы бы там точно жить остались. drinks
  21. +8
    22 января 2020 13:21
    На голове у него так называемый «шлем с Деисусом» или «колпак греческий». И известен единственному образцу, который находится в Оружейной палате Московского Кремля и очевидно, что именно с него-то он и был нарисован. Шлем датируется XIII—XIV веками

    Новгородская печать начала XIV века
    1. +8
      22 января 2020 13:34
      Здравствуйте, Пане! drinks
      Новгородская печать начала XIV века

      шлем, кстати, очень напоминает шапель-капеллину.... what как на этом солдатике, например. drinks
      1. +8
        22 января 2020 14:33
        Здравствуйте, да похож.
        Добавлю еще немножко турецких булав для иллюстрации


        1. +6
          22 января 2020 14:49
          Новгород вообще интересен с точки зрения геральдики. Сами печати - понятно. И не только. wink ЕМНИП, на Большой печати Ивана Грозного впервые появляется "национальный зверь" - медвеД. И расположен он на тех картинках, что олицетворяют Пермь (на четырех лапах - расположен "на три часа в круге") и Новгород (на задних лапах в левом углу - расположен "на одиннадцать часов в круге"). Если ошибаюсь - прошу поправить! hi

          Добавлю еще немножко турецких булав для иллюстрации

          фото, вроде бы - не Эрмитаж? what
          я вот не понимаю, булавы на первом фото - это парадные цацки ведь, или вполне боевые? drinks
          1. +6
            22 января 2020 15:04
            Фото из павильона "Арсенал" в Пушкине.
            Все эти булавы конечно чисто парадные/церемониальные, очень были распространены во многих армиях XVII-XIX веков, особенно в турецкой. Их много в музеях лежит, практически во всех где представлено оружие, особенно восточное. Я думаю, что они прежде всего и послужили Васнецову прообразом.
            Про печать надо посмотреть, не знал.
            1. +5
              22 января 2020 15:12
              Фото из павильона "Арсенал" в Пушкине.

              Честно - ни разу не был во дворце! А сейчас, наверно, и не прорвусь - из-за обилия граждан Поднебесной.. negative Большая коллекция восточного оружия есть еще в Эрмитаже, но там надо окольными путями к ней идти - со второго на первый спускаться в нужном месте. Зато там никого нет! good
              Про печать надо посмотреть, не знал.

              около месяца назад просматривал какой-то материал, прочитал про это. hi
              1. +8
                22 января 2020 15:25
                Это не во дворце, это отдельный павильон на территории Александровского парка туда попасть думаю несложно сейчас. Был разрушен в годы ВОВ, открыт в 2016 г. после реставрации, сейчас там постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». В музее выставлены мемориальные вещи российских императоров и часть коллекции оружия, сохранившаяся в фондах музея-заповедника «Царское Село».



                А во дворце сам давно не был, все правда - очень сложно туда сейчас попасть.
                Восточный зал Эрмитажа - прекрасное место, очень нравится
                1. +8
                  22 января 2020 15:35
                  Черт, это же Арсенал! recourse А я в той части парка черт-те знает сколько не гулял. В начале 2000-х башня еще разрушена была, помню точно. hi хм.. надо будет сходить! спасибо! drinks
                  А во дворце сам давно не был, все правда - очень сложно туда сейчас попасть.

                  тихий ужас. В смысле, громкий. Поэтому лучше ходить в Артиллерийский музей. wink
                  1. +6
                    22 января 2020 15:39
                    Сходите обязательно, очень неплохо отреставрировали и коллекция очень интересная.
                    1. +6
                      22 января 2020 15:41
                      Сходите обязательно, очень неплохо отреставрировали и коллекция очень интересная.

                      да, надо обязательно, но сначала хочу Гатчину освежить. Там сейчас выставка про взаимоотношения государя Павла Петровича и Александра Васильевича Суворова! soldier
                    2. +3
                      22 января 2020 16:14
                      Главное, приезжать пораньше. А то я последний раз километра полтора от машины до входа шлепал. laughing
                      1. +4
                        22 января 2020 16:20
                        Главное, приезжать пораньше. А то я последний раз километра полтора от машины до входа шлепал.

                        кстати, манекен на лошади хорошо сработан. Даже с бородой.... wink я таких больше у нас в музеях не припомню!
                      2. +4
                        22 января 2020 18:44
                        С Вашего позволения добавлю еще русского всадника и даже почти по теме статьи, только период другой - XVIвек.


                        и просто еще несколько фотографий оттуда


                      3. +3
                        23 января 2020 09:36
                        и просто еще несколько фотографий оттуда

                        если там такое освещение.. и нет блика от витрин ввиду их отсутствия... то это праздник какой-то для фотографирования! спасибо! good
                    3. +3
                      22 января 2020 17:47
                      Мое почтение, уважаемый! hi (К сожалению, мобильная версия не отражает имен). Вы подали хорошую идею, спасибо!
    2. +3
      22 января 2020 16:27
      Новгородская печать начала XIV века

      Кстати, вспомнил еще одну картинку - из Вячеслава нашего Олеговича. drinks воин слева. Щит - такой же формы тоже, как на печати.

      Конница. 1250-1300. Конный воин из Западной Руси в полном вооружении. Оружие и доспехи смешанного типа, сложившегося под влиянием различных воинских традиций, которые Западная Русь активно перенимала в ту эпоху. Шлем так же отличается от типичного русского шлема, как отличались от Руси Византия и Балканские страны, тогда как «желобчатый», или «килевой», шит относится к типу «малой литовской павезы». Воин вооружен вместо лука копьем и дротиками, что указывает на более сильное влияние на вооружение литовской легкой конницы, чем Золотой Орды. Его меч, вероятно, был завезен из Центральной Европы.
      1. +4
        22 января 2020 16:33
        Да, интересно, не удивлюсь, что эта печать при создании этой картинке тоже использовалась
        1. +4
          22 января 2020 16:43
          Да, интересно, не удивлюсь, что эта печать при создании этой картинке тоже использовалась

          по крайней мере, совпадение хорошее. yes
        2. +5
          22 января 2020 18:40
          Цитата: Mihaylov
          Да, интересно, не удивлюсь, что эта печать при создании этой картинке тоже использовалась

          Использовалась, а как же. Там внушительный список материалов. На каждую деталюшку!
  22. -4
    22 января 2020 13:48
    Цитата: Морской Кот
    по существу Вам сказать-то и нечего

    Когда вы последний раз высказывались по теме какой-либо статьи? laughing
  23. -4
    22 января 2020 14:10
    Цитата: kalibr
    В Англии была целая область датского права

    А в Китае столетиями правили монгольские и маньчжурские династии, в Египте - гиксоские и македонские, в Индии - арийские и среднеазиатские, в Британии - скандинавские и франкские, и т.д. Но какое отношение эти факты имеют к конкретной стране - России?

    Существование на Британских островах области датского права известно из письменных источников того времени, существование скандинавского Рюрика во главе Русского государства известно только из шведского агитпропа 17 века, полностью противоречащего русским летописям и скандинавским сагам. Так зачем натягивать сову на глобус - русофобия замучала?

    Плюс ваша дремучая безграмотность в истории Британии, коренное население которой до сих пор представлено кельтами, но которых в первом тысячелетии н.э. сначала ассимилировали в языково-культурном отношении скандинавские племена англов и саксов, а уж затем с ними стали конкурировать скандинавские же племена данов. Поэтому как была Британия областью скандинавского права, так таковой и оставалась вплоть до завоевания франками - выходцами с континентальной Европы во главе с норвежской династией Роллонов.
  24. +4
    22 января 2020 15:08
    Хорошая статья, очень. пожалуй добавлю мысль пришедшую на ум во время прочтения
    Добрыня символизирует Византию и варягов, Алеша – это Восток, с которого к нам приходило восточное оружие и традиции лучного боя, а вот Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа, он стоит между Западом и Востоком, как самый сильный, могучий и мудрый.
    Получается картина имеет символическое отражение истории во времени - Добрыня он и старше и первый на полотне, и вполне себе несёт языческие, дохристианские мотивы, в одном ряду с христианскими. Следующий Илья Муромец, уже святой. Следующий Алеша Попович ту даже имя говорит само за себя. И всё это время надо быть готовым к отражению угрозы. Писал Художник картину конечно имея знания и преставления об истории своего времени. Можно было бы достаточно много сказать на эту тему, но это не моя стезя, ваша.
    1. 0
      22 января 2020 15:56
      Думаю вы правы, а может и история , влияние скандинавов , потом востока, ну а Илья он просто Илья))) с немодной булавой)
      1. +8
        22 января 2020 16:09
        с немодной булавой

        зато с модной фибулой! wink
        Дайте немножко цацек выложить! wink "Бляшки, подвески. Свинцово-оловянистый сплав, VIII-X век". Музей Старой Ладоги, фото мое, март 2018 года.
      2. +6
        22 января 2020 16:10
        Там же. Подвески трапециевидные. Бронза, VIII-X век.

        Думал, потерял эти фото, ан нет, на рабочем компьютере остались! wink drinks
        1. +2
          22 января 2020 16:39
          Неплохо, кстати, получилось, с учетом, что с освещением там - полный мрак. В прямом смысле.
          1. +5
            22 января 2020 16:44
            Неплохо, кстати, получилось, с учетом, что с освещением там - полный мрак. В прямом смысле.

            я сейчас пересмотрел фото - реально, полный швах тогда получился, эти самые приличные. recourse И полный мрак, да. Как-то у нас с освещением... не для хорошего фото! request
    2. +2
      23 января 2020 01:37
      Цитата: Юра
      Писал Художник картину конечно имея знания и преставления об истории своего времени. Можно было бы достаточно много сказать на эту тему, но это не моя стезя, ваша.

      Ну так наиглавеейший популяризатор русской истории тогда был Карамзин. Ну по его посылу все соответствует.
      Но вот так ли прав Карамзин?
      1. +1
        23 января 2020 02:13
        Цитата: Толстый
        Но вот так ли прав Карамзин?

        У меня тоже этот вопрос возникает, но тут когда достоверно не доказано иного, мы имеем то что имеем, вполне доверяю нашим историкам и они правы когда не принимают на веру бездоказательные версии, коньюктура она имеет свойство меняться и есть большая вероятность того, что завтра окажется заурядной безделушкой то что сегодня восхищает как новое, заманчивое, греющее душу и единственно правильное слово. А вопросы есть, сейчас пытаюсь прочитать Лызлова, эх хотелось бы знать что о нём думают наши историки и ей увлекающиеся люди, посещающие ВО.
  25. +1
    22 января 2020 15:55
    Всегда считал что у Алеши сабля а не меч, тут автор не убедил) явно там меч не читается , булава у Ильи конечно слишком тяжелая и не в пропорциях тут конечно видно. Копье не факт про крылышки, были разные.
    1. +5
      22 января 2020 18:55
      Цитата: Тоня
      явно там меч не читается ,

      Там читается прямая рукоять и симметричное навершие, что более характерно для меча.
  26. 0
    22 января 2020 17:08
    перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал
    Больше похоже на эфес сабли. Навершие рукояти - стилизованная птичья голова.
  27. -4
    22 января 2020 19:08
    Илья Муромец - бл-дей не видно?... Добрыня Никитич - сделаем как вчера.... Алеша Попович - не дам кобылу портить..!!!
    1. +3
      22 января 2020 20:35
      Коллега Джунгар, пожалуйста не обижайтесь на минус, но согласитесь, что Ваша шутка не совсем уместна
  28. +1
    22 января 2020 19:38
    Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см.

    Проблемы со здоровьем?
    А то можно подумать, что он кредит взял не по доходам:)))
    1. 0
      23 января 2020 17:29
      Цитата: Старший матрос
      Проблемы со здоровьем?

      Конечно, слово пропало...
  29. -1
    22 января 2020 19:40
    наконец вячеслав батькович пишет отличные исторические статьи а не про свое коммунистическое(неплохое)прошлое
  30. +1
    22 января 2020 20:31
    " почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь", вероятно, Вас не было рядом, чтобы предсказать. В. О,я не ехидничаю,а отмечаю то,что есть: Вы хорошо разбираетесь в оружии, в рыцарских доспехах.
    Естественно, Васнецов мог видеть тот колонтарь, но согласитесь,что в нем Добрыня будет не так ярко смотре
    1. +3
      23 января 2020 07:48
      Цитата: Astra wild
      Естественно, Васнецов мог видеть тот колонтарь, но согласитесь,что в нем Добрыня будет не так ярко смотре

      Я так думаю, что Васнецова привлекла поза. "Подарив" эту позу Добрыне, он начал "танцевать" от нее, А что требует такая поза? Широкого рукава на правую руку! Но кольчуга уже запланирована на Илью. Как быть? И он рисует то, что дает ему возможность показать именно широкий свисающий рукав. Вот и все.И я вот думаю, а что бы ему "подсказать" (можно), чтобы не хуже было? Ну разве что византийских доспех из чешуек, возможно даже тронутых позолотой, но не яркой, чтобы не слишком выделять фигуру. Или напротив - тканый бархатный кафтан, с позолоченными головками заклепок - бригандину. И из под ее рукава - обтягивающую запястья кольчугу, на ремешках.
  31. +7
    22 января 2020 21:08
    Я много раз видела репродукцию с этой картины, но как-то не обращала. внимание на различие в одежде. А сейчас подумала : автор создал собирательный образ защитников Русской земли. Добрыня Никитич- выходец из бояр и соответственно вооружение и одежда, Илья Муромец- крестьян , а крестьяне предпочитали простую и практичную одежду, Алеша Попович, возможно, выходец поволжских булгар и одет так, но их вместе объединила любовь к Родине . Если кому-то захочется напасть то пусть не обижаются
  32. BAI
    +2
    22 января 2020 21:23
    1.
    однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке.

    Абсолютно верное утверждение, особенно, с учетом того, что Украина активно протягивает свою версию "Муровленина".
    2.
    или «колпак греческий»

    В ряде былин встречается описание, что различные богатыри сносили колпаком голову или сразу несколько голов несчастному Змею Горынычу. Матерчатым колпаком такое сделать невозможно, а железным шлемом - запросто.
    3. У Алеши к седлу приторочен струнный инструмент. Хобби или необходимая деталь воинского снаряжения?
    И совершенно неожиданное для такой статьи количество удаленных комментариев. Народ нашел, где языком зацепиться
    1. +2
      23 января 2020 07:38
      Цитата: BAI
      У Алеши к седлу приторочен струнный инструмент. Хобби или необходимая деталь воинского снаряжения?

      Это гусли. Он на гуслях играл.
      1. +1
        23 января 2020 17:55
        Да Алеша вообще красавчик! "Смерть гимназисткам"!
        1. +1
          23 января 2020 19:10
          "За плечами видны гусли,
          А в ногах червленый щит,
          Супротив его царевна
          Положенная сидит" (с).
  33. +2
    23 января 2020 01:49
    Да уж... Три катафракта в дозоре на запасных конях. Боевые кони, доспешные оттдыхают... А вдруг бой, а кони уставши...
    Спасибо за статью. А то как то все больше про позы и композицию. Благодаря Вам впервые на снаряжение внимание обратил. Благодарю сердечно.
    1. +1
      23 января 2020 02:11
      Просто дополню. Очень хочется такого рода же разбора снаряжения Александра Невского применительно к картине Корона. Ну, право...
      1. +4
        23 января 2020 07:39
        Это в плане...
        1. +1
          23 января 2020 08:42
          Цитата: kalibr
          Это в плане...

          Жду, (ждем) очень. Спасибо!
  34. +1
    23 января 2020 02:38
    Цитата: Толстый
    Просто дополню. Очень хочется такого рода же разбора снаряжения Александра Невского применительно к картине Павла Корина. Ну, право...
  35. 0
    23 января 2020 06:06
    Цитата: BAI
    И совершенно неожиданное для такой статьи количество удаленных комментариев. Народ нашел, где языком зацепиться

    Да это одни и те же петросяны своими плоскими шуточками флудят во всех темах, засоряя их.
  36. +2
    23 января 2020 16:00
    Цитата: HanTengri
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Что касается конкретно этой, то я еще отметил бы явно "степную" посадку всадников - на коротких стременах.

    Мое почтение, Михаил! hi Меня удивило отсутсвие шпор, а на посадку как-то внимания не обратил.

    Простите, но откуда во времена Киевской Русси шпоры? Возможно, я заблуждаюсь, но шпоры появились позднее. Впрочем, спросим об этом В. О.или коллегу В. Н.
    1. +4
      23 января 2020 16:18
      На Руси шпоры применять стали в XI веке. При раскопках Изяславля на Волыни, погибшего в 1241 году во время монголо-татарского нашествия, найдено 280 шпор.
      1. +3
        23 января 2020 17:11
        Спасибо за информацию
  37. +1
    25 января 2020 20:15
    Цитата: Пане Коханку
    Если ошибаюсь - прошу поправить!

    Что мог увидел:
    Всего печатей 13.
    1 час - Печать царства Казанского ( Грифон родимый)
    2- Печать Псковская
    3- Печать Великого княжества Тверского
    4-Печать Пермская
    5-Печать Болгарская (интересно)
    6-Печать Черниговская
    7-Печать Новгородская (это Нижний Новгород -олень)
    8-Печать Батыйка (совсем интересно)
    9-Печать Югорская ( Югра по современному?)
    10- ?
    11-Печать царства Астраханского
    12-Печать Великого Новгорода
    13-?
    Вячеславу за статью спасибо.
    Р.S.
    Цветовую гамму лошадей и их половую принадлежность разбирать будем?
    Белая явно кобыла, по глазам видно. smile
  38. +1
    25 января 2020 20:18
    Цитата: BAI
    Матерчатым колпаком такое сделать невозможно, а железным шлемом - запросто.

    В былинах звучала "Шапка греческая" и булава булатная 16 пудов если память не изменяет.
  39. +1
    29 января 2020 02:57
    Я тоже ничего не имею против нормандской теории, я против её навязывания и распространения в извращенной форме.
  40. DDT
    0
    10 мая 2020 13:23
    Скажите пожалуйста, а вы уверены что Васнецову НЕ было глубоко какая у кого кольчуга, какой у кого лук или шлем? Он просто нарисовал, то что ему самому понравилось? Зачем вы уважаемый, в исскуство пихаете идеологию? Как моя учительница по музыкальной литературе... "Набукко, это вершина классовой борьбы во времена Верди" wassat
    Спасибо за статью, но вам как историку следовало бы наверное, ИМХО как любят говорить сейчас, больше уделять внимание историческим источникам и иллюстрациям, а исскуство оставить искуствоведам.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»