Военное обозрение

«Гремлины» в воздухе. Начаты испытания БПЛА X-61A

31

Опытный X-61A в полете


На днях американская компания Dynetics сообщила о проведении первых летных испытаний перспективного беспилотного летательного аппарата X-61А Gremlins Air Vehicle. Главной задачей этого проекта является объединение нескольких БПЛА в «стаю» с возможностью самостоятельной работы или выполнения команд оператора. Первый испытательный полет завершился аварией, но в будущем планируется исправить все недочеты.

Перспективные «Гремлины»


Изделие X-61A стало результатом программы агентства DARPA, изучающего новые способы применения БПЛА. В 2014 г. агентство запустило новую программу, целью которой являлось создание нового БПЛА для работы в «стаях». В программе участвовало несколько компаний и организаций. В 2018 г. победителем конкурса на разработку беспилотника стала группа компаний во главе с Dynetics.

Компания Dynetics является головным разработчиком. Также в ее проекте участвуют несколько других фирм. Kratos UAS отвечает за планер, Williams Int. предоставила силовую установку и т.д. К разработке электроники и методов управления привлекли сразу несколько субподрядчиков.

Итогом проектных работ стал БПЛА X-61A, предназначенный для отработки как самой концепции, так и средств ее реализации. При помощи опытных аппаратов планируется изучить работу техники во всех режимах работы на всех этапах полета.

Новые БПЛА названы в честь гремлинов – персонажей английского армейского фольклора, а затем и одноименной повести Р. Даля. В финале книги эти существа, негативно настроенные к любой технике, стали помогать британским летчикам в борьбе с врагом. Примерно тем же должны будут заниматься и новые беспилотные «гремлины».

Особенности проекта


Изделие X-61A представляет собой летательный аппарат средних размеров нормальной аэродинамической схемы с турбореактивным двигателем. Он должен подниматься в воздух при помощи самолета-носителя, совершать самостоятельный полет, а затем возвращаться на его борт. В будущем беспилотники-гремлины должны будут действовать крупными группами и совместно выполнять широкий круг задач.


X-61A под крылом носителя

Экспериментальный БПЛА может нести нагрузку ок. 70 кг, развивать скорость порядка М=0,8 и находиться в воздухе до 3 ч. Конструкция рассчитана на 20 полетов по полному профилю.

Пока БПЛА не имеет специального оборудования и оснащен только аппаратурой, необходимой для пилотирования и взаимодействия с носителем или другими беспилотниками. Целью нынешнего этапа программы является отработка общих вопросов взаимодействия во всех условиях и на всех режимах. В дальнейшем технику могут оснастить теми или иными приборами для проведения различных тестов и испытаний.

В нынешних испытаниях в качестве носителя используется дооборудованный военно-транспортный самолет C-130. Под его крылом установлен пилон для перевозки БПЛА, в кабине – необходимая радиоэлектронная аппаратура. В дальнейшем опытный носитель получит устройства для приема беспилотника на борт. В перспективе носителями «гремлинов» могут стать другие самолеты или БПЛА тяжелого класса.

Для носителей на базе ВТС предлагается специальная выдвижная стрела с удерживающей системой для БПЛА, способная выпускать трос с буксирным устройством. При помощи выдвижного крюка БПЛА должен ловить устройство, после чего носитель может подтянуть его и ввести в грузовой отсек. Схожие устройства в будущем планируется разработать для других носителей.

Беспилотные задачи


БПЛА типа X-61A и будущая техника на их основе должны будут работать группами-стаями по несколько единиц. Предполагается, что они смогут поддерживать связь друг с другом, перераспределяя информацию и задачи, а также взаимодействовать с наземным командным пунктом или самолетами в воздухе.


Первые секунды самостоятельного полета

«Стаи» беспилотников предлагается использовать в различных ситуациях для выполнения разных задач. Десятки БПЛА могут осуществлять разведку крупных районов или выполнять целеуказание для вооружений. Также они могут нести оружие и применять его по команде от пилотируемого самолета. Во всех случаях обеспечиваются преимущества перед «традиционными» методиками, связанные с большим числом БПЛА и с сокращением рисков для людей.

БПЛА X-61A Gremlin имеет еще одно важное качество. Он выполнен в виде возвращаемой системы воздушного базирования. Специализированный самолет-носитель сможет доставить их в заданный район и обеспечить дальнейшую работу, а затем забрать их и вернуть на базу. Все это существенно упрощает развертывание техники, в т.ч. на большом удалении от баз. По сути, боевые возможности такого комплекса не ограничиваются дальностью полета отдельных БПЛА и больше зависят от носителя.

Впрочем, пока речь идет только об отработке взаимодействия пилотируемой и беспилотной техники. Опытные образцы должны выполнять полет, обмениваться данными и совместно строить тактику. Ведение реальной разведки или нанесение ударов пока не предусматривается.

Первые испытания


По данным компании-разработчика, первые летные испытания БПЛА X-61A состоялись еще в ноябре прошлого года. Их провели на полигоне Дагвей (шт. Юта) с использованием опытного образца с обозначением GDS-01. Также в мероприятии задействовали самолет C-130 со специальной аппаратурой и наземный командный пункт.

GDS-01 начал полет под крылом носителя и был отцеплен в заданном районе. Самостоятельный полет последовательно совершался в автономном режиме, а также при управлении с воздушного и наземного командного пунктов. Аппарат находился в воздухе 101 минуту. Система возвращения БПЛА на носитель еще не готова, из-за чего посадка должна была осуществляться при помощи парашюта. Однако парашютная система не сработала, и опытный образец разбился. Впрочем, программа полета была выполнена, и его признали успешным.


Применение "стаи" в представлении художника. Самолет-носитель на переднем плане готов принять "Гремлина" на борт

Участники проекта уже построили еще четыре БПЛА нового типа и готовятся к их испытаниям. Полеты начнутся в ближайшее время. Новые опытные «гремлины» должны будут показать возможность одновременного запуска и совместного полета с взаимодействием по принципу «стаи». Также в ходе последующих испытаний проверят систему возвращения БПЛА на борт носителя.

На пороге будущего


Нынешний проект DARPA / Dynetics X-61A GAV рассматривается в качестве экспериментального и предназначен для отработки основных технических решений в сфере «стай» БПЛА. Этим определены специфический облик опытной техники и выбор ее носителя. В дальнейшем на основе накопленного опыта может быть разработан новый аналогичный комплекс, изначально пригодный для применения в ВВС.

Разработка такого комплекса пока не начиналась, но уже имеется общее понимание концепции. Он должен включать самолет-носитель с необходимой аппаратурой и возможностью несения большого числа БПЛА, а также собственно беспилотники. От последних требуются достаточно высокие тактико-технические характеристики, возможность выполнения разных задач и минимально возможная цена.

Как считают в компании Dynetics, новая техника с точки зрения тактики должна занимать промежуточное положение между крылатыми ракетами и самолетами. Первые способны самостоятельно атаковать цели, но при этом достаточно дороги. Удар авиации может быть дешевле, но самолету приходится входить в зону действия ПВО противника. Применение БПЛА по типу X-61A позволит выполнить разведывательную или боевую задачу с требуемой эффективностью, но без рисков для пилотируемых самолетов.

По разным оценкам, появление полноценных боеспособных «гремлинов», пригодных для работы в «стае» и эффективного решения всех поставленных задач, даст ВВС принципиально новые возможности и резко повысит их боеспособность. Однако разработка боевых комплексов такого рода все еще остается делом отдаленного будущего.

Пока американским специалистам из ряда организаций и компаний следует завершить работы по экспериментальному проекту X-61A Gremlins. Какими будут результаты этого проекта – станет известно позже. Первые полеты новых прототипов состоятся в ближайшее время, а затем начнутся новые эксперименты.
Автор:
Использованы фотографии:
Dynetics Inc.
31 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. rocket757
    rocket757 21 января 2020 05:46
    +1
    Уже было ... проводят исследования, отрабатывают технологию, работа на перспективу. Всё к тому идёт, чтоб исключить человека из реального боевого процесса, заменив его дронами того или иного вида.
  2. василий пономарев
    василий пономарев 21 января 2020 06:31
    +1
    "возможностью несения большого числа БПЛА, а также собственно беспилотники"-я правильно понял,нести большое число беспилотников а также собственно беспилотников? what
  3. g1washntwn
    g1washntwn 21 января 2020 06:39
    +5
    Использовать большой носитель (C-130) чтобы доставить поближе к району БД беспилотный носитель поменьше (Гремлин) чтобы сбросить с него что-то типа планирующей SDB (самая маленькая из этой матрешки)...
    Мне одному кажется, что тут что-то лишнее? Пока я вижу крылатую ракету которую учат взаимодействовать с другими крылатыми ракетами... Гранит?
    Стая - для дешевых одноразовых решений и 3Д-принтера. Воздушный мозершип для БПЛА интересен чисто концептуально (в плане отработки стайности), но практически будет сильно дороже и сложнее. Для спецопераций но не для широкого применения (закинуть дрона-киллера и забрать его после устранения цели, распылить с дронов биологическое/химическое оружие или устроить еще какую дистанционную гадость).
    1. dauria
      dauria 22 января 2020 12:18
      0
      [quote Для спецопераций но не для широкого применения ][/quote]

      Наоборот . Попытка перегрузить фронтовую ПВО дешёвыми целями. На них и ракету тратить дорого и не сбивать нельзя. Для этого и лепят всякие "Валькирии", взлетающие с аэродромов , и вот этих вот. воздушного базирования. Аэродромы в тактической глубине уязвимы, а С-130 сможет и с оперативной глубины работать.
      Словом , идея проста - не прорвать ПВО умением, засыплем числом. Тем более в радиолокационном диапазоне просто сделать неотличимым от самолёта.
  4. smart fellow
    smart fellow 21 января 2020 07:16
    +2
    Над Томагавком молотком и зубилом поработали.
  5. профессор
    профессор 21 января 2020 07:26
    +3
    Дроны будут кружить часами вскрывая ПВО противника и уничтожая его. Потери дронов-расходного материала берутся в расчет. Далее идет волна ударов КР и наконец бомбардировщики с планирующими бомбами. В итоге полное господство в воздухе и избиение младенца.
    1. bessmertniy
      bessmertniy 21 января 2020 07:44
      +1
      Логично. Действительно ради победы можно пожертвовать каким-то количеством расходных дронов. Наштамповать их сегодня не проблема.
    2. KCA
      KCA 21 января 2020 07:57
      -1
      Про С-130 при подобной атаке можно забыть, это будет акт прямой агрессии и первым делом завалят носитель, некуда будет Гремлинам возвращаться, ну при применении по Сирии, САР, Ираку, может и сработает, но если будет в той-же Сирии атака на российскую базу, все С-130 будут сбивать до выхода в район запуска, это не Ф-16 или Ф-35, за горами не спрячешь
      1. профессор
        профессор 21 января 2020 08:12
        0
        Цитата: KCA
        Про С-130 при подобной атаке можно забыть, это будет акт прямой агрессии и первым делом завалят носитель, некуда будет Гремлинам возвращаться, ну при применении по Сирии, САР, Ираку, может и сработает, но если будет в той-же Сирии атака на российскую базу, все С-130 будут сбивать до выхода в район запуска, это не Ф-16 или Ф-35, за горами не спрячешь

        Руки коротки носители сбивать, да "кривизна земной поверхности" не позволит.
        Цитата: СРЦ П-15


        Цитата: профессор
        Дроны будут кружить часами вскрывая ПВО противника и уничтожая его.

        А станции РЭБ противника ласково будут принуждать их к "посадке". yes

        В мечтах фантазеров. На практике вот уже 40 РЭБ устанавливается на дронах которые выводят из строя ПВО противника.
        1. СРЦ П-15
          СРЦ П-15 21 января 2020 08:25
          +4
          Цитата: профессор
          В мечтах фантазеров. На практике вот уже 40 РЭБ устанавливается на дронах которые выводят из строя ПВО противника.

          Какова мощность этих РЭБ на дронах? Вы хотите сказать, что наземная станция РЭБ слабее той, что находится на дроне? Да этот дрон ещё до подлёта к цели будет приземлён! Хотя, против папуасов пойдёт. yes
          1. профессор
            профессор 21 января 2020 10:37
            -1
            Цитата: СРЦ П-15
            Какова мощность этих РЭБ на дронах?

            Достаточная для подавления вражеской ПВО. "Операция Медведка-19".

            Цитата: СРЦ П-15
            Вы хотите сказать, что наземная станция РЭБ слабее той, что находится на дроне?

            Половыми членами в данном случае меряться не стОит. РЭБ дрона не будет бороться с наземным РЭБ, а с ПВО противника.

            Цитата: СРЦ П-15
            Да этот дрон ещё до подлёта к цели будет приземлён! Хотя, против папуасов пойдёт.

            Никто и никогда не приземлил военного дрона. Это невозможно даже в теории.

            Цитата: KCA
            Дальность полёта СУ-35С 3600км без ПТБ, ограничим боевой радиус в 1500км, дотянемся

            Ну да, ну да. Там вас и будут ждать.
            1. KCA
              KCA 21 января 2020 14:30
              0
              Почему нас? Дронов носитель ждать будет, или с возвращением понты, а делают обычный барражирующий боеприпас?
              1. профессор
                профессор 21 января 2020 14:43
                0
                Цитата: KCA
                Почему нас? Дронов носитель ждать будет, или с возвращением понты, а делают обычный барражирующий боеприпас?

                Не дадут вам отгонять чужие транспортники в 1000 км от своих границ. Ваши летчики ни разу ни камикадзе.
                Обычный барражирующий боеприпас одноразовый, этот многоразовый. Наклепают таких Гремлинов, что никакой ПВО на них не хватит.
            2. ВладГТН
              ВладГТН 25 января 2020 22:57
              0
              Я подзабыл, кто посадил американского дрона целым. Иран или Ирак? А, нет, это невозможно.
              1. профессор
                профессор 26 января 2020 08:34
                +1
                Цитата: ВладГТН
                Я подзабыл, кто посадил американского дрона целым. Иран или Ирак? А, нет, это невозможно.

                Никто. Он сам упал.
          2. arkadiyssk
            arkadiyssk 21 января 2020 15:48
            +1
            Ну каких папуасов? Эти штуки для серьезных противников с серьезной ПВО. Американцы давно используют подобные системы ложных целей в виде одноразовых - MALD или ITALD. Так что Гемлин это просто развитие уже опробованных решений.
        2. KCA
          KCA 21 января 2020 08:28
          -5
          Дальность полёта СУ-35С 3600км без ПТБ, ограничим боевой радиус в 1500км, дотянемся
        3. Mestny
          Mestny 21 января 2020 08:58
          -1
          Кривизна земной поверхности - это ваше всё.
          Ещё из-за угла.
      2. В.И.П.
        В.И.П. 21 января 2020 13:34
        +3
        Так у них программа есть по использованию стаи дронов против наших систем ПВО. Там транспортник скидывает кучу дронов( несколько десятков), а они между собой держат связь, маневрируют, заходят с разных сторон и высот и атакуют только радары от с-300/400. Пусковые установки пво им не нужны. За счёт количества и активных маневров перегружают систему ПВО и хоть несколько но бьют радар. А здесь они сейчас просто отрабатывают систему связи, управления и распределения целей. Как искуственный интеллект научат работать как им нужно , так и начнут реализовывать . Там в стае по моему они и дроны с РЭБ задействуют тоже совместно с ударными..
        1. Керенский
          Керенский 22 января 2020 16:03
          0
          они сейчас просто отрабатывают систему связи, управления и распределения целей. Как искуственный интеллект научат работать как им нужно , так и начнут реализовывать .

          Это всё можно сделать в одной комнате.
      3. Владимир_2У
        Владимир_2У 23 января 2020 03:59
        -1
        Цитата: KCA
        некуда будет Гремлинам возвращаться

        Не уверен, но чем чаще будет возврат, тем выше вероятность жёсткого контакта, с вытекающими последствиями, так что скорее всего эта функция рекламная.
    3. СРЦ П-15
      СРЦ П-15 21 января 2020 07:58
      -4
      Цитата: профессор
      Дроны будут кружить часами вскрывая ПВО противника и уничтожая его.

      А станции РЭБ противника ласково будут принуждать их к "посадке". yes
    4. MMX
      MMX 21 января 2020 17:38
      0
      Цитата: профессор
      Дроны будут кружить часами вскрывая ПВО противника и уничтожая его. Потери дронов-расходного материала берутся в расчет. Далее идет волна ударов КР и наконец бомбардировщики с планирующими бомбами. В итоге полное господство в воздухе и избиение младенца.


      Это против такой страны как Израиль подходит.
      А если масштабы, скажем, Китая или России, то пупок развяжется.
      1. Лена Петрова
        Лена Петрова 21 января 2020 18:56
        +1
        Можно подумать, РФ будет тихо смотреть на весь этот хоровод. Это прямое нападение, тем более над нашей территорией, - полное право нанесения превентивного удара.
  6. Дилетант
    Дилетант 21 января 2020 07:34
    +5

    День сурка?
    1. Аэродромный
      Аэродромный 21 января 2020 08:27
      -1
      Цитата: Дилетант

      День сурка?

      не...это для граждан трибалтики...
  7. opus
    opus 21 января 2020 13:44
    +2
    Цитата: Рябов Кирилл
    Изделие X-61A представляет собой летательный аппарат средних размеров нормальной аэродинамической схемы с турбореактивным двигателем.

    "с турбореактивным двигателем" ?
    откуда он это взял?
    belay




    ни где нет об ТРДД+ он всего 600кг+ всего 4 часа "висит"+ должен быть дешёвым.
    может ПВРД?
    ссылка DARPA
    https://southfront.org/darpa-successfully-carries-out-maiden-flight-of-x-61a-gremlin-swarm-drone/
    1. Лексус
      Лексус 22 января 2020 02:41
      +5
      Dynetics is the prime contractor for the Gremlins programme, while the body of the UAV is built by Kratos Defense and the turbine is supplied by Williams International.

      Взято отсюда
      https://www.flightglobal.com/military-uavs/dynetics-x-61a-gremlins-makes-first-flight-but-destroyed-after-parachute-fails/136220.article
      Или
      While Dynetics is responsible for the overall design of the unmanned vehicles, Williams International is supplying the small turbofan for each one, Moog is building the control actuation systems, and the Sierra Nevada Corporation is designing the drone’s precision navigation system

      Отсюда
      https://www.thedrive.com/the-war-zone/20234/darpa-will-reel-in-its-gremlins-drones-and-pluck-them-out-of-the-sky-like-flying-fish

      Здесь же пишут про разработку системы дозаправки "Гремлинов" без возвращения на носитель. Есть видео.

      hi
      1. opus
        opus 22 января 2020 10:54
        +3
        Цитата: Лексус
        Взято отсюда

        what
        гложут меня сомнения..
        имеем корпус в миделе 22,5 *20,75 inch, пусть будет треугольник равносторонний 22,5inch
        на коленке R=a/2*sqrt(3)=6,5 inch диаметр =13 inch
        габариты продукции Williams International:

        у EJ22=22
        если только Williams F107/WR19 -но он жутко дорог, концепция дешёвого чёрта -не устраивает
        Или

        да,там кто-то,когда-то,где-то сказал и понеслось
        ни у Williams International, ни у Dynetics-НИЧЕГО ОБ ЭТОМ НЕ СКАЗАНО

        Цитата: Лексус
        Здесь же пишут про разработку системы дозаправки

        1.ну это естественно, если концепция предполагает дозаправку, ни кто и не предпологал,что там стоит твердотопливный
        2.ПВРД на жидком топливе: заправляетесь+ дёшево.
        ПВРД, вот я собственно о чём имел ввиду
  8. Egor53
    Egor53 22 января 2020 14:23
    0
    Исключительно противопапуасное оружие.
    При применении против мало мальски приличного противника все носители этих дронов легко будут сбиты.
    Да и сам дрон несет боевой нагрузки всего 70 кг. - что неприлично мало.
    "Посадка" дрона на самолет носитель - это вообще цирк с конями. Все и так знают, что американцы придурковатые. А такие проекты только укрепляют всех в этом мнении.
  9. cndjk
    cndjk 9 февраля 2020 15:13
    0
    О чем разговор ?В нашей доктрине принято "любое массированное нападение на Россию вызовет ответный массированный ядерный удар по противнику и его союзникам"Вопросы есть?