Гравитационная навигация как инструмент будущего

44

Гравиметрическая карта России и прилегающих территорий в масштабе 1:2 500 000. ВСЕГЕИ им. А.П. Карпинского, 2016 г. / vsegei.com

Существуют и широко используются несколько типов систем навигации, отличающиеся принципами действия и точностью измерений. В будущем в эксплуатацию может поступить принципиально новая система, вычисляющая координаты по особенностям гравитационного поля Земли (ГПЗ). Ожидается, что такой способ определения местоположения будет отличаться особой точностью – и при этом высокой сложностью.

Перспективное направление


Наличие развитой космической группировки и совершенствование всех основных технологий открывает перед мировой наукой новые возможности. В частности, наличие высокоточных инструментов измерения физических полей планеты и объектов на ее поверхности позволяет составлять подробные модели разного рода, пригодные для применения в разных сферах.



На протяжении нескольких последних лет в нашей стране и за рубежом ведутся исследования в направлении т.н. гравитационных навигационных систем. Выполняются необходимые работы и собираются новые данные, перерабатываемые для дальнейшего использования. Уже определены основные принципы работы новой навигационной системы, и продолжается процесс ее создания.

В России работы в этом направлении ведет несколько организаций. В частности, Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) из состава Росстандарта занимается созданием техники для сбора данных и обработкой поступающей информации о ГПЗ с целью создания новых средств навигации.


Принципы работы спутниковой системы ГЛОНАСС. Комплекс критически зависит от радиосвязи, что приводит к рискам. Графика ИАЦ КВНО / glonass-iac.ru

Последние сообщения на тему гравитационной навигации появились на днях. Еженедельник «Звезда» со ссылкой на руководство Росстандарта писал о продолжении работ по перспективному проекту и получении новых результатов. Также напомнили о преимуществах новых технологий и сферах их применения.

Измерение и вычисление


В основе концепции гравитационной навигации лежит тот факт, что параметры ГПЗ в разных точках поверхности планеты (или над ней) незначительно отличаются. Земля не является идеальным шаром или эллипсоидом; ее поверхность имеет сложнейший рельеф, а толща земной коры сложена из разных материалов. Все это влияет на параметры гравитации на поверхности и вблизи нее. Нередко фактические значения отличаются от расчетных для данной точки, что называется гравитационной аномалией. Кроме того, из-за ряда факторов в разных точках наблюдается отличающаяся центробежная сила.

Концепция предусматривает измерение параметров ГПЗ и центробежной силы в разных точках с дальнейшей обработкой. Получившаяся гравиметрическая карта может вводиться в память навигационной аппаратуры и использоваться в вычислениях. На основе данных о ГПЗ возможна коррекция работы инерциальных или спутниковых навигационных систем. При этом общая погрешность всего комплекса сокращается до сантиметров. Кроме того, ИНС с коррекцией по данным о ГПЗ отличается высочайшей помехоустойчивостью.

Наблюдения показывают, что ГПЗ является достаточно надежным «эталоном» для навигационных систем. Скорость изменения гравитационного поля значительно ниже, чем у магнитного, и данные о ГПЗ могут использоваться в течение десятков лет без заметной потери точности вычислений. Впрочем, землетрясения и иные процессы могут изменять состояние ГПЗ и требовать обновления карт.

Практические меры


Согласно сообщениям последних лет, российские ученые – как и их зарубежные коллеги – уже не первый год занимаются сбором данных, поиском гравитационных аномалий и составлением гравиметрических карт. Специальная аппаратура на борту летательных аппаратов и спутников измеряет значения полей в огромном числе точек и передает их наземным вычислительным центрам. Итогом такой работы становится карта, способная обеспечить высокую точность навигации.

Гравитационная навигация как инструмент будущего
КА системы ГЛОНАСС разных модификаций. Графика ИАЦ КВНО / glonass-iac.ru

Также осуществляется разработка навигационного оборудования, способного использовать новые карты и взаимодействовать с другой аппаратурой. Однако, насколько известно, такие проекты еще не привели к появлению изделий, пригодных к реальной эксплуатации.

Внедрению новых принципов навигации пока может помешать отсутствие точных карт значительной части земной поверхности. Фактически на данный момент навигация по ГПЗ на практике не дает особых преимуществ перед ИНС или спутниковыми системами. Ситуация может измениться лишь в будущем, когда будут выполнены все необходимые исследования и проектные работы.

Сферы применения


Новые принципы навигации могут найти применение в разных сферах, где требуется особо точное определение координат, независимость от внешних источников сигнала и другие специфические особенности. Прежде всего, это военное дело. Появление пригодных к эксплуатации гравитационных систем навигации позволит повысить боеспособность широкого круга образцов техники и вооружений.

Военным может быть интересна как повышенная точность вычисления координат, так и уникальная помехозащищенность. По сути, единственным способом воздействия на такие системы является искусственное изменение ГПЗ – что требует колоссальных усилий или вовсе невозможно.

Высокоточная управляемая ракета, используя гравиметрическую карту, сможет более точно следовать по заданному маршруту и поразить цель с известными координатами с меньшим отклонением. Такие принципы могут использоваться как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Впрочем, для такой операции потребуется точная и актуальная карта ГПЗ на маршруте, что предъявляет особые требования к разведке и организации удара.


Гравитационные аномалии на поверхности Земли по данным миссии NASA GRACE. Графика NASA / earthobservatory.nasa.gov

Новые принципы навигации представляют большой интерес для науки. С их помощью можно осуществлять более точную привязку, что полезно при различных исследованиях в ряде областей. Точность сбора данных повышается, и это сможет стать основой для новых важных открытий.

Не следует забывать и про гражданский и коммерческий транспорт. В нормальной обстановке кораблям или самолетам достаточно имеющихся средств навигации, но в некоторых ситуациях могут требоваться более точные системы. Вполне возможно, что появление полноценных работоспособных средств навигации по ГПЗ заинтересует авиа- и судостроителей, а также коммерческих перевозчиков.

В ожидании успеха


Согласно последним сообщениям, ВНИИФТРИ сейчас занят составлением точных гравиметрических карт разных районов, пригодных для дальнейшего использования на практике. Данные о параметрах ГПЗ и наблюдаемых силах обрабатываются и переводятся в удобную для использования форму. Также ведется разработка навигационной аппаратуры для внедрения на практике.

Обе эти составляющие нового направления отличаются высокой сложностью, продолжительностью и трудозатратами. К сожалению, даже примерные сроки внедрения новых технологий на практике остаются неизвестными. Кроме того, неясны фактические перспективы таких разработок с точки зрения применения в разных сферах. Тем не менее, работы ведутся, и в будущем следует ожидать реальные результаты. Если новые технологии дойдут до применения и оправдают ожидания, в ряде сфер произойдет коренной перелом.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 января 2020 05:17
    С развитием электроники, для высокоточных измерений и последующих вычислений не требуется агрегат размером со шкаф!!! Возможно скоро создадут "искусственный нос" размером с обычный телефон и будем мы ходить по следу .... нужному следу сами, без помощи собак!
    Впрочем, собака это не только хороший нюх, это верный друг, которого электроника не заменит
    Хотя, для некоторых, смартфон это уже нечто большее, чем электронное устройство ...
    1. -1
      23 января 2020 06:34
      Впрочем, собака это не только хороший нюх, это верный друг, которого электроника не заменит

      Насчет друга не знаю, а вот подруги уже есть:
      1. +1
        23 января 2020 06:55
        Цитата: pmkemcity
        Насчет друга не знаю, а вот подруги уже есть:

        Суррогат .... это уже болезнь! По минимуму, болезнь индивида ... но там о до заболевания общества не долго, если не пресекать радикально, бе-е-е am
        1. -1
          23 января 2020 06:58
          Мой друг Шарик съел томагочи. Среди друзей то же не все в порядке.
          1. 0
            23 января 2020 07:03
            Если томагочи китайский, можно и отравится. Кто его знает, какие полимеры, красители они используют!
            Своим Шарикам, Бобикам, Рэксам даю косточки, натуральные ... пусть здоровыми будут.
            1. -2
              23 января 2020 07:23
              Если томагочи китайский, можно и отравится.

              Настоящий друг ради друга живота своего не пожалеет. У "моего друга" была "подругасука", так она съела шапочку для плавания. Видимо, что бы чаще "дружил" с нею на улице.
    2. 0
      23 января 2020 07:57
      Бают собаке молекул 10 надо для идентификации запаха. Овчарка немецкая у меня. Похоже га правду.
      1. 0
        23 января 2020 08:40
        Мать природа постаралась дать каждому то, что ему нужно, для выживания.
        Только человек может использовать то, что давалось для выживания, для уничтожения много чего, не мешающего его выживания ....
        Не скажу, что природа ошиблась, наделив нас такими мозгами, но то, что она не всё предусмотрела, очень похоже.
  2. +1
    22 января 2020 05:52
    Впрочем, землетрясения и иные процессы могут изменять состояние ГПЗ и требовать обновления карт.

    Ха ...они постоянно происходят...а интересно авианосцы США проходя по поверхности океанов могут изменять кратковременно состояние ГПЗ...ведь такая многотысячная масса железа в небольшой точке Земли определенно должна оставлять какие либо следы на приборах.
    1. +2
      22 января 2020 07:54
      Вот и у меня та же мысля. Как доверять такой навигации?
    2. -1
      22 января 2020 10:21
      первым гравиметр изобрёл руский физик Б.Б. Голицын


      на этом принципе вообщем то работают все современные гравиметры.
      Раньше он назывался сейсмограф.
      1. 0
        22 января 2020 11:06
        единицами измерения на этом приборе стали Галы ,мили Галы,в честь изобретателя.
        1. +4
          22 января 2020 12:57
          единицами измерения на этом приборе стали Галы ,мили Галы,в честь изобретателя.

          В честь изобретателя чего? Единица Гал - единица ускорения, названа в честь Галилея
      2. +6
        22 января 2020 13:40
        первым гравиметр изобрёл руский физик Б.Б. Голицын
        Раньше он назывался сейсмограф.
        Перефразируя Фейхтвангера, человек альтернативный альтернативен во всех областях, даже в грамматике.
        Гравиметр и сейсмограф - это разные приборы. И так они называются до сих пор.
        Гравиметр служит для измерения силы тяжести, а сейсмограф - для регистрации сейсмических волн.
        Голицын сконструировал не сейсмограф вообще, а электромагнитный сейсмограф, который используется в одной из разновидностей гравиметров - кварцевых гравиметрах. А еще они бывают маятниковые, баллистические, квантовые и т.д.
        1. -3
          22 января 2020 15:22
          Цитата: Undecim
          Перефразируя Фейхтвангера, человек альтернативный альтернативен во всех областях, даже в грамматике.


          тоже могу сказать, если туп ,то это надолго.
          а кто первый вообще сконструировал сейсмограф? А ну да первый конечно был китаец тыщу лет назад,даже сама конструкция сохранилась.
          1. +2
            22 января 2020 16:23
            если туп ,то это надолго.
            Очень самокритично.
            Повторяю для особо альтернатианых - электромагнитный сейсмограф, то есть мовременный прибор, создал Голицин. Этого никто не отрицает.
            Но это не гравиметр.
            1. 0
              22 января 2020 23:14
              Гравиметр, сейсмограф и акселерометр имеют схожий принцип действия и крнструкцию: чувствительный элемент - пробное тело, пружина. Но диапазон измерения и требования к точности у них разные.
    3. 0
      22 января 2020 18:15
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      интересно авианосцы США проходя по поверхности океанов могут изменять кратковременно состояние ГПЗ..


      Думаю нет. Авианосец находится в взвешенном состоянии. Т.е., если он весит сто тысяч тонн, то с того места, где он находится, он, грубо говоря, выгнал объем воды той же массой сто тысяч тонн. Посколько гравитация зависит от массы и не от чего другого, сила гравитации над авианосцем или просто над морем не будет отличаться.
      1. -1
        23 января 2020 15:37
        Точечную карту ГПЗ построить, скорее всего, не удастся - слишком большой объём работы, а смысл? Если Вы имеете понятие о принципах работы КЭНС (корреляционно-экстремальных навигационных систем), то Вам станет понятен и возможный (!) принцип навигации по ГПЗ. Я имею в виду, что основой навигационного комплекса является (автономная) инерциальная навигационная система (ИНС),а коррекция "уходов" координат производится по данным "внешних" или корректирующих систем навигации (радионавигационных, астро-, спутниковых, радиолокационных или оптических).
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    22 января 2020 07:51
    Хотелось бы узнать хотя бы примерный принцип действия. Т.е. как по одной скалярной величине определяются трёхмерные координаты. Учитывается ли влияние солнечной, а главное лунной гравитации?
    1. Комментарий был удален.
      1. +1
        22 января 2020 12:18
        Цитата: rudolff
        По одной величине только если она уникальна. А так по ее изменению и сравнению с гравиметрической картой.

        Что именно предполагается сравнивать с "гравиметрической картой"? Силу гравитации в конкретной точке пространства? Ну ок. А как отличить в какой именно точке трехмерного пространства получено значение гравитации?
        Вопрос не праздный. Есть гораздо более,... более,... легко измеряемые величины. К примеру, радио-сигнал. Наблюдатель имея аппаратуру для точнейшей регистрации радиосигнала может вычислить азимут (направление) на источник сигнала.
        Но для определения места на поверхности (т.е. в плоской, двухкоординатной системе) нужен не один, а два источника сигнала с известными координатами. Или для определения источника сигнала два регистратора с известными координатами. Геолокация. А вот для третьей координаты, в простанародье - высоты, требуется уже третья т.с. точка опоры с известными координатами. Ну или как на самом деле происходит - другие физические свойства. К примеру, измерение доплеровского эффекта модулированного сигнала или ещё нечто подобное.
        Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что Вы не внутри быстролетящей крылатой ракеты активно маневрирующей на маршруте, а на воздушном шаре. Вы в незнакомой местности, в первый раз. Но у Вас есть гравитационная карта. К примеру, она отранжирована по шкале гравитации в м/(сек в квадрате) с точностью хоть до сто пятидесятого знака после запятой, хоть до двухмиллионного. Значения не имеет. И вот, имея значение гравитации на Вашем воздушном шаре Вам надо понять в какой точке Земли Вы находитесь. Что делаете? Опишите? Гравитацией таких мелких объектов как Луна и Солнце можете пренебречь. Кого интересует, что они вызывают сложные приливные волны и даже течения в гидросфере? У нас сверхточная карта. Что и с чем будете сравнивать?
        1. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
    1. +2
      22 января 2020 14:41
      Цитата: rudolff
      Составить такую карту дорого и хлопотно.

      базы геомагнитных данных в СПбФ ИЗМИРАН
      Эталонное картообеспечение ГравиКЭНС. Основными средствами получения информации о ГПЗ в Мировом океане являются морская гравиметрическая съемка и спутниковая альтиметрия. Одним из основных результатов выполненных в рамках НИР «Геофизика-Р2010» исследований является создание экспериментальной базы данных о ГПЗ для картографического обеспечения перспективных КЭНС (корреляционно-экстремальных систем навигации и наведения) .
      На текущий момент около 80 % площади акватории Мирового океана покрыто сетью спутниковых радиовысотомерных измерений, позволяющей определять высоты квазигеоида (ВКГ), аномалии силы тяжести (АСТ) и составляющие уклонения отвесной линии (УОЛ) со среднеквадратической погрешностью (СКП) 0,1–0,3 м, 5–7 МГал и 0,5-2" соответственно.
      Такая точность картографирования позволяет обеспечить точность автономной навигации над морем по ГПЗ на уровне 100х200 м;

      ЗЫ.
      одной гравитации маловато.
      В США в 1996 г. был создан для стратегической подводной лодки БГГ на акселерометрах, расположенных на вращающейся платформе. С помощью специальной программы по данным БГГ формировалось 3-мерное изображение подводной обстановки вокруг лодки. При наличии карты рельефа морского дна выполнялась коррекция показаний бортовой ИНС.
      С помощью БГГ можно обеспечить самонаведение боевых блоков на центр масс цели.
  7. 0
    22 января 2020 09:05
    Есть мнение что рано или поздно от спутников всеравно придётся отказаться слишком много там космического мусора.
  8. +1
    22 января 2020 09:34
    Высокоточная управляемая ракета, используя гравиметрическую карту, сможет более точно следовать по заданному маршруту и поразить цель с известными координатами с меньшим отклонением. Такие принципы могут использоваться как крылатыми, так и баллистическими ракетами.
    Остаётся сущий пустяк, научиться отфильтровывать ускорения от атмосферных помех, работы двигателей, колебаний топлива при наличии ЖРД, изменений массы ракеты и множества других факторов, на много порядков превышающих изменения гравитационного поля. А какова должна быть погрешность гравиметров для обеспечения "повышенной точности" хотя бы в пределах десятков метров?
    1. Eug
      +1
      22 января 2020 10:11
      Скорее всего, частоты колебаний чувствительных элементов гравитационных датчиков от приведенных Вами факторов будут существенно отличаться от частоты колебаний, вызванных изменением гравиполя. По крайней мере, в СУ БР при обработке информации с датчиков уже достаточно давно и успешно отфильтровывают частоты, вызванные колебаниями жидкого топлива и упругостью элементов конструкции. Учитывают обычно первые четыре гармоники вынужденых колебаний, т.е низкочастотные и наиболее энергонесущие. А состояние атмосферы задается вероятностными характеристиками распределения параметров.
      1. +1
        22 января 2020 10:54
        Да, согласен. Отфильтровать высокочастотные колебания от медленного изменения гравитационного поля возможно, но говорить о точности даже в десятки метров весьма преждевременно. Точные гравитометры весьма нежные и габаритные приборы. Инерциальная система наведения не менее независима от внешних факторов, но отработаны и серийно производятся. А вот для подводных лодок система может пригодиться.
      2. +1
        22 января 2020 12:27
        Цитата: Eug
        Скорее всего, частоты колебаний чувствительных элементов гравитационных датчиков от приведенных Вами факторов будут существенно отличаться от частоты колебаний, вызванных изменением гравиполя...

        Частоты колебаний? Я то думал, что гравитационное поле Земли вещь постоянная во времени в каждой точке пространства. Вспоминаем - мы на воздушном шаре. Давайте для простоты привяжем его к поверхности, чтобы не болтался и не улетел. Что именно измеряем?
        1. 0
          24 января 2020 08:48
          Речь идёт об изменении гравитационного поля при движении.
          1. 0
            24 января 2020 09:34
            Цитата: Михаил м
            Речь идёт об изменении гравитационного поля при движении.

            Не объясняет ровным счетом ничего, потому что в движении надо ко всему прочему кроме начальной координаты ещё и вектор движения вычислять.
            Это ещё хуже чем смотреть в микроскоп на движущуюся контурную карту.
    2. +2
      22 января 2020 11:39
      Добавлю и влияние движения небесных тел. Приливы, вызванные Солнцем и Луной, никто не отменял.
  9. Eug
    +1
    22 января 2020 09:55
    Может ли навигационная система по ГПЗ использовать не линейные параметры ГПЗ, а площадные, по типу того, как TERCOM и DSMAC используют карты высот? Ну и строить наФигацию (так мы в институте ее называли) только на картах рискованно, скорее для коррекции хорошо известных и отработанных инерциальных систем. Хоть помехоустойчивость грави-систем теоретически гораздо выше, чем систем с коррекцией по РЛ карте местности, точность будет очень серьезно зависеть от точности измерения гравиполя. А как и в каких пределах его параметры меняются от действия различных факторов и насколько точно можно учесть эти изменения - увы, не в курсе.
  10. +4
    22 января 2020 10:31
    На данный момент от навигации по ГПЗ требуется не повышенная точность (по сравнению со спутниковыми системами), а просто точность (по сравнению с инерциальными системами) - с целью применения в системах наведения гиперзвуковых летательных аппаратов и боевых блоков (окруженных в полете плазменной оболочкой), а также подводных аппаратов (не имеющих возможности постоянно пользоваться спутниковой навигацией или гидролокацией дна).

    На начало 2000-х годов точность гравитационных систем наведения составляла примерно 200 метров, что вполне достаточно для поражения целей термоядерными зарядами мощностью от 100 ктн и более. Однако размер гравиметров был слишком большой, чтобы вписаться в ограниченный объем ББ. Сейчас существуют т.н. квантовые гравиметры размером с обувную коробку и их объем будет уменьшаться. Можно прогнозировать, что после составления детальной гравитационной карты Земли и организации системы спутникового мониторинга её изменений будет достигнута на порядок большая точность.
  11. 0
    22 января 2020 11:37
    Скорость изменения гравитационного поля значительно ниже, чем у магнитного, и данные о ГПЗ могут использоваться в течение десятков лет без заметной потери точности вычислений.

    Автор, как всегда, не удосужился хоть чуть в тему углубится.
    Значения силы тяжести меняются НЕПРЕРЫВНО. Т.к. на него влияют, Солнце и Луна, как самые близко расположенные небесные тела. Считается, что более менее они являются стабильные, около 2 часов. Далее, падает точность измерений из-за движения небесных тел. Это знает ЛЮБОЙ студент технического ВУЗа. Да и доступна эта информация кому угодно.
  12. +2
    22 января 2020 12:37
    Гравиметры давно используются в геологоразведке. Однако всегда наши гравиметры, как и акселерометры и гироскопами имели существенно худшие точностные характеристики. Хотя кое-что делалось, нет данных о том, что в РФ вышел на тот технологический уровень, которые позволяет реализовать метод на практике. Но что у нас умели делать - это "комплексировать" первичные измерения (сигналы с датчиков). Это чистая математика. К тому же вычислительные мощности современных бортовых ЦВМ не создают жёстких ограничений, которые были характерны для БЦВМ середины 1970 - начала 1980-ых годов. Вот это и есть "инструмент будущего". Короче, чтобы будущее наступило, нужны прорывные технологии, опережающие развитие отрасли. Это значит, что кое кто должен создать соответствующие системы производства актуальных достижений в области фундаментальной и прикладной науки.
    1. +2
      22 января 2020 13:55
      В середине 90-ых, когда, когда мы выпрашивали у американцев инвестиции, мы показали им практически все ГКЗ-ые запасы, даже стратегического сырья (уран, золото и т.д.). Из геофизических материалов не дали рассекретить только результаты высокоточной гравиразведки. Думаю, результаты высокоточной гравиметрической съемки в геологии - хорошая отправная точка для построения хорошей карты ГПЗ.
  13. 0
    22 января 2020 15:12
    А что уже естб компактные гравиметры с достаточной точностью которые можно впихнуть в КР или хотя бы в самолет?
    Да и в плане картографирования ключевой вопрос наличие достаточной группировки спутников. С чем большие проблемы.
  14. 0
    22 января 2020 18:09
    У меня совсем глупый вопрос: как может спутник измерить гравитационное поле Земли, если он и все, что у него на борту, в состоянии свободного падения, т.е. в невесомости?
    1. +1
      22 января 2020 23:11
      Цитата: "При высокоточных измерениях силы тяжести необходимо следить за тем, чтобы при нивелировании гравиметра его высота не менялась более чем на 3 мм, что соответствует изменению силы тяжести примерно на 1 мкГал." Конец цитаты.
      Что тут добавить?
  15. 0
    23 января 2020 14:55
    скоро там эра антигравитации?
    1. 0
      29 января 2020 12:44
      Пока противник готовится нанести удар, мы меняем рельеф местности (причём вручную). При этом меняется и гравитационное поле.
  16. +1
    24 января 2020 17:38
    Похоже на полный бред. Как можно приметить аномалии гравитации для ориентации летательных аппаратов или каких-то других движущихся объектов? Ведь если на аппарат не воздействуют никакие силы извне кроме гравитационных (спутник), то всё внутри будет в "невесомости", т. е. всё будет ускорятся гравитационным полет одинаково. Никакие гравитационные аномалии нельзя обнаружить приборами внутри, кроме как путем измерения траектории этого аппарата, например по GPS. Но если GPS доступна, то никакая ещё ориентация не нужна. А в атмосфере, а также на воде и под водой, всегда есть какие-то микро-ускорения, вызванные ветром, волнами, течениями. И кажется, что все потяжелело или полегчало. Как это отличить от аномалий гравитации? Похоже на полный бред.