Military Watch: российский Як-130 заслуживает последнего места в списке УБС

117

ВВС основных стран мира эксплуатируют по крайней мере один тип учебно-реактивных самолетов, которые в идеале должны быть просты в обслуживании, дешевы в эксплуатации и в состоянии дать курсантам необходимый опыт без полетов на более тяжелых платформах.

Однако, как указывает Military Watch, новые поколения машин данного класса становятся более массивными и дорогостоящими. Теперь их всё чаще используют не только как учебные «парты», но и применяют в качестве легких истребителей или штурмовиков, наделяя их повышенными боевыми возможностями. Обозначенное издание попыталось дать оценку пяти ведущим самолетам данного типажа.



Brave Eagle


Разрабатываемый в Тайване «Храбрый орел» имеет чрезвычайно высокий боевой потенциал. В этой связи Military Watch предполагает, что фактически он является истребителем, построенным под видом учебного самолета. Он вооружен гиперзвуковыми радиоуправляемыми ракетами Ching Kuo’s Sky Sword II и несет на борту мощную РЛС с АФАР. Такой машине позавидуют не то что УБС, но и большинство истребителей мира.



JL-10


Новая итерация китайского самолета в лице L-15 всё больше размывает границы между истребителями и УБС. Он достигает скорости в 1,4 Маха, имеет радар с АФАР, обнаруживающий цели на дистанции свыше 100 км, и мощный арсенал вооружений: УР ближнего боя PL-5E и УАБ с лазерным наведением LT-2, позволяющую играть роль бомбардировщика. Если, как утверждается, его оснастят УР среднего радиуса действия PL-10 и дальней PL-12, то он встанет в один ряд, если не превзойдет, JF-17, F-16 и Gripen.



JL-9


Китайская машина обладает потрясающими летными характеристиками, набирая до 1,5 Махов и выходя на высоту в 16 км. В его арсенал входят УР малой дистанции PL-8 и PL-9. Он оснащен двигателем WP-13F, который высоко ценится в НОАК за надежность и низкие требования к обслуживанию. Видимо, за эти качества он стал учебной «партой» для будущих пилотов самолетов, базирующихся на авианосцах.



Т-50


Южнокорейский самолет уже проявил себя в борьбе против боевиков на Филиппинах и в Ираке. Благодаря широкому спектру боеприпасов он в состоянии эффективно работать по наземным целям, имея при этом американские ракеты AIM-9 Sidewinder для борьбы в воздухе. Первоначально предполагалось, что данный самолет станет истребителем, в связи с чем он обладает продвинутой авионикой и возможностью размещения УР ближнего действия AGM-65 Maverick и НУРС Hydra 70.



Як-130


Российский УБС был разработан для имитации сражений с участием самолетов 4+ и 5-го поколения, в связи с чем имеет значительный боевой потенциал. При этом, по мнению Military Watch, «его летные характеристики оставляют желать лучшего по сравнению с конкурентами из восточной Азии»: очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость.

Это частично компенсируют развитая авионика, высокотехнологичное оборудование и доступ к ряду современных боеприпасов. Со слов издания, самолет может нести огромную полезную нагрузку в 3 т. Но отсутствие усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» наряду с заурядными ТТХ не позволит Як-130 проявить себя в небе.

Однако его жизнеспособность в качестве штурмовика заставила российских военных подумать о разработке варианта с более сильным вооружением

- отмечает Military Watch, посчитав в итоге, что Як-130 заслуживает последнего места в списке из пяти ведущих учебно-боевых самолетов мира.

117 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +47
    27 января 2020 09:25
    Ну ещё бы, один ещё не сделали, остальные утюголёты раза в полтора тяжелее, на глаз, а настоящий, на их фоне, малыш Як-130 хуже всех, ага. Ещё бы Як-52 поругали, что он ковровые бомбометания совершать не может.
    1. +29
      27 января 2020 09:42
      У Т-50 - 13т взлетной, у Яка - 10т, у Л15 - 10т в УТСе, 12,5 в УБС с РЛС и прочим.
      1. 0
        27 января 2020 20:19
        а итальянский где? там 3 самолета в 1 корпусе, и какой мощности будет рлс в таком маленьком самолете?
      2. +4
        27 января 2020 20:30
        Ну, так у Як - 130, опция по подвеске вооружения и установке БРЛС тоже имеется. Все зависит от покупателя, пока что их и без всех этих ништяков покупают.
        1. +1
          28 января 2020 00:34
          опция по подвеске вооружения и установке БРЛС тоже имеется

          А сама БРЛС?
          1. 0
            28 января 2020 01:15
            Ну, так на китайские и корейские аналоги, тоже не супер - пупер БРЛС ставят. Можно приспособить, что - нибудь не очень большое и не дорогое, от МиГ - 29 например или что - то близкое. Не сильно разбираюсь в БРЛС, но думаю если будет реальный заказ, за живые деньги, то придумают быстро.
    2. PPD
      +5
      27 января 2020 13:10
      Но ведь не умеет же! Факт. wassat
      И на 500 метров погружается долго, и баллистических ракет маловато.
      А вообще-то написанное авторами надо подтверждать таблицами со сравнениями характеристик.
      А не голословно.
      1. +1
        27 января 2020 22:27
        А они не умеют, методички старые, им главное-обосрать!
    3. +5
      27 января 2020 19:17
      Как говорил герой Марка Твена (Гекльберри Финн), "чужого жука всякий норовит обругать, а по мне и этот не плох". lol
    4. +16
      27 января 2020 21:04
      Меня тоже поражает логика когда сравнивают учебные самолеты не по обучающему потенциалу, а по боевому. Очевидная манипуляция, подмена понятий.
      1. +2
        27 января 2020 23:49
        Цитата: Мимопроходящий
        Меня тоже поражает логика когда сравнивают учебные самолеты не по обучающему потенциалу, а по боевому.

        Потому что учебный потенциал наших оказывается не слишком устраивает. Пишут что слишком дорог в эксплуатации и сложноват для курсантов в обучении. По Л-39 вздыхают, оказывается его заменить то и нечем.

        Правда где эти вздыхатели раньше были - непонятно. Сначала самолет в крупную серию запустили а потом тихонько жаловаться стали.
        1. +10
          28 января 2020 00:56
          Мне эти претензии кажутся несколько надуманными.
          Дороговат по сравнению с чем? С древним Л-39? Так это и понятно, к примеру, безнадежно устаревший по своим свойствам легкий Запорожец, и по себестоимости, и по запчастям, и даже по расходу топлива экономичнее современного тяжелого автомобиля с мощным двигателем, но куда деваться, есть современные требования к свойствам изделия, их реализация стоит дорого, с этим остается только мириться.
          Сложноват, опять же в каком смысле? В смысле по сравнению с Л-39? Так может это неизбежно и необхлдимо? Во первых, сменилось поколение самолетов, сменилась парадигма управления, они стали статически неустойчивы, так что, возможно, отсюда и усложнение пилотирования, т.е. Як-130 заточен под новое поколение самолетов, а простой в пилотировании Л-39 не позволяет передать особенности управления современным истребителем. Или, к примеру (я точно не знаю), Л-39 ориентирован на обучение полету вообще, т.е., упрощенно, взлет-полет-посадка, а Як-130 заточен именно под конкретное обучение на боевые самолеты, т.е. на маневрирование на предельных режимах и т.п. В итоге мы на Як-130 получим почти готового пилота боевого истребителя, а на Л-39 получим заготовку, которую еще учить и учить на конкретном самолете непосредственно в части.
          1. +1
            29 января 2020 00:21
            Цитата: Мимопроходящий
            Дороговат по сравнению с чем? С древним Л-39?

            Да! По сравнению с древним Л-39 дорог и в цене за штуку и очень дорог по цене за час эксплуатации. А все его дополнительные возможности для обучения курсантов оказывается не нужны.

            И со сложностью перестарались, пилоты ругались что по факту почти нет разницы с теми же Миг-29 и Су-27 по строгости управления. И зачем тогда учить на Як-130 если основной машиной курсанта все равно станет Су ?

            Потому и покупают в мире однодвигательные китайские УБС, они выгоднее, больше курсанты налетают в школе - выше качество пилотов. У нас тоже кстати предлагали тот же СР-10 заместо Як. Для обучения гораздо больше подходит.

            1. -1
              30 января 2020 01:21
              Цитата: Saxahorse
              пилоты ругались что по факту почти нет разницы с теми же Миг-29 и Су-27 по строгости управления. И зачем тогда учить на Як-130 если основной машиной курсанта все равно станет Су ?
              Вероятно, весьма вероятно, стоимость эксплуатации Як-130 существенно ниже чем у Миг-29 и Су-27.
              Цитата: Saxahorse
              По сравнению с древним Л-39 дорог и в цене за штуку и очень дорог по цене за час эксплуатации. А все его дополнительные возможности для обучения курсантов оказывается не нужны.
              Может быть критики Як-130 оценивают его со своего шестка, типа узкий взгляд инструктора летного училища, не понимая, что в глобальном масштабе смысл в дорогом и сложном Як-130 имеется?
              Поясню, можно выделить две стратегии обучения:
              1) Быстро учим азам на простом учебном самолете, дешевом по затратам, потом долго доучиваем на дорогих по затратам боевых самолетах.
              2) Долго учим на среднем по затратам учебном самолете, который максимально приближен к боевым, потом еще немного доучиваем на дорогих боевых самолетах.
              Может быть выгодна любая стратегия, зависит от конкретных цифр для конкретных самолетов. Но в любом случае, оценивать учебный самолет сам по себе, типа "дорогой", "сложный", в отрыве от его роли в обучающей цепочке, некорректно.
              1. 0
                31 января 2020 00:44
                Цитата: Мимопроходящий
                оценивать учебный самолет сам по себе, типа "дорогой", "сложный", в отрыве от его роли в обучающей цепочке, некорректно.

                "Некорректно" это подставлять Учебно Боевой Самолет на роль Учебно-Тренировочного Самолета. Они даже называются по разному. СР-10 это УТС и предназначен для обучения пилотированию, а вот Як-130 это УБС, т.е. легкий штурмовик с некоторыми возможностями обучения.
    5. +2
      28 января 2020 16:40
      по моему мнению самый важный показатель для убс это цена и стоимость эксплуатации
  2. +15
    27 января 2020 09:27
    Так его и не позиционировали как БОЕВОЙ!
    1. +10
      27 января 2020 10:32
      Zaurbek (Zaur)
      Так его и не позиционировали как БОЕВОЙ!

      В статье как раз таки его боевые возможности отметили.
      Российский УБС был разработан для имитации сражений с участием самолетов 4+ и 5-го поколения, в связи с чем имеет значительный боевой потенциал.

      Претензии к его лётным возможностям. А отсюда и к возможности обучать.
      ...очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость.

      Всё это в сравнении с самолётами рассматриваемой пятёрки.
      Я конечно не лётчик. И не собираюсь опровергать или поддерживать мнение высказанное в статье, но чисто в цифрах Як-130 действительно уступает по многим параметрам перечисленным самолётам.
      1. +8
        27 января 2020 10:51
        Изначально там самолёты разных категорий. И самый близкий Л15...там те же ТРД, но с форсажной камерой...второй китаец - модернизированный МиГ21 с соответствующим ресурсом.
        1. +4
          27 января 2020 18:23
          Одно время наших курсантов барнаульского училища (ныне закрытого) обучали на МиГ-21, а после их сменили Л-39. В статье элки даже не рассматривались...
      2. +9
        27 января 2020 11:37
        Цитата: maidan.izrailovich
        но чисто в цифрах Як-130 действительно уступает по многим параметрам перечисленным самолётам.

        конечно уступает! потому как ЯК130 это учебный самолет! учебному самолету надо учить летать пилотов, а не воевать!
        1. +4
          27 января 2020 19:23
          В Великую Отечественную, даже ПО-2, который никак не боевой, а исключительно учебный, и то приспособили под ночной бомбардировщик. Чего уж теперь говорить.
      3. +1
        28 января 2020 00:44
        Претензии к его лётным возможностям. А отсюда и к возможности обучать.

        Не думаю. Все таки его делали в первую очередь для обучения и для этого летные характеристики должны быть достаточными.
    2. +10
      27 января 2020 11:25
      Цитата: Zaurbek
      Так его и не позиционировали как БОЕВОЙ!

      Но изначально говорилось,что если надо,то переделать 130-й в боевой можно достаточно легко. Что до статьи...элемент информационной войны.Точка.
      1. +7
        27 января 2020 11:28
        Боевой понятие растяжимое...штурмовик или истребитель? А что будут делать представленные истребители при встрече с настоящим истребителем? И неплохо бы на цены посмотреть.
        1. +18
          27 января 2020 11:33
          Цитата: Zaurbek
          Боевой понятие растяжимое...штурмовик или истребитель?

          Скажу так,недоштурмовик и недоистребитель. Его можно использовать ,как боевую единицу,но в случае,когда прям больше нечем воевать. Это прежде всего учебная машина и именно таковой ее задумывали. Для боевых действий есть полноценные истребители и штурмовики,которые изначально разрабатывались как боевые платформы. ЯК-130 -это прежде всего учебная платформа.
          1. +3
            27 января 2020 11:52
            Но до штурмовика ей ближе, а в истребители дальше.
            1. +6
              27 января 2020 11:54
              Цитата: Zaurbek
              Но до штурмовика ей ближе, а в истребители дальше.

              Ну кукурузник тоже поля орошает,однако при желании и штурмовой платформой может работать. fellow
              1. +6
                27 января 2020 12:07
                Чему мы имеем прекрасные и не дешёвые примеры: Air traktor & Pilatus
  3. -5
    27 января 2020 09:32
    Два двигателя на JL-10 не многовато как для "парты"?
    1. +16
      27 января 2020 09:41
      Ну, а Яку норм??? У него тоже 2 двигателя если что.

      Китайцы захотели обязательно М+ - и у них нет великолепного F-404 как у тайваньцев и корейцев, только то что можно купить в России или Украине. Такой мощности, экономичности и ресурса нет в наличии. Поэтому пришлось брать 2 двигателя и удорожать борт. Это и проблема. Если бы он был с 1 двигателем и были бы бомжверсии в 12-13 млн цены, то продался бы лучше, уже на этом этапе. Как их реальный хит, самый продаваемый китайский самолет в мире и один из самых распространенных УТС/УБС в мире К8.



      Ну опять же, китайцы тут от отсутствия нужного двигателя пошли на такое.
      1. 0
        27 января 2020 10:37
        А можно провести сравнение - скажем ,по экономичности на бесфорсажных режимах или тяговооруженности ? тогда будет видно , насколько он великолепный .
      2. -1
        27 января 2020 10:52
        У Китая есть РД93....
  4. +47
    27 января 2020 09:34
    Глупость полная. Речь идёт об учебном самолёте, а сравниваются боевые ТТХ. На самом деле даже Як130 дорог для учебного, что там говорить о "полуистребителях" с Афар и проч
    1. +2
      27 января 2020 10:24
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Речь идёт об учебном самолёте, а сравниваются боевые ТТХ. На самом деле даже Як130 дорог для учебного, что там говорить о "полуистребителях"

      Господи! Какой я, оказывается, старый! Помню, как курсанты на Л-29, Л-39 "на крыло" вставали. Какую-то из них (не помню, какую) "чайкой" звали. Один раз знакомый майор -летун покататься свозил. Страху натерпелся - "летающая табуретка"... wink
      1. +6
        27 января 2020 11:50
        Мне бы таких знакомых winked
    2. +7
      27 января 2020 10:54
      Як больше, чем учебный, он позволяет строевому пилоту поддерживать навыки не тратя ресурс Су24/34/27 и т.д. а это другие деньги. И требования ко всем современным УТС аналогичные.
      1. +11
        27 января 2020 16:03
        Цитата: Zaurbek
        Як больше, чем учебный, он позволяет строевому пилоту поддерживать навыки не тратя ресурс Су24/34/27 и т.д. а это другие деньги.

        Я общался на эту тему с военными летчиками. Их мнение таково - Як-130 не годится для поддержания навыков пилотов, он может занимать только весьма узкую нишу между "партой", то есть легким учебным самолетом для первых полетов и полноценной боевой машиной.
    3. +6
      27 января 2020 11:30
      Цитата: Андрей из Челябинска
      На самом деле даже Як130 дорог для учебного, что там говорить о "полуистребителях" с Афар и проч

      Тезка,не дорог...истребители все сложнее,соответственно и учебная машина нифига не кукурузник должна быть.При этом,достаточно технологичной,дабы эмитировать разные самолеты,что не добавляет простоты.
      1. +3
        27 января 2020 16:04
        Цитата: НЕКСУС
        При этом,достаточно технологичной,дабы эмитировать разные самолеты,что не добавляет простоты.

        Ответил выше:) hi
  5. +4
    27 января 2020 09:36
    тип учебно-реактивных самолетов, которые в идеале должны быть просты в обслуживании, дешевы в эксплуатации и в состоянии дать курсантам необходимый опыт без полетов на более тяжелых платформах.

    А в этих ли критериях сравнение идет?
  6. +6
    27 января 2020 09:37
    Китайская "10" была создана на базе Як-130.
    Автор не учитывает функциональные возможности как УЧЕБНЫХ самолетов.А по соотношению цена/качество "130 " равных нет.Конкуренты стоят в два раза дороже.
  7. +17
    27 января 2020 09:39
    И не упомянули возможности Як-130 имитировать полет других машин, в том числе тяжелых. Что более нужная вещь в обучении пилотов, чем АФАР и гиперзвуковые ракеты ВВ.
  8. +7
    27 января 2020 09:42
    А судьи кто? На чью мельницу воду льют ? Слишком много "знатоков" развелось, отстреливать пора...)))
    1. +8
      27 января 2020 10:54
      Цитата: Black_PR
      А судьи кто?
      В смысле кто проплатил статью - конкуренты
      Цитата: Black_PR
      На чью мельницу воду льют ?
      На мельницу тех, кому Як мешает на рынке.
      PRшики они такие lol , они для достижения цели на попрут как бульдозеры
  9. Комментарий был удален.
    1. +1
      27 января 2020 15:53
      Какой ваш? Китайский?
      Или это укроина?
      1. -3
        27 января 2020 16:02
        че там у ...?
    2. -2
      28 января 2020 07:45
      Цитата: василий пономарев
      "Он вооружен гиперзвуковыми радиоуправляемыми ракетами Ching Kuo’s Sky Sword II"- я конечно еще понимаю чтобы наш президент который ничего не понимает в ВПК разбрасывался словами направо и налево,не понимая что он обещает,но вот что на ВО так все запущено,я не знал

      ну ты-то по-любому умнее всяких там президентов! wassat
      1. +2
        28 января 2020 08:32
        по крайней мере я не буду сначала обещать что то а потом сам не выполнять это https://burckina-new.livejournal.com/1991708.html
        1. -3
          28 января 2020 08:37
          Цитата: василий пономарев
          по крайней мере я не буду сначала обещать что то а потом сам не выполнять это https://burckina-new.livejournal.com/1991708.html

          на тот момент всё верно говорил, ситуация была одна. Сейчас другая - настала необходимость внесения поправок, что не так-то, или мир замер и не меняется?
          в чём проблема?
          1. +4
            28 января 2020 08:44
            то есть то что он говорил в 2015,в 2018 уже мир поменялся? или за это время слово "никогда" уже потеряло смысл? https://zen.yandex.ru/media/burckina_new/demotivatory-s-obescaniiami-putina-za-20-let-5e2a828b1ee34f00ae1a5ebd
  10. +14
    27 января 2020 09:47
    Странный список, мягко сказать предвзятый. Brave Eagle разработан на базе истребителя 4 поколения Ching Kou. Продвинутый JL-10 родной брат учебного L-15, который в свою очерндь слизан именно с Як-130/MB-346. JL-9 вырос из Миг-21, ой извините J-7. T-50 Golden Eagle является модификацией А-50, рожденного как легкий истребитель/ударник, там торчат уши F-16.
    Может конечно Як-130 и в чем то уступает, но по заложенный потенциал еще явно не реализован.
    1. +12
      27 января 2020 10:14
      Пока не посмотришь первоисточник, не разберёшься. Заголовок статьи -
      Оценка самых способных в мире тренировочных самолетов по боевым возможностям: от храброго орла Тайваня до российского Як-130
      1. +8
        27 января 2020 10:23
        Вот согласен с коллегой
        Цитата: dzvero
        Як-130 был спроектирован "имитатировать" пилотирование разных самолетов при подготовке летчиков. Т.е. 90% "У" и 10% "Б".

        Перенастраиваемой системы управления нет ни у кого из одноклассников. По мне так это делает Як малость избыточным как УТС, пользуются ли это функцией. А превращать УТС в УБС - это дань современным тенденциям на рынке, надо ведь продавать
  11. +6
    27 января 2020 09:49
    В этом топе нет ни США ни Европы и не случайно, страны у которых хватает боевых самолетов не покупают дорогущих учебно-боевых машин, ибо не надо. Учебная машина должна дешево и безопасно обучить курсанта летать любые другие функции решаются специализированными боевыми самолетами.
    Специалист во всем, как известно - не специалист ни в чем. Як-130 даже сложноват и дороговат для учебного, можно было и что-нибудь попроще, но никак не дорогущее вундерваффе, как у Кореи.
    1. +1
      27 января 2020 12:04
      То-то КМП сейчас по всему миру списанные "тайгеры" скупает для тренировки пилотов.
      1. +5
        27 января 2020 14:20
        Извиняюсь, но с F-5 другой расклад. Их используют для другого уровня трейнинга.
        1. +1
          29 января 2020 11:38
          ЕМНИП "агрессоры" ещё в 90-ые на "хорнеты" перевели hi
          1. +1
            29 января 2020 11:52
            Все решают бабки, как всегда.
  12. +9
    27 января 2020 09:50
    ЕМНИП Як-130 был спроектирован "имитатировать" пилотирование разных самолетов при подготовке летчиков. Т.е. 90% "У" и 10% "Б".

    P.S. О, вижу, что выше уже упомянули.
  13. +7
    27 января 2020 09:52
    Автор скромно умолчал о MB-346.
    1. +11
      27 января 2020 10:27
      Цитата: Pavel57
      Автор скромно умолчал о MB-346.

      Что вкупе с приведенными одноклассниками указывает, что статья заточена на азиатский регион - лить воду на мельницу тех, кому Як мешает на рынке
  14. +1
    27 января 2020 09:54
    militarywatchmagazine

    Новехонький американский интернет журнал про военную технику.
    И что он может написать про Российскую технику? Это даже не китайская "Соха". Это исключительно "стуловентилятор"
    1. +1
      28 января 2020 01:23
      Я бы предложил мем "стуловентилятор" заменить на "унитазовентилятор".
      1. +2
        28 января 2020 05:36
        "стуловентилятор" заменить на "унитазовентилятор".

        "стуловентилятор" - это для жидкого стула.
      2. +1
        28 января 2020 07:48
        Цитата: Григорий_78
        Я бы предложил мем "стуловентилятор" заменить на "унитазовентилятор".

        калопропеллер
  15. +12
    27 января 2020 10:07
    Разрабатываемый в Тайване «Храбрый орел» имеет чрезвычайно высокий боевой потенциал. В этой связи Military Watch предполагает, что фактически он является истребителем, построенным под видом учебного самолета. Он вооружен гиперзвуковыми радиоуправляемыми ракетами Ching Kuo’s Sky Sword II

    C каких это пор, скорость 3,5 М ( из ТТХ этой ракеты), стала считаться " гиперзвуковой" ? Только одно это, говорит об уровне "экспертов-судей" присвоивших места этим УБС tongue
  16. +9
    27 января 2020 10:08
    наряду с заурядными ТТХ не позволит Як-130 проявить себя в небе.
    По поводу "заурядности" слишком уж натянули тем более сравнивая с конкурентами из Восточной Азии, которые по авиационным меркам только "вчера" научились делать собственные самолеты. Корейцы создавали истребитель, а решили в итоге сделать из него УБС. Китайцы тоже создавали изначально не как учебно-боевой, тогда как наш сразу создавался как УБС к тому же с возможности обучения пилотирования на разных типах самолетов. Поэтому если рассматривать исключительно как учебный, то Як-130 ну явно не на пятом месте.
  17. +8
    27 января 2020 10:22
    Тайвань, который сроду не показывал никаких результатов в самолётостроении вдруг оказался на первом месте. lol
    1. +5
      27 января 2020 12:29
      Угу и с ракетами на гиперзвуке. belay
  18. +6
    27 января 2020 10:30
    Что то тут молчат о чешских ,итальянских,американских и британских учебных машинах ...Не думаю,что они чем то лучше...Потому и нет в списке таких шедевров,как Хок-100 или Хок-200,нет тут и L-159...и многих других машин...Зато масса криков о самолетах,которые только строятся и еще неизвестно,что из них получится...Все попытки сделать из учебной машины боевой самолет заранее обречены на провал,так как он всегда будет уступать более дорогим специализированным,или многоцелевым машинам по ТТХ...
    1. +3
      27 января 2020 20:30
      Цитата: Sapsan136
      Все попытки сделать из учебной машины боевой самолет заранее обречены на провал,

      Для информации. Истребитель F-5 вырос из УТС Т-38. И был тиражирован в количестве более 2000 шт, состоял на вооружении в 2 десятках стран. Много где повоевал, по маневренности, если что, превосходил МиГ-21.
      1. +3
        28 января 2020 11:07
        И тем не менее,F-5 был самолетом для бедных,без приличной РЛС,который можно было применять только в простых метеоусловиях и сравнивать его с современной ему боевой машиной,не приходится...Сравнение будет не в пользу F-5...
        1. 0
          30 января 2020 20:35
          Все легкие истребители 60-х годов имели РЛС, весьма слабенькие по нынешним меркам, причем не все вообще имели РЛС. Первые модификации МиГ-21, например, имели только радиодальномер.
          И цена всех легких истребителей на рынке не сильно отличалась от 1 миллиона долларов в ту или иную сторону. И для бедных и для богатых.
          Если имеете иную точку зрения, сравните F-5 с каким-нибудь ровесником-одноклассником предметно.
          1. +3
            30 января 2020 22:17
            Да вы хоть Википедию откройте и почитайте чем окончились бои F-5 даже против МиГ-21,там все подробно описано..
  19. +2
    27 января 2020 10:37
    Учебно-боевой комплекс включает в себя не только як 130 , а еще поршневой як 152, так что первые навыки полета получать на 130м не позволят.
    1. 0
      29 января 2020 00:09
      Цитата: FomaKinyaev
      а еще поршневой як 152, так что первые навыки полета получать на 130м не позволят.

      И это плохо. Есть мнение что военных пилотов нужно сразу учить на реактивной машине. Слишком отличаются навыки управления у поршневых и реактивных самолетов.
      1. 0
        29 января 2020 01:05
        Есть мнение что военных пилотов нужно сразу учить на реактивной машине.
        Что уж мелочиться тогда - давайте сразу в боевые машины сажать wassat
        Вообще-то, прежде, чем учиться бегать, надо сначала научиться ходить.
        1. 0
          29 января 2020 23:34
          Цитата: Пижон
          Вообще-то, прежде, чем учиться бегать, надо сначала научиться ходить.

          Ну или желающего научится водить автомобиль сперва обучать владению велосипедом и водными лыжами. laughing
          1. 0
            29 января 2020 23:52
            Цитата: Saxahorse
            Цитата: Пижон
            Вообще-то, прежде, чем учиться бегать, надо сначала научиться ходить.

            Ну или желающего научится водить автомобиль сперва обучать владению велосипедом и водными лыжами. laughing

            Если уж играть в эти аналогии то боевой истребитель-это болид Формулы 1.Прежде чем на него садиться надо сначала научиться водить обычные машины
            1. -1
              29 января 2020 23:55
              Цитата: Liam
              .Прежде чем на него садиться надо сначала научиться водить обычные машины

              Смысл в том что поршневой и реактивный сильно отличаются именно в особенностях управления. И от полученных на поршневом привычек тут же придется курсанта отучать. Ну а совсем примитивные привычки, типа на какую педаль нажать чтоб повернуть, нонче на тренажерах осваивают.
              1. 0
                30 января 2020 00:06
                И какие такие радикальные отличия между взлетом/посадкой,виражем и тд на поршневом и на реактивном?
                1. -1
                  30 января 2020 00:21
                  Как минимум нет возни с шагом винта :) А вообще пилоты жалуются на сильную разницу в реакции самолета на управление тягой.
                  1. 0
                    30 января 2020 00:28
                    )))
                    А пилоты гражданских самолетов на каких реактивных самолетах приобретают первоначальные навыки? Или таки на винтовых учатся? И какие такие проблемы возникают у пилота при переходе с реактивных Боинга или Эйрбаса на винтовой ATR и наоборот? Им заново переучиваться на пилота надо или просто обычные курсы как и при любом переходе с одной модели на другую? Или какие то "врожденные" недостатки наблюдаются у них?
                  2. 0
                    30 января 2020 08:50
                    Цитата: Saxahorse
                    Как минимум нет возни с шагом винта :) А вообще пилоты жалуются на сильную разницу в реакции самолета на управление тягой.

                    Не пойму, в чём сложность с шагом? Да и шаг не на всех меняется, начнём с того wink
                    Можно нескромный вопрос, Вы пилотируете? Ну, там, PPL хотя бы есть, или, чисто теоретизируете?
                    1. 0
                      31 января 2020 00:40
                      Цитата: Пижон
                      Можно нескромный вопрос, Вы пилотируете? Ну, там, PPL хотя бы есть, или, чисто теоретизируете?

                      Ни то ни другое. Я лишь цитирую мнение тех кто занимается летной подготовкой на профессиональном уровне.

                      К примеру "Подготовка лётного состава в ВВС США"
                      Первоначальный курс обучения летчика - 49 недель. На этот период планируются 500 ч теоретических занятий, налет на самолетах Т-37 и Т-38 ~~ 179,3 ч (из них 42,7 ч самостоятельно), «налет» на тренажерах - 72 ч и физическая подготовка - 120 ч.

                      Первый этап - четыре недели - посвящен только наземной подготовке
                      Второй этап -- начальная летная подготовка - продолжительностью 20 недель осуществляется на учебно-тренировочном самолете Т-37
                      Третий этап - основная летная подготовка - продолжительностью 24 недели осуществляется на самолете Т-38


                      начиная с 1989 года КПК ВВС США начало осуществлять переход в летных школах на концепцию специализированного двухцелевого (двухэтапного) обучения с налетом на начальном этапе на учебной машине Т-37 (или в дальнейшем на перспективном типе) 86 ч, из которых 13,7 ч самостоятельно.
                      ..Слушатели категории FAR получают при этом по 107 ч налета на модернизированном самолете Т-38.. Слушателям категории ТТВ дается по 102,5 ч налета на специализированном самолете «Бичджет» Ч00А (его еще называют Т-1 А), пилотажно-навигационное оборудование которого позволяет отрабатывать навыки пилотирования тяжелых самолетов КС-10, КС-135, С-5, С-141, С-17.
                      1. 0
                        1 февраля 2020 12:38
                        Цитата: Пижон
                        Можно нескромный вопрос, Вы пилотируете? Ну, там, PPL хотя бы есть, или, чисто теоретизируете?

                        Ни то ни другое

                        Всё понятно. wink
                      2. 0
                        1 февраля 2020 21:01
                        Цитата: Пижон
                        Всё понятно.

                        С вами тоже.. laughing
          2. 0
            30 января 2020 08:53
            Цитата: Saxahorse
            Цитата: Пижон
            Вообще-то, прежде, чем учиться бегать, надо сначала научиться ходить.

            Ну или желающего научится водить автомобиль сперва обучать владению велосипедом и водными лыжами. laughing

            Ваша ирония, простите, мимо кассы stop
            Тут уместнее сравнение, вроде: прежде чем учиться ездить на спортбайке, неплохо хоть пару раз посидеть на велосипеде wink
    2. 0
      7 ноября 2020 19:13
      И где этот Як-152? Сколько сделано?
  20. +5
    27 января 2020 11:06
    Что характерно, даже на эрзатц-истребителях уже АФАР ставят, а у нас до сих про ПФАР клепают! Кстати на разрабатываемую сейчас версию Як-130 с расширенными ударными возможностями планируют установить РЛС Барс-130 с все той же устаревшей ПФАР...
    1. +2
      27 января 2020 18:28
      Цитата: bars1
      Что характерно, даже на эрзатц-истребителях уже АФАР ставят, а у нас до сих про ПФАР клепают!

      Правильно делают.
      Цитата: bars1
      установить РЛС Барс-130 с все той же устаревшей ПФАР...

      С какого перепугу ПФАР устаревшая?
      1. +2
        28 января 2020 01:30
        Ну потому что фсе-фсе, ну просто "весь цивилизованнейший мир" уже втыкает АФАР куда можно и куда не можно.
        Правда при этом выясняется что тот же Пэтриот с АФАР "слегка подслеповат". Ну с кем не бывает, главное что у него АФАР...
    2. 0
      28 января 2020 01:14
      Кстати на разрабатываемую сейчас версию Як-130 с расширенными ударными возможностями планируют установить РЛС Барс-130 с все той же устаревшей ПФАР...

      Что я считаю отличная новость. Хватит и ПФАР для эрац-истребителя.
  21. +5
    27 января 2020 11:44
    "Последний (или худший) в пятёрке лучших" - как красиво завернули. Т.е. получается самолёт занимает 5 место в мире по своим ЛТХ среди УБС, всё правильно?
  22. +1
    27 января 2020 11:49
    Цитата: "...малая эксплуатационная высота" Конец цитаты.
    Прочитали? А теперь забудьте.
  23. +5
    27 января 2020 12:27
    Он вооружен гиперзвуковыми радиоуправляемыми ракетами Ching Kuo’s Sky Sword II и несет на борту мощную РЛС с АФАР.


    Я что то пропустил , у них есть гиперзвуковые ракеты?
  24. +2
    27 января 2020 13:08
    Клоуны ей-богу, у них сознание как у петуха, прокукарекал, а там хоть не рассветай.
  25. +3
    27 января 2020 13:36
    J-10 разработан на основе израильского Лави, не пошедшего в производство. Лави был примерно эквивалентен Ф-16 первых выпусков.
    1. 0
      27 января 2020 20:31
      Цитата: voyaka uh
      J-10 разработан на основе израильского Лави, не пошедшего в производство. Лави был примерно эквивалентен Ф-16 первых выпусков.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Hongdu_L-15
      Принят на вооружение ВВС КНР в 2013 году под обозначением JL-10
  26. +6
    27 января 2020 14:19
    Вообще-то задач для УТС несколько: 1. Почувствовать небо(Як-52 и другие винтовые) 2. Почувствовать реактивный самолёт и скорость ( Л-39 и тд) 3. Научится летать на истребителей (Як-130, Су-27УБ и тд.) Т.е. для УТС его способности в мирной жизни обуславливается этими характеристиками, а не какой он штурмовик или истребитель . А вот для стран поменьше вступает фактор универсальности те привлекательности для экспорта. А это уже другая категория.
  27. +1
    27 января 2020 18:08
    Ну, видимо им виднее fool
  28. +2
    27 января 2020 19:53
    А кто может пояснить, на кой сельдерей подобным самолетам возможность выскочить ненадолго на сверхзвук?
    1. 0
      27 января 2020 20:32
      Аргументированно, вряд ли кто.
    2. 0
      27 января 2020 21:04
      Цитата: Стройбат запаса
      А кто может пояснить, на кой сельдерей подобным самолетам возможность выскочить ненадолго на сверхзвук?

      Теоретически: чтобы обучить маневрированию на сверхзвуковой скорости.
      Практически: Во-первых, если маневрирование на сверхзвуке это предельная нагрузка и очень зависит от предельных характеристик самолёта (маневрирование может сильно отличаться на учебном и боевом самолётах), то сложно сказать что выгоднее - сразу учить на боевом или сперва на учебном, а потом переучивать на боевом.
      Во-вторых, это необходимо тем, кто строит не столько учебный, сколько боевой самолёт, для которого учебная роль будет второстепенной.

      Соответственно, в случае с тайваньским Brave Eagle - это необходимое условие для полноценного боевого истребителя, для которого учебная роль будет второстепенной (для териториальной обороны от Китая им нужна каждая единица, и позволить роскошь учебных самолётов они себе не могут).
      В случае с китайским JL-10 - выше указанная дилема (с обучением и переучиванием).
  29. +4
    27 января 2020 20:26
    Military Watch предполагает, что фактически он является истребителем, построенным под видом учебного самолета
    Логично. Назвать его учебным могли, действительно, чтобы не раздражать Китай на первых порах заказом кучи истребителей. Учебная составляющая, это скорее всего только дополнительное ПО. У них под боком Китай, который может напасть в когда угодно. Атомными боеголовками бить не будут; если что - им Тайвань нужен чистым. Т.е. 100% конвенциональная война. В этих условиях ученик, не ученик - с корабля на бал, сразу в бой. Значит учебный самолёт не может быть учебным, он должен быть сразу полностью боевым (ну или менять режим по нажатию одной кнопки). Все лётные и боевые характеристики вероятно максимально повысили взамен минимального запаса топлива, т.к. этот истребитель будет летать только над островом. Платформа исключительно для обороны. Вряд ли Тайвань когда-нибудь захочет вторгнуться в мэйнлэнд; как минимум чтобы не кормить материковых китайцев, Тайвань живёт лучше. А вот Китай наоборот - уже давно замахивается установить в Тайване свои порядки.
  30. -1
    27 января 2020 22:37
    Як-130 по сути аналог M-346 (Италия) . Самолет классный!И УБ и легкий штурмовик. По данным Wiki стоимость 7 млн долл для ВВС, что по сути копейки, если смотреть на стоимость аналогов.Предполагаю что в случае глобального конфликта автоматом станет штурмовиком.
  31. +1
    27 января 2020 23:35
    Бредятина какая-то, чеслово. "Игл" этот - сразу видно не вооружённым взглядом - переработка итальянского "Альфа-Джет" бородатой разработки. А с каких это радостей у него на вооружении "гиперзвуковая ракета" ?! Ни у кого нет, а вот у Тайваня есть. Вот оно как, оказывается... Да и потом, а зачем это УБС вдруг стало надо вдруг становиться полноценным истребителем? Не в том ли вся суть УБС, что он прост и дёшев в производстве, менее технологичен и разнолик? Чем ребятки-то гордятся? Тем, что пытаются заделать дыры в нехватке полноценных истребителей, ставя на их место эрзац-заменители? Вся соль Яка, как УБС и состоит в том, что он программируется под учебные условия разных режимов и программ полёта, вплоть до бомбардировщиков. А уж при случае будет выполнять роль лёгкого штурмовика. А так-то, конечно, можно наляпать по-китайски всяких АФАР на старые миг-29 и -21 и назвать их полноценными УБС. Только толку-то от этого? Ведь лучше-то летать они от этого не станут, следовательно и не научат летать молодых пилотов.
  32. +1
    28 января 2020 07:25
    Что тут скажешь? Будем с нетерпением ждать статью в Military Watch про боевые качества винтовок под патроны кольцевого воспламенения.
  33. +1
    28 января 2020 08:23
    Я то думал, что учебный самолет надо оценивать по тому как он подходит для подготовки пилотов, а оказывается надо оценивать по способности выступать в качестве истребителя.
    Этак ИЛ2 можно считать худшим истребителем 2МВ, ну после По2 конечно.
  34. +1
    28 января 2020 12:11
    Тем, кто хочет летать на боевых самолетах производства РФ, ЯК-130 первый в списке.
  35. -1
    28 января 2020 16:17
    Вот почему то отношусь к американским оценкам с большим предубеждением и подозрительностью. Особенно в свете состояния с конструированием и эксплуатацией летательных аппаратов в последнее время
  36. 0
    29 января 2020 01:17
    это как всегда, надо обругать, а противники пусть докажут. А мы пока свое продадим!!!
  37. +1
    29 января 2020 13:17
    Лишь бы что-нибудь брякнуть...
    Начнем с того, что УТС Т-5 "Храбрый орёл" ещё ни разу не поднимался в воздух. То есть совсем. Как он будет летать, пока никто не знает. Но, на всякий случай похвалили и поставили на первое место. В чем первое место - не понятно.
    Поясню. Какая основная функция учебно-боевого самолета? Это переходный тип, на котором готовят курсантов, дают курсанту налет и основные навыки, прежде чем пересадить на основной боевой тип? Или его все-таки рассматривают как машину для боевой работы (допустим, как легкий фронтовой истребитель)? Если это "парта для курсантов" - зачем перегружать машину различной боевой нагрузкой? Он что, пойдет в реальные постоянные бои? Ну, тогда давайте сравним этого "Храброго орла" и Су-35 - в бою нет поблажек. Или давайте сравнивать его с хотя бы МиГ-29УБТ.
    Теперь, Jl-10, это тот-же самый Як-130, один в один. Просто китайцы пошли по пути модернизации через наращивание боевых возможностей (с целью непонятной, все равно эта машина полноценным истребителем не станет), возможно, китайцы решили, что им нужен легкий фронтовой истребитель-бомбардировщик.
    JL-9 - это тот же самый МиГ-21УБ, с тем же самым Р-25-300. Если говорить о сравнениях с двухместными модификациями боевых самолетов, то при чем здесь сравнение с Як-130, который изначально делался именно как "парта", как самолет первоначального летного обучения, но с расширенными возможностями ОБУЧЕНИЯ боевому применению.
    Южнокорейский Т-50 "Голден игл" - это тоже, самолет, сделанный в том числе на замену парку южнокорейских F-5, то есть, он изначально планировался, как УБ - "спарка".
  38. 0
    29 января 2020 14:31
    Врать и я умею.
  39. 0
    30 января 2020 08:11
    Я посмеялся... Китайский JL-10 это самолет с нашими ТРД (причем на нем те же 2 ТРД что и на ЯК-130) и он является частичной копией Як-130. В его разработке принимало участие КБ им. Яковлева. Проще говоря это вариант ЯК-130 для Китая. Но ЯК-130 на последнем месте =) А про разрабатываемый Тайванем самолет я вообще достоверной информации не нашел, только слухи.
    Вот и думай, это не компетентность журналистов или просто русофобия?
  40. 0
    3 марта 2020 16:04
    У меня как у диванного любителя авиации возникли вопросы. Автор этого рейтинга лётчик? Летал ли этот автор на каком ни будь из этих самолётов хотя бы пассажиром? И нужно ли учебному самолёту превосходить всех и вся в своих характеристиках?