Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии

95

Один из опытных Т-50 в полете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Очевидно, что разработка перспективных образцов военной техники в настоящее время представляет собой сложный, длительный и дорогой процесс. К примеру, с момента начала разработки перспективного авиационного комплекса ПАК ФА (ныне Су-57) прошло почти 20 лет. Половина этого срока ушла на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а последующие годы использовали для проведения летных испытаний и подготовки серийного производства.

Первое десятилетие. Проект


Программу ПАК ФА запустили в интересах ВВС России в мае 2001 г. Ее целью было создание фронтового авиационного комплекса нового пятого поколения. Первые месяцы ушли на составление планов и выбор исполнителей. Так, в конце 2002 г. головным разработчиком выбрали фирму «Сухой»; также к проекту привлекли ряд других научных и проектных организаций.



К сожалению, большая часть сведений о НИОКР по ПАК ФА до сих пор остается секретной. Однако известно, что в течение двухтысячных годов «Сухой» и другие организации провели массу исследований на разные темы, в т.ч. с применением летающих лабораторий. Кроме того, в проекте ПАК ФА применялись наработки по более старым проектам, таким как С-37 / Су-47 девяностых годов. За счет этого в новом проекте удалось реализовать целый ряд современных и перспективных технологий.

В 2004 г. «Сухой» впервые показал военному и политическому руководству страны макет будущего истребителя. Широкой общественности это изделие не демонстрировалось, и она узнала облик будущего самолета много позже. После первого закрытого показа проект перешел на новую стадию, предшествовавшую строительству опытного образца.


Совместный полет прототипов. Фото Wikimedia Commons

В 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре началось строительство планера для наземных и прочностных испытаний. Его передали испытателям в 2009 г. В конце того же года на аэродром вывели т.н. комплексный натурный стенд для наземных испытаний. Наконец, в декабре 2007 г. состоялась закладка первого летного образца, известного как Т-50-1. Его выкатили в 2009 г. и передали на наземные испытания.

На фоне подготовки к испытаниям появились новости об экспортном будущем ПАК ФА. В 2008 г. Россия и Индия договорились о разработке проекта FGFA – версии истребителя для продажи зарубежным странам. Технику совместного производства предлагалось поставлять ВВС Индии, а также продавать третьим странам.

Второе десятилетие. Испытания


Путь от первых указаний руководства до начала летных испытаний программа ПАК ФА прошла менее чем за девять лет. В январе 2010 г. первый опытный истребитель начал пробежки. 29 января состоялся первый испытательный полет, давший старт новому этапу.

К своему первому «юбилею» проект уже показывал новые успехи. Так, в начале марта 2011 г. – незадолго до десятилетия запуска программы – состоялся первый полет второго прототипа Т-50-2. Вскоре состоялось весьма громкое событие – Т-50 впервые преодолел звуковой барьер. Через несколько месяцев самолет впервые показали общественности на салоне МАКС-2011. В том же году на испытания вывели третью машину, а еще через год – четвертую. В октябре 2013 г. в воздух подняли самолет Т-50-5, ставший последней машиной т.н. первого этапа.


Четвертый прототип на взлете. Фото ОАК / uacrussia.ru

Шестой летный образец стал «прототипом второго этапа»; он полетел в ноябре 2016 г. Одновременно с ним изготовили образец для статических испытаний. Затем в 2016-2017 гг. начались летные испытания еще четырех машин.

Таким образом, с 2006 по 2017 г. КнААПО / КнААЗ построило более десятка самолетов Т-50, включая образцы разного рода для наземных испытаний. Самолеты строились по двум версиям проекта и существенно отличались друг от друга как по конструкции, так и по оснащению.

Вторая половина десятых годов ушла на проведение завершающего этапа летных испытаний, параллельно с которым осуществлялась подготовка к серийному производству. Кроме того, в этот период Т-50 / Су-57 задействовали в других проектах. Так, в 2019 г. стало известно об использовании одного из опытных Т-50 в проекте тяжелого БПЛА «Охотник». Истребитель выполнял функции летающей лаборатории, а также совершал совместные полеты с беспилотной машиной.

С начала 2018 г. опытные Т-50 испытывались в условиях зоны реальных боевых действий. Пара самолетов для войсковых испытаний была переброшена на базу Хмеймим в Сирии. Истребители выполнили около десятка вылетов и показали свои боевые возможности. В конце 2019 г. состоялись новые мероприятия такого рода.


Помпаж двигателя во время публичной демонстрации. Фото Wikimedia Commons

Проблемы второго десятилетия


Процесс наземных и летных испытаний истребителей Т-50 был достаточно сложным и длительным. Кроме того, не обошлось без различных проблем и аварий. Некоторые инциденты стали достоянием общественности и довольно долго оставались темой обсуждений и споров.

21 августа 2011 г. на салоне МАКС-2011 прототип Т-50-2 участвовал в демонстрационных полетах, но очередной взлет не состоялся из-за повреждения двигателя и последующего помпажа. В июне 2014 г. во время испытаний в ЛИИ им. Громова произошло возгорание самолета Т-50-5. Выгорела заметная часть планера, но самолет восстановили и в конце 2015 г. вернули на испытания.

На фоне летных испытаний имели место споры с ожидаемым зарубежным заказчиком. Индийские ВВС регулярно выступали с критикой проектов ПАК ФА и FGFA и грозилось разорвать сотрудничество. В апреле 2018 г. угрозы были реализованы, и Индия вышла из проекта. Причиной такого решения назвали недостаточные характеристики самолета и несоответствие бортового оборудования имеющимся пожеланиям.

Третье десятилетие. Серия


Со дня первого испытательного полета самолета Т-50-1 прошло 10 лет. За это время «Сухой» и смежные организации успели провести полный цикл летных испытаний и организовать серийное производство. По ряду причин, ожидаемые сроки сдачи первых серийных машин неоднократно сдвигались, но к настоящему времени все подобные проблемы были решены.


Опытный Су-57 сопровождает БПЛА С-70 "Охотник". Фото Минобороны РФ

В августе 2018 г. появился первый контракт на серийные Су-57. Он предусматривал поставку всего двух машин в ближайшие годы. В июне 2019-го появилось более крупное соглашение. Минобороны заказало 76 самолетов с поставкой в течение 2020-27 гг. Вскоре стало известно, что программа ПАК ФА официально перешла в стадию серийного производства техники.

Как сообщается, первый серийный Су-57 был построен к началу зимы 2019 г. В декабре он проходил летные испытания перед передачей заказчику. К сожалению, машина так и не дошла до войск. 24 декабря во время очередного испытательного полета истребитель потерпел крушение; летчик катапультировался. Причины происшествия пока не публиковались.

Тем временем, КнААЗ продолжает сборку серийных истребителей нового поколения. В ближайшее время ожидается выкатка нового самолета. Ему предстоит стать первым, переданным войскам. По данным СМИ, потеря первого серийного Су-57 не должна оказать существенного влияния на процесс серийного производства.

Что будет в ближайшем будущем – уже понятно. Промышленность выпустит несколько десятков новых самолетов и передаст их вооруженным силам. Сначала техника пойдет в Центр боевого применения и переучивания летного состава, а затем истребители разойдутся по строевым частям. Таким образом, во второй половине двадцатых годов ВКС получат в достаточных количествах и освоят принципиально новую технику с особыми возможностями.

Два десятилетия проекта ПАК ФА. Долгий путь к серии
Первый серийный Су-57 на стадии строительства. Машина потеряна в декабре 2019 г. Фото Paralay.iboards.ru

Долгий путь


Второе десятилетие в истории проекта ПАК ФА / Т-50 / Су-57 подходит к концу со всеми желаемыми результатами. Опытная техника прошла необходимые испытания и привлекается к принципиально новым проектам, начато серийное производство, а войска ждут первые поставки. Третье десятилетие пройдет под флагом массового строительства и ежегодной сдачи крупных партий самолетов.

Необходимо отметить, что процесс разработки, испытаний и запуска производства оказался достаточно долгим. Более того, он занял больше времени, чем планировалось изначально. Однако даже при всех подобных проблемах и затруднениях, желаемые результаты все же были получены. Производство развернуто, а ВКС готовятся принимать новинку.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    30 января 2020 18:03
    Производство развернуто, а ВКС готовятся принимать новинку.
    Как же эту "ласточку" ЗАЖДАЛИСЬ. Я желаю успехов нашим самолетостроителям. РАБОТАЙТЕ РЕБЯТА!!!
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
    1. 0
      30 января 2020 21:33
      Да чего тут не понятного, ждут полноценную версию, с двигателем второго этапа, а пока будут клепать помаленьку. Вот даже срок конкретный обозначен, к 2027 году запустят двигатель второго этапа, возможно еще и стелс доработают, и в 2027 пойдет уже действительно массовая закупка.
      1. -1
        30 января 2020 22:04
        Цитата: Мимопроходящий
        возможно еще и стелс доработают

        Мне вот про такие доработки тоже интересно. Будут ли производители бороться за снижение тепловой заметности, с помощью плоских сопел или будут делать вид, что здоровенный самолёт более юркий, чем ракета с тепловым наведением,которая в разы меньше.
        И да, плоские сопла - не панацея, но всё же...
        1. +6
          30 января 2020 22:20
          Плоских сопел не будет. Это точно. А по тепловой заметности, тут варианты есть и без сопел. К примеру степень двухконтурности двигателя. Больше холодного воздуха, меньше тепловая заметность. Вроде на двигателе первого этапа он переменная 0,2-0,4, а у F22 она 0,2. Т.е. может быть, я точно не знаю, Су-57 и без плоских сопел менее заметен в тепловом диапазоне. Хотя... не экранированные гондолой двигатели как бы не внушают оптимизм.
          1. +4
            30 января 2020 23:28
            Цитата: Мимопроходящий
            К примеру степень двухконтурности двигателя. Больше холодного воздуха, меньше тепловая заметность.

            не надо свистеть
            1.Степень двухконтурности К от 0,5 до 2 имеют двигатели, стоящие на самолетах, предназначенных для полета на высоких дозвуковых и сверхзвуковых скоростях
            если К>2, то это уже скорей всего движок для пассажирского ДОЗВУКОВОГО лайнера или транспортника, потому что большая степень двухконтурности означает большой расход воздуха, что подразумевает, в свою очередь, большие диаметральные размеры движка. А это никакой истребитель себе позволить не может
            Pratt & Whitney F100-PW-229 (степень двухконтурности 0,4)

            и ПД-14

            2.P = G (c — v) , здесь Р – тяга двигателя, G – это расход воздуха через двигатель (кг/с), c— скорость истечения газовоздушной струи из двигателя (м/с), v – скорость полета (м/с). Из этой формулы хорошо видно, что чем больше скорость реактивной струи, тем выше тяга двигателя.
            вскорост реактивной струи можно получить только ( по сути) температурой.
            а
            Двигатели с высокой степенью двухконтурности наиболее эффективны
            при больших степенях подогрева, т.е. при высокой температуре газа перед турбиной

            эта температура ни куда не денется-> на корпус-> далее излучением и теплопереносом набегающим потоком воздуха

            Основными элементами ГТД, определяющими интенсивность его
            теплового излучения, являются:
            – лопатки последней ступени газовой турбины;
            – внутренние поверхности и конструктивные элементы форсажной камеры и
            реактивного сопла, расположенные в газовом тракте;
            – струя высокотемпературного газа, выходящего из сопла.

            3. Эффективно снизить ИК-излучение на нефорсированных режимах позволяет применение плоских сопел за счет экранирования горячих элементов тракта двигателя и интенсивного смешения выходного плоского потока горячего газа с наружным воздухом.
            1. 0
              31 января 2020 03:51
              Как обычно набор чего то там, никак не подтверждающего точку зрения. Сравнение турбореактивного и турбовентиляторного двигателя особенно.
              1. +1
                31 января 2020 05:31
                Насколько мне известно, турбовентиляторный это турбореактивный с двухконтурностью больше 2.
                Возможно в габаритах истребителя и сделают в будующем такой двигун. Но на сегодняшний день повышение двухконтурности для таких изделий не реально.
                1. 0
                  31 января 2020 05:53
                  Но для Ф-100 указана степень 0,4, а для Ф-119 просто "Низкая степень двухконтурности", и с чего бы более высокая степень не будет снижать суммарную температуру реактивной струи? Ведь по сути второй контур это "холодный" воздух и чем его больше, тем меньше общая температура. И уж точно
                  Цитата: opus
                  интенсивного смешения выходного плоского потока горячего газа с наружным воздухом
                  двухконтурность обеспечит это смешение не хуже плоских сопел.
                  Цитата: opus
                  2.P = G (c — v) , здесь Р – тяга двигателя, G – это расход воздуха через двигатель (кг/с), c— скорость истечения газовоздушной струи из двигателя (м/с), v – скорость полета (м/с). Из этой формулы хорошо видно, что чем больше скорость реактивной струи, тем выше тяга двигателя.
                  вскорост реактивной струи можно получить только ( по сути) температурой.
                  А это просто ПЦ, где тут зависимость тяги от температуры, здесь даже t никак не указана. Opus постоянно приплетает кучу графиков и формул скорее всего не понимая их сути, а так, касается каким то боком, и очень хорошо.
                  1. -1
                    31 января 2020 06:15
                    Цитата: Владимир_2У
                    двухконтурность обеспечит это смешение не хуже плоских сопел.

                    Согласен. Вопрос в том, как в габариты истребителя это вписать. Только два варианта.
                    Гнать большой поток воздуха без сжатия (как в пассо и грузовозах) и получим холодный воздух на выходе.
                    Гнать большой поток воздуха в габаритах двигунов истребителя с сильным сжатием и получим горячий воздух на выходе. Ясно, что ниже, чем температура реактивной струи, но вот насколько ...
                    Факт остаётся один. Двигунов для современных истребителей с высокой степенью двухконтурности нет и не предвидеца. Не могут или не эффективны они в этом случаи, тут .конструкторам лучше знать. По моему скромному мнению, тут скорее всего ограничение накладывает полёт на сверхзвуке.
                    1. -1
                      31 января 2020 06:33
                      Ну да, в том числе и лоб турбины прятать надо и чем он больше тем это труднее. А смешение можно и для круглых сопел организовать, не сомневаюсь, и даже экранировку, только от всеракурсности ничего не останется.
              2. +3
                31 января 2020 09:52
                Цитата: Владимир_2У
                Как обычно набор чего то там, никак не подтверждающего точку зрения.

                как обычно осознать не смог, но яду разлил.
                у Володеньки они(коментарии) все к месту и о чём.Я запамятовал это не вы там математику всегда на 5ки сдавали?
                Цитата: Владимир_2У
                Сравнение турбореактивного и турбовентиляторного

                УО для мсеня всегда являлись загадкой

                1.
                Цитата: opus
                Степень двухконтурности К от 0,5 до 2 имеют двигатели, стоящие на самолетах, предназначенных для полета на высоких дозвуковых и сверхзвуковых скоростях
                если К>2

                2.Турбовентиляторным двигателем в популярной литературе обычно называют турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с высокой (выше 2) степенью двухконтурности
                Цитата: Владимир_2У
                А это просто ПЦ, где тут зависимость тяги от температуры

                Канешна " , я же и писал выше УО

                Цитата: opus
                как обычно осознать не смог, но яду разлил

                Цитата: opus
                Из этой формулы хорошо видно, что чем больше скорость реактивной струи, тем выше тяга двигателя.
                скорость реактивной струи можно получить только ( по сути) температурой.

                Разжевать надо
                Цитата: Владимир_2У
                кучу графиков и формул

                или так дойдёт
                ?
                Цитата: Владимир_2У
                двухконтурность обеспечит это смешение не хуже плоских сопел.

                чего балоболить фактик како-нить в студию "юудьте любезны"?
                1. -1
                  31 января 2020 11:39
                  Цитата: opus
                  Степень двухконтурности К от 0,5 до 2 имеют двигатели, стоящие на самолетах, предназначенных для полета на высоких дозвуковых и сверхзвуковых скоростях
                  Да, да
                  Цитата: opus
                  Pratt & Whitney F100-PW-229 (степень двухконтурности 0,4)
                  То, что доведение двухконтурности даже не до 2 а до 1,2 повысит этот параметр в ТРИ раза мне моя УО позволяет посчитать, а вам ваш могучий интеллект не позволяет, так значит он полумогучий (ПМИ сокращённо).
                  Цитата: opus
                  Степень двухконтурности К от 0,5 до 2 имеют двигатели, стоящие на
                  Ой, а как же F100-PW-229 (степень двухконтурности 0,4) Он что, уже всё, не ТРДД? Или Ф-119, у которого
                  Цитата: Мимопроходящий
                  Вроде на двигателе первого этапа он переменная 0,2-0,4, а у F22 она 0,2
                  так и вовсе 0,2, тоже не ТРДД?
                  Цитата: opus
                  2.P = G (c — v) , здесь Р – тяга двигателя, G – это расход воздуха через двигатель (кг/с), c— скорость истечения газовоздушной струи из двигателя (м/с), v – скорость полета (м/с)
                  Ну разжуйте, где тут зависимость от температуры, с вашим то ПМИ это же раз плюнуть.
                  Цитата: opus
                  двухконтурность обеспечит это смешение не хуже плоских сопел.
                  чего балоболить фактик како-нить в студию "юудьте любезны"?
                  из той же статьи откуда вы мощную формулу влияния температуры на тягу, без указания даже символа температуры, привели:
                  Дело в том, что ТРДД могут быть двух видов: со смешением потоков и без него. То есть поток второго контура может с момента разделения с потоком первого самостоятельно пройти до выхода из двигателя и покинуть его через свое собственное сопло. Это будет двигатель без смешения потоков.
                  Но два потока могут и смешиваться. Происходит это обычно в так называемой камере смешения. И далее смешанный поток уже с общими температурой и давлением покидает двигатель через общее сопло

                  Разжевать вам, что при смешении горячего и холодного, температура горячего несколько снижается или сами догадаетесь?
                  http://avia-simply.ru/trdd/ так себе кстати источник, хотя ваш полумогучий интеллект и его целиком не осилил, разжалуем его в четвертьмогучий интеллект (ЧМИ). Уж не знаю, осилит ли ваш ЧМИ тот факт, что расход воздуха и скорость истечения второго контура можно увеличить без увеличения диаметра компрессора, а за счёт увеличения частоты вращения, к примеру, или добавления ступени компрессора.
                  В теории газотурбинных двигателей обычно используются следующие параметры многоступенчатого компрессора:
                  а) степень повышения давления (отношение полного давления воздуха за компрессором к полному давлению перед компрессором);
                  б) секундный расход воздуха через компрессор;
                  в) частота вращения pотоpа компрессора;
                  г) адиабатический КПД компрессора.

                  Теория газотурбинных двигателей (В. М. Корнеев)
            2. -1
              31 января 2020 17:04
              Цитата: opus
              не надо свистеть

              Не понял в чем именно я "свистел", все ваши аргументы либо общие рассуждения "об устройстве вселенной", либо абсолютно ничем не противоречат моему тезису. В свою поддержку добавлю еще конкретики:
              Обопремся на факты:
              Для F-22 (https://www.forecastinternational.com/archive/disp_pdf.cfm?DACH_RECNO=901)
              Pratt's F119-PW-100 engine is a straightforward design turbofan with a bypass ratio of 0.2:1

              У F119-PW-100 плоское сопло при степени двухконтурности 0,2
              Для F-35 (http://www.f-16.net/forum/viewtopic.php?t=14070)
              Bypass ratio, (F135-PW-100, -400) 0.57; (F135-PW-600), conventional flight 0.56

              у F135-PW круглое сопло при степени двухконтурности 0,56
              Вывод напрашивается. Это конечно не железное доказательство, но как косвенное очень даже весьма...
        2. 0
          1 февраля 2020 22:18
          Цитата: Alt-Right
          И да, плоские сопла - не панацея, но всё же...

          Если не панацея, то, может, не стоит и заморачиваться с ними, т.к. это ещё и уменьшение тяги. Лазерные помеховые станции - более подходящий вариант для ракет с ИК ГСН, особенно для небольших дистанций. Впрочем, возможно по плоским соплам появятся наработки в связи с темой ПАК ДА (ему это нужнее) - тогда в будущем СУ-57М может их получить - как знать...
      2. -7
        30 января 2020 22:40
        в 2027 году у конкурентов уже будет 6 серия на летном испытании а 5 будет уже 5 ++
        1. 0
          31 января 2020 00:48
          Цитата: мармеладный
          в 2027 году у конкурентов уже будет 6 серия на летном испытании а 5 будет уже 5 ++

          Зуб даёте? У конкурентов и пятое не идет. Решили вернуться к старому доброму F-15.
          1. Комментарий был удален.
            1. 0
              31 января 2020 04:04
              Цитата: мармеладный
              а че тут зуб давать?-примерно так и будет-просто не надо кричать ура ура а надо голову включать..хотя и сайт сейчас пропагнадистский и тут кремлеботов море...все ограничивается сегодня в развитие науки и техники

              У вас проблема с аргументами.
              1. Комментарий был удален.
                1. +1
                  31 января 2020 04:07
                  Цитата: мармеладный
                  слив засчитан вам-чего еще сказать hi

                  Опять без аргументов.
                  1. -5
                    31 января 2020 04:09
                    вы сначала свои слова не пояснили ни мне ни людям-раз вступаете в разговор надо с рагументами вступать-а у вас ни о чем словоблудие-слил я вас в 3 раз..обтекайте
                    1. +2
                      31 января 2020 04:11
                      Цитата: мармеладный
                      вы сначала свои слова не пояснили ни мне ни людям-раз вступаете в разговор надо с рагументами вступать-а у вас ни о чем словоблудие-слил я вас в 3 раз..обтекайте

                      Так вы аргументы не приводите одни голословные утверждения. Только про слив и твердите. Сантехник по ходу.
                      1. -8
                        31 января 2020 04:14
                        чувак-если что ты в интернете-а тут есть свои законы и этикет-прикинь да?слив это словоблудие на аргументы оппонента от отстутствия контраргументов-считается позором и зашкваром..теперь ясно?все-разговор с троллем закрыт
                      2. +3
                        31 января 2020 04:15
                        Цитата: мармеладный
                        чувак-если что ты в интернете-а тут есть свои законы и этикет-прикинь да?слив это словоблудие на аргументы оппонента от отстутствия контраргументов-считается позором и зашкваром..теперь ясно?все-разговор с троллем закрыт

                        Да вы еще и хам.
                      3. -7
                        31 января 2020 04:18
                        еще какой-если человек за свои слова не отвечает-успехов и здоровья вам hi
                      4. +1
                        31 января 2020 04:23
                        Я отвечаю за свои, а вы ответьте за своё словоблудие.
        2. 0
          1 февраля 2020 22:30
          Цитата: мармеладный
          в 2027 году у конкурентов уже будет 6 серия на летном испытании

          Наверное, Вы имели ввиду 6-е поколение, когда написали "6 серия"?... Но для начала попробуйте сформулировать хотя бы внятные критерии к такому поколению - чем именно оно должно принципиально отличаться от 5-го? Потому что "в литературе" этот вопрос ещё очень далёк от ясности, если вообще когда-то будет разрешен. Например, мы же не обсуждаем сейчас 6-е поколение парусных кораблей - возможно, что-то такое можно было бы в теории придумать, но зачем? Так и здесь - всякие новинки в области электроники и авиационных средств поражения ещё не выводят самолёт (истребитель в данном случае) в следующее поколение - нужен принципиально новый этап в конструкции планера либо силовой установки. Даже "беспилотность" не даёт 6-е поколение - разве что можно говорить о первом беспилотном. Вот если будут наработки по двигателям для гиперзвука, или выхода в верхние слои атмосферы/ближний космос, или появится оружие, потребующее совершенно другой энергетики - тогда да, можно будет говорить о следующем поколении. Но пока совершенно неясно, где и в чём произойдёт следующий прорыв, поэтому о 6-м поколении реактивных истребителей говорить нет особого смысла.
    2. -2
      1 февраля 2020 16:40
      "Высер" на публику страдающего запором "организма".

      Зачем ты так плохо о себе говоришь?
  3. +1
    30 января 2020 18:16
    Догонять всегда сложнее. Особенно после развала почти всего ОПК.
    1. +6
      30 января 2020 18:27
      Цитата: NF68
      Догонять всегда сложнее. Особенно после развала почти всего ОПК.

      А, что, война была? Или «супостаты» налетели? Помню, как инженеры и техники стали «челноками», чтобы не сдохнуть от гайдаро-чубайсовского «счастья»...
      Сталин за восемь послевоенных лет управился со всеми проблемами, а эти «руководилы» за тридцать лет не смогли растащить советское наследие.
      Только и слышно этих едро-нытиков. То им экономика плохая досталась, то им санкции мешают, то казнокрадство и коррупция, то бездари в правительство пролезли, то начальники мебельного производства и преподаватели римского права в министры...Работать надо больше, а жрать - меньше. И думать не о виллах и яхтах, а об авиации и флоте...
      1. +4
        30 января 2020 18:40
        Цитата: ROSS 42
        А, что, война была? Или «супостаты» налетели?


        Было еще хуже по скольку супостаты все же налетели-внутренние и они оказались куда опаснее супостатов из вне.
      2. +5
        31 января 2020 09:23
        А почему именно за 8? И в СССР полное счастье наступило?
        1. -3
          31 января 2020 10:45
          Цитата: EvilLion
          А почему именно за 8?

          Вы правы, ошибочка вышла:
          В 1948 г, за 2,5 года восстановлен довоенный хозяйственный уровень страны. Для сравнения , после гражданской войны довоенный уровень 1913 г. Царской России был восстановлен за 6 лет.

          belay
      3. -4
        31 января 2020 09:43
        Цитата: ROSS 42
        А, что, война была? Или «супостаты» налетели? Помню, как инженеры и техники стали «челноками», чтобы не сдохнуть от гайдаро-чубайсовского «счастья»...

        Демографические потери России в 90-х годах были, по самым скромным расчётам 10 миллионов человек + неродившихся примерно 2 миллиона.И сейчас Россия рассчитывается за это демографической ямой.

        Людские потери сопоставимы с войной,не говоря о экономических потерях,разрыв производственных цепочек,потерь рынков,неконкурентоспособности продукции ,отсутствия денег у населения! Вы не находите,что это похоже чем то на войну?
        Цитата: ROSS 42
        Сталин за восемь послевоенных лет управился со всеми проблемами

        Ну он же не сам лично управился, хотя и был как сейчас говорят "диктатор" с полномочиями царя ,согласны?Это народ СССР всё же сделал,за минимальную плату,больше идеологическую, чем материальную,работая на пределе возможности!И в голоде и в холоде!Так как все понимали что нас сомнут, если мы в самые сжатые сроки не восстановим страну.Вас сейчас не много напряги, вы такой вой устроите,не то что сейчас!
        Цитата: ROSS 42
        а эти «руководилы» за тридцать лет не смогли растащить советское наследие.

        Вы согласитесь со мной, что десять лет простоя для "конкурентоспособного" производства это практически смерть?Производства оставленные в наследство от СССР России, были в виде,частной собственности,разрушенной, неконкурентоспособной производственной базой!Конкурировать даже на нашем рынке, они уже не могли,не говоря о других!
        Цитата: ROSS 42
        Только и слышно этих едро-нытиков. То им экономика плохая досталась

        И это так!СССР развалил свою экономику печатным станком,печатая больше денег,чем было товаров и услуг!Хотите разобраться, это есть у меня.
        https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48220/ArchivalFonds_014.pdf
        https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48219/ArchivalFonds_015.pdf
        Цитата: ROSS 42
        то им санкции мешают

        Чудной вы человек!Это не против "России" введены санкции,это против вас и меня в том числе.
        Цена аннексии»: в Bloomberg подсчитали потери России за 5 лет «воссоединения» с Крымом.

        Цитата: ROSS 42
        то казнокрадство и коррупция

        Это вы на этом ездите,без конца!Коррупция всегда была и будет в человеческом обществе,и в СССР она тоже была родимая.
        Цитата: ROSS 42
        Работать надо больше, а жрать - меньше.

        Вот, вот, если мы все будем меньше "жрать",а больше работать то пример Китая перед глазами!Вы надеюсь не будете спорить что в Китае нет коммунизма, а есть рыночные отношения и эти самые "олигархи"?
        Цитата: ROSS 42
        И думать не о виллах и яхтах, а об авиации и флоте...

        Вы не думайте,за вас уже думают!
        По боеспособности армия России стоит на втором месте в мире!
        1. 0
          3 февраля 2020 12:05
          Цитата: Эдик
          Цена аннексии»: в Bloomberg подсчитали потери России за 5 лет «воссоединения» с Крымом.

          И без Крыма бы ввели санкции. Сколько их введено за последнее время по надуманным причинам.
    2. Комментарий был удален.
      1. +1
        30 января 2020 18:41
        Цитата: rudolff
        Не все предприятия ОПК были развалены. Тот же Сухой очень даже неплохо пережил 90-е, а с начала 2000-х так вообще, как сыр в масле...


        Это одно из не многих исключений.
        1. +5
          31 января 2020 01:17
          Цитата: NF68
          Цитата: rudolff
          Не все предприятия ОПК были развалены. Тот же Сухой очень даже неплохо пережил 90-е, а с начала 2000-х так вообще, как сыр в масле...


          Это одно из не многих исключений.

          АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», Авиационная холдинговая компания «Сухой», Научно-производственная корпорация „Иркут», «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», «Ростовский вертолетный производственный комплекс ОАО «Роствертол», «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Казанский вертолетный завод»
          Источник : https://realnoevremya.ru/articles/64588-top-100-oboronnyh-kompaniy-rossii
          Это только 10-ка самых крупных "исключений".
    3. +1
      31 января 2020 01:08
      Цитата: NF68
      Догонять всегда сложнее. Особенно после развала почти всего ОПК.

      Да уж. Завод по производству Абрамсов в Детройте, закрыли. Остался только танкоремонтный, авианосцы делать разучились, многострадальный Дж. Форд, 12 лет доделать не могут, истребитель Ф-35 так и не довели до ума за 16 лет. Решили вернуться к старому Ф-15 разработанного аж в 1972 году. Ядерные технологии утратили, компания Вестингауз, производящая ядерное топливо и др. материалы в 2017 году успешно обанкротилась.
      Короче им Россию уже не догнать.
  4. Комментарий был удален.
    1. +2
      30 января 2020 18:39
      Ну если уж придираться, то облегченно вздохнуть можно будет когда вся серия поступит в войска, с двигателями второго этапа laughing и у нас будет за сотню таких птичек.
  5. +3
    30 января 2020 18:43
    К сожалению, большая часть сведений о НИОКР по ПАК ФА до сих пор остается секретной.


    Это к счастью, а не к сожалению. Нечего наши НИОКР знать всем кому не лень.
    1. 0
      30 января 2020 22:06
      Цитата: Клебер
      Это к счастью, а не к сожалению. Нечего наши НИОКР знать всем кому не лень.

      Это да. Особенно это касается, на практике, всяких "стратегических партнёров"! bully
  6. +4
    30 января 2020 18:52
    К сожалению, большая часть сведений о НИОКР по ПАК ФА до сих пор остается секретной.

    Не к сожалению, а к счастью. Иначе миллиарды рублей и научный задел смогут использовать любые копирайтеры - китайцы или те же индусы. Автор за кого "болеет"?
  7. +1
    30 января 2020 19:11
    лучше хоть что то делать и это радует,да долго да мало заказано но самое главное это наработки и полученный опыт при строительстве
  8. -7
    30 января 2020 19:21
    Су-57 безусловно нужный самолет. Но это не 5е поколение. Да, он в итоге будет лучше по ряду параметров, чем скажем Рафаль, но полноценным стелсом не является. Это скорее переходная машина перед внедрением настоящих стелсов. Поколение 4.5, и врядли могло быть по-другому. Плохо, что ничего не слышно о разработке новой машины. Только ходят разговоры о реанимации направления як-141, которое при реализации на уровне 5 поколения, решило бы проблему. Снова теряем время. А авиация решает в современных войнах все. Никакие с-600 ее не заменят.
    1. +2
      30 января 2020 20:15
      Чем же по-вашему Су-57 не дотягивает до как вы выразились "настоящих стелсов"? Только больше конкретики и меньше демагогии.И конкретно почему он не является полноценным стелсом? Факты в студию.Переходные машины между 4 и 5 поколениями
      это Миг-35 и Су-35,у которых нет малозаметности и бесфорсажного сверхзвука.
      1. -2
        31 января 2020 09:23
        1. Нет S образного забоника: видно двигатель в переднюю поверхность.
        2. Нет плоского сопла: хуже ИК скрытность.
        3. Пока нет 2го двигателя.

        В целом машина нужная. Но она именно что переходная.
        1. +1
          31 января 2020 12:35
          Ты в курсе, как S-образный воздухозаборник влияет на тягу, и почему у Су-57 двигатели под некоторым углом? Кстати, очные плоские сопла то же самое, серьезная потеря тяги всеракурности отклонения. Странно, что вы завидуете сомнительным тех. решениям.
          1. 0
            3 февраля 2020 11:18
            За сверхманевренность: нужна ли она?
        2. +1
          1 февраля 2020 16:42
          1. Нет S образного забоника: видно двигатель в переднюю поверхность.
          2. Нет плоского сопла: хуже ИК скрытность.
          3. Пока нет 2го двигателя.

          Всего этого нету у ф-35
          1. 0
            3 февраля 2020 11:16
            Сопло обычное. Заборник S образный. И по третьему пункту: у нас нет пратт Анд уитни. Жаль конечно. Но такова жизнь.
    2. 0
      31 января 2020 01:20
      Цитата: Демагог
      Су-57 безусловно нужный самолет. Но это не 5е поколение

      Су-57 Пятое поколение. А вы Демагог.
    3. +3
      31 января 2020 10:49
      настоящих стелсов.

      А для Вас пятое поколение и стелс одно и тоже?
      А если стелс прямо совсем стелс не обладает сверхманевренностью или безфорсажным сверхзвуком он пятого поколения?
      И вообще с какого ЭРП стелс начинается? Говорить об необходимости S образных воздухозаборнков или плоских сопел просто безграмотно, потому что это инженерные решения, а низкая ЭРП может быть достигнута и другими решениями.
      1. 0
        3 февраля 2020 11:21
        Вопрос:
        Как закрыть компрессор если не S образным? Пока есть такое решение и оно работает. На 22 и на 35. У нас его нет. Возможно из-за двигателя. Развал двигателей связан с тем что бы снизить тепловой след.
        1. -1
          3 февраля 2020 12:12
          Цитата: FireLake
          Как закрыть компрессор если не S образным?

          Так же как и на Ту-160: форма передних лопаток перенаправляет излучение локатора на поглощающие его стенки воздухозаборника.
          1. 0
            3 февраля 2020 12:13
            160 светится как лампа.
            1. -1
              3 февраля 2020 12:14
              Цитата: FireLake
              160 светится как лампа.

              Откуда эти данные ?
        2. +1
          3 февраля 2020 12:16
          Как закрыть компрессор если не S образным?

          Вы что-нибудь об основном уравнении радиолокации слышали? laughing
          Чувствуется если и слышали, то не представляете ни смысла ни решений.
          Поясню для не математиков. Это ту самую эффективную отражающую поверхность.
          А в уравнении интеграл по поверхности а подинтегральная функция это функция поверхностных токов.
          Это значит что можно даже из уголковых отражателей и активного устройства собрать конфигурацию с маленьким ЭПР.
  9. 0
    30 января 2020 19:23
    Помню, как будучи вице-премьером, г-н С. Иванов тогда курировал наш "авиапром" и обещал, что в 2013 году(???!!!) ПАК ФА / Т-50 пойдёт в серию! Слышал и видел это по ТВ! negative
    Может, поэтому г-н Иванов С. теперь не вице-премьер и занимается тем, что считает тигров в тайге, т.е. находится "на своём месте"!? fool
  10. -2
    30 января 2020 19:27
    "Промышленность выпустит несколько десятков новых самолетов и передаст их вооруженным силам. Таким образом, во второй половине двадцатых годов ВКС получат в достаточных количествах и освоят принципиально новую технику с особыми возможностями." Снова пропаганда в худших традициях позднего СССР(((
  11. +1
    30 января 2020 20:00
    Да вообще-то по времени как раз нормально. Ф-35 - это программа ASTOVL. 1988 год - считайте сами
    1. 0
      30 января 2020 22:21
      Цитата: Cowbra
      Ф-35 - это программа ASTOVL.

      F-35 - это JSF вообще-то (Joint Strike Fighter) а это уже 1996 год.
      1. +2
        30 января 2020 22:23
        The CALF was a DARPA program to develop a STOVL strike fighter (SSF) for the United States Marine Corps and replacement for the F-16 Fighting Falcon.

        https://en.wikipedia.org/wiki/Joint_Strike_Fighter_program
        Ну как вам сказать)))
        1. 0
          30 января 2020 22:28
          Цитата: Cowbra
          https://en.wikipedia.org/wiki/Joint_Strike_Fighter_program
          Ну как вам сказать)))

          Так и скажите: Было брожение вокруг бумаг и концепций!)
          Но такие моменты можно обсуждать бесконечно. Как по мне, гораздо важнее когда выкатили первый лётный прототип, или по крайней мере, когда эти хождения вокруг концепции закончились.
          1. +5
            30 января 2020 22:54
            Я просто. насколько помню, и по танкам. и по самолетам - в мирное время вечно вхождение долгое - но оно логично - войны нет. а примем на вооружение уже без косяков... Это на войне проканали и пушечные Харриеры, у которых пушки вообще не стреляли, и летали ведь у нас МиГ-3 не УД... Смысл сейчас принимать сырой истребитель? Горит? Косяки убираем, потом смотрим.
            Я оттого и ржу, Ф-35 завалился в ноябре прошлого года на армейской приемке - армия его не приняла на вооружение, около 600 недоработок. за 10 месяцев испытаний в среднем 11% истребителей были боеготовы. И ЭТО поставляют в войска... "Ограничено боеспособен". Это как? "Слыш, пацан, иди Родину защищай, на те винтовку - она ограничено годная. Стреляет! Ну. не всегда... И не туда... Но стреляет, держись, боец!"
            1. +1
              30 января 2020 23:29
              Цитата: Cowbra
              Я просто. насколько помню, и по танкам. и по самолетам - в мирное время вечно вхождение долгое - но оно логично - войны нет.

              Тут есть ещё 1 момент. для форсирования событий требуется больше вложений, а значит условная программа становится дороже.
              Цитата: Cowbra
              Я оттого и ржу, Ф-35 завалился в ноябре прошлого года на армейской приемке - армия его не приняла на вооружение, около 600 недоработок. за 10 месяцев испытаний в среднем 11% истребителей были боеготовы. И ЭТО поставляют в войска... "Ограничено боеспособен". Это как? "Слыш, пацан, иди Родину защищай, на те винтовку - она ограничено годная. Стреляет! Ну. не всегда... И не туда... Но стреляет, держись, боец!"

              Главный обосрамс этой программы - объём предзаказов.
              Именно из-за этого происходит вся эта лютая дичь с F-35! Тут немудрено так накосячить, ибо степень технической новизны/рисков запредельная, а сроки, из-за предзаказов, напрягают.
              Но другого пути нет: Если США желает заполучить, по сути, единый истребитель "второго линии", им придётся проталкивать этот "коммерческий стелс", поскольку стоимость программы запредельна даже по меркам штатов.
              Но тут есть и плюсы: Большинство программ по лёгким авианосцам просто не смогут обойтись без F-35B.
              P.S. Да, F-35B - Это единственная модификация, которая не может в крейсерский сверхзвук, но с горем пополам это лучше, чем Харриер, который, к тому же, больше не производится.
              1. 0
                31 января 2020 09:34
                Хариер устарел уже лет 10 как.
                А 35 как замена вполне норм. Хотя их проблемы веселят)
  12. -4
    30 января 2020 20:43
    Цитата: Sky Strike fighter
    Чем же по-вашему Су-57 не дотягивает до как вы выразились "настоящих стелсов"? Только больше конкретики и меньше демагогии.И конкретно почему он не является полноценным стелсом? Факты в студию.Переходные машины между 4 и 5 поколениями
    это Миг-35 и Су-35,у которых нет малозаметности и бесфорсажного сверхзвука.


    Крутой какой))) конкретику надо. А неэкранированные рпм двигатели не видно? Несколько м2 эпр при том, что на стелсах каждую сотку считают. Плюс заметность в ик диапазоне. На Рафале например двигатель закрыт и охлаждение выхлопа стоит. А Су-57 светится, как елка новогодняя. В ударной миссии шансы вернуться назад из-за открытых движков резко падают. Из-за них ракета пво может рассмотреть уходящий самолет даже на фоне поверхности. В воздушном бою именно за эти движки будут цепляться ракеты вв. Назвать самолет 5-м поколением не значит, что он им является. На том же Рафале полно рпм стоит, рлс афар, двигатель закрыт, но это не стелс. И су-57 не стелс.
    1. +2
      30 января 2020 23:51
      По двигателям для Су-57.
      Также у двигателя должна быть значительно меньшая заметность в инфракрасном и радиоволновом диапазоне. Это достигается специальной конструкцией сопла и воздухозаборника. Серьезным аспектом нового двигателя является также снижение стоимости жизненного цикла машины — меньше расхода на обслуживание, больше межремонтный ресурс», — рассказал о новых силовых установках Марчуков.

      Сопла и лопатки

      Для нового двигателя, который будет устанавливаться на истребители Су-57 с середины 2020-х годов, сегодня разрабатывается плоское сопло. Обычно такой аппарат представляет собой две подвижные пластины, установленные на S-образном канале на выходе реактивного двигателя. В частности, так сделано на американском истребителе F-22 Raptor пятого поколения.

      Такое сопло, вместе с S-образным каналом скрывающее раскаленные лопатки турбины двигателя, позволяет снизить инфракрасную заметность боевого самолета для систем наблюдения, в том числе и инфракрасных поисково-следящих систем. Однако это же техническое решение вводит дополнительное сопротивление для истекающих газов, из-за чего характеристики двигателя ухудшаются в среднем на 2-3 процента.

      https://zen.yandex.ru/media/nplus1/kak-razrabatyvaetsia-i-kakim-budet-dvigatel-dlia-istrebitelei-piatogo-pokoleniia-su57-5dcd9f6640e93148148a3876
      Ну Рафаль точно не стелс.Его аналог у нас Миг-35.А вот Су-57 самый что ни на есть стелс ,как и F-35.
    2. +1
      31 января 2020 09:28
      Ты точно ЭПР по фотографии определил? Ну тогда почему в разведке не работаешь? Там такие нужны.
    3. +1
      31 января 2020 12:40
      Несколько кв. метров - это Су-27 целиком, садись два. Но даже для 4-го поколения можно примерно 1 кв. м сделать. Рафаль же чисто геометрически не пытается быть стелсом. Что как бы основной критерий. Ну и ЭПР F-117 ЕМНИП 0.025, а он на это дело упорот, т. е. какие нафиг каждые сотки, у любого существующего сейчас самолета ЭПР больше, чем у F-117 просто по определению.
  13. +2
    30 января 2020 21:11
    Ребята. о чем Разговор? В 2011 -м стояли с Вовой в Жуковском, в толпе охраны и пиджаков, и нам Су-57 показывали, потом , какая то, ответственная, мне пыталась внушить, что нам его не показывали и его (самолёта) там не было. Разве так можно работать? За кого нас держите? Вернее, за что там у вас зарплату получают? Мне бы вашу Рассею.
    1. +1
      30 января 2020 23:35
      Цитата: L-39NG
      Ребята. о чем Разговор? В 2011 -м стояли с Вовой в Жуковском, в толпе охраны и пиджаков, и нам Су-57 показывали, потом , какая то, ответственная, мне пыталась внушить, что нам его не показывали и его (самолёта) там не было. Разве так можно работать? За кого нас держите? Вернее, за что там у вас зарплату получают? Мне бы вашу Рассею.

      Я когда в Раменском районе работал, надо мной Су-57 пролетали ближе чем на МАКСе они это делают. Было дело перед МАКСом. Ещё до прошлого, когда его на стенде статично показывали. И да, в 2011-ом он тоже был. +1 как говориться.
  14. +1
    30 января 2020 22:13
    Интересно сравнение в себестоимости при серии Су35 vs Су57
  15. 0
    30 января 2020 22:34
    Простите меня за то, что я не очень хорошо владею русским языком, я грек.
    Ну, просто подумал.. Если бы Россия продолжила работу с прерванным истребителем МиГ 1.44, разве не было бы лучше? МиГ 1.44 совершил свой первый полет в 2000 году. Даже если предположить длительный процесс испытаний, то в худшем случае к 2010-2012 годам, при наличии финансирования, серийное производство должно было начаться. Предполагая в среднем 10-12 самолетов в год, сегодня Россия будет иметь 100 + новых истребителей. И да, я знаю, что он, скорее всего, уступал бы ПАК ФА, особенно в малозаметном (скрытность) аспекте, но все же..
    1. +2
      30 января 2020 23:49
      Цитата: Ioannis Andris
      Ну, просто подумал.. Если бы Россия продолжила работу с прерванным истребителем МиГ 1.44, разве не было бы лучше?

      МиГ 1.44, также как и Су-47, просто является классикой "концептуального отрицания всего западного", с соответствующими последствиями. "Пытались выработать свой взгляд на 5-ое поколение", ага.
      Скорее потратили время впустую. ИМХО. Я считаю, что даже пусть было бы откровенное воровство идей "где-то там", лишь бы работало как надо, а не просто утилизировало бы время/ресурсы.
      Да и зачем нам дублировать машины 4-ого поколения? У нас они и так неплохие)
    2. +1
      31 января 2020 09:35
      Во-первых, МиГ-1.44 даже визуально из 80-ых с его схемой "утка", т. е. он устарел не успев родиться. Во-вторых, ОКБ МиГ тогда уже было фактически недееспособно. В третьих, как раз тогда, в 2010-ом началось производство Су-35. В четвертых, полететь пустая коробка могла, только программа ПАК ФА - это не только планер, это авионика и специально адаптированные для внутреннего размещения, средства поражения. Так что выкинуть опоздавший лет на 10 проект, решение вполне логичное.
  16. -11
    30 января 2020 22:39
    пока его допилят у потенциального противника в серии уже будет 6 поколение
    1. +1
      31 января 2020 01:32
      Цитата: мармеладный
      пока его допилят у потенциального противника в серии уже будет 6 поколение

      У потенциального противника уже и пятого нет. Выпуск F-22 прекращен в 2008 году, а F-35 так и не довели до полноценного пятого поколения.
      1. -10
        31 января 2020 04:01
        я тебя огорчу мой милый друг-ф-22 как раз таки 5 поколение-ближе всех к нему-не клепали потому что конкурентов нет..а ф-35 уже будет скоро поколением 5+..не читайте советских газет(наши лживые сми)
        1. +2
          31 января 2020 04:06
          Цитата: мармеладный
          я тебя огорчу мой милый друг-ф-22 как раз таки 5 поколение-ближе всех к нему-не клепали потому что конкурентов нет..а ф-35 уже будет скоро поколением 5+..не читайте советских газет(наши лживые сми)

          И опять нет аргументов.
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              31 января 2020 04:09
              Цитата: мармеладный
              и опять слив засчитан

              fool
              1. Комментарий был удален.
                1. +2
                  31 января 2020 04:13
                  Цитата: мармеладный
                  посмотрел на ваши комментарии и профиль-вы либо кремлебот либо ура патриот-нот это уже без особой разницы..у меня с такими разговоров нет.прощайте

                  А вы, мармеладный, видимо из меньшинств.
                  1. Комментарий был удален.
        2. +1
          31 января 2020 09:45
          Если я покупаю себе новую видеокарту, а у нее при самом продвинутом чипе порезанная шина памяти, и она не дает прироста производительности по сравнению со старой, то мне всё равно какого она поколения. У американцев был F-22 с самыми передовыми движками, они могли сделать что-то на его базе, но они не стали и выдали огрызок уровня "Суперхорнета" по ЛТХ пусть и на более высоком техническом уровне. Но к самолетам для завоевания превосходства в воздухе это не имеет никакого отношения. Самолет принципиально новый строится только для того, чтобы летать лучше предыдущих, датчики и радарчики всякие можно и на старый поставить.

          Когда F-22 появился, конкурентов не было. Сейчас они есть, а F-22-то уже и нет окромя построенных и новых не предвидится. Дораха!
        3. +1
          31 января 2020 10:55
          ф-35 уже будет скоро поколением 5+.

          Да? B каким же параметрам должен соответствовать самолет поколения 5+, уважаемый эхсперд?
  17. -8
    30 января 2020 22:43
    уже су 27 с ракетами ЭТ 27 распознает тепловой след двигателей такого образца за 30-40 км а это 4 поколение-боюсь представить с какого расстояния тепло отсканирует ф 22 с такими движками на этом 57 м..так что никакое это не 5 поколение
  18. -4
    30 января 2020 23:25
    Будет некое подражание F-35 и F-22, как и Су-30 не дотягивает до топовых Ф-18, Ф-16, Рафалей. А к тому времени, если они их наклепают, это будет старьем.
    1. +5
      31 января 2020 01:39
      Цитата: DeniZ
      Су-30 не дотягивает до топовых Ф-18, Ф-16,

      Учебные бои проведенные в Индии показали обратное.
    2. +3
      31 января 2020 01:50
      Цитата: DeniZ
      как и Су-30 не дотягивает до топовых Ф-18, Ф-16, Рафалей.

      а позволите поинтересоваться, чем именно не дотягивает су-30?
      1. 0
        31 января 2020 08:52
        Главные проблемы Су-30СМ – слабоватые двигатели и устаревшая РЛС. Но, вроде бы, это исправят в СМД1
        1. 0
          31 января 2020 09:49
          Либо предпочтут ушатать их в существующем виде, а потом продадут, заменяя в боевом составе на Су-57.
    3. +1
      31 января 2020 09:47
      Учитывая, что у F-16 Block 50/52 даже радар хуже, чем у МиГ-29, а Rafale вообще легкий бомбардировщик на грани недосамолетов, - это может только смешить.
  19. 0
    31 января 2020 05:59
    как и любое дитя .. рождается не сразу!
  20. +1
    31 января 2020 08:51
    Старт программы ATF – 1981;
    Начало разработки истребителей по программе – 1986;
    Первый полёт прототипа YF-22 – 1990;
    Первый полёт предсерийного F-22A – 1997;
    Первые поставки в USAF – 2005;
    Завершение выпуска – 2011;
    Первое боевое применение – 2014.

    Для сравнения
    1. -1
      1 февраля 2020 16:44
      тсссс. Не показывайте это местным
  21. 0
    23 марта 2020 09:22
    "Третье десятилетие пройдет под флагом массового строительства и ежегодной сдачи крупных партий самолетов." - запомним и сравним что будет на выхлопе особо в плане массового hi