Трещины как особенности производства. Новые споры вокруг бракованных БТР-4

38

БТР-4 украинской армии на учениях. Фото Минобороны Украины

В 2013-14 гг. немало шуму наделала история с поставкой украинских бронетранспортеров БТР-4Е Ираку. Заказчик обнаружил многочисленный брак и отказался принимать продукцию. Украинские власти, в свою очередь, собирались разобраться с этой проблемой и найти виновных. Прошли годы, но ситуация в целом не изменилась. Проблема трещин в корпусах вновь вышла на первый план и вызывает новые споры.

Не сделаны, но трещат по швам


Поводом для продолжения «сериала» с трещинами стала недавняя статья от украинского информационно-консалтингового агентства «Діфенс Експрес». 23 января оно опубликовало материал «Нові БТР-4 для армії: ще не зроблені, але вже тріщать по всіх швах» («Новые БТР-4 для армии: еще не сделаны, но уже трещат по швам»). Руководитель агентства Сергей Згурец раскритиковал производство бронетехники.



Утверждается, что Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ) получило три корпуса для БТР-4 производства Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ). На изделиях стоят клейма военной приемки министерства обороны, подтверждающие качество. Несмотря на прохождение приемки, корпуса имеют брак.


Схема дефектов одного из новых корпусов. Рисунок Defence-ua.com

На изделиях присутствуют некачественные сварные швы, имеющие недостаточную прочность и требующие дополнительной обработки. Также имеются трещины, спрятанные под краской. Все это требует, как минимум, тратить время на обработку и приведение корпусов в приемлемый вид. Свою публикацию «Діфенс Експрес» сопроводило интереснейшими фотографиями и видеосъемкой.

В связи с поставкой бракованных корпусов С. Згурец задает три важных вопроса. Почему государственное ХКБМ оплачивает частному ЛКМЗ бракованные изделия? Почему ЛКМЗ является монополистом в производстве корпусов для БТР? Почему «руки» важнее «ума» и ХКБМ превратилось из проектной организации в сборочную?

Рассматривая эти вопросы и известные проблемы, «Діфенс Експрес» приходит к выводам о проблемах на производстве и коррупционной составляющей. В частности, следуют обвинения в адрес 85-го представительства военной приемки. Более того, проблемой именуется вся система приемки.

Встречи и отчеты


На публикацию сразу отреагировал госконцерн «Укроборонпром». Руководство концерна призвало к ответу предприятия, занятые в производстве БТР-4. Им дали 24 часа на проверку сведений С. Згурца, изучение поставленных корпусов и составление отчета. В случае подтверждения данных о браке «Укроборонпром» планирует заставить подрядчика изготовить качественные корпуса за его счет.


Трещина шва на корпусе. Фото Defence-ua.com

На следующий день госконцерн опубликовал результаты срочной проверки. Наличие трещин в швах подтвердилось. Однако руководство ЛКМЗ утверждает, что такие повреждения возникают в процессе сварки и являются частью технологического цикла. Их устраняют на последующих этапах производства техники. Контроль за качеством производства осуществляется специалистами ЛКМЗ и ХКБМ.

В связи с выявлением брака Минобороны уже 24 января сформировало рабочую группу, которая проверила технику строевых частей. На армейских БТР-4 тоже были выявлены некачественные швы. Ведется поиск причин таких повреждений.

По результатам проверки «Укроборонпром» потребовал от ЛКМЗ в полном объеме и за свой счет исправить недочеты и представить на производство качественные корпуса. Харьковскому бюро приказали проверить квалификацию своих сварщиков и усилить контроль за качеством продукции.

Вопросы без ответов


28 января «Діфенс Експрес» вновь подняло тему бракованных корпусов. Статья «Новые БТР-4 и корпуса: не трещины, а «дефекты». Так ли?» началась с напоминания о деятельности агентства и его посильном вкладе в совершенствование украинского производства бронетехники. После этого ее автор, вновь С. Згурец, перешел к теме брака на БТР-4.


Еще одна "особенность технологии". Фото Defence-ua.com

«Діфенс Експрес» напоминает: сейчас все украинское производство легкой бронетехники для своих нужд и для экспорта зависит от ЛКМЗ, выпускающего корпуса. Броня для БТР-3 и БТР-4 изготавливается по старым технологиям, разработанным еще во времена СССР. Такой технологический цикл отличается большой продолжительностью и значительной долей ручного труда.

С 2010 г. ЛКМЗ выпустил более 250 корпусов для БТР-4, преимущественно из броневой стали марки «71». Часть поставленных изделий имела трещины и иные недостатки. Все это списывалось на несоблюдение технологических процессов при производстве. Доля бракованных бронетранспортеров доходила до 30%.

В прошлом ХКБМ допустило для использования при строительстве БТР-4 четыре типа брони – украинскую «71» и несколько сортов зарубежного производства. Из финской стали MiiLux Protection и бельгийской HB 500 MOD выполнили несколько корпусов для техники. БТР-4 с бельгийской броней прошел испытания, которые не выявили проблем с прочностью и другими параметрами.

Тем не менее, Минобороны приняло меры, и в серии остались корпуса из стали «71», производимые на ЛКМЗ по старой технологии. Появился новый заказ, по которому недавно поставили первые корпуса. Именно эти изделия ЛКМЗ стали поводом для предыдущей публикации «Діфенс Експрес».


В связи с этой ситуацией делаются пессимистичные выводы. ЛКМЗ сохраняет статус монополиста в производстве бронекорпусов, несмотря на выпуск некачественной продукции и фактическое отсутствие ответственности. Кроме того, отсутствует стратегия по развитию производства ХКБМ, которая могла бы изменить ситуацию. Для сохранения текущих экономических показателей Харьков должен ежемесячно сдавать не менее пяти БТР-4. Однако поставка бракованных корпусов не позволит выдержать даже такие темпы, что фактически исключает экономический рост.

Взгляд со стороны


На новые споры вокруг брони от ЛКМЗ интересным образом отреагировал украинский специалист по военной технике Андрей Тарасенко. В своем блоге он напомнил, что трещины не являются проблемой только БТР-4. Такие дефекты присутствовали на БТР, танках и иной техники едва ли не всех типов – в том числе на российских образцах. Этот вопрос регулярно поднимался на страницах профильных периодических изданий.

В качестве примера А. Тарасенко привел чертеж, демонстрирующий исправление дефекта башни танка Т-44. На чертеже поверх дефекта брони предусмотрена накладка толщиной 10-15 мм. Как считает украинский специалист, на боевые качества техники подобные повреждения не влияют. Корни нынешних проблем и споров он видит в другом: в готовности загрызть друг друга ради получения денег.

Еще не конец


Таким образом, на время забытая история с бракованными бронекорпусами для БТР-4 получает продолжение. Монопольный поставщик передал ХКБМ некачественные изделия, нуждающиеся в доработке и исправлении. Сначала общественность, а затем и «Укроборонпром» обратили внимание на эту ситуацию и теперь пытаются найти выход из нее.


Восстановление башни танка Т-44 при обнаружении дефекта, упомянутый А. Тарасенко. Рисунок Andrei-bt.livejournal.com

Решить вопрос при помощи компромисса, похоже, не удалось. ЛКМЗ не считает трещины в сварных швах браком и именует их особенностью производства. «Укроборонпром» не согласен с этим и требует исправить недочеты за счет производителя. Подобные заявления прозвучали всего несколько дней назад, и пока до конца не ясно, к чему они приведут.

Однако предпосылки к нынешним явлениям и проблемам прошлых лет очевидны. Предприятия стремятся поучаствовать в выполнении выгодных заказов на тех или иных правах и получить соответствующую оплату. Проблемы производственного и технологического характера не останавливают их и не мешают заработку. В целом, это тот самый случай, когда доходы отдельных организаций и лиц получают более высокий приоритет, чем вопросы качества, стоимости или обороноспособности.

Очевидно, что такая ситуация мешает развитию вооруженных сил Украины – и без того сталкивающемуся с массой разнообразных проблем. Меры по ее исправлению заявлены, но их эффективность станет известной только в будущем. Удастся ли решить многолетнюю проблему с бронекорпусами для БТР-4 – покажет время. Впрочем, события последних лет заставляют сомневаться в возможности нормального производства качественной техники. Такому исходу мешает слишком много факторов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    +8
    30 января 2020 06:24
    Великое развитие украинской бронетехники, сравнивать броню и качество изготовления корпуса Т-44, небось ещё и какой-нибудь опытный образец 1942-го года, с новейшим БТР в 2020 году и говорить - видели, всё нормально даже на Т-44 трещины были, ничего, щаз на соплях заплатку прилепим, только крепче станет, сдаётся мне, что после одиночного попадания даже не из пушки, из КПВТ, БТР-4 на отдельные бронелисты развалился, как карточный домик
    1. +4
      30 января 2020 06:29
      Цитата: KCA
      щаз на соплях заплатку прилепим, только крепче станет, сдаётся мне, что после одиночного попадания даже не из пушки, из КПВТ, БТР-4 на отдельные бронелисты развалился,

      Ещё на куски Изоленты и Клей! wink Нужно срочно возобновлять выпуск «Навозцев» - прорыв технической мысли Украины! belay
      1. +5
        30 января 2020 06:59
        "Я помню все твои трещинки,
        Пою твои - мои песенки.
        Ну почему? Лай-ла-ла...
        Ну почему? Лай-ла-ла"..
        И откуда Земфира об этом узнала ? wassat
        1. +3
          30 января 2020 07:01
          Неужто Разведчица? belay
          1. +3
            30 января 2020 07:03
            Провидица ! lol
            1. +1
              30 января 2020 21:38
              Попадалась информация, что корпус после сварочных работ должен быть хорошо прогрет, что бы убрать напряжения, которые образуются в металле во время сварочных работ. Но операция прогрева корпуса довольноэнергозатратна, а значит дорого и её просто не делают.
              1. +1
                17 июня 2020 14:24
                Все правильно вы это говорите... только ЛКМЗ... входящий в УПЭК... возглавляемый Толиком Гиршвельдом... не делает этого, так как это дорогое удовольствие. Хотя наличие соответствующих термо камер есть на заводе.
                Для справки, в свое время на ЛКМЗ варились бронекорпуса МТЛБ всех серий... советский задел был сильный..но как показало время ушли люди, а новые хозяева.. могут только рубить бабло... при помощи финансовых махинаций контроль над заводом получили, а вот востановитть производство полностью не смогли.
      2. +3
        30 января 2020 07:16
        американская классика решения технических проблем... жувачка.
    2. +2
      30 января 2020 10:19
      Цитата: KCA
      сдаётся мне, что после одиночного попадания даже не из пушки, из КПВТ, БТР-4 на отдельные бронелисты развалился, как карточный домик

      ========
      Ну, для того, чтобы получить попадание (даже одиночное!), эта "шаланда" должна еще до поля боя ДОЕХАТЬ! А с этим у нее кажется серьезные проблемки...... Цитата:
      "... Из 88 бронетранспортеров БТР-4, поставленных украинской стороной Министерству обороны Ирака (из 450 первоначально заказанных - от остальных иракцы отказались) в рамках проблемного "иракского контракта", завести удалось лишь 56. При этом, с места смогли сдвинуться лишь 34 машины...." (Источник: https://zn.ua/UKRAINE/iz-88-postavlennyh-v-irak-ukrainskih-btr-4-zavesti-udalos-lish-56-mashin-248930_.html) request lol
    3. +1
      31 января 2020 20:21
      это немного не то, испытания Т-44, есть в интернете....банальный непровар...морозов может и гений как конструктор, а как производственник...посредственный, как и всё....мы такие гениальные, да куда там...врождённый брак в технологической цепочке)))

      иии ещё этот гениальный дизель))))

      А Рябов Кирилл раньше был Андрюшка с http://btvt.narod.ru/, ...а, а сам на своём форуме всех банит, кто его не поддерживает
      1. KCA
        0
        31 января 2020 20:51
        Между конструкторами и технологами всегда есть некоторые разногласия, конструкторы видят конфетку, а технологи видят место, где конфетка заканчивает свой путь по пищеварительной системе человека
  2. 0
    30 января 2020 06:41
    Понять, ппгостить? Или плюнуть и растереть? Пожалуй второе!
  3. +5
    30 января 2020 06:55
    я только За , если украинская оборонка полностью деградирует и чем быстрее тем лучше
    1. Комментарий был удален.
  4. +9
    30 января 2020 07:15
    Тема это старая, помнится иракцы предъявляли претензии к получаемой техники, а от части вообще отказались.
    Как говорил один персонаж, здесь надо технически.
    Не удивлюсь если украинские спецы внимательно изучают переписку на сайте, здесь много что пишут и по делу.
    В данной машине вопросов много, начиная с разработки корпуса, как работает конструкция корпуса, его пустая оболочка.
    Дальше вопрос по материалам, что за сталь, её технологические требования.
    Дальше мех обработка деталей, разделка швов под сварку, дело не простое, но очень важное.
    Дальше технология сборки и сварки, как это все собрать и в какой последовательности делать сварку на каких режимах каким материалами в какой среде. Пусть посмотрят фильм. как варят швы на Бентли и по чему так.
    Важно, после сварочные работы, скорость охлаждения швов.
    Дальше отпуск швов, если требуется.
    Так что логарифмическую линейку им в руки, быстрее сделают.
    1. +8
      30 января 2020 11:04
      Разделка кромок под сварку применяется повсеместно и дело это важное, но совсем не сложное. Фаски можно делать любым способом (фрезеровка, плазменная и газовая резка с последующей зачисткой, абразивная обработка и т.д.) В остальном полностью с Вами согласен, Страшила. К сказанному могу добавить, что с целью снижения скорости охлаждения, а также для диффузии свободного водорода из околошовной зоны не лишним был бы предварительный подогрев основного металла. Для обеспечения равнопрочности соединений очень важен правильный выбор сварочных материалов. И безусловно квалификация сварщика. На фото видны трещины, возникшие вследствие непровара корня шва и несплавления кромок, что очень характерно для сварного с двумя левыми руками. Большие вопросы к контролю качества. Внутренние трещины, несплавления, непровары легко обнаруживаются ультразвуком, не нужно ждать, когда они проявят себя трещинами на краске. Общий вывод такой: технология сварки в этой артели - ниже плинтуса, при том, что раньше Украина славилась сварочной наукой и специалистами со славных времён Патона.
      1. +2
        30 января 2020 12:35
        Исходя то что представлено на фотографиях, ни о какой разделке швов говорить не приходиться, их просто нет, судя по зазубринам даже не понятно чем рубили. Качество сварки, посмотрев на шов в народе про такое говорят, как бык посал. Явно варили не тем что требуется по технологии, а тем что смогли достать.
        1. +5
          30 января 2020 13:46
          Варили, а точнее лепили, явно электродами марки "КЕ" (Какие Есть). У них там скорее всего даже полуавтоматов нет. Конструкция сама по себе для сварки совершенно не сложная, если разбить на подузлы легко поддаётся автоматизации. Просто наплевательское отношение к технологической подготовке производства, контролю качества и по..изм.
      2. 0
        31 января 2020 01:23
        Цитата: АК1972
        характерно для сварного с двумя левыми руками

        А нужен с двумя правыми руками ! Непорядок ! no
  5. +2
    30 января 2020 07:17
    Трещины как особенности производства. Новые споры вокруг бракованных БТР-4

    ничего "лишнего" только бизнес ... хотя, это явно по другому должно называться.
    1. 0
      30 января 2020 07:58
      Абсолютно верно. Почему то трещины появляются и их пропускают только у Лозовского завода. Хотя киевские БТР 3 такой проблемы не имеют. Ну, я не слыхал и не читал.
      Не иначе монополистам из Лозовского "рука руку моет"!
      1. +2
        30 января 2020 08:12
        "Оптимизация!, экономия, удешевление ... как не назови, трещины они есть или нет! называется это брак, а поскольку это уже давно идёт, это кирдык.
        1. +1
          30 января 2020 12:38
          "Оптимизация!, экономия, удешевление ... как не назови", по чему, рационализация местных очумелых ручек.
          1. +1
            30 января 2020 13:04
            Цитата: Strashila
            "Оптимизация!, экономия, удешевление ... как не назови", по чему, рационализация местных очумелых ручек.

            Да если б умелых ручек, ещё ладно, а вот когда ручонки совсем очумелые, тогда кирдык и приходит, в комплекте со всем остальным, подобным.
      2. +6
        30 января 2020 08:40
        Цитата: Вождь краснокожих
        Не иначе монополистам из Лозовского "рука руку моет"!

        Так, самое удивительное, что произведенные ими бронекорпуса для БТР-3Е, из той же самой марки стали, замечаний не имеют, а вот с корпусами БТР-4 проблемы, причем не только у них, корпуса для БТР-4 пытались собирать на государственном предприятие "Житомирский бронетанковый завод" и там оно то же было приостановлено из-за трещин, появившихся на бронекорпусах. Похоже, что или технология их производства годна для производства еще "советских" корпусов, но негодна для "украинских" или же проблемы в толщине бронелистов и марки стали
  6. Комментарий был удален.
  7. +7
    30 января 2020 07:50
    На БТР-4 трещины по сварному шву (качество сварки) в наиболее ответственных местах корпуса, а в случае Т-44 показано устранение трещин на литой башне ( качество литья), при чем не где попало а под заманом.
  8. +3
    30 января 2020 08:02
    Какая к черту старая технология? украинцы вместо броневой стали клепают обычную, плохого качества, с большим содержанием углерода и малым количеством присадок (воруют и продают на сторону по старой хохлотрадиции), сталь получается твердой, но хрупкой. Интересно было бы посмотреть трещины хоть на одном БТР или БМП времен СССР из тех самых "старых" времен.
  9. -2
    30 января 2020 08:34
    Народ, у них страна скоро развалится, а вы о каких-то трещинах.
  10. +1
    30 января 2020 08:59
    Кто не помнит историю - обречен повторять ее. А лохлы ее усиленно переписывают. А вообще-то - все так уже было. Шел 6-ой год войны, разваливавшееся государство фашистов гнало в войска картонные тигры... Ждем, когда они гранаты снова из бетона делать начнут
  11. ANB
    0
    30 января 2020 12:32
    Чтобы не было трещин, украинцам надо :
    Нормальная сталь
    Знающий, опытный сварщик
    Правильное сварочное оборудование и материалы
    Мозги
    Путин в президентах

    Чёт меня понесло:)
  12. +2
    30 января 2020 13:14
    Башня Т-44 в данной части литая. Другая сталь, другая технология. Трещины по сварочным швам возникают прежде всего вследствие низкой квалификации сварщиков-технологов (службы главного сварщика предприятия). Это инженерная служба, и для качественной работы сварочного производства прежде всего ИТР должны иметь высокую квалификацию и опыт. И, конечно, немаловажна квалификация рабочих-сварщиков. А это обучение и опыт работы.
  13. 0
    30 января 2020 14:14
    А у нас на ВО есть люди с опытом сварки или работы с бронёй, может чего подскажут? может некоторые повреждения являются нормальной при сварке листов брони?
  14. +2
    30 января 2020 14:44
    Швы варили наверное люди очень любящие Донбасс!
    1. -1
      30 января 2020 16:32
      Если бы любили, то это бы не варили
  15. -1
    30 января 2020 16:59
    за своими бтр бы разобраться-до сих пор ездит скорлупа которая пробивается чуть ли не с автомата-только с новым вооружением..
  16. BAI
    0
    30 января 2020 17:54
    Очевидно, что такая ситуация мешает развитию вооруженных сил Украины

    И это можно только приветствовать!
  17. 0
    31 января 2020 15:44
    Нормальный технологический процесс. Отверстия в корпусе. Это Ненамного хуже нашего "ямочного" ремонта, который поддерживает наши ямы на дорогах в отличном состоянии. :). А так любой косяк оформить передовым изобретением и авось прокатит. Станут законодателем моды и все начнут корпуса дрявить. Так сказать дермократическая особенность техники несущей людям силу "света". :)
  18. 0
    31 января 2020 20:01
    Военпром бандерлогии на правильном пути.
  19. 0
    24 апреля 2020 19:47
    Так это вентиляция, а вообще молодцы каклы, сразу видно что ненавидят они это ВСсу, вот и лепят что попало

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»