Боевые корабли. Крейсера. За один шаг до совершенства

46

Следующий этап развития программы японского кораблестроения, а конкретно тяжелых крейсеров. От «Мёко» до «Могами» и «Тоне» путь японских корабелов лежал через проект тяжелых крейсеров типа «Такао».

Крейсера типа «Такао» стали дальнейшим этапом развития проекта «Мёко». При разработке кораблей так называемые вашингтонские ограничения японцы проигнорировали, поэтому с одной стороны, конечно, не уложились в лимит 10 000 тонн, с другой – уместили в корабли все, что хотели. Ну, почти все.



Но и того, что хотелось в минимальной конфигурации, хватило для того, чтобы корабли типа «Такао» стали самыми крупными японскими крейсерами.


С одной стороны, корабли оказались весьма сильно перегружены выше ватерлинии, с другой… О водоизмещении мы поговорим позже, а вот о том, что удалось конструкторам Фудзимото и Хирага вбить в крейсера, – сейчас.

Конечно, посмотрев на фото, сразу можно отметить весьма массивные бронированные надстройки, более уместные на линкоре (не типа «Фусо», конечно же), чем на крейсере. Но даже не в толстой броне надстроек дело, хотя для идентификации они самое то.


Но пройдем по порядку.

«Такао», «Атаго», «Майя» и «Чокай».


Заложили все четыре крейсера в период между 28 апреля 1927 г. и 5 апреля 1931 г. «Такао» и «Атаги» строились на военно-морских верфях в Йокосуке и Куре, «Майя» — фирмой Кавасаки на собственном заводике в Кобе, а «Чокай» собрала из металла фирма Мицубиси в Нагасаки. По традиции корабли получили названия в честь высочайших вершин Японских островов.

На момент начала войны, претерпев некоторое количество модернизаций, крейсера типа «Такао» имели следующие характеристики:

— длина по корпусу: 203,8 м;
— ширина по мидель-шпангоуту: 20,4 м;
— осадка: 6,32 м.

Водоизмещение, конечно же разнилось. Полное у «Такао» и «Атаго» равнялось 15 875 тонн, у «Майя» и «Чокай» — 13 900 тонн. Понятно, что до стандартов, прописанных вашингтонским договором было далеко, отсюда и некоторые преимущества перед стандартными «вашингтонцами».


В качестве силовой установки крейсера имели по 12 котлов Кантон, четыре турбозубчатых агрегата и четыре гребных винта. Мощность силовой установки — 133 000 л. с., что обеспечивало весьма неплохую скорость хода — 34,25 узлов. Расчетная дальность плавания 14-узловым ходом — 8500 морских миль. Экипаж крейсера состоял из 740-760 человек.

Бронирование. Толщина броневого пояса крейсеров типа «Такао» равнялось 127 мм, толщина бронепалубы — 35 мм (над ЭУ до 70-90 мм), стенок надстройки — 10-16 мм. Траверсы 75-100 мм, башни 25 мм, барбеты 75 мм. В целом весьма достойно и побогаче, чем у «Мёко».

Вооружение. Вот тут японские конструкторы оторвались по полной программе.

Главный калибр крейсеров типа «Такао» составляли орудия калибра 203-мм в пяти двухорудийных башнях типа «Е». Три башни размещались в носу, две — в корме.




Вспомогательный калибр был представлен восемью 127-мм универсальными орудиями в четырех двухорудийных башнях, по две башни с каждого борта.

Зенитная артиллерия. 25 автоматических пушек калибра 25 мм в спаренных и строенных установках, 12 пулеметов «Тип 96» 13,2 мм в шести спаренных установках. В 1944 году крейсера подверглись модернизации, в ходе которой количество зенитной артиллерии было значительно увеличено. На «Атаго» и «Такао» число 25-мм автоматов довели до 60 стволов (6х3, 6х2 и 30х1), на «Чокай» до 38 (8х2 и 22х1) и на «Майя» – до 66 (13х3 и 27х1). Плюс каждый крейсер получил от 10 до 13 «спарок» пулеметов 13,2 мм.

Боевые корабли. Крейсера. За один шаг до совершенства

Торпедное вооружение. Первоначально на крейсерах стояли сдвоенные ТА, но в ходе усовершенствований на бортах установили счетверенные торпедные аппараты калибром 610 мм, по два на каждом борту. Боезапас по торпедам составлял 24 штуки, 16 в аппаратах и еще 8 в специальном легкобронированном хранилище.

Несвойственно крейсерам, тем более тяжелым, но с 1942 года каждый крейсер нес и глубинные бомбы! На корме кораблей были смонтированы направляющие для сброса, и каждый корабль брал на борт еще 24 глубинных бомбы.

Каждый крейсер был оборудован двумя авиационными пороховыми катапультами, авиагруппа состояла из трех гидросамолетов.



Вооружение кораблей было более чем впечатляющим. Да, перегруз имел место быть, но оно явно того стоило.

Стоит отметить, что на крейсерах типа «Такао» впервые были применены орудия главного калибра 203 мм/50 «Тип 3» №2. Угол возвышения орудий ГК увеличивался до 70°, что в теории позволяло стрелять из них по самолетам. Отсюда некоторое уменьшение стволов универсальной артиллерии и попытка компенсировать уменьшение 127-мм орудий автоматами 25 мм.


По сравнению с «Мёко» крейсера типа «Такао» были просто плавучими отелями в плане условий размещения экипажа.

Кубрики рядового состава находились на нижней палубе в корме, а также на средней палубе от кормы до района дымоходов первого и второго котельного отделений.

Офицерские каюты были сосредоточены в носовой части на нижней и средней палубах, там же находилась кают-кампания.

Благодаря меньшему размеру экипажа и переносу торпедных аппаратов на верхнюю палубу, жилые помещения были существенно просторнее, чем на «Мёко». Но и помимо простого увеличения жилого пространства, было значительно увеличено количество вентиляторов (до 66 штук), обеспечивающих приток свежего воздуха в казематы, а кондиционированный воздух начал подаваться не только в башни и погреба боезапаса, но и в посты управления кораблем.

Корабли имели довольно обширные кладовые для риса и пшеницы, гарантирующие автономность, и даже специальную морозильную камеру для мяса и рыбы объемом 67 кубометров.

Камбузы и лазареты были раздельными для офицеров и матросов, раздельными были и бани для матросов, унтер-офицеров и офицеров!

В целом оказалось, что японцы могут строить не только быстрые и сильные корабли, но еще и относительно комфортные. По сравнению с «Фурутаками» и «Мёко» — роскошные.

Боевая служба.


Все четыре крейсера вошли в строй в период с 30 марта 1932 г. по 30 июня 1932 г. Их приписали к 4-й дивизии 2-го флота. Там они сменили как раз те самые «Мёко». И с 1932 года по начало Второй мировой войны крейсеры принимали участие в маневрах, походах и смотрах Императорского японского флота.

В войну корабли вступили уже пройдя ряд модернизаций, изменивших как облик, так и мощь кораблей.


В сентябре 1941 года все четыре крейсера были приданы линкорам «Конго» и «Харуна» 3-й дивизии, составив тем самым ядро Южных сил, которыми командовал адмирал Кондо.

Флот Кондо осуществлял дальнее прикрытие операций в Малайе и на Борнео. Захватив Малайю, соединение повоевало в районе Австралии и островов Суматра и Ява, после чего «Такао» и «Майя» ушли в Йокосуку на ремонт, в ходе которого на кораблях были установлены новейшие 127-мм универсальные орудия в двухорудийных башнях.

Далее крейсера принимали участие в операции возле Алеутских островов, целью которой было отвлечь внимание американских сил от Мидуэя. Получилось так себе.

«Чокай» весьма успешно принял участие в сражении у острова Саво, а три остальных крейсера отметились в сражении у острова Гуадалканал. «Такао», «Атаго» и «Майя» вместе с кораблями 5-й дивизии «Мёко» и «Хагуро» присоединились к авианосной группе адмирала Нагумо.


Этот японский флот сошелся в бою с американским соединением TF-61 в сражении при Соломоновых островах. Все пять японских тяжелых крейсеров приняли участие в ночном бою с американскими кораблями, а в конце битвы при Санта-Круз приняли участие в потоплении авианосца «Хорнст».

В ночь с 14 на 15 ноября 1942 г. крейсера «Такао» и «Атаго» вместе со старым линкором «Киришима», а также эсминцами, были направлены для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд.


Однако японцам не повезло. Соединение нарвалось на американские линкоры «Южная Дакота» и «Вашингтон». Оба американских корабля сконцентрировали огонь на японском линкоре «Киришима», дав возможность обоим японскими крейсерам без помех вести стрельбу главным калибром.

В «Южную Дакоту» тогда попало не менее 16 фугасных снарядов калибра 203-мм, выпушенных с дистанции всего в 5 км обоими японскими крейсерами. В том бою «Такао» вообще не пострадал, а «Атаго» получил повреждения средней тяжести. На «Киришиме» же возник сильнейший пожар, позже линкор затонул. «Южная Дакота» ушла с места сражения своим ходом, что свидетельствует о не самых сильных повреждениях.

Далее крейсера принимали участие в эвакуации гарнизона Гуадалканала, операции в районе атолла Эниветок, битве при Марианских островах.

Ну и последним большим сражением стал бой в заливе Лейте.


22 октября 1944 г. четыре крейсера прошли через пролив Палаван. Так для них начиналось морское сражение в заливе Лейте.

23 октября в «Такао» попали две торпеды, выпущенные американской субмариной «Дартер». Через пробоины, проделанные в борту взрывом торпед, в котельные отделения крейсера начала поступать в больших количествах вода. Взрывы также повредили рулевое управление и гребные винты правого борта. На корабле начался пожар, крейсер получил крен в 10 градусов.

Выровнять крейсер удалось затоплением отсеков противоположного борта, но теперь «Такао» сидел в воде слишком низко. Пожар удалось погасить, после чего «Такао» в сопровождении двух эсминцев пополз в Бруней.

Экипаж подлодки «Дартер» не угомонился и продолжил тему, всадив четыре торпеды в крейсер «Атаго». Через некоторое время крейсер затонул.

Примерно в это же время другая субмарина флота Соединенных Штатов, «Дэйс», атаковала крейсер «Майя», выпустив по нему четыре торпеды из носовых торпедных аппаратов. Торпеды попали в левый борт крейсера, который затонул.

25 октября крейсер «Чокай» получил тяжелые повреждения от бомбы, сброшенной самолетом ТВМ-1. Повреждения оказались настолько серьезными, что крейсер пришлось добить торпедами из-за невозможности буксировки.

Тяжело поврежденный «Такао» оказался единственным крейсером, пережившим бой в заливе Лейте. «Такао» благополучно достиг сначала Брунея, а затем Сингапура, где вошел в состав 1-го южного экспедиционного флота вместе с крейсерами «Миоко», «Ашигара» и «Хагуро».

«Такао» ремонтировать не стали, он вместе с поврежденным «Миоко» был затоплен на отмели и использовался в качестве зенитной батареи, благо стволов ПВО было более чем достаточно.

Не зная реального состояния крейсеров, англичане послали для их уничтожения две сверхмалые подводные лодки, которые 31 июля 1945 г. попытались атаковать корабли. По ошибке обе субмарины подошли к борту одного корабля…

«Такао» не повезло. Каждая мини-подлодка несла подрывной заряд массой в 1 тонну и шесть 35-кг «липучих» мин. Подрывные заряды по каким-то причинам не взорвались, но липучие мины проделали значительную пробоину в корпусе.

Странно, но затопленный на мелководье крейсер отказался тонуть дальше. А окончательно крейсер затопили в Малаакском проливе англичане уже после окончания боевых действий — 27 октября 1946 г.

Крейсера типа «Такао» являлись развитием типа «Мёко». Изменения в конструкции «Такао» относительно «Мёко» были как положительными, так и отрицательными.

«Такао» имели броневой пояс значительно большей площади, и гораздо лучшую защиту погребов с боезапасом, как вертикальную, так горизонтальную. Новые поворотные торпедные аппараты с более быстроходными торпедами вместо стационарных двухтрубных на нижней палубе. Более приличные условия для экипажа. Не зря японские адмиралы с удовольствием назначали крейсера типа «Такао» флагманами.

Конечно, были и минусы.

Новые надстройки, довольно громоздкие, увеличивали парусность и верхний вес. Но все-таки надстройка была весьма полезной, а размещение в ней всех постов управления, да под неплохой броней все-таки перевесило парусность.






Нельзя сказать, что новые 203-мм орудия были удачными. Они имели худшую кучность, чем те, которые несли на себе «Мёко», а то, что они в принципе могли вести огонь по воздушным целям, лишило крейсеры пары столь полезных 127-мм универсальных орудий.

Понятно, что основной проблемой стал перегруз кораблей. А выросшее до 15 000 тонн водоизмещение несколько снизило максимальную скорость хода. Хотя благодаря удачной силовой установке скорость и так была вполне приличная (35 узлов).


Но главной слабой стороной крейсеров типа «Такао» стала, на мой взгляд, крайне слабая противоторпедная защита. То, что корабли очень уязвимы для торпед, предопределило их конец.

Однако «Такао», «Атаго», «Майя» и «Чокай» довольно явно продемонстрировали то, что с их разработкой и строительством японские корабелы вышли на новый уровень. И до вершины оставалось совсем немного.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 февраля 2020 04:00
    Роман Скоморохов! good
    Боевые корабли. Крейсера. За один шаг до совершенства...
    Однако «Такао», «Атаго», «Майя» и «Чокай» довольно явно продемонстрировали то, что с их разработкой и строительством японские корабелы вышли на новый уровень. И до вершины оставалось совсем немного.

    Насколько знаю,
    НАСТОЯЩЕЕ СОВЕРШЕНСТВО НЕ ЗНАЕТ ПРЕДЕЛА!
    Но, иногда находится подтверждение тому, что новое - хорошо забытое старое.
  2. +3
    1 февраля 2020 07:42
    Башни-картон, как и у всех японских ТКр. Еще один минус
    1. +3
      1 февраля 2020 16:27
      Цитата: тлауикол
      Башни-картон, как и у всех японских ТКр. Еще один минус

      Англичане, "Йорки" и "Каунти", тоже избытком башеной брони не страдали. Может в этом и был смысл, поскольку обеспечить адекватную защиту от 8" снарядов, сохраняя разумный вес крейсерских башен, явно не получалось. Средний "по больнице" 8“ снаряд пробивал на 10000м горизонтальную броню 200-250мм, 6“ порядка 80мм
  3. -11
    1 февраля 2020 08:10
    Как будто была проблема как следует престрелять орудия главного калибра. Из за непрестрелянных орудий погиб кстати, линкор Бисмарк.
    1. +9
      1 февраля 2020 08:19
      Цитата: Бережливый
      Как будто была проблема как следует престрелять орудия главного калибра. Из за непрестрелянных орудий погиб кстати, линкор Бисмарк.

      Как же он в Худ попадал?
      1. -13
        1 февраля 2020 08:26
        Я как то читал перевод отчета о том бое. Проблема была в том что на первой башне, как и на последней была рассенхронизация при выстреле, и орудия были пристреляны на расстояние около 15 километров все, а на большее расстояние тем более, что одна из башен имела какой то дефект, и после устранения его орудия не пристеливались на максимально возможную дальность стрельбы. Попадание в Хууд было двумя снарядами, а залпа было два то есть как минимум 6 снарядов "ушли в молоко".
    2. +14
      1 февраля 2020 09:46
      Бережливый, уважайте русский язык и читающих Ваши комменты. У оружейников есть поговорка, - "ПрИстреливают собак, а оружие приводят к нормальному бою". Да простят меня лучшие друзья человека...
    3. +10
      1 февраля 2020 09:55
      Цитата: Бережливый
      Из за непрестрелянных орудий погиб кстати, линкор Бисмарк.

      "Родней" открыл огонь в 08.47
      "Бисмарк" ответил в 08.49
      Главный ПУО уничтожен в 08.59
      ///Управление,вероятно,передано на носовой ПУО///
      Управление на кормовой ПУО передано в 09.10
      Носовой ПУО уничитожен в 09.12
      Дальномер кормового ПУО уничтожен в 09.13

      Башня "Антон":в 8:58 18-й залп "Роднея" дал попадание в полубак недалеко от башни “Антон”,выведя из строя гидравлику башни.Башня огонь прекратила,но в 09.27 башня дала один залп...
      Башня "Бруно":в 9:02 один снаряд или с "Роднея" или с "Кинга"(тут не ясно) пробил верхнюю часть барбета башни “Бруно”, взорвавшись внутри и полностью выбив заднюю плиту башни(при обследовании корпуса "Бисмарка" была обнаружена пробоина по самой верхней кромке барбета длиной около 700 мм).
      Башня "Цезарь":в 9.31 356 мм снаряд попал в лобовую плиту башни “Цезарь”, пробития брони не было но, сотрясение вывело из строя механизмы горизонтальной и вертикальной наводки:далее башня не стреляла.
      Башня "Дора":в 9.21 правое орудие башни “Дора” разорвало от взрыва собственного снаряда в стволе. Башня сделала еще два выстрела левым орудием и прекратила огонь.(При обследовании остатков “Бисмарка” было обнаружено, что барбет имеет две пробоины, вероятно, от 406 мм снарядов.)
      В "сухом остатке": в течение 15минут "Бисмарк" лишился половины артиллерии и значительную часть основных приборов управления огнем ГК.
  4. -2
    1 февраля 2020 08:50
    Спасибо за очередную интересную статью. Действительно, надстройки для того времени, выглядят очень футуристическими)
  5. ABM
    +11
    1 февраля 2020 11:05
    "Но главной слабой стороной крейсеров типа «Такао» стала, на мой взгляд, крайне слабая противоторпедная защита. То, что корабли очень уязвимы для торпед, предопределило их конец."

    - при подобном водоизмещении ни одна ПТЗ не обеспечивала защиту от новых торпед. Американцы совсем не устанавливали ее на свои корабли, понимая, что это бессмысленно.
  6. +3
    1 февраля 2020 11:21
    Интересно, а если бы у японцев была классическая схема артиллерии 3х3, получился бы еще более сбалансированный корабль?
    Обычно разброс увеличенное количество башен объясняют тем что меньше орудий выходит из строя при повреждении одной из башен. Но уж очень велика цена.
    1. +1
      1 февраля 2020 13:45
      Классической все же является схема 4 по 2. Из полноценных ТКр 3 по 3 были только у американцев.
      1. +1
        1 февраля 2020 16:54
        Справедливое замечание, но вопрос остается.
  7. +10
    1 февраля 2020 12:01
    Бронирование. Толщина броневого пояса крейсеров типа «Такао» равнялось 127 мм, толщина бронепалубы — 35 мм (над ЭУ до 70-90 мм), стенок надстройки — 10-16 мм. Траверсы 75-100 мм, башни 25 мм, барбеты 75 мм.

    Схема бронирования крейсеров класса Takao. Толщина главного броневого пояса из стали NVNC составляет 102 мм.Броней 127 мм защищались только погреба боезапаса.
    Палуба имела толщину 32-35 мм. 70-89 мм - это вертикальная защита воздуховодов.
    1. +6
      1 февраля 2020 13:26
      Но все-таки надстройка была весьма полезной, а размещение в ней всех постов управления, да под неплохой броней все-таки перевесило парусность.

      Как видно из схемы, максимум 16 мм, притом даже не брони, а высокопрочной стали (high tencil steel).
      1. +3
        1 февраля 2020 21:20
        Стоит отметить, что японцы также знали о преувеличении надстройки этих кораблей (по размеру и объему они были сопоставимы с такими на линкорах типа Prince of Wales !!!).
        Такао и Атаго удалось пройти модернизацию до начала войны, в которой эти надстройки были значительно сокращены


        Слева Такао 1937 года, справа Такао 1939 года
  8. +5
    1 февраля 2020 12:08
    Автор немного ошибается. Надстройки не бронировались даже на линкорах, потому что если забронировать такие объемы, то "верхний вес" будет просто огромный - такое понятие, как остойчивость, прийдется просто забыть. В надстройке бронировалась только боевая рубка и КДП, ну иногда - легким (противопульное, противоосколочное) бронированием защищали командирский (капитанский) мостик.
  9. 0
    1 февраля 2020 12:23
    А где статья про Меко? Читал про Фурутаку и Аобу, и тут сразу Такао.
    1. +1
      1 февраля 2020 20:56
      Это было раньше

      https://topwar.ru/165580-boevye-korabli-uprjamoe-sovershenstvo.html
  10. +4
    1 февраля 2020 13:17
    Почти все эти крейсера погибли от торпед.
    Но тут конструкторы не виноваты. До сих пор от торпед нет защиты.
  11. +11
    1 февраля 2020 14:16
    Водоизмещение, конечно же разнилось. Полное у «Такао» и «Атаго» равнялось 15 875 тонн, у «Майя» и «Чокай» — 13 900 тонн. Понятно, что до стандартов, прописанных вашингтонским договором было далеко, отсюда и некоторые преимущества перед стандартными «вашингтонцами».


    Я действительно не знаю, почему, автор когда он пишет о крейсерах TAKAO и сравнивает их с другими «вашингтонскими крейсерами», он пишет их "полнoe Водоизмещение" !!![(более того это действительно не полнoe Водоизмещение !!!!)


    Следует сравнивать сопоставимые - в данном случае стандартнoe Водоизмещение. Эта концепция была введена в Вашингтонском договоре в 1922 году как единый способ измерения веса судов. Включает судно, оборудованное и готовое к плаванию, с экипажем, боеприпасами, запасами, питьевой водой, котельной водой и т. Д., Но без запаса топлива и котельной воды. Стандартной единицей плавучести является длинная английская тонна (1016 кг), которую иногда называют стандартной тонной (тс) или тоном Вашингтона (тВт) для различения.

    До середины 1920-х годов японцы использовали британский стандарт нормальногo Водоизмещения (судно с ¼ топливом, ¾ боеприпасами, ⅓-⅔ запасами и смазочными материалами и без запаса котловой воды), выраженное в «длинных» английских тоннах (ts) = 1016 кг.

    С конца 1920-х годов японцы начали рассматривать водоизмещение, определенное как «испытание», выраженное в метрических тоннах - судно со всеми боеприпасами и экипажем, но с запасами топлива, смазочных материалов, котельной и питьевой воды и другими запасами.

    нормальноe Водоизмещениe выражается как 2/3 «испытаннoгo»в в метрических тоннах .


    Cтандартное водоизмещение для Такао после строительства составило 11 350ts (с запланированных 10000ts), , нормальноe Водоизмещениe - 2/3 «испытаннoгo» 14 129-14 260 t (вместо 12986 t ) Метрические тонны!

    Только после модернизации крейсеры "Atago" и "Takao" (реконструкция оставшихся кораблей была приостановлена ​​в связи с началом войны.) - нормальноe Водоизмещениe выражается как 2/3 «испытаннoгo»в в метрических тоннах увеличился до 15 152-15 838 тонн.
  12. +2
    1 февраля 2020 15:30
    Роман, спасибо за продолжение!
    В детстве читал в журнале "Моделист-Конструктор" интересную историю про атаку мини-субмаринами крейсера "Такао" в Сингапуре. Вот, удалось найти её, правда, на украинском ресурсе. hi
  13. +11
    1 февраля 2020 15:32
    Но главной слабой стороной крейсеров типа «Такао» стала, на мой взгляд, крайне слабая противоторпедная защита. То, что корабли очень уязвимы для торпед, предопределило их конец.

    М-да... Спишем на то,что это действительно личное мнение автора smile Покажите мне крейсер с водоизмещением около 10000т, у которого ПТЗ была на уровне линкорной?Роман, линкоры с гораздо большим водоизмещением,чем у "Такао",практически невозможно защитить от торпед, а Вы такое о крейсерах пишете lol Еще то,что японцы умудрились впихнуть хоть какое подобие ПТЗ на крейсер уже огромный плюс им, как инженерам и строителям. У многих собратьев и подобного не было. И не забываем, что в любом бою важно КУДА попала торпеда. Кораблю может оторвать ном с кормой,но если поперечные переборки целые,то он останется на плаву..А может попасть в середину, в переборку смежных отсеков,где ещё в придачу находятся механизмы,обеспечивающие водоотливные средства энергией, и такой корабли будет обречен... Внимательнее нужно быть в выводах request
    «Южная Дакота» ушла с места сражения своим ходом, что свидетельствует о не самых сильных повреждениях.

    Да любому линкору размером с "Саут Дакотой" 203 мм снаряды будут,что слону дробина.И как огонь крейсеров мог причинить хоть какой ущерб турбинам линкора ,защищенным 310мм броней? Но и они могли причинить гораздо больше ущерба если бы...
    А «Саут Дакоте» в 0.08 удалось вый­ти из-под огня противника. Продолжать ночной бой возможности не было. Лин­кор имел серьезные проблемы: только один радар мог действовать, директоры и внутренние системы связи были выве­дены из строя, третья башня ГК не вра­щалась. Могло быть и хуже, если бы не большое замедление взрывателей япон­ских снарядов (0,4 — 0,08 с против 0,035 — 0,02 у американцев). Они рас­считывались на нанесение подводных пробоин в районе ватерлинии. Кроме большой задержки взрывателя снаряды имели специальной формы головные наконечники, создававшие лучшие усло­вия движения на подводной части тра­ектории. Однако в результате многие из них пробивали надстройки насквозь и улетали в море без разрыва или взры­вались с противоположного борта на довольно большом удалении от кораб­ля противника.

    Японцы обдурили сами себя. Фугасные снаряды в данном случае могли бы запросто уничтожить все системы управления огнем американского линкора,запросто выведя его из игры гораздо раньше. Но куда на войне без таких "случайностей", как все тоже качество боеприпасов request
    А так ну очень приличные крейсера hi
    1. +4
      1 февраля 2020 16:39
      Да любому линкору размером с "Саут Дакотой" 203 мм снаряды будут,что слону дробина.И как огонь крейсеров мог причинить хоть какой ущерб турбинам линкора ,защищенным 310мм броней? Но и они могли причинить гораздо больше ущерба если бы...

      ЭЭхх! Вы просто с языка у меня сняли всё это. Я буквально слово в слово хотел повторить - не успел.... hi Ну разве что: - попаданий от 5 до 14дм было зафиксировано 27!!. В 23-33 была обесточка и полностью уничтожена радиосвязь. Ну и "лонг ленсы" в линкор не попали. То то прикололись бы с амеровской ПТЗ lol
    2. 0
      2 февраля 2020 07:22
      Скорее, всех обдурила традиционная версия истории. После Цусимского сражения, в котором ,якобы, победа досталась японцам,во многом, благодаря использованию только фугасных снарядов,начиненных мифической "шимозой", ВСЕ страны начали совершенствование БРОНЕБОЙНОГО снаряда. Больших успехов добились Россия, Германия и Франция. А англичане, по опыту использования японцами снарядов начиненных мелинитом ( которые японцы выдали за снаряды снаряженные мифической "шимозой") начали снаряжать свои бронебойные снаряды черным порохом. Ко времени Второй мировой войны японцы практически отказались от фугасных снарядов для морской артиллерии калибра выше среднего.
      1. +2
        2 февраля 2020 17:14
        А что в ней мифического? Шимоза это фамилия японского офицера (если память не изменяет в звании капитана), занимавшегося внедрением ВВ на основе тринитрофенола в Японии. В Англии это ВВ называлось лиддитом. Во Франции и России мелинитом. В Италии-пертитом. И никакой мифологии)
        1. 0
          3 февраля 2020 21:09
          Само реальное существование такой личности подвергается обоснованному сомнению.
          Японцы не обладали технологиями изготовления снарядов большого калибра.
          Могли ли они переснаряжать снаряды крупного калибра ?
          Обладали технологиями позволяющими увеличивать внутренний объем снарядов ?
          Зачем, если мифическая "шимоза" и мелинит- это взрывчатое вещество на основе пикриновой кислоты. В Германии и России использовался пироксилин.
    3. +2
      2 февраля 2020 14:08
      Французский тяжелый крейсер "Algerie" Броня была дополнена усовершенствованной системой пассивной защиты от подводных взрывов, уникальной для этого класса кораблей, с глубиной (толщиной) 5,1 м от бортов до внутренней части корпуса.

      Не все линкоры могут похвастаться одинаковой глубиной системы пассивной защиты от подводных взрывов.
      1. +2
        2 февраля 2020 21:00
        Цитата: Кonstanty
        уникальной для этого класса кораблей, с глубиной (толщиной) 5,1 м от бортов до внутренней части корпуса.

        Это точно yes Но лягушатники хоть и создали весьма удачный и сбалансированный корабль и практически уложились в лимит водоизмещения, все таки они пожертвовали скоростью(следовательно и мощностью механизмов)в угоду лучшей защищенности. Потому и меньший вес, и меньшие размеры КТУ плюс меньшие размеры корпуса с уменьшенной высотой борта позволили разжиться приличной ПТЗ шириной на миделе в 5 м. При том, что вертикальная броня пояса располагалась вертикально,без развала,что не добавляет качества бронезащиты.
        Все таки боевой корабль при ограничении водоизмещения - всегда жертва компромиссов hi
        1. +2
          2 февраля 2020 23:41
          31 узел - это приличная скорость. В боевых условиях крейсеры так или иначе не развили такую ​​скорость.

          Кроме того, например, итальянцы дали результаты испытаний незавершенных и не полностью оборудованных кораблей, отсюда и впечатляющие результаты.

          Аlgerie также имел фантастический для французских крейсеров и потенциального противника.диапазон 8700 морских миль при скорости 15 уз

          С другой стороны считались недостатком, несколько худшие морские свойства из-за меньших размеров и пониженных борт в носовой части.
    4. +1
      4 февраля 2020 11:22
      Цитата: рюрикович
      Да любому линкору размером с "Саут Дакотой" 203 мм снаряды будут,что слону дробина.

      Ну, был один ЛК, выведенный из строя 203-мм снарядами. Правда там всей четвёрке сестричек класс ЛК дали, скорее, авансом - что бы с ними не делали, как бы их не модернизировали, они всё равно фактически оставались ЛКР. wink
      1. 0
        4 февраля 2020 17:29
        Цитата: Alexey RA
        Ну, был один ЛК, выведенный из строя 203-мм снарядами.

        Так я имел ввиду НАСТОЯЩИЕ линкоры, а не линейные крейсера типа "Конго" yes
      2. 0
        18 февраля 2020 23:32
        В этих английских ЛКР (даже если из Японии) wink есть что-то - некоторые историки утверждают, что знаменитый HMS Hood стал жертвой не 380-мм орудия ЛК Bismarck , а 203-мм TКР Prinz Eugen
  14. +4
    1 февраля 2020 20:40
    Крейсера конечно просто красавцы! Почти идеал. Автору за статью спасибо!
  15. Hog
    +1
    2 февраля 2020 00:13
    Предыдущие статьи были лучше, а в это куча неточностей, начиная от бронепояса в 127мм и заканчивая плохой ПТЗ.
    лишило крейсеры пары столь полезных 127-мм универсальных орудий

    И где они потерялись?
    Такао: 4х2 127-мм/40 тип 89 (на Майе вообще 6).
    Мёко: 4х2 127-мм/40 тип 89.
  16. -4
    2 февраля 2020 08:01
    "Дилетанская" школа кораблестроения налицо.
    Японцы опять решили влить два литра в литровый сосуд.
    Корабли изначально получились очень сильно перегруженными, с низкой остойчивостью и мореходностью.
    Потребовалась обширная модернизация с установкой новых булей. Но,низкая остойчивость и плохая мореходность остались.
    Достаточно сравнить с аналогами главного противника.
    В 1930 году в США заложили два крейсера типа "Портленд". По сравнению с предыдущим типом - "Нортхемптон" корабли получили усиленную защиту,сохранив при этом отличную мореходность.
    Стандартное водоизмещение-10258 т.
    Следующий тип-"Новый Орлеан". Бронирование было усилено. Корабли получили зону свободного маневрирования под огнем 8" орудий в диапазоне от 60 до 110 кбт., при курсовом угле 60 градусов.
    Стандартное водоизмещение 9950 т.
    При близком вооружении и уровне защищенности американцы умудрились обойтись меньшим водоизмещением.Их кораблям не требовались модернизации с проведением обширных работ по корпусу .
    Их корабли были изначально спроектированы более грамотно.
    P.S. Возвращаясь к первой четверке японских тяжелых крейсеров.
    Все они прошли через неоднократные модернизации и работы по корпусу.
    В результате, водоизмещение первой пары. стандартное- 8700 т., второй пары-9088 т.
    Для сравнения :
    Стандартное водоизмещение "Эксетер"- 8390 т. , вооружение : 6*203мм
    Стандартное водоизмещение " Пенсакола"-9100 т., вооружение : 10*203мм
    Стандартное водоизмещение " Нортхемптон" -9006 т., вооружение : 9*203мм
    Эти аналоги, при при очень близком стандартном водоизмещении и сопоставимом уровне защиты, умели гораздо лучшую мореходность, а американцы и более мощное вооружение.
    1. +8
      2 февраля 2020 10:44
      Цитата: ignoto
      Следующий тип-"Новый Орлеан". Бронирование было усилено. Корабли получили зону свободного маневрирования под огнем 8" орудий в диапазоне от 60 до 110 кбт.

      Серьезно?:))))) М-дя, хоть самому берись о ТКР писать:)))
      1. +2
        2 февраля 2020 20:38
        Цитата: Андрей из Челябинска
        М-дя, хоть самому берись о ТКР писать:)))

        Не мешало бы, глубокоуважаемый коллега,сначала закончить цикл про "камушки" wink А то посматриваешь на "Продолжение следует..." и вздыхаешь feel Оно понятно,- работа,расстояния...Но все же request С у, я drinks hi
        1. +1
          3 февраля 2020 09:33
          Конечно:) За ТКР я если и возьмусь, то только в очень отдаленном будущем ..
      2. 0
        3 февраля 2020 20:20
        Данная информация из работ Патянина Сергея Владимировича.
        Он один из признанных авторитетов,исследователей истории военного кораблестроения.
        Им, монографно и в соавторстве написаны десятки книг, и не меньше статей.
        Не доверяете ?
        Я и сам,бывает, готов поспорить с авторитетами.
        Моя любимая тема : "недоделыши"-японские броненосные крейсеры крайне неудачного проекта.
        Но,в данном случае, не доверять Сергею Владимировичу оснований у меня нет.
        Не согласны, напишите свою монографию.
        Я профессионально понимаю,что такое историография.
        Альтернативная, но грамотно аргументированная точка зрения этой теме совсем не помешает.
    2. +2
      2 февраля 2020 16:46
      Гг с о своиминизкими бортами Орлеаны обладали худшей мореходностью чем Такао.. Откуда у Вас такие выводы....Скорость ниже...
      1. 0
        3 февраля 2020 20:55
        Изначально, по проекту, "Такао" имел стандартное водоизмещение в 9850 т.
        По факту получилось 11350 т.
        Перегруз 1500 т.
        Строительный перегруз.
        И все, что с ним связано : большая осадка, меньшая высота надводного борта,чрезвычайно низкая остойчивость. Если добавить к этому слабость корпуса, острые обводы носовой части и ее перетяжеленность, и как последствия - худшая всходимость на волнении...
        Для улучшения мореходности, пришлось установить новые були,что увеличило ширину корпуса.
        Стандартное водоизмещение увеличилось до 12570 т. Но, проблему это не решило. К тому же,такой модернизации подверглись только два крейсера из четырех.
        "Орлеаны" имели не только низкий борт, но и полубак. По мореходным качествам они уступали первым трем сериям,но для действий в океане их мореходности было достаточно.
        Это был очень удачный тип тяжелого крейсера.
        А у следующего - "Уичиты" были серьезные проблемы с остойчивостью.
        Скорость их несколько уступала японским крейсерам,но сколько раз во время войны японцы смогли воспользоваться этим преимуществом ?
        Японцы построили шесть серий тяжелых крейсеров,но только последняя получилась действительно удачной. Достаточное,на уровне общепризнанных стандартов, вооружение, хорошее бронирование,высокая скорость, комфортные условия обитания экипажа, и главное, отличная мореходность.
        "Дилетанты" наконец-то научились. Но, лучшие тяжелые крейсеры практически не участвовали в артиллерийских боях, в основном занимаясь эскортом авианосцев.
        1. +1
          5 февраля 2020 01:00
          Повсюду для американских TKP стандартное водоизмещение дается сразу после строительства, и все же многочисленные военные модернизации, увеличение количества зенитной артиллерии (и их экипажей), несомненно, должно было привести к увеличению плавучести.

          Только если соответствующие значения даны для японских кораблей, для крейсеров других стран они как-то забываются.

          И все же, например, английские крейсеры типа «County» также превысили лимит Вашингтонского договора.
          Первые корабли типа "Кент" фактически имели стандартное водоизмещение 10 600 тs.

          HMS "London" первоначально имел стандартное водоизмещение 9 840 тs., a после модернизации в 1941 г. стандартное водоизмещение увеличилось до 11 000 тs.

          В случае американских крейсеров военные реконструкции также должны были вызвать значительное увеличение водоизмещения.
  17. 0
    3 февраля 2020 16:04
    Два тяжельие крейсера вьивели из строя вооружение современного линкора и ему очень повезло что сумел убежат.
  18. 0
    4 февраля 2020 10:43
    «Южная Дакота» ушла с места сражения своим ходом, что свидетельствует о не самых сильных повреждениях.

    Отчёт о повреждениях "СоДаК" давно уже выложен в сеть. Есть даже схема попаданий:

    http://www.researcheratlarge.com/Ships/BB57/1942DamageReport/GuadalcanalGunfireDamageReportPlateI.jpg

    Основные повреждения пришлись на надстройки. Снаряды, попавшие в корпус, броню цитадели не пробили. Броня барбета кормовой башни выдержала даже 14" снаряд.

    Главные проблемы для ЛК создала своя же команда. После одного из попаданий в цепях потребителей ГРЩ №4 образовалось КЗ. Но упорные электрики попытались подать нагрузку на щит без устранения этого КЗ, просто заменив предохранители цепей, питаемых от ГРЩ. То ли новые предохранители были не того номинала, то ли входные предохранители были неверно рассчитаны, но первыми сработали именно входные предохранители ГРЩ №4 - и отрубили щит от генераторов.
    Тогда было принято решение запитать ГРЩ №4 от ГРЩ №3, благо что техническая возможность этого была конструктивно предусмотрена. Запитали. Естественно, без устранения КЗ. Результат - сработали входные предохранители ГРЩ №3 - и отрубили щит от генераторов.
    Тогда было принято решение запитать связку ГРЩ №3-№4 от ГРЩ №2, благо что техническая возможность этого была конструктивно предусмотрена. Запитали. Естественно, без устранения КЗ. Результат - сработали входные предохранители ГРЩ №2 - и отрубили щит от генераторов.
    Тогда было принято решение запитать связку ГРЩ №2-№3-№4 от ГРЩ №1, благо что техническая возможность этого была конструктивно предусмотрена. Но, на счастье команды, на ГРЩ №1 находился Chief Electrician's Mate Shaeffer, который увидел нехорошую тенденцию и не выполнил приказ о подключении новой нагрузки, не дав полностью обесточить ЛК. smile
  19. 0
    7 февраля 2020 19:31
    В качестве силовой установки крейсера имели по 12 котлов Кантон, четыре турбозубчатых агрегата и четыре гребных винта.
    Вообще-то,КАМПОН ! От Кайгун Кансэй Хонбу - Морской Технический Департамент,сокращённо - Кампон. На данных крейсерах стояла паротурбинная установка разработанная Четвёртой секцией МТД для крейсеров типа "Мёко" и являлась модификацией более ранней,предназначенной для линейных крейсеров типа "Амаги". Итак,установка включала в себя 4 ТЗА "Кампон" и 12 водотрубных котлов с нефтяным отоплением "Кампон Ро Го" hi