Внезапная передислокация редкого «воздушного радара» на авиабазу «Хмеймим». Подспорье, проверенное временем

35

Бесспорно, информация о недавней оперативной передислокации одного из двух самолётов стратегической оптико-электронной, радиолокационной и радиотехнической разведки Ту-214Р (борт RF-64514) из подмосковного военизированного аэродрома совместного базирования «Чкаловский» на авиабазу ВКС России в САР «Хмеймим» может послужить крайне серьёзной пищей для размышлений военным экспертам и компетентным обозревателям, осуществляющим мониторинг и прогнозирование сценариев развития оперативно-тактической ситуации в «большом Идлибе», а также на восточном берегу Евфрата.

И это неудивительно, ведь первые разведывательные полёты данной машины (более совершенного аналога американского самолёта стратегической радиолокационной разведки E-8C «J-STARS») в окрестностях донбасского и над сирийским театрами военных действий совпали с небезызвестными событиями оперативно-тактического характера, происходящими в районах вышеуказанных «горячих точек» в декабре 2015-го — феврале 2016-го годов.



Самолёт комплексной радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р — главное информационное подспорье на ТВД


В частности, в первом случае разведывательный полёт Ту-214Р вдоль российско-украинской границы, а также государственной границы между Россией и ЛДНР, зафиксированный онлайн-порталом мониторинга регионального и глобального воздушного трафика «Flightradar24» 21 декабря 2015 года, был осуществлён накануне анонсирования Трёхсторонней контактной группой по урегулированию ситуации на Донбассе очередного режима прекращения огня, вступившего в силу 23 декабря. Учитывая тот факт, что маршрут борта RA-64514 пролегал всего в 30—40 км от воздушных рубежей Луганской и Донецкой народных республик, а также «незалежной», нетрудно прийти к выводу о том, что основной целью данного полёта было тестирование многодиапазонного радиолокационного комплекса МРК-411 и интегрированного мультиспектрального (ИК/ТВ/низкоуровневый-каналы) оптико-электронного комплекса «Фракция» с одновременным мониторингом линии соприкосновения на предмет переброски ВСУ дополнительных артиллерийских подразделений, располагающих буксируемыми гаубицами и САУ с орудиями запрещённых калибров.

Более того, операторы комплексов МРК-411 и «Фракция» смогли пронаблюдать перегруппировку мотострелковых подразделений и бронетанковых «кулаков» в составе 93-й и 72-й механизированных бригад, а также 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ и полка «Азов», действующих на донецком и новоазовском операционных направлениях, что в итоге позволило оценить степень угрозы для укрепрайонов 1-й Славянской бригады, 9-го Мариупольско-Хинганского отдельного мотострелкового полка и других подразделений 1-го армейского корпуса ВС ДНР, прикрывающих «Тельмановский перешеек» и другие стратегически важные сектора, обладающие малой оперативной глубиной тыловых зон и т.д.

Необходимость же переброски Ту-214Р на авиабазу «Хмеймим» 15 февраля 2016 года была обусловлена сложнейшей оперативно-тактической ситуацией, одновременно сложившейся на нескольких участках сирийского театра военных действий. В данный период подразделения 4-й механизированной дивизии Сирийской арабской армии, Национальных сил обороны, элитной добровольческой бригады «Аль-Кудс», Голанского полка, бригады «Ястребы пустыни», а также афринские курдские подразделения, осуществлявшие перегруппировку с целью наступательных бросков на «Эль-бабский плацдарм», Азаз, авиабазу Эт-Табка, «деэскалационный треугольник» «Даръа — Эс-Сувейда — Кунейтра» и на Пальмиру, нуждались в непрерывном предоставлении точной и достоверной информации о тактической обстановке (включая не только опорные пункты противника, но и подвижную бронетехнику, а также подземную инфраструктуру) сразу на нескольких операционных направлениях. Справиться с подобным спектром задач задач мог лишь Ту-214Р.

Размещённый на его борту многодиапазонный радиолокационный/радиотехнический комплекс МРК-411, представленный многоэлементными активными фазированными антенными решетками, способен функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR), обращённой синтезированной апертуры (ISAR), а также GMTI/T («Ground Moving Target/Track») практически в любых метеорологических условиях, отлично дополняя оптико-электронный комплекс «Фракция». Два первых режима, отличающихся сантиметровым X-диапазоном работы и разрешением порядка 1—2 м, обеспечивают не только классификацию, но и идентификацию малоразмерных поверхностных (наземных/надводных) объектов благодаря формированию филигранно точной «радиолокационной картинки» сканируемого участка поверхности с построением детальной компоновки обнаруженных целей, включая ЭПР и силуэт каждого объекта. Режим GMTI обеспечивает пеленгование и сопровождение одиночных и групповых подвижных наземных целей как в нормальных, так и в неблагоприятных атмосферных условиях (туман, дождь, песчаная буря и т.д.) на удалении 150—200 км.

Уникальной отличительной чертой радиолокационного/радиотехнического комплекса МРК-411 (в отличие от радара AN/APY-3 самолёта E-8C «J-STARS») является способность работы на более низких частотах, обеспечивающих реализацию режима подповерхностной радиолокации, позволяющей обнаруживать подземную инфраструктуру противника на удалении нескольких десятков километров. Логично предположить, что очередная передислокация борта RF-64514 на авиабазу «Хмеймим» станет для сирийской армии фундаментальным подспорьем к финальному этапу освобождения многострадального «идлибского гадюшника».
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    30 января 2020 06:01
    Следим за новостями. Видимо, что-то интересное скоро услышим и увидим
    1. +14
      30 января 2020 06:21
      Эрдоган высадил свою группировку в Ливии, так что - похоже Кирдык Сирийским Бармалеям! good
      Две Военные операции - недосултан не осилит!
      Уничтожить этот гадюшник, желательно с минимальными потерями.
      Наши ВКС - Отлично работают по отступающим боевикам... уже визг стоит у поборников «дерьмократии».
    2. -35
      30 января 2020 07:42
      Его сирийцы скоро опять собьют, они это умеют
      1. +1
        31 января 2020 09:34
        высер не защитан,
      2. 0
        3 февраля 2020 13:56
        Такие самолёты без защиты не летают.
    3. -5
      30 января 2020 07:50
      Главное чтобы его по ошибке не сбили сирийцы при очередном израильском налете. Беречь такую машину нужно.
      Я не каркаю, стремно как-то.
  2. +3
    30 января 2020 06:29
    Самолёт комплексной радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р — главное информационное подспорье на ТВД

    Для этого хорошо б иметь соответствующий беспилотный дрон ... пора, пора делать, иметь!
    Агрегат менее заметный, во всех отношениях, а эффективность? так надо делать его эффективным!
    1. +7
      30 января 2020 07:04
      Для этого нужно иметь сам ЛА уровня М55 Геофизика в беспилотном варианте. Вполне можно еще сделать вариант на основе Ил96. Для дальних рубежей.
      1. 0
        30 января 2020 07:39
        Вполне и можно ... придётся ждать момента, когда произойдет событие СМОГЛИ!
      2. -1
        30 января 2020 07:52
        Цитата: Zaurbek
        Для этого нужно иметь сам ЛА уровня М55 Геофизика в беспилотном варианте. Вполне можно еще сделать вариант на основе Ил96. Для дальних рубежей.
        Его же используют в науке.Именно уникальные возможности самолета открыли для него долгое научное будущее.
        Италии на высотах до 21 км. Основной этап программы АРЕ (Airborn Polar Experiment) - авиационный полярный эксперимент - начался с перелета из Рима в Финляндию. В полете над Германией "Геофизику" пыталась достать пара МиГ-29 "Люфтваффе", а небе Швеции - пара "Драконов" шведских ВВС. Однако подойти к высотнику они так и не смогли. Полеты в Финляндии проходили в условиях Арктики ночью в направлении к островам Шпицберген, Новой Земли, к берегам Гренландии, над Норвежскими горами на высотах 20 - 21 км. Реально на широте 80╟ на разных высотах скорость ветра была от 0 до 180 км/ч, температура воздуха - 75... - 83╟. Над Норвежскими горами исследовались так называемые приземные волны, которые являются одной из причин изменения аэрозольного состава атмосферы, включая озон.
        1. +3
          30 января 2020 08:34
          Это единичный экземпляр.....в СССР не смогли или не успели построить их несколько (Хотя бы). А я вообще пишу о беспилотном варианте.
          1. -3
            30 января 2020 08:51
            Он сейчас летает говорят
          2. +5
            30 января 2020 13:04
            Это единичный экземпляр.....в СССР не смогли или не успели построить их несколько


            Посмотрите на этот самолётик. 1959 год . Як-25РВ .Про него мало говорят, но ни М-17, ни М-55 так его и не переплюнули. Незаслуженно забытый.
      3. +1
        30 января 2020 09:25
        Для этого нужно иметь сам ЛА уровня М55 Геофизика в беспилотном варианте. Вполне можно еще сделать вариант на основе Ил96. Для дальних рубежей.
        Для решения этой задачи, давно используют геологическую разведку с искусственных спутников, очень точная штука, расскажет что каких размеров и на какой глубине, не очень понятно зачем самолет гонять. Может кто объяснит?
        1. 0
          30 января 2020 10:48
          Спросите у американцев....у них и спутники точнее наших и У-2 летает и Глобал Хоук и Е-3 сентри. Самолет всегда оперативнее и точнее разведает и может кружить в определенном районе и в реальном времени давать информацию.
          1. 0
            30 января 2020 11:15
            Самолет всегда оперативнее и точнее разведает и может кружить в определенном районе и в реальном времени давать информацию.
            Спасибо. Но речь вроде о фортификационных сооружениях, тут оперативность роли не играет, да и по точности вопрос, к тому же сантиметр левей/правей тоже не важно.
            1. 0
              30 января 2020 11:30
              Чем ближе к поверхности, тем выше разрешение.....и там еще масса данных обрабатывается и считывается других
    2. 0
      30 января 2020 12:20
      Цитата: rocket757
      а эффективность? так надо делать его эффективным!


      Здесь как нельзя кстати подойдет ситуация, а точнее одна из аргументаций об отказе ФРГ приобретать MQ-4 - его меньшая оперативность по отношению к машине со специалистами ( последний к тому же легко вписывается в гражданский трафик).
      1. 0
        30 января 2020 12:29
        Цитата: Простой
        меньшая оперативность по отношению к машине со специалистами

        Напихать в машину комплект аналитиков ... оно конечно можно, но всё равно обрабатывать данные и принимать по ним решения лучше в спокойной, штабной обстановке ... конечно если не требуется делать прям сразу, сейчас.
        Короче, по обстановке, но дрон всё ж проще, дешевле ... это будущее, от которого нельзя отмахнуться просто так.
        1. 0
          30 января 2020 12:36
          На сирийском участке военных действий беспилотная машина типа PQ-4 -,будет конечно предпочтительней. но возможности у ТУ-214Р по спавнению PQ-4 , думаю, выше ( особенно в возможностях геолокации) .
          1. 0
            30 января 2020 12:57
            Дроны стратегической разведки, очень сурьёзное и вумное устройство, будут усовершенствоваться дальше! Сделать, эксплуатировать, их всё ж легче, дешевле, как мне кажется.
            1. 0
              30 января 2020 12:59
              smile

              это будет когда то.
  3. +1
    30 января 2020 07:16
    Хорошая новость. Сами отточим мастерство и бармалеев на карты нанесем... а уж затем и ударить по ним можно эффективно.
  4. +1
    30 января 2020 07:43
    Видимо намечается КРУПНАЯ заварушка,возможно и с участием турецких вояк. Султан в гневе,однако.
  5. Комментарий был удален.
    1. +1
      30 января 2020 09:35
      Вскрыл координаты туннелей и улетел. Бармалеи что, за 2 недели засыпят старые туннели и нароют новые? Это только если им древние шумеры, копавшие чёрное море помогут.
  6. +2
    30 января 2020 11:08
    Цитата: 1959ain
    Его сирийцы скоро опять собьют, они это умеют

    Вы сегодня решили на всех ветках и по всем темам и статьям гадить? не с той ноги встали или по жизни такой негативный?
  7. +1
    30 января 2020 11:21
    "песчаная буря", - не надо перегибать палку laughing
  8. -1
    30 января 2020 18:03
    Быстрее бы покончить и с мериканскими, и с турецкими мерзавцами- бандитами в Идлибе. А затем нужно мериканскую военщину сирийским войскам при умной поддержке наших ВКС.
  9. -1
    30 января 2020 23:30
    Ну перелетел и что? К чему ажиотаж, из нечто ничего делать новость?
    1. 0
      1 февраля 2020 09:20
      Ну можно предположить, что если этот самолет видит подземную инфраструктуру, то с его помощью можно будет определить где террористы выкопали себе подземные пути сообщения, бункеры, и прочее. Это значит, что возможно будет наносить удары авиацией с бетонобойными бомбами прицельно по штабам и местам отдыха террористов. А это определенное преимущество перед штурмом их позиций!
  10. +1
    31 января 2020 00:56
    Так статья о чем была? О том что автор так хорошо осведомлен о радиотехнических и оптических возможностях этого чудо самолета (кстати откуда)?
  11. 0
    31 января 2020 09:02
    Оборудование должно работать,тем более при наличии оперативного простора,а не только тренироваться в родных высях...)))
  12. 0
    31 января 2020 11:24
    Прекрасная новость: раз ЭТОТ самолёт прилетел - значит скоро что-то хорошее БУДЕТ! yes
  13. 0
    1 февраля 2020 08:28
    То есть я так понимаю, наши помогали Хафтару, чтобы отвлечь султана от Идлиба и потом сначала уничтожить гадюшник с террористами, а потом пожечь султанские леопарды в Ливии с помощью поставленных нами раннее Хафтару РПГ и ПТУР?
  14. 0
    27 февраля 2020 08:36
    Да скорее бы уже этот гадюшник зачистили, а то сеньор Помидор уже лопается от злости, и можно понять - империя не состоялась, все ускользает из рук, а заокеанские друзья оказались совсем не друзьями, а больше наезниками.
    Чем быстрее закончится Идлибская операция, те меньше вероятность совершения Турцией резнких движений. Поэтому появление Ту-214Р, как неслучайно, так и очень своевременно.