Як-130 – близнец итальянского М-346 "Мастер"

Россия сначала была донором технологий, теперь – активный покупатель вооружения

Як-130 – близнец итальянского М-346 "Мастер"


В Фарнборо Россия презентовала учебно-тренировочный самолет (УТС) Як-130. Но там же присутствовал его близнец – учебно-боевой самолет М-346 Master итальянской компании Alenia Aeromacchi (входит в состав группы Finmeccanica). Его отпрезентовали на британском авиасалоне еще в 2008 году. Таковы последствия совместного российско-итальянского проекта 1993 года.


Лет 20 назад советский ОПК полмира обеспечивал современным вооружением. Сейчас ситуация диаметрально меняется. Весь мир начинает продавать России оружие, военную технику и снаряжение. И успешно использует разработки российских конструкторов, полученные почти даром.

ОДНИМ САМОЛЕТОМ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

К 1993 году КБ имени Яковлева был разработан проект УТС Як-130 по техническому заданию ВВС России. Но из-за тяжелого экономического состояния страны денег на дальнейшую работу не было. Свою помощь предложили итальянцы. Они рассчитывали представить новую машину на натовский конкурс единого УТС. И под требования конкурса были изменены характеристики Як-130. Во-первых, из учебно-тренировочного он превратился в учебно-боевой самолет (УБС). Соответственно максимальная скорость должна была возрасти до 1050 км, появились семь подвесок для вооружения и полезная нагрузка до 2 т, а используемая взлетно-посадочная полоса не должна была превышать 1000 м

Это не совпадало с требования Минобороны РФ, но итальянская сторона убедила, что зато у этого самолета блестящие перспективы экспорта. В конечном счете КБ имени Яковлева стало разрабатывать два варианта – под ТТЗ Минобороны РФ и экспортный, то есть для Италии. Поскольку проект был уже готов, в 1994 году изготовили планер. А в 1996 году новый самолет подняли в воздух. Двигатели стояли на нем российские. В 1997 году он под названием Як-130Д на московском авиасалоне МАКС-97 радовал зрителей.

А в 1999 году русско-итальянский альянс распался. Внятного объяснения этому нет, хотя совершенно очевидно, что итальянцам больше не было смысла тратиться на совместный проект. Они уже получили все, что хотели. В первую очередь – готовый планер, на чем сэкономили сотни миллионов, если не миллиарды, и два десятка лет работы. Плюс полная программа испытаний.

Россия, по сути, не получила ничего. Двигатель и всю авионику пришлось разрабатывать самим. Еще произвели раздел рынков. Итальянцам достались Европа и Северная Америка, нам – СНГ. С остальным миром не совсем понятно. Вроде бы Азиатско-Тихоокеанский регион должен быть закреплен за Россией, но практика показывает, что две почти одинаковые машины вовсю конкурируют и уже столкнулись в малайзийском тендере.

Свой М-346 итальянцы подняли в воздух лишь в 2008 году, но в производство запустили очень быстро. ВВС страны уже получили первые из шести заказанных самолетов. 12 машин приобрел Сингапур, поставки начались. Израиль закупает 30 самолетов на 1 млрд. долл., включая подготовку летчиков.

Российский Як-130 предлагается традиционным покупателям отечественного вооружения. Алжир приобрел 16 машин, три уже доставлены заказчику. Сирия пожелала приобрести 36 самолетов, но вряд ли у Дамаска есть сейчас деньги, чтобы платить по контрактам. Про заказанные покойным Каддафи шесть Як-130 нечего и говорить. Он вообще ни цента не заплатил ни по одному новому контракту (как и по старым – 7,5 млрд. долл. долга Россия списала нефтедобывающей Ливии). Есть контракт с Вьетнамом на 8 машин.

В случае с Як-130 Россия фактически выступила донором технологий. И это типично для 1990-х годов. Были и другие совместные проекты, о которых все давно помалкивают. Результаты у всех схожие. В один прекрасный момент зарубежный партнер разрывал соглашение и на законных основаниях становился владельцем новейших российских разработок. Но сейчас этот номер с Европой уже не проходит – разработки кончились. Зато Китай с готовностью идет на совместные проекты, главным образом с университетами. Его интересуют научные исследования в ряде областей знания. Метод уже знакомый – создается совместное предприятие или проект, российская сторона вкладывает научную информацию, российские профессора едут в Китай и читают лекции по теме. Результат совместной деятельности, как правило, никакой, а в Китае развиваются собственные оборонные разработки на основе полученной информации. Потом ФСБ «кошмарит» ученых, которые, как утверждают правозащитники, всего лишь делились открытыми сведениями.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗНОГО РОДА

Плодотворное сотрудничество России и Италии в сфере авиастроения продолжается. ОАО «Рособоронэкспорт» и компании Selex, Galileo, Selex Elsag, входящие в итальянский холдинг Finmeccanica, подписали в Фарнборо соглашение о сотрудничестве по разработке и модернизации патрульного самолета. В основу будет положен один из российских самолетов. Его выберут из трех возможных вариантов – Ту-214 или амфибии А-40/А-42 и Бе-200. Отечественные амфибии лидируют в мире. Можно предполагать, что одна из этих летающих лодок будет выбрана.

Самолет, предназначенный для воздушного патрулирования, получит системы связи, навигации и госопознавания итальянского производства. Итальянским будет и вооружение, в том числе легкие торпеды компании WASS. Будем надеяться, что договор не предусматривает передачи уникальных российских технологий и сводится к оснащению наших самолетов импортной аппаратурой. Ключевой момент договора – продукция совместного предприятия будет реализовываться на рынках третьих стран. То есть «Рособоронэкспорт» ищет пути для увеличения продаж российских самолетов. Такой подход можно только одобрить.

В целом практика показывает, что иностранцы заинтересованы в совместных проектах лишь тогда, когда отечественные ученые и конструкторы обгоняют партнеров в разработках. Ситуация, когда иностранцы вложили бы в совместный проект свое ноу-хау, как-то не припоминается. А вот продать технологии вчерашнего дня – это пожалуйста.

В последние годы не просто обозначилась тенденция, а стала обычной практика приобретения за рубежом вооружения и военной техники. Причины этого явления объясняются заботой о российских военнослужащих и отсталостью отечественных производителей. То есть зарубежное оружие лучше, техника надежнее, а наши машины – «гробы на колесах». В Минобороны утверждают, что вместе с техникой приобретаются еще и новые технологии. Будем надеяться, что однажды нам сообщат, какие технологии удалось приобрести.

В ближайшие годы будет по лицензии произведено 1775 бронеавтомобилей LMV M65 Iveco под названием «Рысь». Лицензия куплена в дружественной Италии. Утверждается, что этот броневик гораздо лучше отечественного «Тигра». Хотя сравнение абсолютно некорректное. Если с кем и стоит сравнивать Iveco, так с бронированным «уазиком», поскольку это машины одного класса.

«Тигр» может транспортировать до 10 человек – отделение солдат. В «Рысь», как и в «уазик», помещается четыре пассажира. Взвод солдат поместится в три «Тигра», а «Рысей» для этого понадобится целая колонна, и каждый пятый в подразделении окажется шофером. Совершенно очевидно, что «Рысь» относится к так называемым оккупационным машинам. Ее назначение – патрулировать территорию, а не доставлять личный состав на фронт и поддерживать его в бою. При этом каждая LMV M65 Iveco стоит 20 млн. руб. против 4–5 млн. за ту или иную модификацию «Тигра». Получается, что по цене одной четырехместной «Рыси» можно целый взвод обеспечить транспортом и еще останется.

Возможно, вместе с лицензией на производство итальянского бронированного «уазика» действительно приобретены какие-то технологии. Предполагается, что производство будет отверточным и c 2014 года 50% комплектующих будет изготавливаться в России. Однако двигатель, коробка скоростей и прочие интересные агрегаты будут поставляться из-за рубежа в готовом виде. Руководство Минобороны РФ не считает это закупками за рубежом, а именует организацией производства внутри страны.

БЕЗ ПИЛОТА В ГОЛОВЕ

Приобретение израильских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) имеет свою мотивацию и историю. Курировать беспилотную авиацию поручили руководству авиации пилотируемой. Понятно, что ВВС беспилотники не нужны, поскольку лишают пилотов работы. А нужны они наземным войскам, которым требуется информация о противнике в режиме онлайн. Но тоже не очень, потому что внедрять БПЛА в сухопутные войска – это ломка всего привычного, включая систему ведения боя. Поэтому в 2008 году беспилотники исключили из программы вооружения. Соответственно технического задания и заказа на разработку отечественных БПЛА никто не получил.

Однако в том же году случилась пятидневная война на Кавказе, где грузинские беспилотники израильского происхождения доставили много неприятностей российским военным. В ходе скоропостижной военной реформы возникла немедленная потребность в БПЛА. Ее срочно закрыли за счет закупки в том же Израиле. Как заявил начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин (нынешний глава Роскосмоса), таким способом Минобороны «просто закрывает брешь на два-три года, пока не подтянется наша оборонка».

В апреле 2009 года историческая сделка состоялась. Минобороны приобрело по три аппарата моделей Bird-Eye 400 (легкий комплекс: взлетная масса – 5 кг, радиус действия – 10 км), тактический I-View MK150 (соответственно 160 кг и 100 км) и средней

тяжести Searcher Mk II (426 кг и 250 км) общей стоимостью 53 млн. долл. Позже был заключен дополнительный контракт на 100 млн. долл. с поставкой 36 аппаратов. В 2010 году прошла информация о покупке еще 15 аппаратов.

Каждый раз в прессе победно звучало: «Израильские беспилотники поступят на вооружение Российской армии!» Но ни одного сообщения, что хотя бы один из 60 импортных БПЛА поступил в войска, так и не появилось. Нет сообщений и об освоении соответствующих технологий. Глубокий смысл затраты около 200 млн. долл., то есть не менее 6 млрд. руб., неясен. Условиями контракта запрещено вскрывать корпуса БПЛА и наземного оборудования. В случае поломки требуется вызов израильского специалиста. Представителей российской промышленности тем более не допускают к импортной технике. Обслуживанием занимается израильский персонал. Заправлять аппараты можно только израильским горючим. Можно добавить, что передача информации идет по открытым, не шифруемым каналам, навигация исключительно GPS, интеграция в наши линии связи невозможна. И совершенно чудесный факт – эксплуатация израильских БПЛА при температуре воздуха ниже ноля градусов запрещена.

Российские военные молчат об опыте эксплуатации израильских беспилотников. Но, видимо, результаты удовлетворительные. По данным из зарубежных источников, в январе 2012 года начались переговоры о покупке 24 комплектов сверхлегких БПЛА Orbiter на сумму 50 млн. долл. Комплект состоит из двух-трех мини-дронов и станции управления. Orbiter выпускается в трех модификациях (6,5 кг, 9,5 кг и 20 кг) и используется в Израиле уже не менее семи лет. Эти системы закупались некоторыми странами НАТО и Финляндией. Финны за 45 комплексов (180 БПЛА) заплатили 31 млн. долл. С 2011 года их сборка ведется на совместном с Израилем предприятии в Азербайджане. Скорее всего приобретаемые мини-разведчики могут быть предназначены для ФСО и ФСБ, чтобы контролировать Сочи во время зимней Олимпиады и наблюдать за территориями госдач и охотугодий. Если смогут летать на морозе.

Углубляется и сотрудничество с Германией. Были закупки легкой брони. Куплены два автономных полевых лагеря с возможностью эксплуатации до 17 градусов мороза эксклюзивно для юга России. В ноябре 2011 года Минобороны подписало контракт с компанией Rheinmetall на строительство под Нижним Новгородом на полигоне в Мулино центра боевой подготовки Сухопутных войск стоимостью 100 млн. евро. Партнером немцев стал «Оборонсервис». Учеба в центре будет вестись с использованием лазерных имитаторов огня и датчиков. Аналогичные центры откроются и в остальных округах. Видимо, тоже по 100 млн. евро каждый. В Мулино в 2013 году планируется начать учебу в формате «рота на роту», а в 2014-м – «батальон на батальон». Главное, хватило бы батареек. Немецкие солдаты жалуются, что их надо менять каждый день. И лазерное снаряжение, по их словам, неудобное и постоянно глючит. Капризный народ – эти немцы. Главное, чтобы датчики не закапризничали на морозе.

Представляя в Госдуме отчет о работе правительства за 2010 год, тогда еще премьер Владимир Путин заявил, что средства оборонного бюджета не должны уходить за рубеж. Но нет правила без исключения. «Между тем отдельные технологии, образцы, наверное, можно закупать за рубежом, даже нужно. Но мы должны понимать, что перспективную технику последнего поколения никто нам не продаст», – сказал Путин. Так оно и происходит: покупают, раз «даже нужно», и не последнего поколения.
Автор: Виктор Мясников
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2012-07-20/9_yak130.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. Tirpitz 24 июля 2012 09:47
    Познавательно. В принципе догадывался о таком положении дел, но в статье есть хоть немного конкретики. автору +.
    Tirpitz
  2. 755962 24 июля 2012 09:48
    Это не совпадало с требования Минобороны РФ, но итальянская сторона убедила, что зато у этого самолета блестящие перспективы экспорта.

    Что итальянцы потом с блеском и продемонстрировали...Не буду перечислять во сколько стран мира М-346 Master поставляется,об этом уже не одна статья здесь была.
    755962
    1. Завтрак Туриста 24 июля 2012 11:58
      И во сколько? Италия, Сингапур и Израиль. На этом пока всё.
      1. vaf 24 июля 2012 17:11
        Цитата: Завтрак Туриста
        На этом пока всё.


        Заблуждаетесь, уважаемый...., в оценке ситуации:

        Вот твердейшие контракты:

        1. 12 самолетов М-346 «Master» в ВВС Сингапура.
        2. 48 самолётов М-346 "Мастер" в ВВС и ПВО ОАЭ.
        3. 30 самолетов М-346 " Мастер" в ВВС Израиля.

        Ну а про намерения и соглашения пока писать не буду, но их более чем достаточно и в Латинской Америке и на Ближнем Востоке и в Индо-Китайском регионе.
        vaf
        1. Завтрак Туриста 24 июля 2012 17:50
          Эмираты вроде отказались:
          UAE stops talks with Alenia Aermacchi on M-346 contract

          http://www.flightglobal.com/news/articles/uae-stops-talks-with-alenia-aermacchi-

          on-m-346-contract-353563/

          А остальных я как раз и назвал.
  3. DUTCH 24 июля 2012 10:10
    Надо, надо покупать срочно, пока деньги есть.Потом сами начнем делать не хуже!
    DUTCH
  4. hellbringer 24 июля 2012 10:45
    Ну покупать штучно - возможно. Производить по лицензии около 2 тыс. итальянских бронеуазиков это бред...
    hellbringer
    1. master_rem 17 августа 2012 10:03
      Во-во ,найух они нужны?
  5. Завтрак Туриста 24 июля 2012 11:01
    Про беспилотники в основном всё неверно, как мне кажется:

    1) Они да поступили в войска. Тут на сайте даже был фотообзор использования Bird-Eye 400 в разведроте мотострелковой бригады.
    2) Никакой инфы о том, что грузинские БПЛА хоть как-то использовались в пятидневной войне мне не встречалось.
    3) То, что данные БПЛА не летают при минусовых температурах полная чушь. Любая военная электроника работает хотя бы от -40 до
    +85.
    3) Обслуживание только израильскими специалистами и заправка только израильским топливом - сильно сомнительно, учитывая тот факт, что в РФ уже начали собирать первые образцы самостоятельно.

    Короче, очередная статья из сериии "айпросраливсеполимеры(тм)".

    В дополнение к моему преведущему посту:

    Государственный контракт на поставку вооружения, военной и специальной техники для нужд Министерства обороны Российской Федерации - между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (Поставщик) на следующих условиях:
    Предмет государственного контракта:
    Лот 1 поставка комплексов с беспилотными летательными аппаратами типа «Форпост» в количестве 10 комплексов.
    Лот 2 поставка комплексов с беспилотными летательными аппаратами типа «Застава» в количестве 27 комплексов.

    .....

    Напомню, что БЛА "Форпост" - это лицензионная копия израильского беспилотника Searcher Mk II, а "Застава" - копия Bird Eye 400.


    http://twower.livejournal.com/804648.html
    1. Братец Сарыч 24 июля 2012 13:29
      Про жи.. израильские беспилотники весьма интересная информация проскальзывала - еще бы знать правда ли это! Вроде в процессе эксплуатации они летели сами куда хотели, например, в запретные зоны, и куда-то передавали полученную при этом информацию - если это правда, а выглядит вполне возможным, то это вообще трындец...
      Ну, выкинули деньги - бывает, понять можно, но если ЭТО еще за наши деньги еще и шпионит и вредит покупателю, то это вообще ив какие ворота не лезет...
      Братец Сарыч
      1. Пупырчатый 24 июля 2012 18:26
        Там сто раз уже шло на тему обсуждение, утка эта трется в кругах различного рода псевдопатриотов. Теорий заговора начитались?
        Беспилотники активно юзались, в основном на них оттачивалась практика применения БПЛА в частях
  6. Splin 24 июля 2012 11:04
    Терять "совсестные" разработки мы начали еще при Горабатом.
    SA 365 Dauphin
    Ка-60
    Splin
    1. Братец Сарыч 24 июля 2012 13:31
      Не особо похоже, вот надеяться, что с помощью Касатки можно долю рынка отвоевать - выглядит весьма наивным...
      Братец Сарыч
      1. Splin 24 июля 2012 15:10
        Это был совместный советско-французкий проект. И если Еврокоптер начал продавать свою машину еще в 1990, то Касатка устаревает еще не войдя в массы. Ситуация с Як-130 не напоминает?

        Француз...

        советский геликоптер...
        P;.S. А на фото морда посто с радаром, того и вытянута.
        Splin
        1. Братец Сарыч 24 июля 2012 15:40
          Я, честно говоря, тут не совсем в теме, но:

          Прототип двухдвигательного SA-365C Dauphin-2 (F-WVKE) выполнил первый полет 24 января 1975 года (на нем стояли два двигателя Arriel-1A мощностью по 650 л. е.). А двумя днями позже в воздух впервые поднялся SA-366, имевший уже два турбовальных двигателя Lycoming LTS-101 мощностью по 680 л. с. (вертолет предназначался для американского рынка). Первый гражданский вариант получил обозначение SA-365C, его эксплуатация началась в 1978 году. На SA-365C-1 установили двигатели Arriel-1A1 мощностью 667 л. с. и доработали редуктор, а на SA-365C-2 поставили ТВД Arriel-1A2 мощностью по 670 л. с.

          И при чем тут наши?
          Братец Сарыч
          1. Splin 24 июля 2012 15:47
            А тем, что бюро Камова подключилась к этому проекту в 1984 году. Касатка несколько больше, мощнее и быстрее, по принципиально от Дельфина не отличается. Даже названия одно и то же. Касатка-это крупный Дельфин)
            P.S. Кстати о птичках, Айзербаджан первый из стран СНГ, кто покупает не российские самолеты, процес к несчатью пошел.
            Splin
            1. Пупырчатый 24 июля 2012 18:23
              Будет больше поводов не сидеть на месте, а двигать жопой
        2. Бурелом 24 июля 2012 15:51
          одной схожести недостаточно для утверждения о совместности проекта
          Бурелом
          1. Splin 24 июля 2012 15:59
            Цитата: Бурелом
            одной схожести недостаточно для утверждения о совместности проекта

            Тогда б можно говорит о плагиате, но это не так.
            Splin
    2. sergey69 24 июля 2012 18:24
      это кто у кого слизал нужно еще узнать. Посмотри когда вертолет SA-365 "Дофен-2" был принят на вооружение. Первый серийный поднялся в воздух в 1975 году. Он был разработан на основе созданого тремя годами раньше вертолета .SA-360"Дофен" Франция. Военный вариант получил название "Пантера". Производится в Китае по лицензии. А КА-60 еще не извесно поступет на вооружение или нет. В данный момент его только пытаются поставить на производство.
  7. cucun 24 июля 2012 11:06
    Ездить на переговоры в Европу гораздо приятнее чем в Н.Тагил или Карсноярск.
  8. scorpion74 24 июля 2012 11:21
    Маркетинг у нас хреновый поэтому и такая ситуация Надо действовать более оперативно
    scorpion74
    1. wolverine7778 24 июля 2012 12:41
      Если постараться можно и на внутренние поставки поработать, а там можно переплюнуть и в объемах произведенных своего итальянского собрата wassat
      wolverine7778
  9. Splin 24 июля 2012 11:33
    Если Китай все таки "уламает" Украину на производство в Одессе J-10 и L-15, то к сожалению российский авиапром потеряет полностью рынок УБС и легких истребителей. Обидно...
    Splin
  10. Завтрак Туриста 24 июля 2012 12:12
    Про "Тигр" против "Рысь"

    При этом каждая LMV M65 Iveco стоит 20 млн. руб. против 4–5 млн. за ту или иную модификацию «Тигра».


    Сомнительно, чтобы "Тигр" 6А (а именно с ним нужно сравнивать "Рысь) "стоил 4-5 млн. Скорее это цена гражданской версии.

    Совершенно очевидно, что «Рысь» относится к так называемым оккупационным машинам. Ее назначение – патрулировать территорию, а не доставлять личный состав на фронт и поддерживать его в бою.


    В чём здесь отличие от "Тигра"?

    Возможно, вместе с лицензией на производство итальянского бронированного «уазика» действительно приобретены какие-то технологии. Предполагается, что производство будет отверточным и c 2014 года 50% комплектующих будет изготавливаться в России. Однако двигатель, коробка скоростей и прочие интересные агрегаты будут поставляться из-за рубежа в готовом виде


    Двигатель "Тигра" (Cummins B205) также закупается за границей. Возможно есть и другие иностранные комплектующие.
    1. urzul 24 июля 2012 15:27
      Вы правы ТИГР 6А никак не может стоить 4-5 миллионов , так как на авторынке гражданские тигры Б\У года так 2005-2006 около 2 миллионов стоят.
      Про каменсы не совсем правы, так как есть и модификации с ЯМЗ.
      Хотя спор про ТИГР и РЫСЬ кончается после сравнения выпущенных машин первых более 2500 штук, вторых менее 30.
      1. Завтрак Туриста 26 июля 2012 11:37
        Российское военное ведомство направило в правительство заявку, в которой просит увеличить объем закупок бронеавтомобилей "Рысь" в ближайшие годы в несколько раз. Изначально в плане закупок потребность в "Рысях" оценивалась в 727 машин.

        "Министерство с 2013 по 2015 годы включительно планирует увеличить объем закупок бронеавтомобилей "Рысь" до трех тысяч единиц, соответствующий документ за подписью Анатолия Сердюкова направлен в правительство", - сообщил РИА "Новости" собеседник источник в Минобороны.
  11. Пупырчатый 24 июля 2012 14:36
    Много недостатков в части про самолеты. Опять - мы бедные, несчастные, нас использовали. Сотрудничество было взаимовыгодным.

    Вот про деньги, например
    "Вопрос о финансировании работ на этом этапе решили чрезвычайно элегантно. Деньги за документацию на планер якобы платили итальянцы. Однако у России был перед Италией значительный государственный долг, и правительство РФ решило погасить его часть, выплачивая деньги яковлевской фирме. При этом правительство не только отдавало долг, но поощряло своего российского разработчика и не переводило деньги за рубеж, расплачиваясь в рублях. Итальянцы же получили желанную документацию, не затратив по сути ни гроша, а лишь списав старые долги".

    Про общий облик самолета - именно итальянцы настояли на том, чтобы он был учебно-боевым.
    Вспоминает главный конструктор яковлевской фирмы по направлению учебных самолетов К.Ф. Попович: ╚В 1993 г. мы начали работать с итальянской фирмой ╚Эрмакки╩... Совместные исследования начались с определения облика самолета с целью адаптации его как к международным требованиям, так и к требованиям российских ВВС. При этом итальянские партнеры показали на примере всех УТС мира, с которыми мы собирались конкурировать на внешнем рынке, что в 2001-2005 гг. уже не будет спроса на ╚чистый╩ УТС - успехом будут пользоваться только учебно-боевые самолеты.

    В результате через некоторое время на мировом рынке появились два очень похожих самолета: российский Як-130 и итальянский Aeromachhi M 346. Планер у обоих практически идентичен, а вот оборудование, материалы, двигатели существенно отличаются. ╚Грубо говоря, мы создали не самолет, а общую концепцию, а дальше каждый развивал ее в интересах национальных ВВС╩, - так в 2002 г. комментировал этот факт К.Ф. Попович в интервью ╚АиВ╩. ОКБ им. А.С. Яковлева это вполне устраивало, хотя пришлось часть прав по самолету отдать фирме ╚Эрмакки╩. Но зато появились деньги, без которых программу довелось бы прекратить вообще.
    1. valokordin 24 июля 2012 21:44
      ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ, ВСЕ В АВТОДОР
  12. sxn278619 24 июля 2012 16:39
    В случае с Як-130 Россия фактически выступила донором технологий.
    Каких технологий? Итальянцы за свои деньги получили планер. И все - остальное все их. А что мы получили - на итальянские деньги получили планер. Не было итальянцев и не было сейчас самолета.

    Итальянцы же получили желанную документацию, не затратив по сути ни гроша, а лишь списав старые долги.
    Что за бред.
    Италия дала Россия в долг 10 млн. дол. Росийское пр-во наконец-то дала КБ
    12 млн. Ит. фирма дала Ит пр-ву 12 мл. дол. А нам лапшу вешают что фирма ничего не потратила, получила планер бесплатно.
    sxn278619
    1. Sergh 24 июля 2012 16:53
      Цитата: sxn278619
      И все - остальное все их

      Сам-то понял, что сказал...
      Sergh
      1. Пупырчатый 24 июля 2012 18:22
        Да он-то все верно сказал, хоть и несколько сумбурно.
  13. urich 24 июля 2012 17:18
    Военное обозрение уже писало об этом http://topwar.ru/8726-pervyy-uchebno-trenirovochnyy-samolet-m-346-master.html
  14. vikdik 25 июля 2012 00:21
    Один мат в голове, зубы чешуться и немного стыдно за себяи страну.
    vikdik
  15. ALEXXX1983 28 октября 2012 20:26
    Да зачем нам разрабатывать собственное вооружение если можно купить зарубежом ? Да устаревшее, да дорогое - зато сколько денег нашим чиновникам на откатах заработать можно, к тому же не надо время тратить на разработку ттт и госиспытания! belay

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня