Ми-38: большой вертолёт для маленького рынка

33

Фото: пресс-служба "Вертолеты России"
Ми-38Т в ярко-зеленой ливрее

Турбовальные сердца и сердечко


В первой части рассказа упоминалось, что свой первый полет Ми-38 совершил на моторах Pratt & Whitney Canada PW-127T/S, и это во многом должно было обеспечить выхода машины на международный рынок. Но времена изменились, и в рамках государственной программы импортозамещения, а также под влиянием высоких санкционных рисков главным мотором для вертолетов семейства Ми-38 является отечественный ТВ7-117В.

В 2008 году канадская Pratt & Whitney из-за отсутствия разрешения на экспорт в Россию своих моторов вынуждена была отказаться от дальнейшего сотрудничества с Россией. Поэтому пришлось обратить внимание на турбовальный вариант самолетного турбовинтового ТВ7-117СМ от АО «ОДК-Климов» и ММП им. В. В. Чернышева, берущий своё начало еще с 80-х годов.



Здесь можно сделать отступление и спросить: а что было бы с отечественным авиационным моторостроением, если бы не различные западные санкции, запреты и ограничения? Смогли бы, в частности, выжить в «ОДК-Климов» из Объединенной двигателестроительной корпорации в случае повсеместного замещения авиамоторов западными аналогами?


Фото: ОДК
ТВ7-117В

Разработка мотора ТВ7-117В стартовала 1 декабря 1989 года и была изначально нацелена на Ми-38, но потом была эпоха разрухи. А в конце 90-х вовремя подсуетившиеся канадцы фактически обеспечили милевскую «среднетяжелую» винтокрылую машину своими двигателями. Когда они отвернулись, пришлось вновь обращаться к в АО «ОДК-Климов». Как бы то ни было, «климовцы» на архитектуре базового мотора ТВ7-117 создали немало силовых установок, начиная от версии С для самолетов Ил-114 и Ил-114Т и заканчивая газотурбинным ТВ7-117К для морской техники – скоростных судов-катамаранов.

Работы над вертолетной модификацией в ОКБ имени Климова начались фактически сразу же после выхода из игры Pratt & Whitney Canada в 2009 года, и уже спустя два года силовые установки были готовы для летных испытаний на Ми-38. Одной из отличительных черт мотора была цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC БАРК-6В. Основная задача этого блока состоит в оптимизации работы двигателя, снижения расхода топлива, а также в увеличении ресурса отдельных узлов. В основе конструкции лежит компактный и производительный осецентробежный компрессор с пятью осевыми ступенями и одной центробежной. К сожалению, высокие темпы работы неизбежно сказались на совершенстве конструкции мотора.
























Фото: Игорь Колоколов, igor113.lj.com
Ми-38 в полете и в деталях

В 2012 году собрали первые вертолеты Ми-38-2 ОП-1 (с машин сняли канадские моторы и поставили отечественные) и ОП-2, которые планировали показать на МАКС-2013, но при совмещении мотора с редуктором ВР-382 выявились проблемы. В итоге пришлось дорабатывать узел, пропускать его через 300-часовые испытания и только после этого ставить на вертолет.

Ми-38 с отечественными моторами впервые оторвался от земли только 13 ноября 2013 года. В течение следующего года мотор был в опытной эксплуатации, а в мае 2015 успешно прошел 150-часовые сертификационные испытания.

На данный момент с «климовцами» подписан контракт на поставку 50 вертолетных двигателей. Интересно, что 2800-сильный ТВ7-117В потенциально может устанавливаться и на вертолеты с выводом вала отбора мощности назад – на Ми-28 и Ка-50/52. Если быть до конца точным, то вертолет с отечественными моторами несет имя Ми-38-2 (его иногда еще «переименовывают» в Ми-382), в то время как экземпляр с канадскими двигателями – Ми-38-1.

Пылезащитное устройство двигателей ТВ7-117В работает эффективнее классических устройств грибкового типа, которые мы привыкли видеть на вертолетах марки «Ми». Дело в том, что у машин с «грибками» над кабиной пилотов есть ограничения по рулению в снежном вихре в диапазоне температур от минус 5 до плюс 5 градусов. В этом диапазоне снег превращается в лед и образуется массивный нарост, блокирующий подачу воздуха. У Ми-38 пылезащитное устройство лишено этого недостатка и обеспечивает подготовку воздуха в любых режимах работы в диапазоне степени очистки 95-98%.

Важным преимуществом вертолета является наличие вспомогательной силовой установки ТА14-038 мощностью 30 кВт от ПАО «НПП «Аэросила» – того самого «сердечка», без которого запуск основного мотора был бы невозможен. Это важный фактор автономности работы российского вертолета, так как на машинах с канадскими моторами запуск мотора был электрический. Кроме этого, дополнительная силовая установка вертолета обеспечивает работу систем кондиционирования на земле.

Ключевые преимущества


Чем еще может похвастаться новейший российский вертолет Ми-38? Прежде всего четырьмя мировыми рекордами. Правда, побиты они были машиной с канадскими моторами, но это не умаляет заслуг конструкторов и испытателей. Многие параметры машины во время первых полетов показали превышение над расчетными – например, тяга несущего винта на висении была на 500 кг больше, чем «на бумаге». Кстати, первые полеты Ми-38 в 2003 году и дальнейшие испытания вообще оказались резонансными событиями. Летчик-испытатель Владимир Кутанин за работу над машиной получил от президента орден Мужества, а капитан воздушного судна летчик-испытатель Александр Климов стал Героем России. В ходе испытаний вертолет совершил не менее 85 полетов, по итогам которых в модель ОП-2 внесли ряд изменений: усовершенствовали топливную и гидравлическую аппаратуру, систему управления и конструкцию лопастей. Мировые рекорды Ми-38 были побиты в 2006 году и касались они рекордной высоты полета в 8170 метров при массе в 11.100 килограммов и еще нескольких достижений в скороподъемности с грузом и без. Приличной, хоть и не рекордной, является максимальная скорость машины в 320 км/ч, что приближается к предельным параметрам для вертолетов в классическом понимании.
























Фото: Игорь Колоколов, igor113.lj.com
Ми-38 в полете и в деталях

Поводом для гордости вертолетостроителей также является интегрированный комплекс бортового оборудования или ИБКО-38 от санкт-петербургской группы «Транзас». Данная авиаоника обеспечивает полеты вертолета днем и ночью, а также в сложных климатических условиях. В кабине летчиков пять 12,1-дюймовых многофункциональных дисплеев TDS-12 для отображение всей требуемой информации с цифровой картой местности. Встроенная ГЛОНАСС/GPS трудится вместе с дублированной вычислительной системой вертолетовождения TNG-1G, картографическим сервером и системой раннего предупреждения приближения к земле ТТА-12Н. Система обеспечивает инструментальный заход на посадку по второй категории ICAO, автоматический полет по маршруту, автоматический заход на посадку, уход на второй круг, автоматическое висение и стабилизацию полёта на всех режимах полета. Высокий уровень автоматизации Ми-38 позволил отказаться от третьего члена экипажа – бортинженера, а в критической ситуации полет может быть продолжен одним пилотом. Интересно, что в ОКБ «Миль» все-таки предлагают в качестве опции размещение третьего члена экипажа для наземного обслуживания на случай автономного базирования вертолета.

Вертолет Ми-38 не был бы вертолетом XXI века без коллиматорной системы синтетического видения на лобовом стекле SVS – этот хай-тек обеспечивают пилотам режим «прозрачной кабины». Утверждают, что система ИБКО-38 во многом унифицирована с младшей моделью от Ми-8 (17) и не требует длительного периода адаптации для пилотов. Кстати, параллельно с разработкой вертолета в группе «Транзас» шла работа над тренажером для новинки. Инженеры уверяют, что такая практика одновременной работы в России мало где ранее практиковалась.

23 ноября 2018 года состоялся первый полет самой многообещающей версии вертолета – транспортно-десантного Ми-38Т вместимостью в 40 человек с бортовым №38015. Эта машина предназначена для военных, и на данный момент в войсковую авиацию поставлены два экземпляра. Среди опций заводчане предлагают переоборудование вертолета в санитарный вариант и установку дополнительного бака, увеличивающего дальность полета до 1600 километров.

2019 год для Ми-38 ознаменовался сертификационными испытаниями в условиях экстремально низких температур. Летчики-испытатели выполнили 57 полетов и 18 наземных испытаний силовых установок на базе аэропорта «Мирный» и площадки «Накын» в Якутии. После таких успешных опытов при температурах ниже минус 45 градусов вертолет отбыл домой в трюме военно-транспортного «Руслана» для того, чтобы продолжить испытания уже на Эльбрусе. На горных вершинах машина показала успешную работу на высотах до 3 тыс. метров над уровнем моря.


фото: пресс-служба "Вертолеты России"
Ми-38Т




Фото: aviadrive.ru

На данный момент мировой и отечественный рынок (в России это вообще 9% рынка) среднетяжелых вертолетов уже достиг своей точки насыщения, и объемы сбыта Ми-38 будут существенно ниже, чем более легкого «бестселлера» линейки Ми-8/17. Но на Казанском вертолетостроительном заводе именно на новинку этого класса наряду с легким «Ансатом» делают основную ставку.

В любом случае, конкурентоспособности классических Ми-8/17 когда-то придет конец, и Ми-38 должен частично встать на замену. Среди зарубежных аналогов одним из ближайших конкурентов выступает Airbus Helicopter H225 с грузоподъемностью в 5500 килограммов, но вот грузовая кабина у него почти в два раза меньше, чем у российского Ми.

А пока завод загружен оборонными заказами на версию Ми-38Т, есть новости о первых планируемых иностранных поставках и большая надежда на контракты с остальными силовыми ведомствами и государственными структурами. В соответствии с программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» объемы продаж Ми-38 до 2025 года запланированы в 175 машин, а до 2030-го — в 264 вертолета. История покажет, насколько эти прогнозы были оптимистичны.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -16
    5 февраля 2020 18:08
    блин ппц как уродлив, но почему то мне нравится визуально
    1. +9
      5 февраля 2020 18:32
      Нормально наши вертолёты смотрятся, много интереснее чем импоршние, того же класса!
      Главное "что б костюмчик сидел" ... птичка эта, хорошо работу свою делала.
      1. 0
        5 февраля 2020 18:50
        я бы сказал, что российская техника по большему счету всегда выглядит брутальнее почему то, сексуальнее что ли.
        1. +6
          6 февраля 2020 00:22
          что российская техника по большему счету всегда выглядит брутальнее почему то,


          Как раз Ми-38 выглядит не "по- милевски". А по импортному. Эта компоновка, когда редуктор с винтом спереди, а движки сзади у нас раньше не применялась. Поэтому у восьмёрочек и нос коротенький, и смотрится аккуратно. А тут непривычно длинная носовая часть фюзеляжа. И ещё - на восьмёрке бортач открывал люк вверху кабины, вылазил наверх, откидывал капоты - и вуаля, всё рядом, всё видно . От ПЗУ до редуктора .Иди до самой балки без всяких стремянок. Хоть на втулку верхом садись.Теперь как ?
          А красота ? Пусть сначала налетает столько же, сколько восьмёрки с шестёрками, а там поглядим насчёт красоты.
        2. -1
          6 февраля 2020 01:52
          Технофил какой то request
      2. +9
        5 февраля 2020 19:23
        Ну вот его конкуренты-однокласники.



    2. +5
      5 февраля 2020 18:34
      Цитата: Voletsky
      блин ппц как уродлив, но почему то мне нравится визуально

      Мне так кажется что наши самолёты с вертолётами,всегда были самыми красивыми!Ну это на мой взгляд,для кого то это не так request
      1. -3
        5 февраля 2020 20:00
        всегда нет, мне допустим миги не особо и особенно скорпион лта, но там ппц... в прочем и минусов, я получил ппц когда высказался о его красоте :)
        и ошкош прекрасен как по названию, так и и по дизайну... но тут появился "атлет".... блин подарите один из них и вагон дизеля, что бы я кататься мог и я решу, что лучше

        лётопланы
        1. Су-35
        2. F-14 Tomcat
        3. Су-34
        4 F-18
        5. Рафаль - что то с чем то :)
      2. +1
        5 февраля 2020 23:37
        Цитата: Эдик
        Цитата: Voletsky
        блин ппц как уродлив, но почему то мне нравится визуально

        Мне так кажется что наши самолёты с вертолётами,всегда были самыми красивыми!Ну это на мой взгляд,для кого то это не так request

        Полностью разделяю Ваш взгляд! И поставил плюсик...какое моё удивление было, когда я увидел, что уже есть 4 плюса и 4 минуса! Это как? Да красивее МТ-шки ...хотя запросто найдутся оппоненты которые скажут : 24-ка, 6-ка и даже 2-ка, 26 отдельная песня. Просто они ВСЕ красивы и летают так же!
    3. -14
      5 февраля 2020 18:41
      Це Европа нам помогла , хорошо что не обобрала да нитки, хоть что оставила
    4. +7
      5 февраля 2020 19:35
      "блин ппц как уродлив, но почему то мне нравится визуально"
      Здрасьте. Приехали...
      Куда красивее и динамичнее восьмерки выглядит. Во многом благодаря носовому обтекателю. Да и на крыше обтекатель приятно "доставляет" глазу.
      Спасибо автору как всегда.
      Что касается грузоподьемности на мой, не просвещенный взгляд- больше- не меньше.
      1. -4
        5 февраля 2020 20:59
        Тут все дело вкусов. У вас одни, а у Voletsky другие.
        Я к примеру так вообще считаю NH-90 самым красивым в этом классе.
        1. +1
          6 февраля 2020 09:22
          На вкус и цвет товарища нет!
          Хотя Милевцы вылизывая обводы «38» в край угла ставили чисто технические и аэродинамические задачи.
    5. 0
      4 мая 2020 04:57
      выглядит как обычный вертолет. можно перепутать с аналогами
  2. +3
    5 февраля 2020 18:31
    Могём когда прижмёт я.. ( ой, бубенчики) и мотор сами сделать!

    А то стыдоба, для авиалайнеров Сухого - чужой движок. для ВМФ - вообще была беда , 100% надежда на "братскую" ук..р. "зарю -маш". laughing И в результате корпуса НК стоят у стенки без достройки на судоверфях СПб и Кал-града
    1. -5
      5 февраля 2020 19:23
      Цитата: xomaNN
      А то стыдоба, для авиалайнеров Сухого - чужой движок.

      Двигатель "чужой" только на 50% по деталям и конечная сборка своя.
      Цитата: xomaNN
      для ВМФ - вообще была беда , 100% надежда на "братскую" ук..р. "зарю -маш".

      Теперь украинцы "лижут палец" tongue с развалом своего производства без заказов.
      1. +1
        6 февраля 2020 12:52
        Цитата: Genry
        Теперь украинцы "лижут палец" с развалом своего производства без заказов.

        Да информация проходила , что пашут николаевцы в 2 - 3 смены на китайские заказы . И благодаря их участию в китайских судостроительных программах , китайцы бьют рекорды по вводу в строй корабле - своих мощностей по корабельным турбинам не хватало .
        Теперь хватает - по тоннажу в 4 раза больше американцев в год сдают .
        Может именно из-за такой загруженности по китайским заказам и не дождался Рыбинск кадров из Николаева - дома работы хватило .
        А жаль . Рыбинску на темп самому выйти ещё не скоро получится ... Кадры ...
  3. +2
    5 февраля 2020 18:35
    "А что было бы с отечественным авиационным моторостроением, если бы не различные западные санкции, запреты и ограничения?"
    Остается надеятся, что их не отменят никогда. Ну или правительство за ум возьмется.
    1. +1
      6 февраля 2020 09:24
      Думаю тут у нас с матрасней договор взаимными "санкциями" и "обидами" повыгонять с рынков импорт и поднимать свое. А вообще бесит наша торговля - все за пальмовое масло. Позор страны.
  4. exo
    +1
    5 февраля 2020 18:45
    Приятный вертолёт.Хотелось бы,его с внешней подвеской вооружения,увидеть.
    Будем надеяться, что двигатель лишился "детских" проблем и сюрпризов,не преподнесёт.
    1. +2
      5 февраля 2020 19:55
      Ну на "восьмёрке" же изначально стояли Климовские ТВ2, потом ТВ3. Сейчас идёт серия ТВ7. Зачем вообще надо было на Пратт-Уитни рассчитывать, мне лично не понятно. Единственное объяснение - наше обычное: "ну это ж западные фирмы!". Короче, западопоклончество везде и во всем!
      Хотя "восьмерки" сертификаты летной годности у "них", насколько я знаю, и с нашими штатными движками получали..
      1. +6
        5 февраля 2020 22:28
        Цитата: Михаил2019
        Ну на "восьмёрке" же изначально стояли Климовские ТВ2, потом ТВ3. Сейчас идёт серия ТВ7. Зачем вообще надо было на Пратт-Уитни рассчитывать, мне лично не понятно

        ТВ2 собирался в Перми, а ТВ3 в Запорожье. Только с 2014 года в СПб начали выпускать ВК-2500 на замену ТВ3... А до этого зависели от поставок из Запорожья.
      2. +1
        6 февраля 2020 09:21
        Цитата: Михаил2019
        Ну на "восьмёрке" же изначально стояли Климовские ТВ2, потом ТВ3. Сейчас идёт серия ТВ7. Зачем вообще надо было на Пратт-Уитни рассчитывать, мне лично не понятно. Единственное объяснение - наше обычное: "ну это ж западные фирмы!". Короче, западопоклончество везде и во всем!
        Хотя "восьмерки" сертификаты летной годности у "них", насколько я знаю, и с нашими штатными движками получали..

        У нас был проект, но чтоб его реализовать в далекие 90-е необходимы были инвестиции. От сюда и прыжки из стороны в сторону. Так говорится «оскал капитализма»! С другой стороны Ми-38 с канадскими турбинами имел более высокий коммерческий потенциал на западе, хотя бы из-за сервисной базы, но не срослось. Так что «Канада» с возу, кобыле легче! Думаю первые тоже локотки кусают и недобро смотрят на гегимона с юга.
  5. +2
    5 февраля 2020 19:37
    hi
    Спасибо за статью!
    А есть в открытом доступе информация о кол-ве
    пока завод загружен оборонными заказами на версию Ми-38Т
    по этому контракту?
    Я не припоминаю новостей о госконтракте. Была информация о выполненной поставке опытной партии из двух машин, и что на основании нее, будет принято решение о заказе.И все.

    Хотя, если вспомнить про контракт с ОДК на МАКС 2015 (на 50 ТВ7−117В), то можно предполагать о кол-ве машин wink
  6. +1
    5 февраля 2020 20:53
    После таких успешных опытов при температурах ниже минус 45 градусов самолет отбыл домой в трюме военно-транспортного «Руслана»
    Вроде статья про вертолет Ми-38....А откуда у транспортных самолетов трюм? В авиацию конечно много терминов пришло с флота, но трюм...первый раз слышу. laughing
    1. -3
      5 февраля 2020 21:15
      Борт, воздушное СУДНО... = трюм
  7. +2
    5 февраля 2020 21:14
    Санкции, санкции.. Не будь их и моторостроение как и сельское хозяство зачахло.
    А не пора ли им ввести санкции на легковушки? winked
  8. +3
    5 февраля 2020 21:25
    Если на Ми8-17 поставить все фишки от Ми38, то будет большая внутренняя конкуренция
    1. exo
      +1
      5 февраля 2020 22:21
      Все, конечно же, не поставят.Но, авионика, точно на новых модификациях семейства Ми-17,появится. Насчёт противопылевой системы-сказать, не берусь. Не знаю, как она « дружит» с ТВ 3-117
      1. 0
        6 февраля 2020 08:37
        Поэтому , надо вовремя прекратить выпуск 8/17 и начать выпуск 35го. А вместо 8/17 сделать что то меньшего размера. Типа Ка62 или чуть крупнее. Но у нас нет ТВД нужной мощности.
  9. +2
    5 февраля 2020 22:52
    У конкурента EC725 (военный) H225M (гражданский) есть недостаток по сравнению с Ми-38: у Ми-38 есть задняя рампа для погрузки/выгрузки в т.ч. самоходного транспорта, а у француза таковой нет.
    Кроме того, у Ми-38 более широкий (аж на пол метра) и длинный (аж на метр) салон (но француз и сам немного меньше и легче милевского).
    ИМХО, наиболее близкий аналог Ми-38 это итало-британский AW101. И по весовым данным, и по габаритам - почти один в один. Но у AW101 аж три двигателя, т.е. тяговооружённость значительно выше. Причём можно ставить два модельных ряда: один от Ролс-Ройс Тубомека, другой от Дженерал Электрик.
  10. 0
    6 февраля 2020 14:15
    ПОЗДНО! Слишком поздно, ребята.
    1. +1
      6 февраля 2020 20:51
      А, что случилось?!.. Я- свидетель... what