Первенец стратегической авиации. «Русский витязь» Сикорского

67

«Русский витязь» Сикорского

Самолет «Русский витязь» стал первым четырехмоторным самолетом в истории авиации. Созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году самолет установил несколько мировых рекордов и сразу попал на страницы мировой прессы. Посмотреть на самолет приезжал лично император Николай II, оставшийся в восторге от увиденного. Многомоторная машина поражала воображение людей своего времени, оставив заметный след в истории отечественной и мировой авиации.

Рождение «Русского витязя»


В начале XX века российская авиационная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Первый авиационный завод появился в стране в 1909 году, до этого в Российской империи имелись лишь мастерские, в которых осуществлялся ремонт иностранных аэропланов. Строительством самолетов занимались в основном энтузиасты, рассчитывая на собственные силы. В 1910-х годах первые заводы начали появляться в Петербурге и Москве.



В 1910 году в Петербурге открыли мастерскую «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» (с 1915 года завод «Гамаюн»). Завод открыли на ссуду, полученную от военного министерства. В Москве чуть раньше, уже после завершения Русско-Японской войны новое для себя направление деятельности открыл завод «Дукс» (Dux), выпустивший в 1909 году свой первый самолет. После устранения всех недостатков и многочисленных переделок машина поднялась в воздух в 1910 году, а само предприятие до 1917 года носило гордое название Императорский самолетостроительный завод в Москве.

Первенец стратегической авиации. «Русский витязь» Сикорского
Игорь Иванович Сикорский

Еще одной производственной площадкой по созданию самолетов стал один из колоссов промышленности Российской империи – Русско-Балтийский вагонный завод, знакомый многим если не по самолетам, то по первым серийным российским автомобилям под маркой «Руссо-Балт». В 1910 году в Риге при заводе был организован авиационный отдел – авиационная мастерская, которая в 1912 году переехала в Петербург. В том же году главным конструктором авиационной мастерской стал Игорь Иванович Сикорский, в талант и возможности которого верил руководитель мастерской Михаил Владимирович Шидловский. В будущем он оказывал Сикорскому всяческую поддержку.

Михаил Шидловский не только разглядел талант и незаурядные способности будущего «отца вертолетов» и прославленного русского и американского авиаконструктора, но и способствовал поиску финансирования для воплощения его проектов в жизнь. Без его помощи Сикорскому вряд ли удалось бы осуществить задуманное. Предложенный им самолет был смелым решением не только для России, но и для всего мира. Первоначально Игорь Сикорский планировал создать двухмоторный самолет, но таким проектом в те годы уже было никого не удивить. Проекты двухмоторных самолетов разрабатывались во многих странах мира. Уже в процессе работ над новым самолетом появилась возможность покупки четырех двигателей Argus, и Сикорский загорелся идеей построить четырехмоторный самолет и не прогадал.

По меркам 1910-х годов предложенный самолет имел исполинские размеры, неслучайно одним из его первых названий было «Гранд» (фр. Le Grand) или попросту говоря «Большой». В дальнейшем рассматривалось название «Большой Русско-Балтийский», которое должно было подчеркнуть принадлежность нового самолета к предприятию изготовителю. И лишь третьим названием, под которым самолет навсегда и вошел в историю авиации, стало название «Русский витязь». Как бы сейчас сказали, очень запоминающееся с точки зрения маркетинга название.


Император Николай II осматривает самолет «Русский витязь»

Стоит отметить, что многие скептически относились к новому самолету Сикорского. Мало кто верил, что машина с массой 3,5 тонны вообще сможет оторваться от земли. Однако все скептики были посрамлены. Провала не произошло, более того Сикорский создал первый в мире четырехмоторный самолет, который мог поднять в воздух более 500 кг грузов. Ничего подобного до него никто не строил. Первый же полет, состоявшийся 26 мая 1913 года, прошел успешно. Но за пределами Российской империи многие не поверили новостям о постройке самолета. Если бы в те годы существовал твиттер, президент США Вудро Вильсон мог бы обвинить СМИ в очередных Fake News, однако продолжившиеся полеты «русского гиганта» быстро развеяли все подозрения журналистов по всему миру.

В том же 1913 году, но уже 2 августа, самолет установил новый мировой рекорд продолжительности полета. «Русский витязь» провел в небе 1 час 54 минуты. После установления рекорда все критики и скептики окончательно прикусили языки. А чуть позже самолет осмотрел лично император, который остался доволен увиденным. До наших дней дошла фотография, на которой Николай II сидит на открытой площадке, расположенной перед пассажирским салоном. После этого события Сикорскому был выдан карт-бланш на все последующие разработки, что в итоге привело к рождению первого в истории четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

Описание конструкции «Русского витязя»


Работая над новым самолетом, Сикорский видел его как опытную и экспериментальную машину, которую при необходимости можно было бы использовать для проведения стратегической разведки. По конструкции «Русский витязь» представлял собой четырехмоторный многосекционный биплан, отличительной особенностью которого были крылья разной длины. Размах верхнего крыла – 27 метров, нижнего – 20 метров. Общая площадь крыльев – 125 квадратных метров. Длина самолета – 20 метров, высота – 4 метра. Максимальная взлетная масса вместе с грузом и пассажирами превышала 4 тонны. Для тех лет самолет был просто гигантским, хотя по нынешним меркам сопоставим с небольшими бизнес-джетами (регистрируемыми в оффшорах), которыми так любят летать российские банкиры и чиновники.

Фюзеляж четырехмоторного «Русского витязя» представлял собой прямоугольную раму, которую покрывали специальной фанерой. При этом сама рама изготавливалась из дерева. В центре фюзеляжа находился пассажирский салон, который своей формой напоминал вагон. Не зря самолет разрабатывало подразделение Русско-Балтийского вагонного завода. Салон был разбит на два отсека. В одном находились пассажиры и экипаж, второй предназначался в первую очередь для хранения различных запасных частей, инструментов и оборудования. Планировалось, что при возникновении каких-либо неисправностей их можно будет исправить прямо в полете. В передней части кабины располагалась открытая площадка с ограждением. Здесь в случае использования самолета в боевых действиях Сикорский планировал установить пулемет и прожектор.


При разработке самолета Игорь Сикорский рассматривал различные варианты расположения четырех двигателей, остановившись в итоге на схеме с рядным расположением. Все четыре двигателя Argus мощностью по 100 л.с. каждый были расположены в ряд и получили тянущие винты. По сути, Сикорский создал классическую схему тяжелого многомоторного самолета, которая широко применяется в авиастроении и в наши дни. Мощности двигателей хватало, чтобы разогнать самолет в воздухе до скорости 90 км/ч, а максимальная дальность полета составляла 170 километров.

Изначально самолет был рассчитан на экипаж из трех человек и перевозку четырех пассажиров. Для тех лет возможность поднять в небо семь человек уже была заметным достижением. Более того, проведенные испытательные полеты «Русского витязя» продемонстрировали, что машина очень устойчива в небе. Выяснилось, что пассажиры самолета могут спокойно перемещаться по кабине, что не нарушает устойчивость самолета и не влияет на полет. Для взлета четырехмоторной машине Сикорского хватало взлетной полосы длиной примерно 700 метров.

Судьба самолета «Русский витязь»


Судьба первого в истории четырехмоторного самолета оказалась незавидной. Самолет был серьезно поврежден в авиационном происшествии. По случайности это произошло, когда «Русский витязь» находился на земле. 11 сентября 1913 года во время проведения 3-го конкурса военных самолетов на стоящего на земле «Витязя» упал двигатель с самолета «Меллер-II». Двигатель приземлился на левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию.


Повреждение «Русского витязя» после авиационного происшествия

После данного происшествия самолет решили не восстанавливать. Одной из причин такого решения стало то, что материал, из которого был собран самолет (дерево), к тому моменту сильно отсырел, поэтому у Сикорского были обоснованные сомнения в сохранении прочности всей конструкции. К тому же машина изначально рассматривалась, как экспериментальный образец, на котором планировалось отработать новые технологи. С этой задачей «Русский витязь» справился на ура, проложив дорогу в небо последующим самолетам Сикорского, в первую очередь знаменитой серии бомбардировщиков «Илья Муромец», производство которых продолжалось до 1918 года.

Несмотря на небольшую историю существования, «Русский витязь» открыл дорогу в небо другим четырехмоторным самолетам, став родоначальником всей тяжелой и стратегической авиации. Построенный в октябре 1913 года четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» был первым прямым продолжением заложенных в «Русском витязе» авиационных идей.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    9 февраля 2020 05:32
    А моторы были не российские
    1. -15
      9 февраля 2020 06:19
      Цитата: 1959ain
      конструктором Игорем Ивановичем Сикорским

      так и Сикорский, не очень русский...по матери особо. winked
      1. +8
        9 февраля 2020 07:47
        Цитата: Дедкастарый
        Цитата: 1959ain
        конструктором Игорем Ивановичем Сикорским

        так и Сикорский, не очень русский...по матери особо. winked

        фуу, какие глупые лживые провокации.

        Сикорский, Иван Алексеевич.
        Участвовал в работе в Киевского клуба русских националистов. 12 ноября 1910 на собрании русских избирателей, посвящённом выборам в Городскую думу, Сикорский произнёс весьма прочувственную речь:

        «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 г. также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским… Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш… Я, как человек старый. По сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: „Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства“… Состав нынешней думы надо решительно обновить. Необходимо поддержать на выборах купечество. Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр…».
        1. -12
          9 февраля 2020 10:04
          Цитата: Lontus
          фуу, какие глупые лживые провокации.

          фу какая безграмотность и торопливость пустить слюни...
      2. +3
        9 февраля 2020 07:47
        Что вы скажите таки за Ф.Э.Дзержиского?
      3. 0
        9 февраля 2020 08:40
        Цитата: Дедкастарый
        так и Сикорский, не очень русский...по матери особ


        Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в городе Киев. Он был вторым сыном и пятым (самым младшим) ребенком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней — Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) — и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.

        https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикорский,_Игорь_Иванович

        а кто была его мать по вашему?
        1. -9
          9 февраля 2020 10:03
          Цитата: Бар2
          урождённой Темрюк-Черкасовой.

          что ещё продолжить объяснять ?
        2. +2
          9 февраля 2020 10:34
          Игорь Сикорский родился в Киеве, в Российской империи, как младший из пяти детей выдающегося русского психиатра, Иван Сикорский. Семья Сикорских была фермерским дворянством на Волыни во времена Речи Посполитой. Прадед и дедушка строителя были православными священниками


          Ни у кого нет сомнений, что Игорь Иванович Сикорский выдающийся российский авиастроитель, даже если большую часть времени в эмиграции.
          1. +3
            10 февраля 2020 00:36
            Себя он определял как русский даже будучи в эмиграции. Что вы бредни развели.
            1. +1
              10 февраля 2020 10:52
              Где вы видите бредни? здесь Я четко пишу и подчеркиваю, что он был российским авиаконструктором!
              1. 0
                10 февраля 2020 21:12
                Тут написали чистой воды выдумку о его родителях. Какие то намеки, вместо того чтобы игнорировать, Вы "подчеркиваете", что типа да, не русский, а российский. Вот это и есть разведение бредней.
                1. +1
                  11 февраля 2020 10:53
                  это не выдумки. это факты. Факты никоим образом не отрицающие, что Сикорский был русским. и ваша интерпретация
                  не русский, а российский...
                  это чрезмерная чувствительность. Для меня здесь русский = российский.
                  1. 0
                    11 февраля 2020 11:49
                    А если на заборе ктонибудь напишет, это тоже факт, который надо учитывать и обобщать? Подчеркивая!
      4. +8
        9 февраля 2020 10:02
        Цитата: Дедкастарый
        так и Сикорский, не очень русский...по матери особо.

        Так и отец его был этническим поляком, но это не мешало ему быть ярым сторонником русского самодержавия и увы, русским националистом.
        1. -10
          9 февраля 2020 10:05
          Цитата: svp67
          Цитата: Дедкастарый
          так и Сикорский, не очень русский...по матери особо.

          Так и отец его был этническим поляком, но это не мешало ему быть ярым сторонником русского самодержавия и увы, русским националистом.

          ну а я за что говорю ? ан нет,тут "патриоты" заволновались аж ужас как,не зная истории.
        2. +2
          9 февраля 2020 10:37
          Я не соглашусь.Иван Сикорский - выдающий русский психиатр,
      5. 0
        10 февраля 2020 15:48
        Любой инородец принесший славу Российскому государству более русский чем мы с вами тут
    2. +1
      9 февраля 2020 09:59
      Цитата: 1959ain
      А моторы были не российские

      А они тогда вообще были, в металле?
      К слову.
      Выяснилось, что пассажиры самолета могут спокойно перемещаться по кабине, что не нарушает устойчивость самолета и не влияет на полет.
      Мало того выяснилось это благодаря ПЛОХОЙ, неустойчивой работе двигателей, что потребовало, в одном из полетов, выход Сикорского на плоскость и прохождение его к проблемному двигателю. Что почти ни как не повлияло на устойчивое движение самолета.
      Да и первоначально "Русский витязь" имел более краткое, но заграничное название "Гранд"
  2. -2
    9 февраля 2020 05:39
    Настоящий повод гордиться первенством! Но немаленькой ложкой поварёшкой дёгтя стало отсутствие отечественных моторов.
    1. -9
      9 февраля 2020 06:30
      Цитата: Владимир_2У
      Настоящий повод гордиться первенством! Но немаленькой ложкой поварёшкой дёгтя стало отсутствие отечественных моторов.

      для америки он сделал несравнимо больше.
      1. +5
        9 февраля 2020 08:12
        Он сделал несравненно больше для МИРОВОЙ АВИАЦИИ...
    2. +5
      9 февраля 2020 07:12
      Цитата: Владимир_2У
      Но немаленькой ложкой поварёшкой дёгтя стало отсутствие отечественных моторов.
      Скорее - развитой промышленности, что потом аукнулось в ПМВ
      1. 0
        9 февраля 2020 07:50
        Отсутствовало много чего ....и это отсутствие даже в Отечественную аукалось ...
        1. +2
          9 февраля 2020 14:29
          Цитата: mat-vey
          это отсутствие даже в Отечественную аукалось ...
          Ну, в Отечественную много чего откликнулось - там, всё же, и гражданская была...
          Но суть в том, что Колян №2 про...шляпил страну чисто по своей недалёкости и нерешительности.
          Когда 98% населения - село, воевать с теми, у кого сельским хозяйством со странами, где горожан не 2%, а 30% - архитяжело: это не просто собравшиеся жить в квартирах люди, а промышленность, в том числе и механизация села.
          Я много раз пытаюсь объяснить на пальцах прямое следствие механизации: человек имеет мощность 150-200Вт, лошадь 500-1000Вт. Трактор 30+++кВт, т.е. эквивалент 60-и дохловатых дешёвых лошадок. Минимум.
          1. +1
            9 февраля 2020 15:03
            Отсутствие химической,электровакуумной промышленности,производство подшипников и станкостроения тут даже без гражданской войны не просто печаль,а тоска так сказать смертельная .
  3. +2
    9 февраля 2020 06:15
    Единственное, с чем не соглашусь, -что "Илья Муромец" был стратегическим бомбардировщиком. Тяжелым(по понятию тех времен),-да, стратегическим,-нет.
    Интересный момент по устойчивости Русского Витязя и Ильи Муромца. Эти самолеты , в отличии от большинства современных машин классической схемы, имели центр масс, расположенный вблизи задней кромки крыла. Поэтому стабилизатор детищ Сикорского создавал подъемную силу, направленную вверх.
    1. +2
      9 февраля 2020 07:08
      Но "крепостью" он точно был))) Немцам удалось сбить только один самолёт. И только навалившись на одиночку толпой.
    2. 0
      9 февраля 2020 14:06
      Цитата: Sandy
      не соглашусь, -что "Илья Муромец" был стратегическим бомбардировщиком.

      Наверное, где-то раскопали русскую водородную бомбу образца 1913 года, а информация до сих пор засекречена.
  4. +4
    9 февраля 2020 06:55
    А еще к плюсам можно добавить, что сделан этот самолет по технологии стелс, был он специально сделан деревянным, отражающая поверхность составляла 0,00000000012 м*, и то это был партсигар у летчика. В случае обстрела ракетами, летчики открывали калитки и выкидывали партсигар, пэтриоты пролетали насквозь и уходили за ложной целью. laughing На фото царю не до осмотра, он кажется он застрял на лестнице и вот-вот навернется. С низу видите человек бежит на помощь, изображение смазанное, то есть человек движется быстро.
    1. +1
      9 февраля 2020 11:11
      Цитата: Вольный ветер
      А еще к плюсам можно добавить

      Шутка хорошая, а минусов кто-то насовал, кто-то с похмела, не до смеха.
    2. +3
      9 февраля 2020 11:18
      На фото царю не до осмотра, он кажется он застрял на лестнице и вот-вот навернется.

      laughing Плюс за внимательность....
      Только это не "лестница". Вы видите историческое событие - первый в мире случай, когда глава государства спускается по трапу самолета !
      Кстати, из истории ...В России командиром экипажа был не лётчик, а летчик -наблюдатель с пулемётом. В более высоком звании. А пилотировал и выполнял команды рулевой- лётчик. laughing
    3. -1
      12 февраля 2020 13:22
      Цитата: Вольный ветер
      В случае обстрела ракетами, летчики открывали калитки и выкидывали патсигар

      с его то скоростью, размером и низкой высотой..Даже зенитки 1 МВ отгоняли.
      Ракету сложно запустить по нему. Разве что тепловую...Движки очень близко и много.
      Но как юмор можно допустить.
      Вспомнился фильм как авиносец 21 века переместился в в 1941...
      Да они сначала даже не поняли как сбивать Зеро.Но ничего. Быстро освоились. Пулеметы быстро справились.
  5. 0
    9 февраля 2020 07:25
    Интересно,хоть один экземпляр до нашего времени дошел?
    1. 0
      9 февраля 2020 09:06
      Вы в своем уме или вчера суббота хорошо прошла? lol
      1. +1
        9 февраля 2020 12:59
        В своем))) и не выходил из него!!! просто задал вопрос.
        1. 0
          9 февраля 2020 13:01
          Да нет ничего, бывает.
          1. +1
            9 февраля 2020 13:06
            Канечно бываеет, хоть и не причался в субботу , но ... вот спросил , а вдруг осталось , не у нас так в европе или штатах. пути господни то неисполведимы.
    2. +1
      9 февраля 2020 10:15
      В 1978 году сделали реплику-макет, которая сейчас экспонируется в музее ВВС в Монино.
      Вот интересная статья про нее:
      http://www.kpopov.ru/military/monino_muromec.htm
      1. 0
        9 февраля 2020 11:54
        В Монино "Илья Муромец"..
        А модель "Русский Витязь" в масштабе 1:10 в "Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России".

        http://aviacosmosdom.ru/
        1. 0
          9 февраля 2020 15:10
          В Монино новодел. В полный размер, но больше макет, чем самолет.
          1. Комментарий был удален.
  6. +3
    9 февраля 2020 08:21
    В семидесятые года прошлого века, в Киеве снимали документальный фильм о Сикорском. Нашли дом, где проживала семья до революции, но засомневались в нумерации - кое что в архитектуре поменялось. Решили уточнить у древних пенсионеров, сидящих рядом на лавочке:
    - Скажите, а где жил Сикорский?
    - Иван Алексеевич? Так вот... В этом доме! Ой, знаете, замечательный был человек, врач от бога, всегда на помощь приходил...
    Далее последовал подробный рассказ о всех честнотах отца Сикрского.
    - Спасибо большое, а про сына его что скажете? Про Игоря Ивановича?
    - А... Непутёвый был... Все какие то модельки строил...
    laughing
    История из жизни.
    1. +7
      9 февраля 2020 11:11
      - А... Непутёвый был... Все какие то модельки строил...


      good Продолжим.... Дмитрий Иванович Менделеев был известен соседям как выдающийся мастер по изготовлению чемоданов. Да-да. Этим он зарабатывал на жизнь. А таблица - да кому она нужна, кроме пары заграничных , оспаривавших первенство.
  7. 0
    9 февраля 2020 09:02
    Особенно умиляет установленный прожектор на носу, что указывает на уровень авиационной конструкторской мысли, и тем не менее вызывает восхищение, что это сделали РУССКИЕ.
  8. -8
    9 февраля 2020 12:19
    "Стратегический" - это, конечно, перегиб. Более того, конструктор стал американским, а Рига - нерусской. Первый американско-латвийский самолёт.
    1. +1
      9 февраля 2020 12:59
      А вы к каким троллям себя относите - к латышским или полосатым. Уж определитесь в конце концов.
      1. -1
        9 февраля 2020 14:10
        К русским. Чем ты недоволен, уважаемый Юрий? По существу, что не так? Кстати, обращение "Вы" в русском языке полагается писать с большой буквы.
        1. +3
          9 февраля 2020 14:37
          Цитата: iouris
          Кстати, обращение "Вы" в русском языке полагается писать с большой буквы.
          Если он обращается непосредственно к Вам - то да, если к таким, как Вы (троллям, как он считает) - с маленькой.

          Цитата: iouris
          Первый американско-латвийский самолёт.
          Вот, здесь... вы, тролли, совсем с логикой не дружите, а Вы им вторите.
          На момент создания "Русского витязя" и "Ильи Муромца" Сикорский являлся гражданином Российской Империи, а Рига - была её частью.
          1. 0
            9 февраля 2020 16:42
            С такой логикой и с такими правилами можно легко всех победить. А чей Киев?
            1. 0
              10 февраля 2020 09:58
              Цитата: iouris
              А чей Киев?
              А Киев - это переходящий приз.
              При образовании ООН, например, Белорусская ССР и Украинская ССР были представлены "независимо" от СССР.
              А в течение истории - это, как сказано выше, переходящий приз: такого гадюжника, борьбы за княжение даже Стив Мартин побоялся бы придумать...
              ... сейчас, временно... американский, наверное...
              А на время проживания Игоря Сикорского в Российской империи - российский.
            2. 0
              10 февраля 2020 15:54
              Игорь Иванович сильно бы в гробу покрутился коли бы узнал что он украинец!)))
  9. +4
    9 февраля 2020 13:10
    При разработке самолета Игорь Сикорский рассматривал различные варианты расположения четырех двигателей, остановившись в итоге на схеме с рядным расположением. Все четыре двигателя Argus мощностью по 100 л.с. каждый были расположены в ряд и получили тянущие винты.
    Сикорский как раз остановился на схеме с тандемным расположением двигателей, так как считал, что при установке в ряд будет присутствовать сильный разворачивающий момент.

    С такой двигательной установкой самолет летал с 10 мая до 23 июля 1913 года. И только убедившись, что отключение двигателей любой из сторон не сказывается на управляемости, Сикорский поставил все двигатели в ряд.
  10. 0
    9 февраля 2020 15:36
    Согласно языку местной публики, Сикорский это пшек и антисоветчик
    1. +1
      10 февраля 2020 02:07
      Игорь Иванович Сикорский - настоящий русский, инженер, философ. Родился в центре русского национализма (в Киеве).
  11. +3
    9 февраля 2020 17:38
    Проект, конечно, поразительный по смелости для своего времени.
    Тогда и одномоторные самолеты с трудом летали.
    А тут успешно летал четырехмоторный.
    1. -3
      9 февраля 2020 23:10
      Любой самолёт начинается и строится вокруг двигателя. А двигатель, кажется, германский.
      1. 0
        10 февраля 2020 10:01
        Цитата: iouris
        Любой самолёт начинается и строится вокруг двигателя.
        Ага! Су-57 тому пример...
      2. -1
        12 февраля 2020 13:27
        Цитата: iouris
        А двигатель, кажется, германский.

        Если о Муромце то
        немецкий «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
        В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым четырёхтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца
        Кстати Илья был самым крупным гидропланом 1МВ.
  12. 0
    10 февраля 2020 11:42
    Подведём черту. Сикорский не проектировал стратегические бомбардировщики. Сикорский проектировал вертолёты. Причём в США. Стратегической авиации даже в СССР не было. В СССР была ДА ("дальняя авиация"). Но по-любому "первенец стратегической авиации" ("отечественной") - американский B-29, пардон, Ту-4. С американскими (США) двигателями. Но Сикорский отношения к проектированию этой машины не имеет. Как и Туполев.
    А теперь рвите меня на части, кушайте мине с маслом.
    1. 0
      10 февраля 2020 15:56
      Есть старый советский фильм о Туполеве и Сикорском...
    2. -1
      12 февраля 2020 13:29
      Цитата: iouris
      Сикорский не проектировал стратегические бомбардировщики

      он был из плеяды мировых конструкторов Зари Авиации.
      Рождение всех видов и возможностей.
      А то что из конструктора самолетов в конструкторы вертолетов-у него страсть.
      Рождение вертолетов это тоже часть авиации.
  13. 0
    10 февраля 2020 14:59
    Цитата: Sandy
    Интересный момент по устойчивости Русского Витязя и Ильи Муромца. Эти самолеты , в отличии от большинства современных машин классической схемы, имели центр масс, расположенный вблизи задней кромки крыла. Поэтому стабилизатор детищ Сикорского создавал подъемную силу, направленную вверх.

    Совершенно верно, плюсую за интересную подробность. Только, в переводе на русский, она звучит приблизительно так: этот самолет имел выраженную заднюю центровку (ЕМНИП, более 60% САХ) и, как следствие, несущий стабилизатор. Только вот к устойчивости эта особенность не имеет отношения.
    И ещё один момент - в статье упомянут термин "разная длина крыльев", судя по всему, имелся в виду "размах". ИМХО, имеет смысл откорректировать. Чай не на сайте домохозяек.
    1. 0
      10 февраля 2020 15:22
      Цитата: illuminаt
      стабилизатор детищ Сикорского создавал подъемную силу, направленную вверх

      Поясните, как обеспечивалась продольная устойчивость? Неужели на самолёте "Русский Витязь" была установлена ЭСДУ (как впервые на Су-27)?
      1. 0
        10 февраля 2020 16:14
        Продольная устойчивость обеспечивалась аэродинамической схемой (центр тяжести впереди аэродинамического фокуса). Машина была устойчива, либо близка к нейтральной. Соответственно, установка ЭДСУ не требовалась.
        1. 0
          10 февраля 2020 22:55
          Если центр тяжести впереди фокуса, то равновесие по моментам достигается созданием отрицательно направленной аэродинамической силы стабилизатора. Если же фокус (условная точка приложения совокупной подъёмной силы) впереди, то аэродинамическая сила стабилизатора направлена вверх. При возмущении по углу атаки самолёт пойдёт "в разнос".
          1. 0
            11 февраля 2020 12:17
            Уважаемый iouris, Вы всё перепутали. Центр давления (ЦД) с аэродинамическим фокусом (АФ), подъемную силу с приращением подъемной силы, а аэродинамическую силу стабилизатора с подъемной силой стабилизатора.

            В фокусе приложено лишь ПРИРАЩЕНИЕ подъемной силы ВСЕГО САМОЛЕТА. И именно от него (приращения) зависит появление момента, восстанавливающего исходный угол атаки или усугубляющего возмущение. При этом подъемная сила стабилизатора может быть направлена и вверх, и вниз, и вообще отсутствовать.

            И по этой причине совершенно одинаково определяется устойчивость (положением центра тяжести (ЦТ) относительно АФ) самолета ЛЮБОЙ схемы. И с несущим стабом («Русский витязь» и «Илья Муромец», как пример), и с тандемным крылом, и утки, и бесхвостки, и «летающего крыла».
            Как только Вы это усвоите, Вам будет понятно, как «ИМ» летал, имея практически постоянно положительную подъемную силу стабилизатора. Поймете, как он мог быть устойчивым, имея столь заднюю центровку, причем безо всякой ЭДСУ.

            Тема аэродинамического фокуса не самая простая, периодически вызывает у детей (курсантов) некоторые сложности. Если Вам что-то осталось непонятно, спрашивайте, объясню по мере наличия времени.
            1. 0
              11 февраля 2020 13:20
              А зачем был нужен стабилизатор, если от него ничего не зависит, и почему первый статически неустойчивый самолёт - последний самолёт, разработанный в СССР?
              Впрочем, к заявленной теме эти "детали" не имеют ровно никакого отношения. То, что Сикорский создал первенца стратегической авиации не доказано.
              1. 0
                11 февраля 2020 14:26
                Цитата: iouris
                А зачем был нужен стабилизатор, если от него ничего не зависит, и почему первый статически неустойчивый самолёт - последний самолёт, разработанный в СССР?

                Вы определитесь, пожалуйста, нужны ли Вам ответы на эти вопросы,
                Цитата: iouris
                Впрочем, к заявленной теме эти "детали" не имеют ровно никакого отношения. То, что Сикорский создал первенца стратегической авиации не доказано.
                или всё-же решите, что Вам аэродинамика и особенности "Русского витязя" совершенно неинтересны.