Чем живут экономики стран ЕС Восточной Европы: факты о соседях по континенту

74

В представлении некоторых наших сограждан принадлежность любой страны к Европейскому союзу является стопроцентной гарантией того, что большинство ее жителей живут если не совершенно безбедно, то, во всяком случае, весьма обеспеченно. На самом деле все далеко не так однозначно. Членство в ЕС ни для одного государства вовсе не означает автоматически процветание и благоденствие. А для ее населения не является гарантией отсутствия насущных социальных и экономических проблем. В реальности все выглядит несколько иначе.

Собственно говоря, говорить о жизни в странах Западной Европы, пытаясь проводить сравнение с отечественными реалиями, было бы совершенно некорректно. Посему давайте для начала попробуем разобраться с тем, как живут в восточной части Старого Света, где расположены по большей части государства так называемого постсоветского пространства, с которыми у нас гораздо больше общего. Так оно будет справедливее... При этом для начала стоит оговориться, что к «классической» Восточной Европе та же Организация объединенных наций относит ровно 10 стран: Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Словакию и Чехию. Ну, о нашей стране речь не идет. О Белоруссии с Украиной и Молдавией тоже говорить не будем – та еще Европа... Да и не члены ЕС они, так что к нашей теме отношения не имеют. Кое-кто правда, к «восточноевропейцам» причисляет еще и жителей Прибалтики, но вот их мы уж точно сейчас трогать не будем. Ну его... Ограничимся списком ООН.



Среди всех упомянутых стран в качестве действительно благополучных выделить можно, пожалуй, три: Чехию, Словакию и Польшу. Их относят к государствам с так называемым «среднеевропейским» уровнем жизни, где опять-таки, усредненная заработная плата приближается вплотную к 900-1000 евро. До «больших» и богатых своих соседей вроде Германии, Дании или даже Франции, где уровень тех же зарплат «стартует» с 2 тысяч евро и доходит до 3 тысяч, им, конечно, далеко. Но живут, не жалуются. Правда, при этом массово отъезжают на заработки в более благополучные края, как те же поляки, вынужденные восполнять убыль в собственной рабочей силе покладистыми украинскими гастарбайтерами или чехи, предпочитающие трудиться в Германии или Австрии.

Так чем живут экономики стран ЕС Восточной Европы - соседей по континенту.

Чехия – это, конечно, автомобильный гигант Skoda, сильная химическая промышленность, сильнейшая в Восточной Европе туристическая индустрия, дающая огромный доход бюджету. Ну, и, конечно, пиво. Польша - вообще феномен Евросоюза, где ВВП непрерывно растет уже 23 года, даже после кризисного 2008-го. Низкая безработица, относительно высокие зарплаты. Страна с прекрасно развитым сельским хозяйством, малым предпринимательством и торговлей. Словакия чувствует себя уверенно в основном за счет иностранных инвестиций и прихода в страну таких гигантов, как Volkswagen, Peugeot, Kia Motors, Samsung Electronics, Sony. Опять же, туризм. Да и страна маленькая – ей много не надо.

На этом, собственно, список восточноевропейских «середнячков» заканчивается и начинается разговор о тех странах, которые вынуждены сводить концы с концами. Венгрию к бедным странам так уж однозначно отнести нельзя. Экономику страны «вытягивает» развитое сельское хозяйство, фармакология. А вот когда-то сильную металлургию там умудрились угробить напрочь. Сказывается и практически полное отсутствие собственных природных ресурсов, тех же энергоносителей, от импорта которых страна зависима в очень большой мере. В свое время там в погоне за иностранными инвестициями дали большую свободу транснациональным корпорациям – и это сейчас тоже идет государству вовсе не на пользу. Тем не менее, в сравнении с той же Румынией или Болгарией дела венгров еще очень неплохи.

Вот этим двум странам распад социалистического лагеря точно не пошел на пользу. Странное дело – та же Румыния по территории является крупнейшей в регионе, обладает неслабыми запасами «черного золота», добывает его, даже производит оборудование для нефтепромыслов, в последнее время пытается развивать туризм – а все что-то не клеится, не получается выбиться из списка «неблагополучных» стран, вечно ждущих от Брюсселя дотаций и помощи. С Болгарией дело и того хуже. Вроде, и море свое имеется, и сельское хозяйство в комплекте с весьма развитой перерабатывающей и пищевой отраслью. А как оказались «братушки» в числе европейских «нищебродов», так и пребывают в этом печальном статусе по сей день. Курорты их ни с греческими, ни даже с турецкими конкуренции не выдерживают, а вино и дары полей в жестоко регулируемой квотами и разрешениями торговой системе ЕС тоже никому особо не нужны. С газом вот тоже все никак не получается. Возможно, дело в желании угодить одновременно всем и сразу, раз за разом выходящем Софии боком?

Зато все эти страны гордо могут считать своим синий флаг с кольцом из золотых звездочек... Ну, что тут сказать? Европа – она тоже разная бывает. При этом те же экономические успехи Польши в первую очередь объясняются вовсе не сочными яблоками, а крупными кредитами от банков ЕС. Но только рано или поздно по кредитам придётся платить. И что будет с экономиками стран Евросоюза Восточной Европы в случае 100-процентных выплат, уже отдельный вопрос.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 февраля 2020 07:57
    Примитивно, действительно расклад таков. Но автору стоило бы подкрепить свои рассуждения цифрами статистики. Кстати, Болгария и Румыния по ВВП на душу населения не так уж далеко отстали от такого развитого государства, как Россия. Кстати, российские курорты тоже почему-то уступают турецким, египетским и таиландским. hi
    1. +7
      4 февраля 2020 08:56
      Кстати,Румыния по ВВП на душу еще и выше России.Автор почему то не зацепил прибалтов.
    2. +11
      4 февраля 2020 08:58
      Автор скомканно и на свой манер преподнес информацию. Хотелось бы спросить его а бывал ли он в Европе? Вообще?
      Венгрия. Автор забыл упомянуть очень развитой туризм - красивейший Будапешт притягивает к себе путешественников со всего мира! Не упомянул он и венгерское машиностроение. Да, "Икаруса" нет, но зашли другие европейские гиганты.
      А ещё плюс стран Евросоюза перемещение с целью улучшения материального положения. У нас ведь тоже при Союзе ездили на север. И это не считалось зазорным. Так и они теперь.
      1. 0
        9 февраля 2020 13:00
        Автор скомканно и на свой манер преподнес информацию

        На ВО вакансии открыты, вы же не пошли к ним писать статьи. Поэтому читайте что дают, других авторов на ВО нет.
        1. -1
          9 февраля 2020 13:27
          Если посмотрите мой профиль, то обнаружите, что у меня около десяти опубликованных статей. Часть из них как раз по Восточной Европе. Но я описываю то, что вижу, а не делаю анализы на основании слухов.
    3. +1
      4 февраля 2020 09:02
      Турецким - много что и где уступает. Отдыхал в Max Royal-е (обоих) - цена приличная, но и чувствуешь себя в раю на Земле. ))
      1. +1
        4 февраля 2020 11:03
        Турецким - много что и где уступает. Отдыхал в Max Royal-е (обоих) - цена приличная, но и чувствуешь себя в раю на Земле. ))

        Да секрет прост - как три копейки - дайте отдыхающим потешить своё Чувство Собственного Величия (ЧСВ) и всё - это для них сразу рай на Земле ....
        1. +3
          4 февраля 2020 11:09
          Секрет много проще - «халявные» коньяки ХО и виски 25-летние входят в те деньги, которые ты заплатил )) Бесплатный круглосуточный бар и суши, три халявных ресторана с офигительной едой, искусственный песчаный пляж, каждый вечер дискотека на этом пляже, (украинские, в основном, девочки из персонала выплясывают на бережке) каждый уикенд халявный концерт российских или мировых звёзд, праздничные ужины, ландшафтный дизайн, скрытые камышом балконы с джакузи - ну чем не рай? laughing
          1. -1
            4 февраля 2020 12:24
            Цитата: Krasnodar
            каждый уикенд халявный концерт российских или мировых звёзд, праздничные ужины, ландшафтный дизайн, скрытые камышом балконы с джакузи - ну чем не рай?

            Рай скоро закончится , война с Турцией не за горами и дома от землетрясения последнего там хорошо складываются
          2. +2
            4 февраля 2020 14:26
            Цитата: Krasnodar
            Секрет много проще - «халявные» коньяки ХО и виски 25-летние входят в те деньги, которые ты заплатил ))

            Секрет на самом деле ещё проще, и звучит так "на отдыхе нужно отдыхать а не париться о том "сколько с меня сдерут денег в ресторане\пляже\бане", "будет ли место на пляже" и т.п.", это и есть главная фишка "всё включено", человек психологически не напрягается на тему хватит ли у меня денег на обратный билет? хватит ли денег на аквапарк? хватит ли денег на *подставить нужное*... У нас же на ЧМ с тебя дерут деньги за всё и вся, и самое поганое ты понятия не имеешь кто, сколько и как много раз с тебя сдерёт денег, как итог нету психологической разгрузки во время отдыха...
            1. +4
              4 февраля 2020 14:34
              Совершенно верно - более того, задержался после чек-аута на пару часов, поел возле аэропорта - после гостишки было жалко платить хоть какие то деньги за такое качество еды
    4. +9
      4 февраля 2020 09:13
      Цитата: bessmertniy
      Кстати, Болгария и Румыния по ВВП на душу населения не так уж далеко отстали от такого развитого государства, как Россия.

      Но зарплата в Румынии была в 1999 году 60 евро, у России 63 ( на 4 евро выше), а вот уже на 2018 год у Румынии 600 евро, а у России 516 евро. Цены у них тоже ниже (на продукты).
      1. -2
        4 февраля 2020 11:07
        Цены у них тоже ниже (на продукты).

        И что ?
        Знакомые были в Болгарии пару лет назад - и даже загорелись там купить двухэтажный дом в 120 кв.м на берегу моря . Тем более цена плёвая - 15 000$ всего. Пока не узнали - что комуналку ,за такой домик , нужно платить в 1 000$ ежемесячно , т.е за год отдашь ровно 12 000$.
        Вот вам и Европа ....
        1. +1
          4 февраля 2020 11:15
          Не надо нести пургу. Во первых, за 15 000 юро можно купить халупу, во-вторых коммуналка никак не 1000
          1. +2
            4 февраля 2020 11:17
            Не надо нести пургу

            В Италии некоторую недвижимость (роскошную по нашим меркам) вообще продают за 1-2 евро )))
            1. 0
              5 февраля 2020 08:26
              Да, так. Но там совсем другой случай, не правда ли? ))
        2. 0
          4 февраля 2020 11:53
          Цитата: lucul
          Вот вам и Европа ....

          На то она и Европа, красива с виду, а гнилая изнутри.
          1. +1
            4 февраля 2020 12:18
            На то она и Европа, красива с виду, а гнилая изнутри.

            Полвек живя в "светлого" социализма, мы ждали когда Запад вот вот и сгниет! Пока ждали, сгнил наш социализм... Шась ждем, пока "гнилая" Европа окончателно сгньет. Ждем, но с опаской, наученные прежним негативным опытом... what
            1. +1
              4 февраля 2020 12:46
              Цитата: pytar
              Полвек живя в "светлого" социализма, мы ждали когда Запад вот вот и сгниет!

              Вы понимаете слово "гнить" как, разлагаться, разрушаться, подвергаясь гниению. Вы правы, но я пишу "гнилая" это как - гнилой человек, гнилая душонка.
              1. +2
                4 февраля 2020 13:04
                Уважаемы Влад hi мир катится непонятно куда! Подозреваю, что грядущая глобальная климатическая катастрофа изменить все! Насчет "гнилых душонок", я не бы стал клеит таких штампов. В современной капиталистической России, которую хорошо знаю, не лучше с этим. В мире эсть и успешные примеры. Капитализмый /условные/ бывают разные!
                1. 0
                  4 февраля 2020 13:27
                  Цитата: pytar
                  В современной капиталистической России, которую хорошо знаю, не лучше с этим.

                  С этим не возможно поспорить. Согласен.
        3. +2
          4 февраля 2020 12:09
          Знакомые были в Болгарии пару лет назад - и даже загорелись там купить двухэтажный дом в 120 кв.м на берегу моря . Тем более цена плёвая - 15 000$ всего. Пока не узнали - что комуналку ,за такой домик , нужно платить в 1 000$ ежемесячно , т.е за год отдашь ровно 12 000$.

          Ничего общего с реальности! Высосанно из палцах! За 15 тысь. зеленых даже гараж не сможешь купит в приморской полосе! negative
          1. 0
            4 февраля 2020 13:29
            Цитата: pytar
            За 15 тысь. зеленых даже гараж не сможешь купит в приморской полосе!

            Несколько лет назад можно было, но только там много жило цыган.
    5. 0
      4 февраля 2020 11:33
      Цитата: bessmertniy
      Кстати, Болгария и Румыния по ВВП на душу населения не так уж далеко отстали от такого развитого государства, как Россия. Кстати, российские курорты тоже почему-то уступают турецким, египетским и таиландским.

      Мы же не в прекрасном ЕС.
    6. +3
      4 февраля 2020 11:43
      Что относится до Болгарии, статия не обыективная и не кореспондирует с фактов! Надо сравнивать по годы показателях с прежних, чтоб понять есть рост или наоборот! В 90-тых Болгария была банкротом - обявили дефольт! Долги в разах превышали золотовалютных резервов. Сейчас Болгария входит в первую тройку стран с самое лучшее соотношение Долги/ВВП.

      Финансовая система стабильная, экономика генерирует устойчивой рост 3,2-3,8%. По этом показателем она входит в первую 5-ку стран ЕС. В 2019 г. ВВП побил исторический рекорд! По размеру золотовалютных резервов на житель, Болгария даже опережает Китай и России.

      Экономика развивается балансированно. В 2019 г. пришло 9,3 млн. туристы, на 0,4% больше чем в рекордной 2018 г. Селское хозяйство в 2019 г. принесло ок. 5 млрд. евро! Оно у нас сезонное, есть и импорт, в целом получается в +1 млрд. евра! Болгария вышла среди мровых лидеров по производство и экспорту зерновых и масличных культур! По высококачественной /хлебной/ пшенице - 11 место, кукуруз - 11 место, рапса - 8 место, по экспорту черного масличного подсолнечника -2 место, лаванда -1 место и т.д. Производство тепличных овощей, постоянно увеличивается. В 2018 г. рост был 28%. Очень перспективное биоземеделие! За 7 лет площадь участков увеличилась в 6 раз. С 2017 г. Болгария вышла на 1 место в ЕС, по производство трав и приправ. Растет производство молоко и мястных продуктов, экспорт вина тоже растет, при том идет речь о качественные сорты, которые регулярно получают наград на международных выставках. В процентное выражение, БГ занимает 24,5% мирового рынка утиной печени. Консервированная вишня имеет долю 19,7%, мясо утки - 13,3%.
      Надо иметь в виду, что идеть речь о небольшая по територии страна с площади всего 110 тысь. кв. км., при том 2/3 из них горы!
      В других секторах экономики, дела тоже идут хорошо! С 2016 года Болгария экспортирует больше электроники и электрических продуктов, чем импортирует. Рост экспорта в 10% за последние пять лет, в то время как мировой импорт увеличился на 4% за тот же период. В 2018 году этих товаров было экспортировано на 3,5 млрд. евра или более 12% общего экспорта страны. В целом, за последние 11 лет экспорт электроники и электротехники из Болгарии увеличился в 4 раза! Для когото прозвучит невероятно, но например в 2018 году Болгария экспортировала данные товары в Германию на более чем 600 млн евра (холодильники, электрические аппараты, автомобильные кабели, электронные табло, пульты, панели, консоли и др.). Экспорт машин и оборудования также показывает хорошие результаты и имеет рост 5%, в то время как мировой импорт растет с 2%. С особо быстрыми темпами развивается автоиндустрия, добавляя 1 млрд. евра! Но самы быстро развивающийся отрасль это IT ! Болгарские програмисты входят в топ-5 мировых, и ценятся весьма высоко. Кстати Болгария является лидером ЕС по количеству женщин, работающих в IT секторе.
      На сегодня экономика Болгарии лидирует по конкурентоспособности среди экономик иных балканских стран. В 2019 г. Болгария заняла 40-е место в глобальном рейтинге инноваций.
      Инфраструктура обновляется, строятся много обыектов. Автомагистрали было построенно и строятся в разах больше, чем за всю историю.
      Это про экономику, а шась по доходов! Если спросите, у болгарах как живут, они будут жаловатся. Куда с основанием, куда без. Национальная особенность! По статистиках, болгары действительно получают самы ниские заработные платы в ЕС. С другой стороне, уровень потребительских цен в Болгарии значительно ниже, чем в других странах Союза. Данные Евростата о потребительских ценах на 10 видов товаров и услуг в ЕС в 2018 году, показывают, что в Болгарии самые низкие потребительские цены на 7.
      Надо отметить, что многие болгары зарабатывают дополнительно, не декларируя при том своих реальных доходов. Как говорят у нас - Болгария не страна с самые низкие доходы, а страна с самой большой доли укрытые доходы. За последних 10 -15 лет реальные доходы уверенно растут. ЕИП опубликовал сопоставительный доклад о состоянии рынка труда в ЕС в 2018 году за последние 10 лет. Из доклада становится ясно, что Болгария является рекордером по реальному росту средней заработной платы за период 2009-2018 гг. почти в 90 %. При том инфляция не превышает 2-3%. Безработица в Болгарии достигла исторически самого низкого уровня в 3,7%, отмечает Евростат.
      Тут надо отметить, что почти 2 млн. болгары работают на Западе. Явления в целом негативное, но тут есть свои особенностей! Если в примеру гастербайтеры работающие в России, в 2019 г. вывели из страну 141,4 млрд.$ то болгары работающие в иностранство отправили на Родину почти 1 млрд. евра за тот же год!
      Рост уровня жизни приводит к изменения в общественных настроек. Если ранше 90% молодежи мечтала эмигрировать, шась 87% молодых болгар видят свое будущее в Болгарии.
      Во многом успехи связанные с членства Болгарии в ЕС. Надо сказат, что в резултат большинство 58-62% болгар положительно оценивает членство страны в Союза.
      Закончу упоменая и о с проблемах! Таких есть и они очень сериозные! На первое место это демографический кризис! Жуткая, фатально опасная весчь! Тут Болгария не изключением, вся "белая расса" таится! Вторая по важности остается, высокая корупция! Она сыедает огромные средства и пока что, борьба с ней не дает резултатов. Третяя по важность проблема - социальное раслоение, оно факт! Так... намеревался написать коротенко, а получилась целая статия! Каюсь! Виноват!
      1. +2
        4 февраля 2020 20:49
        В процентное выражение, БГ занимает 24,5% мирового рынка утиной печени. Консервированная вишня имеет долю 19,7%, мясо утки - 13,3%.
        .
        В 2010 вся Европа в целом имела 12 % мирового мяса утки. У каждой утки только одна печень и доля всеевропейской утиной печени не может превысить 12 % по физиологическим причинам. Лидируют в производстве утиного мяса Азия и Китай, так как там для этого есть связанные с утиным мясом мощные кулинарные традиции.
        1. 0
          5 февраля 2020 11:20
          У каждой утки только одна печень и доля всеевропейской утиной печени не может превысить 12 %

          Информация с которую я располагаю разнится с вашей. Цитирую (перевод мой):
          Европа самы крупны производитель утиной пастета в мире с 95% доли. Фpанция производит ¾ от етих количествах. (2017 г.) 80% из "французского" пастета, является перекупленным и переэтикированным произведенны в Болгарии. Кстати они два вида. За 2016 г. Франция "произвела" с учета болгарского 19 тысь. т., а Болгария без учета переправленного для Франции - 2,5 тысь. тонна.
          Кстати множество другие продукты производимые в Болгарии, пере-этикируются и продаются под чужих брендов. Например болгарская брынза, идет в Греции, там ее упакуют и экспортируют, как греческой.
          1. +1
            6 февраля 2020 20:21
            Европа самы крупны производитель утиной пастета в мире с 95% доли.

            Тогда понятно - речь о узкой подкатегории - паштете, а не о печени как таковой.
            Утку, как понимаю, в Болгарии производят американцы - небезизвестная американская фирма-уткопроизводитель, работающая на территории страны?
            1. 0
              6 февраля 2020 21:06
              Полистал из интернета, в правда не стал углублятся в темой. Насколько понял, еще в 2012 г. по производство утиное и гусиное мясо, как и проч продуктов связнанные с ним, Болгария вырвалас в передовых мест. Помню, этот бизнес интересовал многие и был часто предмет в разговорах. В 2014 г. 5 местные фирмы, которые поименно знаю, производили 7 т. мясо, а еще было сотни других. Американская фирма начала свой бизнес в БГ в 2016 г. Как там все соотносится, имею в виду пастет, печень, мясо, признаюс я не в курсе. Покупаю готовые продукты в баночки, все они из болгарских производителей. drinks
    7. +2
      4 февраля 2020 12:20
      Цитата: bessmertniy
      Кстати, российские курорты тоже почему-то уступают турецким, египетским и таиландским.

      Правильно у нас холоднее,Сочи находиться севернее Турции
    8. 0
      9 февраля 2020 00:58
      ввп чего? сравнивать технологичное производство и сельское хозяйство вообще бредовая идея
  2. +8
    4 февраля 2020 07:58
    Что то как то так галопом по европам .
    1. +3
      4 февраля 2020 08:31
      Цитата: Ламата
      Что то как то так галопом по европам .

      Да действительно легковесно. Думал здесь дадут полный расклад по годам , по росту или падению, по перспективам итд. С Болгарии на ВО есть двое трое юзеров может более подробнее опишут. С чехами, словаками,хорватами,поляками общался принимая их у себя в гостях , примерно знаю ситуацию из Румынии,Венгрии,Болгарии пока туристов не принимал.
      1. +1
        6 февраля 2020 17:29
        С Болгарии на ВО есть двое трое юзеров может более подробнее опишут.


        Да я могу приличную статью сделать, я економист, но последний раз мне сказали, что не знаю русский а ВО ето русский ресурс и пошел я лесом... laughing
  3. -1
    4 февраля 2020 08:00
    Очень познавательно!
  4. -2
    4 февраля 2020 08:01
    Украину ждёт участь Болгарии.Промышлемкость придёт в упадок.ОСТАНЕТСЯ туризм,сельское хозяйство,а народ на заработках пополняет бюджет гос-ва ))))))))
    1. 0
      4 февраля 2020 08:20
      Таки на Украине промышленность уже пришла.
    2. +2
      4 февраля 2020 10:34
      Промышленности на Украине, можно сказать уже в упадке. И с сельским хозяйством у них не все хорошо, даже плохо.
  5. -1
    4 февраля 2020 08:38
    Лучше всего наверное в Черногории, ну это,если судить по количеству купленной там россиянами недвижимости. wink
    1. +1
      4 февраля 2020 08:59
      Цитата: Ромка
      Лучше всего наверное в Черногории, ну это,если судить по количеству купленной там россиянами недвижимости. wink

      У меня там товарищ один из первых российских застройщиков )) Все зовёт туда - но у кого не спрашивал, обычная восточноевропейская дыра.
    2. 0
      4 февраля 2020 09:08
      у меня друг в черногории год прожил - крайне спецфмчный там народ, ленивый . кстати многие наши оттуда валят щас , трудно вести бизнес.
      1. -2
        4 февраля 2020 10:46
        Цитата: Ламата
        у меня друг в черногории год прожил - крайне спецфмчный там народ, ленивый . кстати многие наши оттуда валят щас , трудно вести бизнес.

        хорват убеждал что сербы и хорваты это два разных народа , серб убеждал что они один народ только одни католики другие православные , бошняки тоже с сербами один народ только мусульмане, черногорцы тоже один народ только горцы. Интересно у Европы получится создать нацию-народ европеец , или все рухнет и не получиться как в союзе не получилось создать один народ-нацию советские.
        1. +3
          4 февраля 2020 13:50
          Не получится. Все слишком разные и всех слишком много.
  6. +1
    4 февраля 2020 08:40
    Как везде и всегда ... одни живут за счёт других! Это до поры, до времени, пока дают ... в один "прекрасный" момент могут перестать давать! Очень похоже на то, что момент такой приближается.
  7. +4
    4 февраля 2020 08:41
    Тема интересная, но подана поверхностно. Название статьи оказалось интереснее её содержания.
  8. +4
    4 февраля 2020 08:58
    Автор забыл Словению, обогнавшую по ИЧР Францию, Италию, Испанию )). Хоть они бывшие югославы и половина населения протестанты - тем не менее.
    1. +2
      4 февраля 2020 09:58
      Согласен, но какое отношение имеет конфессиональная принадлежность? Хотя...если вспомнить ту же Швецию, Данию - есть повод задуматься.
      1. +5
        4 февраля 2020 10:16
        Протестантизм изначально задумывался в качестве «религии ремесленников» - т.е. работа это благо, дар небес, а не наказание и т.п. Грубо - шоб детишки работящими и бережливыми были.
    2. +1
      4 февраля 2020 17:09
      Автор не Ваше фото выложил? Сбор яблок на плантации тестя hi привет страдальцам.
  9. 0
    4 февраля 2020 09:09
    Кстати ,а почему прибалтику то не включили , или ее относят к северной европе.
    1. -2
      4 февраля 2020 10:03
      Их вообще ни к чему не относят. laughing . эти края я частенько посещаю. Выделил бы из них Эстонию. И люди приятные и живут они достаточно неплохо. В Таллинне хорошая городская инфраструктура.
      1. 0
        4 февраля 2020 10:23
        А в общем уровень жизни выше чем в РФ? я там просто никогда не был. в прибалтике.
        1. 0
          4 февраля 2020 11:07
          Как уже сказал выше - Эстония, и это видно по дорогам, по застройке, по авто . Но их всего проживает немногим больше миллиона. А вот в Латвии - можно проехать километров 100 по дороге и повстречать пару авто. Мой друг живет в Риге, приезжал в этом году в гости в РБ. Побывав в Минске - он был в шоке от широких дорог, количества новостроек (занимаясь установкой дорогой кухонной мебели у чувака глаза просто горели). У них с работой похуже - работает то в Берлине, то в Копенгагине. В Юрмале до сих пор стоит например закрытый деревянный ларек- обменник. wink . Литовская Паланга намного"круче". что ли. Но самый прикол: я нигде не видел в Европе такое количество кабриолетов,как в Вильнюсе. Литовцы еще те понторезы! А жизнь там дорогая, все активные лабусы свалили в Англию, Ирландию,Норвегию и т.д. В общем я в РБ себя чувствую получше.
        2. 0
          4 февраля 2020 11:21
          За счет всего Советского Союза жили очень даже неплохо, а сейчас трамвай ушел и заодно по 25-30% населения уехало, видно на том трамвае.
      2. +1
        4 февраля 2020 11:18
        Сами сделали или после войны весь Союз отстраивал? what
  10. +6
    4 февраля 2020 09:15
    Про курорты Болгарии. Автор там не был что ли? Я был и в Турции, и в Болгарии, и не один раз. Ничем курорты Болгарии турецким не уступают. От отеля зависит. И еще, в отличии от турок, египтян, тунисцев, болгары на рынках не тянут тебя к себе, нет навязчивости этой неприятной. И к русским отношение очень хорошее, по крайней мере на побережье, в районах Бургаса и Варны. А сами живут не богато, это да, но и цены не запредельные.
    1. +2
      4 февраля 2020 09:37
      Поддерживаю!!!
  11. -1
    4 февраля 2020 11:25
    При этом те же экономические успехи Польши в первую очередь объясняются вовсе не сочными яблоками, а крупными кредитами от банков ЕС. Но только рано или поздно по кредитам придётся платить. И что будет с экономиками стран Евросоюза Восточной Европы в случае 100-процентных выплат, уже отдельный вопрос.

    Насколько помню, летом 2020-го Польша получит последний транш от Брюсселя на 75 миллиардов евро, а там - уже сами, сами. Помощь заканчивается. Вот и будем поглядеть. То-то польская верхушка уже сейчас лихорадочно ищет, с кого сорвать денег по надуманным предлогам о "репарациях" на тему Второй Мировой.
    1. +2
      4 февраля 2020 11:58
      Прочитал статью, прочитал комментарии и понял одно, - не смотря на богатейшие вкусности для промышленности, которыми обладает Россия, мы, на фоне обговоренных государств, выглядим весьма и весьма плачевно. Не скажу, что очень уж плохо, но с учетом выше сказанного о "вкусностях", - очень плохо. И виноват в этом компрадорский капитализм нацеленный на то, чтобы продать. Не развивать, а продавать. А продавать у России есть что. И это как раз - "вкусности". Есть конечно и исключения, но это всего лишь - исключения. Абидна, панимаш.
      1. +1
        4 февраля 2020 12:03
        Цитата: красноярск
        Прочитал статью, прочитал комментарии и понял одно, - не смотря на богатейшие вкусности для промышленности, которыми обладает Россия, мы, на фоне обговоренных государств, выглядим весьма и весьма плачевно. Не скажу, что очень уж плохо, но с учетом выше сказанного о "вкусностях", - очень плохо. И виноват в этом компрадорский капитализм нацеленный на то, чтобы продать. Не развивать, а продавать.

        Ну это да.
        Вот буквально на днях была статья https://topwar.ru/167410-rossija-stroitsja-obnovljaetsja-razvivaetsja.html
        Мол, успокойтесь, всё у нас строится. Я глазами текст пробежал - ага... комплекс по добыче, ещё добыча, переработка, инфраструктура для вывоза...
        В общем, строится-то многое, но в большинстве своём - тупо на дальнейшую продажу ресурсов.
        Наукоёмкого и заводов для товаров с высокой добавленной стоимостью как было кот наплакал, так в целом и остаётся.
      2. +1
        8 февраля 2020 14:43
        Не развивать, а продавать

        Продавать сырьё.
        И тут кажется выявляется подводный камень, специализируясь только на сырье, эта отрасль видимо становится важна и её отбирают у РФ. В частности алюминиевая отрасль принадлежит западу.
        Холдингом Е+ управляет британский лорд Баркер и директора из США.
        На минуточку в Е+ входит "Русал", бокситы и весь алюминий, куча ГЭС (Красноярская ГЭС, Иркутская ГЭС и 11 ТЭЦ ) и група ГАЗ.
    2. +1
      6 февраля 2020 17:37
      Насколько помню, летом 2020-го Польша получит последний транш

      Помощь заканчивается. Вот и будем поглядеть.


      Ан нет. От ворот, поворот - рамка бюджета 2020-2027 утверждена и там Польша есть. Деньги меньше на 15% или около. Прошу на сайт Еврокомисии, там все описано.