The death of the ship "Armenia". Black Sea War Crime


Motor ship "Armenia" Photo: ru.wikipedia.org

Marine evacuation


The outbreak of World War II forced the navy to put on medical service many ships of various classes, which then played a significant role in the evacuation of the wounded. So, in the Black Sea Fleet, ships took to the rear 412 332 wounded and sick, in the Baltic Fleet - 36 and in the Northern - 273. The traffic volume, as we see, was simply gigantic, and it was impossible to manage only hospital (sanitary-transport) ships . Therefore, temporarily allocated ships and military vessels were attracted, especially since on average there were no more than 60-749 specialized ships on each fleet. For example, in the Black Sea Fleet during the entire period of the war, 12 ships participated in the evacuation, of which only 13 were specialized hospitals. For military medical needs, the passenger liners Georgia, Ukraine, Crimea, Adjaria and Armenia were remade "(Then tragically perished).


Sanitary and transport "Lviv". Photo: pikabu.ru

A typical alteration to a floating hospital was the removal of first-class partitions, repainting (often into deforming disguise) and the organization of an operating room with dressing points on a ship. So, the Lviv motor ship, after such an adaptation, had 5 doctors, 12 nurses and 15 orderlies on staff - during the war years it evacuated almost 12,5 thousand wounded in 35 flights. It is easy to calculate that at one time the ship took about 340-360 people from the coast, which did not exceed the maximum capacity of 400 patients. The record-holder among sanitary transports is the motor ship "Abkhazia", ​​which managed to almost 1942 thousand people in just 31 voyages until mid-33. It is also reliably known that once during the voyage the ship was able to evacuate 2085 people at once - this was also a record.



Literary sources even cite data on the condition of those evacuated - in first-line medical transports, for every 5 people, only 1 was recumbent, the rest were walking. In ships of the second line, a similar ratio was already 50% to 50%. In most cases, evacuation on ships was subject to all patients without exception (even slightly injured), since it was necessary to quickly prepare the reserves of the hospital bed in hospitals. In the region of Odessa and Sevastopol, evacuees arrived at medical ships immediately from the front, bypassing field hospitals, which required the provision of first aid already on board. In operating rooms and dressings, bleeding was stopped, wounds were treated, shock was removed, tires and gypsum were applied, and saline and glucose were transfused. Special care was for patients with concussions and bruises of the brain, as well as penetrating wounds of the abdomen and skull. Those unfortunate with such wounds were hard to move, so they were placed in the central part of the vessel at a distance from the engine room. Due to the fact that first-line vessels often took 2-4 times more wounded from the shore (because of this, the ratio of lying and sitting was 1: 5), special ship medical groups were organized. The composition consisted of 2-4 doctors, 4-8 paramedics or sisters, 16-25 orderlies and 1 quartermaster.

Summarizing the above, it can be argued that the total amount of medical care on hospital ships was small - this was due to the short-term evacuation, as well as the congestion of the wounded parts of the ships. One of these was the ship "Armenia", which, with a nominal capacity of 400 wounded, on November 7, 1941 took about 5000-7000 people on board.

80 out of 7 thousand survivors


The “Armenia” motor ship left on November 6 from Sevastopol in Tuapse, after taking on board the wounded and sick, the fleet hospitals (about 250 people), as well as the heads of the medical service of the Black Sea Fleet and flotillas (60 people). Initially, loading in Sevastopol took place on November 3, 4 and 5 on the Tuapse and Joseph Stalin tankers, and then only on Armenia. But since the release date of the tankers was not clearly defined, everyone had to be transferred immediately to the ship. In total, the ship was staffed by five naval hospitals, one base sanatorium, sanitary-epidemiological laboratory, 5th medical rank and part of the sanitary department of the Black Sea Fleet. As the safety rules required, the ship went to sea on the evening of November 6, unexpectedly went to the outer raid of Balaklava to take on board the NKVD officers and the personnel of local hospitals. That same night, “Armenia” arrives in Yalta, where it picks up its last passengers - the total number of people on board at that time, according to various sources, varies from 5 to 7 thousand. Next, on November 7, it got dark to go to Tuapse destination. But the ship's captain Vladimir Plaushevsky suddenly goes to sea in the morning.

At 11 hours 45 minutes off the coast near Gurzuf, the ship is torpedoed by the German He-111 torpedo bomber. The ship goes to the bottom in just four minutes. At least two torpedoes were fired, one of which hit the bow of the ship. Among the options, the assumption is considered that two Heinkels attacked “Armenia” at once, dropping two torpedoes each. According to another version, eight "Junkers" destroyed the sanitary vessel with bombs, as evidenced by the Crimean Anastasia Popova, who survived in that hell. She heard several explosions during the attack, only by a miracle she did not suffer and managed to jump overboard. There is also evidence of observers who saw circling planes around the “Armenia” from the Crimean Mountains and even heard the cries of the unfortunate - the ship was so close to shore before it died. It is worth saying that the ship was not at sea alone - it was covered by two patrol vessels, which either retreated from the guarded “Armenia” or did not manage to do anything due to a lightning attack.

The death of the ship "Armenia". Black Sea War Crime
The Soviet ambulance "Abkhazia" sunk in the Sukharnoy beam of Sevastopol. The ship was sunk on 10.06.1942 as a result of a German air raid by a bomb falling into the stern. Photo: waralbum.ru

As a result, they were able to save only 80 people (according to other sources, 8). Of course, the ambulance ship had identification marks that uniquely alert the enemy about the state of passengers. But also on board was a pair of 45-mm anti-aircraft guns, guards from patrol ships and, according to some reports, even a couple of fighters covered “Armenia”. All this gave individual historians a reason to formally justify the war crime of the Luftwaffe, during which about 7 thousand people were killed. This, by the way, is much more than in the resonant disasters of the Titanic and Lusitania.

Of course, the most important mistake of the command was a reckless order to go to sea in the morning, when earlier there were precedents on the Black Sea for the barbaric attitude of Germans to ambulance transport: in the summer, the Chekhov and Kotovsky ships were attacked from the air, flying the Red Cross flags. The only question is, whose order was it? The ship’s commander himself, Captain-Lieutenant Vladimir Plaushevsky, would not have dared to go to sea in the early morning — he was an experienced navigator and had managed to transport about 10 thousand wounded on August 1941, 15 (the date the ship was handed over to the military).

One of the reasons for the early exit in Tuapse could be provocative rumors about the Germans attacking Yalta. But the Germans appeared in the city only on November 8. Questions also arise about the reasons for the ship unexpectedly entering the outer raid of Balaklava, where "Armenia" took the NKVD officers. According to one version, the Chekists took valuables from museums and archives of the Crimea with them.

In the 2000s, Ukrainians made an attempt to find “Armenia” on the seabed, allocated $ 2 million and attracted Robert Ballard, director of the Massachusetts Institute of Oceanography, for this. A huge section of the water area was examined with a bathyscaphe, but no medical vessel was found. Among the finds of search engines were 494 historical sites that had never been featured anywhere before: ancient Greek ships, submarines, planes and ships of two world wars, as well as the Soviet anti-submarine helicopter with crew inside ... One of the reasons for the futile search could be the difficult bottom topography in the Gurzuf area, abounding failures, in one of which the sinking “Armenia” could slip. According to another version, the ship's commander was ordered not to sail in Tuapse, but to return to Sevastopol. On November 7, 1941, at 2.00, Stalin signed the VGK Headquarters Directive No. 004433 to the Commander of the Crimea, the Black Sea Fleet on measures to strengthen the defense of the Crimea, in which the main task of the Black Sea Fleet was the active defense of Sevastopol and the Kerch Peninsula with all available forces. It was at least impractical to take out several thousand personnel of military hospitals in Tuapse in this case. It is possible that “Armenia” turned to Sevastopol and was sunk somewhere west of the previously proposed place - approximately on the beam of Cape Sarych. The Ukrainian mission in this area did not organize searches.


Military doctors of the besieged Sevastopol. Photo: pravoslavie.ru

The death of “Armenia” seriously bleached the medical service of the Black Sea Fleet: they lost both the senior staff and doctors, paramedics and nurses of Sevastopol and Yalta hospitals. In the future, this negatively affected the ability of the medical service to provide assistance to the wounded and sick. The echo of the sunken “Armenia” was felt for a long time on the fronts of World War II.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

126 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Гибель теплохода «Армения». Военное преступление на Черном море


Теплоход "Армения" Фото: ru.wikipedia.org

Морская эвакуация


Начало Великой Отечественной войны заставило военно-морской флот поставить на медицинскую службу множество судов различного класса, сыгравших затем весомую роль в эвакуации раненых. Так, на Черноморском флоте корабли вывезли в тылы 412 332 раненых и больных, на Балтийском флоте – 36 273 и на Северном – 60 749. Объем перевозок, как видим, был просто гигантским, и только госпитальными (санитарно-транспортными) судами обойтись было невозможно. Поэтому привлекали временно выделяемые корабли и военные суда, тем более что в среднем на каждом флоте имелось не более 12-13 специализированных кораблей. К примеру, на Черноморском флоте за весь период войны в эвакуации участвовало 273 корабля, из которых специализированными госпитальными были лишь 13. Для военно-медицинских нужд переделывали пассажирские лайнеры «Грузия», «Украина», «Крым», «Аджария» и «Армению» (затем трагически погибшую).


Санитарно-транспортный "Львов". Фото: pikabu.ru

Типовой переделкой в плавучий госпиталь было удаление первоклассных перегородок, перекраска (нередко в деформирующую маскировку) и организация на корабле операционной с перевязочными пунктами. Так, теплоход «Львов» после подобной адаптации имел в штате 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров — за годы войны эвакуировал почти 12,5 тысячи раненых за 35 рейсов. Нетрудно подсчитать, что за один раз корабль забирал с берега около 340-360 человек, что не превышало максимальную вместимость в 400 больных. Рекордсменом среди санитарных транспортов является теплоход «Абхазия», успевший до середины 1942 года почти 31 тыс. человек всего за 33 рейса. Также достоверно известно, что однажды за рейс корабль смог эвакуировать сразу 2085 человек – это также было рекордом.



В литературных источниках даже приводятся данные о состоянии эвакуируемых – в санитарных транспортах первой линии на каждые 5 человек только 1 был лежачим, остальные – ходячими. В кораблях второй линии подобное соотношение уже было 50% на 50%. В большинстве случаев эвакуации на судах подлежали все без исключения больные (даже легкораненые), так как требовалось оперативно подготовить резервы коечного фонда в госпиталях. В районе Одессы и Севастополя на медицинские корабли эвакуируемые поступали сразу с фронта, минуя полевых госпиталя, что требовало оказания первой медпомощи уже на борту. В операционных и перевязочных останавливали кровотечения, обрабатывали раны, выводили из шока, накладывали шины и гипс, а также проводили трансфузию физраствора и глюкозы. Особый уход был за больными с контузиями и ушибами головного мозга, а также проникающими ранениями живота и черепа. Несчастные с такими ранениями тяжело переносили качку, поэтому их размещали в центральной части судна на удалении от машинного отделения. В связи с тем, что суда первой линии нередко забирали с берега в 2-4 раза большее количество раненых (из-за этого соотношение лежачих и сидячих было 1:5), организовывались специальные корабельные медицинские группы. В состав входили 2-4 врача, 4-8 фельдшеров или сестер, 16-25 санитаров и 1 интендант.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что общий объем медицинской помощи на госпитальных кораблях был невелик – это объяснялось краткосрочностью эвакуации, а также перегруженностью ранеными части кораблей. Одним из таких стало судно «Армения», которые при штатной вместимости в 400 раненых, 7 ноября 1941 года приняло на борт около 5000-7000 человек.

80 выживших из 7 тысяч


В свой последний путь теплоход «Армения» вышел 6 ноября из Севастополя в Туапсе, предварительно взяв на борт раненых и больных, личный состав госпиталей флота (около 250 человек), а также руководителей медслужбы Черноморского флота и флотилий (60 человек). Изначально погрузка в Севастополе проходила 3, 4 и 5 ноября на танкеры «Туапсе» и «Иосиф Сталин», а затем только на «Армению». Но так как дата выхода танкеров не была четко определена, пришлось всех переместить сразу на теплоход. В общей сложности на судне был личный состав пяти военно-морских госпиталей, одного базового санатория, санитарно-эпидемиологической лаборатории, 5-го медсаноряда и части санитарного отдела Черноморского флота. Как и требовали правила безопасности, корабль вышел в море вечером 6 ноября, неожиданно зашел на внешний рейд Балаклавы, чтобы взят на борт сотрудников НКВД и личный состав местных госпиталей. Той же ночью «Армения» приходит в Ялту, где забирает своих последних пассажиров – общее количество человек на борту на тот момент, по разным данным, варьируется от 5 до 7 тыс. Далее следовало 7 ноября, как стемнеет, уйти в пункт назначения Туапсе. Но капитан корабля Владимир Плаушевский неожиданно выходит в море с самого утра.

В 11 часов 45 минут недалеко от берега около Гурзуфа судно торпедирует немецкий бомбардировщик-торпедоносец He-111. Корабль уходит на дно всего за четыре минуты. Было выпущено как минимум две торпеды, одна из которых попала в носовую часть корабля. Среди вариантов рассматривается предположение, что атаковали «Армению» сразу два «Хейнкеля», сбросив по две торпеды каждый. По другой версии, санитарное судно уничтожили бомбами восемь «Юнкерсов», о чем свидетельствует выжившая в том аду крымчанка Анастасия Попова. Она слышала во время атаки несколько взрывов, только чудом не пострадала и успела выпрыгнуть за борт. Также есть свидетельства наблюдателей, которые с Крымских гор видели кружащие самолеты вокруг «Армении» и даже слышали крики несчастных – настолько корабль был близко к берегу перед гибелью. Стоит сказать, что корабль не был в море один – его прикрывали два сторожевых судна, которые либо удалились от охраняемой «Армении», либо из-за молниеносной атаки ничего не успели сделать.

Гибель теплохода «Армения». Военное преступление на Черном море
Потопленный в Сухарной балке Севастополя советский санитарный транспорт «Абхазия». Судно было потоплено 10.06.1942 г. в результате немецкого авианалета попаданием бомбы в кормовую часть. Фото: waralbum.ru

В итоге они смогли спасти всего 80 человек (по другим данным, 8). Безусловно, санитарный корабль имел опознавательные знаки, однозначно оповещающие противника о состоянии пассажиров. Но также на борту была пара 45-мм зенитных орудий, охранение из сторожевых кораблей и, по некоторым данным, «Армению» прикрывала даже пара истребителей. Все это дало отдельным историкам повод для формального оправдания военного преступления люфтваффе, в ходе которого погибли около 7 тыс. человек. Это, кстати, гораздо больше, чем в резонансных катастрофах «Титаника» и «Лузитании».

Безусловно, важнейшей ошибкой командования был опрометчивый приказ о выходе в море утром, когда ранее на Черном море были прецеденты варварского отношения немцев к санитарным транспортам: летом корабли «Чехов» и «Котовский» были атакованы с воздуха, находясь под флагами Красного Креста. Вопрос только в том, чей это был приказ? Сам командир корабля капитан-лейтенант Владимир Плаушевский на выход в море ранним утром не осмелился бы – он был опытным мореплавателем и успел на «Армении» перевезти с 10 августа 1941 года (дата передачи корабля военным) около 15 тыс. раненых.

Одной из причин раннего выхода в Туапсе могли быть провокационные слухи о наступлении немцев на Ялту. Но немцы появились в городе только 8 ноября. Возникают вопросы и о причинах неожиданного захода корабля на внешний рейд Балаклавы, где «Армения» забрала сотрудников НКВД. По одной из версий, чекисты с собой взяли ценности из музеев и архивов Крыма.

В 2000-х годах украинцы предприняли попытку отыскать на морском дне «Армению», выделили 2 млн. долларов и привлекли для этого директора Института океанографии штата Массачусетс Роберта Балларда. С батискафом исследовали огромный участок акватории, но санитарного судна не нашли. Среди находок поисковиков оказались 494 исторических объекта, ранее нигде не фигурировавших: древнегреческие суда, подводные лодки, самолеты и корабли двух мировых войн, а также советский противолодочный вертолет с экипажем внутри… Одной из причин тщетных поисков мог быть сложный рельеф дна в районе Гурзуфа, изобилующий провалами, в один из которых могла соскользнуть тонущая «Армения». По другой версии, командир судна получил приказ плыть не в Туапсе, а возвращаться в Севастополь. 7 ноября 1941 года в 2.00 Сталин подписал «Директиву Ставки ВГК № 004433 командующим войсками Крыма, Черноморским флотом о мерах по усилению обороны Крыма», в которой главной задачей Черноморского флота была активная оборона Севастополя и Керченского полуострова всеми имеющимися силами. Вывозить несколько тысяч человек личного состава военных госпиталей в Туапсе в данном случае было как минимум нецелесообразно. Не исключено, что «Армения» повернула на Севастополь и была потоплена где-то западнее предполагаемого ранее места – примерно на траверзе мыса Сарыч. Украинская миссия в этом районе поиски не организовывала.


Военные медики осажденного Севастополя. Фото: pravoslavie.ru

Гибель «Армении» серьезно обескровила медицинскую службу Черноморского флота: потеряли как руководящий состав, так и врачей, фельдшеров и медсестер севастопольских и ялтинских госпиталей. В дальнейшем этот негативно сказалось на возможностях медицинской службы оказывать помощь раненым и больным. Эхо затонувшей «Армении» еще долго ощущали на фронтах Великой Отечественной войны.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

126 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти