Советский задел: Россия успешно модернизирует МиГ-31 и Ту-22

70

В России модернизируют боевые самолеты советских моделей, включая и знаменитый МиГ-31. Конструкции, разработанные в Советском Союзе, остаются актуальными и в настоящее время, нуждаясь лишь в определенной корректировке.

Знаменитый самолет МиГ-31 был разработан полвека назад. Работы по его конструированию начались еще в 1968 году, а в 1975 году он совершил свой первый полет. С 1981 года двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, прозванный в НАТО «Лисьей гончей», находится на вооружении ВВС СССР, а затем и Воздушно-космических сил России. МиГ-31 – машина надежная, поэтому и до сих пор эксплуатируемая.



В настоящее время Министерство обороны РФ начало плановую модернизацию самолетов МиГ-31, находящихся на вооружении ВКС РФ. В процессе модернизации полностью меняют все системы, агрегаты, электрические магистрали, бортовое радиоэлектронное оборудование, средства навигации и прицеливания. Задача – усовершенствовать советский самолет, превратив его в машину, отвечающую потребностям настоящего времени.

Российские военные подчеркивают, что эффективность МиГ-31БМ/БСМ более чем в два раза превосходит старую модель МиГ-31. Такого результата удалось добиться, в первую очередь, путем установки новейшего бортового радиоэлектронного оборудования, а также путем перевооружения самолета. В частности, на модернизированные самолеты установлены приемники системы ГЛОНАСС, цифровая помехозащищенная аппаратура передачи данных, комплекс обеспечения посадки. Модернизированные воздушные машины могут садиться на гражданские аэродромы.


В Объединенной авиастроительной корпорации рассчитывают к 2023 году модернизировать весь авиапарк МиГ-31, находящийся на вооружении ВКС России. Кстати, МиГ-31 успели показать себя в Сирии, где использовались для защиты авиабазы Хмеймим и в качестве самолетов управления действиями воздушных сил. Эксперты очень высоко оценивают самолет, у которого до сих пор практически нет зарубежных аналогов. Не случайно в советское время к управлению МиГ-31 допускались лишь опытные летчики, как правило, в звании не ниже капитанского.

Успешная модернизация МиГ-31 показывает, что в Советском Союзе создавалась превосходная военная техника, которая и спустя десятилетия не теряет актуальности. Недавно представленный новейший высокоточный авиационный ракетный комплекс «Кинжал» будут устанавливать именно на самолеты МиГ-31К, что поднимет самолет до уровня многофункционального истребителя, способного поражать как воздушные, так и наземные и надводные цели.


Не случайно американский журнал Military Watch счел МиГ-31 серьезнейшей угрозой для авианосных соединений ВМС США. Американские эксперты называют истребитель идеальным средством для нанесения воздушных ударов вдали от российских границ. Ведь если сложить дальность полета истребителя и дальность работы ракетного комплекса «Кинжал», то получится, что модернизированный МиГ-31 сможет поражать вражеские объекты на расстоянии в 3,5 тысячи км от места взлета.


К слову, МиГ-31 – не единственный самолет советского производства, который в последние годы модернизируется в Российской Федерации. Так, самолет Ту-22М3М – это тот же Ту-22 по дизайну, но с полностью замененными системами и оборудованием. Как и на МиГ-31, на Ту-22М3М использовали советский задел, дополнительно установили новую систему бортового радиоэлектронного оборудования, перевооружили бомбардировщик, добавив противокорабельные ракеты X-32.

В США Ту-22М3М называют «убийцей авианосцев» - как видим, для американских аналитиков безопасность авианосных соединений ВМС США действительно является больной темой. Но Ту-22М3М получил это прозвище весьма заслуженно, учитывая скорость полета и мощность боеголовки.

Успешная модернизация советских самолетов вызывает пристальное внимание и за океаном. Так, американский журнал The National Interest очень высоко оценивает всю российскую стратегию усовершенствования старых советских самолетов, которые, благодаря новейшему оборудованию и вооружению превращаются в современное смертоносное оружие.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -46
    6 февраля 2020 13:38
    Старье и есть старье
    1. +4
      6 февраля 2020 13:48
      Старье и есть старье, по вашему на паровой тяге летает???
      1. -34
        6 февраля 2020 13:53
        Цитата: Равиль_Аснафович
        паровой тяге летает???

        Причем здесь паровая тяга, вот китайцы если их вирус не подточит, скоро из нашего миг -21 конфетку сделают, напичкают его современной электроникой и будут толкать пл миру.
        1. +9
          6 февраля 2020 16:04
          А МиГ-21 кто сделает? Не пиши о том в чем ни уха, ни рыла. hi
          1. -10
            6 февраля 2020 16:36
            Цитата: Ros 56
            А МиГ-21 кто сделает? Не пиши о том в чем ни уха, ни рыла
            Просто на миг -21 поставили 2 воздухозаборника, освободив нос для РЛС,на движок у них лицензия есть.
            Купленные Мьянмой у Пакистана истребители четвертого поколения JF-17M, оснащенные новейшим оружием, лучше, чем российские МиГ-29 и китайские A-5 (экспортная версия созданной в КНР лицензионной копии МиГ-19), подходят для противокорабельной обороны, пишет в Twitter сингапурский военный эксперт Коллин Кох.
            Они вывели даже наше оборудование и клепают на нем на только различные JF , но и наши кукурузники, а мы разучились даже делать движки для винтовых ( пропеллерных) самолетов ставим Загнишные. С Украины скоро вывезут Русланы и Мрии, все линейку Ан, и вертолетные и ракетные движки на которых Калибры летали. А про то что они сманили добрую сотню,русских, украинских, ученых, инженеров, летчиков, даже гражданской авиации , я молчу. Одна надежда на ВИрус
            1. +6
              6 февраля 2020 17:25
              Вы миг21 вообще видели?
              Из общего у этих ... ничего.
              1. 0
                6 февраля 2020 17:55
                Цитата: Боже, Царя хранu
                Из общего у этих ... ничего.

                ДВИЖОК Самолет JF-17 собирают в Пакистане при технологической поддержке Китая. Разработка самолета, впервые поднявшегося в воздух в 2003 году, заняла примерно десять лет. Машина получает российский (РД-93) или аналогичный китайский (WS-13) двигатели. Стоимость одного JF-17 версии Block 3 превышает 30 миллионов долларов.https://lenta.ru/news/2018/12/24/f17mvsmig29/
                1. 0
                  6 февраля 2020 19:56
                  JF-17
                  Движок и самолет - не одно и то же. С таким же успехом могли сказать,что он копия миг29...нуачо,там тоже этот двигатель.
                  1. 0
                    6 февраля 2020 20:04
                    Цитата: Боже, Царя хранu
                    копия миг29...нуачо,там тоже этот двигатель

                    миг29 2 двигателя ,а тут появилась дешевая альтернатива Ф-16, а если РЛС ФАР есть, то МИГ-35 будет в одном месте
                    1. 0
                      6 февраля 2020 20:05
                      Это все понятно, но прием тут миг21 ?
                      1. 0
                        6 февраля 2020 20:18
                        Цитата: Боже, Царя хранu
                        Это все понятно, но прием тут миг21 ?

                        Китайцы развивали свои небесные колесницы, на основе лицензии миг21, и движки могут терпимо делать на основе лицензии миг21, FC-1 разработан китайской компанией CAC (Chengdu Aircraft Corporation) при финансовой поддержке Пакистана в конце 1990-х — начале 2000-х годов на базе производимого в КНР потомка советского МиГ-21. JF-17 оснащен двигателем РД-93 производства российского ОАО «Климов».В 2014 году решено экспортировать 5-7 истребителей, переговоры по которым ведутся со Шри-Ланкой, Кувейтом, Катаром и другими дружественными странами[10].JF-17 Block 3 — образец 2019 года с АФАР KLJ-7А и широкоугольным голографическим дисплеем. Максимально допустимая скорость: М=1,8. Точки подвески: 7 Отражающая поверхность как МиГ-21, скорость больше чем Ф-35.В ходе Пограничного конфликта между Индией и Пакистаном в феврале 2019 года 27 февраля 2019 года произошел воздушный бой между группой ВВС Индии и ВВС Пакистана. Со стороны ВВС Индии в воздушном бою приняли участие восемь истребителей, в том числе четыре Су-30МКИ и два МиГ-21УПГ «Копье» (МиГ-21-93), со стороны ВВС Пакистана — 24 самолёта, в том числе восемь F-16. В результате воздушного боя МиГ-21 сбил один F-16. Самолёт F-16 упал на части подконтрольной Пакистану территории Джамму и Кашмира. Сам лётчик на МиГ-21 в воздушном бою был сбит пакистанским истребителем JF-17, катапультировался и взят в плен. Пленённый индийский военный лётчик Абхинандан Вартхаман 1 марта 2019 года передан Пакистаном официальным представителям Индии. И в бою побывал И Сбил СВоего ПАПУ, НАш усовершенствованный для ИНдии МИГ-21.Стоимость одного JF-17 версии Block 3 превышает 30 миллионов долларов. А СКоко стоит наш МИГ-35?
                      2. +1
                        6 февраля 2020 20:36
                        Если изначально и разрабатывался как модернизация миг21 , то на деле вышел совершенно дугой самолет с новой компоновкой, новыми плоскостями, новым планером, новым брэо. Даже шасси,и то совершенно другое.
                        Подобную модернизацию китайцам позволила повести миниатюризация электроники и вооружения т.е. Россия не могла пойти тем же путем, при этом боевые качества машины такой низкой тяговооруженностью не превышают возможности многих учебно-транспортных самолетов. Миг29к стоит $40 млн, при этом машина совершенно другого класса.
                      3. -1
                        6 февраля 2020 20:40
                        Цитата: Боже, Царя хранu
                        при этом машина совершенно другого класса.

                        Но наши МИГ-21 сбивают, а наш МИГ-21 сбил в бою один F-16. Значит JF-17, может и подавно завалить F-16, МИГ-29, кажется не разу не сбил F-16.
                      4. +3
                        6 февраля 2020 20:50
                        Никого он не сбил, эту байку индусы придумали чтобы хоть как то сохранить лицо.
                        Прошло уже много времени , а улик, пусть даже косвенных , нет ДО СИХ ПОР.
                      5. 0
                        6 февраля 2020 20:52
                        Цитата: Боже, Царя хранu
                        Никого он не сбил, эту байку индусы придумали чтобы хоть как то сохранить лицо.
                        Прошло у

                        Но Пакистанский JF-17 сбил, а наш МИГ-21.
                      6. +2
                        6 февраля 2020 20:56
                        Индийский миг21 сбили ракетой aim120 , американская боеприпас поставляемый Пакистану в комплекте с ф16.
                      7. 0
                        6 февраля 2020 21:09
                        Цитата: Боже, Царя хранu
                        Индийский миг21 сбили ракетой aim120 , американская боеприпас поставляемый Пакистану в комплекте с ф16.

                        https://ru.wikipedia.org/wiki/Chengdu_FC-1_Xiaolong Вот здесь утверждают что МиГ-21 в воздушном бою был сбит пакистанским истребителем JF-17
                      8. +2
                        6 февраля 2020 21:47
                        Вот здесь утверждают
                        Предлагаю оставить эти фейки на совести тех, кто считает нормальным энциклопедию заполнять откровенными бреднями из "ЦарьГрада".
            2. +1
              6 февраля 2020 18:56
              Флаг им и вам в руки и вперед и с песней. Убеждать и переубеждать нет никакого желания. Но напоследок я скажу МиГ-21 сделан из дюраля, а МиГ-31 из титана, вопрос с чего бы это?
      2. +4
        6 февраля 2020 14:49
        у меня флагман Самсунга стиралка отработала ровно гарантийный срок ровно 3 года день в день. и вылетел процессор чтоб его заменить проще новую купить пришлось ставить снова старую которая уже 10 лет отбарабанила.С людьми также у нас есть расчетчик от Бога ему уже больше 60-ти на замену ему молодежи нет
        1. +2
          6 февраля 2020 14:59
          Модернизированные воздушные машины могут садиться на гражданские аэродромы.

          Так могут или разрешили? Что раньше им мешало? Или установили доп оборудование при котором разрешается посадка на гражданском аэродроме?
        2. +1
          6 февраля 2020 15:30
          согласен, у меня тоже старая модель уже без танцев с бубном 11 лет пашет
    2. +2
      6 февраля 2020 18:52
      Да лучше такое "старье", чем ваши лизоблюдские "Димонофоны"" и "Емобили". Вы, глубоконеуважаемый видели Миг-31 в натуре? Тогда сидите и не жужжите. negative
    3. 0
      7 февраля 2020 03:44
      А в чем проблема??? Ф16 тех же годов что и МиГ31 но это не мешает его модернизировать и продавать по всему миру)))
  2. +3
    6 февраля 2020 13:38
    Ничего удивительного в этом нет. С тех пор в науке ничего кардинально не изменилось. По всем направлениям шло только развитие ранее открытого. То же и с самолетами. Никаких прорывных открытий не произошло. Зачем снова изобретать велосипед?
    1. -9
      6 февраля 2020 14:06
      Бросте, или не верите новосоветским доказанным заявлениям о "Новых физических принципах"? Вы, наверное "иностранный агент". "Предьявите" и "пройдёмте".
      1. 0
        6 февраля 2020 14:37
        Цитата: L-39NG
        Бросте

        Сарказм в данном случае неуместен. "Новые физические принципы" себя ещё покажут. Это пока только разработки. Конечно, не надо было так пафосно об этом заявлять, да и вообще заявлять раньше времени, но на то, видимо, были свои резоны.
        1. +1
          6 февраля 2020 15:01
          Каков пафос, таков сарказм. Сарказм полезен для развития, пафос годится для копания могил.
          1. -2
            6 февраля 2020 15:10
            "В данном случае" это Вы о чём? О каком "данном случае"? И без "данного" случая понятно - трепотня, ложь, одурманивание граждан. Хотел цитату из кино, но, лучше сразу переведу" "любите Господа и вашего начальника, иначе попадёте в ад". Как это там у Жириновского?... Рабы?...Холопы?
  3. +6
    6 февраля 2020 13:44
    Не превзойдённое, не имеющее аналогов ... причины того не обсуждаем, это уже было.
    А так, по факту, ВСЕ модернизируют старую технику, которая может успешно выполнять поставленные задачи.
    1. +17
      6 февраля 2020 13:52
      и правильно, что модернизируют "советское наследие", раз ничего нового пока создать не могут...
      кстати, как-то не вяжется с известным утверждением одного очень известного деятеля современности, что в СССР кроме калош ничего толком и не производили...
      1. +7
        6 февраля 2020 14:01
        СССР позволял себе делать очень продвинутые, дорогие, не имеющие аналогов в мире, "калоши".
        Кстати, просто калоши, вещь весьма практичная и удобная!
        1. +3
          6 февраля 2020 14:10
          для сада-огорода вещь просто идеальная...
          1. +6
            6 февраля 2020 14:15
            Цитата: kepmor
            для сада-огорода вещь просто идеальная...

            Единственная недоработка была, у некоторых моделей и сейчас встречается, ТОНКАЯ ПОДОШВА! Не раз на острый тычок наступал, бр-р-р, больно.
        2. 0
          6 февраля 2020 19:32
          Да уж, умели предки делать. Но есть слабая надежда, что подрастающее поколение "не подкачает".
          1. +1
            6 февраля 2020 20:00
            Бум надеятся, что потомки не получают.
            1. 0
              6 февраля 2020 20:23
              Хоть и принято ворчать на подрастающее поколение, но можно констатировать, что у матрасников с подрастающим поколением тоже не ахти. Пока они "выезжают" за счет утечки мозгов, но такой процесс не будет бесконечным.
      2. +5
        6 февраля 2020 14:15
        Цитата: kepmor
        в СССР кроме калош ничего толком и не производили...

        поэтому этот "известный деятель" и прожрать никак не может все "калоши".
    2. +2
      6 февраля 2020 16:09
      Тут смотря как преподнести...
      Если МЫ модернизирует, то нам хвала, мы молодцы.
      А если поляки или тем более укропы - то #позорно латают старье!#
  4. +8
    6 февраля 2020 13:50
    Есть платформы , которые можно модернизировать до необходимого уровня. В запасах миГ-31 , думаю, больше сотни.
  5. +20
    6 февраля 2020 14:00
    это тот же Ту-22 по дизайну

    Вот это Ту-22

    А Ту-22 М3 - принципиально ДРУГОЙ самолет. Надо быть осторожнее с названиями, а то можно попасть в просак.
    1. 0
      6 февраля 2020 14:52
      впросак наречие пишется слитно как и чересчур
      1. 0
        6 февраля 2020 15:00
        Возможно. Рекомендую посмотреть в толковом словаре значение слова "просак". Возможно будете удивлены.
        1. -1
          6 февраля 2020 16:10
          Это расстояние между...?)))
    2. -2
      6 февраля 2020 18:38
      Совершенно верно. Туполев зарубил суховскую "сотку", чтобы протащить свой более, чем сырой Ту-22. Потом его КБ добилось денег якобы на "модернизацию" неудачного самолёта, после чего появился совершенно другой Ту-22М3, да и то не сразу.
  6. +4
    6 февраля 2020 14:05
    ...тот-же ТУ-22 по дизайну. Воинствующий дилетантизм.
  7. -2
    6 февраля 2020 14:11
    Россия донашивает то, что "пошили" в Советском Союзе. Поставят на старье "заплатки" и говорят - модернизация.
    Повода для гордости маловато.
  8. +2
    6 февраля 2020 14:24
    А планер еще советский ? их вообще щас выпускают?
    1. +3
      6 февраля 2020 14:45
      Как раз всё дело в планере Он титановый . то есть практически вечный Поэтому и можно до бесконечности модернизировать самолет БРЭО меняй и летай дальше
      1. +6
        6 февраля 2020 16:02
        В половину из нержавейки, треть алюминия и шестая часть титана
      2. +4
        6 февраля 2020 16:21
        Самолёты серии Ту-22М выполнены в основном из алюминиевых сплавов В-95 и АК-8, а также стали 30ХГСА, 30ХГСНА и магния Мл5-Т4.
        МИГ-31 состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана.
        1. 0
          6 февраля 2020 17:02
          СЬпасиюбо за инфу.
  9. +6
    6 февраля 2020 14:40
    Ведь если сложить дальность полета истребителя и дальность работы ракетного комплекса «Кинжал», то получится, что модернизированный МиГ-31 сможет поражать вражеские объекты на расстоянии в 3,5 тысячи км от места взлета.

    Урежьте осетра. О дальности в 3000 км говорят если вместо МИГ-31 будет использоваться ТУ-22М3

    Цитата: Красная Звезда
    Ту-22 в боевом строю 62 года,

    Автор лопухнулся и забыл добавить букву и цифру. в заголовке Советский задел: Россия успешно модернизирует МиГ-31 и Ту-22. Речь не идет о ТУ-22. Речь идет о ТУ-22М3. Вот его и собираются модернизировать...
  10. +2
    6 февраля 2020 14:49
    Все достижения СССР в том, что существовало не сколько условно не зависимых школ авиа строения, кто специализировался на истребителях, кто на бомбардировщиках.
    Сейчас не какая корпорация, все в одном.
    Ей сложно выдать на гора что то, когда все смешали. Кто сумел подмять бюджет, тот и ваяет что то.
    А конторы с опытом и наработками в этом стоят в сторон и потихоньку деградируют.
    Этакий высоко технологичный распил бюджета.
    1. 0
      6 февраля 2020 16:36
      На каком языке написан сей опус? Очень сложно понять....
      1. 0
        6 февраля 2020 17:56
        "Очень сложно понять...", кратенько для не понимающих, сапоги должен то-чать сапожник, а пирожные печь кондитер. Теперь ясненько?
  11. -1
    6 февраля 2020 15:09
    МиГ-31 успели показать себя в Сирии, где использовались для защиты авиабазы Хмеймим и в качестве самолетов управления действиями воздушных сил.
    Пишут что у су-35 ещё мощнее Радар
  12. +5
    6 февраля 2020 15:18
    Но Ту-22М3М получил это прозвище весьма заслуженно, учитывая скорость полета и мощность боеголовки. 

    Вычитывать надо статьи, вычитывать...У самолета нет боеголовки..
  13. +2
    6 февраля 2020 16:28
    Цитата: Дилетант
    Рекомендую посмотреть в толковом словаре значение слова "просак". Возможно будете удивлены.

    Это вы будете удивлены, что пишется вместе, это наречие, единое слово...
  14. +2
    6 февраля 2020 16:30
    Стальной МиГ-31 с максимальной кратковременной скоростью 1 км/с и располагаемой перегрузкой 5G не имеет аналогов в мире, поэтому с ним ничто не может тягаться в качестве высоэффективной воздушной платформы (первой ступени) для запуска аэробаллистических, противоспутниковых и малых космических ракет.

    НАТО, Китай и прочие могут только мечтать об аналоге МиГ-31.
  15. +2
    6 февраля 2020 16:32
    Цитата: prior
    Россия донашивает то, что "пошили" в Советском Союзе. Поставят на старье "заплатки" и говорят - модернизация.
    Повода для гордости маловато.

    А вами любимые ФША не модернизируют произведенные ими самолёты до 91 года выпуска? Ну правильно, у них название страны осталось, а мы же лохи, мы же у СССР все позаимствовали....
  16. DPN
    +1
    6 февраля 2020 18:08
    Вам же сказали ,что только Калоши выпускали ,так что сильно не отчаивайтесь. Без СОВЕТСКОГО нас бы давно уже смели Янки.
  17. 0
    6 февраля 2020 20:35
    А когда будем модернизировать И-16, ПО-2, и, на страх врагам, ЯК-1? Можно ещё Аврору поставить на ход и вперёд. Вот дураки были в Советском Союзе! Зачем создавали КБ, новые машины? Надо было старьё модернизировать, а строить новые особняки и дворцы где-нибудь за бугром. Или на рублёвке. Тоже хорошо. Одно не понимаю: чего орать "уря!"
    1. +2
      6 февраля 2020 21:00
      Цитата: Старый Хрен
      А когда будем модернизировать И-16, ПО-2, и, на страх врагам, ЯК-1? Можно ещё Аврору поставить на ход и вперёд. Вот дураки были в Советском Союзе! Зачем создавали КБ, новые машины? Надо было старьё модернизировать, а строить новые особняки и дворцы где-нибудь за бугром.

      Ну так СССР занимался ровно тем же самым - модернизацией и доведением до ума уже серийных машин. Пока Сухой 13 лет делал Т-50 той эпохи Су-27 а МиГ 11 лет - МиГ-29, параллельно шла модернизация старых машин. В результате из исходного МиГ-23 с его ограничениями по пилотированию получили манёвренный МиГ-23МЛД, да ещё и МиГ-23БН и БМ впридачу. А уж сколько раз модернизировали МиГ-21...
  18. -1
    6 февраля 2020 21:57
    Цитата: Strashila
    Теперь ясненько?

    Вот и продолжайте писать на русском языке, а то ошибок, как у второклассника....
  19. +1
    7 февраля 2020 00:15
    Цитата: 1959ain
    Старье и есть старье

    B-52 - 1955г.
    F-16 - 1975г.
    E-2 - 1960г.
    А-10 - 1975г.
    B-2 - 1988г.
    F-117 - 1981г.
    U-2 - 1956г.
    С-130 - 1954г.
    итд
    Старье и есть старье laughing
  20. +2
    7 февраля 2020 13:39
    статья из разряда «надо что-то написать»..
    одно и то-же переписывают..
    лучше-бы о людях написали, которые разрабатывали и строили эти самолеты, разрабатывают и делают модернизацию..
    а их только и хватает на начальников, и изредка, на сталинских соколов..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»