Convair GEBO long-range bomber project (USA)

Convair GEBO long-range bomber project (USA)
One of the options for the appearance of a GEBO bomber with a hanging container. Drawing Secretprojects.co.uk


In 1956, the Convair B-58 Hustler bomber made its first flight. It was the world's first long-range bomber capable of developing supersonic speed. It was the result of lengthy work under the GEBO research programs, of which Convair was an active participant. It was in the course of research that the main technical features of the future bomber were determined, including a number of its distinguishing features.

General research


The GEBO (Generalized Bomber Study) program was launched in 1946 and was intended to search for basic ideas and solutions needed during construction aviation new generation technology. The program attracted all major aircraft manufacturers and research organizations in the United States.

The result of GEBO was the formation of requirements for new long-range bombers. Given the strategic challenges and the specifics of the alleged war, the researchers proposed the construction of a supersonic aircraft with a long flight range and the possibility of refueling. He had to carry conventional and nuclear weapons with the priority of the latter. GEBO also resulted in technical recommendations necessary for the construction of the desired machine.

In March 1949, the military launched the GEBO II program, the purpose of which was a more detailed study of the future aircraft. Based on its results, full-fledged technical design could begin. At this stage, the participating companies made their technical proposals suitable for further development.


Principles of interaction with a carrier aircraft. Drawing Secretprojects.co.uk

In the years 1949-50. Convair company proposed and several times finalized its version of the long-range bomber in accordance with available technologies and the wishes of the customer. In January 1951, an order appeared to develop the MX-1626 project. The terms of reference for this project provided for serious differences from previously proposed designs. Most of the most daring ideas were rejected, and the military demanded to build a traditional-looking bomber with high performance.

The final result of these works was the B-58 aircraft. He first flew in 1956, and in 1960 entered service with the Air Force. Despite a serious redesign, this machine had similarities with the previously proposed GEBO II project.

Convair GEBO


During the GEBO II program, Convair found the optimal look for the aircraft that meets the requirements. However, the technology of that time did not allow to obtain all the desired characteristics, and therefore the developers had to look for alternative ways and solutions.

The main problem was the combination of high range with cruising supersonic speed, since the proposed engines were not economical. In addition, difficulties arose with the deployment of large and heavy nuclear munitions in the internal cargo compartment or on the external sling. There were other difficulties.


A way to save fuel is to fly several carriers together. Drawing Secretprojects.co.uk

In this regard, a proposal appeared to create a composite aviation complex, the various components of which were responsible for solving their problems. The Convair GEBO aircraft was proposed to be built according to the "parasitic scheme." It was supposed to be carried by a B-36 serial bomber. It was planned to attach a special large-sized container bomb to the GEBO with a nuclear warhead, an additional fuel tank, etc.

Actually, the GEBO bomber was proposed to perform in the form of an airplane a tailless scheme with a triangular wing, keel and large elongation fuselage. The power plant included three turbojet engines - two on pylons under the wing and one in the tail. Subsequently, it was repeatedly processed, both by engine type and layout. The airframe was supposed to receive funds for docking with a carrier in the form of a B-36.

Restrictions on size and weight associated with the characteristics of the carrier forced the designers to use the original method of transporting weapons. A nuclear or thermonuclear warhead was placed in a hanging container, designed to be installed under the bottom of the GEBO. Together with the charge there was an additional fuel tank to increase the range of independent flight. The possibility of equipping the container with its own engine was considered.

It is curious that the container was longer than the plane, and its diameter exceeded the diameter of the fuselage. Including due to this, it was possible to bring the combat load to 2700 kg, which was enough to accommodate promising special charges.

According to Convair, the B-36 was supposed to take off with the GEBO bomber in a half-sunken position inside the cargo bay. The task of the carrier was to deliver a supersonic machine to the discharge area. Next, GEBO was supposed to free itself from the carrier, using all its engines to develop high speed and carry out a breakthrough to the target. After dropping the container from the warhead, he could return to the base and land on his own.


Experienced bomber XB-58 - when it was used, developments on GEBO were used. Photo US Air Force

The presence of a carrier aircraft with high flight characteristics made it possible to obtain a high range of the entire complex. On board the GEBO there was a limited fuel supply, but the tank inside the container allowed to increase the flight range. The return flight should be carried out only at the expense of its own fuel, possibly with trans- or subsonic speed.

Range issue


Key GEBO requirements related to range and combat radius. Calculations showed that the use of a composite system with a carrier aircraft and a “parasite” allows one to obtain good characteristics, but they turned out to be insufficient to defeat all assigned targets in the territory of a potential enemy. This issue was planned to be addressed in several ways.

The most obvious solution was in the field of engines. Equipping GEBO with more efficient engines saved fuel and increased range. Both the bomber and its hanging container could undergo such modifications.

It was found that a half-sunken aircraft with a container under the bottom significantly spoils the aerodynamics of the carrier. Substantial processing of the B-36 was not possible, and therefore a different proposal appeared. The carrier aircraft should have been equipped with special docking mechanisms at the wingtips. In this configuration, the B-36 were supposed to take off in triples and connect with each other, combining fuel systems. Extreme aircraft had to turn off the engines and fly at the expense of the central one. Such a "built" carrier aircraft lost to individual machines in flight speed, but could show an increased range.

However, the offer of docking media did not receive customer support. Improving the design of the GEBO bomber itself looked more promising and convenient from all points of view.

Transition to a new project


At the beginning of 1951, several companies, including Convair received an order to develop projects based on the ideas and solutions of the GEBO II program. Soon, an updated version of the tactical and technical requirements appeared, imposing certain restrictions. The Air Force demanded to abandon the complex architecture of the complex in favor of a traditional look. At the same time, it was necessary to obtain high performance achievable using available technologies.


A hanging container with a tank and warhead for the B-58 is perhaps the main practical result of the GEBO program. Wikimedia Commons Photos

In February 1953, the customer compared the submitted projects and chose the most successful one. Convair received a contract for the technical design and construction of the prototype. Her plane received the designation B-58 and the name Hustler. In 1956, the new car made its first flight.

From the “paper” project of GEBO II to the real B-58, several important ideas passed. The constructed aircraft was larger and heavier than the drawn one, but retained the characteristic contours, the general scheme and the delta wing. It also used a dumpable container with warhead and fuel tank. The widest possible use of ready-made developments in on-board equipment.

The result of GEBO research and subsequent work was the emergence of a strategic supersonic normal-looking bomber with high performance. The rapid development of aviation and the emergence of new technologies made it possible in just a few years to move from bold but overly complex ideas to creating a full-fledged aircraft with the desired level of performance characteristics. However, a number of original solutions have successfully reached practical implementation.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. mr.ZinGer 15 March 2020 06: 57 New
    • 4
    • 0
    +4
    Yes, there was an interesting time, which ideas were not taken into consideration.
    1. lucul 15 March 2020 17: 59 New
      • 1
      • 0
      +1
      Yes, there was an interesting time, which ideas were not taken into consideration.

      Мда , всегда поражался насколько много денег было вложенно в НИОКР в те года , и насколько они опередили время. А сейчас, с помощью компьютеров всё можно было сделать в разы проще . Всё больше убеждаюсь , что всё хорошо в своё время.
    2. mark1 16 March 2020 06: 59 New
      • 1
      • 0
      +1
      Quote: mr.ZinGer
      Yes, there was an interesting time, which ideas were not taken into consideration.

      Можно вспомнить бомбардировщик РС Цыбина, особенно в первоначальном варианте с отделяемой хвостовой частью-бомбой.
      1. mr.ZinGer 16 March 2020 07: 53 New
        • 1
        • 0
        +1
        Need a series of articles on this topic to discuss options and share opinions.
  2. Narak-zempo 15 March 2020 10: 12 New
    • 5
    • 4
    +1
    Those who developed supersonic machines at the end of the forties, were surely sure that by our time man would dissect throughout the solar system. Naive ignorant people who have not even seen a smartphone laughing
    1. Aviator_ 15 March 2020 16: 41 New
      • 2
      • 2
      0
      Не надо бы тут про невежество того поколения. Неужели наличие смартфона решает проблемы, стоящие перед конструкторами в конце 40-х годов? Они работали на пределе в рамках своих возможностей.
      1. Fast_mutant 15 March 2020 18: 58 New
        • 4
        • 1
        +3
        Now the time has come! It seems that Narak-zempo put a smile at the end, but the fact that this is SARCASM is not clear? It is strange that the “minusers" have not run yet. For every fireman ... wink winked
      2. Narak-zempo 15 March 2020 23: 24 New
        • 6
        • 2
        +4
        I will explain for people without a sense of humor.
        The Hastler flew on the eve of the first satellite, and was put into service a year before Gagarin. Among its developers, most likely, there were peers of aviation (which was then not even 60 years old), and certainly everyone saw with their own eyes the path from plywood biplanes to serial supersonic aircraft. And everything that they saw in life left no doubt that the conquest of the solar system is a matter for the near future. And no one, even the most perspicacious science fiction writers, could have imagined that humanity would go so deeply into itself and the banal making of dough through "information technology", and that the progress would be the appearance of the next standard shovel, which now has not 2 cameras, but 5!
        1. Aviator_ 16 March 2020 08: 00 New
          • 0
          • 0
          0
          It happened too subtly, about ignorance. It was worthwhile to enclose this word in habits. And about the aircraft of the early twentieth century, VB wrote well. Shavrov - the latest modifications of Newpore gathered their 4 boxes in 12 minutes. The wing profile, of course, was not optimal (additional complexity for the pilot), but what a refinement of the assembly technology!
  3. Operator 15 March 2020 10: 19 New
    • 3
    • 0
    +3
    As practice has shown, the aircraft of the normal V-52 scheme outlived all of its supersonic and stealth competitors; at the moment, the estimated life of the V-52 is 100 years.
    1. Pavel57 15 March 2020 20: 08 New
      • 1
      • 0
      +1
      The plane flies 100 years, and the engine?
      1. Operator 16 March 2020 00: 15 New
        • 3
        • 0
        +3
        The engine resource is less, as soon as the resource is used up - the engines change, in case of modernization new ones are hung up.
  4. knn54 15 March 2020 10: 45 New
    • 2
    • 0
    +2
    Expensive, difficult to control, low flight range, a small number of weapons-1 atomic bomb.
    Невозможность размещения управляемых ракет,не способен летать на низких высотах.ВОСЕМЬ аварий за 1,5 года.А появление в СССР комплекса С-200 окончательно закрыло программу,хотя довольно интересную.
  5. Saxahorse 15 March 2020 22: 10 New
    • 3
    • 0
    +3
    Very interesting development. Thanks to the author!
  6. The comment was deleted.

Военное обозрение

Проект дальнего бомбардировщика Convair GEBO (США)

14
Проект дальнего бомбардировщика Convair GEBO (США)
Один из вариантов облика бомбардировщика GEBO с подвесным контейнером. Рисунок Secretprojects.co.uk


В 1956 г. свой первый полет совершил бомбардировщик Convair B-58 Hustler. Это был первый в мире дальний бомбардировщик, способный развивать сверхзвуковую скорость. Он являлся результатом длительных работ в рамках исследовательских программ GEBO, активным участником которых была компания Convair. Именно в ходе исследований были определены основные технические особенности будущего бомбардировщика, в т.ч. ряд его отличительных черт.

Общие исследования


Программа GEBO (Generalized Bomber Study – «Общие исследования бомбардировщиков») стартовала в 1946 г. и предназначалась для поиска основных идей и решений, необходимых при строительстве авиационной техники нового поколения. К программе привлекли все основные авиастроительные компании и исследовательские организации США.

Результатом GEBO стало формирование требований к новым дальним бомбардировщикам. Учитывая стратегические вызовы и специфику предполагаемой войны, исследователи предложили строительство сверхзвукового самолета с большой дальностью полета и возможностью дозаправки. Он должен был нести обычное и ядерное вооружение с приоритетом последнего. Также результатом GEBO стали рекомендации технического характера, необходимые для строительства желаемой машины.

В марте 1949 г. военные запустили программу GEBO II, целью которой являлась более подробная проработка будущего самолета. По ее итогам могло начаться полноценное техническое проектирование. На этом этапе компании-участники программы выступили со своими техническими предложениями, пригодными для дальнейшего развития.


Принципы взаимодействия с самолетом-носителем. Рисунок Secretprojects.co.uk

В 1949-50 гг. компания Convair предложила и несколько раз доработала свой вариант дальнего бомбардировщика в соответствии с доступными технологиями и пожеланиями заказчика. В январе 1951-го появился заказ на разработку проекта MX-1626. Техническое задание на этот проект предусматривало серьезные отличия от ранее предлагавшихся конструкций. Большая часть самых смелых идей отвергалась, и военные требовали построить бомбардировщик традиционного облика с высокими характеристиками.

Конечным итогом этих работ стал самолет B-58. Он впервые поднялся в воздух в 1956 г., а в 1960-м поступил на вооружение ВВС. Несмотря на серьезную переработку конструкции, эта машина имела общие черты с ранее предлагавшимся проектом GEBO II.

Convair GEBO


В ходе программы GEBO II компания Convair нашла оптимальный облик летательного аппарата, соответствующего предъявляемым требованиям. Однако технологии того времени не позволяли получить все желаемые характеристики, и потому разработчикам пришлось искать альтернативные пути и решения.

Главной проблемой было совмещение высокой дальности с крейсерской сверхзвуковой скоростью, поскольку предполагаемые к использованию двигатели не отличались экономичностью. Кроме того, возникли сложности с размещением крупного и тяжелого ядерного боеприпаса во внутреннем грузоотсеке или на внешней подвеске. Имелись и иные затруднения.


Способ экономии топлива - совместный полет нескольких носителей. Рисунок Secretprojects.co.uk

В связи с этим появилось предложение о создании составного авиационного комплекса, разные компоненты которого отвечали за решение своих задач. Самолет Convair GEBO предлагалось строить по «паразитной схеме». Его должен был нести серийный бомбардировщик B-36. К GEBO планировалось крепить специальный крупногабаритный контейнер-бомбу с ядерной боевой частью, дополнительным топливным баком и т.д.

Собственно бомбардировщик GEBO предлагалось выполнить в виде самолета схемы «бесхвостка» с треугольным крылом, килем и фюзеляжем большого удлинения. Силовая установка включала три турбореактивных двигателя – два на пилонах под крылом и один в хвосте. Впоследствии ее неоднократно перерабатывали, как по типам двигателей, так и по компоновке. Планер самолета должен был получить средства для стыковки с носителем в виде B-36.

Ограничения по размерам и массе, связанные с характеристиками носителя, заставили конструкторов применить оригинальный способ транспортировки вооружения. Ядерную или термоядерную БЧ поместили в подвесной контейнер, предназначенный для установки под днище GEBO. Вместе с зарядом там находился дополнительный топливный бак для увеличения дальности самостоятельного полета. Рассматривалась возможность оснащения контейнера собственным двигателем.

Любопытно, что контейнер был длиннее самолета, а его диаметр превышал поперечник фюзеляжа. В т.ч. за счет этого удалось довести боевую нагрузку до 2700 кг, что было достаточно для размещения перспективных специальных зарядов.

Согласно идеям Convair, самолет-носитель B-36 должен был выполнять взлет с бомбардировщиком GEBO в полуутопленном положении внутри грузоотсека. Задачей носителя была доставка сверхзвуковой машины в район сброса. Далее GEBO должен был освобождаться от носителя, при помощи всех своих двигателей развивать высокую скорость и выполнять прорыв к цели. После сброса контейнера с БЧ он мог возвращаться на базу и самостоятельно выполнять посадку.


Опытный бомбардировщик XB-58 - при его создании использовались наработки по GEBO. Фото US Air Force

Наличие самолета-носителя с высокими летными характеристиками позволяло получить высокую дальность действия всего комплекса. На борту GEBO находился ограниченный запас топлива, но бак внутри контейнера позволял увеличить дальность полета. Обратный полет следовало осуществлять только за счет собственного горючего, возможно с транс- или дозвуковой скоростью.

Вопрос дальности


Ключевые требования к GEBO касались дальности полета и боевого радиуса. Расчеты показывали, что использование составной системы с самолетом-носителем и «паразитом» позволяет получить неплохие характеристики, но они оказывались недостаточными для поражения всех назначенных целей на территории вероятного противника. Этот вопрос планировалось решать несколькими способами.

Самое очевидное решение находилось в области двигателей. Оснащение GEBO более эффективными двигателями позволяло сэкономить топливо и нарастить дальность. Таким доработкам мог подвергнуться и бомбардировщик, и его подвесной контейнер.

Было установлено, что полуутопленный самолет с контейнером под днищем заметно портит аэродинамику носителя. Существенные переработки B-36 были невозможными, и потому появилось иное предложение. Самолеты-носители следовало оснастить специальными стыковочными механизмами на законцовках крыла. В такой конфигурации B-36 должны были взлетать тройками и соединяться друг с другом, объединяя топливные системы. Крайние самолеты должны были отключать двигатели и совершать полет за счет центрального. Такой «строенный» самолет-носитель проигрывал отдельным машинам в скорости полета, но мог показать повышенную дальность.

Впрочем, предложение о стыковке носителей не получило поддержки заказчика. Совершенствование конструкции самого бомбардировщика GEBO выглядело более перспективным и удобным со всех точек зрения.

Переход к новому проекту


В начале 1951 г. несколько компаний, в т.ч. Convair получили заказ на разработку проектов, основанных на идеях и решениях программы GEBO II. Вскоре появилась обновленная версия тактико-технических требований, накладывавшая определенные ограничения. ВВС требовали отказаться от составной архитектуры комплекса в пользу традиционного облика. При этом следовало получить высокие характеристики, достижимые при помощи доступных технологий.


Подвесной контейнер с баком и боезарядом для B-58 - возможно, главный практический результат программы GEBO. Фото Wikimedia Commons

В феврале 1953 г. заказчик сравнил представленные проекты и выбрал наиболее удачный. Контракт на техническое проектирование и строительство прототипа получила компания Convair. Ее самолет получил обозначение B-58 и имя Hustler. В 1956-м новая машина совершила свой первый полет.

Из «бумажного» проекта GEBO II в реальный B-58 перешло несколько важных идей. Построенный самолет был больше и тяжелее нарисованного, но сохранял характерные обводы, общую схему и треугольное крыло. Также на нем использовали сбрасываемый контейнер с БЧ и топливным баком. Самым широким образом применялись готовые наработки по бортовому оборудованию.

Итогом исследований GEBO и последующих работ стало появление стратегического сверхзвукового бомбардировщика нормального облика с высокими характеристиками. Бурное развитие авиации и появление новых технологий позволило всего за несколько лет перейти от смелых, но чрезмерно сложных идей к созданию полноценного самолета с желаемым уровнем тактико-технических характеристик. Впрочем, целый ряд оригинальных решений успешно дошел до практической реализации.
Автор:
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mr.ZinGer
    mr.ZinGer 15 марта 2020 06:57
    +4
    Да интересное было время, какие только идеи не брались в проработку.
    1. lucul
      lucul 15 марта 2020 17:59
      +1
      Да интересное было время, какие только идеи не брались в проработку.

      Мда , всегда поражался насколько много денег было вложенно в НИОКР в те года , и насколько они опередили время. А сейчас, с помощью компьютеров всё можно было сделать в разы проще . Всё больше убеждаюсь , что всё хорошо в своё время.
    2. mark1
      mark1 16 марта 2020 06:59
      +1
      Цитата: mr.ZinGer
      Да интересное было время, какие только идеи не брались в проработку.

      Можно вспомнить бомбардировщик РС Цыбина, особенно в первоначальном варианте с отделяемой хвостовой частью-бомбой.
      1. mr.ZinGer
        mr.ZinGer 16 марта 2020 07:53
        +1
        Нужен цикл статей по данной тематике, чтобы обсудить варианты и поделится мнениями.
  2. Narak-zempo
    Narak-zempo 15 марта 2020 10:12
    +1
    Те, кто разрабатывал в конце сороковых сверхзвуковые машины, уж точно были уверены, что к нашему времени человек будет рассекать по всей Солнечной системе. Наивные невежественные люди, которые даже смартфона не видели laughing
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 15 марта 2020 16:41
      0
      Не надо бы тут про невежество того поколения. Неужели наличие смартфона решает проблемы, стоящие перед конструкторами в конце 40-х годов? Они работали на пределе в рамках своих возможностей.
      1. Fast_mutant
        Fast_mutant 15 марта 2020 18:58
        +3
        Вот время настало! Вроде и смайл в конце поставил Narak-zempo, а то, что это САРКАЗМ не понятно? Странно что еще "минусаторы" не набежали. На всякий пожарный... wink winked
      2. Narak-zempo
        Narak-zempo 15 марта 2020 23:24
        +4
        Поясню для людей без чувства юмора.
        "Хастлер" полетел накануне первого спутника, а принят на вооружение за год до Гагарина. Среди его разработчиков, скорее всего, были ровесники авиации (которой тогда не исполнилось и 60 лет), и уж точно все видели своими глазами путь от фанерных бипланов до серийных сверхзвуковых самолётов. И всё, что они видели в жизни, не оставляло никаких сомнений, что покорение Солнечной системы - дело ближайшего будущего. И никто, даже самые прозорливые фантасты, не мог представить, что человечество настолько углубится в себя и в банальное делание бабла посредством "информационных технологий", и что прогрессом будет появление очередного стандартного лопатофона, у которого теперь не 2 камеры, а целых 5!
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 16 марта 2020 08:00
          0
          Уж слишком тонко получилось, про невежество. Стоило это слово в каывычки заключить. А насчёт самолётов начала ХХ века хорошо написал В.Б. Шавров - последние модификации Ньюпора собирались их 4-х ящиков за 12 минут. Профиль крыла, конечно был неоптимальным (дополнительная сложность для пилота), но какая отработка технологии сборки!
  3. Оператор
    Оператор 15 марта 2020 10:19
    +3
    Как показала практика, самолет нормальной схемы В-52 пережил всех своих сверхзвуковых и стелсовых конкурентов, в данный момент расчетный срок эксплуатации В-52 составляет 100 лет.
    1. Pavel57
      Pavel57 15 марта 2020 20:08
      +1
      Самолет и 100 лет отлетает, а двигатель?
      1. Оператор
        Оператор 16 марта 2020 00:15
        +3
        Ресурс двигателей меньше, как только ресурс вврабатывается - двигатели меняются, в случае модернизации вешаются новые.
  4. knn54
    knn54 15 марта 2020 10:45
    +2
    Дорогой,сложный в управлении,невысокая дальность полета,малое количество оружия-1 атомная бомба.
    Невозможность размещения управляемых ракет,не способен летать на низких высотах.ВОСЕМЬ аварий за 1,5 года.А появление в СССР комплекса С-200 окончательно закрыло программу,хотя довольно интересную.
  5. Saxahorse
    Saxahorse 15 марта 2020 22:10
    +3
    Очень любопытная разработка. Автору спасибо!
  6. Комментарий был удален.