What happens to the Armata tank


Photo: Vitaliy Kuzmin

Recently, something unintelligible has been happening to the promising Russian Armata tank, there are no promised deliveries to the troops, references to the lack of funds to finance this program look unconvincing. Since 2015, enough time has passed, and the tank never appeared in the troops.

There is no engine for the tank


Everyone understood that there were serious problems with the tank, but they tried not to advertise them. And so "Lenta.ru" referring to the agency "Mil.Press Military" on February 6 reported:



“The promising Russian tank T-14 Armata has lost the ability to install a diesel engine on it, created as part of the R&D Chaika, since the latter will be closed.”

The agency received a response to the agency’s appeal to the Chelyabinsk Tractor Plant (engine developer):

“As a result, it became obvious that the serial production of the developed engine due to its flaws and technically unattainable parameters is impractical.”

At the same time, the scientific and technical backlog that appeared when creating a promising engine will be used in the future.

It so happens that recently we learn about problems with “Armata” from publications of foreign publications. So, the American publication "The Diplomat" on January 17 reported (data on the site "Lenta.ru") that the supply of the Armata tank to the troops is delayed not only because of the need to prepare production facilities:

"Military analysts point to problems with the power plant, transmission and sighting system T-14, along with others as the cause of the next delays."

In its publication, The Diplomat refers to a comment by the head of Rostec, Sergei Chemezov, who in January of this year said that deliveries to the Russian army of armored vehicles based on the Armata platform had not yet begun, although in November 2019 he assured that the first T-14 pilot batch will enter the troops at the end of 2019 - the beginning of 2020.

How euphoria inflated with the creation of the Armata tank


To understand what is happening, remember the recent history the appearance of this tank. The start of work on the concept of the Armata tank was announced in 2011, and already in 2014, the then Deputy Prime Minister Dmitry Rogozin, far from the problems of creating military equipment, announced the creation of the Armata tank and its possible display on May 9, 2015 at the parade on Red Square. The tank was demonstrated at the parade, and since then it has only been regularly shown in parades and cannot be put into mass production.

In July 2018, Yuri Borisov, who replaced Rogozin as vice-premier, said that the Russian Armed Forces did not seek to massively purchase T-14 tanks because of their high cost, preferring to increase the combat potential of existing military equipment due to its modernization.

In August 2019, the Military Industrial Courier wrote that by the end of last year, Uralvagonzavod would supply the Ministry of Defense with only 16 vehicles based on the Armata universal tracked platform, due to the need to continue testing the promising weapons and caution of the Russian military department in assessing its capabilities.

The publication recalled that, according to the contract, Uralvagonzavod was supposed to deliver 2021 cars based on the Armata platform by the end of 132 and expressed doubt that this could be done. And so it happened.

There are serious technical problems in the tank


All this suggests that the tank has both technical and organizational problems, the ostentatious rush with the announcement of the creation of this tank did him more harm than good. The creation of such complex equipment as a tank requires the efforts of dozens of specialized enterprises and organizations involved in the development, testing and production of components and systems of a tank. This requires the most complex cooperation of all project participants under the guidance of a tank design bureau and strict adherence to certain stages of development and testing. Enough failure of work on some important node or system, and there will be no tank.

All components of the tank must go through these stages at the development enterprises and, according to the test results, be recommended for installation on the tank. The tank must also pass first factory (preliminary) tests, then military tests conducted by the military in various climatic zones, experimental military operation and, according to the test results, it is recommended for adoption and serial production.

Was all this done? Surely not, this cycle takes years with a clear sequence of work. What tests could be discussed if R&D for the mentioned Chaika tank engine was announced only in 2014, and the creation of the tank was announced in 2015?



Representatives of industry and the military, instead of intelligible explanations of the stage of development and testing of the tank, all the time they kept saying that it would soon enter the army. Of course, the tank’s tests are not completed, at what stage they are located, this is a terrible secret, but only without the engine and (I suspect) other tank systems will not even speak of mass production.

If the development of an X-engine has been officially announced, then what will be put in its place? Over the years, information periodically appeared about problems with this engine and difficulties with its production, but this was presented as minor problems to be solved. But it turned out that these problems are of a fundamental nature. One can only hope for the installation of modifications of the "eternally alive" B2 engine. And how much will it be acceptable for this layout of the tank and what characteristics will it provide?

I suppose that other components and systems of the tank did not pass the necessary stages of development and testing and did not confirm the declared characteristics, they can also have the same serious problems. The tank is full of sophisticated systems, it has a new gun, an aiming system and active defense of a new generation, radar systems, a tank information and control system, and a tactical link control system. There was nothing of the kind before and requires serious testing and development by development companies. In such complex systems, problems always arise that take time to solve.

I can give a negative example of the work of allies on these systems. In the 80s, for the Boxer tank, the computer system for controlling the tank’s movement was developed by the Chelyabinsk SKB Rotor, which is now developing the TIUS for the Armata tank, and the Krasnogorsk Mechanical Plant was developing an aiming system, according to available information, it is developing it for "Armata". These two companies failed to work on the Boxer tank, which was one of the reasons for the serious delays in its development. Now they can’t give anything intelligible on these systems for the Armata tank. Have they not learned how to work in thirty years?

What to do?


Last year, some crazy idea was thrown about the possibility of installing a tower from the T-90M tank on the Armata tank. Is this an indentation option being prepared due to failures in Armata? And now it turns out that there is no engine for the tank either.

You have to pay for everything, the euphoria in 2014 with the creation of a new tank turned out to be in many ways a bluff, launched, in my opinion, by Dmitry Rogozin. Yuri Borisov smoothed out this effect, citing a lack of financial resources, but technical problems with the tank remained. With all the shortcomings of this concept of the tank, this is indeed a new generation tank, it contains many breakthrough ideas on the components and systems of the tank, and it will be a shame if they are not implemented in connection with the possible closure of the tank project, as it was with the project “ Boxer".

Instead of ceremonial hype, it is necessary to calmly acknowledge the failures and begin the systematic refinement of the concept of the tank and its components in accordance with the generally accepted methodology and stages of the development of armored vehicles. Over the years, tremendous experience has been accumulated, this is recognized abroad, such a reserve should not disappear without a trace, it should be used in the further development of the Soviet and Russian schools of tank building.
Author:
Photos used:
Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net, commons.wikimedia.org
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

349 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Что происходит с танком «Армата»


Фото: Виталий Кузьмин

С перспективным российским танком «Армата» в последнее время происходит что-то невразумительное, обещанных поставок в войска нет, ссылки на отсутствие средств на финансирование этой программы выглядят неубедительно. С 2015 года времени прошло уже достаточно, а танк так и не появился в войсках.

Для танка нет двигателя


Всем было понято, что с танком серьезные проблемы, но их старались не афишировать. И вот «Лента.ру» со ссылкой на агентство «Mil.Press Военное» 6 февраля сообщила:



«Российский перспективный танк Т-14 «Армата» лишился возможности установки на него дизельного двигателя, создаваемого в рамках НИОКР «Чайка», поскольку последняя будет закрыта».

На обращение агентства на Челябинский тракторный завод (разработчик двигателя) был получен ответ:

«В результате стало очевидно, что постановка на серийное производство разработанного двигателя из-за его недоработок и технически недостижимых параметров нецелесообразна».

При этом научно-технический задел, появившийся при создании перспективного двигателя, будет использоваться в дальнейшем.

Так складывается, что в последнее время о проблемах с «Арматой» мы узнаём из публикаций зарубежных изданий. Так, американское издание «The Diplomat» 17 января сообщило (данные по сайту «Лента.ру»), что поставки танка «Армата» в войска задерживаются не только из-за необходимости подготовки производственных мощностей:

«Военные аналитики указывают на проблемы с силовой установкой, трансмиссией и прицельным комплексом Т-14 наряду с другими как причину очередных задержек».

В своей публикации «The Diplomat» ссылается на комментарий главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который в январе текущего года сообщил, что поставки в российскую армию бронетехники на основе платформы «Армата» пока не начались, хотя в ноябре 2019 года он уверял, что первая опытная партия T-14 поступит в войска в конце 2019 года — начале 2020-го.

Как раздувалась эйфория с созданием танка «Армата»


Для понимания происходящего стоит вспомнить недавнюю историю появления этого танка. О начале работ по концепции танка «Армата» было сообщено в 2011 году, а уже в 2014 тогдашним вице-премьером Дмитрием Рогозиным, далеким от проблем создания военной техники, было объявлено о создании танка «Армата» и о возможном его показе 9 мая 2015 года на параде на Красной площади. На параде танк был продемонстрирован, и с тех пор его только регулярно показывают на парадах и никак не могут запустить в серийное производство.

В июле 2018 года сменивший Рогозина на посту вице-премьера Юрий Борисов заявил, что Вооруженные силы России не стремятся массово закупать танки Т-14 из-за их дороговизны, предпочитая повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счет ее модернизации.

В августе 2019 года «Военно-промышленный курьер» писал, что до конца прошлого года «Уралвагонзавод» поставит Минобороны всего 16 машин на базе универсальной гусеничной платформы «Армата», что объясняется необходимостью продолжения испытаний перспективного оружия и осторожностью российского военного ведомства в оценках его возможностей.

Издание напомнило, что, согласно контракту, «Уралвагонзавод» должен был до конца 2021 года поставить 132 машины на базе платформы «Армата» и выразило сомнение, что это может быть выполнено. Так оно и произошло.

По танку есть серьезные технические проблемы


Все это говорит о том, что по танку имеются как технические, так и организационные проблемы, показушная спешка с объявлением о создании этого танка принесла ему больше вреда, чем пользы. Создание такой сложной техники, как танк, требует усилий десятков специализированных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, испытаниями и производством узлов и систем танка. Для этого требуется сложнейшая кооперация всех участников проекта под руководством танкового КБ и строгое соблюдение определенных этапов разработки и испытаний. Достаточно провала работ по какому-то важному узлу или системе, и танка не будет.

Все составные части танка должны пройти на предприятиях-разработчиках эти этапы и по результатам испытаний быть рекомендованы для установки на танк. Танк также должен пройти сначала заводские (предварительные) испытания, затем проводимые военными государственные испытания в различных климатических зонах, опытную войсковую эксплуатацию и по результатам испытаний рекомендован к принятию на вооружение и серийному производству.

Было ли все это проведено? Наверняка нет, на этот цикл требуются годы при четкой последовательности работ. О каких испытаниях могла идти речь, если НИОКР на упомянутый танковый двигатель «Чайка» был объявлен только в 2014 году, а о создании танка объявили уже в 2015-м?



Представители промышленности и военные вместо вразумительных объяснений того, на каком этапе разработки и испытаний находится танк, все время только твердили, что он скоро поступит в войска. Конечно же, испытания танка не завершены, на каком этапе они находятся, это страшная тайна, но только без двигателя и (подозреваю) других систем танка не будет и говорить о серийном производстве просто бессмысленно.

Если уже официально объявлено о прекращении разработки для танка X-образного двигателя, то что вместо него будут ставить? За эти годы периодически появлялась информация о проблемах с этим двигателем и сложностями с его производством, но это преподносилось как мелкие решаемые проблемы. А оказалось, что эти проблемы принципиального характера. Остаются только надеяться на установку модификаций «вечно живого» двигателя В2. А насколько он будет приемлем для этой компоновки танка и какие характеристики он будет обеспечивать?

Предполагаю, что и другие узлы и системы танка не прошли необходимые этапы разработки и испытаний и не подтвердили заявленные характеристики, по ним также могут такие же серьезные проблемы. Танк насыщен сложнейшими системами, у него новая пушка, прицельный комплекс и активная защита нового поколения, радиолокационные системы, танковая информационно-управляющая система, система управления тактическим звеном. Ничего подобного раньше не было и требует серьезной отработки и испытаний у предприятий-разработчиков. В таких сложных системах всегда появляются проблемы, которые требуют времени для их решения.

Могу привести отрицательный пример работ смежников по этим системам. Для танка «Боксер» в 80-е годы вычислительную систему для управления движением танка разрабатывало Челябинское СКБ «Ротор», которое сейчас для танка «Армата» разрабатывает ТИУС, а Красногорский механический завод разрабатывал прицельный комплекс, по имеющейся информации, он разрабатывает его и для «Арматы». Две эти фирмы провалили работы по танку «Боксер», что стало одной из причин серьезных задержек с его разработкой. Сейчас ничего вразумительного они не могут дать по этим системам и для танка «Армата». Неужели за тридцать лет они так и не научились работать?

Что делать?


В прошлом году была вброшена какая-то безумная идея о возможности установки на танк «Армата» башни с танка Т-90М. Это что, готовится отступной вариант в связи с неудачами по «Армате»? А теперь выясняется, что и двигателя для танка нет.

За все приходится расплачиваться, эйфория в 2014-м с созданием нового танка оказалась во многом блефом, запущенным, по моему мнению, Дмитрием Рогозиным. Юрий Борисов этот эффект сгладил, сославшись на отсутствие финансовых средств, но технические проблемы по танку остались. При всех недостатках этой концепции танка это действительно танк нового поколения, в нем заложены многие прорывные идеи по узлам и системам танка, и будет обидно, если они так и не будут реализованы в связи с возможным закрытием проекта по танку, как это было с проектом «Боксер».

Вместо парадной шумихи необходимо спокойно признать неудачи и начать планомерную доработку концепции танка и его составных частей в соответствии с общепринятой методикой и этапами разработки бронетанковой техники. За эти годы накоплен колоссальный опыт, это признано и за рубежом, такой задел не должен бесследно исчезнуть, он должен быть использован в дальнейшем развитии советской и российской школы танкостроения.
Автор:
Использованы фотографии:
Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net, commons.wikimedia.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

350 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти