KrAZ-214. Ukrainian soldier originally from Yaroslavl

KrAZ-214. Ukrainian soldier originally from Yaroslavl
KrAZ-214 Photo: www.autowp.ru

Bear on the hood


The production line of heavy three-axle trucks was brought to Kremenchug from the Yaroslavl Automobile Plant, история which leaves in the pre-revolutionary 1916 year. Then the industrialist Vladimir Aleksandrovich Lebedev opened one of the first automobile plants in Russia, aimed at satisfying defense orders. They planned to produce one and a half trucks of the English brand “Crossley”, but the civil war mixed all the cards, after which the plant turned into a leading manufacturer of heavy trucks for the army and the national economy of the Soviet Union.

The most interesting for the "Kremenchug" theme is 1944, when the company received the name of the Yaroslavl Automobile Plant and began to develop a new family of trucks. It is important that for the first time a diesel engine was chosen as the power unit for production trucks, for the production of which machines and equipment were purchased in the USA. As a prototype, they took the basis of the overseas two-stroke diesel engine General Motors GMC 4-71 - it was a four-cylinder unit with water cooling and a working volume of 4654 cubic meters. see. Power he developed in 112 hp and in 1947 for the first time stood under the hood of a 7-ton YAZ-200 (a copy of the state GMC-803). This car subsequently “left” to Minsk, where it became the founder of a whole generation of MAZ trucks.




YaAZ-214 Photo: www.autowp.ru

It must be said that American diesel engines mastered in 1946 were quite progressive engines for their time. They were compact, had good performance in terms of power density and efficiency, but they were demanding on the level of skill of both production workers and maintenance personnel. In addition, two-stroke diesel engines rustled mercilessly and weighed 800 kilograms. Over time, in Yaroslavl, they mastered the six-cylinder version of the American GMC 6-71 diesel engine, which received the name YAZ-206A and was already developing 165 liters. from. It was he who became the heart of the heavy triaxial Yaroslavl YAZ-210, the design of which for many years became the standard for future trucks from Kremenchug. In particular, the engineers equipped the truck with a heavy and durable frame, the spars of which were made of hot-rolled profiles (channels) using low-alloy chromium-containing steels. The frame was made durable, but the driver’s working conditions seemed to be the last thing they thought: the steering of these triaxial heroes did not have an amplifier. To understand what significance the Yaroslavl 12-ton trucks had for the Soviet and partially world industry, we can give an example of a Vietnamese banknote of 5 dongs, which shows the YaAZ-210E dump truck at work.












Ballast tractor YaAZ-210G. It was he who largely became the predecessor of the YAZ-214 (KrAZ-21) Photo: www.gruzovikpress.ru

Also in this line of particular interest is the ancestor of modern tankers - the YAZ-210G ballast tractor. This option received a shortened base and a metal platform copied from the American Diamond T-980 for 8 tons of ballast. The tractor dragged a trailer with a total weight of up to 30 tons and until a certain moment satisfied the military. However, the lack of all-wheel drive and the small angles of mutual skew of the rear axles required good quality roads for the movement of a military truck. Given the many requirements of the Ministry of Defense at the turn of the 50s, Yaroslavl began to develop a new truck with a 6x6 wheel arrangement.














YaAZ-214 (KrAZ-214) Photo: www.cris9.armforc.ru

They took the front drive axle from ZIL-164 as a basis, equipped it with a two-stage gearbox and hinges of equal angular speeds, and also made significant changes to the transfer case. The designers of YaAZ did not follow the path of colleagues from Moscow, who left a double busbar on the rear axles on the ZIS-151, but installed large-diameter single-wheel wheels. These were tires of the Trilex type, for their development they attracted the Yaroslavl tire factory located nearby. Trilex is a collapsible diskless rim, consisting of three sectors: one large and two small, connected by curly ends of the side flanges. The latter also acted as locking devices. When mounted with the tire, the dimensional wheel 15.00-20.00 has a rigid structure. There was no tire pressure control system on the machine, which somewhat reduced all-terrain qualities on soft soils. For a heavy and all-wheel drive truck, the old diesel engine with a capacity of 165 liters. from. was clearly weak, so a forced version of the YAZ-206B for 205 liters was developed. from. There was a more spacious cabin with heating, a power steering and even a device for blowing the windshield.


YaAZ-214 Photo: www.autowp.ru

The chief designer of the new army YaAZ was Viktor Osepchugov, who chose the design of the transmission, which is largely a compromise, for the truck that received the "214" index. Naturally, since the car was built on the basis of American concepts, it received separate universal joints on all bridges - then there was no talk of any passing bridges. A similar transmission, by the way, was ZIL-157, also built on overseas patterns.

As mentioned above, the car retained a modernized transfer case from the YaAZ-210G, an interaxle differential and a trolley of two rear axles, and the new addition to the razdatka was with a razdatka with a removable drive to the front axle. When irregularities moved between the first and second driving axles, “parasitic” loads appeared that could not be leveled by the differential - it simply did not exist. In this case, I repeat, between the rear axles the differential was present. Viktor Osepchugov had to make this compromise because of the difficulties in mastering new equipment: at the Yaroslavl plant they held on to the complex “transfer case - center differential” assembly.

The car went into production in 1957. Such a primitive KrAZ drive scheme has been maintained for another 30 years. And a year earlier, in the vicinity of Yaroslavl, the YAZ-214 passed the last tests, organized for reasons of secrecy at night. Also at night, brand new trucks were transferred by rail under awnings to the Moscow arms exhibition, where the triaxial giant really liked the King of Afghanistan, Mohammed Zahir Shah. Nikita Khrushchev immediately ordered to collect 10 cars in a pilot plant at the factory’s experimental workshop and send them to Kabul as a gift.










KrAZ-214 Photo: www.autowp.ru

Despite the fact that the diesel engine on the YAZ-214 had a very convincing power of 205 liters. With., a 7-ton truck was too heavy even for him. In running order on the scales, he showed 12,3 tons! The YAZ-214 was a huge, slow and slow-moving vehicle (maximum speed of not more than 55 km / h), which received the nickname "automobile tractor" in the army. The truck was able, depending on road conditions, to drag trailers from 15 to 50 tons. If we compare the dimensions of the truck with contemporaries, then only the quarry MAZ-525 was higher and wider than the Yaroslavl hero, but he also lost the all-terrain vehicle in length.

Nevertheless, the car turned out to be very popular both in the army and in the national economy, which caused a problem - the space and capacity of the YaAZ did not allow expanding the production of the entire line of trucks. In 1959, it was decided to transfer the entire production of heavy trucks from Yaroslavl to Kremenchug, where automotive equipment had never been assembled before. In total, before moving to Ukraine, YaAZ collected 1265 army all-wheel drive trucks, among which there were many special versions. One of these was the reinforced chassis of the YAZ-214Sh-7, assembled for the installation of promising missile weapons. The truck, already overloaded with various amplifiers, was additionally equipped with more durable units, a winch and power take-off shafts for driving equipment of special superstructures. Also, in Yaroslavl, by special order of the Ministry of Defense, they collected single copies of the 214th car with a fifth wheel coupling from MAZ-200V.

Kremenchug meets YaAZ


Until the end of the 50s, the city of Kremenchug in the Poltava region of the UkrSSR was never associated with cars and even more so with heavy trucks. Nevertheless, there were capacities and areas for industrial production in the city. In 1945, the People's Commissar of Railways of the USSR signed a decree on the construction of a bridge factory in Kremenchug. After the German invasion, the country urgently needed to build new bridges to replace the destroyed ones and organize ferry crossings. In 1948, the plant began to work and mastered advanced production methods for its period. For example, for the first time, it was in Kremenchug that submerged arc welding was introduced among bridge builders according to the legendary Paton method. By the way, the famous Paton welded bridge in Kiev was created not without the participation of craftsmen from Kremenchug - 600-ton railings were cast at the plant. The portfolio of bridge building production of the future KrAZ includes the Arbat bridge in Moscow, bridges across the Volga, Dnieper and Vistula, ferry crossings of the Kerch Strait and the White Sea-Baltic Canal. In total, the company assembled 607 bridges with a total length of 27 kilometers, which spent 104 thousand tons of metal. But by 1953, most of the bridges in the Soviet Union were restored, and the plant was sorely short of orders. After three years of stagnation, the enterprise came to the rescue ... Nikita Khrushchev, who announced corn as the main agricultural crop in the country. In 1956, the Kremenchug plant became a combine. The main production on the conveyor turned out to be a KU-2A corn combine, the production of which came to the plant from Rostselmash. Naturally, it was necessary to retrain the plant staff, to recruit new specialists (the staff was increased to 1958 thousand people by 4) and to expand production. For a short period of time, 14 thousand KU-2A units, about 5 thousand beet-harvesting machines, 874 road rollers, 4 thousand trolleys for breaking beets, 24 thousand tractor wheels and a few other items of small agricultural equipment were assembled at the combine production.


The first Soviet corn harvester KU-2. At one time it was the main products of the future KrAZ. Photo: media.vdnh.ru

On April 17, 1958, when the hysteria with corn began to subside, it was decided to create a huge enterprise on the basis of the Kremenchug plant to assemble huge Yaroslavl trucks intended primarily for the army. This was the largest transformation of the production cycle at the plant for all its existence. Firstly, it was necessary to allocate 20 thousand square meters for new workshops, and secondly, to place in them about 1500 pieces of equipment both from YaAZ and completely new. Since the plant in Yaroslavl was completely redesigned into motor production, many automotive engineers moved to the future KrAZ. They subsequently formed the backbone of the design headquarters of the Ukrainian plant. The head of the KrAZ test department, Leonid Vinogradov, wrote in this connection:

It was in 1958. I then worked at the Yaroslavl Automobile Plant, headed the group for fine-tuning cars. And suddenly news comes: it was decided to transfer the production of trucks to Ukraine - to Kremenchug, to a former combine plant. And in Yaroslavl, due to this, expand the production of engines ... What should I do? How to live without your favorite cars? He waved his hand at everything and left for Kremenchug. So I’ve been at this factory since the first days. And I'm not the only one. We arrived from Yaroslavl a whole group, began to develop in a new place. I started working in an experimental workshop. As a matter of fact, at first there was no workshop as such. It still needed to be created. They bought for him the most advanced equipment for those times, including abroad. And the workshop in terms of its technical equipment and ability turned out to be at a level.


To be continued ...
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

95 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля

КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля
КрАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Медведь на капоте


В Кременчуг производственную линейку тяжелых трехосных грузовиков привезли с Ярославского автомобильного завода, история которого уходит в дореволюционный 1916 год. Тогда промышленник Владимир Александрович Лебедев открыл один из первых в России автомобильных заводов, нацеленный на удовлетворение оборонных заказов. Планировали выпускать полуторки английской марки «Кросслей», но все карты смешала гражданская война, после которой завод превратился в ведущего производителя тяжелых грузовиков для армии и народного хозяйства Советского Союза.

Наиболее интересным для «кременчугской» темы является 1944 год, когда предприятие получило имя Ярославского автомобильного завода и приступило к разработке нового семейства грузовиков. Важно, что в качестве силового агрегата впервые для серийных грузовиков был выбран дизель, для производства которого в США закупили станки и оснастку. В качестве прототипа взяли за основу заокеанский двухтактный дизель General Motors GMC 4-71 – это был четырёхцилиндровый агрегат с водяным охлаждением и рабочим объемом в 4654 куб. см. Мощность он развивал в 112 л.с. и в 1947 году впервые встал под капот 7-тонного ЯАЗ-200 (копия штатовского GMC-803). Эта машина впоследствии «ушла» в Минск, где и стала родоначальницей целого поколения грузовиков МАЗ.




ЯАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Надо сказать, что освоенные в 1946 году американские дизели являлись достаточно прогрессивными моторами для своего времени. Они были компактными, обладали хорошими показателями по удельной мощности и экономичности, однако были требовательными к уровню квалификации как производственников, так и обслуживающего персонала. Кроме этого, двухтактные дизели шумели нещадно и весили по 800 килограммов. Со временем в Ярославле освоили шестицилиндровую версию американского дизеля GMC 6-71, который получил имя ЯАЗ-206А и развивал уже 165 л. с. Вот именно он и стал сердцем тяжелого трехосного ярославского ЯАЗ-210, конструкция которого на многие годы стала стандартом для будущих грузовиков из Кременчуга. В частности, инженеры оснастили грузовик тяжелой и прочной рамой, лонжероны которой изготавливали из горячекатаных профилей (швеллеров) с применением низколегированных хромосодержащих сталей. Раму сделали прочной, а вот об условиях работы водителя думали, похоже, в последнюю очередь: рулевое управление этих трехосных богатырей не имело усилителя. Чтобы понять, какое значение для советской и частично мировой отрасли имели ярославские 12-тонные грузовики, можно привести пример вьетнамской банкноты в 5 донгов, на которой изображен самосвал ЯАЗ-210Е за работой.












Балластный тягач ЯАЗ-210Г. Именно он во многом стал предшественником ЯАЗ-214 (КрАЗ-21) Фото: www.gruzovikpress.ru

Также в этой линейке особый интерес представляет предок современных танковозов – балластный тягач ЯАЗ-210Г. Такой вариант получил укороченную базу и скопированную с американского Diamond Т-980 металлическую платформу на 8 тонн балласта. Тягач таскал за собой прицеп полной массой до 30 тонн и до определенного момента удовлетворял военных. Однако отсутствие полного привода и малые углы взаимного перекоса задних мостов требовали для движения военного грузовика дороги хорошего качества. С учетом множества требований Министерства обороны на рубеже 50-х годов в Ярославле приступили к разработке нового грузовика с колесной формулой 6х6.














ЯАЗ-214 (КрАЗ-214) Фото: www.cris9.armforc.ru

За основу взяли передний ведущий мост от ЗИЛ-164, оснастили его двухступенчатым редуктором и шарнирами равных угловых скоростей, а также внесли существенные изменения в раздаточную коробку. Конструкторы ЯАЗа не пошли по пути коллег из Москвы, которые на ЗИС-151 оставили на задних мостах двойную ошиновку, а установили односкатные колеса большого диаметра. Это были шины типа Trilex, для их разработки привлекли Ярославский шинный завод, расположенный неподалеку. Trilex – это поперечно-разборный бездисковый обод, состоящий из трех секторов: одного большого и двух малых, соединяющихся между собой фигурными торцами бортовых закраин. Последние также выступали в качестве замочных устройств. В смонтированном с шиной состоянии габаритное колесо 15.00-20.00 имеет жесткую конструкцию. Системы регулирования давления в шинах на машине не было, что несколько снижало вездеходные качества на слабых грунтах. Для тяжелого и полноприводного грузовика прежний дизель мощностью в 165 л. с. был явно слабоват, поэтому был разработан форсированный вариант ЯАЗ-206Б на 205 л. с. Появилась более просторная кабина с обогревом, пневмоусилитель рулевого управления и даже устройство для обдува ветрового стекла.


ЯАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Главным конструктором нового армейского ЯАЗа был Виктор Васильевич Осепчугов, который выбрал для грузовика, получившего индекс «214», конструкцию трансмиссии, во многом являющуюся компромиссной. Естественно, раз машина строилась на базе американских концепций, она получила отдельные карданы на все мосты – ни о каких проходных мостах тогда речь не шла. Схожую трансмиссию, кстати, имел ЗИЛ-157, также построенный по заокеанским лекалам.

Как уже говорилось выше, у машины сохранились модернизированная раздаточная коробка от ЯАЗ-210Г, межосевой дифференциал и тележка из двух задних мостов, а новинкой стала приставка к раздатке с отключаемым приводом на передний мост. При переезде неровностей между первым и вторым ведущими мостами возникали «паразитные» нагрузки, которые не могли быть нивелированы дифференциалом – его попросту не было. При этом, повторюсь, между задними мостами дифференциал присутствовал. Виктору Осепчугову пришлось пойти на этот компромисс по причине сложностей с освоением новой техники: на Ярославском заводе держались за сложный в производстве узел «раздаточная коробка – межосевой дифференциал».

Машина пошла в серию в 1957 году. Такая примитивная схема привода КрАЗов сохранялась еще на протяжении 30 лет. А годом ранее в окрестностях Ярославля ЯАЗ-214 проходил последние испытания, организованные из соображений секретности в ночное время. Также ночью новенькие грузовики перебросили по железной дороге под тентами на московскую выставку вооружений, где трехосный гигант очень понравился королю Афганистана Мухаммеду Захир Шаху. Никита Хрущев тут же распорядился собрать по обходной технологии в экспериментальном цехе завода 10 машин и отправить в Кабул в качестве подарка.










КрАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Несмотря на то, что дизель на ЯАЗ-214 был весьма убедительной мощности в 205 л. с., 7-тонный грузовик оказался чрезмерно тяжелым даже для него. В снаряженном состоянии на весах он показывал 12,3 тонны! ЯАЗ-214 был огромной, неповоротливой и тихоходной машиной (максимальная скорость не более 55 км/ч), получившей в армии прозвище «автомобильный трактор». Грузовик был способен, в зависимости от дорожных условий, таскать прицепы от 15 до 50 тонн. Если сравнивать габариты грузовика с современниками, то выше и шире ярославского богатыря были лишь карьерный МАЗ-525, но и он проигрывал вездеходу в длине.

Тем не менее, машина оказалась очень востребованной как в войсках, так и народном хозяйстве, что вызвало проблему – площади и мощности ЯАЗа не позволяли расширять производство всей линейки грузовиков. В 1959 году было принято решение о переносе всего производства тяжелых грузовиков из Ярославля в Кременчуг, где никогда до этого автомобильную технику не собирали. В общей сложности до переезда на Украину ЯАЗ собрал 1265 армейских полноприводных грузовиков, среди которых было немало спецверсий. Одной из таких стало усиленное шасси ЯАЗ-214Ш-7, собранное для монтажа перспективного ракетного вооружения. И без того перетяжеленный различными усилителями грузовик был дополнительно оснащен более прочными агрегатами, лебедкой и валами отбора мощности для привода оборудования спецнадстроек. Также в Ярославле по спецзаказу Министерства обороны собирали единичные экземпляры 214-й машины с опорно-сцепным устройством от МАЗ-200В.

Кременчуг встречает ЯАЗ


Город Кременчуг в Полтавской области УкрССР никогда до конца 50-х годов не ассоциировался с автомобилями и тем более с тяжелыми грузовиками. Тем не менее, мощности и площади для промышленного производства в городе имелись. В 1945 году наркомом путей сообщения СССР было подписано распоряжение о строительстве в Кременчуге завода по производству мостов. Стране после немецкого нашествия остро требовалось возвести новые мосты взамен разрушенных и организовать паромные переправы. В 1948 году завод приступил к работе и осваивал передовые для своего периода методы производства. К примеру, впервые именно в Кременчуге внедрили среди мостостроителей сварку под флюсом по методу легендарного Патона. Кстати, и знаменитый сварной мост Патона в Киеве был создан не без участия мастеров из Кременчуга – на заводе отливали 600-тонные перила. В портфолио мостостроительного производства будущего КрАЗа — Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр и Вислу, паромные переправы Керченского пролива и Беломора-Балтийского канала. В общей сложности на предприятии собрали 607 мостов общей длиной в 27 километров, на которые потратили 104 тысячи тонн металла. Но к 1953 году большая часть мостов в Советском Союзе была восстановлена, и заводу остро стало не хватать заказов. После трех лет стагнации предприятию на помощь пришел… Никита Хрущев, объявивший главной сельскохозяйственной культурой в стране кукурузу. В 1956 году Кременчугский завод стал комбайновым. Основной продукцией на конвейере оказался кукурузоуборочный комбайн КУ-2А, производство которого пришло на завод с «Ростсельмаша». Естественно, пришлось переучивать персонал завода, набирать новых специалистов (штат увеличили к 1958 году до 4 тысяч человек) и расширять производства. На комбайновом производстве за короткий срок собрали 14 тысяч агрегатов КУ-2А, около 5 тысяч свеклоуборочных машин, 874 дорожных катков, 4 тысячи тележек для прорыва свеклы, 24 тысячи тракторных колес и еще несколько наименований мелкой сельхозтехники.


Первый советский кукурузоуборочный комбайн КУ-2. В своё время это была основная продукция будущего КрАЗа. Фото: media.vdnh.ru

17 апреля 1958 года, когда истерия с кукурузой начала утихать, было решено создать на базе Кременчугского завода огромное предприятие по сборке огромных ярославских грузовиков, предназначенных преимущественно для армии. Это было самое масштабное преобразование производственного цикла на заводе за все время существования. Во-первых, требовалось выделить 20 тысяч квадратных метров под новые цеха, во-вторых, разместить в них порядка 1500 единиц оборудования как с ЯАЗа, так и совершенно нового. Так как завод в Ярославле полностью перепрофилировали в моторное производство, многие автомобильные инженеры переехали на будущий КрАЗ. Они впоследствии и составили костяк конструкторского штаба украинского завода. Начальник отдела испытаний КрАЗа Леонид Виноградов писал в этой связи:

Было это в 1958 году. Работал я тогда на Ярославском автозаводе, возглавлял группу по доводке машин. И вдруг приходит известие: производство грузовиков решено перевести на Украину – в Кременчуг, на бывший комбайновый завод. А в Ярославле за счет этого расширить выпуск двигателей… Что же мне делать? Как жить без любимых автомобилей? Махнул на все рукой и уехал в Кременчуг. Так что я на этом заводе с первых дней. И не один я такой. Прибыла нас из Ярославля целая группа, начали осваиваться на новом месте. Я начал работать в экспериментальном цехе. Собственно говоря, цеха как такового поначалу не было. Его еще требовалось создать. Закупали для него самое наиновейшее по тем временам оборудование, в том числе и за рубежом. И цех по своему техническому оснащению и возможностью получился, как говорится, на уровне.


Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти