КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля

96
КрАЗ-214. Украинский солдат родом из Ярославля
КрАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Медведь на капоте


В Кременчуг производственную линейку тяжелых трехосных грузовиков привезли с Ярославского автомобильного завода, история которого уходит в дореволюционный 1916 год. Тогда промышленник Владимир Александрович Лебедев открыл один из первых в России автомобильных заводов, нацеленный на удовлетворение оборонных заказов. Планировали выпускать полуторки английской марки «Кросслей», но все карты смешала гражданская война, после которой завод превратился в ведущего производителя тяжелых грузовиков для армии и народного хозяйства Советского Союза.

Наиболее интересным для «кременчугской» темы является 1944 год, когда предприятие получило имя Ярославского автомобильного завода и приступило к разработке нового семейства грузовиков. Важно, что в качестве силового агрегата впервые для серийных грузовиков был выбран дизель, для производства которого в США закупили станки и оснастку. В качестве прототипа взяли за основу заокеанский двухтактный дизель General Motors GMC 4-71 – это был четырёхцилиндровый агрегат с водяным охлаждением и рабочим объемом в 4654 куб. см. Мощность он развивал в 112 л.с. и в 1947 году впервые встал под капот 7-тонного ЯАЗ-200 (копия штатовского GMC-803). Эта машина впоследствии «ушла» в Минск, где и стала родоначальницей целого поколения грузовиков МАЗ.




ЯАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Надо сказать, что освоенные в 1946 году американские дизели являлись достаточно прогрессивными моторами для своего времени. Они были компактными, обладали хорошими показателями по удельной мощности и экономичности, однако были требовательными к уровню квалификации как производственников, так и обслуживающего персонала. Кроме этого, двухтактные дизели шумели нещадно и весили по 800 килограммов. Со временем в Ярославле освоили шестицилиндровую версию американского дизеля GMC 6-71, который получил имя ЯАЗ-206А и развивал уже 165 л. с. Вот именно он и стал сердцем тяжелого трехосного ярославского ЯАЗ-210, конструкция которого на многие годы стала стандартом для будущих грузовиков из Кременчуга. В частности, инженеры оснастили грузовик тяжелой и прочной рамой, лонжероны которой изготавливали из горячекатаных профилей (швеллеров) с применением низколегированных хромосодержащих сталей. Раму сделали прочной, а вот об условиях работы водителя думали, похоже, в последнюю очередь: рулевое управление этих трехосных богатырей не имело усилителя. Чтобы понять, какое значение для советской и частично мировой отрасли имели ярославские 12-тонные грузовики, можно привести пример вьетнамской банкноты в 5 донгов, на которой изображен самосвал ЯАЗ-210Е за работой.












Балластный тягач ЯАЗ-210Г. Именно он во многом стал предшественником ЯАЗ-214 (КрАЗ-21) Фото: www.gruzovikpress.ru

Также в этой линейке особый интерес представляет предок современных танковозов – балластный тягач ЯАЗ-210Г. Такой вариант получил укороченную базу и скопированную с американского Diamond Т-980 металлическую платформу на 8 тонн балласта. Тягач таскал за собой прицеп полной массой до 30 тонн и до определенного момента удовлетворял военных. Однако отсутствие полного привода и малые углы взаимного перекоса задних мостов требовали для движения военного грузовика дороги хорошего качества. С учетом множества требований Министерства обороны на рубеже 50-х годов в Ярославле приступили к разработке нового грузовика с колесной формулой 6х6.












ЯАЗ-214 (КрАЗ-214) Фото: www.cris9.armforc.ru

За основу взяли передний ведущий мост от ЗИЛ-164, оснастили его двухступенчатым редуктором и шарнирами равных угловых скоростей, а также внесли существенные изменения в раздаточную коробку. Конструкторы ЯАЗа не пошли по пути коллег из Москвы, которые на ЗИС-151 оставили на задних мостах двойную ошиновку, а установили односкатные колеса большого диаметра. Это были шины типа Trilex, для их разработки привлекли Ярославский шинный завод, расположенный неподалеку. Trilex – это поперечно-разборный бездисковый обод, состоящий из трех секторов: одного большого и двух малых, соединяющихся между собой фигурными торцами бортовых закраин. Последние также выступали в качестве замочных устройств. В смонтированном с шиной состоянии габаритное колесо 15.00-20.00 имеет жесткую конструкцию. Системы регулирования давления в шинах на машине не было, что несколько снижало вездеходные качества на слабых грунтах. Для тяжелого и полноприводного грузовика прежний дизель мощностью в 165 л. с. был явно слабоват, поэтому был разработан форсированный вариант ЯАЗ-206Б на 205 л. с. Появилась более просторная кабина с обогревом, пневмоусилитель рулевого управления и даже устройство для обдува ветрового стекла.


ЯАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Главным конструктором нового армейского ЯАЗа был Виктор Васильевич Осепчугов, который выбрал для грузовика, получившего индекс «214», конструкцию трансмиссии, во многом являющуюся компромиссной. Естественно, раз машина строилась на базе американских концепций, она получила отдельные карданы на все мосты – ни о каких проходных мостах тогда речь не шла. Схожую трансмиссию, кстати, имел ЗИЛ-157, также построенный по заокеанским лекалам.

Как уже говорилось выше, у машины сохранились модернизированная раздаточная коробка от ЯАЗ-210Г, межосевой дифференциал и тележка из двух задних мостов, а новинкой стала приставка к раздатке с отключаемым приводом на передний мост. При переезде неровностей между первым и вторым ведущими мостами возникали «паразитные» нагрузки, которые не могли быть нивелированы дифференциалом – его попросту не было. При этом, повторюсь, между задними мостами дифференциал присутствовал. Виктору Осепчугову пришлось пойти на этот компромисс по причине сложностей с освоением новой техники: на Ярославском заводе держались за сложный в производстве узел «раздаточная коробка – межосевой дифференциал».

Машина пошла в серию в 1957 году. Такая примитивная схема привода КрАЗов сохранялась еще на протяжении 30 лет. А годом ранее в окрестностях Ярославля ЯАЗ-214 проходил последние испытания, организованные из соображений секретности в ночное время. Также ночью новенькие грузовики перебросили по железной дороге под тентами на московскую выставку вооружений, где трехосный гигант очень понравился королю Афганистана Мухаммеду Захир Шаху. Никита Хрущев тут же распорядился собрать по обходной технологии в экспериментальном цехе завода 10 машин и отправить в Кабул в качестве подарка.










КрАЗ-214 Фото: www.autowp.ru

Несмотря на то, что дизель на ЯАЗ-214 был весьма убедительной мощности в 205 л. с., 7-тонный грузовик оказался чрезмерно тяжелым даже для него. В снаряженном состоянии на весах он показывал 12,3 тонны! ЯАЗ-214 был огромной, неповоротливой и тихоходной машиной (максимальная скорость не более 55 км/ч), получившей в армии прозвище «автомобильный трактор». Грузовик был способен, в зависимости от дорожных условий, таскать прицепы от 15 до 50 тонн. Если сравнивать габариты грузовика с современниками, то выше и шире ярославского богатыря были лишь карьерный МАЗ-525, но и он проигрывал вездеходу в длине.

Тем не менее, машина оказалась очень востребованной как в войсках, так и народном хозяйстве, что вызвало проблему – площади и мощности ЯАЗа не позволяли расширять производство всей линейки грузовиков. В 1959 году было принято решение о переносе всего производства тяжелых грузовиков из Ярославля в Кременчуг, где никогда до этого автомобильную технику не собирали. В общей сложности до переезда на Украину ЯАЗ собрал 1265 армейских полноприводных грузовиков, среди которых было немало спецверсий. Одной из таких стало усиленное шасси ЯАЗ-214Ш-7, собранное для монтажа перспективного ракетного вооружения. И без того перетяжеленный различными усилителями грузовик был дополнительно оснащен более прочными агрегатами, лебедкой и валами отбора мощности для привода оборудования спецнадстроек. Также в Ярославле по спецзаказу Министерства обороны собирали единичные экземпляры 214-й машины с опорно-сцепным устройством от МАЗ-200В.

Кременчуг встречает ЯАЗ


Город Кременчуг в Полтавской области УкрССР никогда до конца 50-х годов не ассоциировался с автомобилями и тем более с тяжелыми грузовиками. Тем не менее, мощности и площади для промышленного производства в городе имелись. В 1945 году наркомом путей сообщения СССР было подписано распоряжение о строительстве в Кременчуге завода по производству мостов. Стране после немецкого нашествия остро требовалось возвести новые мосты взамен разрушенных и организовать паромные переправы. В 1948 году завод приступил к работе и осваивал передовые для своего периода методы производства. К примеру, впервые именно в Кременчуге внедрили среди мостостроителей сварку под флюсом по методу легендарного Патона. Кстати, и знаменитый сварной мост Патона в Киеве был создан не без участия мастеров из Кременчуга – на заводе отливали 600-тонные перила. В портфолио мостостроительного производства будущего КрАЗа — Арбатский мост в Москве, мосты через Волгу, Днепр и Вислу, паромные переправы Керченского пролива и Беломора-Балтийского канала. В общей сложности на предприятии собрали 607 мостов общей длиной в 27 километров, на которые потратили 104 тысячи тонн металла. Но к 1953 году большая часть мостов в Советском Союзе была восстановлена, и заводу остро стало не хватать заказов. После трех лет стагнации предприятию на помощь пришел… Никита Хрущев, объявивший главной сельскохозяйственной культурой в стране кукурузу. В 1956 году Кременчугский завод стал комбайновым. Основной продукцией на конвейере оказался кукурузоуборочный комбайн КУ-2А, производство которого пришло на завод с «Ростсельмаша». Естественно, пришлось переучивать персонал завода, набирать новых специалистов (штат увеличили к 1958 году до 4 тысяч человек) и расширять производства. На комбайновом производстве за короткий срок собрали 14 тысяч агрегатов КУ-2А, около 5 тысяч свеклоуборочных машин, 874 дорожных катков, 4 тысячи тележек для прорыва свеклы, 24 тысячи тракторных колес и еще несколько наименований мелкой сельхозтехники.


Первый советский кукурузоуборочный комбайн КУ-2. В своё время это была основная продукция будущего КрАЗа. Фото: media.vdnh.ru

17 апреля 1958 года, когда истерия с кукурузой начала утихать, было решено создать на базе Кременчугского завода огромное предприятие по сборке огромных ярославских грузовиков, предназначенных преимущественно для армии. Это было самое масштабное преобразование производственного цикла на заводе за все время существования. Во-первых, требовалось выделить 20 тысяч квадратных метров под новые цеха, во-вторых, разместить в них порядка 1500 единиц оборудования как с ЯАЗа, так и совершенно нового. Так как завод в Ярославле полностью перепрофилировали в моторное производство, многие автомобильные инженеры переехали на будущий КрАЗ. Они впоследствии и составили костяк конструкторского штаба украинского завода. Начальник отдела испытаний КрАЗа Леонид Виноградов писал в этой связи:

Было это в 1958 году. Работал я тогда на Ярославском автозаводе, возглавлял группу по доводке машин. И вдруг приходит известие: производство грузовиков решено перевести на Украину – в Кременчуг, на бывший комбайновый завод. А в Ярославле за счет этого расширить выпуск двигателей… Что же мне делать? Как жить без любимых автомобилей? Махнул на все рукой и уехал в Кременчуг. Так что я на этом заводе с первых дней. И не один я такой. Прибыла нас из Ярославля целая группа, начали осваиваться на новом месте. Я начал работать в экспериментальном цехе. Собственно говоря, цеха как такового поначалу не было. Его еще требовалось создать. Закупали для него самое наиновейшее по тем временам оборудование, в том числе и за рубежом. И цех по своему техническому оснащению и возможностью получился, как говорится, на уровне.


Продолжение следует…
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    12 февраля 2020 18:07
    Кабины на КрАЗах горели .... Как порох ..
    1. +3
      12 февраля 2020 20:07
      А, чего так?..
      1. for
        +9
        12 февраля 2020 21:33
        Потому что деревянный каркас. Но не раз не слышал чтоб горели.
        1. +19
          12 февраля 2020 21:56
          Да я в курсе из чего они. Просто ни одного такого случая за сорок пять лет своей жизни не встречал.
          Это что нужно делать в кабине, чтобы она загорелась? Если шашлык-машлык жарить разве что...
          1. -5
            13 февраля 2020 04:41
            Ну раз Вы не встречали тогда всё - какой разговор ..Только вот КрАЗы какие за эти годы встречались ...
        2. -4
          13 февраля 2020 06:07
          Цитата: for
          Потому что деревянный каркас. Но не раз не слышал чтоб горели.

          А я не слышал.я видел ... И после инцидента было озвучено что не первая машина полыхнула ...
  2. +6
    12 февраля 2020 18:18
    Только украинцам об этом названии не говорите. Иначе скажут что это все брехня.
    1. 0
      12 февраля 2020 20:08
      Козе понятно.
      1. 0
        17 февраля 2020 11:05
        Ну козе - да пожалуй. laughing
        А поскольку среди человеков в Украине всеобщая грамотность и общедоступный инет - наши человеки сначала читают тут:
        http://www.autokraz.com.ua/index.php/ru/about/our-history/item/103-1958
    2. 0
      17 февраля 2020 10:58
      Для украинцев - есть официальный сайт КрАЗа. На котором русским по белому на трех языках повествуется, что история производства авто на Кременчугском автозаводе началась с совместного постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.04.1958 о переводе на местный комбайновый производства авто из Ярославля. И выложена фотка памятной доски по этому случаю на здании заводоуправления КрАЗа.
  3. -4
    12 февраля 2020 18:20
    Зеленскому и Порошенко не говорите! Расстроится!
  4. +33
    12 февраля 2020 18:31
    Украинский солдат родом из Ярославля
    Украинский?????? Советский автомобиль-солдат...
    1. +15
      12 февраля 2020 18:45
      Сергей, советский то советский, но дурню досталась. КРАЗ мой земляк, ( Кострома получила свою область, раньше входила в Ярославльскую). Обидно, такие перспективы были у машины...Правда АЗЛК и ЗиЛа тоже уже нет... crying
      1. +3
        12 февраля 2020 18:53
        Цитата: sabakina
        тоже уже нет...

        Вот сами говорите, это наша общее горе и трагедия...
        А вот сейчас на смену КрАЗам у нас идут Уралы и КамАЗы, и как то я уже считаю, что оно и к лучшему.
        Да и у украинцев, сейчас больше МАЗы поступают, в те же ВСУ, чем КрАЗы
        1. +3
          12 февраля 2020 18:56
          Сергей, КРАЗ машина медленная, но тяговитая и выносливая. Опять получается выбор между скоростью и тоннажем...
          1. +6
            12 февраля 2020 19:01
            Цитата: sabakina
            КРАЗ машина медленная, но тяговитая и выносливая.

            Так не на шоссе же ему приходилось таскать свой груз, а в условиях глубочайшего бездорожья.
            К слову, об этом мало вспоминают и пишут, но первоначально производство автомобилей из Ярославля планировали перенести в Днепропетровск, там даже ударными темпами отстраивали автомобильный завод, а для грузовика придумали персональное имя "Днипро", но затем завод перепрофилировали и теперь мы его знаем как Южный Машиностроительный Завод, на котором выпускали колесные трактора, а в качестве "нагрузки" winked ракеты...как космические, так и стратегические feel
            1. +2
              12 февраля 2020 20:13
              Цитата: svp67
              перенести в Днепропетровск, там даже ударными темпами отстраивали автомобильный завод, а для грузовика придумали персональное имя "Днипро",

              Это делалось под клон ЗиЛа с собственной кабиной, типа "Колхиды" из Кутаиси,но капотник.
              1. +1
                12 февраля 2020 20:24
                Цитата: Ил-18
                Это делалось под клон ЗиЛа с собственной кабиной, типа "Колхиды" из Кутаиси,но капотник.

                Знаете, вот трудно что то сейчас сказать в ответ. Всего раз видел видео старой кинохроники, где показывают испытания этих "Днипро", вот ни как на ЗИЛ, Колхиду, даже капотную они не похожи, а вот на первые КрАЗы, так очень...
                Хотя не буду спорить. Качество пленки было не очень и давно это было
                1. +2
                  12 февраля 2020 22:19
                  Есть документальный сериал об истории советского автопрома, ТК "Звезда" снял, как называется не помню. Там, кажется, видел вполне достойное изображение "Днепра". Кстати, кабина была уже ближе к ЗиЛ-130! Украинская мафия в Кремле и НК-4 загубила в угоду АИ-20 хотя разница в массовой отдаче через тонну перевалила только за счет аккумуляторов и силовых элементов., и ракетный завод вместо автомобильного в Днепропетровске разместила, и лучшие кадры с автозаводов во Львов забросила. Но довольно приличная серия 10000 ДАЗ-150" Украинец" была в Днепропетровске выпущена. А в Миассе в то время ЗиС-5в.
                2. +3
                  13 февраля 2020 00:02
                  Цитата: svp67
                  Цитата: Ил-18
                  Это делалось под клон ЗиЛа с собственной кабиной, типа "Колхиды" из Кутаиси,но капотник.

                  Знаете, вот трудно что то сейчас сказать в ответ. Всего раз видел видео старой кинохроники, где показывают испытания этих "Днипро", вот ни как на ЗИЛ, Колхиду, даже капотную они не похожи, а вот на первые КрАЗы, так очень...
                  Хотя не буду спорить. Качество пленки было не очень и давно это было

                  Подтверждаю мнение Андрея (Ил-18)! "Днипро" был копией ЗиЛ-130! Вот только внешний обвес без "штампов" и прессов, повторить ну ооочень не возможно! А отсюда угловатая кабина и "схожесть" с КрАЗом! А КРаЗ за всё время существования так и не смог продвинутся от прототипа ЯМЗ!
                  1. +2
                    13 февраля 2020 08:18
                    Днепропетровский завод не имеет к ЗИЛ-130 никакого отношения. ЗИЛ-130 был сделан на 10 лет позже, чем ДАЗ перестал быть автозаводом. На ДАЗе поставили на производство копию ЗИС-150 (ДАЗ-150), главным конструктором завода назначили Грачева. Кроме гражданских моделей (бортовая машина, самосвал ДАЗ-585, автопогрузчики, автокраны), завод разработал и готовил производство плавающего автомобиля БАВ (ДАЗ-485). В 1951г завод перепрофилировали. Грачев вернулся на ЗИС.
                    1. 0
                      13 февраля 2020 19:41
                      Цитата: Гончар
                      Днепропетровский завод не имеет к ЗИЛ-130 никакого отношения. ЗИЛ-130 был сделан на 10 лет позже, чем ДАЗ перестал быть автозаводом. На ДАЗе поставили на производство копию ЗИС-150 (ДАЗ-150), главным конструктором завода назначили Грачева. Кроме гражданских моделей (бортовая машина, самосвал ДАЗ-585, автопогрузчики, автокраны), завод разработал и готовил производство плавающего автомобиля БАВ (ДАЗ-485). В 1951г завод перепрофилировали. Грачев вернулся на ЗИС.

                      Совершенно верно! Извиняюсь за досадную опечатку!
      2. for
        0
        12 февраля 2020 21:35
        Цитата: sabakina
        Правда АЗЛК и ЗиЛа тоже уже нет

        С того начинать надо.
        1. 0
          13 февраля 2020 07:11
          Цитата: for
          С того начинать надо.

          И что это сейчас сильно заметно на наших дорогах?
      3. +4
        13 февраля 2020 08:42
        Цитата: sabakina
        Правда АЗЛК и ЗиЛа тоже уже нет...

        Многие автозаводы бывшего СССР сгинули в пучине перестройки, развала страны и лихолетья. Так, навскидку...
        ЗАЗ, ЛуАЗ, КАЗ, РАФ, КМЗ, Иж. А так же заводы по производству мопедов и мотоциклов в Ижевске, Коврове, Риге, Туле, Львове...
        1. 0
          20 февраля 2020 08:40
          Простите, а в том, что "Колхиду" в советское время ненавидели все, кто соприкасался, а уже в 90-ые встретить данное грузинское изделие было невозможно, тоже Путин виноват? Может Путин виноват в оставшихся в республиках ЗАЗе и РАФе? Вместо последнего у нас теперь свои "ГАЗель" и "Соболь", и всем хорошо. А может Путин виноват, что мотоциклы в нашем климате пригодны разве что с апреля-мая по сентябрь-октябрь, и их практически никто не покупает, даже импортные? Правда, у меня тут на заводе есть относительно новые грузовые мотороллеры "Иж", может что-то до сих пор делают, но рынка для мототехники в России нет, в СССР он только за счет нехватки автомобилей и деревень существовал. Да оно может и к лучшему, мотоцикл без коляски - это инструмент самоубийства. Кому сейчас нужен ЛуАЗ даже не спрашиваю...
      4. Комментарий был удален.
      5. 0
        19 февраля 2020 23:55
        На данное время перспективы КрАЗа остались,помимо военки,сам видел рекламу о льготах сельхоз производителям ,при использовании сего авто,зерновоз в частности.сам некоторое время работал на таком 256 б,мощь и неприхотливость впечатляла,комфорта конечно маловато ,но это карьерный самосвал .Ну если его собирали не прямые руки были проблемы,у меня очень часто терялись шпильки на поросёнка( средний мост). Масло как-то попалось не очень,два татарина застучали пока масло на качество проверили,а людоеду ничего.
  5. +5
    12 февраля 2020 18:35
    На мой взгляд , автор сделал ошибку , ЗИЛ 164 был без переднего ведущего моста .
    1. +5
      12 февраля 2020 18:38
      Да, вы правы, от ЗИЛ-164 был взят задний ведущий мост, а в Ярославле его оснастили ШРУСами и редуктором.
  6. -1
    12 февраля 2020 18:57
    очень брутальная машина.
  7. +6
    12 февраля 2020 19:06
    Сколько КрАЗов видел, а вот медведя на капоте - ни разу. recourse
    1. +4
      12 февраля 2020 19:35
      Дык убегал мишка . от звука движка.
      1. +7
        12 февраля 2020 19:40
        Цитата: Ламата
        Дык убегал мишка . от звука движка.

        На сувениры домой он убегал, скорее... laughing
        1. +1
          12 февраля 2020 19:42
          Я просто не осмелился предложить данную версию ))) laughing что бы небросать тень на народ
          1. +4
            12 февраля 2020 19:45
            Цитата: Ламата
            Я просто не сомелился предложить данную версию

            Я и сам как то оленя упер с капота Волги. Прошу заметить, битого в доску. А олень уцелел. winked
            1. +3
              12 февраля 2020 20:07
              каюсь , я как то от жиги отломал значок лада , с радиатора , году так в 1982 , а в 1993 упер мериновскую звезду с мерина старшины ГАИ , жившего в нашем дворе, но второй случай - МЕСТЬ.
            2. +5
              13 февраля 2020 08:46
              Цитата: мордвин 3
              Я и сам как то оленя упер с капота Волги. Прошу заметить, битого в доску. А олень уцелел.

              Поговаривают, что этого фирменного оленя с капота убрали, потому что при ДТП уж очень многих этот олень забодал до кровушки.
            3. 0
              14 февраля 2020 18:44
              В момент аварии он зажмурился и сгруппировался :)
    2. +8
      13 февраля 2020 07:22
      Цитата: мордвин 3
      Сколько КрАЗов видел, а вот медведя на капоте - ни разу.

      Медведь это эмблема города Ярославль,

      так что он и был на КрАЗах, но пока не кончились комплектующие с Ярославля,


      а далее пошел "флажок"

      1. +1
        20 февраля 2020 00:00
        Флажек да на капоте,ещё он если не закрыть на защёлки открывался на ходу и слаживался,хотя на мой взгляд,крышка не была лёгкой,а КрАЗ считался тихоходом.
  8. 0
    12 февраля 2020 19:22
    После третьего ремонта движка с проточкой коленвала достаточно было резко дернуть и хрусть... И всё... Да ладно, хороший работяга, работали чуть южнее - у нас дизеля просто замерзали - солярка.
    1. +7
      12 февраля 2020 20:02
      Так вы не знаете как из летней солярки сделать зимнюю ?
      На полный бак солярки добавьте литр бензина , хорошо перемешать и .... вперед .
      Так же , в коробку и задний мост осенью добавить грамм сто бензина , в сильный мороз негрол (нигрол ?) не такой густой , и к весне сам бензин испарится .
      Благодарен одному старому шоферу , многому у него научился .
      1. 0
        12 февраля 2020 20:09
        А минимальная температура для такого микста какая была?
        1. +10
          12 февраля 2020 20:28
          Я жил тогда в Оренбургской области , морозы у нас ниже сорока были редкость . Ну и смотря какой бак у машины .
          Разговаривал как то с одним немцем , он делал постоянно рейсы в Москву и на летней солярки оказался недалеко от Москвы , мороз под 30 , дизель заглох . Рассказывал что остановились две машины , помочь . Вынули паяльную лампу (он ее назвал Flammenwerfer), отогрели бак , трубопровод , залили бензин . Пока они работали дали ему валенки , меховые рукавицы и полушубок , что бы отогрелся . Завели ему двигатель . Он был очень благодарен , говорил что русские шофера лучшие в мире .
      2. +2
        12 февраля 2020 20:17
        В минус 55 это не помогает. :) У нас 131-е не глушили всю зиму. :) Простите, вы просто меня не поняли, а я не объяснил - среднегодовая минус 40.
        1. +6
          12 февраля 2020 20:30
          Среднегодовая - 40!!!! Вы не ошиблись? не Антарктида же.
          1. +2
            12 февраля 2020 20:37
            Нет, не ошибся. Я там 25 лет прожил. Можете поискать сами - Красноярский край, Северо-Енисейский район, пос. Тея. Не вся Россия в тепличных условиях. :)
            1. +6
              12 февраля 2020 22:20
              Извините , НУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАМ СРЕДНЕГОДОВАЯ - 40
              1. 0
                13 февраля 2020 04:01
                http://www.admse.ru/city/poselki-rayona/teya.php
                1. +1
                  13 февраля 2020 07:48
                  Климат резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким сравнительно теплым летом, средняя температура января –31о, июля 16о,20о, среднегодовая температура - 40о. Чето напутали товарищи !!!!
                  1. 0
                    13 февраля 2020 11:25
                    В смысле? Что вам непонятно?
      3. +1
        12 февраля 2020 20:21
        Нигрол мешали с соляркой , керосином, также и гидравлические масла бодяжили. в мороз ниже 20 это спасение. Бензин в солярку добавляли конечно, примерно 1 к 20, куда деваться, также топливо пускали мимо фильтра грубой очистки, отстойника, то же мало-мало помогало. А бензин плескали в движок, крутить тогда легче при запуске и коленвалу не так достается. Минут через 5 он испарится.
        1. +2
          12 февраля 2020 20:43
          Все верно, если движок не изношенных и кольца работают как им положено, иначе срывает головку как "мама не горюй".
      4. +4
        13 февраля 2020 08:47
        Цитата: Кузнец 55
        негрол (нигрол ?)

        Пишите уж тогда - афроамерикано.
        1. +1
          13 февраля 2020 10:24
          Цитата: Грица
          Пишите уж тогда - афроамерикано.

          А правильно он написал. Нигрол и есть. В мосты заливали и коробки.
        2. 0
          20 февраля 2020 00:12
          Тад17 в мое становление уже был,нигрол для холода тугой дюже))
      5. 0
        20 февраля 2020 00:03
        Я тормозуху добавлял бск,минус 31 держала , конечно это Украина а не север РФ,но всё-таки,обмержих на трассе видел.
    2. 0
      13 февраля 2020 15:00
      Цитата: Сергей Аверченков
      После третьего ремонта движка с проточкой коленвала достаточно было резко дернуть и хрусть.

      Вы про какой движок говорите? Про тот, что в статье, шестицилиндровый двухтактник ЯАЗ 206? Вряд ли Вы на нем работали. Или про восьмицилиндровый четырехтактник ЯМЗ 238, ставившийся на другой машине КрАЗ 255?
      1. 0
        13 февраля 2020 20:36
        Конечно я на нем не работал - просто передаю рассказы моих старших товарищей. Урал, 131-й, 66-й на них - да.
    3. +3
      14 февраля 2020 18:49
      Вспомнился анекдот:

      На крайний север пригнали несколько самосвалов марки мерседес и дали инструктора, дабы русские водители не сломали чудо немецкой техники. Инструктор садился с водителем и обучал премудрости управления.
      И вот, двигаясь по зимнику, самосвал догоняет наш военный грузовик. Неожиданно, впереди идущий грузовик останавливается. Из кабины выскакивает солдат с ведром, черпает из канавы воду и заливает в бак.
      Немец, неплохо говорящий по-русски, с охреневшим лицом спрашивает у своего подопечного - что случилось? Наш сибирский парень отвечает:
      - Топливо закончилось, видимо.
      - У вас что - в канаве топливо?
      - Нет, вода.
      Пауза минут десять.
      - У вас что, есть моторы, которые работают на воде?
      - Нет, он же на соляре!
      Молча доезжают до базы, немец ошарашенно идёт к колонному и рассказывает об увиденном.
      Ему объясняют, что закончилась солярка, топливозаборник стоит выше дна, вода тяжелей, залив воду - подняли солярку и машине хватило доехать до заправки.
      Немец долго переваривал услышанное и выдал:
      - А почему у вас топливозаборник не до дна сделан?
      Ответ, который прозвучал, отправил немца к психиатру:
      - Нафига, а если вода в баке!?
  9. +10
    12 февраля 2020 20:03
    Внешний вид ОБАЛДЕННЫЙ!!!!! Но проблем было выше крыши, к сожалению и у его последыша тоже. ну да ладно свое дело худо- нище он выполнил. КрАЗ-ЯАЗ по конструкции перекликается с американскими тягачами , с МАКами , Даймондами поставляемыми нам по Ленд-Лизу. Интересный конечно машин. Огромная баранка, Пшикание пневмоусилителя руля до психоза доводила, пшик есть а рулевое не повернуть. Колеса правда легко снимались для замены, плюс несомненный. Резина на машине непонятная, в те годы маркировка была другая почти до 2000 годов, например на Урале была резина 370-508, сейчас она маркируется 14.00- 20. Маркировка шин для данного грузовика неправильная , 15.00-20 нужно писать, а не 15.00-20.00. Но и с размерностью на 15.00 я не сталкивался, после 14.00 идет 16.00 сейчас на грузовиках-проходимцах такую ставят. Двизеля двухтактники, без слез вспомнить невозможно. Заводился на морозе ужасно плохо, дым валит со всех щелей, а не схватывает, невероятно шумный, наверное чтобы вводить в заблуждение шпиенов, пусть думают что самолеты взлетают. Прикольно но в кабине часы были, прям по центру панели, красивые такие. Электрооборудование было 12 вольт, а стартер 24........ Что за мму.мму.м..... мущина это придумал, переключатели ломались постоянно. Да кстати, кабины не горели если не поджечь, бредятина какая-то.
    1. +8
      12 февраля 2020 20:11
      Забыл написать про разнос движка, уходил в разнос только в путь. раскручивался до сумашедших оборотов. и начинал жрать масло из системы смазки , бывало и прекрытие воздуха не помогало, воздух затягивался через сапуны ,сальники. Как крайняя мера и самая опасная, водители упирали машину в надежный упор и втыкали пятую. тут уж движок давился, но было страшно.
      1. +1
        12 февраля 2020 20:19
        Так это разовые случаи или все поголовно? Я имею ввиду уход в разнос двигателя.
        1. +4
          12 февраля 2020 21:14
          Случаи не поголовные конечно. но очень запоминающиеся.
          1. 0
            20 февраля 2020 00:15
            Наслышан,говорят и поршня вылетали, МАЗ 200 вроде.
          2. 0
            20 февраля 2020 00:15
            Наслышан,говорят и поршня вылетали, МАЗ 200 вроде.
        2. 0
          13 февраля 2020 15:11
          Цитата: Бензорез
          Так это разовые случаи или все поголовно? Я имею ввиду уход в разнос двигателя.

          В случае чрезмерного износа движка + сопутствующие факторы, например:
          Бензин в масло, эфирчик в коллектор, перегрев, перегруз.
      2. +1
        13 февраля 2020 04:51
        Цитата: Вольный ветер
        разнос движка

        У меня Ниссан Прессаж два раза уходил в разнос. Зрелище еще то ! Менял движку...
  10. +6
    12 февраля 2020 20:13
    Спасибо автору. Интересно. Продолжайте.
  11. +2
    12 февраля 2020 20:39
    В ЗРК С-200 КРАЗы были тягачами ракет Если не работал ГУР то зарядить ракету по нормативу было нереально 18-ти летние пацаны крутили руль втроём По-другому никак
    1. 0
      12 февраля 2020 21:42
      На двух сотом таки да,255 были,ещё и 260 эти покомфортнее и сиденье водилы на амортизаторах и кабина в металле.
    2. +4
      12 февраля 2020 22:27
      Водил такой тягач на С-200. Но у нас они пусковую никогда не заряжали. Только ТЗМ на рельсах. Но все равно сложно. Между обваловкой от ударной волны на стартовой позиции было не просто подать ракету к ТЗМ. Радиус поворота был огромный. Кстати по поводу проходимости, раз сел по самые мосты (без полуприцепа), прислали 131-й вытягивать и тот сел также. Прислали Урал 4320, тот зверюга по одному их вытащил. Это было мощно.
  12. 0
    12 февраля 2020 20:50
    мощный зверюга
  13. +7
    12 февраля 2020 22:11
    ,,Злые москали" построили в своей ,,колонии" - Украине, автомобильный завод... Подлые колонизаторы!
    1. 0
      20 февраля 2020 00:20
      Ага,гнобили Коммунаром( ЗАЗ) судостроительным заводами,моторсич,ХТЗ.от кляти...
  14. +4
    12 февраля 2020 22:27
    Личные впечатления:году так в 84-м,летом,опоздал на автобус,а домой хотелось очень! Ну,что делать студенту - побежал на трассу,благо - рядом.Через час тормознул старый чадящий "Кра3" с деревянной кабиной,Лето,солнце,140 километров до родного города.....Адская поездка! Дикая жара,звукоизоляции нет,провонявшая топливом и выхлопными газами кабина,мокрый,как мышь, водитель,черепашья скорость! Вылез из машины,как чумной,аж качало.... Больше в "Краз" не садился)))))))
    1. +7
      13 февраля 2020 06:44
      Правильно делал, 140 км пешком сподручнее преодолеть. laughing
  15. +4
    12 февраля 2020 23:33
    Под Кеменчугом Светловодск (бывший Хрущев), там у ворот автопредприятия стоит на пьедестале
    МАЗ -200 - герой строительства Кременчугской ГЕС (это уникальная ГЕС на Днепре, в духе холодной
    войны -все собрано в теле плотины-типа устойчива к взрывной волне атомной бомбы -на поверхности
    нет никаких критичных сооружений). Так вот про эти МАЗ-200 (с медведем!) такая легенда ходила -при износе
    колец хватал масло из картера и шел в разнос. Шофера говорили, как об обыденном - в ближайший
    бетонный столб бампером и спасение.
    1. +6
      13 февраля 2020 00:02
      Медведей на МАЗуририках никогда не было. Эмблема МАЗа ЗУБР.
  16. +2
    13 февраля 2020 00:11
    В качестве прототипа взяли за основу заокеанский двухтактный дизель

    А за одно и Diamond T 980.

    Автор так аккуратненько обходит тему прототипа.Смешно даже.
    1. +2
      13 февраля 2020 05:05
      На дизель американцы передали лицензию, так же поставили оборудование для их производства в 1944 году , поставки шли по ленд-лизу.
    2. +2
      13 февраля 2020 08:40
      Конструктивно прототип ЯАЗ-210 - МАК NR-14. У Даймонда был скопирован кузов балластного тягача. Автор именно об этом и пишет. Даймонд 980 - машина узкого назначения, балластный тягач и только, со скоростью 36 км/ч. ЯАЗ-210 - универсальная машина, основные модификации бортовая машина, самосвал, седельный тягач. Скорость 55 км/ч.
  17. +5
    13 февраля 2020 06:32
    Слепые, трясущиеся на дороге фары, зеркала с завода манюсенькие кругленькие, как в девчачьей косметичке, трясучии сидушки, км 200 проехал - на рубахе дыра, водиле проще - хоть за руль держится, а пассажир по кабине как кузнечик скачет. Эх молодость!!!
    Движки летели только в путь, это уже в 90-х, может из за качества капремонта, но ходили не больше 5, а то и 3-х тысяч. А получил как то с хранения с нулевым пробегом - горя не знал.
    В морозы заводились только с эфиром, зато заводились наверняка всегда, и отремонтировать можно было всё, всегда в любом поле, главное что бы ключи 19 на 21 были, ну и на 14 для "тонких работ".
    Про разнос движка - правда, не часто но бывало, про горящую кабину - ни разу не слышал. Кабина кстати теплая была, если все дырки законопатить, даже спать приходилось, нормально так!
  18. +2
    13 февраля 2020 06:43
    Так и не увидел основной модели - самосвала, вот машина была, везет столько, сколько сам не весит.
    1. +1
      14 февраля 2020 18:57
      Автор обещал продолжение
  19. 0
    13 февраля 2020 11:54
    Году так в 2007-м пришлось пересечься с ребятами из Рязанской бригады железнодорожных войск. Произвели впечатление эксплуатировавшиеся ими советские тросовые экскаваторы Э-303, Кировец с возможностью движения по ж/д путям ( знатно пугали гражданских на переездах, когда двигались " в окно" между поездами) и КрАЗы. Помню, как-то боец-срочник подвёз на нём, чумазый как чертёнок, сидевший на деревянном табурете приколоченном к полу вместо сидения :)
  20. -4
    13 февраля 2020 13:05
    Почему за основу был взят американский мотор и автомобиль? После войны например завод Опель был вывезен в Москву и выпускал копию опеля Москвичь 401 . Вывезли бы Татру которой все восхищаются или Шкоду а еще Ман Мерседес Могирус и так далее. Люди которые работали на Татре 111 и потом севшие на Краз 214 плакали. Со временем от мотора избавились заменив на ямз 238 а от машины нет ведь создали с нуля Урал 375 могли бы и на этом чуде переделать трансмиссию по образу и подобию. Те кто неездил на этом кразе и неэксплуатировал его те непоймут у них будет восторг. Все познается в сравнении.
  21. -2
    13 февраля 2020 13:43
    Всё по американским образцам... Что бы мы без них делали? Весь наш автопром слизан с чего то уже созданного кем то. Так до сих пор.
    1. +3
      13 февраля 2020 20:15
      Цитата: panzerfaust
      Весь наш автопром слизан с чего то уже созданного кем то. Так до сих пор.

      Наш ПМП без лицензии производятся в Китае, США, Чехии, Сингапуре, Японии и активно продаются за рубеж. В целом ПМП, его копии и модификации производятся и состоят на вооружении в 38 странах.



      И подобных примеров куча, особенно среди того, что делась для нашей Армии (это частенько не патентовали)
    2. +1
      14 февраля 2020 19:04
      Тогда расскажите, пожалуйста, с чего слизали Весту. Это собственная разработка вазовских инженеров, как платформа, удачная и современная.
  22. +1
    13 февраля 2020 14:09
    Мощность он развивал в 112 л.с. и в 1947 году впервые встал под капот 7-тонного ЯАЗ-200 (копия штатовского GMC-803)

    Хотел посмотреть в И-нете, как выглядел этот GMC-803, и - упс... Не было такой машины! Она фигурирует только на русскоязычных сайтах и только как прототип ЯАЗ-200!
  23. +1
    13 февраля 2020 14:16
    Машина пошла в серию в 1957 году.

    Обалдеть! Ровесник Первого спутника!
    А ведь в 1980-х гг. они всё ещё были одними из основных тяжеловозов в стране.
  24. 0
    13 февраля 2020 19:40
    Цитата: Вольный ветер
    Медведей на МАЗуририках никогда не было. Эмблема МАЗа ЗУБР.

    Точно, я заврался - по бокам мотора зубры
  25. +2
    14 февраля 2020 10:55
    Служил в Забайкалье в 80-82. Строили бункер. Был у нас экскаватор на базе Краза. Машина зверь... Под гору, в гору, и по молодому лесу скорость километров 20 в час. У него проблемы со стартёром были, вечером ставили поперёк склона, утром двое-трое выворачивали руль и человек 20 его толкали. Главное сдвинуть... Метр и завёлся. Ни до , ни после не было у меня такой зарядки... И ещё: году в 76 видел как по дну Большого Пита (приток Енисея) ниже посёлка Брянка, ехал Краз. Зрелище потрясающее: по реке движется труба как перископ подводной лодки и вдруг появляется кабина и дальше весь грузовик, проезжает какое то расстояние и опять на поверхности только труба. Ему надо было километров на 12 ниже посёлка, дорог нет. Для местных жителей это было обыденность.
  26. 0
    20 февраля 2020 08:12
    И причем тут украiнцi?
  27. 0
    5 марта 2020 14:47
    Советский Солдат, Советский...