Вооружение «воздух-воздух» для Ми-28

29

Ударный вертолет Ми-28НМ. Хорошо видны установка НППУ-28 и пусковой модуль "Стрелец". Фото Airwar.ru

Современные ударные вертолеты семейства Ми-28 имеют широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых боеприпасов различного назначения. Основная часть вооружения предназначается для поражения разных наземных целей. Также предусматриваются системы «воздух-воздух», при помощи которых вертолет способен защищаться от нападения или осуществлять первый удар.

Малый калибр


Одной из отличительных особенностей вертолетов Ми-28 является несъемная подвижная пушечная установка НППУ-28. Агрегат характерного вида подвешен под носовой частью фюзеляжа и несет автоматическую пушку 2А42 калибра 30 мм. Установка включена в контуры управления оружием и работает синхронно с прицельными устройствами.



Приводы НППУ-28 обеспечивают горизонтальную наводку на угол до 110° вправо и влево от оси, а также вертикальную на 13° вверх и 40° вниз. В боковых ящиках установки помещается боекомплект из 250 снарядов 30х165 мм; подача боеприпасов двусторонняя селективная. Боекомплект включает бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.


Ми-28Н с аналогичным вооружением. Фото НПК "КБМ" / kbm.ru

Основной задачей НППУ-28 является атака легкобронированных наземных целей, защита которых может быть пробита 30-мм снарядом. Такие цели уверенно поражаются с 1,5 км. Возможна стрельба по «мягким» целям с 4 км. НППУ-28 также позволяет бороться с низкоскоростными воздушными целями по типу вертолетов или некоторых самолетов. Эффективная стрельба в таком режиме обеспечена на дальностях до 2-2,5 км.

«Стрелец» с «Иглой»


Основным вооружением «воздух-воздух» вертолетов Ми-28 всех модификаций на данный момент является система «Стрелец» – комплект аппаратуры и пусковых модулей для интеграции зенитных управляемых ракет «Игла» или «Игла-С». С помощью таких приборов вертолет или иной носитель получает возможность засекать и атаковать воздушные цели на догонных и встречных курсах.

КАМ «Стрелец» включает два основных компонента: универсальный пусковой модуль и аппаратуру управления и связи. Состав компонентов для конкретного носителя определяется заказчиком в соответствии с имеющимися требованиями. Так, на вертолетах Ми-28 используются сдвоенные пусковые модули с общим комплектом аппаратуры управления. Модули подвешиваются под крылом, а блок управления монтируется внутри машины.

Универсальный пусковой модуль представляет собой устройство с необходимыми приборами для предварительного обнаружения цели и креплениями для двух ТПК с ЗУР. Один такой модуль без ракет весит не более 40-41 кг; масса аппаратуры управления – менее 5 кг.


Два модуля "Стрелец" крупным планом. На верхнем установлены ТПК с ракетами, крепления нижнего пусты. Фото Wikimedia Commons

При использовании «Стрельца» вертолет Ми-28 получает возможность атаковать воздушные цели на расстояниях до 5-6 км (в зависимости от типа ЗУР). Скорость цели – до 400 м/с, время реакции – от 6,6 сек. Обеспечивается стрельба в нескольких режимах: одиночные пуски, последовательные или парные с обоих бортов одновременно.

Сам себе истребитель


Согласно последним сообщениям, самая новая модификация вертолета Ми-28НМ получит новое средство самообороны класса «воздух-воздух». Ожидаемое расширение номенклатуры боеприпасов позволит вертолету более эффективно вести воздушный бой против целей разных классов.

10 февраля «Известия» сообщили, что Минобороны приняло принципиальное решение об оснащении ударных вертолетов управляемой ракетой малой дальности Р-74М. Работы в этом направлении уже начаты, и теперь промышленности нужно решить несколько важных конструкторских задач. При этом уже ясны положительные последствия таких начинаний.

Ракета Р-74М, по известным данным, способна атаковать цели с расстояния до 40 км. Она предназначается для стрельбы по самолетам, вертолетам, БПЛА и высокоточному оружию ряда классов. Наведение на цель обеспечивается в любое время суток и в любых метеоусловиях. Впрочем, высокие характеристики имеют свою цену. На одной точке подвески крыла помещается только одна ракета.


Ракеты Р-74 на предприятии "Курганприбор". Фото Kurgan.ru

Любопытно, что Р-74М пока фигурирует в новостях о Ми-28НМ. Такой вертолет имеет некоторые особенности, способные более полно раскрывать потенциал перспективной ракеты. Ми-28НМ первым в своем семействе штатно получает надвтулочную РЛС Н025, предназначенную для ведения кругового обзора и обнаружения наземных или воздушных целей. Дальность обнаружения – до 20 км; обеспечивается сопровождение нескольких целей с одновременной стрельбой.

Таким образом, станция Н025 позволит вертолету следить за воздушной обстановкой и выявлять угрозы на значительной дальности. Затем Ми-28НМ сможет выполнять пуск ракеты Р-74М и поражать обнаруженную цель – в т.ч. на расстояниях, близких к максимальной дальности обнаружения.

Введение Р-74М в боекомплект должно повысить потенциал Ми-28НМ в контексте самообороны. В некоторых ситуациях такая ракета позволит наносить первый удар. Возможна стрельба по внешнему целеуказанию с захватом цели после пуска и иные методы применения. Во всех случаях новое оружие с повышенными характеристиками будет показывать серьезные преимущества перед имеющимися изделиями. Фактически ударный вертолет сможет взять на себя часть задач самолетов-истребителей – как минимум, в отдельных ситуациях.

Ракеты для вертолетов


Необходимо отметить, что установка ракет «воздух-воздух» на ударные вертолеты достаточно давно стала обыденностью. В бою существует риск столкновения с истребителями или вертолетами противника, и необходимы средства самообороны. Однако подходы к решению этого вопроса могут отличаться. В первую очередь, это касается ракетных вооружений.


Вертолет Ми-28Н с вооружением для атаки наземных и воздушных целей. Фото "Вертолеты России" / russianhelicopters.aero

Советские и российские вертолеты Ми-24 разных модификаций оснащены пулеметами или пушками и способны нести ракеты малой дальности Р-60 или «Игла». Последние заимствованы у серийного сухопутного ПЗРК. Схожий подход используют зарубежные авиастроители. К примеру, европейский боевой вертолет Eurofighter Tiger для воздушного боя использует 30-мм пушку, а также ракеты Stinger или Mistral. Обе ракеты заимствованы у ПЗРК.

Любопытный подход используют американские ВВС. Их вертолет AH-64 Apache несет ракеты ПЗРК AIM-92 Stinger, а также может оснащаться авиационными ракетами «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder разных модификаций. Рассматривалась возможность внедрения другого оружия с иными характеристиками.

Российские вертолеты семейства Ми-28 в целом соответствуют отечественным и зарубежным подходам к самообороне, хотя и намечаются заметные отличия. На данный момент наиболее эффективным средством борьбы с воздушными угрозами для Ми-28 всех модификаций остается КАМ «Стрелец» с ракетами линейки «Игла». С помощью этого комплекта вертолет может контролировать зону радиусом 5-6 км.

Однако в будущем, как утверждается, новейшая модификация Ми-28 получит перспективную ракету «воздух-воздух» с дальностью 40 км. Это может резко изменить боевые возможности вертолета. Он станет не просто сложной целью, но и настоящей угрозой для истребителей или вертолетов противника. Таким образом, благодаря новым вооружениям вертолеты станут еще более опасными для наземных и воздушных целей.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 февраля 2020 18:20
    "С помощью этого комплекта вертолет может контролировать зону радиусом 5-6 км.
    Однако в будущем, как утверждается, новейшая модификация Ми-28 получит перспективную ракету «воздух-воздух» с дальностью 40 км."
    Но в настоящее время назрела потребность в системах аналогичных активным танковым типа Дрозд или Арена с дальностью порядка 500 метров для перехвата ракет работающих в автоматическом режиме.
    Сейчас по вертолетам чем только не стреляют, от ЗУР, ПЗРК и ПТРК до гранатометов у пилотов не просто возможности за всем уследить.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      11 февраля 2020 18:31
      Ми-28НМ сможет выполнять пуск ракеты Р-74М и поражать обнаруженную цель – в т.ч. на расстояниях, близких к максимальной дальности обнаружения.

      Правильное дело, вражеские вертолёты напрягутся.
    3. +2
      12 февраля 2020 08:47
      Но в настоящее время назрела потребность в системах аналогичных активным танковым типа Дрозд или Арена с дальностью порядка 500 метров для перехвата ракет работающих в автоматическом режиме.

      ага, точно laughing чтобы первым же защитным боеприпасом поотбивало лопасти к едрене фене. Да и свой борт проломит - 0,8-1,2мм это ни в какое сравнение с танковой броней
      1. 0
        12 февраля 2020 10:24
        Начнем с того, что отстреливаемые ИК ловушки ну ни как не повреждают лопасти.
        Основная угроза для вертолета идет с земли, воздушные в меньшей мере.
        Здесь вопрос, на что конкретно затачиваться.
        Если на ракеты различного класса, то все они имеют выраженную тепловую составляющую от работы двигателей.
        Здесь будет достаточно оптоэлектронного комплекса обнаружения и управления вооружением.
        Важно, время реакции, комплекса, пуск по дистанции производится часто, как говорят на дистанции "пистолетного выстрела" в упор.
        Боеприпас отстреливается в направлении цели в горизонтально плоскости относительно вертолета,
        управление включается после выхода из зоны лопастей, это задержка, мили секунды. Дальше инерции должно хватить на управляемый маневр или вверх, или вниз на перехват.
        Боеприпас с ИК головкой и управление полета, БЧ направленного взрыва с готовыми поражающими элементами, упрощенная ракета до самого не хочу.
        Если от гранат РПГ, то здесь сложнее, и система обнаружения РЛС, да и ракеты с другими головками.
  2. +1
    11 февраля 2020 18:21
    Иранский Фантом Ми-24 Ирака сбил пушкой.
    1. +15
      11 февраля 2020 18:30
      Небывалое-бывает!

      Истребители, входившие в зону применения ракет «воздух-воздух», выдали себя излучателями радаров, и Ми-24В, словно в голливудском фильме, совершил резкий разворот и буквально «на ходу» захватил израильские самолеты и произвел пуск ракет. Первая Р-60 попала в переднюю полусферу израильского истребителя, а вторая угодила в район левого крыла ведомому истребителю израильских ВВС. Необычная воздушная победа Ми-24В над «Фантомами» стала первым воздушным столкновением в истории авиации, когда боевой ударный вертолет смог одолеть сразу два сверхзвуковых истребителя.
      В истории с воздушной победой Ми-24В над израильскими ВВС, к слову, многое до сих не ясно. В частности, многие военные историки, эксперты в области авиации утверждают, что на перехват «Крокодила» вышли вовсе не F-4 «Фантом», а новейшие истребители F-15. Однако факт воздушного поражения израильских ВВС от Ми-24В остается фактом.
      Второй случай и вовсе не был повторен ни одной страной в современной истории боевой авиации. Ми-24Д иракских ВВС во время ирано-иракского конфликта в 1984 году смог поразить все тот же самолет F-4 «Фантом», правда, уже иранских ВВС. Иранский летчик, верхом на истребителе с ракетами для уничтожения РЛС «Shrike» не мог создать угрозы для Ми-24, однако, помимо ракетного вооружения для борьбы с радаром, F-4 имел и ракеты «воздух-воздух», которыми, по странному стечению обстоятельств, не смог воспользоваться. Сказалось мастерство пилота, пилотировавшего Ми-24Д на предельно малой высоте.
      Заметив «заходивший» на себя F-4, иракский летчик не стал совершать маневр уклонения, а «задрал нос» и, нажав гашетку, выпустил в сторону вражеского самолета «облако» неуправляемых ракет С-5. Одна из таких ракет, угодив в фюзеляж, превратила иранский F-4 в груду обломков, а пилот вертолета благополучно вернулся на базу. Победы над самолетами в ходе ближневосточных войн — не единственные рекорды Ми-24. В 1992 году, в ходе военной операции в Абхазии, уже российскому Ми-24ВП удалось сбить ракетой противотанкового комплекса «Штурм» грузинский самолет Су-25, который, несмотря на серьезный уровень бронирования, не смог выдержать попадания противотанковой ракеты.
      Уникальные воздушные победы, которые одерживались летчиками разных стран на вертолете Ми-24, так и остались единичными случаями нестандартного мышления экипажей и примерами отличных летных и огневых возможностей машины, повторить которые не смогли ни в одной другой стране.
      http://agitpro.su/kak-mi-24-unichtozhil-izrailskij-istrebitel/
      1. +2
        11 февраля 2020 22:47

        Истребители, входившие в зону применения ракет «воздух-воздух», выдали себя излучателями радаров

    2. -1
      11 февраля 2020 18:38
      Разве пушкой? Там вроде навстречном курсе и какой то ракетой.
  3. +3
    11 февраля 2020 19:13
    Как наверно обидно пилотам самолетов быть сбитым вертолетом...
    1. 0
      11 февраля 2020 20:09
      Наверное!! Смотрели фильм Эйр Америка? Там момент в начале, когда транспортник амеровский летит над полем , и крестьянин , просто так, от балды . пальнул в него раз из винтовки , и попал в двигун!!! Вот АБИДНО то было))))
  4. +5
    11 февраля 2020 21:12
    Хм..Непонятно. Самолёт имеет радар и ракеты , позволяющий атаковать цели на дальностях в сотни километров. Зачем ему лететь к вертолёту на 20 км, если можно хотя бы с 60км. стрелять.....Радар вертолёта Ми-28( на каких он только будет) работает всего на 20 км. Может по земле работать и нормально, но по воздушным целям...
    1. +1
      11 февраля 2020 23:13
      [quote=В.И.П.]Зачем ему лететь к вертолёту на 20 км, если можно хотя бы с 60км. стрелять.....Радар вертолёта Ми-28( на каких он только будет) работает всего на 20 км. Может по земле работать и нормально, но по воздушным целям...[/quote]
      hi Ознакомившись со статьей, появились вопросы!
      [quote]Ракета Р-74М, по известным данным, способна атаковать цели с расстояния до 40 км. Она предназначается для стрельбы по самолетам, вертолетам, БПЛА и высокоточному оружию ряда классов.[/quote]
      [quote]. Ми-28НМ первым в своем семействе штатно получает надвтулочную РЛС Н025, предназначенную для ведения кругового обзора и обнаружения наземных или воздушных целей. Дальность обнаружения – до 20 км;[/quote]

      А "на фига попу гармонь"? Использования" Игл" , я понимаю". При использовании «Стрельца» вертолет Ми-28 получает возможность атаковать воздушные цели на расстояниях до 5-6 км (в зависимости от типа ЗУР). Вот из ТТХ Р 74М ;
      [quote]. Новая ракета РВВ-МД может использоваться для атаки целей в передней и задней полусфере носителя. При этом максимальная дальность полета зависит от ряда параметров, в первую очередь взаимного расположения цели и ракеты. Так, результативный пуск ракеты по цели на встречных курсах обеспечивается на дальностях около 300 м. При стрельбе вдогон ракета способна поразить цель на дальности до 40 км. Стрельба в заднюю полусферу носителя также приводит к сокращению максимальной дальности полета: из-за необходимости разворота в направлении к цели дальность ракеты уменьшается до 12км.[/quote]
      https://topwar.ru/82713-raketa-vozduh-vozduh-maloy-dalnosti-rvv-md.html
      "Либо я ду@ак, либо лыжи не едут"! к/ф Возможно, головка самонаведения способна захватывать цель уже после пуска, но дальность обнаружения и ТТХ ракеты немного несовместимы!
    2. +3
      12 февраля 2020 08:57
      Хм..Непонятно. Самолёт имеет радар и ракеты , позволяющий атаковать цели на дальностях в сотни километров. Зачем ему лететь к вертолёту на 20 км, если можно хотя бы с 60км. стрелять.....Радар вертолёта Ми-28( на каких он только будет) работает всего на 20 км. Может по земле работать и нормально, но по воздушным целям...

      ну милчеловек, вертолет достаточно неудобная цель для скоростного истребителя. Летит низко, на фоне подстилающей поверхности, может легко уйти за тень рельефа местности. Тут и с обнаружением проблемы и с наведением. Пока ПСК драконил - уже проскочил.
    3. -1
      12 февраля 2020 12:20
      Цитата: В.И.П.
      Может по земле работать и нормально, но по воздушным целям...

      а вас не смущает наличие на Су-25 подвески с двумя Р-60??? На самолете даже радара нет, пуск только по визуально обнаруженной цели. Но для самообороны лучше это, чем вообще ничего
  5. +1
    11 февраля 2020 21:29
    на мой взгляд вооружение "в-в" на отечественном вертолете может применяться в следующих соучаях: противодействие вертолетам протианика из положения дежурства в воздухе на вертолетоопасных направления (оборонительные действия) или при сопровождении ударной группы вертолетов парой /звеном "вертолетов-истребителей" (при наступлении) . если стрелец подвешивать как средство самообороны вертолёта, который определили на работы по земле, то это только займёт одну из и без того немногочисленных узлрв подвески. скорее если в районе ожидается появление вертолетов или истребителей противника, то ударную группу будет сопровождать пара/звено вертолетов с "в-в" или в районе будут дежурить фронтовые истребители
  6. +5
    11 февраля 2020 22:38
    Только сегодня турки заявили что сбили сирийский Ми-17 ракетой AIM-120 AMRAAM пущеной с F-16. И много проку будет вертолетам от Иглы да даже и от Р-74М если дальность их радара , надвтулочной РЛС Н025, всего 20 км? AIM-120 летит на 120-180 км.. И головка мультиспектральная, тепловые ловушки не шибко то помогут..

    Если вешать серьезные ракеты то надо подкреплять чем то дальнозорным в системе наведения. А у нас и этот РЛС Н025 еще только обещают прикрутить. Когда нибудь видимо :(
    1. -1
      11 февраля 2020 23:11
      На Ка-52 даже АФАР"Жук-АМЭ" можно поставить .. Но цена..
    2. +7
      12 февраля 2020 00:47
      А что плохого в том, что уже готовый вертолет с уже стоящей на вооружении РЛС будет иметь возможность атаковать цели на дальности не 5 км, а 20.
      И не нужно тут тягаться с истребителями с их дальностью пуска в сотню км, у каждого своя ниша.
    3. +2
      12 февраля 2020 10:36
      AIM-120 летит на 120-180 км.. И головка мультиспектральная, тепловые ловушки не шибко то помогут..

      А ему и не нужно будет на таком расстоянии боятся. Ваш АIM120 будет преодолевать 120Км не много не мало 4-5мин. За это время вертолет успеет уйти за складки рельфа. Да даже обнаружить и обеспечить наведение всяким хваленым AN/APG-81 будет весьма затруднительно, если вертолет будет лететь на высоте 300м.
      1. 0
        12 февраля 2020 12:03
        Цитата: Ка-52
        АIM120 будет преодолевать 120Км не много не мало 4-5мин. За это время вертолет успеет уйти за складки рельфа.

        успеет ли? В самом идеальном случае экипаж вертолета увидит ракету километров за 20... Реально - всего скорее визуально, и то, если ракурс будет подходящий. Когда предпринимать что-то будет уже поздно

        Согласен, что вертолет для истребителя - довольно сложная цель. Но если голова ракеты его "зацепила", шансы уйти от нее мизерные
      2. -1
        12 февраля 2020 14:27
        Если он будет лететь на 300 м, то по нему будут работать одновременно и ПЗРК, и крупнокалиберные пулемёты, и стрелковка вся какая есть. Да и пушки зенитные типа Вулкан, Эрликон, ЗУ-23 у кого, что есть тоже отработают)). Ну а сейчас и ПТУР разных стран ,по заявлению разработчиков ,могут работать по низколетящим вертолётам))..
    4. +2
      12 февраля 2020 12:16
      Цитата: Saxahorse
      И много проку будет вертолетам от Иглы да даже и от Р-74М

      так вертолет и не предназначен для борьбы с истребителями противника. Ракеты ВВ на нем - скорее оборонительное вооружение, для борьбы с себе подобными, а также с БПЛА и, в отдельных случаях - со штурмовой авиацией противника. Все таки ракета намного лучше имеющейся на борту пушки - и дистанция ведения огня, и вероятность поражения выше. Ракеты ПЗРК или ВВ малой дальности для вертушки оптимальны. А желание подвесить под нее Р-73/74 вызывает некоторое недоумение.

      От ракет типа AMRAAM или Сайдуиндеров последних моделей с мультспектральной головой только одна защита - своевременное обнаружение и маневренность машины.
      1. +1
        13 февраля 2020 00:09
        Цитата: Григорий_45
        Ракеты ВВ на нем - скорее оборонительное вооружение, для борьбы с себе подобными, а также с БПЛА

        Вот насчет БПЛА мысль здравая. Сегодня куча ударных БПЛА несет ПТУР а они часто и по вертолетам умеют работать.

        Но тут кстати надо бы продумать подвеску тех же Игл, не дело если они заменяют основное оружие воздух-поверхность. А узлов подвески у вертолетов не так много.
      2. +1
        13 февраля 2020 05:32
        Не только. Есть бортовой комплекс обороны летательных аппаратов «Президент-С».
        1. +1
          13 февраля 2020 08:30
          Цитата: riwas
          Есть бортовой комплекс обороны летательных аппаратов

          сможет ли "Витебск" справиться с ПЗРК типа "Вербы", последних моделей "Стингера" и "Сайдуиндера" (все с мультиспектральной головой)? БКО испытывали на "Иглах".
  7. +3
    12 февраля 2020 01:53
    Во первых строках депеши...:по поводу историй о сбитии вертолётами истребителей ,есть и "оппоненты "(!),утверждающие,что " не було такого..." ! Во всяком случае,если не о всех, то о "некоторых"...Во вторых, хочется сказать,что "новое"-это хорошо забытое "старое" ! В инете есть молва,что где-то в 80-90х годах разрабатывался вертолёт ПВО "Синий дракон" с ракетой "воздух-воздух" Р-90 на базе Ми-24... задача-бороться с вертолётами и самолётами противника на удалении до 55 км .... soldier
    1. +1
      12 февраля 2020 11:26
      Цитата: Nikolaevich I
      В инете есть молва
      Не молва, а шизо бредни некого Шитякова(он же AceAndrew)
      1. +3
        12 февраля 2020 11:42
        Доходила и эта инфа ... feel но всё равно получается,что "идея не нова" ! wink
  8. 0
    12 февраля 2020 10:09
    Ракету сделать можно, но как это ляжет на применение вертолета, или надо будет делать специально вертолет прикрытия от воздушных угроз?