Военное обозрение

Самые необычные боевые мотоциклы в истории

59

Самодвижущиеся двухколесные машины появились еще в 60-е годы XIX века, первоначально на них устанавливался паровой двигатель. Это были самые дальние предки современных мотоциклов. Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания удалось построить немецким инженерам Вильгельму Майбаху и Готлибу Даймлеру в 1885 году. Оба инженера являются отцами-основателями двух крупных автомобильных марок, которые известны во всем мире и сегодня. Постепенно мотоциклы развивались, совершенствовались и к началу Первой мировой войны достигли такого уровня, который привлек внимание военных многих стран.


Стоит отметить, что до начала Первой мировой войны основным средством передвижения во всех армиях оставался конь. Лошади использовались в армиях в огромных количествах, при этом они требовали ежедневного ухода, их нужно было кормить и поить. К примеру, в Русской императорской армии в 1916 году 50 процентов всех продфуражных грузов составлял корм для лошадей: овёс, сено, кормовая солома. Это были миллионы пудов грузов, которые отличались не только большим весом, но и занимали много места. Появление механизированных транспортных средств серьезно упрощало логистику, да и обращаться с ними можно было не как с живым существом.

Мотоциклы особенно приглянулись пехоте, связистам и вестовым. В годы Первой мировой войны мотоциклы прошли боевое крещение и стали применяться достаточно массово. Их использовали для курьерской связи, разведки местности, как средство быстрой транспортировки небольших грузов, а в некоторых случаях и как боевые машины. Со временем на мотоциклах стало появляться оружие, небольшое бронирование и маскировочная окраска. К началу Второй мировой войны мотоциклы уже массово использовались всеми армиями мира, а образ немецкого солдата на мотоцикле с коляской стал хрестоматийным. Со временем конструкторы стали предлагать необычные проекты боевых мотоциклов, вплоть до бронированных чудовищ. Рассмотрим самые интересные из необычных проектов.

Проекты бронированных мотоциклов


Идею оснастить мотоцикл пулеметом и минимальным бронированием предложил Фредерик Ричард Симмс еще в 1898 году. Этот человек, по сути, основал также всю автомобильную промышленность Великобритании. Созданный им проект представлял что-то наподобие моторизованной коляски с пулеметом на борту, который прикрывался бронещитком. По современной терминологии его изобретение назвали бы квадроциклом. На него он водрузил 7,62-мм пулемет Максима. Примечательной особенностью разработки, получившей название Motor Scout, было то, что при необходимости водитель-стрелок мог перейти исключительно на педальную тягу.


В Первую мировую войну мотоциклы массово начали получать вооружение. В армиях многих стран появились модели с установленным в коляске пулеметом, который спереди прикрывался бронещитком. При этом в Российской императорской армии была спроектирована и самоходная зенитная установка на базе мотоцикла. Бронирования подобная модель не имела. При этом в коляске на установке для ведения противоаэропланного огня размещался стандартный пулемет «Максим».

После завершения Первой мировой войны базой для создания бронециклов на долгие годы стал один из самых мощных и тяжелых мотоциклов с коляской – американский Harley Davidson. В США еще в 1930 годы обзавестись мотоциклами с бронированием хотели полицейские. Видимо, сказывалась необходимость противостоять гангстерам, получившим в свое распоряжение многочисленные пистолеты-пулеметы Томпсона. По сути, подобные мотоциклы представляли собой обычные версии «Харлеев» с коляской, на которые спереди устанавливались бронещиты с врезками из пуленепробиваемого стекла. Щиты были подобны тем, что сегодня используются бойцами спецподразделений при штурмах и освобождении заложников.


Вариант бронирования мотоцикла для американской полиции

Гораздо более продвинутые варианты бронециклов в 1930-е годы проектировали в Европе. Военные Бельгии и Дании рассматривали возможность использования подобной техники в боевой обстановке. Так знаменитая бельгийская компания FN (Fabrique Nationale) в 1935 году создала для бельгийской армии бронецикл, получивший обозначение FN M86. Модель для вооруженных сил получила форсированный до 600 кубиков двигатель и усиленную раму. Однако даже такой мотор, выдававший 20 л.с., пасовал перед дополнительным бронированием, вес которого доходил до 175 кг. Водитель прикрывался спереди массивным бронещитком, в котором имелось окно. В боевой обстановке окно закрывалось и следить за дорогой можно было через смотровую щель. Стрелок в коляске защищался броней с трех сторон.

Самые необычные боевые мотоциклы в истории
Бронецикл Armoured Moto FN M86 на параде в Сан-Паулу

Военных ходовые возможности мотоцикла не удовлетворяли. Скорость и маневренность тяжелой машины оставляли желать лучшего. Однако компанию FN ждал успех на международном рынке. Модель удалось продать полиции Бразилии под обозначением Armoured Moto FN M86. В Бразилию отправились оба построенных мотоцикла, а также вся техническая документация для их выпуска. При этом позднее такие бронециклы закупили и другие страны Латинской Америки, а также Румыния и Йемен. Правда, все партии были небольшими, всего было выпущено примерно 100 подобных мотоциклов.

Еще дальше пошли инженеры шведской компании Landsverk, которые построили для датской армии бронецикл Landsverk 210. Модель создали в 1932 году на базе мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. На этой модели водитель был прикрыт броней не только спереди, но и со спины, а также частично сбоку. При этом броня защищала и сам мотоцикл, все важные узлы и агрегаты и частично прикрывала даже колеса. В Дании модель назвали FP.3 (Førsøkspanser 3). Однако военных модель не впечатлила, управлять мотоциклом было очень тяжело, а на скорости его сильно заносило. Мощный двигатель 1200 кубиков, развивавший до 30 л.с., ситуацию не спасал, так как масса брони и вооружения размещенного на модели превышала 700 кг.


Бронецикл Landsverk 210, FP.3

Бронецикл Гроховского


В межвоенный период советский конструктор и инженер Павел Игнатьевич Гроховский предложил собственный проект боевого бронированного мотоцикла или просто бронецикла. Павел Гроховский был в первую очередь авиаконструктором и работал в интересах только появляющихся воздушно-десантных войск. Как мы уже знаем, он не был первопроходцем в вопросе создания бронецикла, подобные идеи в 1930-е годы массово рассматривались военными многих стран. Конструкторы предлагали многочисленные варианты одноместных бронированных машин, а также бронированных моделей мотоциклов с коляской и пулеметным вооружением. От разработок иностранных конструкторов бронецикл Гроховского отличался в первую очередь наличием полноценного бронекорпуса, защищавшего бойца со всех сторон.

Бронецикл Гроховского представлял собой небольшой одноместный бронеавтомобиль на полугусеничном шасси с передним поворотным колесом мотоциклетного типа. Гусеничный движитель отличался наличием только одной ленты, а также двух опорных колес небольшого диаметра по бокам. Бронирование легкое, обеспечивающее защиту бойца и узлов машины от огня стрелкового оружия и небольших осколков. Бронекорпус прикрывал весь мотоцикл целиком. Водитель бронецикла одновременно выполнял и роль стрелка, ведя огонь из установленного в лобовом листе корпуса курсового пулемета. Место водителя находилось в закрытой бронированной кабине в передней части машины, за ним следовало моторно-трансмиссионное отделение. Для наблюдения за местностью водитель использовал смотровые щели в корпусе машины, а также башенку полусферической формы на крыше корпуса.


Бронецикл Гроховского. Рис. А.Шепса

Бронецикл Гроховского был проработан детально, но проект не заинтересовал военных, поэтому никогда не был реализован в металле. Жаль, если учесть, что свой вариант полугусеничного мотоцикла появился и широко использовался Германией в годы Второй мировой войны, правда, это был вариант без брони, зарекомендовавший себя как эффективный легкий тягач-транспортер. При этом, как и бронецикл Гроховского, немецкий SdKfz 2 создавался в первую очередь для воздушно-десантных войск.

Полугусеничный мотоцикл SdKfz 2


Одним из самых интересных, а главное эффективных и востребованных примеров необычных боевых мотоциклов по праву считают немецкий полугусеничный мотоцикл SdKfz 2. Данная модель стала одним из героев голливудской ленты «Спасти рядового Райана». Мосфильм в этом плане не отстает, SdKfz 2 представлен и в российском фильме «Звезда», в котором с немецким патрулем на полугусеничном мотоцикле сталкивается советская разведгруппа. С 1940 по 1945 год в Германии собрали 8871 такой мотоцикл, а после завершения войны из имеющегося задела еще примерно 550 машин.

Данная модель разрабатывалась как транспортер и полугусеничный тягач для парашютных и горно-егерских частей. Машину планировалось использовать в качестве легкого артиллерийского тягача. При этом неоспоримым преимуществом было то, что мотоцикл можно было легко перевозить прямо на борту основного немецкого военно-транспортного самолета Ju-52. В годы войны полугусеничный мотоцикл нашел применение во всех частях немецкой армии. Обычно его использовали для транспортировки легких артиллерийских орудий: горных и зенитных пушек, минометов небольшого калибра, различных прицепов. Также SdKfz 2 могли использовать в качестве прокладчика кабеля и даже буксировщика самолетов на аэродромах.


Отдельно можно выделить тот факт, что одним из вариантов заводской поставки была навесная броня, после установки которой полугусеничный мотоцикл превращался в боевую разведывательную машину, вооруженную пулеметом. Правда, подобная модификация существенно повышала массу мотоцикла, что негативным образом сказывалось на скоростных характеристиках и проходимости SdKfz 2. В обычном варианте полугусеничный мотоцикл SdKfz 2 мог передвигаться по пересеченной местности на скорости до 40 км/ч, а на шоссе выдавал и 62 км/ч. При этом стандартная грузоподъемность модели составляла 350 кг, экипаж – до трех человек.

Противотанковый мотороллер


Одним из самых сумасшедших проектов в истории военной мототехники можно назвать французский противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP. Модель строилась серийно и была изготовлена в товарных количествах – от 500 до 800 штук. Необычный мотороллер специально разрабатывался для французских десантников-парашютистов и представлял собой носитель 75-мм безоткатного орудия M20 американского производства.

При создании данной модели конструкторы взяли за основу итальянский мотороллер Vespa с одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем. Основным преимуществом такого решения была мобильность, скорость мотороллера по дорогам с твердым покрытием доходила до 66 км/ч. При этом его рама выдерживала вес американского безоткатного орудия M20, которое хоть и не было венцом творения, но все еще пробивало 100 мм брони с помощью кумулятивных снарядов.


Vespa 150 TAP

Использовать такие боевые мотороллеры предполагалось парами. На одном крепилось само безоткатное орудие, на другом транспортировались снаряды к нему. Двое парашютистов, имея в своем распоряжении такие средства, должны были эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Для ведения огня безоткатное орудие с мотороллера, естественно, снимали и размещали на станке, напоминающем станок для пулемета Браунинга M1917. При этом в экстренном случае выстрелить можно было и прямо с мотороллера, правда, о точности стрельбы можно было забыть.
Автор:
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Лексус
    Лексус 16 февраля 2020 18:27 Новый
    +19
    Интереснейшая тема. Спасибо! good
    Бронированный Triumph WO 3SW, использовавшийся, как подвижная огневая точка, во Второй мировой войне.


    И его современная реплика.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 16 февраля 2020 18:33 Новый
      +11
      Привет, Алексей! hi Техника не стоит на месте и на четырёх колёсах она поустойчивей. Броню, правда ещё не навесили, но, думаю, это не за горами.
      1. Лексус
        Лексус 16 февраля 2020 18:41 Новый
        +9
        Костя, здравствуй! hi
        Предлагаешь устроить перестрелку? soldier

      2. Лексус
        Лексус 16 февраля 2020 19:18 Новый
        +9
        Эх, теперь делают ставку на "электричество". Наши - не исключение.

        Отечественные "военные" электроциклы "ГранЪ" разработки ООО "НИЦ электротехнического оборудования и материалов" и "ИЖ Пульсар" от концерна «Калашников»
        Может это и дань моде, но, на мой взгляд, романтизм уже не тот. request
      3. vladcub
        vladcub 16 февраля 2020 20:16 Новый
        +3
        Новое это хорошо забытое старое. Так и с этим квадрациклом
  2. Морской Кот
    Морской Кот 16 февраля 2020 18:30 Новый
    +7
    Хорошая статья, а мотколяски просто роскошные. Спасибо. smile
    1. Лексус
      Лексус 16 февраля 2020 18:46 Новый
      +11
      А теперь, как говорится, отечественный производитель. soldier

      Турель для ППШ вообще ОГОНЬ!
      1. Лопатов
        Лопатов 16 февраля 2020 19:49 Новый
        +13
        Цитата: Лексус
        Турель для ППШ вообще ОГОНЬ!

      2. Морской Кот
        Морской Кот 16 февраля 2020 21:14 Новый
        +6
        Точно! ППШ на руле убил наповал и безо всякой стрельбы. good drinks
  3. rocket757
    rocket757 16 февраля 2020 18:39 Новый
    +3
    И правда, техника интересная.
    Полет фантазии изобретателей, некоторых, пределов не имеет.
    1. Лексус
      Лексус 16 февраля 2020 18:52 Новый
      +8
      Полет фантазии

      Виктор, здравствуй!hi
      Китайские "товарищи" как бэ намекают, что не только не только у изобретателей имеется непреодолимая тяга к полётам, и не только фантазии.
      1. rocket757
        rocket757 16 февраля 2020 19:40 Новый
        +4
        Алексей, вечер добрый soldier
        У китайцев, всё как по учебнику ... моцик классичнее некуда и трюк такой же.
        Копировщики, одним словом.
        1. Морской Кот
          Морской Кот 16 февраля 2020 21:08 Новый
          +5
          Виктор, привет! hi А они вообще всё весьма старательно и успешно копируют, и не только у нас. wink
      2. Azis
        Azis 16 февраля 2020 20:14 Новый
        +6
        Колесо отвалилось, масло капает, заднее колесо спускает, на коляске краска уже облупилась, а вмятины уже с завода...
      3. vladcub
        vladcub 16 февраля 2020 20:20 Новый
        +5
        Это типа смены колеса на ходу? Ладно надеть колесо на ходу еще можно,а как открутить гайку во время движения? Я не представляю
      4. Морской Кот
        Морской Кот 16 февраля 2020 21:07 Новый
        +7
        Лёш, это прямо по Булгакову, когда Грач на ходу отвинтил колесо у машины, сел на него и улетел к чёртовой бабушке. laughing
        1. Лексус
          Лексус 16 февраля 2020 21:15 Новый
          +10
          Костя, знаменитый китайский противотанковый взвод - это толпа китайцев с отвёртками.lol Они на цитатнике Мао Цзэдуна похлеще любых "колёс" "сидят". laughing
          1. Морской Кот
            Морской Кот 16 февраля 2020 21:22 Новый
            +11
            Похоже, теперь они уже немного не те. У них теперь великолепно оснащённая армия и отличный ВМФ. Но "цитатники" они завсегда опять могут "ввести на вооружение". Сейчас всё вроде бы ничего, но я хорошо помню то время, когда они из наших "младших братьев навек" в одночасье превратились в лютых врагов. Не хотелось бы повторения. Нынешняя Россия, это далеко не тот Советский Союз, в армии которого я проходил срочную службу. request
            1. Лексус
              Лексус 16 февраля 2020 21:36 Новый
              +8
              Со мной 2 года назад в стационаре лежал участник событий на Даманском. Так вот, у него на полном серьёзе "Удостоверение ветерана ВОВ". Как бы не по Фрейду это оказалось... request
              1. Морской Кот
                Морской Кот 16 февраля 2020 21:47 Новый
                +9
                Там ребят конкретно подставили. У нас начштаба ездил туда, потом фотографии показывал с телами наших ребят, китайцы над ними, уже над мёртвыми надругались. Не верю я азиатам, в какие бы друзья они не рядились.
                1. Nikolaevich I
                  Nikolaevich I 17 февраля 2020 01:57 Новый
                  +6
                  Цитата: Морской Кот
                  потом фотографии показывал с телами наших ребят, китайцы над ними, уже над мёртвыми надругались. Не верю я азиатам, в какие бы д

                  Да, были фотографии... я их видел.... Но при чём тут "начштаба"? Делали фотки :1.журналисты;2. эксперты из назначенной правительственным указом комиссии...причём это самые "жуткие" фотки. Эти фото сейчас,пожалуй, и не найти ,даже в интернете... Во всяком случае , те фото, что делали эксперты комиссии ,были "засекречены", как я слышал...
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 17 февраля 2020 13:50 Новый
                    +4
                    . Но при чём тут "начштаба"?


                    После событий на Даманском, туда были командированы начальники штабов частей начиная от дивизии. Я служил в отдельном танковом полку и штаб такого полка приравнивался по статусу к штабу дивизии. Ездил туда наш начштаба п/полклвник Нардин и, естественно, он сам ничего не фотографировал, фотографии вручали на месте всем командированным офицерам. Про то, что эти фото были якобы засекречены никогда не слышал. hi
                    1. Nikolaevich I
                      Nikolaevich I 17 февраля 2020 15:14 Новый
                      +4
                      Всё понятно ! Я к тому ,что не фотографировали "все желающие"... Ваше разъяснение всё объясняет и вполне исчерпывающе . Были ,более или менее, известны фотографии, сделанные журналистами изданий , аккредитованных в районе конфликта .Вот их то и могли вручать. Как я слышал от одного "военного товарища", имевшего отношение к тем событиям,были фото ,сделанные некими экспертами в "профессиональных целях"...вот они -то "широкому разглашению" не подлежали...Возможно, сейчас в интернете многое можно найти... только я такие фото в инете не искал и они мне не попадались ,когда "наталкивался" на публикации,связанные с "даманскими" событиями...
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 17 февраля 2020 16:06 Новый
                        +2
                        Владимир hi , тут дело такое, уже после срочной службы я познакомился с одним спецназером, уже уволенным из ГРУ (не рассказывал за что), у него тоже были фотографии с Даманского, и он говорил, что их успел сделать наш срочник-пограничник прежде чем китайцы убили его. И это были не те фрактографии, что показывал мой начштаба. И мне помнится, что одну из них я видел в нашей центральной прессе того времени.
                      2. vladcub
                        vladcub 17 февраля 2020 18:01 Новый
                        +2
                        Камрад кот( савсем старой,голова с дырой, имя забыл),я тогда ещё в школе учился и помню после событий на Даманском, мне показывали жуткую фотографию, кажется "Комсомольская Правда"?
                      3. Морской Кот
                        Морской Кот 17 февраля 2020 18:09 Новый
                        +2
                        Оч может быть, думаю, что эти фотографии по указу сверху распечатали во всех центральных газетах, так что и Комсомолка вполне могла.
        2. vladcub
          vladcub 17 февраля 2020 17:46 Новый
          +3
          Согласен. Думаю, что в Кремле тоже чуть-чуть умеют думать. Дракона лучше не дразнить: фиг его знает ,что он думает
          1. Морской Кот
            Морской Кот 17 февраля 2020 18:02 Новый
            +3
            Думаю, что в Кремле тоже чуть-чуть умеют думать

            Уверены? Откуда такая информация? На мой взгляд там просто вцепились в трон и пытаются на нём удержаться.
            1. vladcub
              vladcub 17 февраля 2020 18:11 Новый
              +3
              По крайней мере хватает ума с" драконом" общий язык . Правда тут совпадение интересов, но даже в таком случае случае надо голова
              1. Морской Кот
                Морской Кот 17 февраля 2020 18:21 Новый
                +1
                Слав, это уже было, и как раз тогда, когда я служил в армии. Общий язык с ними априори невозможен, на мой взгляд. Мы многие вещи понимаем совершенно по-разному, у нас, например, нет такого понятия как "потерять лицо", а у китайца оно стоит на первом месте. "Потеряв лицо", китаец уже мёртвый. Это другой мир, и то, что, скажем, может при желании, работать с какой-то европейской страной, в Китае просто не найдёт понимания.
    2. Спектр
      Спектр 16 февраля 2020 23:42 Новый
      +1
      Цитата: Морской Кот
      сел на него и улетел к чёртовой бабушке.


      В мир иной.
  4. Вольный ветер
    Вольный ветер 16 февраля 2020 22:50 Новый
    +3
    Ходовка Ураловская, спицы разной длинны, видите. А вот с поворотниками непонятно, правый поворотник должен быть на коляске.
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 16 февраля 2020 18:46 Новый
    +5
    Спасибо за интереснейшую статью! Читал в детстве пару о заметок бронемотоциклах, но эта - самая расширенная и иллюстрированная.
    1. dokusib
      dokusib 17 февраля 2020 12:22 Новый
      +4
      Ага помню был такой журнал "Техника молодёжи". На 3 странице обложки печатали подборки забавных или курьёзных изобретений. Была там статья о самоходных орудиях. Ну автор там явно был не военный. По тексту почти первая часть где про мотоциклы, не хватает только советской самоходной пушки 20х гг.. Но в плане иллюстраций автору браво! Там были мелкие рисованные картинки с забавными солдатиками. А сейчас я увидел фотографии этой техники
  • Ламата
    Ламата 16 февраля 2020 19:30 Новый
    +2
    Автору огромный респект!!!! а противотанковый мотороллер вообще улет.
    1. Лопатов
      Лопатов 16 февраля 2020 19:43 Новый
      +13
      Цитата: Ламата
      Автору огромный респект!!!! а противотанковый мотороллер вообще улет.

      1. Ламата
        Ламата 16 февраля 2020 20:16 Новый
        0
        А это что орудие? какие то безоткатка? противотанковая. вобще первый раз слащу что бы мы по лендлизу такое получали, не про мотоциклыто инфа былаЮ,, но вот в такой комплектации.
        1. Лексус
          Лексус 16 февраля 2020 20:45 Новый
          +11
          Советская 37-мм авиадесантная пушка обр. 1944 г. (ЧК-М1)

          1. Ламата
            Ламата 16 февраля 2020 21:43 Новый
            +1
            Большое спасибо за инфу.
        2. Лопатов
          Лопатов 16 февраля 2020 21:54 Новый
          +6
          Цитата: Ламата
          вобще первый раз слащу что бы мы по лендлизу такое получали

          По ленд-лизу мы получали "Харлеи"
          А пушка наша.
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 17 февраля 2020 02:18 Новый
      +6
      Цитата: Ламата
      противотанковый мотороллер вообще улет.

      Паадумаешь ! Чё
      мы противотанковых мотоциклов не видали ?
  • Лопатов
    Лопатов 16 февраля 2020 19:39 Новый
    +14
    WLA 42

    30 тысяч по ленд-лизу получили
  • Лопатов
    Лопатов 16 февраля 2020 19:45 Новый
    +21
    И да, реально самый необычный из всех.

    Welbike


    1. vladcub
      vladcub 16 февраля 2020 20:27 Новый
      +5
      Какие-то мотоциклы- лилипуты? Что-то похожее было в одной из серий Джеймс Бонда. Мне нравились и нравятся первые фильмы про Бонда, они были красивые и каким то юмором, а потом пошла ерунда
      1. Лопатов
        Лопатов 16 февраля 2020 21:52 Новый
        +7
        Цитата: vladcub
        Какие-то мотоциклы- лилипуты?

        Изначально создавался для диверсантов британским УСО (Управление специальных операций)
        Потом хотели и простых десантников вооружать.
        Но не особо пошло....
        Всего около 3.5 тыс. наклепали

  • vladcub
    vladcub 16 февраля 2020 20:57 Новый
    +6
    Мотоцикл для полиции вполне даже нормальный.
    По моему в нынешних условиях некоторые из этих проектов могут появиться.
    Например: ландсверк если броню заменить кевларом и бронецикл для патруля готов
    1. Морской Кот
      Морской Кот 16 февраля 2020 21:12 Новый
      +5
      Привет, Святослав! hi При встрече с КАМАЗом никакой кевлар не спасёт. wassat
      1. Лексус
        Лексус 16 февраля 2020 21:24 Новый
        +6
        Мотоциклистов за характерный "чпок" при столкновении "хрустиками" называют.
      2. Ламата
        Ламата 16 февраля 2020 21:44 Новый
        0
        с камаза велбайк и не заметишь!!!!
      3. vladcub
        vladcub 16 февраля 2020 21:54 Новый
        +1
        Добрый вечер, а то танка,что спасет Ваш КАМАЗ? Такие бронециклы вполне уместны в условиях Южной Америки с их ними герильями
        1. Морской Кот
          Морской Кот 16 февраля 2020 22:04 Новый
          +7
          Я-то как раз в танковых и служил smile . Катались по принципу "пусть дорога сама заботится о себе". Так что КАМАЗ совершенно не мой, просто его на дороге общего пользования не в пример чаще танка повстречать можно. request
          Старый анекдот: на перекрёстке столкнулись танк и дорожный каток -- обоим по хрен. soldier
          1. Был Мамонт
            Был Мамонт 16 февраля 2020 23:06 Новый
            +4
            Цитата: Морской Кот
            Старый анекдот:

            Подъезжаю я как-то к кольцу и вижу каток чуть не посередине его. За ним снесенная ограда и перепаханная земля. Что за чудо? Сказывали так. Вроде как машинист чтобы побыстрей каток покатился поставил под горку на нейтраль, а когда понял , что не остановить спрыгнул. Хорошо, что кольцо на пути оказалось.Так с грохотом и звоном каток пропахал полкольца. На следующее утро все было как прежде, и ограда , и цветочки! wink
  • Mytholog
    Mytholog 16 февраля 2020 21:27 Новый
    +2
    В Минске в прошлом году любопытный партизанский трицикл показывали. Жива эта тема, жива )
    https://novate.ru/files/u34476/vistovkago0.jpg
  • Альф
    Альф 16 февраля 2020 22:48 Новый
    +4
    Есть прекрасный сериал Мотоциклы Второй Мировой. 4 серии, есть на Рутреккере. Не пожалеете.
  • Nikolaevich I
    Nikolaevich I 17 февраля 2020 02:33 Новый
    +5
    Жаль,что не нашлось места для упоминания о мотоцикле-солдате М-72 (он же ИМЗ,он же "Урал", он же BMW R71...) !
    Огнемёт...
    1. Комментарий был удален.
    2. MORDVIN13rus
      MORDVIN13rus 18 февраля 2020 19:29 Новый
      0
      М-72 никогда Уралом не назывался.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 19 февраля 2020 02:30 Новый
        0
        Цитата: MORDVIN13rus
        М-72 никогда Уралом не назывался

        С 1961 года мотоциклы ,выпускаемые на ИМЗ стали именоваться "Уралами"...Вот что "гласит" Википедия"....:Ура́л» — советский и российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71. Модели ,выпускаемые многие годы...десятилетия, редко остаются в неизменном виде! За годы производства "базовый" образец часто "подвергается " модернизации, появляются модификации... Даже,если взять М-72 выпуска 1940 г. и сравнить его с М-72 выпуска 1960-61 г. ,то это будет не одно и тоже ! В некоторых "интернетовских" статьях можно прочитать следующее: мотоцикл М-72 (он же BMW R71...он же ИМЗ...с 1961 г. "Урал"...). Если мне не изменяет память, то,кажется, до 1961 г. М-72 выпускался для армии... после 1961 г. стал производиться "гражданский" вариант этой модели с "добавкой" наименования "Урал" .
        1. MORDVIN13rus
          MORDVIN13rus 19 февраля 2020 19:00 Новый
          0
          М-72 начал производится в Москве, Ленинграде и Горьком. Потом в Харькове и Киеве. В 41м начали производить в Ирбите. Первый мотоцикл, который получил имя собственное "Урал" был М-62. Мотоциклы выпуска 40 и 60 это одно и то же. Видел я много таких вариантов, разница минимальна.
  • Графова Ирина
    Графова Ирина 19 февраля 2020 02:59 Новый
    0
    Браво!!! Почти обхохаталась