Гаубичное орудие Д-1 образца 1943 года
Очень известная фотография, благодаря фигуре раненого офицера на переднем плане.
В советских фотоальбомах фото называется «Стоять насмерть», что представляется нелогичным, так как оно подходит для ожесточенной обороны (как, например, в сентябре-октябре 1942 г. в Сталинграде), а в Белоруссии советские войска не стояли, а наступали, за 2 месяца сметя группу армий «Центр» вермахта и потеряв в 5 раз меньше человек, чем немцы.
Основным предназначением 152 мм гаубицы было вооружение Красной Армии для возможности преодоления различных препятствий пехотными подразделениями. Гаубица Д1 требовалась в подразделения корпусной артиллерии и РВГК (части резерва). При поступлении в Советские войска в 1943-44 году, гаубичного орудия 152 мм, в один артиллерийский полк входило пять артиллерийский батарей. Всего в артполку по штату числилось 20 орудий. Гаубица Д-1 присоединилась к стоящим на вооружении орудиям «А-19», «МЛ-20» и т.д. В частях РВГК штаты артиллерийских подразделений были немного другие:
- гаубичный полк составляли 48 гаубичных орудий;
- тяжелая гаубичная бригада состояла из 32 гаубиц;
- соответственно бригады и полки могли составлять при необходимости артдивизии.
История создания
По существующей в СССР в 30-е годы концепции вооружения, 152 мм гаубица, принятая на вооружение в 1938 году, предназначалась для взлома укрепленной обороны противника. Однако по ряду причин данная гаубица практически не выпускалась ни в предвоенные годы, ни в начале ВОВ. Известно, что началом работ по созданию 152 мм гаубицы Д-1 можно считать, расчеты конструкторского бюро под руководством Ф.Петрова под конец 1942 года. Тогда были проведены предварительные расчеты установки 152 мм орудийного ствола на лафетную часть гаубицы М-30 калибра 122 мм. Все работы проводились на энтузиазме конструкторов, заказов на разработку подобного орудия не поступало.
Только в середине апреле 1943 года, госкомитет Обороны принимает решение об изготовлении образцов гаубицы калибром 152 мм и проведения госиспытаний. Начало испытаний требовалось начать в начале мая 1943 года. И хотя полностью готовых чертежей готово к тому моменту не было, конструкторы приложили невероятные усилия и 1.04.1943 года на полигон отправили пять готовых гаубиц калибра 152 мм. В этом же месяце успешно пройдя государственные испытания, гаубицу Д-1 принимают на вооружение как гаубицу калибра 152 мм образца 1943 года. Как отмечал в своих записях Ф.Петров, 152 мм гаубичный ствол наложили на лафет гаубицы калибра 122 мм, благодаря использованию в конструкции дульного тормоза.
Устройство гаубицы:
- станины раздвижного типа;
- казенная часть (казенник);
- щитовой бронелист;
- накатник и откатник составляющие противооткатные устройства;
- гаубичный ствол;
- дульный тормоз;
- колесный ход;
- подрессоривание хода;
Лафет гаубицы составляли – станины, подрессоривание и колесный ход, ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом. Для быстрого проектирования и производства в гаубицы использовали механизмы и решения от других орудий:
- орудийный ствол от гаубицы калибра 152 мм образца 1938 года;
- улучшенный лафет гаубицы калибра 122 мм М-30;
- прицельное приспособление от гаубицы калибра 122 мм М-30;
- затвор от гаубицы калибра 152 мм образца 1937 года МЛ-20.
Благодаря этому, производство орудий смогли наладить всего за 1.5 месяца. В середине 1943 года гаубица начинает поступать в части резерва Советской Армии. В комплект гаубицы вошли боеприпасы – осколочные, осколочно-фугасные, бетонобойные снаряды. В ходе войны бетонобойные боеприпасы применялись даже против бронетанковой техники противника. Осколочно-фугасные боеприпасы имели дальность применения 12.4 километра, осколочное действие по фронту от места падения 70 метров, в глубину 30 метров. Фугасное действие – воронка диаметром 3,5 и глубиной 1,2 метра.
Чтобы повысить возможности мобильности и транспортировки гаубицы, отказываются от традиционно выполненного передка. Это позволило уменьшить вес гаубицы и время перевода из одного положения в другое до 120 секунд. Улучшения лафета, а коснулось это и люльки и подрессоривания и колесного хода, привели к повышению скоростных характеристик до 40 км/ч. Боевое применение поступивших гаубиц происходило в основном в конце войны – в 1944-45 годах. Активно использовали гаубицы для ведения огня с закрытых позиций по различным целям – живой силе, фортификационным сооружениям, заграждениям, танкам, важным объектам. Гаубица Д-1 зарекомендовала себя точным и надежным помощником. Во время войны были попытки улучшить орудие. Конструктор Ф.Петров сделал танковую модификацию гаубицы, заменив на самоходке СУ-85 орудие калибра 85 мм на 152 мм. Изготовили даже опытный образец новой самоходки, получивший название Д-15 или СУ-Д-15. Однако дальнейшей разработки самоходка не получила.
Оценивая новую гаубицу, можно с уверенностью сказать о том, что она, по крайней мере, в свое время не уступала аналогичным мировым образцам, и это при том, что создана была в кратчайшее время и из деталей орудий уже имеющихся на вооружении в РККА. Для Советской Армии это была необходимая по мощности, обладающая хорошей эффективной дальностью и мобильностью гаубичное орудие. После войны гаубица получила широкое распространение в странах варшавского договора и дружественных государствах. Некоторые из них сделали собственные модернизации советской гаубицы. Жаль только что во время ВОВ гаубица выпускалась не сильно большой серией, в год производилось меньше 500 экземпляров. Присутствие новой гаубицы в подразделениях Советской Армии положительном образом сказалось на скором приближение великого дня Победы.
Основные характеристики:
- вес поход/бой – 3.64/3.6 тонны;
- дорожный просвет – 37 сантиметров;
- ствол калибры/мм - 27.7/4207;
- канал ствола калибры/мм – 23.1/3527;
- вертикальные углы – от 63.5 до -3 градусов;
- горизонтальные углы – 35 градусов;
- линия огня – 124-127.5 сантиметров;
- скорострельность орудия – до 4 выст/мин;
- дальность ведения огня – до 12.4 километров;
- масса ОФС – 40 килограмм;
- максимальная скорость транспортировки – до 40 км/ч.
- штатный расчет орудия – 8 человек.
Источники информации:
http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/241871-%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0-1943-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B4-1/
http://3v-soft.clan.su/news/gaubica_obrazca_1943_goda_d_1/2010-08-03-141
Информация