Родственница нагайки и волчатки
Необходимость самообороны кажется одной из базовых в человеческом обществе. Право на защиту себя самого, своих родных и друзей, а также принадлежащего себе, любимому, имущества, никто не оспаривал. Однако эта самооборона с годами всё более укладывалась в жёсткие рамки закона, поэтому и оружие самообороны становилось несколько менее убойным и травмирующим. И если ранее хватало увесистой дубины, способной раскроить череп обидчику, то уже в период Нового времени за такие фокусы можно было потерять не только имущество и здоровье.
Принято считать, что казаки в качестве некоего вспомогательного оружия использовали нагайки и волчатки. Первая достаточно известна, волчатка же является своеобразной уменьшенной копией нагайки и применялась именно в качестве ударного орудия, к примеру, во время охоты на хищников. Однако нагайка как оружие самообороны была неприемлема ввиду размеров и формы, волчатка же могла нанести слишком тяжёлые увечья. К тому же некоторые казаки на конце тугой кожаной плети вшивали утяжелитель. Такой волчаткой не смели стегать собственного коня: порой один удар ею мог убить волка. Кстати, именно отсюда и название волчатки (иногда её именовали волкобоем после указанной модернизации).
Чем проучить дурака?
Ввиду необходимости наличия оружия для самообороны и слишком высокой травмирующей мощи существующих образцов появилась «дурака» (ударение падает на второй слог). Из-за её в известном смысле «родственных» отношений с нагайкой и волчаткой ей приписывают исключительно казачьи корни. Однако, скорее всего, она имеет общие славянские корни, и только позже более прижилась у казаков с их привычкой к определённым вольностям в виде самоуправления станиц.
Дурака изготавливалась двумя способами. Либо крайне прочную древесную палку оплетали кожаными полосками, либо вся дурака долго и упорно плелась из кожи по аналогии с современными резиновыми дубинками. Поэтому дураку рассматривать в качестве плётки для лошади невозможно. Ярко выраженной ручки, к примеру, у дураки нет.
Со временем дурака совершенствовалась. Каждый украшал своё оружие самообороны на свой вкус. Кисточка на конце дураки становилась пышнее и длиннее. Для особого щегольства плели искусные темляки, которые, правда, носили и особую функцию – дураку сложно было выдернуть из рук её хозяина. Само плетение зависело от фантазии автора. Длина этого орудия могла начинаться с 35 сантиметров и доходить до полуметра.
Главное же, что дурака не имела утяжеления волчатки и не могла повлечь серьёзную травму в виде перелома. Травмирующая сила снижалась кожаным плетением, хотя удары дураки были довольно болезненные, но выбить ею нож у противника или успокоить его пыл можно было без страшных последствий. К тому же само наличие дураки не воспринималась как угроза из-за элегантности и кажущейся скромности этого оружия. Она не бросалась в глаза как нагайка или волчатка, длина которой начиналась с 60 сантиметров.
Непосредственное применение
Изначально станицы пользовались большими вольностями. В частности, в станицах было введено самоуправление, а функции правопорядка возлагались на атамана. Так, в Черноморском казачьем войске даже громоздкая и бюрократическая реформа 1842 года не смогла выбить из станиц привычку к самоуправлению. И в подобном разрезе дурака была как нельзя кстати, дабы не тревожить высокое начальство дурным новостями о неспособности местных властей навести порядок. Применение такого орудия при наведении правопорядка не влекло за собой больших последствий и оставалось несколько келейным. К тому уже, несмотря на сложившийся стереотип, традиционную шашку казаки снимали со стены крайне редко, а её применение было возможно либо во время войны, либо в экстренных случаях.
Одним из любимых развлечений на Масленицу и на Святки были кулачные бои. Конечно, подобные тренировочные и одновременно развлекательные мероприятия проходили согласно строгим правилам. Внутри самих команд было деление на младших и старших казаков, дерущихся в разные этапы. Также внутри каждой команды были выбраны атаманы, а старики-ветераны заседали в своеобразном жюри, хотя могли по желанию и вспомнить молодость.
Естественно, иногда кого-то из бойцов, а то и сразу нескольких, накрывал такой кураж драки, что те не могли удержать себя в рамках разумного. Именно поэтому в сторонке стояла пара казаков с дураками, чтобы быстро привести в чувство дерущихся.
Как ни странно, но подзабытая дурака производится и сейчас. Плетут дураки особые мастера – нагаечники. Не путать с презрительным прозвищем разношёрстных революционеров начала прошлого века, данным ими казакам, которые, следуя приказу начальства, разгоняли «несанкционированные митинги» знаменитыми нагайками.
Сейчас, конечно, никто дерево не оплетает. Сердцевиной современной дураки является стальной витой шнур, оплетённый натуральной кожей. Часто в качестве наконечника используется свинец в кожаном мешочке или оплетённый кожей, что, конечно, не совсем аутентично и близко к волчатке. И, конечно, плетение нынче самое затейливое. Есть дураки, словно обшитые змеиной кожей. При этом дурака выглядит куда «интеллигентнее», нежели хулиганская западная бита, и требует сноровки и, безусловно, ответственности.
Информация