Военное обозрение

Су-25: из прошлого в будущее

96

В марте 1981 г. на вооружение военно-воздушных сил СССР был принят новейший самолет-штурмовик Су-25, также известный под прозвищем «Грач». К этому времени опытные машины успели показать весь свой потенциал как на полигонах, так и в условиях реального вооруженного конфликта. Несмотря на солидный возраст, «Грачи» остаются в составе воздушно-космических сил России и проходят модернизацию. Благодаря этому ВКС могут сохранять необходимые ударные возможности, а Су-25 получает возможность послужить еще несколько десятилетий.


Советское прошлое


Серийный выпуск штурмовиков Су-25 начали осваивать еще в конце семидесятых годов, а в начале восьмидесятых заказчику передали первые образцы. Уже в 1980 г. ВВС получили первые 10 машин, а в 1981-м – еще 13. Впрочем, темпы выпуска не устраивали заказчика, и он требовал больше новой техники.

29 февраля 1980 г. появился приказ о формировании первой части, оснащаемой самолетами Су-25. Ею стал 80-й отдельный штурмовой авиаполк (80-й ошап) в составе Закавказского военного округа. Место базирования – аэродром Ситал-Чай вблизи г. Сумгаит. По ряду причин, новую технику часть получила только через год после своего формирования.

В 1983-м в Одесском военном округе появилась вторая часть на Су-25. 90-й истребительный полк (аэродром Червоноглинское) переформировали в 90-й ошап. В течение некоторого времени полк эксплуатировал старые Су-15 и новые Су-25. В следующем году в Белорусском военном округе началось формирование 357-го ошап (Пружаны-Западные). Осенью 1985 г. полк перевели в ГДР, он стал первой частью на Су-25 в составе ГСВГ.


Процесс формирования новых штурмовых полков продолжался до второй половины восьмидесятых. Сначала появились части в составе ВВС, затем «Грачей» получила морская авиация. Первыми новую технику освоили летчики Черноморского флота, а после них аналогичные части появились у Северного и Тихоокеанского.

В период с 1981 по 1991 г. новые штурмовики пополнили парк техники 23 частей, организации и подразделений, в т.ч. 15 строевых ошап. 13 полков числились в составе ВВС, еще три – в морской авиации. Основная масса полков была дислоцирована в западных регионах страны. В ГСВГ служили три полка. Восточные рубежи прикрывал только 187-й ошап.

Кроме того, «Грачи» имелись у ГНИКИ ВВС, инструкторских и инструкторско-исследовательских полков и эскадрилий ВВС и ВМС. В составе 40-й армии, работавшей в Афганистане, с 1981 г. существовала 200-я отдельная штурмовая эскадрилья. Впоследствии присутствие штурмовиков увеличили, сформировав 378-й ошап – он заменил 200-ю эскадрилью.

Российское настоящее


Распад СССР ударил по всей армии, в т.ч. и по штурмовикам Су-25. Несколько штурмовых авиаполков осталось на территории независимых государств; части из состава ГСВГ убыли в Россию. Существенная часть созданного парка «Грачей» досталась ВВС новых стран, но российская армия осталась крупнейшим эксплуатантом такой техники. Впрочем, полноценная эксплуатация самолетов не представлялась возможной по экономическим причинам.

Су-25: из прошлого в будущее

На фоне этих событий штурмовикам опять пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах. Су-25 использовались во время двух войн в Чечне и при принуждении Грузии к миру. В этих операциях потеряли 13 самолетов, и еще 4 пришлось списать из-за повреждений.

Несмотря на все проблемы девяностых годов, ВВС смогли сохранить имеющуюся технику и личный состав. Морская авиация, в свою очередь, отказалась от Су-25 и передала технику военно-воздушным силам. Впоследствии были начаты структурные преобразования, по результатам которых оформился современный облик штурмовой авиации ВКС России. Параллельно осуществлялись работы по поддержанию состояния и модернизации наличной техники.

По известным данным, сейчас в наших ВКС имеется порядка 190-200 самолетов Су-25 нескольких основных модификаций, в т.ч. самых новых. В составе четырех военных округов имеется 5 штурмовых полков и 3 эскадрильи на «Грачах».

В отличие от советского периода, части равномерно распределены по всем основным направлениям – от Крыма до Дальнего Востока, от Североморска до Буденновска. Почти все они базируются на территории России, исключение составляет только эскадрилья штурмовиков на базе Кант в Киргизии.

Из настоящего в будущее


Начиная с девяностых годов, фирма «Сухой» выполнила несколько проектов модернизации Су-25 с различными нововведениями, обеспечивающими рост тех или иных характеристик. Некоторые из них поступили на вооружение и дошли до серийного выпуска. К настоящему времени за счет этого удалось провести самое серьезное обновление парка техники.


По открытым данным, к настоящему времени в российских ВКС осталось менее 40 самолетов Су-25 базовой модификации. Также имеется менее 20 учебно-тренировочных Су-25УБ и Су-25УТГ. Количество техники устаревших типов удалось резко сократить за счет проведения ремонтов и модернизаций по современным проектам. В течение нескольких последних лет осуществляется перестройка «Грачей» по проектам Су-25СМ и Су-25СМ3. Общая численность таких самолетов приближается в 140-150 единицам. При этом количество техники версии «СМ3» пока не превышает 20-25 единиц.

Оба проекта с литерами «СМ» предусматривают существенную перестройку бортового комплекса радиоэлектронного оборудования с получением принципиально новых функций и возможностей. Устанавливается новая прицельно-навигационная аппаратура: в частности, внедряется современная спутниковая навигация, а старый прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле. Главным нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью.

Процесс восстановления и обновления техники продолжается и дает желаемые результаты. Проведенная модернизация уже неоднократно подтвердила свой потенциал, в т.ч. в условиях реального конфликта. С 2015 г. «Грачи» всех основных модификаций регулярно участвуют в боевой работе в Сирии. Их силами уничтожены большие количества живой силы и объектов противника. Потерян только один самолет; летчик катапультировался, но погиб в бою с противником на земле.

Ожидаемое будущее


Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию. Очевидно, что в обозримом будущем Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль. Замена для «Грачей» пока отсутствует и, возможно, даже не планируется.


Общее количество техники и частей, использующих ее, должно оставаться прежним. Возобновление производства не планируется – ремонтировать, обновлять и возвращать в строй будут только имеющиеся самолеты. При этом речь идет как о восстановлении технической готовности и продлении ресурса, так и о получении новых боевых возможностей. Впрочем, есть риск постепенного сокращения количества техники. К сожалению, процесс учебы и боевая работа связаны с известными рисками и нельзя исключать возможные потери.

Таким образом, ситуация в сфере штурмовой авиации в наших ВКС располагает к оптимизму. Имеются достаточные количества специализированных самолетов; своевременно осуществляется их обслуживание и ведется полномасштабная модернизация. Все это позволяет сохранять Су-25 на службе и получать все связанные с этим преимущества. Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.
Автор:
Использованы фотографии:
Минобороны РФ / mil.ru, Bmpd.livejournal.com
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Alien From
    Alien From 24 февраля 2020 05:35 Новый
    +7
    Ну да, ну да, а ещё много танков на постаментах стоит, зачем делать новое???
    1. andr327
      andr327 24 февраля 2020 06:09 Новый
      +7
      Вечные рабочие войны. А вечным все-таки тоже надо искать замену.
      1. НЕКСУС
        НЕКСУС 24 февраля 2020 10:23 Новый
        -2
        Цитата: andr327
        Вечные рабочие войны. А вечным все-таки тоже надо искать замену.

        Замену то делают,только большой вопрос ,когда она появится в войсках.Я говорю о БПЛА Охотник и не только о нем. Грач самолет легендарный и очень удачный,но реалии сегодняшнего дя требуют того,чтоб убрать человека с этого поля боя,так как в свете того,что появилось много разных ПЗРК ,есть большая вероятность гибели пилота,не смотря на сказочную живучесть этой машины.
        1. Romario_Argo
          Romario_Argo 24 февраля 2020 16:27 Новый
          +1
          после потери в Сирии в феврале 2020 года 2 вертолетов, ВС РФ перебросили в Сирию Су-25СМ3
          оборудованных комплексом бортовой обороны Витебск-25 как раз от любых ПЗРК
        2. Voletsky
          Voletsky 24 февраля 2020 19:21 Новый
          +1
          а надо её делать ?! штурмовка вещь довольно опасная.
          Не стоит ли всё таки посмотреть в сторону БЛА в вопросе штурмовки; щас конечно технологически это крайне не лёгкая задача, в связи с рэб и прочим. Но имхо это более перспективный подход.
          Охотник птичка другого плана, для штурмовки не подходит
          1. Saxahorse
            Saxahorse 24 февраля 2020 20:49 Новый
            -1
            Цитата: Voletsky
            а надо её делать ?! штурмовка вещь довольно опасная.

            Конкретно в условиях Сирии никакого смысла нет сейчас упираться в авиацию. Идлиб спокойно простреливается тяжелыми ракетами. Например Смерч имеет дальность 120 км, а вся ширина этой провинции 60-70 км.

            Ну и конечно вы правы, в перспективе штурмовик должны заменить дроны.
            1. Voletsky
              Voletsky 24 февраля 2020 21:04 Новый
              +2
              не советую путать удар по площадным целям при помощи РСЗО, с непосредственной поддержкой наступательной|оборонительной операции штурмовой авиацией :)
              И да я знаю, что я прав :)
              1. Saxahorse
                Saxahorse 24 февраля 2020 21:09 Новый
                -2
                Цитата: Voletsky
                не советую путать удар по площадным целям при помощи РСЗО, с непосредственной поддержкой

                Сильно сомневаюсь что удар реактивного бомбера может быть особо точечным. Тут вы точно не правы. laughing
                1. Voletsky
                  Voletsky 24 февраля 2020 23:57 Новый
                  +1
                  штурмовик и бомбер - 2 большие разницы, я не об этом писал, не надо додумывать того, чего нет.
  2. Хагакурэ
    Хагакурэ 24 февраля 2020 05:43 Новый
    +7

    Грачи прилетели
  3. riwas
    riwas 24 февраля 2020 05:59 Новый
    +7
    Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.

    Все верно, американцы тоже не спешат расставаться с А-10.
    1. riwas
      riwas 24 февраля 2020 06:06 Новый
      +1
      Кроме пилотируемой нам надо развивать и беспилотную штурмовую авиацию.
      Интересный пример. В Беларуси прошли успешные испытания прототипов беспилотных авиационных комплексов "Барражирующая труба" и "Квадро-1400". По словам представителя КБ "Дисплей" Александра Вильчикова, основным средством поражения техники является ручной противотанковый гранатомет РПГ 26. Аппараты выпускаются в нескольких вариантах. Один из них имеется поворотное устройство, которое позволяет при прицеливании изменять угол наклона боеприпаса до 90 градусов.
      https://rg.ru/2020/02/21/belorusskie-letaiushchie-granatomety-pokazali-na-video.html
      1. andr327
        andr327 24 февраля 2020 06:11 Новый
        +3
        одно другому не мешает
  4. Грица
    Грица 24 февраля 2020 06:21 Новый
    +7
    Какая то слишком оптимистичная статья. А тем временем никаких работ по созданию нового штурмовика, который в далекой перспективе мог бы заменить "Грача" не ведется. Во всяком случае, информации об этом нигде не видел. А ведь НИИКР будет идти лет 15 не меньше. Потом столько же будут строить прототиаы и сптытывать. Современный опыт в нашей стране говорит именно о таких сроках - быстрее не можем. К этому времени все Су-25 кончатся.
    Многие тут говорят о его замене на Су-34. Но это не чистый штурмовик. К тому же по цене постройки и обслуживания просто не сопоставим с Су-25
    1. Hermit21
      Hermit21 24 февраля 2020 09:25 Новый
      -4
      НИИКР, ага. ПАК ФА
      1999 г. – начало разработки;
      2001 г. – уточнения ТТЗ со стороны заказчика;
      2007 г. – сборка первых лётных экземпляров;
      2010 г. – первый полёт;
      2018 г. – первое боевое применение;
      2020 г. – поступление первых серийных бортов в ВКС.

      Так чё там про по 15 лет на "НИИКР" и испытания? Ещё и плюсики ставят wassat
      1. Стирбьорн
        Стирбьорн 24 февраля 2020 09:46 Новый
        -1
        Цитата: Hermit21
        Какая то слишком оптимистичная статья. А тем временем никаких работ по созданию нового штурмовика, который в далекой перспективе мог бы заменить "Грача" не ведется.

        В перспективе штурмовиков должны вытеснить беспилотники, в связи с развитием ПЗРК...слишком велика вероятность потери квалифицированного пилота. Штурмовики хороши при отсутствии серьезного ПВО, а таких ситуаций все меньше
        1. Григорий_45
          Григорий_45 24 февраля 2020 11:21 Новый
          +2
          Цитата: Стирбьорн
          В перспективе штурмовиков должны вытеснить беспилотники

          пока что это очень отдаленная перспектива, даже для тех стран, которые намного опережают Россию в разработке, производстве и применении БПЛА. До тех пор, пока не появится полноценный ИИ, способный заменить летчика.
          Пока что пилотируемые аппараты при выполнении таких боевых задач, как воздушный бой, непосредственная поддержка (штурмовка) - вне конкуренции. Дроны потихоньку отвоевывают свою нишу, но пока она невелика - ведение разведки, корректировка огня, нанесение точечных ударов высокоточным оружием по заранее известным целям.

          По крайней мере до 60-х - 70-х годов нашего века пилотируемая авиация будет удерживать господствующие позиции.
          1. Voletsky
            Voletsky 24 февраля 2020 19:37 Новый
            +1
            А как на счет концепции летающего ППУ скажем Ил-112, и скажем 2-4 БЛА под его контролем.

            У меня уже пару лет в голове теплится затея замоделить такую связку, и написать статью, но каждый раз споря то с вами то с другими, я пересматриваю свою концепцию.
            1. Григорий_45
              Григорий_45 24 февраля 2020 21:23 Новый
              0
              Цитата: Voletsky
              А как на счет концепции летающего ППУ скажем Ил-112, и скажем 2-4 БЛА под его контролем.

              Для этого нужна полностью реализованная концепция сетецентрической войны - чтоб каждый элемент (командование, военная техника, живая сила) были включены в единое информационное пространство. В единую сеть должны быть объединены источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления). Причем - в реальном масштабе времени. Не имея четкого представления о положении своих и вражеских сил, тактической обстановки, имеющихся в наличии средств и их состоянии, нереально эффективно командовать. В т.ч. и беспилотниками.
              Также, прошу учесть, что это лишь мое мнение.
              1. Voletsky
                Voletsky 24 февраля 2020 23:55 Новый
                +1
                Ну то о чем вы говорите, не совсем относится к тому что я говорю :) Вы же понимаете, что я говорю именно об узкой системе ударного комплекса, части сетецентричного управления войсковом объединениями; а вы уже говорите о переформатировании системы как таковой, к чему еще стоит дойти.
                Потому что там огромные проблемы именно в организации безопасности передачи данных, ибо имея какую то групировку спутников на орбите, или же некое количество бла, мы можем обьедить всё это в единую сеть со всеми данными, кто где находится и какие задачи стоит решать. Но при неспособности зашифрованной передачи данных, всё не так радужно.
                Пока я только узко мыслю в стиле бармалеев гонять, и у них пока таких возможностей нет.
          2. Saxahorse
            Saxahorse 24 февраля 2020 20:58 Новый
            0
            Цитата: Григорий_45
            Пока что пилотируемые аппараты при выполнении таких боевых задач, как воздушный бой, непосредственная поддержка (штурмовка) - вне конкуренции.

            Когда вы последний раз воздушный бой видели? В кино? Ракета воздух-воздух с дальностью 100-150 км, далеко за горизонт, вот и весь воздушный бой..

            Тоже и со штурмовкой. Бомбовый удар по координатам ГЛОНАСС (или GPS) ничем не отличается от удара крылатыми ракетами или дронами. Только риском для пилота. Американцы уже лет 10 свои штурмовики в горячих точках не используют. Предаторы и Жнецы успешно решают задачи удара с воздуха. На край, планирующие бомбы с дальностью 30-50 км, не входя в зону потенциального ПВО.
            1. Григорий_45
              Григорий_45 24 февраля 2020 21:14 Новый
              +3
              Цитата: Saxahorse
              Ракета воздух-воздух с дальностью 100-150 км, далеко за горизонт, вот и весь воздушный бой

              результативный воздушный бой на такой дистанции невозможен. Все известные бои велись на намного меньшей дистанции - до 50 км.
              Цитата: Saxahorse
              Когда вы последний раз воздушный бой видели?

              я ни одного не видел. А так, было - почти ровно год назад, индийцы с пакистанцами в Кашмире.
              Да и сами военные вовсе не исключают ближнего воздушного боя, регулярно проводя тренировки и международные учения.

              Цитата: Saxahorse
              Бомбовый удар по координатам ГЛОНАСС (или GPS)

              бомбовый удар по известным координатам смогут нанести ИБ или фронтовые бомбардировщики. А вот оказать непосредственную поддержку на поле боя, в быстро меняющейся тактической обстановке, они эффективно не в состоянии. Летчик должен сам провести доразведку и уничтожить цель, порой малоразмерную и движущуюся. Тут штурмовик вне конкуренции

              Эффективно вести воздушный бой или штурмовку БПЛА пока не в состоянии. Сказывается низкая ситуационная осведомленность удаленного оператора.

              Разведка, корректировка артогня, нанесение отдельных точечных ударов по объектам, не прикрытыми ПВО, в скором времени и транспортные функции - с этим дроны справляются. Но до того, когда они заменят пилотируемую авиацию в подавляющем большинстве применений - еще сильно далеко
              1. Saxahorse
                Saxahorse 24 февраля 2020 21:23 Новый
                -1
                Цитата: Григорий_45
                Все известные бои велись на намного меньшей дистанции - до 50 км.

                Если что, расстояние до горизонта около 18 км. Дистанцию в 50 км трудно назвать малой. :)

                Цитата: Григорий_45
                Летчик должен сам провести доразведку и уничтожить цель,

                Реактивный бомбер или штурмовик однозначно не способен сам что то там доразведать с высоты в 4-5 км на соответствующей скорости. Все что вы написали в лучшем случае относится к вертолетам. По факту "ситуационная осведомленность" оператора БПЛА будет намного выше. Он не ограничен в выборе скорости и времени на доразведку.
                1. Григорий_45
                  Григорий_45 24 февраля 2020 21:32 Новый
                  0
                  Цитата: Saxahorse
                  Если что, расстояние до горизонта около 18 км.

                  для радара это не расстояние

                  Цитата: Saxahorse
                  Дистанцию в 50 км трудно назвать малой. :)

                  по сравнению с указанной вами - она действительно мала (как минимум раза в 2-3)
                  Пусть вас не смущает, что создают ракеты ВВ и с большей дальностью пуска (180 и более км). Данные ракеты - не для боя с истребителями.Скорее, с самолетами ДРЛО, транспортниками и бомбардировщиками - т.е. относительно неманевренными целями.

                  Цитата: Saxahorse
                  штурмовик однозначно не способен сам что то там доразведать с высоты в 4-5 км на соответствующей скорости.

                  штурмовикам, чтоб наносить максимально эффективные удары, придется действовать на высотах менее 1,5 км.
                  1. Saxahorse
                    Saxahorse 25 февраля 2020 22:31 Новый
                    -2
                    Цитата: Григорий_45
                    для радара это не расстояние

                    Речь о том как выглядит бой сегодня. Не обязательно сидеть в кабине, чтобы нажать кнопку, и ждать затем терпеливо пока ракета долетит.

                    В плане тактическом, удаленный оператор наоборот имеет преимущество. Как минимум он может быть не один и анализировать ход боя группой. Главная проблема на сегодня это лишь ширина канала связи. Для этого и нужен максимально продвинутый ИИ, такой что разгрузит связь от всех банальных задач по управлению самолетом, оставив в канале лишь короткие команды тактического уровня.

                    Цитата: Григорий_45
                    штурмовикам, чтоб наносить максимально эффективные удары, придется действовать на высотах менее 1,5 км.

                    Увы, это уже даже с бармалеями плохо работает. Как мы знаем Су-25 вдогон легко выбивается даже одной ПЗРК. Напомню к тому же печальную участь украинской авиации. Штурмовать с 1.5 км там отучились очень быстро. А с 4-5 км как я и говорю, мало что доразведаешь.
                2. 5-9
                  5-9 25 февраля 2020 10:48 Новый
                  0
                  Сбитий на 50 км не было ни разу. Число сбитий на дистанции более 25 км - по пальцам руки.
                  1. Saxahorse
                    Saxahorse 25 февраля 2020 22:49 Новый
                    -2
                    Цитата: 5-9
                    Сбитий на 50 км не было ни разу. Число сбитий на дистанции более 25 км - по пальцам руки.

                    Это кстати и от приказа сверху зависит. Например еще в ходе танкерной войны в заливе, американцы неприятно поразились буйной фантазии ГСН тогдашних Гарпунов. Кого они только за цель не считали.. И после пары инцидентов категорически запретили стрелять этими ПКР куда либо кроме как по целям наблюдаемым (и опознанным) визуально. Вот и главная причина почему ПКР с дальностью в 120-280 км, дальше 20 км старались не стрелять.
                    1. 5-9
                      5-9 26 февраля 2020 07:15 Новый
                      -1
                      При чём тут ПКР, если речь про ракеты воздух-воздух и сбитые самолёты?
                      1. Saxahorse
                        Saxahorse 26 февраля 2020 23:00 Новый
                        -2
                        Цитата: 5-9
                        При чём тут ПКР, если речь про ракеты воздух-воздух и сбитые самолёты?

                        Вообще то речь о работе ГСН. История с ПКР напоминает что причины ограничения дальности бывают разные.

                        Да и в целом, какая разница между сбитыми самолетами и потопленными корветами?
                  2. Кирилл Г...
                    Кирилл Г... 11 августа 2020 09:01 Новый
                    0
                    Действительно - имхо дальность максимальная пуска была 57 км., Реально выходит что дальности пуска РВВ в воздушных боях не превышала 0.3 х Дпуска максимальная.
            2. Альф
              Альф 24 февраля 2020 21:34 Новый
              +1
              Цитата: Saxahorse
              Ракета воздух-воздух с дальностью 100-150 км, далеко за горизонт, вот и весь воздушный бой..

              И какова вероятность попадания ?
              1. bk0010
                bk0010 24 февраля 2020 22:04 Новый
                +1
                Амеровский Феникс (который для F-14) терял цель в 50% случаев без всяких манипуляций со стороны цели, а стоил за миллион тогдашних баксов. Что помешает самолету, засекшему пуск за 100 км, снизится или включить РЭБ непонятно. Да даже просто маневром от ракеты большой дальности можно уйти: она здоровая и тяжелая, эффективна может быть против стратега, но не истребителя.
                1. Альф
                  Альф 24 февраля 2020 22:06 Новый
                  +1
                  Цитата: bk0010
                  Амеровский Феникс (который для F-14) терял цель в 50% случаев без всяких манипуляций со стороны цели,

                  hi
                2. Saxahorse
                  Saxahorse 25 февраля 2020 22:35 Новый
                  -2
                  Цитата: bk0010
                  Да даже просто маневром от ракеты большой дальности можно уйти:

                  Вы тоже специалист по гимнастике и акробатике? Я уже предлагал в таком случае научить пехоту от пуль отпрыгивать, пуля хотя бы летит вдвое медленнее. laughing
                  1. bk0010
                    bk0010 25 февраля 2020 23:17 Новый
                    0
                    Вы действительно думаете, что нельзя увернуться от пули? Снайпер выстрелил по вам с расстояния 1.5 км, пуля до вас летит 3 сек, вы заметили вспышку. Что, упасть за 3 сек не успеете?
                    1. Saxahorse
                      Saxahorse 25 февраля 2020 23:54 Новый
                      -2
                      Цитата: bk0010
                      Вы действительно думаете, что нельзя увернуться от пули?

                      Я категорически не советую Вам проверять эту идею на реальном поле боя!
              2. Saxahorse
                Saxahorse 25 февраля 2020 22:37 Новый
                -2
                Цитата: Альф
                И какова вероятность попадания ?

                Ровно такая же как и с 3-5 километров. Зависит от качества ГСН. Если у вас ракета дрянь, она и в упор промажет.
                1. bk0010
                  bk0010 25 февраля 2020 23:21 Новый
                  0
                  Ага. Вот только ракета с хорошей ГСН будет размером с ракету средней дальности: придется тащить на себе источник энергии для радара офигенной для ракеты мощности (мощность отраженного сигнала уменьшается пропорционально 4-й степени расстояния).
                  1. Saxahorse
                    Saxahorse 25 февраля 2020 23:52 Новый
                    -2
                    Цитата: bk0010
                    Вот только ракета с хорошей ГСН будет размером с ракету средней дальности:

                    Точно, они не мелкие. Вот только расстоянием в 50-100 км занимается обычно инерционная система наведения, а ГСН по хорошему, включается на тех же дистанциях что и мелких ракет ближнего действия. Т.е. разницы никакой.
                    1. bk0010
                      bk0010 26 февраля 2020 00:10 Новый
                      0
                      И что тогда мешает самолету свернуть или сменить высоту, пока ракета летит по инерциалке? Голова включается - никого нет. Факел-то издалека виден, да и Береза орет, когда облучают. Ракетой большой дальности имеет смысл бить по Б-52 или Ту-95 (АВАКСу), все, кто меньше или проворней- уйдут (если эта хрень сама цель не потеряет).
                      1. Saxahorse
                        Saxahorse 26 февраля 2020 00:27 Новый
                        -2
                        Цитата: bk0010
                        да и Береза орет,

                        Береза орет когда уже прилетели.. Тут только ловушки спасут (или не спасут). Пуск ракеты воздух-воздух не настолько впечатляет чтоб его со спутника видно было, ее заметить можно только когда она уже свою ГСН включила и в тебя пристраивается. А это считанные секунды. Причем сколько секунд точно - не угадать.
              3. Кирилл Г...
                Кирилл Г... 11 августа 2020 09:02 Новый
                0
                По тактическим самолетам нолевая ИМХО.
      2. Осьминог
        Осьминог 25 февраля 2020 02:13 Новый
        0
        Цитата: Hermit21
        2018 г. – первое боевое применение;
        2020 г. – поступление первых серийных бортов в ВКС.

        Правда?
    2. Диверcант
      Диверcант 24 февраля 2020 11:37 Новый
      -4
      Су 25 в будущем просто не нужен ввиду того, что на поле боя большую часть техники врага будут представлять роботы.
      1. Альф
        Альф 24 февраля 2020 17:49 Новый
        0
        Цитата: Диверcант
        Су 25 в будущем просто не нужен ввиду того, что на поле боя большую часть техники врага будут представлять роботы.

        В каком тысячелетии ?
        1. Диверcант
          Диверcант 29 февраля 2020 15:16 Новый
          0
          В этом. Даже не сомневайтесь.
  5. svp67
    svp67 24 февраля 2020 06:28 Новый
    +2
    А вот честно не вижу "будущего" у такой схемы "штурмовика". Для нас это вынужденная мера, в связи с полным отсутствием в войсках ударных БПЛА и "дронов-камикадзе". Вот с их применением и связано будущее штурмовиков.
    1. bessmertniy
      bessmertniy 24 февраля 2020 06:41 Новый
      +3
      Да, обидно, что наша беспилотная военная авиация развивается очень медленно. А "Грачам" надо подготовить достойную смену, которая бы превосходила их по эффективности. Пока же им замены не видно.
      1. svp67
        svp67 24 февраля 2020 06:49 Новый
        0
        Цитата: bessmertniy
        Пока же им замены не видно.

        Ну почему? Вот эта "связка" дает понимание как и чем можно заменить "Грача"

        Перспективный штурмовик, это летающий командный пункт, управляющий стаями БПЛА и дронов-камикадзе
        1. bessmertniy
          bessmertniy 24 февраля 2020 06:51 Новый
          +10
          А стаи тоже уже с конвейера сходят?
          1. svp67
            svp67 24 февраля 2020 06:53 Новый
            -2
            Цитата: bessmertniy
            А стаи тоже уже с конвейера сходят?

            Увы, у нас пока только в опытно войсковой эксплуатации, а вот у наших "зарубежных партнеров", да уже потоком с конвейера сходят. Тот же Израиль, с их помощью сирийские Панцири уничтожает
            1. bessmertniy
              bessmertniy 24 февраля 2020 07:29 Новый
              0
              Выходит, побыстрее надо разворачивать доработку своих БЛА этого профиля и выпуск.
              1. svp67
                svp67 24 февраля 2020 07:56 Новый
                -2
                Цитата: bessmertniy
                Выходит, побыстрее надо разворачивать доработку своих БЛА этого профиля и выпуск.

                Проблема конечно шире, но путь верный...
            2. EvilLion
              EvilLion 24 февраля 2020 15:04 Новый
              0
              F-16 стал беспилотным?
            3. 5-9
              5-9 25 февраля 2020 10:52 Новый
              -1
              БПЛА на самом деле дистанционно-пилотируемые, а уже во вторую очередь беспилотные. Против папуасов - самое оно то, против противника с РЭБ - уже сильно не очень. С ПВО - вообще швах. А цена сего чЮда с картинки - как у Су-25.
              Никакие БПЛА, с учётом тех дальностей-расстояний, Хельхаавиру не нужны - УАСП можно пускать прям над своим аэродромом, либо над Ливаном. Толку там/в той ситуации от БПЛА - вообще нет.
        2. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 24 февраля 2020 08:24 Новый
          +1
          Цитата: svp67
          Перспективный штурмовик, это летающий командный пункт, управляющий стаями и дронов-камикадзе

          Мне "симпатична" такая идея ! yes
        3. Стирбьорн
          Стирбьорн 24 февраля 2020 09:48 Новый
          +3
          Цитата: svp67
          Перспективный штурмовик, это летающий командный пункт, управляющий стаями и дронов-камикадзе

          Это уже не штурмовик будет..Командный пункт должен летать за пределами поражения, как минимум, ПЗРК противника.
          1. bondrostov
            bondrostov 24 февраля 2020 10:05 Новый
            +2
            Ну вот обьясните мне чем дрон камикадзе отличается от крылатой ракеты?
            1. Григорий_45
              Григорий_45 24 февраля 2020 11:26 Новый
              +2
              Цитата: bondrostov
              Ну вот обьясните мне чем дрон камикадзе отличается от крылатой ракеты?

              дрон-камикадзе может:
              1. барражировать в районе предполагаемой цели длительное время
              2. Оперативно сменить объект атаки в зависимости от обстановки
              3. Отменить атаку и возвратиться на базу для повторного применения.
              Ракеты ничего этого не могут (за исключением ограниченного по п.1 и 2 - и только в самых современных моделях). Запустил ее - все, обратно она уже не вернется.
              1. bondrostov
                bondrostov 24 февраля 2020 11:32 Новый
                0
                Лично мне не понятно что мешает повесить боезаряд на увеличенный орлан вот и дрон камикадзе
                1. Григорий_45
                  Григорий_45 24 февраля 2020 11:39 Новый
                  0
                  Цитата: bondrostov
                  повесить боезаряд на увеличенный орлан вот и дрон камикадзе

                  по сути, оно так и есть. Обычный мини-БПЛА с боезарядом.Один из российских проектов и предусматривал в качестве базы Орлан-10
              2. EvilLion
                EvilLion 24 февраля 2020 15:05 Новый
                -1
                За счет этого ракета намного дешевле.
              3. 5-9
                5-9 25 февраля 2020 10:54 Новый
                0
                Барражировать? Т.е. ПВО никакого нет? Зачем тогда вообще дрон? Пущай Су-25 с 2 ПТБ и 8 ОФАБ-250-270 барражирует...дешевле будет.
                1. Григорий_45
                  Григорий_45 25 февраля 2020 11:04 Новый
                  +1
                  Цитата: 5-9
                  Барражировать?

                  да.
                  Во-первых, небольшой дрон еще надо обнаружить. Его уже в полукилометре не видно и не слышно.
                  во-вторых, применение в КТО (предположим, поступили разведданные - примерно во столько-то по такой-то дороге в таком-то автомобиле поедет полевой командир. Запускают дрон, и ждут, а тот барражирует в предполагаемом районе появления цели. Как только цель опознана - команда на уничтожение, если разведданные оказались неточны или поездка отменилась - дрон возвращают на базу)
                  1. 5-9
                    5-9 25 февраля 2020 13:57 Новый
                    -1
                    Вы с "небольшого дрона" 4 штуки РГД-5 на головы супостатов ронять собрались? Рипер с Предэйтером считай с Су-25 размером.
                    Для противопапуасных войн ударный дрон (нормальной размерности) конечно лучше Су-25, с этим никто не спорит.
                    1. Григорий_45
                      Григорий_45 25 февраля 2020 15:00 Новый
                      +1
                      Цитата: 5-9
                      Вы с "небольшого дрона" 4 штуки РГД-5 на головы супостатов ронять собрались? Рипер с Предэйтером считай с Су-25 размером.

                      дрон-камикадзе ничего не роняет. Он сам бомба (ракета), по размерам намного меньше полноценного беспилотника. По размерам сравним с противотанковой ракетой. Для вышеуказанного примера - за глаза.
                      Если вы собираетесь бункера крушить, то логичнее применять ракеты.
          2. Nikolaevich I
            Nikolaevich I 24 февраля 2020 11:29 Новый
            +1
            Цитата: Стирбьорн
            Перспективный штурмовик, это летающий командный пункт, управляющий стаями и дронов-камикадзе

            Это уже не штурмовик будет..

            Госпидя! Дык, в "аллегорическом" смысле же был назван "штурмовик-командный пункт" !
  6. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 24 февраля 2020 07:19 Новый
    -1
    Лично мое мнение, "грач" уже на "излёте"... Да, машина хорошая, показавшая себя в боях, но... Ничто не вечно. Это относится и к нему. Каким будет новое поколение, не знаю. Пилотным или безпилотным, обвешанные гроздьями боеприпасов или с упрятанными в утробу... Время покажет.
  7. Zaurbek
    Zaurbek 24 февраля 2020 07:50 Новый
    +2
    Почему не применяют не Су25 ПТРК? Есть же уже отработанные комплексы 2го поколения с ричной дальностью, автоматы сопровождения целей. Или 1 человек не справится?
    1. svp67
      svp67 24 февраля 2020 07:57 Новый
      -3
      Цитата: Zaurbek
      Почему не применяют не Су25 ПТРК?

      Ну сейчас вертолеты оснащают новыми ПТРК, возможно и для Су-25 найдется возможность их выделить
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 24 февраля 2020 08:22 Новый
        +1
        Цитата: svp67
        сейчас вертолеты оснащают новыми ПТРК, возможно и для Су-25 найдется возможность их выделить

        Не исключено...Пробовали "лазерно-лучевые" "вихри",но не шибко получилось! Можно попробовать ПТ-ракеты 3го поколения...
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 24 февраля 2020 08:19 Новый
      +5
      Цитата: Zaurbek
      Почему не применяют не Су25 ПТРК

      Дык, уже пытались....пробовали ! ( Су-25Т ,Су-25ТМ , Су-39...) с ПТ-ракетами "Вихрь" ! Но .оказалось,как это часто бывает...."домашние расчёты с базарной ценой не сходятся !"
      1. Zaurbek
        Zaurbek 24 февраля 2020 08:57 Новый
        +1
        Там сам аппарат был дорог и возобновлять производство надо было бы.....И с применением ПТРК вопрос 2го оператора висит...
    3. Григорий_45
      Григорий_45 24 февраля 2020 11:34 Новый
      0
      Цитата: Zaurbek
      Почему не применяют не Су25 ПТРК? Есть же уже отработанные комплексы 2го поколения с ричной дальностью, автоматы сопровождения целей. Или 1 человек не справится?

      наверное, все дело в существующих отечественных ПТРК. Нужна или ракета с принципом выстрелил-забыл, или же ракета с ТВ-головой и большой дальностью, чтоб за время полета ракеты к цели самолет не вошел по крайней мере в зону действия ПЗРК. Американцы на своем Тандерболте довольно успешно применяют Мэверики и Хеллфайры, а пилот на А-10, как известно, один.
      Либо нужно внешнее целеуказание (с БПЛА, к примеру, или иного штурмовика) для ПТУР с наведением по лучу лазера
      1. Zaurbek
        Zaurbek 24 февраля 2020 13:03 Новый
        +1
        Но ведь лазерный дальномер стоит и ракетами с таким наведением Су25 стреляет .
        1. Григорий_45
          Григорий_45 24 февраля 2020 15:44 Новый
          +1
          все таки лучше "светить" со стороны. Самолет после пуска имеет возможность маневрирования, выхода из зоны действия ПВО. Если Су-25 будет сам подсвечивать цель, то, учитывая скорость самого самолета и скорость ракеты, неизбежно окажется над позициями противника и будет обстрелян (после захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения).
      2. EvilLion
        EvilLion 24 февраля 2020 15:08 Новый
        0
        На Су-25 еще в Афгане применяли Х-25, т. к. он может "Кленом" им подсвечивать, но пришли к выводу, что лучше с земли светить.
    4. 5-9
      5-9 25 февраля 2020 10:55 Новый
      -1
      У супостата нет танковых орд. И Ми-28/Ка-52, ежели они вдруг появятся, справится гораздо лучше.
      Собственно насчёт того, как разбираться с ордами у супостата схожее мнение...
    5. Alexey RA
      Alexey RA 26 февраля 2020 13:33 Новый
      0
      Цитата: Zaurbek
      Почему не применяют не Су25 ПТРК? Есть же уже отработанные комплексы 2го поколения с ричной дальностью, автоматы сопровождения целей. Или 1 человек не справится?

      Одно из замечаний Перечня №1 Акта ГИ Су-25Т написано примерно так(точную формулировку не помню, уже прошло больше двадцати лет): "При выполнении некоторых боевых режимов психофизиологическая нагрузка на летчика близка к предельной". Замечание давали специалисты НИИ Авиационной и Космической Медицины МО. Т.е. совмещение процесса прицеливания и пилотирования в ряде режимов вызывало проблемы. Причем речь шла не о строевых летчиках, а о военных летчиках-испытателях первого класса.

      © из обсуждений Ка-50 на ВО
  8. Вояка ЕщеТот
    Вояка ЕщеТот 24 февраля 2020 08:04 Новый
    0
    Да, тоже волнует судьба Грачей...
    Скажу свои мысли, не претендую на "правильность" - думал что вот вот выйдет замена, двигатель, чуть измененная и доработанная схема планера, композиты и тд и тп, НО пока тишина ... а ведь эти доработки нужно испытывать, обкатывать, а это время!
    Посему вытекает следующее - прямой замены наверное не будет, либо условно считаем Су 34, серия которого продолжается и более того планируется серьезная модернизация.
    Функции разведки и ударов отдадут Орланам, Орионам, Альтиусам, Охотникам с поддержкой Су 34 как основа, так и других самолетов, в том числе Су 30, Су 57, и даже как на днях была статья, что Су 35 Тоже отрабатывал по земле...
    В целом конечно жаль, но и риск отдать беспилотникам, есть радость и сохранения жизни пилотам
    1. Zaurbek
      Zaurbek 24 февраля 2020 08:58 Новый
      0
      Американцы тоже не пустили программу А-10 дальше. У них даже БПЛА на его основе испытывался
    2. Авиатор_
      Авиатор_ 24 февраля 2020 10:48 Новый
      -1
      Композиты на штурмовике - это нереально в принципе. Там проблема с его расслаиванием даже при простом ударе, сложность диагностики в том, что расслаивание внутреннее, его снаружи не видно. Самолёт поля боя никогда композитным не будет.
    3. bk0010
      bk0010 24 февраля 2020 13:59 Новый
      +1
      Су-34 не может быть заменой Су-25. Штурмовик должен быть:
      1) Живучим.
      2) Дешевым.
      Не знаю как по первому пункту (броневанна хорошая заявка на живучесть, но только заявка, а реальных проверок пока по счастью не было), а со вторым пунктом у Су-34 точно швах. И летчиков под Су-25 набрать проще (тупо по здоровью отсев меньше можно делать, так как дозвук и время полета меньше).
      То, что штурмовик может быть заменен БПЛА, тоже не факт: в случае большой заварухи все источники радиоизлучения будут гасится не столько РЭБ, сколько артиллерией и ракетами, управление через спутник тоже не панацея: каналов мало, да и вывести из стоя ретранслятор на геостационарной орбите далеко не невозможно.
      Су-25 надо поставить новые движки, комплекс самозащиты типа президента, оптику (как у Миг-29) и допилить применение управляемого оружия.
      1. Альф
        Альф 24 февраля 2020 17:52 Новый
        0
        Цитата: bk0010
        То, что штурмовик может быть заменен БПЛА, тоже не факт: в случае большой заварухи все источники радиоизлучения будут гасится не столько РЭБ, сколько артиллерией и ракетами, управление через спутник тоже не панацея: каналов мало, да и вывести из стоя ретранслятор на геостационарной орбите далеко не невозможно.

        Слава богам, хоть один здравомыслящий комментарий !
  9. Radikal
    Radikal 24 февраля 2020 10:56 Новый
    +3
    Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию.
    Судя по тем, кто руководит авиапромом - никакое. sad
    1. Lontus
      Lontus 24 февраля 2020 12:28 Новый
      +2
      Цитата: Radikal
      Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию.
      Судя по тем, кто руководит авиапромом - никакое. sad

      Узко мыслите .
      Правильнее - "Судя по тем кто руководит РФ".
  10. paul3390
    paul3390 24 февраля 2020 12:41 Новый
    +3
    Цитата: Стирбьорн
    В перспективе штурмовиков должны вытеснить беспилотники, в связи с развитием ПЗРК..

    Пока - это лишь противопапуасное оружие. Серьёзный противник - задавит РЭБ каналы связи на-раз. А то ещё чего похуже сделает. Нет - БПЛА несомненно нужны, но делать на них ставку вместо штурмовиков явный перебор..
  11. EvilLion
    EvilLion 24 февраля 2020 15:12 Новый
    -1
    Для локальных войнушек самолетов на 20-30 лет хватит. В целом же их задачи разделяются между вертолетами и самолетами с высокими ЛТХ. Привлечь Су-34 в короткой операции будет дешевле, чем делать новый самолет на замену Су-25. Вопрос по эффективности Су-25 открыт, вроде, уже поднимался он на уровне командования ВВС. Типа недостаточно эффективен.
  12. garri-lin
    garri-lin 24 февраля 2020 17:35 Новый
    0
    Недорогой БПЛА плюс скоростной вертолет. Замена штурмовику. По ппинципу есть или нет РЭБ. Вертется над полем боя на высотах ниже 5 км опасно. Броня не поможет.
  13. Ros 56
    Ros 56 24 февраля 2020 18:49 Новый
    +2
    Парни, а сколько лет человек пользуется лопатой и никому в голову не пришло что-то новое выдумывать. Вот вопрос интересный.
  14. Radikal
    Radikal 24 февраля 2020 19:37 Новый
    +1
    Цитата: Lontus
    Цитата: Radikal
    Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию.
    Судя по тем, кто руководит авиапромом - никакое. sad

    Узко мыслите .
    Правильнее - "Судя по тем кто руководит РФ".

    Согласен. bully
    1. EvilLion
      EvilLion 24 февраля 2020 21:56 Новый
      +1
      И Сталина, Сталина на аватарку!
  15. iouris
    iouris 25 февраля 2020 00:07 Новый
    0
    Совершенствовать и модернизировать следует не самолёт, а боевой авиационный комплекс ("у целом"). Надеюсь, объяснять, что такое "боевой авиационный комплекс" объяснять ещё не требуется. Если что - Рогозин возглавил выпуск целой энциклопедии.
  16. Sarkazm
    Sarkazm 25 февраля 2020 00:47 Новый
    -2
    Когда-то говорилось о эксплуатации Су-25 до 2027 года. На вооружение приходят более совершенные вертолеты, способные оказать непосредственную поддержку войскам. А в качестве легкого реактивного самолета выполняющего отчасти функции штурмовика скорее всего будет использоваться Як-130. Его не сравнить по возможностям с Су-25, но видимо в будущем их будет достаточно и тем более экономически выгоднее. Такой подход характерен для европейских стран, возможно он применим и у нас - поживем увидим.
  17. монстрила
    монстрила 25 февраля 2020 10:43 Новый
    0
    Кто в курсе,у свидосвиней им. бандеры-количество и состав военной авиации?
  18. Eug
    Eug 3 мая 2020 08:06 Новый
    0
    Как по мне, функции штурмовиков скорее всего перейдут к вертолетам. Они оперативнее реагируют на запросы СВ.