Легендарная полуторка. Интересные факты о главном советском грузовике

164

Если мы будем вспоминать советские грузовые автомобили, полуторка по праву займет в нашем рейтинге первое место. Свое название автомобиль получил благодаря грузоподъемности — 1500 кг. Образ горьковского грузовика стал частью национального культурного кода, а внешний вид машины узнаваем и спустя многие десятилетия после завершения производства. Полуторка вытянула вместе с СССР все масштабные стройки 1930-х годов, тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления народного хозяйства.

Полуторка имеет американские корни


Как и у всего советского автомобилестроения, у грузового автомобиля ГАЗ-АА американские корни. К тому моменту, когда Советский Союз начал обзаводиться собственной автомобильной промышленностью, половину всех автомобилей в мире собирали заводы Форда. Несмотря на тот факт, что между СССР и США на тот момент не было дипломатических отношений, стороны смогли легко договориться на коммерческой основе. СССР заключил соглашение о сотрудничестве с Генри Фордом, соглашение предусматривало передачу необходимых технологий и оборудования для серийного производства легковых и грузовых моделей, подготовку советских кадров на заводах Ford и другие нюансы. К слову, Советский Союз вел также переговоры с компаниями «Крайслер» и «Дженерал Моторс», но они закончились безрезультатно.




Грузовик Ford AA образца 1930 года

Платформой для легендарного советского грузовика стал грузовой Ford AA образца 1930 года. Первые собранные в 1932 году грузовые автомобили были его точной копией. Первоначально в СССР осуществлялась «отверточная сборка», машины собирали из поставляемых из США машинокомплектов. Собственно, в том же году в страну передали и чертежи машины. Изучив их, конструкторы приступили к адаптации автомобиля к отечественным реалиям эксплуатации, параллельно осваивая выпуск узлов, деталей и агрегатов непосредственно в СССР. Уже в 1933 году полуторки начали собирать исключительно из комплектующих советского производства.

Параллельно прошла адаптация машины под местные условия эксплуатации. Конструкторы заменили штампованный картер сцепления, быстро выходивший из строя, на литой. Также они усилили само сцепление и рулевой механизм. На полуторке начали использовать собственный редуктор рулевого управления. Помимо этого, на автомобиле появился полноценный воздушный фильтр. Бортовой кузов грузовика также был спроектирован в Советском Союзе.

Первые грузовики назывались НАЗ-АА, а не ГАЗ-АА


Сегодня мало кто знает, но первые сошедшие с конвейера полуторки назывались НАЗ-АА. Серийное производство нового грузовика началось 29 января 1932 года в Нижнем Новгороде, на построенном здесь Нижегородском автомобильном заводе имени В. М. Молотова. В том же году 7 октября Нижний Новгород был переименован в Горький в честь «первого пролетарского писателя». В 1932 году в СССР масштабно отмечали 40-летие с начала его творческой деятельности. Вслед за городом переименовали и завод, который до сих пор известен, как ГАЗ. Поэтому название ГАЗ-АА закрепилось за полуторками только в конце 1932 года.


Первый грузовик НАЗ-АА сходит с конвейера

Модернизированная версия получила наименование ГАЗ-ММ


В середине 1930-х годов грузовику выбрали новое «сердце». В результате модернизации на полуторку начали устанавливать новый двигатель ГАЗ-М. Этот же двигатель ранее устанавливался на легендарную «Эмку» – легковой автомобиль ГАЗ М1. Модернизированная версия грузовика получила новую 50-сильную силовую установку (под капотом автомобиля добавилось 8 «лошадей»), новое рулевое управление, карданный вал и усиленную подвеску. В таком виде грузовик серийно выпускался, начиная с 1938 года и вплоть до завершения массового производства. Модернизированная версия грузовика получила обозначение ГАЗ-ММ. При этом внешних различий у ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было, отличить их визуально было невозможно. На шоссе такой грузовик мог разогнаться до скорости 70 км/ч.

Военная версия машины выпускалась с серьезными упрощениями


Уже в годы Великой Отечественной войны возникла острая потребность в максимальном упрощении грузовика. Военные версии полуторки вошли в историю под обозначением ГАЗ-ММ-В (на фронте обозначались как ГАЗ-ММ-13). Полуторка военного времени производилась вплоть до 1947 года. Серьезную модернизацию начали планировать уже в самом начале войны. В первую очередь она была направлена на максимальное удешевление и ускорение производства. О комфорте водителя больше никто не думал.


ГАЗ-ММ-В военного времени, кабина без дверей

На момент начала Великой Отечественной войны в РККА имелось 151 100 грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. При этом уже летом-осенью 1941 года войска потеряли огромное количество грузового транспорта. На замену потерянным машинам массово мобилизовались грузовики из народного хозяйства, все еще красивые и даже изящные машины. При этом постепенно на фронте появились и военные версии полуторки. Практически сразу же с таких серийных автомобилей исчезли вторая фара (осталась только со стороны водителя), зеркало заднего вида, клаксон, бампер, дворник остался один – со стороны водителя. Также на версии ГАЗ-ММ-В отсутствовали передние тормоза.


Так как металл являлся дефицитным материалом и был необходим для производства вооружения и боеприпасов, вскоре кабину грузового автомобиля заменили на деревянный каркас, обтянутый брезентовой тканью. На пике упрощения конструкции в кабине не было даже дверей, которые заменяли брезентовые скатки. Такую версию выпускали в Горьком в 1943 году, в 1944 году в кабину вернулись двери, но она изготавливалась полностью из дерева. Военная версия лишилась и передних изогнутых крыльев красивой формы. Их конструкция и форма были максимально упрощены. Вместо металла их стали изготавливать из низкосортного кровельного железа методом гибки, такие крылья имели угловатую прямоугольную форму. Также на грузовиках военного периода сиденье водителя было цельнодеревянным и не имело никакой обивки.

Заводить грузовик «кривым стартером» было нормой


Все полуторки грешили тем, что установленные на них дефицитные стартеры с аккумуляторами отличались очень низким ресурсом эксплуатации. Бывалые шоферы отмечали, что на редком грузовике они могли прослужить больше 6 месяцев. Поэтому в реальной жизни ситуация, когда водитель должен был заводить грузовик вручную, была обыденным делом. Полуторку заводили при помощи «кривого стартера», то есть вращая рукоятку – устройство для пуска двигателя при помощи кривошипной ручки. Данный метод запуска двигателя знаком многим сегодня лишь по фильмам, например, по знаменитой комедии «Кавказская пленница».

Полуторка ездила практически на всём, что горит


Двигатели полуторки мощностью 42 л.с. и 50 л.с. не могли похвастаться большой мощностью, но выделялись тяговитостью, неприхотливостью и что еще более важно в условиях эксплуатации в военное время – ремонтопригодностью. Благодаря низкой степени сжатия, которая составляла 4,25:1, моторы грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ можно было использовать даже при заправке самыми низкими сортами топлива с небольшим октановым числом. Машины могли ездить на лигроине и даже керосине. И это не шутка. Полуторку действительно можно было заправить керосином, такой способ работал в теплое время года и при прогретом двигателе. Помимо этого, автомобиль хорошо переваривал низкокачественные машинные масла.


Погрузка раненых бойцов в полуторку

В этом аспекте полуторки были гораздо более неприхотливы, чем более совершенные грузовики, поступавшие в СССР в рамках программы ленд-лиза. Тот же «Студебеккер» питался исключительно качественным топливом с октановым числом 70 или 72. Также он требовал использования высококачественных масел. В условиях военного времени возникали ситуации, когда обслуживать и эксплуатировать такую технику становилось тяжело. В СССР эту требовательность «Студебеккеров» действительно считали недостатком.

Количество выпущенных полуторок лишь немного не дотянуло до миллиона


Количество выпущенных в СССР полуторок лишь чуть-чуть не дотянуло до одного миллиона экземпляров. Считается, что в общей сложности с 1932 года было выпущено 985 тысяч грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а также различных модификаций указанных автомобилей. При этом выпускали легендарный грузовик не только в Горьком. Массовое производство полуторки было налажено на четырех крупных заводах: непосредственно на НАЗ, затем ГАЗ – в 1932-1949 гг.; заводе КИМ в Москве – в 1933-1939 гг., Ростовском автосборочном заводе – в 1939-1941 гг. и на заводе УльЗИС в Ульяновске – в 1942-1950 гг.
164 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    23 февраля 2020 05:45
    Да я зануда - "Как и у всего советского автомобилестроения, у грузового автомобиля ГАЗ-АА американские корни.",а как же "Москвич" и наш всеми горячо любимый и одновременно ненавидимый ТАЗ,пардон ВАЗ?
    1. +17
      23 февраля 2020 08:22
      Цитата: mat-vey
      Да я зануда - "Как и у всего советского автомобилестроения, у грузового автомобиля ГАЗ-АА американские корни.",а как же "Москвич" и наш всеми горячо любимый и одновременно ненавидимый ТАЗ,пардон ВАЗ?

      Ладно это, а как быть с ЭТИМ прародителем ЗИЛ?
      АМО-Ф-15 — первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество). Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, сборку которого завод АМО вёл с 1917 по 1919 год.
      1. +4
        23 февраля 2020 08:24
        Всё,сдаюсь..ваше кон-ф..занудство сильнее))))
    2. +3
      23 февраля 2020 08:27
      Союз практически был как Китай копировали безбожно, правда модели дестилетние были, поэтому всегда и отставали, не только машины, вся бытовая техника.

      «Москвич» 400,401 - копия Opel Kadett K38

      «Москвич-402» - копия Opel Olympia Rekord

      «Москвич» 2141 (1986-1998) копия Simca 1308 производства Chrysler
      1. +16
        23 февраля 2020 08:34
        Ну изобретите машину времени слетайте в прошлое настройте заводов ,школ и университетов в Российской Империи,чтобы клятым большевикам не надо было голову ломать что вперёд делать - инженеров готовить,производство хоть каких машинок налаживать ну или хотя бы элементарной грамоте пол странны обучить .
        1. -13
          23 февраля 2020 09:45
          Цитата: mat-vey
          настройте заводов ,школ и университетов в Российской Империи

          Всеобщее начальное образование ввел "проклятый" царский режим. Прежде, чем минусить изучите вопрос хотя бы.
          Циолковский, Королев, Жуков, это продукты образовательной системы Российской имеперии.
          На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века.
          А Горбачевы, Ельцины, Рогозины и прочие, это продукт совка. Они и им подобные и развалили окончательно большую Россию (СССР).
          Мне правда дороже плюсов, большевики вольные , или не вольные наймиты англосаксов и сионистов украли золотой век у России.
          1. +11
            23 февраля 2020 09:50
            Вы бы,что бы глупо не выглядеть Королёва как "продуктыобразоывательной системы Российской имеперии." не приводили в пример ,а то ваше "изучите вопрос" даже не смешно .
            1. -3
              23 февраля 2020 09:54
              Основы были из РИ. Вы что думаете, Королева комиссары учили?)
              А Циолковский вообще его духовный гуру.
              "Королёв родился поздним вечером 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире[3] в семье учителя русской словесности"
              И кто его учитель? ))
              И кто глупо выглядит?)
              1. +10
                23 февраля 2020 09:58
                Читайте дальше как раз дойдёте до комиссары учили .
                1. -9
                  23 февраля 2020 10:01
                  Формируют ребенка папа с маой в первые 3-5 лет.
                  Тут и читать не чего. Если Вы не считаете себя продуктом родителей, то это собственно Ваше дело.
                  А в 1915 году однако Сергей поступил в Царскую гимназию.
                  И действительно. Читайте дальше.
                  1. +8
                    23 февраля 2020 10:05
                    Так у него папа с мамой были образовательной системой Российской Империи?Или они его дома учили потому что эта система его выперла?
                    1. -4
                      23 февраля 2020 10:06
                      А папа с мамой, где образование получали?)
                      И вообще то да. И папа и отчим и мама были учителями.
                      Читайте дальше.
                      1. +3
                        23 февраля 2020 10:09
                        Да ладна,какая логика ...А многие другие где образования не получили?
                      2. -6
                        23 февраля 2020 10:20
                        А чем Вам логика не нравится?
                        А многие другие, это кто?
                        Давайте возьмем например Сталина...
                        Кто его учителя?
                      3. -2
                        23 февраля 2020 10:21
                        Цитата: Алексей Зоммер
                        А многие другие, это кто?

                        Более 100 миллионов подданных .
                      4. -8
                        23 февраля 2020 10:22
                        Российской империи.
                        И Как только "порох" заложенный РИ закончился, началась "перестройка".
                      5. +2
                        23 февраля 2020 10:23
                        А вы про какую то другую страну?
                      6. -7
                        23 февраля 2020 10:24
                        Я про Россию, а Вы?
                      7. +3
                        23 февраля 2020 10:25
                        А кто вас с вашей логикой знает,начинали про Россию .
                      8. -5
                        23 февраля 2020 11:05
                        А что в моей логике Вы считаете не правильным?
                      9. +6
                        23 февраля 2020 11:20
                        Как по вашей логике большевики "украли" золотой век ,если только под их руководством страна и смогла выйти на первые места в мировых и социальных достижениях.
                      10. +5
                        23 февраля 2020 18:21
                        Что такое Революция легко показать на примере:
                        вспоминаем девяностые годы, когда ЕБН делает переворот в стране, меняя строй (с парламентской на президентскую), у хозяина (государства) отобрали имущество и справедливо поделили его между трудящихся (приватизация). И наступило счастье.
                      11. +3
                        23 февраля 2020 20:19
                        Цитата: Bad_gr
                        И наступило счастье.

                        Но не для всех.
                2. +3
                  23 февраля 2020 12:32
                  а Ленина который вечно живой кто учил?)))
                  1. -2
                    23 февраля 2020 12:46
                    Ну по данной "логике" специально себе на погибель.Для ускорения процветания,так как сами не справлялись .
                  2. +1
                    24 февраля 2020 19:56
                    У В. И. Ульянова, страшно сказать, папа был инспектором народных училищ.
                    1. 0
                      25 февраля 2020 09:34
                      А у Сталина сапожником ..и?
              2. +2
                29 февраля 2020 10:48
                Основы были из РИ. Вы что думаете, Королева комиссары учили?)
                А Циолковский вообще его духовный гуру.
                "Королёв родился поздним вечером 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в городе Житомире[3] в семье учителя русской словесности"

                И был бы Королёв при РИ мелким клерком, или извозчиком, а должности бы занимал князь или граф, по праву рождения и без учёта способностей, типа Стесселеля, царского генерала, сдавшего Порт Артур, набитым воружением практически без боя и большая часть царской элиты были некомпетентные, вороватые посредственности, но занимали должности, а Королёвых туда не пускали. Вся эта разложившаяся система и рухнула. Поэтому нет толка, что Королёв выучился при РИ, конструкторы аграрной стране не нужны, а соцлифтов в сословной системе нет.
          2. +5
            23 февраля 2020 10:35
            Цитата: Алексей Зоммер

            Мне правда дороже плюсов, большевики вольные , или не вольные наймиты англосаксов и сионистов украли золотой век у России.

            Ваши утверждения основаны на чужих эмоциях, а не на собственных знаниях. Все не так.
            1. +7
              23 февраля 2020 10:51
              Цитата: красноярск
              Ваши утверждения основаны на чужих эмоциях, а не на собственных знаниях. Все не так.

              С течением времени эти "убеждения" эволюционируют ,например из "немецких шпионов" в "англосаксонских наймитов".
          3. +14
            23 февраля 2020 10:57
            Цитата: Алексей Зоммер
            На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века

            Рывок (качественный) осуществлен был, когда в производство, в армию вошло поколение с 1925-26 года рождения. Это более грамотное поколение (и последующие) заканчивало войну и после восстанавливало народное хозяйство, а в 50-60 (появилось много грамотных рабочих, инженеров и ученых- и количество в качество) сделало научно технический подъем по всем направлениям.
            1. +2
              24 февраля 2020 09:43
              И были учителями молодого поколения высокообразованные, высокопорядочные люди те кто получил полноценное образование в Российской Империи (вот даже писать Российская Империя приятно). Да я вырос при СССР, да я всегда буду помнить нашу историю включая и социализм, но русская история начинается не с 1917 года а на тысячу лет раньше.
              1. +4
                24 февраля 2020 09:52
                Цитата: ОЛГРИН
                учителями молодого поколения высокообразованные, высокопорядочные люди


                Правильнее, когда появился массово высокообразованный учитель (а это заслуга СССР). Естественно их и учила старая (дореволюционная) профессура .
            2. +1
              29 февраля 2020 10:55
              Рывок (качественный) осуществлен был, когда в производство, в армию вошло поколение с 1925-26 года рождения
              .
              Дополню вас. Этот рывок был не случайный, это была политика индустриализации, в отличие от феодальной РИ, которой грузовики были не нужны, ведь есть крестьяне лошадь и соха.
          4. +13
            23 февраля 2020 10:59
            Цитата: Алексей Зоммер
            Цитата: mat-vey
            настройте заводов ,школ и университетов в Российской Империи

            Всеобщее начальное образование ввел "проклятый" царский режим. Прежде, чем минусить изучите вопрос хотя бы.
            Циолковский, Королев, Жуков, это продукты образовательной системы Российской имеперии.
            На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века.
            А Горбачевы, Ельцины, Рогозины и прочие, это продукт совка. Они и им подобные и развалили окончательно большую Россию (СССР).
            Мне правда дороже плюсов, большевики вольные , или не вольные наймиты англосаксов и сионистов украли золотой век у России.

            "Ввёл" на бумаге перед самой войной.
            Так и ГОЭЛРО можно царю-батюшке приписать. Ведь те, кто его создавал, родились и учились в РИ и безуспешно пытались протолкнуть свои идеи до революции.
            1. +16
              23 февраля 2020 11:02
              Цитата: Narak-zempo
              Так и ГОЭЛРО можно царю-батюшке приписать. Ведь те, кто его создавал, родились и учились в РИ и безуспешно пытались протолкнуть свои идеи до революции.

              При царях был "Руссобалт" отвёрточный и ни о каких полноценных автозаводах речи и не было!
              1. -1
                25 февраля 2020 16:03
                Цитата: Малюта
                Цитата: Narak-zempo
                Так и ГОЭЛРО можно царю-батюшке приписать. Ведь те, кто его создавал, родились и учились в РИ и безуспешно пытались протолкнуть свои идеи до революции.

                При царях был "Руссобалт" отвёрточный и ни о каких полноценных автозаводах речи и не было!

                Вы не правы, авто от РБВЗ не были отверточными. Автопроизводство в РИ только при Николае 2 началось.
                Другие императоры никак не отметились)))
                Автор:Л. М. Шургунов, В. П. Ширшов
                Название: Автомобили страны советов
                Издательство: издательство ДОСААФ СССР
                Год: 1983
                Книга рассказывает об истории развития и становления нашей отечественной автомобильной промышлености начиная с первого русского автомобиля построенного Е.Яковлевым и П.Фрезе в 1896г.
                Книга иллюстрирована цветными и черно-белыми фотографиями.
                Прочитаете на досуге.
                Может слегка измените мнение
            2. 0
              23 февраля 2020 18:04
              Цитата: Narak-zempo
              "Ввёл" на бумаге перед самой войной.

              ".... К 1914 году в Российской империи насчитывалось
              123 745 начальных учебных заведений, из них:
              80801 ведомства МНП,
              40530 ведомства православного исповедания
              2414 других ведомств.
              В государственных высших учебных заведениях училось:
              Университеты — 10 (35 695 учащихся)
              Юридические — 4 (1036 учащихся)
              Востоковедение — 3 (270 учащихся)
              Медицинские — 2 (2592 учащихся)
              Педагогические — 4 (894 учащихся)
              Военные и военно-морские — 8 (1182 учащихся)
              Богословские — 6 (1085 учащихся)
              Инженерно-промышленные — 15 (23329 учащихся)
              Земледельческие — 6 (3307 учащихся)
              Ветеринарные — 4 (1729 учащихся)
              Художественные — 1 (260 учащихся)

              В Европе процент грамотных был больше, но говорить о повальной безграмотности в царской России - совершенно не верно.
              Цитата: Narak-zempo
              Так и ГОЭЛРО можно царю-батюшке приписать.

              А откуда этот план по Вашему взялся ? Взяли царские планы развития энергетики в России и сроки их выполнения ужали на порядок. И решали эту задачу не очень красивыми методами. В конце концов, к выполнению этого плана подключили и частников.
              1. +3
                23 февраля 2020 21:45
                Цифры сложите и посчитайте относительно всего населения.много?3% образованных !В большевистской России через 20 лет 30% уже было.Какой н@@@й золотой век!!!Он и был золотым благодаря большевикам.
                1. 0
                  23 февраля 2020 22:06
                  Цитата: nemez
                  Цифры сложите и посчитайте относительно всего населения.много?3% образованных !

                  Поправлю. Вы посчитали учащихся, а не грамотных.
                  А точнее эти цифры выглядят так:
                  "... Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать.[4]..."
                  "... Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности—28,3 %).[4]...."
                  Данные с Вики, но и с другими источниками эти цифры не сильно различаются.
          5. +13
            23 февраля 2020 11:32
            Цитата: Алексей Зоммер
            Всеобщее начальное образование ввел "проклятый" царский режим. Прежде, чем минусить изучите вопрос хотя бы
            Брехня!
            пересказ положений законопроекта "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи", внесённого 20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. фон Кауфманом в Государственную думу... ....Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г...

            https://scisne.net/a-379
            Изучили вопрос, никакого" всеобщего начального.." при Ники не было введено, не говоря уж о среднем
            Цитата: Алексей Зоммер
            На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века
            Какой тупой фуфел, без всеобщего среднего и массового высшего образования полученного массой рабочих, инженеров и исследователей никакого рывка и не было бы, в РИ гениев всегда хватало, толк от них только в СССР проявился.
          6. +16
            23 февраля 2020 12:00
            Цитата: Алексей Зоммер
            Всеобщее начальное образование ввел "проклятый" царский режим. Прежде, чем минусить изучите вопрос хотя бы.

            Вопрос изучен.
            1. Документ о введении всеобщего начального образования в РИ не известен.
            То есть император на этот счет заботу на уровне руководителя государства не проявил.
            Кроме того, если бы такой документ был, то это означало бы только, что он не был реализован на практике.
            Громадное число неграмотных людей досталось Советской власти в наследие от дряхлого царизма.
            Вспомните реальную историю, как Вам ругаемые большевики, начали преобразование страны в современное государство с создания курсов Ликбеза - ликвидации безграмотности.

            Цитата: Алексей Зоммер

            Циолковский, Королев, Жуков, это продукты образовательной системы Российской имеперии.
            На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века.

            Здесь Вы не ошиблись, но и правды не сказали.
            Масштаб Сталинской индустриализации и коллективизации был таков, что людей с образованием от периода до 1917 г. было бы явно недостаточно. Но в в 1920-е по другому и быть не могло... По возрасту, те, кто получил образование в советских ВУЗах, вступили в реальную профессиональную жизнь только к началу Великой Отечественной. Их успехи это Космос, ядерная, газотурбинная и разная другая энергетика, ракетная техника, автоматические системы, ...
            Про К.Э. Циолковского Вы полностью правы, а вот С.П. Корлев и Г.К. Жуков реальное образование и, главное, практическую подготовку - профессиональную шлифовку - получили именно в Советское время, когда в образование проникли креативные смелые решения.
            Цитата: Алексей Зоммер
            А Горбачевы, Ельцины, Рогозины и прочие, это продукт совка. Они и им подобные и развалили окончательно большую Россию (СССР).

            Вам назвать бездырей, предателей и просто примитивных говорунов царского времени?
            Даже утруждать себя не буду.
            Тогда доходило до массового идиотизма, а обычным было противостояние талантливого образованного одиночки своре безграмотных лизоблюдов.
            Чтобы не быть голословным - даже героическое поведение солдат, матросов и младших офицеров не смогло предотвратить беды в Русско-японскую войну 1905 - 1905 г.г.
            А Цусима... Это же преступление безграмотной верховной власти против России.

            Кстати, Про Горбачева и ЕБНа поностью разделяю Вашу оценку их деятельности. Но именно образование вывело их на вершину власти. А вот другие качества, а именно, мировоззрение и честность где-то были потеряны... Хотя и в образовании, уверен, темные пятна были...
            А вот Рогозина с ними объединять не следует.
            Лично с ним не знаком, но предполагаю. что с образованием и мировоззрением у него все в порядке. Только этого мало, чтобы занимать такую высокую должность. Нужны еще очень редкие природные таланты.
            Цитата: Алексей Зоммер
            Мне правда дороже плюсов,

            Искренне верю, потому и отвечаю.
            Цитата: Алексей Зоммер
            большевики вольные , или не вольные наймиты англосаксов и сионистов украли золотой век у России.

            А вот это открытие на мировом уровне.
            Раньше в ходу была более правдоподобная конструкция - большевики продались немцам...

            Что лишний раз доказывает чистоту замыслов большевиков. - их идейные враги настолько не понимают сущности исторического процесса, что путаются в трех соснах при попытках обвинения людей, которые бились за справедливое мироустройство с мировой системой империализма.
            1. -2
              24 февраля 2020 10:32
              Теория коммунизма на практике не подтвердилась и проверку временем не прошла. Люди (воспитанные в РИ) которые поднимали страну в 20-60 годах XX века благодаря пропаганде искренне верили в систему всеобщего равенства, но привело это к плачевным результатам, энтузиазм через 50 лет угас когда люди поняли, что государственными средствами управляет кучка не выбранными всем союзом лидеров а профессиональных политиков. Я видел с детства как трудящиеся разворовывали страну, каждый трудящийся многомиллионной страны тащил с работы вплоть до развала СССР и меня еще пытались жизни научить. Теперь мы видим как люди не знающие других способов ведения своего дела кроме как воровать (воспитанные в СССР) сначала приватизировали все возможное у страны и теперь лихо управляют государственными же проектами.
              1. +6
                24 февраля 2020 12:49
                Цитата: ОЛГРИН
                Теория коммунизма на практике не подтвердилась и проверку временем не прошла.

                Какакя-такая теория???
                К сведению.
                Теория коммунизма не создана.
                Маркс считал, что в будущем будут жить более развитые люди, и они сами справятся с теоретическими проблемами.
                Ленин не успел, Сталина одолевали другие практически значимые проблемы...
                А Хрущев с Брежневым уже серьезных теоретических работ не писали.... Как собственно и их академики от общественных наук. А начальный уровень социализма - получилось отлично. Вышли из дремучести в мировые лидеры....
                Кстати, материально-техническую базу коммунизма создали: по образованию, медицине. транспорту, жилью(с поправкой на войну), хлебу. молоку, сахару, ... чуть не дотянули с мясом... Ругать можно кого угодно за что угодно, но большевики проблемы бездомных и голодных решили.... Пока 1990-е не начались...

                Цитата: ОЛГРИН
                Люди (воспитанные в РИ) которые поднимали страну в 20-60 годах XX века благодаря пропаганде искренне верили в систему всеобщего равенства, но привело это к плачевным результатам, энтузиазм через 50 лет угас когда люди поняли, что государственными средствами управляет кучка не выбранными всем союзом лидеров а профессиональных политиков.

                Система всеобщего равенства не имеет никакого отношения к социализму и коммунизму. Это извращенное понятие придумали враги коммунистов, а пытались реализовать анархисты - путем дележа награбленного.
                В этом разделе теории при социализме должен быть реализован принцип "ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ, КАЖДОМУ ПО ТРУДУ", а при коммунизме - "ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТИ, КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ".
                Но не всем одно и то же. да еще насильно....
                Энтузиазм угас, это верно, но не у всех. Именно их стараниями и сохранилась Россия, которой мировым империализмом был уготовлена совсем другая участь.
                А безальтернативность выборов, - это и есть главное следствие угасания энтузиазма народа и отсутствия понимания будущего на основе научных построений.
                Цитата: ОЛГРИН
                Я видел с детства как трудящиеся разворовывали страну, каждый трудящийся многомиллионной страны тащил с работы вплоть до развала СССР и меня еще пытались жизни научить.

                Очень Вам соболезную.
                Около меня "несуны" тоже встречались, но они осуждались в коллективах... И им без всяких судов ставили барьеры... В семье не без урода...
                Но были коллективы и с другой моралью, вернее аморальные... Поэтому я и соболезную...
                Цитата: ОЛГРИН
                Теперь мы видим как люди не знающие других способов ведения своего дела кроме как воровать (воспитанные в СССР) сначала приватизировали все возможное у страны и теперь лихо управляют государственными же проектами.

                Уже после убийства СССР прошло 30 лет. Это два поколения....
                А у Вас такая затасканная песня...
                Те, кто в советской школе общественных наук (не только научного коммунизма, но и обществоведения в начальной школе) не изучал, достигли возраста 40-летних.
                То то среди современных руководителей и специалистов все сплошь умные, честные и способные...
                Думаю, дальше сами додумаете.... Уж очень грустно... Особенно по части энтузиазма, квалификации и честности...
          7. +10
            23 февраля 2020 14:00
            Цитата: Алексей Зоммер
            Циолковский, Королев, Жуков, это продукты образовательной системы Российской имеперии.

            Я извиняюсь, но вы жертва ЕГЭ! Ни один из вышеперечисленных людей в РИ высшего и среднего образования в РИ не получил.
            Жуков имел 3 класса ЦПШ и на момент революции был унтер офицером, Циолковский в результате заболевания стал глухим и его из гимназии выгнали за неуспеваемость, Королёв в первый класс гимназии поступил в 1917 году , отучился пару лет!!!
            Так что всё что вы написали -это бряхня, только не понятно с какой целью, по скудоумию или антисоветчик? what
          8. +1
            29 февраля 2020 10:31
            Циолковский, Королев, Жуков, это продукты образовательной системы Российской имеперии.
            На них и им подобных СССР и осуществил рывок в середине 20 века.

            Совершенно верно приемственность всегда прослеживается, но почему царь не купил у Форда завод ? Потому что как помещику царю выплачивали оброк и его всё устраивало, а то что крестьяне пахали сохой и лошадью его не волновало.То есть при РИ Королёву не светило бы стать конструктором, такую возможность ему дал только СССР, начав индустриализацию.

            А Горбачевы, Ельцины, Рогозины и прочие, это продукт совка

            Разговор зашел про конструкторов, так вот при СССР наука и технология в 100 раз превосходила РИ, а Горбачёв это немного из другой " оперы" это управленцы чиновники, с которыми действительно были проблемы в 3 поколении. Союз не смог создать хорошую и качесвенную элиту.

            Мне правда дороже плюсов, большевики вольные , или не вольные наймиты англосаксов и сионистов украли золотой век у России.

            Полный бред. Большивики наймиты разьве что народа - советы депутатов рабочих и крестьян, они не крали, они появились после распада РИ и спасли страну. Если под золотым веком вы понимаете балы дворцы и шампанское аристократов, роскошь господ и нищиту населения, то николая свергли его генералы и 1 октябрю 17 го РИ прекратила своё существование.
        2. +3
          23 февраля 2020 10:44
          Проще пристрелить тех кто смог сделать так что стране фраза "вшивый интеллигент" стала реальностью.
      2. +11
        23 февраля 2020 11:12
        Цитата: Squelcher
        «Москвич» 2141 (1986-1998) копия Simca 1308 производства Chrysler

        На фига врать то? Если бы вы хоть раз были в музее АЗЛК, то эту чепуху не писали бы. К примеру "Москвич" 408-412 был два раза автомобилем года в Европе, а уж разработок перспективных было великое множество. Все эти досужие разговоры о копипасте , это повод унизить творческий гений советских конструкторов. Нагуглите в тырнетах почему ген. дир. фирмы "Панасоник" выбросился из окна и что он написал в предсмертной записке!
        1. +3
          23 февраля 2020 16:16
          Творческие гении работали в оборонке, а для простого трудящегося это дерьмантин второй очереди или от чего военные отказались, а еще на экспорт старались качественно сделать, моя первая машина тойота королла 1987 года выпуска, автоматическая трансмиссия, полный электро пакет даже зеркала, штатный нет не кондиционер, а климат контроль, велюр, отличная аудио система и это машина эконом класса, и сравните тот же жигуль или москвич 87 года выпуска. Кстати до сих пор на ходу.
          1. +2
            23 февраля 2020 19:28
            Немного оффтоп.
            И возьмите нынешнюю Тойоту Короллу, с удовольствием посмотрю(и послушаю "сочные" слова благодарности производителю) Сколько она пробегает после гарантийного срока(на сегодня 100-150т.км).
            В принципе, данные слова можно адресовать Любой марке, не побоюсь этого слова, Одноразовой техники, производящейся в мире на сегодня( с середины 00-х, если точнее).
            Роликов на ТыТрубе величайшее множество, как сервисмены(что официали, что дядиВаси из гаражей) клянут последними словами нынешние шедевры мирового автопрома.
            Были времена западного Качества, но они давно в прошлом.
            1. 0
              24 февраля 2020 15:54
              Дело не в надежности а в отношении к человеку, на какой советской машине СССР простой работяга мог иметь штатный электро пакет и климат контроль с аудио системой? Королла это машина эконом класса как и ВАЗ копейка.
            2. -1
              25 февраля 2020 01:57
              Цитата: trahterist
              Были времена западного Качества, но они давно в прошлом.

              У Вас несовременное понимание "качества". Производители легковых а/м не делают миллионники, потому что они никому не нужны. Люди покупают машину на 3-5 лет и 50-100 тыс. км. В коммерческой технике, где за это готовы платить, миллионники вполне выпускаются.
      3. +3
        23 февраля 2020 20:17
        Цитата: Squelcher
        «Москвич-402» - копия Opel Olympia Rekord

        Что там скопировали ? А ничего, что Рекорд двухдверный, а 402-й четырехдверный ? А если внутрь заглянуть ?
        1. 0
          23 февраля 2020 22:03
          Цитата: Альф
          Цитата: Squelcher
          «Москвич-402» - копия Opel Olympia Rekord

          Что там скопировали ? А ничего, что Рекорд двухдверный, а 402-й четырехдверный ? А если внутрь заглянуть ?

          Минусатор хоть что-либо может возразить по делу ?
          1. -2
            24 февраля 2020 15:51
            Дверь в 402 добавили, а вот двигатель не смогли осилить, такая развитая промышленность и двигателе строение были в СССР.
            Ой и Ту 4 тоже оригинальная советская разработка а не копия В29.
      4. +2
        24 февраля 2020 12:16
        Вы дурачка-то не включайте!
        Прочитайте-ка вы лучше про Александра Федоровича Андронова, и не пишите здесь подобной ереси!
    3. +2
      23 февраля 2020 08:52
      Ну, если насчёт "москвича" можно поспорить ( были довоенные попытки), то запорожский "коммунар" тоже из итальянцев вышел)))
      1. -1
        23 февраля 2020 08:53
        Цитата: Вождь краснокожих
        Ну, если насчёт "москвича" можно поспорить ( были довоенные попытки),

        Ну тот же КИМом обозвали)))) - и недолго и не много сделали.
        Ну,хотя вы в курсе и не копия он был ,а трофей .Я про послевоенный .
        1. 0
          24 февраля 2020 09:02
          КИМ был собственной разработки автомобиль. Посмотрите фильм "Сердца четырех", машина для того времени отличная, увидите сами.
          1. +1
            24 февраля 2020 17:38
            Цитата: Ил-18
            Посмотрите фильм "Сердца четырех", машина для того времени отличная, увидите сами.

            Кстати о птичках. В Сердцах четырех снимался Форд, а вот откуда у откуда у командира Красной Армии в 40-м году появился в личном пользовании иностранный автомобили-загадка, похоже даже для режиссера.
            1. 0
              26 февраля 2020 08:50
              КИМ. Машину часть выделила. ВЕСЬ тираж КИМ ушел в командирские машины.
              1. +1
                26 февраля 2020 19:59
                Цитата: Ил-18
                КИМ. Машину часть выделила. ВЕСЬ тираж КИМ ушел в командирские машины.

                На КИМе было ветровое стекло V-образное, здесь-прямое, на КИМе были раздельные передние сиденья, здесь-диван и много чего еще. Кстати, именно на Форд Префект Туринг на облицовке радиатора была надпись, у КИМа облицовка чистая.
                На первом фото-КИМ, на втором-Форд Префект.



                Ради смеха посмотрите третье фото. Интересный киноляп-машина едет, а спидометр на нуле.

                ВЕСЬ тираж КИМ ушел в командирские машины.

                "Какие Ваши доказательства" ?
                1. +1
                  26 февраля 2020 20:03
                  Вот Форд Префект.
                  1. 0
                    2 марта 2020 10:23
                    Ужасы сталинизма: красные командиры на иномарках рассекают. laughing Принимаю Ваши возражения. hi
                    1. 0
                      2 марта 2020 20:20
                      Цитата: Ил-18
                      Ужасы сталинизма: красные командиры на иномарках рассекают.

                      Да еще и в служебное время баб возят. Куда смотрит Лаврентий Палыч... laughing
                      1. 0
                        3 марта 2020 17:46
                        Да еще и в служебное время баб возят
                        good laughing На партсобраниях бывали? wink
      2. +2
        23 февраля 2020 20:26
        Цитата: Вождь краснокожих
        Ну, если насчёт "москвича" можно поспорить ( были довоенные попытки), то запорожский "коммунар" тоже из итальянцев вышел)))

        Вышел. Только ничего общего не осталось.
        1. +1
          23 февраля 2020 22:17
          Цитата: Альф
          Цитата: Вождь краснокожих
          Ну, если насчёт "москвича" можно поспорить ( были довоенные попытки), то запорожский "коммунар" тоже из итальянцев вышел)))

          Вышел. Только ничего общего не осталось.

          Диаметр колес разный.
          Форма корпуса разная.
          Подвеска передних колес другая.
          Двигатель другого охлаждения.
          Расположение цилиндров другое.
    4. +4
      23 февраля 2020 08:56
      Цитата: mat-vey
      ненавидимый ТАЗ

      И кто его ненавидел?
      1. 0
        23 февраля 2020 08:57
        А почему "ненавидел" ?Это время не прошедшее,это настоящее продолженое .
        1. +1
          23 февраля 2020 09:01
          Вы написали:
          Цитата: mat-vey
          горячо любимый и одновременно ненавидимый ТАЗ
          1. 0
            23 февраля 2020 09:08
            Вы зануда ещё круче?А почему вы решили ,что время прошедшее ?Хотите урок русского языка провести?
            1. 0
              23 февраля 2020 09:11
              Цитата: mat-vey
              Вы зануда ещё круче?

              Да, я такой... laughing
              Цитата: mat-vey
              А почему вы решили ,что время прошедшее ?

              А чем Вам жигули не нравится?
              Цитата: mat-vey
              Хотите урок русского языка провести?

              Не понял юмора...
              1. 0
                23 февраля 2020 09:19
                Цитата: мордвин 3
                Хотите урок русского языка провести?

                Не понял юмора...

                Ну разъясните где вы тут прошедшее время нашли?
                "А чем Вам жигули не нравится?" - вот как раз в настоящее время,сочетанием цена-качество .
                1. +3
                  23 февраля 2020 09:31
                  Цитата: mat-vey
                  сочетанием цена-качество .

                  А чем оно хреновое то?
                  1. 0
                    23 февраля 2020 09:36
                    А чем оно замечательно?
                    1. +2
                      23 февраля 2020 09:39
                      Её на коленке можно было отремонтировать. Как то сняли барабаны с полуторки. Её... там колодки тормозные на резине...
                      1. 0
                        23 февраля 2020 09:43
                        А причём тут полуторка?Вы же за ВАЗ(ТАЗ) предъявляете .
                      2. -1
                        23 февраля 2020 09:49
                        Цитата: mat-vey
                        А причём тут полуторка?Вы же за ВАЗ(ТАЗ) предъявляете .

                        и одновременно ненавидимый ТАЗ,пардон ВАЗ?
                        Ваш высер?
                      3. 0
                        23 февраля 2020 09:52
                        А как ВАЗ с полуторкой связан?Двигателем внутреннего сгорания?
                      4. +1
                        23 февраля 2020 09:55
                        Цитата: mat-vey
                        А как ВАЗ с полуторкой связан?Двигателем внутреннего сгорания?

                        Ага, а ещё тросиком, который дрелью накручивали.
                      5. 0
                        23 февраля 2020 09:59
                        Не ну и как ?Не томите просветите .
                      6. +1
                        23 февраля 2020 10:02
                        Вы что, вчера родились, что ли?
                      7. 0
                        23 февраля 2020 10:07
                        Ну так и просветите чем ВАЗ и полуторка связаны.
                      8. +1
                        23 февраля 2020 10:13
                        Цитата: mat-vey
                        Ну так и просветите чем ВАЗ и полуторка связаны.

                        Ничем ни связаны. Опа"! Там и там бензин употребляют.
                      9. 0
                        23 февраля 2020 10:14
                        Ну возникает резонный вопрос?А к чему
                        Цитата: мордвин 3
                        Ваш высер?
                      10. +1
                        23 февраля 2020 10:18
                        Цитата: mat-vey
                        Ваш высер?

                        Цитата: mat-vey
                        как раз в настоящее время,сочетанием цена-качество .

                        Ваш высер? Цену-качество обоснуйте
                      11. 0
                        23 февраля 2020 10:19
                        Учитывая ваше неадекватное поведение "цену-качество" чего?
                      12. +1
                        23 февраля 2020 10:41
                        Цитата: mat-vey
                        "цену-качество" чего?

                        Полуторки...
                        Цитата: mat-vey
                        ваше неадекватное поведение

                        И в чем же оно неадекватное?
                      13. 0
                        23 февраля 2020 10:46
                        Цитата: мордвин 3
                        Цитата: mat-vey
                        "цену-качество" чего?

                        Полуторки...
                        Цитата: mat-vey
                        ваше неадекватное поведение

                        И в чем же оно неадекватное?

                        Цитата: мордвин 3
                        А почему вы решили ,что время прошедшее ?

                        А чем Вам жигули не нравится?

                        Проанализируйте это."Жигули" это ВАЗ,"полуторка" это ГАЗ.
                      14. 0
                        23 февраля 2020 12:56
                        Цитата: mat-vey
                        Жигули" это ВАЗ,"полуторка" это ГАЗ.

                        Ох ты такой вумный! А я то и не знал, что Жигули - это не Волга... recourse
                      15. 0
                        23 февраля 2020 13:00
                        Ну если судить по предыдущим перлам ,то не очень .Так какие буквы в слове "жигули" похожи на буквы в "полуторка" что их спутать можно?Или это совсем не принципиально,у вас своё виденье?
                      16. 0
                        23 февраля 2020 13:08
                        Цитата: mat-vey
                        Или это совсем не принципиально,у вас своё виденье?

                        У меня своё видение:
                        https://www.youtube.com/watch?v=OAtvHTWgeYQ
                      17. 0
                        23 февраля 2020 13:09
                        А "синхрофазотрон" слабо выговорить?
                      18. 0
                        23 февраля 2020 13:21
                        Цитата: mat-vey
                        А "синхрофазотрон" слабо выговорить?

                        Зачем? Бурбаляка, завтрашней день... laughing
                      19. 0
                        23 февраля 2020 13:24
                        "да ты ваше благородие нарезался"
                      20. -1
                        23 февраля 2020 13:30
                        Цитата: mat-vey
                        да ты ваше благородие нарезался"

                        А что, завидно?
                      21. 0
                        23 февраля 2020 13:32
                        Ну путать "жигуль" с "полуторкой"это прилично поздравиться надою
                      22. 0
                        23 февраля 2020 13:41
                        Цитата: mat-vey
                        Ну путать "жигуль" с "полуторкой"это прилично поздравиться надою

                        Вовсе не путаю. Я с полуторкой по пьяни как то поцеловался, нос себе поломал. crying
                      23. 0
                        23 февраля 2020 13:42
                        А с "жигулями" такого не было?
                      24. +1
                        23 февраля 2020 13:46
                        Цитата: mat-vey
                        А с "жигулями" такого не было?

                        Не было! Как то Жигули в лесу оставил, заблудился... Ни одного дерева не помял... laughing
                      25. +1
                        24 февраля 2020 09:11
                        Чего спорят? Один чисто ненавидит все отечественное просто так, модно это. Другой пытается первому объяснить, что это плохо. Только один из них будет искать всё самое плохое, и что-то положительное о собственной стране, будет дополнительным раздражителем.
                      26. 0
                        25 февраля 2020 09:43
                        Ну "один" просто "напоздравлялся",а вам бы научиться осознавать прочитанный текст .Или в вашем сознании-понимании нет разницы между автомобилем ГАЗ"полуторка" и продукцией ВАЗ,для вас это один и тот же автомобиль?
                        И раз вы такой умный поинтересуйтесь на сколько ВАЗ "отечественный" на данный момент .
                      27. +5
                        23 февраля 2020 12:29
                        Её... там колодки тормозные на резине...
                        Резину туда прилепил какой то самодеятельный "умелец".

                        Это из руководства 1935 года.
                      28. 0
                        23 февраля 2020 12:50
                        А вы это про ВАЗ или "полуторку"?Просто я уже и не знаю где что? requestИ как мне цену качество на полуторку обосновывать ,если я их в продаже не видел.
    5. +1
      23 февраля 2020 20:06
      Цитата: mat-vey
      Да я зануда - "Как и у всего советского автомобилестроения, у грузового автомобиля ГАЗ-АА американские корни.",а как же "Москвич" и наш всеми горячо любимый и одновременно ненавидимый ТАЗ,пардон ВАЗ?

      "Корни"-имеется ввиду САМОЕ начало.
      1. +2
        23 февраля 2020 22:08
        Цитата: Альф
        Цитата: mat-vey
        Да я зануда - "Как и у всего советского автомобилестроения, у грузового автомобиля ГАЗ-АА американские корни.",а как же "Москвич" и наш всеми горячо любимый и одновременно ненавидимый ТАЗ,пардон ВАЗ?

        "Корни"-имеется ввиду САМОЕ начало.

        Минусатору. МАССОВОЕ производство грузовиков в СССР началось именно с американского Форд-АА и легкового с Форд-А и Форд-Б модель 18.
  2. +8
    23 февраля 2020 06:04
    С Фордом очень интэрэсно всё, если посмотреть внимательно. Вот уж для кого, деньги не пахли никак и никогда от выражения совсем!!!
    Утверждать, что корни у многого, что делалось у нас, есть из за бугра .... Это ж не секрет. Своего или не было или не хватало ... логично брать лучшее или что доступно, тут уж как получилось.
    1. +5
      23 февраля 2020 06:38
      Цитата: rocket757
      Утверждать, что корни у многого, что делалось у нас, есть из за бугра .... Это ж не секрет.

      Ну и правильно.Зачем проходить уже известный путь ,если можно ускориться.Тем более в тех условиях время было дороже золота .
      И правильно сказано - "полуторки" Форда советские инженеры сделали шедевр.Шедевр для тех производственных возможностей и условий эксплуатации .
    2. +4
      23 февраля 2020 09:23
      С 1960 года полуторку можно было уже редко встретить .
      Я смутно помню , у нас в селе одна еще была , ездил старый шофер .
      Да , она вынесла на своих колесах всю войну и восстановление .
    3. 0
      23 февраля 2020 11:05
      Цитата: rocket757
      Вот уж для кого, деньги не пахли никак и никогда от выражения совсем!!!

      Думаю, кроме денег у него были личные мотивы. Захватила идея, что целая страна строится заново по образцу, как ему казалось, его заводов.
      1. +1
        23 февраля 2020 15:33
        Ну да и фюреру он потому же пару заводов автомобильных построил. Какая "романтичная" личность!!!
        Просто обыкновенный делец, просто БАБОСИКИ зарабатывал.
        1. +1
          23 февраля 2020 15:37
          Цитата: rocket757
          Ну да и фюреру он потому же пару заводов автомобильных построил. Какая "романтичная" личность!!!
          Просто обыкновенный делец, просто БАБОСИКИ зарабатывал.

          Фюреру он вполне искренне симпатизировал, поскольку сам был расистом и антисемитом. И, думаю, мечтал о подобном режиме в США.
          1. +1
            23 февраля 2020 15:40
            Как то так и говорили .... но точно утверждать не могу, не интересовался специально.
          2. +3
            23 февраля 2020 23:09
            Цитата: Narak-zempo
            поскольку сам был расистом и антисемитом. И, думаю, мечтал о подобном режиме в США.

            Завод этого расиста и антисемита Ford Trafford Park Factory в Манчестере выпускал 200 Мерлинов в неделю, почти догнав завод Роллс-Ройс в Крю по общему объему выпуска этих двигателей. В США его завод Willow Run выпускал по одному Либерэйтору в час. Все выпущенные советские 4-моторные бомбардировщики Пе-8 этот завод мог сделать за 4 дня.

            Компания Форда делала машины. На политику ему было более-менее насрать. Он работал с союзниками, нейтралами и врагами своей страны.

            А чем, кстати, для Америки был СССР?
    4. +5
      23 февраля 2020 12:45
      С Фордом очень интэрэсно всё, если посмотреть внимательно. Вот уж для кого, деньги не пахли никак и никогда от выражения совсем!!!
      Форд, узнав о подписании между «Амторгом» и Albert Kahn, Inc. договора, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах), поручил Кану передать представителям СССР, что предоставит любую интересующую их информацию, окажет полное содействие в организации производства и подготовке спеециалистов. В The New York Times опубликовали его интервью: "Неважно,где процветает промышленность - в Индии, Китае, или России, тем больше прибыли будет для всех, в том числе и для нас."
      1. 0
        23 февраля 2020 15:35
        А вот это оно самое и есть .... ПРИБЫЛЬ, больше ничего.
      2. +1
        23 февраля 2020 20:30
        Цитата: Undecim
        В The New York Times опубликовали его интервью: "Неважно,где процветает промышленность - в Индии, Китае, или России, тем больше прибыли будет для всех, в том числе и для нас."

        Особенно, если вспомнить, что тогда в США торжествовал Великий Депресняк. И тогда были рады хоть какому-либо покупателю.
        1. +3
          23 февраля 2020 20:33
          В 1929 году еще не торжествовал, только начался в октябре.
          1. +2
            23 февраля 2020 20:43
            Цитата: Undecim
            В 1929 году еще не торжествовал, только начался в октябре.

            Да, погорячился, спасибо, что поправили.
    5. 0
      23 февраля 2020 19:33
      Брать то брали, но только у последующих ГАЗонов общего с Фордами было чуть больше чем Ничего.
      Равно как и у ЯАЗ/КрАЗ, ЗИС/ЗиЛ, ВАЗ, АЗЛК и прочих.
      Старт, или задел, да заморский, последующие модели-полностью свое.
  3. +9
    23 февраля 2020 06:42
    Полуторка ездила практически на всём, что горит
    В 1936 году на ГАЗе под руководством талантливого инженера и конструктора С. Г. Косова был разработан уникальный в своем роде автомобиль – ГАЗ-42. В чем же была его уникальность? Дело в том, что в качестве топлива он использовал … дрова, а точнее короткие деревянные чурки.

    Практически все узлы и агрегаты, включая ходовую часть были взяты из базовой модели – ГАЗ-АА. Отличие было лишь в топливной системе. За кабиной водителя установили газогенераторную установку Г-14, разработанную в НАТИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), которая в качестве топлива использовала деревянные чурки. Помимо гезогенератора там же располагалась система очистки вырабатываемых газов и емкость для деревянных чурок – аналог топливного бака.При сжигании дров в газогенераторе вырабатывался газ. После чего он попадал в секцию последовательного охлаждения и грубой очистки. В системе очистки газ доводился до нужной степени чистоты, а затем в специальном смесителе смешивался с воздухом. Далее готовая воздушно-газовая смесь попадала уже непосредственно в камеры сгорания цилиндров двигателя.

    Дополнительно в газогенераторе Г-14 использовался специальный вентилятор. Он нужен был для розжига деревянных чурок и для последующего поддержания их горения. Работал вентилятор от электросети самого автомобиля.Уникальной была система отбора газов. Они собирались не вверху, где в газе было слишком много смолистых веществ, а снизу. Это упрощало процесс очистки газа и исключало быстрое загрязнение копотью и смолами цилиндров двигателя.

    Эквивалентная мощность газогенераторной установки, которая вырабатывала каждый час до 65 кг газа составляла 32 л.с. или 23 кВт в электрическом эквиваленте. Это позволило сохранить грузоподъемность на уровне 1,5 тонн как в базовой «Полуторке» (по тех. паспорту было всего 1,2 т) и обеспечить максимальную скорость автомобиля в пределах 55 км/ч.
    1. +4
      23 февраля 2020 06:49
      Пора Чубайсу присвоить этот опыт, а то столько лет, и ничего толкового в Роснано он не сделал fellow
    2. +6
      23 февраля 2020 07:04
      У меня батяня рассказывал,что рулил на такой.Пол кузова дров,пол кузова груз.И ещё помощник водителя который газогенератор кочегарит.
    3. +3
      23 февраля 2020 08:57
      Мой дедушка вспоминал, что первая машина в колхозе, перед войной, была именно газогенераторная полуторка. Мало того, за ней закрепили бригаду из нескольких комсомольцев, которые постоянно ездили в кузове с пилой, топорами и лопатами. Для заготовки чурок и... Засыпки ям на дороге, что б машина не поломалась!!!)))
    4. +5
      23 февраля 2020 09:32
      Одна ошибочка . При сжигании дров . Дрова не сжигались , а тлели, при сжигании сгорает и газ . Монооксид углерода , так называется газ , или проще угарный газ . Очень ядовит .
    5. +3
      23 февраля 2020 11:30
      Цитата: bionik
      уникальный в своем роде автомобиль – ГАЗ-42.

      В те годы таких машин было довольно много. И в Англии, и в Скандинавии, скажем. Про Рейх не помню, но вроде тоже попадались.
    6. +3
      23 февраля 2020 11:54
      Эта машина не была такой особенной. С 1920-х годов в Европе ездят многие автомобили, управляемые так называемым Holzgas.
      Одной из первых компаний, производящих такие автомобили с 1920 года, была компания Härdrich из Дуйсбурга.
      Вот еще одна немецкая машина 1936 года, например.


      В Варшаве до войны работало несколько автобусов Бюссинга и Henschel (1937 )нa Holzgas
    7. +1
      23 февраля 2020 17:45
      был разработан уникальный в своем роде автомобиль
      А что в нем было уникальным? Газогенератор прямоточного типа? Так его в 1919 году разработал французский инженер Георг Имберт. В 1921 году появились автомобили с этим генератором.
      Или весом 415 кг, из за чего грузоподъемность вместо 1500 кг стала 1200?
      К 1941 году только в Германии газогенераторных машин было около 300 000.
    8. 0
      18 июля 2021 13:33
      how does one know if i own this type of of truck i recently aquired a very very unique one like that in pic but found some vary strange markings i cant seem to upload them on here but one symbol i found is located on various parts of the body and seems to be like when they put them like if hidden its te letter A with a circle around the letter and found one very strange one hard to describe it and the steering wheel was almost all made of wood with two levers thats say spark and gas and interior is all wood almost also the dash is all wood minus the speedometers and other indicators a few people mentioned to me that maybe a prototype but i doubt they made made prototypes then or maybe they did here is the main casting number on the engine block 632929-9 one chassis number i found says G4264 others also start with a G.another one is near the steering rod near the steering wheel is 1fk96 any help would be appreciated
  4. +3
    23 февраля 2020 07:31
    Легендарнейшая машина!!!! Я в такой в кабине прокатился, в Ростов-на-Дону, испытал просто детский восторг , а ведь 42 было.))))
    1. +5
      23 февраля 2020 08:57
      Ламата hi -вы не поверите, но и я на таком у нас в Ростове на Дону несколько раз катался! Ещё в 90е годы прошлого века собрал энтузиаст машину в которой все детали были полностью оригинальными. Пять лет человек по всей стране за разными узлами мотался! И , где-то в 99-2001 году он повелся на посулы продал машину частному коллекционеру! Вроде-бы где-то в Подмосковье машина эта на ходу, состояние отличное!
    2. +1
      23 февраля 2020 08:59
      Я ехал с парада на полуторке, в дубель пьяный, никто не останавливал...
      1. +2
        23 февраля 2020 20:31
        Цитата: мордвин 3
        Я ехал с парада на полуторке, в дубель пьяный, никто не останавливал...

        За рулем или в кузове ? laughing
        1. +2
          23 февраля 2020 23:33
          Цитата: Альф
          За рулем или в кузове ?

          В кабине. feel Толик, водила наш, нажрался, а я, как ответственный на машину, от него не отставал. Ну, как до базы доехали, ни помним, ни он, ни я...
          1. +2
            23 февраля 2020 23:48
            Цитата: мордвин 3
            Ну, как до базы доехали, ни помним, ни он, ни я...

            Насколько я знаю, автопилот в штатную комплектация полуторки не входил... laughing
            1. +1
              23 февраля 2020 23:57
              Цитата: Альф
              автопилот в штатную комплектация полуторки не входил...

              У нас свой автопилот был. Мастер, Петровна, стояла и трясла черной книжкой, где все алкаши из нашей бригады записаны были. crying
  5. +6
    23 февраля 2020 08:22
    Дед до войны на газогенераторе ездил. Для колхоза несколько лет отрабатывал. Такая форма покупки существовала для колхоза. Машину в колхоз сдал. А через несколько дней война. Он на полуторку бензиновую . И всю войну.
    В окружении попали. Командир приказал сжечь машину. Дед сказал не ссыте я знаю дорогу!)))
    Вывез людей и машину к своим!
    Машина в решето....
    Но за сутки восстановил работоспособность.
    1. +1
      23 февраля 2020 08:51
      А мой с ЭМ-ки на полуторку пересел,ПВО Москвы,но не долго.Потом БТ в 1-ой гвардейской,потом всякие Т-34 до Курской ,потом "Вилис" с Рыбалко,потом опять полуторка на "Дороге жизни"(но не долго).Ну и потом "Студебекер" уже до конца 1946 года .Много наменял .С постоянством не задалось.
      Цитата: u4iy
      Дед до войны на газогенераторе ездил. Для колхоза несколько лет отрабатывал. Такая форма покупки существовала для колхоза. Машину в колхоз сдал. А через несколько дней война. Он на полуторку бензиновую . И всю войну.
      В окружении попали. Командир приказал сжечь машину. Дед сказал не ссыте я знаю дорогу!)))
      Вывез людей и машину к своим!
      Машина в решето....
      Но за сутки восстановил работоспособность.
  6. +5
    23 февраля 2020 09:06
    Хотел дополнить автора- существует несколько памятников с легендарным автомобилем, как советских, так и постсоветского времени.
    Вот этот, например, памятник военным водителям, построен по предложению ветеранов в 70 х годах прошлого века на трассе Москва- Симферополь в Запорожье, сразу стал весьма приметным и известным местом по дороге в Крым

    А вот этот уже в 2000х Поставили на Дороге Жизни

    Полуторка давно уже стала автомобилем- символом эпохи, такой и запомнится потомкам
    hi
    1. 0
      23 февраля 2020 09:25
      Так говорят у неё с ремонтопригодностью было ...лучше не придумаешь .Где то читал,что Солянкин(командир второй танковой дивизии) мог в простой кузне за ночь новый кален вал сделать .
  7. +1
    23 февраля 2020 09:58
    Качественный был автомобиль, даже немцы шалели от его проходимости, простоты и надежности. Некомфортабельный, да, никто и не спорит, а вот вкладыш родной в двигателе заменить в поле на кусок солдатского ремня и доехать до дома на немецком или японском авто вряд ли получится.
    1. +6
      23 февраля 2020 11:35
      Цитата: Ros 56
      даже немцы шалели от его проходимости, простоты и надежности

      Про проходимость и надёжность не надо, этого не было никогда. А вот на счёт простоты Вы отчасти правы, к какому-нибудь Einheitsdiesel с кувалдой и такой-то матерью подходить было незачем.
      1. +1
        23 февраля 2020 11:40
        Читайте немецкие документы. Меня тогда не было на свете, но немцы сильно удивлялись во время грязи.
        1. +4
          23 февраля 2020 11:53
          Армейский грузовик Вермахта на начало войны (до массового перехода на дешёвый "гражданский" Опель Блиц) выглядел вот так


          Дизель, полный привод, односкатные колеса, независимая подвеска. Пантера среди грузовиков, блестящая технически машина, слишком дорогая, сложная и капризная для особого периода.
          1. 0
            23 февраля 2020 18:16
            Сколько их было в армии вермахта?
            1. +1
              23 февраля 2020 20:13
              http://voenteh.com/voennye-avtomobili/germaniya/standartizovannaya-polnoprivodnaya-dizelnaya-gamma.html
  8. 0
    23 февраля 2020 10:51
    Галоши, о которых говорил гарант... smile
  9. +1
    23 февраля 2020 11:54
    В филиале Центрального военно-морского музея "Дорога жизни" на берегу Ладоги, час езды от Санкт-Петербурга.
  10. +5
    23 февраля 2020 12:03
    Честно говоря, о таком автомобиле можно было бы не просто скопипастить статью из Википедии.
    Первоначально в СССР осуществлялась «отверточная сборка», машины собирали из поставляемых из США машинокомплектов.
    Из машкомплектов в СССР собрали ровно десять автомобилей. Сборка этих Форд АА осуществлялась в Канавино, на заводе "Гудок Октября", который в этой связи переименовали в Государственный автосборочный завод №1, будущий Горьковский автобусный завод.

    Первый собранный в Нижнем Новгороде Форд АА.
    1. +4
      23 февраля 2020 12:10
      А Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. в это время строился.
      1. +4
        23 февраля 2020 12:17

        ГАЗ-АА выпуска 1935 года. Полностью восстановлен в 2008 году.
  11. -2
    23 февраля 2020 12:39
    Технологически отсталое государство может купить в США только морально устаревшие технологии, расплачиваясь собой. До сих пор мы не способны производить морально не устаревшие автомобильные двигатели и автомобильное оборудование.
    1. +2
      23 февраля 2020 20:48
      Цитата: iouris
      Технологически отсталое государство может купить в США только морально устаревшие технологии,

      А как-же. FORD-AA в серию пошел в 1928-м, в 1929-м СССР начал переговоры о продаже. Совсем устаревшее...
  12. 0
    23 февраля 2020 13:06
    Полуторку заводили при помощи «кривого стартера», то есть вращая рукоятку – устройство для пуска двигателя при помощи кривошипной ручки. Данный метод запуска двигателя знаком многим сегодня лишь по фильмам


    Ха... Я учился на родном 52-м "газончике". Прапор-инструктор , чтобы наука доходила до мозгов ,жал тормоз , не выжимая сцепление. Мотор глох , а "стартёр не трогай, ручками работай". Вылазишь , естественно с перепугу забываешь вытянуть ручной газ, на дороге все на тебя глазеют . Крутишь,крутишь - глохнет. Потом включаются мозги. laughing Кстати, тёплый движок заводился легко. И зимой и летом. Неприхотливая машинка, и коробка без синхронизатора. Двойная перегазовка... Чудо. wink
  13. +1
    23 февраля 2020 13:34
    Потрясающий автомобиль!
    Главная "рабочая лошадка" на полях Великой Отечественной.
    В городке, где я родился, напротив автотранспортного техникума на постаменте стоит знаменитая "полуторка".
    С одной стороны памятника надпись: "Автомобилю-труженику". На другой: "Автомобилю-воину".
    Так и есть. На нём мы и победили и страну восстанавливали. И помним об этом! soldier
  14. +1
    23 февраля 2020 19:29
    В тему хорошая песня
  15. -1
    23 февраля 2020 22:41
    Газелька же! Всего полторы тонны..

    Есть исторический анекдот, когда Сталину показали первую версию ГАЗ-51, грузоподъемностью в две тонны, вождь, внезапно напомнил Опель-блитц с его 2.5 тонны, и заметил что это минимум для снабжения танковых дивизий. Машину пришлось срочно и кардинально переделывать.

    Машина историческая но однозначно неудачная, неправильно выбрали модель. Слишком мала грузоподъемность. ЗиС стал самой популярной машиной времен ВОВ.
    1. +1
      24 февраля 2020 00:18
      Цитата: Saxahorse
      Машина историческая но однозначно неудачная, неправильно выбрали модель.

      Так другой-то не было. Взяли то, что смогли достать.
      1. -2
        24 февраля 2020 20:05
        Цитата: Альф
        Так другой-то не было. Взяли то, что смогли достать.

        Ну дык ЗиС то достали где то.. Трехтонка и тащила всю войну. Полуторка просто слишком мелкая для нужд армии того времени.
  16. 0
    25 февраля 2020 14:08
    Статья понравилась,(не)много нового нового узнал ,спс,правда спс
  17. 0
    18 мая 2020 13:26
    Автомобиль довольно устарел для своего времени, для сравнения можно посмотреть, что производилось в Риге в те годы
    https://ru.qwe.wiki/wiki/Ford-Vairogs
  18. 0
    18 июля 2021 12:29
    can anyone help identify markings on a gaz-aa truck looks home made almost has wooden floors and very thin door and as i said looks old found some numbers on the chassis that start with g4264 on frame and other parts of truck to numers start the same but one very unique logo or stamping i find all over the truck is a symbol thats the letter A with a circle around it almost hidden all over the body ill try to upload pics of it as soon as i learn howto upload from my computer
  19. 0
    19 января 2023 11:00
    Цитата: mat-vey
    Ну изобретите машину времени слетайте в прошлое настройте заводов ,школ и университетов в Российской Империи,чтобы клятым большевикам не надо было голову ломать что вперёд делать - инженеров готовить,производство хоть каких машинок налаживать ну или хотя бы элементарной грамоте пол странны обучить .

    Абсолютно в точку!