Ар-2: несостоявшаяся альтернатива?

85
Ар-2: несостоявшаяся альтернатива?

В литературе и в сети достаточно широко распространено мнение об очевидности снятия с вооружения самолета СБ и его дальнейших модификаций, в частности, Ар-2. Объяснение этому было сколь радикальное (как приговор к ВМН), столь же и расплывчатое: «устаревший».

Однако при ближайшем рассмотрении среди недостатков СБ, якобы определивших его устаревание, называют качества, которые отнюдь не помешали его современникам провоевать всю ВМВ.



1. Скорость большинства других бомбардировщиков не превышала скорости СБ последних модификаций (а последними модификациями многие заслуженно считают Ар-2), составлявшую 512 км/ч (головной для серии Ар-2 зав. № 1/511 февраля 1941 года), что вполне соответствует Пе-2 основных серий.

2. Все ударные машины всех стран (исключение, пожалуй, Италия) начали войну, имея оборонительное вооружение "винтовочного" калибра, причем отнюдь не все огневые точки бомбардировщиков страны-участники даже к концу войны смогли переоснастить крупнокалиберным оружием.

3. Бомбовая нагрузка в одну, а тем более в полторы тонны, являлась нормальной для т.н. средних бомбардировщиков. И уж, во всяком случае, превышала таковую у наших основных ударных самолетов Пе-2 и Ил-2.

4. Точность бомбометания с горизонта СБ имел обычную для горизонтальных бомбардировщиков. И с пикирования бомбил с точностью, сопоставимой с "пешкой" и "лаптежником".

5. На Ар-2 уже было установлено СПУ и улучшены условия общения летчика и штурмана, так что общаться экипажу внутри самолета при помощи пневмопочты и лампочек было уделом финнов.

Всё вышеперечисленное дало основание широко известным в узких кругах Перову и Растренину на основании изучения большого количества данных (а эти два исследователя обычно подходят к изучению вопроса весьма серьёзно) сделать в статье «Неизвестный Ар-2», опубликованной в «Авиации и космонавтике» (номера со 2-го по 7-й) в далеком 2003 году интересный вывод:

«Серьезной ошибкой является и прекращение серийного производства бомбардировщика Ар-2 в пользу запуска в массовую серию бомбардировщика Пе-2».

А также:

«В любом случае, Ар-2 на протяжении всей войны мог показывать лучшую боевую эффективность при решении любой боевой задачи фронтовой бомбардировочной авиации, чем основной пикирующий бомбардировщик ВВС КА самолет Пе-2».

Казалось бы, 2003 год — дела давно минувших дней. Однако… Круги по воде расходятся всё шире и шире. И выводы, сделанные авторами данной публикации, тиражируются в сети не только «специалистами», но зачастую уже и специалистами без кавычек.

Однако именно в этом случае уважаемые Перов и Растренин дали маху. СБ и Ар-2 обладали одним весьма значимым и притом неустранимым недостатком, о котором авторы материалов почему-то пишут крайне мало или не пишут вообще.

Данный недостаток очевиден любому летчику (а вполне возможно, что и симмеру), хоть раз производившему атаку воздушной цели.

Дело в том, что:

Во-первых, наблюдение за задней полусферой (ЗПС) на СБ мог вести только один член экипажа, а именно стрелок-радист. Летчик имел для этого очень ограниченные (почти никакие, 2-3 зеркала заднего вида; кстати, наружное зеркало СБ было снято на Ар-2 в угоду прибавке 4-6 км/ч скорости) возможности, а штурман вообще не имел никаких. Напомню, что в Пе-2 за ЗПС наблюдали стрелок-радист и штурман, да и командир экипажа имел обзор, сравнимый с летчиком, пилотирующим истребитель тех лет с каплевидным фонарем. То есть заметить заходящий в атаку истребитель противника могли все три члена экипажа, а не один.


Во-вторых, казалось бы, и Пе-2, и Ар-2 (СБ) имеют по три огневых точки. Однако на «пешке» в ЗПС за защиту верхней полусферы (или, скорее, четвертьсферы) отвечал штурман, а нижней – стрелок-радист. А вот на пресловутом Ар-2 (СБ) обе огневые точки, и верхнюю, и нижнюю, обслуживал один стрелок-радист. Двух человек в «карандаш» хвостовой балки СБ было не втиснуть уже никак. При этом перелезть из турели к нижнему, люковому, пулемету, у стрелка занимало десятки секунд (в любом случае, не менее 10-20 с, а в обратном направлении, снизу вверх, ещё больше времени), а вот атакующему СБ истребителю, чтобы перескочить сверху вниз или обратно, требовалось 1-2 секунды.


Таким образом, атакующему противнику необходимо было лишь дождаться открытия оборонительно огня с борта Ар-2 (СБ), после чего переместиться в противоположную полусферу и спокойно, подойдя в упор, расстрелять безоружный бомбардировщик. Во время перехода от МВ-2 к МВ-3 или обратно стрелок-радист прицельного огня вести не мог. Спустившись к нижней огневой точке, стрелок, если он ещё не ранен или не убит, обнаруживал, что его самолет уже горит, а истребитель противника выходит из атаки. И, что характерно, в этом случае калибр оборонительного оружия не имел никакого значения.

Наконец, в-третьих. В случае ранения или гибели стрелка-радиста даже полностью исправный Ар-2 (СБ) становился слепым и полностью беззащитным. Летчик, не имея обзора назад, не мог защитить свою машину даже маневром. А штурман просто был сидячей уткой, беспомощным и, несмотря на имеющийся в его распоряжении ШКАС, практически безоружным. Напротив, Пе-2, даже расстреляв все боеприпасы, мог, активно маневрируя, вести оборонительный воздушный бой. Обзор, да и команды штурмана, позволяли летчику это делать.

Пока в середине 1930-х СБ обладал преимуществом в скорости, эти недостатки не были столь явно фатальны. Вероятность его перехвата и сколько-нибудь длительного обстрела истребителями противника была мала. Как только преимущество в скорости исчезло – всё. Ар-2 (СБ) уничтожался истребительной авиацией противника со 100%-ной вероятностью. У его экипажа просто не было шансов, рассчитывать он мог только на истребительное прикрытие, а не на свои силы.

Именно по этой причине данная машина, несмотря на передовую концепцию и хорошие ЛТХ, практически мгновенно сошла со сцены боев. И решение о выборе в пользу Пе-2 выглядит абсолютно логичным и обоснованным.

Использованы материалы: Перов В.И., Растренин О.В. Неизвестный АР-2.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 февраля 2020 15:27
    Соглашусь с автором - Ар-2 уступал Пе-2 в плане оборонительного вооружения.

    Полки, вооруженные Ар-2 с выбытием техники, переучивали на Пе-2

    Интересные мемуары Цупко Павел Иванович "Пикировщики" - начинал войну на Ар-2 (13-го СБАП), затем переучились на Пе-2, на которых воевали до конца войны.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/tsupko/index.html
    Это едва ли не самые подробные мемуары летчиков, летавших на Ар-2 с начала войны.
    Пилоты ласково называли Ар-2 - "арочкой".
    1. +1
      13 февраля 2020 16:34
      Техника изнашивается. Когда данный тип самолета был снят с производства, экипажи были обучены для другого типа.

      Ар-2 уступал Пе-2 в плане оборонительного вооружения да - но был лучшы, как бомбардировщик. Большой запас бомб.его было намного легче пилотировать. Ар-2 также обладал способностью бомбить с пикирующего полета.

      По моему мнению, прекращение производства Ar-2 было ошибкой, как и производство Пe-2, который был пикирующим бомбардировщиком только по названию.
      Производство Ar-2 должно было быть продолжено, и производство "103" - успешного "Ту-2" - должно быть начато немедленно.
      1. +5
        13 февраля 2020 18:40
        Цитата: Кonstanty
        По моему мнению, прекращение производства Ar-2 было ошибкой, как и производство Пe-2, который был пикирующим бомбардировщиком только по названию.

        Неиспользование пикирования на Пе-2 было связано в первую очередь с недостаточной подготовкой экипажей. Если им дать Ар-2 - они и на нём пикировать не будут.
        Фактически Пе-2 большую часть войны применялся как скоростной бомбардировщик.
        Цитата: Кonstanty
        Производство Ar-2 должно было быть продолжено, и производство "103" - успешного "Ту-2" - должно быть начато немедленно.

        Стесняюсь спросить - Ту-2 с двигателем АМ-37? Или с М-82? wink
        1. +2
          13 февраля 2020 19:34
          Из-за требований к пилотированию экипажы на Ар-2 было бы легче и быстрее тренироваться. Более того, чтобы выполнить ту же задачу (давайте сбросит например 20 тонн бомб на объект X), необходимо использовать вдвое меньше «аров», чем «пешек», и, следовательно, менее обученных экипажoв

          Ту-2 c М-82 конечно

          В 1940 г. М-82 прошел государственные испытания и мог быть запущен в серийное производство. Но вместо этого было принято постановление о переводе завода на выпуск моторов водяного охлаждения А.А.Микулина. Это решение отменили только 22 мая 1941 г.

          Мотору М-82 пришлось пройти повторные государственные испытания, после чего его запустили в серию. Все эти перипетии не способствовали получению на первых серийных М-82 расчетных характеристик и высокого качества исполнения. Однако вскоре, к моменту окончания испытаний самолета "103В", его основные недостатки были устранены. В дальнейшем он оказался надежным, простым в эксплуатации и живучим в бою двигателем.

          : http://airwar.ru/enc/bww2/tu2.html
          1. +3
            14 февраля 2020 08:14
            Цитата: Кonstanty
            Из-за требований к пилотированию экипажы на Ар-2 было бы легче и быстрее тренироваться.
            Самое главное, наши ВВС могли получить гораздо больше самолётов, чем при запуске в серию переоборудованного из тяжёлого истребителя сырого Пе-2. Здесь многие говорят о лучшей защите Пе-2... Во-первых, в любом случае, без прикрытия истребителей и Пе-2 сбивались, несли большие потери. Во-вторых, возможности модернизации самолёта Архангельского вполне допускали установку того же крупнокалиберного "Березина" для стрелка или штурмана. Наконец, для сравнения, Ju-88 в основных модификациях имели для защиты задней полусферы "винтовочный" калибр, ничего, это не умаляло их главного бомбардировочного назначения.
            Так ли уж сильно Пе-2 превосходил Ар-2? Вряд ли, особенно если не выдёргивать отдельные характеристики, а сравнивать самолёты комплексно. Наилучшим вариантом видится продолжение производства Ар-2, с последующей его заменой на Ту-2. Вот, самолёт Туполева, бесспорно, превосходил и Ар-2, и Пе-2 по всем позициям. Ещё, жаль, что при создании другого самолёта, если говорить о пикировщике, Су-2 не создали изначально пикирующим. Пикирующий Су-2 мог бы стать достойным пикировщиком на весь период войны в классе одномоторных бомбардировщиков. Вместе с штурмовиком Ил-2 (или Су-6, прими его на вооружение), хорошее бы было совмещение боевых возможностей.
            1. +1
              14 февраля 2020 10:31
              "Пешка с рисунка скорее не типичная wink
              1. 0
                14 февраля 2020 10:51
                Цитата: Кonstanty
                скорее не типичная
                Разумеется, на рисунке моторы воздушного охлаждения.
          2. +2
            14 февраля 2020 13:13
            Цитата: Кonstanty
            Ту-2 c М-82 конечно
            Мотору М-82 пришлось пройти повторные государственные испытания, после чего его запустили в серию. Все эти перипетии не способствовали получению на первых серийных М-82 расчетных характеристик и высокого качества исполнения. Однако вскоре, к моменту окончания испытаний самолета "103В", его основные недостатки были устранены. В дальнейшем он оказался надежным, простым в эксплуатации и живучим в бою двигателем.

            А теперь на том же airwar прочтём заключение по результатам испытания самолёта "103В"
            1. Самолет 103В 2М-82 проходил совместные (заводские и государственные) испытания с 15 декабря 1941 г. по 1 августа 1942 г. Несмотря на длительный срок, программа испытаний выполнена не полностью: не сняты максимальные скорости на второй скорости нагнетателя, не сняты характеристики пикирования и не произведены полеты на дальность.

            Основные причины затяжки испытаний: неудовлетворительная работа моторов М-82 и длительная доводка винтомоторной группы. Во время испытаний на самолете было заменено восемь моторов... Из-за неудовлетворительной работы моторов самолет простоял 132 дня, что составляет 57,7% от всего времени, потраченного на испытания

            Основные недостатки устранены, говорите.... smile
            С серией М-82/АШ-82 проблемы были даже в 1943 г. - сначала с ограниченным временем взлётного режима, а затем со свечами (14 часов ресурса).
            1. 0
              14 февраля 2020 13:32
              C рассказа С.М.Алексеевa заместителя Лавочкина :
              [в декабре 1941] В приемной тем временем, со своими "болячками", ожидал вызова главный конструктор А.Д. Швецов. Лавочкин рассказал ему о разговоре с Дементьевым, а тот пожаловался на свои проблемы:

              - Мотор М-82 никому не нужен. Сейчас на заводе скопилось больше сотни готовых, с приемкой военпреда, моторов, а их никто не берет. У меня есть с собой комплект чертежей, на, посмотри, может быть" получится поставить его на твой истребитель. (Б 1941-м завод No. 19 выпустил 412 двигателей М-82).


              ЛаГГ-5 выпускaли c 3 июня 1942 a все же этот самолет работал на том же двигателе М-82.
              1. 0
                14 февраля 2020 15:21
                И я даже могу сказать - почему М-82 в начале 1942 г. были не нужны.
                За период с июня 1941 г. по март 1942 г. завод № 19 организовал серийное производство и выпустил 829 моторов М-82. Из выпущенного количество только 51 мотор установлен на самолеты Су-2 и направлен в войсковую эксплоатацию.
                По состоянию но 1/IV на складах завода находится 370 моторов М-82.
                Несмотря но очевидную ясность, что выпущенные моторы М-82 должны быть использованы на боевых самолетах, особенно в военное время, НИИ ВВС Красной Армии не сделал из указанного положения никаких выводов по практическому применению моторов М-82 в связи с принятием его на вооружение Красной Армии.
                Мотор М-82 проходил летные испытания на всех современных типах боевых самолетов: на истребителях ЛАГГ-3 (вариант Гудкова), И-185, МИГ-3, бомбардировщиках СУ-2, 103, ДБ-ЗФ и штурмовике ИЛ-2.
                Выявленные в процессе опытной эксплоатации дефекты мотора и винтомоторной группы кок-то: выброс масла через суфлеры, нестабильность расходов топлива по высотам, недостаточная надежность масломагистрали, соединяющей моторные и самолетные агрегаты, заводом частично устранены и проводится дальнейшая доводка с целью еще большего увеличения надежности мотора и винтомоторной группы.
                © Письмо директора завода № 19 Кожевников на имя наркома Шахурина и командующего ВВС К.А. Жигарева от 4 апреля 1942 года.
                То есть, на апрель 1942 года недостатки М-82 устранены лишь частично, доводка мотора не завершена.
                И лишь через год после принятия на вооружение мотор М-82 в общем был доведён. Тем не менее, оставались проблемы с ресурсом свечей и взлётным режимом (плюс охлаждение).
        2. -2
          13 февраля 2020 21:33
          где вы увидели скоростной бомбер в основном скорость не более 500 на отходе нагрузка норма 600 но понятно нашим надо было всеми силами воевать но дико падал радиус и вот тут аэродромы наших бомберов подвергаются ударам истребителей-бомбардировщиков противника что не есть нормально люди товарищи поймите я уже писал в коментах просто наша страна не могла себе позволить в производстве опытные партии новых моделей вы только посмотгите сколько по ленд лизу мы получили металлорежущих станков быстрорежжущих сталей и даже яичного порошка вы знаете при рузвельте америка была для ссср союзник
        3. +2
          14 февраля 2020 11:58
          Цитата: Alexey RA
          Неиспользование пикирования на Пе-2 было связано в первую очередь с недостаточной подготовкой экипажей.

          Мемуары участников утверждают обратное. С 1941-42 по 1945 ВСЕ лётчики, проходившие переучивание на Пе-2, осваивали такой вид боевого применения, как бомбометание с пикирования.
          А "неиспользование пикирования на Пе-2 было связано в первую очередь..." с целым рядом совершенно других причин. Выбор способа нанесения удара (с пикирования или с ГП) определяется следующим:
          -характер цели (точечная, площадная, линейная, групповая/одиночная, подвижная/неподвижная, легко/трудноуязвимая, укрытая/неукрытая)
          -погода в районе цели (высота, плотность, количество слоев облачности, видимость по высотам, ветер, наличие осадков)
          -зенитное прикрытие цели (плотность огня ЗА, ЗПУ, досягаемость по высотам)
          -имеющийся в распоряжении наряд сил
          -наличие (у нас) истребительно прикрытия.
          По любому из этих условий могло быть принято решение о нанесении удара с горизонта.

          Цитата: Alexey RA
          Если им дать Ар-2 - они и на нём пикировать не будут.

          Совершенно верно. Только не потому, что летчики плохо подготовлены, а ровно по вышеуказанным причинам.
          Цитата: Alexey RA
          Фактически Пе-2 большую часть войны применялся как скоростной бомбардировщик.

          Ну так любой универсал (способный бомбить как с пикирования, так и с ГП) применялся бы ровно таким же образом. Просто потому, что бомбить НАДО всегда, хошь не хошь, а пикирование применить возможно не всегда, и не всегда рационально. hi
      2. +1
        14 февраля 2020 09:48
        Цитата: Кonstanty
        Большой запас бомб.его было намного легче пилотировать. Ар-2 также обладал способностью бомбить с пикирующего полета.

        Это ваш ответ на статью? Вам не кажется, что ваша аргументация слабовата против аргументации в статье?
        1. +1
          14 февраля 2020 10:28
          Aргументация в статье, на мой взгляд, ориентированa на второстепенные вопросы.
          Хотя вы правы, моя запись не была хорошей. Определенно было бы лучше включить аргументы с "Авиация и космонавтика" 7/2003 s.21-22 :

          1. +1
            14 февраля 2020 12:30
            Цитата: Кonstanty
            Определенно было бы лучше включить аргументы с "Авиация и космонавтика" 7/2003 s.21-22
            Дело в том, что приведенный фрагмент, несмотря на кажущуюся наукообразность, является абсолютно недостоверным. Почему столь уважаемые авторы совершили такой ляп, мне неизвестно.
            Эти выводы у них в статье предваряются следующими условиями:
            При оценке вероятности сбития бомбардировщика огнем зенитной артиллерии считалось, что .....

            При расчетах вероятности сбития бомбардировщика истребителем были приняты следующие допущения, упрощающие вычисления, но не влияющие на общий вывод при сравнительной оценке боевой эффективности бомбардировщиков различного типа...
            Дело в том, что вероятности поражения ЛЮБЫХ ЦЕЛЕЙ считаются с учетом исходных параметров, таких как
            -скорость цели
            -способность цели к маневру (маневренность)
            -площадь цели
            -эффективность оборонительного огня цели.
            По всем, подчеркиваю, по всем этим параметрам, Пе-2 имеет преимущество перед Ар-2, а по последнему это преимущество абсолютное.
            Поэтому на выходе вероятность сбития Ар-2 в разы выше, что истребителем, что зенитками.

            В принципе, могу объяснить, как у авторов получилась более высокая эффективность Ар-2. Но это долго и не очень интересно.
          2. +1
            14 февраля 2020 13:02
            Другое дело. Такие показатели боевой эффективности впечатляют. Определенно следовало не запрещать самолет, а совершенствовать защиту задней полусферы. Однако...
        2. +1
          14 февраля 2020 11:10

          Так лучше? Я удивлен, что автор статьи, несмотря на уход с работы "
          неизвестный Ар-2" В. И. Перова и О. В. Растренина полностью проигнорировал аргументированные выводы.
      3. +2
        14 февраля 2020 10:17
        Цитата: Кonstanty
        По моему мнению, прекращение производства Ar-2 было ошибкой, как и производство Пe-2, который был пикирующим бомбардировщиком только по названию.


        СБ проектировался в 1933 году (первый полет 1934), Пе-2 начал разрабатываться в 1938 году - 5 лет бурного развития авиации - между ними технологическая пропасть, в плане проектирования планера и его конструкции - Пе-2 был современным самолетом, Ар-2 попыткой на старом планере улучшить характеристики.

        За счет того, что шайбы киля были вынесены в лобовой проекции за мотогондолы - они попадали в воздушный поток - соответственно это значительно улучшило управляемость в горизонтальной плоскости и избавило от мертвой зоны в задней верхней полусфере.
        У Пе-2 "шайбы" хвостового оперения тоже давали 2 незначительные мертвые зоны в верхней полусфере - но и атакующий истребитель не мог применять оружие их этих зон.
        (К примеру у Пе-2И с установкой ДЭУ-1) вообще не было мертвых зон, если бы он пошел в серию в 1944 году)


        Ар-2 - тот же СБ фюзеляж, имел широкий сектор мертвую зону за килем - в этой зоне стрелять стрелок не мог, тогда как атакующий истребитель вполне мог применить оружие и не быть пораженным.



        Конструктивно и технологически - Пе-2 был на голову выше архаичного Ар-2.
        Но я тут не собираюсь метать на вентилятор за Пе-2, совсем не идеальный бомбардировщик, но он был лучше Ар-2.

        Ту-2 был на значительно лучше Пе-2, но массово уже производится Пе-2 и конвейер не остановить во время войны.
        1. 0
          14 февраля 2020 10:40
          Конструктивно и технологически - Пе-2 был на голову выше архаичного Ар-2.
          Но я тут не собираюсь метать на вентилятор за Пе-2, совсем не идеальный бомбардировщик, но он был лучше Ар-2.


          Сравнительный анализ как-то не показал этого. Это было как раз наоборот. Ар-2 несмотря на более старую "родословную" имел большую боевую эффективность, чем "Пешка"
  2. +3
    13 февраля 2020 15:28
    Автор так пишет, как будто бомбёры строго поодиночке летали. Да и "Штуку" подзабыл упомянуть...
    1. +4
      13 февраля 2020 15:50
      Цитата: Владимир_2У
      Автор так пишет, как будто бомбёры строго поодиночке летали. Да и "Штуку" подзабыл упомянуть...


      Как раз в указанных выше мемуарах, очень хорошо описывается развитие тактики пикирующих бомбардировщиков - в 1941 году, к цели шли колонной позвенно, после бомбометания вытягивались колонну по одному - тут то и истребители добивали отставших поодиночке.
      Уже позже стали входить в пикирование сразу звеном. Еще позже ведущий делал маневр, что бы отставшие звенья, могли быстро образовать строй и не быть сбитыми - все зависело от конкретного ведущего и соответственно потери у разных ведущих были не одинаковыми - опыт!
      1. +2
        13 февраля 2020 15:54
        Начал читать мемуары по Вашей ссылке, спасибо за неё, но после Драбкинских "Я дрался..." художественно причёсанные мемуары никак не заходят...
        1. +1
          13 февраля 2020 21:56
          У Драбкина художественно причёсанные интервью, это другой литературный жанр, нежели мемуары. Одно у Драбкина раздражает - все названия его серии "Я дрался..." всегда должны содержать кавычки, а то получается, что дрался лично Драбкин.
          1. +3
            14 февраля 2020 04:36
            Цитата: Авиатор_
            У Драбкина художественно причёсанные интервью, это другой литературный жанр, нежели мемуары
            Сам Драбкин или кто другой назвал такую форму "устная история". Назвать эти интервью "художественно причёсанными" лично я бы не рискнул, само собой какая то редактура была, но несравнимая с теми же мемуарами ссылка на которые приведена выше. Там вообще какой нибудь редактор типа В. Шпаковского мог отметиться, даже не так, потоптаться! А Драбкин и его соавторы весьма недурно разбираются как в истории так и в тогдашней технике и тактике, что видно по вопросам.
            Цитата: Авиатор_
            Одно у Драбкина раздражает - все названия его серии "Я дрался..."
            на обложке и титульном листе вполне допустимо отсутствие кавычек в названии книги, оно как бы выделено шрифтом и его размерами.
            1. 0
              14 февраля 2020 09:33
              Согласен, в вопросах тактики и истории консультанты Драбкина разбираются куда больше, чем преподаватель марксизма-ленинизма, но кавычки в названии очень не помешали бы. И есть особенность - Драбкин при каждом случае суёт в свои интервью еврейский вопрос - сразу вспоминается литературный герой "Золотого телёнка", корреспондент Бирман, который в поезде, ехавшем на смычку Турксиба, ко всем приставал с еврейским вопросом. Ну а мемуары - это жанр такой, близкий к эпосу, сказаниям и былинам. Вот недавно даже в мемуарах глубоко уважаемого мною маршала Рокоссовского историк Исаев при анализе оперативных приказов нашёл некоторое лукавство в вопросе об операции "Багратион".
              1. +1
                14 февраля 2020 09:40
                Цитата: Авиатор_
                еврейский вопрос
                Это легко объясняется тем, что интервью, разные авторы, не только Драбкин, брали в том числе и у ветеранов, дай бог им здоровья, живших на тот момент в Израиле, с понятной национальностью. ))
  3. +2
    13 февраля 2020 15:35
    Не все так просто...Второго стрелка-радиста можно было добавить и на Ар-2 и их добавляли,на уцелевших машинах,но было это каплей в море,из за огромных потерь в начале войны машин этого типа и прекращения их выпуска...На ДБ-3Ф ( Ил-4 ) была та же проблема,отсутствие нижнего стрелка,но и там ее решили,разместив дополнительного члена экипажа...Да,СБ и Ар-2 имели тесные кабины,это факт,но и Пе-2 имел сложности в пилотировании и особенно на посадке...Каждая машина имеет свои плюсы и минусы,идеальных не бывает...
    1. +1
      13 февраля 2020 15:44
      Цитата: Sapsan136
      Не все так просто...Второго стрелка-радиста можно было добавить и на Ар-2 и их добавляли,на уцелевших машинах,но было это каплей в море,из за огромных потерь в начале войны машин этого типа и прекращения их выпуска...На ДБ-3Ф ( Ил-4 ) была та же проблема,отсутствие нижнего стрелка,но и там ее решили,разместив дополнительного члена экипажа...Да,СБ и Ар-2 имели тесные кабины,это факт,но и Пе-2 имел сложности в пилотировании и особенно на посадке...Каждая машина имеет свои плюсы и минусы,идеальных не бывает...


      Фюзеляж СБ настолько "обжат", что даже в зимнем обмундировании, невозможно было повернуться в кабинах, не то что бы разместить еще одного стрелка - просто физически уперлись в конструктивные ограничения по объему фюзеляжа.
      1. +4
        13 февраля 2020 15:47
        Да можно было и размещали,тяжело было повернуться,но не невозможно...Финны вон на трофейных СБ летали и не жаловались...
        1. +1
          13 февраля 2020 15:58
          Цитата: Sapsan136
          Да можно было и размещали,тяжело было повернуться,но не невозможно...Финны вон на трофейных СБ летали и не жаловались...


          Финнам выбирать не из чего было :))
          1. +2
            13 февраля 2020 16:27
            Да было им из чего выбирать,могли попросить например захваченные немцами во Франции Leo-451B4,захваченные в Польше PZL-37B Los ,или что то подобное...
            1. +1
              13 февраля 2020 17:03
              Сколько Leo-451B4 было захвачено у французов? Три, четыре? Может семь? Их вообще было выпущено мало, и большинство самолётов перелетели или в Британию, или в остались в авиации режима Виши. А PZL "Los" у немцев было ровно две штуки.
              1. +1
                13 февраля 2020 18:28
                Да ладно 3 самолёта откуда данные ?
              2. +3
                13 февраля 2020 21:16
                PZL-37Abis и PZL-37B LOS После разгрома Польши перелетели в союзную Гитлеру Румынию,ВВС которой приняли их на вооружение и бомбили с них советские войска,под Одессой...Эти самолеты в ВВС Румынии прошли всю войну. А производство Leo-451 продолжалось и после разгрома Франции,в том числе для нужд Люфтваффе,где они использовались в качестве транспортных,под названием Leo-451T. Кроме Leo немцы захватили во Франции такие машины,как Amiot-351,Breguet-691,693,695,Bloch MB-175,176...Бомбардировщики американского производства,закупленные Францией,немцы захватили прямо в контейнерах,в разобранном виде,но в полной комплектации,Французы не успели даже собрать и облетать большинство этих самолетов...Это были бомбардировщики Douglas DB-7(100 штук) и Martin-167...Все они достались Люфтваффе...
                1. 0
                  13 февраля 2020 23:17
                  Мы же помним, что с 1940 по 1942 год половина Франции было независимой страной? И что за Средиземным море был Алжир и Французское Марокко, где не было немецкой оккупации?
                  1. +1
                    15 февраля 2020 11:41
                    Вы же должны помнить,что я перечислил только новые самолеты,а были и морально устаревшие,такие как Bloch MB-131...и в колониях преобладали старые самолеты...Самолеты американского производства были полностью захвачены немцами во Франции...
                    1. 0
                      15 февраля 2020 14:24
                      Большинство новых самолётов как раз были переброшены на юг Франции, а затем в Алжир. Американские самолёты использовались как транспортные.
                      1. +1
                        16 февраля 2020 00:45
                        Как транспортные использовались выпускавшиеся уже при Виши Leo-451T...В колонии никогда не направляли новые самолеты...У той же Англии в колониях воевали истребители-бипланы,типа Глостер-Гладиатор и тех не хватало...Виши без согласия Берина и шагу не делали...Дал бы им кто то новые самолеты куда то перегонять,кроме немецких аэродромов...
                      2. 0
                        16 февраля 2020 06:51
                        Ближайшая колония Франции была за Средиземным морем. Называлась Алжир.
                      3. +1
                        17 февраля 2020 08:47
                        И что? У Англии тоже была массо колоний,но новых самолетов там почти не было,даже старых не хватало,а ВИШИ марионеточный режим,под протекторатом Гитлера,который без одобрения Берлина чихнуть не мог..
                      4. 0
                        17 февраля 2020 09:18
                        Все намного сложнее, чем рассказывали на политинформации. Режим Виши был независимым государством со своей армией, флотом и авиацией, причем довольно разнообразными и мощными. Поэтому британцам пришлось тратить много сил и ресурсов на захват французских колоний и уничтожение верных режиму частей. Сирия, Ливан, Сенегал, Марокко, Мадагаскар...
                        И кстати, для отражения этих атак и перебрасывались в колонии новые самолёты.
                      5. +1
                        17 февраля 2020 09:20
                        На бумаге был,по факту нет...Гитлер не создавал никаких независимых от него государств..Потому то ВИШИ и не стали союзником Англии...
                      6. 0
                        17 февраля 2020 09:35
                        Независимое не в плане "дружу с кем хочу", а в плане не управляемое из Берлина.
                        Но мы тут далеко ушли от темы. Даже те французские бомбардировщики, что немцы захватили, финны не просили и не получали.
                      7. +1
                        17 февраля 2020 09:39
                        Просили ,или нет,мы с вами уже не узнаем,а вот истребители захваченные немцами во Франции финны получали неоднократно...В основном Моран-Сольнье MS-406 и MS-410...часть из которых финны позже модернизировали,опять же получив от немцев трофейные советские моторы и пулеметы БК ( такие машины у финнов назывались Моран-Оборотень )
                      8. 0
                        17 февраля 2020 10:08
                        Я в курсе приключений "Моранов". И даже поставок французских движков для самолётов ДБ-3 и СБ. А запросы финской стороны не секрет.
              3. +3
                13 февраля 2020 21:30
                Франция купила в США ( первый контракт 100 штук,выполнен полностью,второй контракт 130 штук,выполнен частично ) бомбардировщиков Martin-167,большинство из них достались гитлеровцам в полной комплектации,в контейнерах,их даже не успели собрать...
            2. +1
              13 февраля 2020 19:30
              Цитата: Sapsan136
              Да было им из чего выбирать,могли попросить например захваченные немцами во Франции Leo-451B4,захваченные в Польше PZL-37B Los ,или что то подобное...

              А Вы посмотрите состав ВВС Финляндии-каждой твари по паре, включая Бленхеймы, Пе-2, Ю-88 и т.д. Ох и любились финские снабженцы...
    2. +1
      14 февраля 2020 12:46
      Цитата: Sapsan136
      Второго стрелка-радиста можно было добавить и на Ар-2 и их добавляли,

      А Вы попробуйте подтвердить чем-нибудь, глядишь, Вам и поверят.
      На ДБ-3/Ил-4 вопрос известный. Сначала самостоятельно в частях прорезали люки и ставили нижний ШКАС. Но эффективность оказалась около 0 именно по описываемой мной причине. Лазить стрелку-радисту туда-сюда 100%-ная смерть и ему и самолету. Поэтому тупо привязывали трос к спусковой скобе нижнего ШКАСа и "дергая за веревочку", отпугивали истребителей. Но даже самые отъявленные сторонники оборонительной схемы СБ понимали, что это мертвому припарка. И стали брать в качестве воздушного стрелка оружейников, пока такая "штатная клетка" не появилась в экипаже официально. Но у Ил-4 фюзеляж значительно просторнее, чем у СБ

      Про четвертого члена экипажа СБ Вы нам поведайте, новая информация всегда интересна.
      1. +1
        17 февраля 2020 08:57
        Я писал про Ар-2,а не про СБ...Информации об этих машинах очень мало,а той,что можно выложить на комп еще меньше...Нижнего стрелка не было у многих машин ,и фюзеляж тут роли не играет..Bristol Blenhaim использовались не только,как ночной истребитель,но и как бомбардировщик-штурмовик ( машина аналогичного назначения была у Франции, Breguet-695 ) и если француз,был как еж,утыкан оборонительными пулеметами ,7,5 мм,а верхнюю заднюю полусферу на некоторых машинах прикрывала 20 мм пушка,то Blenhaim имел только один оборонительный пулемет,прикрывавший верхнюю заднюю полусферу и ничего для прикрытия снизу...
  4. -1
    13 февраля 2020 15:47
    середине 3019-х

    Поясните, что это?
    Вероятно "в середине 30-х годов"?
    Или автор имел в виду что-то своё?
    1. 0
      13 февраля 2020 22:51
      Как что,...?, выборы...
  5. -2
    13 февраля 2020 15:54
    очевидности снятия с вооружения самолета СБ и его дальнейших модификаций, в частности, Ар-2. Объяснение этому было сколь радикальное (как приговор к ВМН), столь же и расплывчатое: «устаревший».

    Эти самолеты строились по технологиям начала 30 годов. Пе-2 - по технологиям второй половины 30. А Ту-2 вообще начала 40 гг. Производительность труда и человеко-часы - очень разные.
    Вот и вся разница.
  6. +8
    13 февраля 2020 15:55
    В общем и целом соглашусь с коллегой. На данный момент работаем командой совместно с карельскими поисковиками по подъему из болота сбитого СБ, предположительно из 72 СБАП. Поэтому историю его изучили достаточно ( это он принимал участие в налётах на финские арэродромы Йоэнсуу и Йоройнен, когда из 36 СБ потеряли 10 машина 25.06.1941 г.) Полк имел на вооружении как машины СБ, так и Пе-2 с количественным перевесом первых на начало войны. Так вот, "Пешки" быстро сменили СБ в разведке и, вообще, оказались более живучими имея и большую скорость, чуть лучшую скороподъёмность и, что немаловажно, УБТ штурмана, что хоть как-то выравнивало шансы противодействия финским истребителям с крупнокалиберными пулемётами в отличие от ШКАСов СБ.
    Вот рапорт одного из финнов о налёте 25.06.:
    "Ниеминен описывает схватку, в которой он сбил три самолёта: «Время 11:55–12:15, высота 1500–1000 метров. Столкнулся звеном с соединением из 15–20 СБ возле Туусярви. С высоты, преследуя на высокой скорости, догнали на прямой. Обстрелял два самолёта на правом фланге, моторы обоих загорелись. Возле острова Керисало снова оказался на хорошей позиции за одним СБ. Его бензобак взорвался в воздухе. Самолёт упал вниз. Находясь позади оставшихся самолётов, обстреливал их. Моя работа выполнена, 4–5 самолётов остались от формирования, так же дымят, некоторые горят. Самолёты, уклоняясь, действовали самостоятельно в формировании, и его структура постоянно менялась."
    То есть финн тупо летел за группой и расстреливал машины с безопасного расстояния, когда его крупнокалиберные пулемёты были эффективны, а ШКАСы СБ уже нет.
    1. +1
      14 февраля 2020 12:57
      Blue Fox, большое спасибо за комментарий. Стал вспоминать, что у финнов было крупнокалиберного на 1941, припомнил только Фиат G50 и Брюстер. Похоже, Ниеминен был на фиате.
      Но хочу внести уточнение. В 72 БАП "пешки" были первых серий, у них во всех оборонительных точках стояли ШКАСы. Мало того, штурман на Пе-2 получил УБТ даже позже, чем стрелок-радист.

      Поэтому лучшая выживаемость Пе-2 объяснялась его скоростью, маневренностью и именно что эффективностью распределения обязанностей экипажа при ведении воздушного боя, а отнюдь не калибром оружия.
      1. +1
        14 февраля 2020 14:36
        Цитата: illuminаt
        Похоже, Ниеминен был на фиате.

        Фото того же дня.
        Механик поздравляет командира 3/LLv 26 лейтенанта Ниеминена (Urho Nieminen) с тремя победами.

        «Фиат» G.50, бортовой код FA-11 лейтенанта Ниеминена
      2. 0
        14 февраля 2020 14:38
        Цитата: illuminаt
        В 72 БАП "пешки" были первых серий, у них во всех оборонительных точках стояли ШКАСы. Мало того, штурман на Пе-2 получил УБТ даже позже, чем стрелок-радист.

        Спасибо, буду знать. А у вас есть ещё информация по 72 СБАП? На данный момент располагаем только ЖБД 55 САД, отдельными рапортами из 72 СБАП , списками потерь и той информацией с которой с нами поделился широко известный в узких кругах Илья Прокофьев.
  7. +2
    13 февраля 2020 16:03
    = Всё вышеперечисленное дало основание широко известным в узких кругах Перову и Растренину на основании изучения большого количества данных (а эти два исследователя обычно подходят к изучению вопроса весьма серьёзно) сделать в статье «Неизвестный Ар-2», опубликованной в «Авиации и космонавтике» (номера со 2-го по 7-й) в далеком 2003 году интересный вывод: =
    Из всего этого можно сделать вывод, что Петров и Растренин изучив "весьма серьезно" показали, что люди, принимавшие решение о прекращении производства АР-2, - некомпетентны как минимум, а как максимум - вредители-предатели.
  8. BAI
    +2
    13 февраля 2020 17:04
    Пе-2 задумывался как истребитель. Отсюда и обзор.
    1. +1
      14 февраля 2020 13:02
      Цитата: BAI
      Пе-2 задумывался как истребитель. Отсюда и обзор.

      Только на очень поверхностный взгляд. Если Вы никогда не видели фотографии Пе-2 и "сотки".
      Обзор на "сотке" не просто хуже, а намного хуже, чем на Пе-2 (сразу объясню - не потому, что "тупые совковые конструкторы", а потому что гермокабина).

      Поэтому "истребительным прошлым" фактор обзора не объясняется. Никак.
  9. 0
    13 февраля 2020 17:24
    Ар-2 и появился по причине того что Архангельский А.А. был правой рукой Туполева.
    Ну не мог этот самолет стать полноценным бомбером, как скажем тот-же Ту-2, хотя и его не довели, просто времени не было.
    1. -1
      13 февраля 2020 22:47
      Двигателей не было, нормальных для него,... А те что ставили, так с ними пикирования запретили, только с горизонтальное бомбометания... У нас так во всём, всё до ума доведут, но кроме движка...
  10. +2
    13 февраля 2020 19:28
    3. Бомбовая нагрузка в одну, а тем более в полторы тонны, являлась нормальной для т.н. средних бомбардировщиков. И уж, во всяком случае, превышала таковую у наших основных ударных самолетов Пе-2 и Ил-2.

    ШТУРМОВИК ИЛ-2 сравнивать с БОМБАРДИРОВЩИКОМ-верх непрофессионализма.
    В 1944-м вышла инструкция, которая разрешала увеличить грузоподъемность до 1300-1500 кг при условии сброса с горизонтального полета, моторы вполне позволяли.
    А уж сравнивать маневренность Пешки и АР-2 вообще не смешно.
  11. -1
    13 февраля 2020 20:29
    Добрый вечер.
    Вопрос такой: лучшие возможности пикирования Ар-2 связаны с большим количеством алюминиевых сплавов в конструкции, и если так не был ли самолет Пе-2 проще или выгоднее в производстве из-за меньшего количества дефицитных материалов, применяемых в конструкции, при сопоставимых характеристиках?
    1. +1
      13 февраля 2020 20:46
      Пе-2 цельнометаллический выгоднее по материалам никак не мог быть
      1. 0
        13 февраля 2020 21:23
        по описанию википедии Пе-2 мог иметь деревянный фюзеляж (но не крыло), при этом Ар-2 гарантировано был цельнометаллическим
        1. +2
          13 февраля 2020 22:53
          Цитата: Bobrick
          по описанию википедии Пе-2 мог иметь деревянный фюзеляж

          Фюзеляж самолёта состоял из трёх секций, которые соединялись меж собой болтами на силовых шпангоутах. Весь фюзеляж был монококовой конструкции, с гладкой обшивкой из широких и длинных листов. Каркас фюзеляжа состоял из П-образных шпангоутов, верхних и нижних лонжеронов и стрингеров, Ф-3 стрингеров не имела. Секция Ф-1 представляла собой кабину для лётчика и штурмана. Впереди-снизу имелось большое остекление, предназначавшееся в первую очередь для бомбометания с пикирования — на первых сериях самолёта остекление было больше, чем на самолётах более поздней постройки. Вход в переднюю кабину производился через откидываемый вниз входной люк с лесенкой[источник не указан 551 день].

          В каком месте в Вике сказано про дерево ?
          1. 0
            14 февраля 2020 13:51
            Листы могут быть и фанерные
            1. +2
              14 февраля 2020 20:15
              Цитата: Bobrick
              Листы могут быть и фанерные

              Да, да, и из кевлара тоже. request
              Назовите хоть один бомбер времен войны, кроме Мосси, да еще и пикирующий из дерева.
              1. 0
                16 февраля 2020 17:45
                Hs 123 laughing
                Так бомбардировщиков подобного типа и создали то не особо много, по тем то годам особенно.
                В том смысле, что тогдашний срок от идеи самолета до первого полета можно провести за пару-тройку лет.

                P.S. А по теме, скорее всего там была целая куча преимуществ Пе-2 от простоты сборки, до более широкого бомбоотсека и возможности подвески бомб на крыло
                1. 0
                  16 февраля 2020 21:20
                  Цитата: Bobrick
                  P.S. А по теме, скорее всего там была целая куча преимуществ Пе-2 от простоты сборки, до более широкого бомбоотсека и возможности подвески бомб на крыло

                  А фанера в конструкции ПЕ-2 здесь причем ?
      2. 0
        13 февраля 2020 21:24
        Потому и спрашиваю
  12. -1
    13 февраля 2020 21:16
    пе-2 мог активно маневрируя-это вы про очень строгую в управлении машину говорите да для высококвалифицированного летчика возможно ,маленький вопрос потери из 11 тыс пе-2 кто в курсе ?
    1. +1
      14 февраля 2020 13:09
      Цитата: Ryaruav
      пе-2 мог активно маневрируя-это вы про очень строгую в управлении машину говорите
      Про неё, родимую. Согласно РЛЭ-41, Пе-2 выполнял вираж с креном до 70, боевой разворот.
      Строгая она только на посадке была. Срыв потока развивался очень быстро и по всему размаху крыла. И посадочная скорость, для летчиков тех лет, непривычно высокая. Но это, по большому счету, особенность взлетно-посадочных характеристик, не более.
    2. 0
      17 февраля 2020 21:16
      Цитата: Ryaruav
      маленький вопрос потери из 11 тыс пе-2 кто в курсе ?
      повторю свой пост с другой ветки:

      Боевые потери Пе-2
      1941 - 522
      1942 - 665
      1943 - 721
      1944 - 517
      1945 лень искать (41-44 просто сейчас под рукой)
  13. 0
    13 февраля 2020 22:43
    Проясните пожалуйста про точность бомбометания, с пикирования сопоставимую с ю-87?, т. е. он мог пикировать под углом в 90 градусов?, или это фантазия аффтора?,...
    1. +2
      14 февраля 2020 09:23
      В процессе отработки методики бомбометания с пикирования на Ар-2 при угле пикирования 80° экипажи уверенно укладывали бомбы в круг радиусом 57 м при высоте сброса бомб 2000 м
      За все время госиспытаний было произведено 25 пикирований под углами от 40град.  до 75град
      Если что, для 87-го стандартный угол пикирования около 80 градусов
    2. +1
      14 февраля 2020 13:15
      Цитата: fk7777777
      Проясните пожалуйста про точность бомбометания, с пикирования сопоставимую с ю-87?, т. е. он мог пикировать под углом в 90 градусов?, или это фантазия аффтора?,...

      90 градусов - это просто фетиш такой у многих современных любителей истории авиации. Пикировать с такими углами невыгодно. Точность, по сравнению с углами 70-80 растет незначительно, зато потеря высоты за вывод из пикирования гораздо больше (приходится бросать с бОльших высот). И целиться по курсу на 90 град. крайне неудобно.
      1. -2
        14 февраля 2020 14:50
        Этот "фетиш" имеет основание: полно хроники + непревзойдённая эффективность
        1. +3
          14 февраля 2020 16:05
          Цитата: Yeti Suvorov
          Этот "фетиш" имеет основание: полно хроники + непревзойдённая эффективность

          На большинстве хроникальных кадров "штуки" бомбят с углами 50-70 градусов, в строгом соответствии с теорией боевого применения. Иногда с 40. Крайне редко с 80.
          И НИКОГДА с 90.
    3. 0
      15 февраля 2020 07:06
      В перевороте - да! С высоты 800 м, если цель находилась не строго по курсу, вывод с пикирования на высоте 400 м, автоматом вывода...
      1. Комментарий был удален.
  14. +2
    14 февраля 2020 21:50
    Статья отличная, автору спасибо!

    Все аргументы восхваляющие АР-2 основаны исключительно на относительно высокой бомбовой нагрузке в 1.5 тонны. Однако все забывают что без серьезного истребительного прикрытия эта машина совершенно беспомощна..

    Слава богу что нашим фронтовым бомбером в первые месяцы войны оказался именно Пе-2! Машина способная хоть как то огрызаться и быстро уйти из зоны ПВО противника. Ар-2 стал бы для мессеров такой же простой целью как ТБ-3.

    Нишу Ар-2 первые годы войны занимал Ил-4. И лишь к 1944 году наконец то Ту-2. Сказки альтернативщиков про чудесный Ар-2 стоит забыть как кошмарный сон.
    1. 0
      15 февраля 2020 07:01
      Без серьезного истребительного прикрытия все бомбардировщики беспомощны.
      Даже "летающие крепости".
      Никакой выдающейся скоростью серийные Пе-2 до модернизации проведенной под руководством Мясищева в 1942 году не обладали.
      Но,даже после модернизации, бомбовая нагрузка Пе-2 составляла 600 кг. В перегруз до 1000 кг.
      Бомбовая нагрузка Ю-88 в перегруз -до 3000 кг.
      Дальнейшей эволюцией СБ-РК ( Ар-2 ) должен был стать СББ-2.
      1. +1
        15 февраля 2020 15:58
        Цитата: ignoto
        Без серьезного истребительного прикрытия все бомбардировщики беспомощны.

        Но только в очень разной степени. Летчики "Москито" и Ар-234 с Вами не согласятся.
        Цитата: ignoto
        Никакой выдающейся скоростью серийные Пе-2 до модернизации проведенной под руководством Мясищева в 1942 году не обладали.

        Ну, во-первых, 540 км/ч для 1941 очень неплохой результат. На севере, где у немцев были в начальный период только "эмили", имевшие преимущество в 20-30 км/ч, перехватить Пе-2 для них было нетривиальной задачей. Наши просто уходили пологим снижением. А финнам в тот период "пешка" была вообще не по зубам.
        Во-вторых, после модернизации у штурмана появилась экранированная турель, из-за которой Пе-2 стал ощутимо медленнее, 510 км/ч.
        Цитата: ignoto
        Но,даже после модернизации, бомбовая нагрузка Пе-2 составляла 600 кг. В перегруз до 1000 кг.
        Нагрузка и до модернизации была 600/1000.
        1. 0
          16 февраля 2020 08:23
          Действительно, ощутимо медленнее.
          Пе-2 ФЗ ( с экранированной турелью ) -483 км/ч.
          И только после модернизации Мясищева удалось довести скорость до 534 км/ч.
      2. 0
        15 февраля 2020 19:25
        Цитата: ignoto
        Дальнейшей эволюцией СБ-РК ( Ар-2 ) должен был стать СББ-2.

        СББ не эволюция, это совершенно другой самолет.

        Нормальная бомбовая нагрузка составляла 600 кг, в перегрузку - 1000 кг (из них внутри фюзеляжа - 800 кг)


        По факту СББ это полный аналог Пе-2. Совершенно другая чем у СБ (и Ар-2) силовая схема. Резко увеличили запас прочности и превратили самолет в полноценный пикировщик. С другой стороны так же резко упала боевая нагрузка. Разработку машины остановили поскольку Пе-2 уже пошел в серию, дублировать не имело смысла.