Wellington or Blucher? Who defeated Napoleon

Wellington or Blucher? Who defeated Napoleon

12 failures by Napoleon Bonaparte. Two centuries after Waterloo and the final collapse of Napoleonic France, the debate does not stop, to whom does the main merit in the common victory belongs. In a series of publications "Military Review" (“Waterloo. Point of no return ") noted a very special strategic role played by the Russian emperor Alexander I in overthrowing the Corsican upstart. And the author is not going to refute the fact that British capital was behind him.

The last to defeat the French emperor on the battlefield were Gebhard Leberecht von Blucher, 73-year-old Prussian field marshal and Napoleon's 46-year-old 1st Duke Wellington, British field marshal Arthur Wellesley.




Prussian Junker and Eton graduate


Fate would like that at the beginning of the battle that decided the fate of Napoleon, it was the British who opposed it under the command of General Arthur Wellesley, who had recently received the title of Duke of Wellington. This was a refined, albeit poor, aristocrat who was born in Ireland, did not differ in special talents and, with a sin, he graduated from Eton College in half. Then for many years he fought in the Pyrenees, but Napoleon scornfully called Wellington a Sipai general.


This is understandable, because his last opponent was one of many who conquered India, it is not clear why the French emperor forgot his brilliant victories in Egypt and Palestine. However, Wellington, who had repeatedly pounded Napoleon’s marshals in the Pyrenees, was indeed literally a step away from defeat, even defeat, near Waterloo, and his soldiers managed to survive not least because they knew that the Prussians would not abandon them.

However, even with the Prussians the British could be defeated, but it was Gebhard Leberecht von Blucher who did everything to prevent this from happening. Blucher, originally from a quiet suburb of Rostock in Pomerania, which recently moved away from Sweden to Prussia, was also an aristocrat, also not the richest. He did not choose a military career at all for the sake of earning, although he even had to engage in the Swedish army and fight against the Prussian forces in the Seven Years War.

However, the continuous wars waged on the old continent by the Prussian king Frederick II, provided Blucher with excellent opportunities for promotion. That is what he, who was captured by the Prussians, clearly explained to a distant relative - the Prussian colonel von Belling. It cannot be said that Blucher made good use of such opportunities - in a not very high officer rank, the king dismissed the obstinate and not recognizing drill oranges, saying that "captain Blucher can get the hell out of it."


Frederick the Great would know whom he sent "to hell"

If it were not for the age difference, the careers of the two generals, English and Prussian, could well be considered similar. They were sort of confectioners, mercenaries. Wellington in India fought not only out of patriotic motives. But Blucher did go over to the enemy’s side, so that, despite Frederick the Great’s rebuke, he would make his choice and become a real Prussian. He managed to return to service after fourteen years of living in his own estate when Frederick II died, and young Arthur Wellesley, by the way, like Napoleon Buonaparte, was only three years old.

Napoleon began collecting his victories at the very height of the revolutionary wars, and as a military leader he was far ahead of Wellington and Blucher. They advanced to high posts when the authority of General Bonaparte, who became Emperor Napoleon, rose to unimaginable heights. However, this did not stop the Prussian and the Englishman from always wanting to fight the Corsican upstart on the battlefield.


They, each in their own way, regularly annoyed Napoleon, Wellington - from Spain, Blucher - wherever he could, having managed not only to lose, but even to win several battles with the emperor. And so it was until they had to fight together already - on the Waterloo field. And if Napoleon had success there, his last winners could actually be the same Austrian Schwarzenberg or one of the Russian generals.

Old hussar and young colonizer


When the 46-year-old Blucher became a colonel of the "black hussars" and after that he fought with the French almost without interruptions, Arthur Wellesley celebrated his 20th anniversary. He noted that he was elected to the House of Commons of Ireland from the town of Trim. Wellesley’s military career was not bad, he had already become a lieutenant, but was looking for a more lucrative civil service. Napoleon at that time was mainly busy with his studies and family affairs, regularly visiting Corsica.


However, Wellesley did not give up military service, taking long-term leave, and two years later, when he received the rank of captain, he resumed his career in the 58th Infantry Regiment. Then he, a good rider, retrained as a dragoon, unsuccessfully married to a certain Kitty Pekingham with a good dowry, but received a tough refusal. In desperation, Arthur, fond of playing the violin, burned all his instruments and decided to focus on military service.

By the time that Wellesley began, according to the practice in the British army, to buy one officer rank after another, Blucher was already entitled to count on becoming a general simply by his seniority. However, he received it only when he again had to fight with the French and defeat General Michaud on the Rhine near Kirrweiler. In anticipation of the next increase, Blucher first received independent command - at the head of the observational corps on the border with France.

Until 1801, the already quite old Prussian was no different in battle, although military campaigns were the most suitable for that. However, speaking about the age of Blucher, one should not forget that the Prussian army was still ruled by the Friedrich generals, many of whom were under 80. In 1801, Blucher was awarded the rank of lieutenant general, who by definition assumed a very good pension, but a restless hussar I was not going to rest.




One of Blucher's monuments was erected on the Rhine, not far from the crossing point on New Year's Eve 1814

His future English ally by that time for almost five years, although with interruptions, was found in India. Lt. Col. Wellesley went there in 1796 when the promising revolutionary General Bonaparte marched victoriously at the head of his half-starved Italian army through the mountains and valleys of Piedmont and Lombardy.

Arthur's older brother Roger made an unexpectedly brilliant career, becoming the Governor-General of India, and then again invited the already smelling gunpowder Colonel, who had distinguished himself not only in India, but also earlier, in the Dutch campaign of 1793-1795. The future duke himself greatly appreciated that experience, noting that the time spent in the Netherlands "at least taught me what should not be done and this valuable lesson was remembered forever."

In the battles against the troops of the Principality of Mysore where Tipu-Sultan ruled, Wellesley acquired not only combat skills, but also in rear work, which were very useful to him later, including near Waterloo. During the siege of Seringapatama, the Colonel failed a night attack, which was supposed to clear the way for heavy guns, in which not only lost 25 people, but was also slightly wounded in the knee. In the morning, the British could advance again, but their commander decided "to never attack the enemy, who prepared for the defense and took a convenient position, not verified by reconnaissance in the light of day."

It cannot be ruled out that a successful military career came as a surprise to Arthur Wellesley, although the duke Wellington himself did not later deny the fact that he was greatly helped by the patronage of his older brother. In addition to purely military duties, the English aristocrat who received the rank of general did an excellent job with the duties of the governor of Mysore, one of the largest provinces in India.


General Wellesley at the Battle of Asai, 1803

The real British colonialist in those days was to fight almost constantly. The most impressive victory of General Wellesley was the battle of Asai, in which, with a detachment of five thousand, he smashed to pieces the 50th army of the Marathas. Just like Bonaparte at Mount Tabor, but Bonaparte always had guns - either a lot, or better quality than the enemy. And Wellesley had only 17 guns against a hundred at the Sultan.

Not only in the fields of Eaton, as the authors of some Wellington biographies write, but also in the Indian campaigns the character of the future “Iron Duke” was formed. By the way, do not forget that there were no playing fields in Eaton when Arthur Wellesley studied there. And he, who once burned his violins, acquired the legendary tremendous endurance, obviously, in India. Adding to it, in general, common sense for the English nobleman, decisiveness, combined with punctuality, attention to detail and reasonable caution, we get that cold cocktail, which can safely be called "Duke of Wellington."

Marshal Forward and the Iron Duke


Ice and fire, as you know, often turn out to be near, because fate eventually brought Wellington and Blucher in the end. Blucher was sometimes hot not at the best, but he, like Wellington, knew how to squeeze everything out of his soldiers, albeit with completely different means. Obviously, it was not in vain that life led him through a check by such an ally as the Austrian prince Schwarzenberg, with his not icy, but rather, some kind of cotton temperament.

The first serious test "for Bonaparte" for Blucher was the campaign of 1806, in which he joined the rank of lieutenant general under the leadership of General York. They managed to take their regiments, broken by Marshal Daw at Auerstedt, to Lübeck, but there they nevertheless had to surrender. In the captivity of the French, Blucher's bitterness against Napoleon, whom he considered not so much the continuation of the revolution, violating all monarchical foundations, but simply as an invader, grew unlimitedly.

Most likely, General Wellesley also did not have warm feelings for the French emperor, who also settled in the Iberian Peninsula in a businesslike way, where the English themselves had almost been masters since ancient times. The British army, which supported the Spanish Bourbons, whom Napoleon simply arrested, and the Portuguese Braganza, who soon fled to Brazil, needed a worthy leader.

Arthur Wellesley left India when his brother Richard expired as governor-general. Interestingly, the brothers stopped on the island of St. Helena on the way to Misty Albion and lived in the same house of Longwood House, which was subsequently rebuilt so that Napoleon spent his last years there. Wellington was one of those who, after a victorious return from India, insisted on the need to fight Napoleon precisely in the Pyrenees, leaving the rest of Europe to its kings and emperors.


One of the not-so-famous portraits of Wellington by the great Goya. Agree, he has some other

Since 1809, Wellington has been conducting ongoing operations against French marshals in Spain and Portugal. He did not have time to catch Napoleon’s campaign to Madrid, which probably saved him from defeat. Wellington drove the French out of the Spanish capital in the same unsuccessful year for Napoleon in 1812, and a year later, having finally cleared the Iberian Peninsula, he became field marshal.

Many of the French soldiers and officers who fought with the British for several campaigns in the Pyrenees, already in June 1815 will again go to battle against the "red uniforms." At Katr Bra and near Waterloo. And General Blucher, returning from captivity after the Tilsit Peace, was appointed to the post of Governor General of Pomerania. Napoleon wisely did not give up this huge Prussian province of Sweden, where his former marshal and distant relative Bernadotte soon became the sovereign master, later King Karl Johan XIV, the founder of the current ruling dynasty.

Only a year later, Blucher received the rank of general from the cavalry and ... did not receive any appointment in the Russian campaign of 1812. This happened only because the old hussar did not hide his hatred of Napoleon, whom King Frederick William III openly feared, which is why he preferred to send Blucher to resign. The Prussian corps in the Russian campaign was commanded by the very York von Wartenburg, with whom Blucher in 1806 retreated from under Auerstedt. General York ultimately became the winner of the lost campaign of 1812, concluding the Taurogen Convention with the Russian general Dibich.


Blucher leads his army from Linyi to Waterloo

York actually pulled Prussia from the influence of Napoleonic France, and Blucher, who immediately returned to the army, became one of the heroes of the campaigns of 1813 and 1814, in which he commanded the Silesian Army. He participated in all the battles in which he could, and there is some special logic stories that Blucher was able to bring his soldiers to the Waterloo field, who called him Feldmarschall Vorwärts! (Field Marshal or Marshal Forward!).

But the appearance of the English army on the fields of Flanders, besides under the command of Wellington, is not easy to call logical. It is clear that when Napoleon returned from the island of Elba to Paris in the spring of 1815, English troops were no longer needed in Spain. But Field Marshal Wellesley himself received his ducal title for peace, concluded in Toulouse following the results of the Spanish campaigns after the first abdication of Napoleon. Prior to this, he refused to march on Paris at the head of an army half consisting of Spaniards and Portuguese, whom he simply dismissed for fear of robbery and plunder on French soil.

By the way, the famous nickname Iron Duke (Iron Duke), which was assigned even to several ships of the British Grand-fleet, is not associated with specific events. It stuck to Wellington much later than Waterloo because of his rare political stubbornness, including as prime minister.


After Waterloo, the Duke of Wellington lived a very long time

Wellington arrived directly from the Vienna Congress in Flanders, more precisely, in Brabant near Brussels, to the Anglo-Dutch army. There, by the way, he quite emotionally defended the right of the French to decide for themselves whether they needed the Bourbons or someone else. And the troops of the combined army, in which the British, Welsh and Scots were only a little more than the Dutch, were very prudently stationed on the French border.

As a result, the British and Prussians took the first blow of the revived Napoleonic army. Near Waterloo, it was Wellington’s unprecedented endurance and the stamina of his soldiers, combined with the equally unprecedented impulse of Blucher’s army that ultimately overthrew France the Emperor Napoleon Bonaparte.


Today, over the field of the famous battle is a lion, installed in honor of the son of the King of the Netherlands, wounded in battle

How different were these two winners of Napoleon, one can judge by this fact. Blucher literally demanded to shoot Napoleon, which Wellington immediately opposed. He did consider softness towards France a guarantee of a future peace, returned border fortresses to her, and imposed a British veto on a multi-million dollar indemnity.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

55 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Веллингтон или Блюхер? Кто победил Наполеона

Веллингтон или Блюхер? Кто победил Наполеона

12 неудач Наполеона Бонапарта. Два столетия спустя после Ватерлоо и окончательного краха наполеоновской Франции не прекращаются споры, кому же принадлежит главная заслуга в общей победе. В серии публикаций «Военного обозрения» («Ватерлоо. Точка невозврата») отмечена совершенно особая стратегическая роль, которую сыграл в низвержении корсиканского выскочки российский император Александра I. И автор отнюдь не собирается опровергать тот факт, что за спиной у него стоял британский капитал.

Последними же, кто одолел французского императора на поле боя, оказались Гебхард Леберехт фон Блюхер, 73-летний прусский фельдмаршал и ровесник Наполеона 46-летний 1-й герцог Веллингтон, британский фельдмаршал Артур Уэлсли.




Прусский юнкер и выпускник Итона


Судьбе было угодно, чтобы в начале сражения, решившего судьбу Наполеона, ему противостояли именно британцы под командованием генерала Артура Уэлсли, недавно получившего титул герцога Веллингтона. Это был утончённый, хотя и бедный аристократ, который родился в Ирландии, не отличался особыми талантами и с грехом пополам закончил Итонский колледж. Затем многие годы воевал на Пиренеях, но Наполеон презрительно называл Веллингтона сипайским генералом.


Это понятно, ведь его последний противник был одним из многих, кто покорял Индию, только непонятно, почему французский император при этом забыл свои блистательные победы в Египте и Палестине. Однако Веллингтон, не раз колотивший на Пиренеях маршалов Наполеона, действительно под Ватерлоо был буквально в шаге от поражения, даже разгрома, и его солдаты сумели выстоять не в последнюю очередь потому, что знали – пруссаки их не бросят.

Впрочем, даже вместе с пруссаками англичане могли быть разбиты, но именно Гебхард Леберехт фон Блюхер сделал всё, чтобы этого не случилось. Блюхер, родом из тихого пригорода Ростока в Померании, которая не так давно отошла от Швеции к Пруссии, тоже был аристократом, тоже не самым богатым. Военную карьеру он избрал вовсе не ради заработка, хотя ему пришлось наниматься даже в шведскую армию и воевать против прусских войск в Семилетней войне.

Впрочем, непрерывные войны, которые вёл на старом континенте прусский король Фридрих II, предоставляли Блюхеру прекрасные возможности для продвижения по службе. Именно это ему, попавшему в плен к пруссакам, внятно растолковал дальний родственник – прусский полковник фон Беллинг. Нельзя сказать, что Блюхер хорошо воспользовался такими возможностями – в не самом высоком офицерском звании король уволил строптивого и не признававшего муштры померанца, заявив, что «ротмистр Блюхер может убираться ко всем чертям».


Знал бы Фридрих Великий, кого он отправил «ко всем чертям»

Если бы не разница в возрасте, карьеры двух полководцев, английского и прусского, вполне можно было бы считать схожими. Они были этакими кондотьерами, наёмниками. Веллингтон в Индии сражался отнюдь не только из патриотических побуждений. А Блюхер и вовсе перешёл на сторону противника, чтобы затем, несмотря на отповедь Фридриха Великого, сделать свой выбор и стать настоящим пруссаком. Он успел вернуться на службу после четырнадцати лет прозябания в собственном поместье, когда умер Фридрих II, а юному Артуру Уэлсли, кстати, как и Наполеоне Буонапарте, было всего три года.

Наполеон начал коллекционировать свои победы в самый разгар революционных войн, и как военачальник намного опередил и Веллингтона и Блюхера. На высокие посты те выдвинулись, когда авторитет полководца генерала Бонапарта, который стал императором Наполеоном, поднялся до немыслимых высот. Впрочем, это ничуть не мешало пруссаку и англичанину всегда желать сразиться с корсиканским выскочкой на поле боя.


Они, каждый по-своему, регулярно досаждали Наполеону, Веллингтон – из Испании, Блюхер – везде, где только мог, успев не только проиграть, но даже выиграть у императора несколько сражений. И так было до тех пор, пока им не пришлось сражаться уже вместе – на поле Ватерлоо. И если бы Наполеон имел там успех, его последними победителями вообще-то могли стать тот же австриец Шварценберг или кто-то из русских генералов.

Старый гусар и юный колонизатор


Когда 46-летний Блюхер стал полковником «чёрных гусаров» и после этого почти без перерывов сражался с французами, Артур Уэлсли отметил своё 20-летие. Отметил тем, что был избран в депутаты палаты общин Ирландии от местечка Трим. Военная карьера Уэлсли складывалась неплохо, он уже стал лейтенантом, но искал более прибыльной гражданской службы. Наполеон в это время был в основном занят учёбой и семейными делами, регулярно наведываясь на Корсику.


Впрочем, службу в армии Уэлсли не бросил, взяв долгосрочный отпуск, и два года спустя, когда получил звание капитана, возобновил карьеру в 58-м пехотном полку. Затем он, неплохой наездник, переквалифицировался в драгуны, неудачно сватался к некой Китти Пэкинхем с хорошим приданым, но получил жёсткий отказ. В отчаянии Артур, увлекавшийся игрой на скрипке, сжёг все свои инструменты и решил сосредоточиться на военной службе.

К тому времени, когда Уэлсли стал, по принятой в британской армии практике, покупать одно офицерское звание за другим, Блюхер был уже вправе рассчитывать на то, чтобы стать генералом просто по выслуге лет. Однако он получил его только когда опять пришлось воевать с французами и одержать победу над генералом Мишо на Рейне у Киррвейлера. В ожидании очередного повышения Блюхер впервые получил самостоятельное командование – во главе обсервационного корпуса на границе с Францией.

Вплоть до 1801 года уже вообще-то довольно старый пруссак ничем особым в боях не отличался, хотя военные кампании были для того самыми подходящими. Впрочем, говоря о возрасте Блюхера, не стоит забывать, что в прусской армии тогда правили бал ещё фридриховские генералы, многим из которых было под 80. В 1801 году Блюхеру присвоили звание генерал-лейтенанта, которое по определению предполагало очень хорошую пенсию, но неугомонный гусар на покой не собирался.




Один из памятников Блюхеру установили на Рейне, неподалёку от места переправы в новогоднюю ночь 1814 года

Его будущий английский союзник к тому времени уже почти пять лет, хотя и с перерывами, обретался в Индии. Подполковник Уэлсли отправился туда в 1796 году, когда подающий большие надежды революционный генерал Бонапарт с победами маршировал во главе своей полуголодной Итальянской армии по горам и долинам Пьемонта и Ломбардии.

Старший брат Артура Роджер сделал неожиданно блестящую карьеру, став генерал-губернатором Индии, и тут же вновь пригласил к себе уже понюхавшего пороха полковника, который не раз отличился не только в Индии, но и раньше, в нидерландской кампании 1793-1795 годов. Сам будущий герцог очень ценил тот опыт, отмечая, что время, проведённое в Нидерландах «по крайней мере, научило меня тому, чего делать не надо и этот ценный урок запомнился навсегда».

В сражениях против войск княжества Майсур где правил Типу-Султан, Уэлсли приобрёл навыки не только боевые, но и в тыловой работе, которые очень пригодились ему впоследствии, в том числе и под Ватерлоо. Во время осады Серингапатама полковник провалил ночную атаку, которая должна была расчистить путь для тяжёлых пушек, в которой не только потерял 25 человек, но и был легко ранен в колено. Утром англичане могли снова наступать, но их командир решил «никогда не атаковать неприятеля, который приготовился к обороне и занял удобную позицию, не проверенную рекогносцировкой при свете дня».

Нельзя исключать, что успешная военная карьера стала неожиданностью для Артура Уэлсли, хотя тот факт, что ему здорово помогала протекция старшего брата, не отрицал впоследствии и сам герцог Веллингтон. Помимо чисто военных обязанностей, получивший генеральский чин английский аристократ отлично справлялся и с обязанностями губернатора Майсора – одной из крупнейших провинций Индии.


Генерал Уэлсли в битве при Асаи, 1803 г

Воевать настоящий британский колонизатор в те времена должен был практически постоянно. Самой впечатляющей победой генерала Уэлсли стала битва при Асаи, в которой он с пятитысячным отрядом разнёс в пух и прах 50-тысячное войско маратхов. Совсем как Бонапарт у горы Табор, но ведь у Бонапарта всегда были пушки – или много, или лучшего качества, чем у врага. А Уэлсли имел всего 17 орудий против ста у султана.

Не только на полях Итона, как это пишут авторы некоторых биографий Веллингтона, но и в индийских кампаниях формировался характер будущего «железного герцога». Кстати, не стоит забывать, что никаких игровых полей в Итоне, когда там учился Артур Уэлсли, не было. А легендарную потрясающую выдержку он, когда-то сжигавший свои скрипки, приобрёл, очевидно, именно в Индии. Прибавляя к ней вообще-то обычный для английского дворянина здравый смысл, решительность, сочетающуюся с пунктуальностью, вниманием к деталям и обоснованной осторожностью, мы и получаем тот холодный коктейль, который смело можно называть «герцог Веллингтон».

Маршал Вперёд и Железный герцог


Лёд и пламень, как известно, нередко оказываются рядом, потому-то судьба и свела, в конце концов Веллингтона и Блюхера. Блюхер был горяч иногда совершенно не в меру, но он, как и Веллингтон, умел выжать из своих солдат всё, хотя и совсем иными средствами. Очевидно, не зря жизнь провела его через проверку таким союзником, как австрийский князь Шварценберг, с его не ледяным, а скорее, каким-то ватным темпераментом.

Первой же серьёзной проверкой «на Бонапарта» для Блюхера стала кампания 1806 года, в которую он вступил в звании генерал-лейтенанта под началом генерала Йорка. Они сумели увести свои полки, разбитые маршалом Даву при Ауэрштедте, к Любеку, но там всё-таки вынуждены были сдаться. В плену у французов ожесточение Блюхера против Наполеона, которого он считал не столько продолжателем революции, нарушающей все монархические устои, сколько просто захватчиком, выросло беспредельно.

Скорее всего, генерал Уэлсли тоже не питал тёплых чувств к французскому императору, который к тому же по-хозяйски обосновался на Иберийском полуострове, где англичане сами с давних времён чувствовали себя почти хозяевами. Английской армии, которая поддерживала и испанских Бурбонов, которых Наполеон просто арестовал, и португальских Браганца, вскоре сбежавших в Бразилию, нужен был достойный вождь.

Артур Уэлсли отбыл из Индии, когда у его брата Ричарда истекли полномочия генерал-губернатора. Интересно, что по пути в Туманный Альбион братья останавливались на острове Святой Елены и жили в том же доме Лонгвуд-Хаус, который впоследствии перестроили, чтобы там провёл свои последние годы Наполеон. Веллингтон оказался одним из тех, кто после победоносного возвращения из Индии настаивал на необходимости воевать с Наполеоном именно за Пиренеями, оставив остальную Европу её королям и императорам.


Один из не самых известных портретов Веллингтона кисти великого Гойя. Согласитесь, он у него какой-то другой

Начиная с 1809 года Веллингтон ведёт в Испании и Португалии практически непрекращающиеся операции против французских маршалов. Поход Наполеона к Мадриду он застать не успел, что возможно избавило его от поражения. Веллингтон выбил французов из испанской столицы в том же неудачном для Наполеона 1812 году, а год спустя, окончательно очистив Иберийский полуостров, стал фельдмаршалом.

Многие из тех французских солдат и офицеров, кто сражался с англичанами в течение нескольких кампаний на Пиренеях, уже в июне 1815 года снова выйдут на бой против «красных мундиров». При Катр-Бра и под Ватерлоо. А генерал Блюхер, вернувшись из плена после Тильзитского мира, получил назначение на пост генерал-губернатора Померании. Наполеон благоразумно не стал отдавать эту огромную прусскую провинцию Швеции, где вскоре полновластным хозяином стал его бывший маршал и дальний родственник Бернадот, впоследствии – король Карл Юхан XIV, основатель ныне правящей династии.

Блюхер всего через год получил чин генерала от кавалерии и… не получил никакого назначения в русской кампании 1812 года. Это произошло только потому, что старый гусар не скрывал своей ненависти к Наполеону, которого король Фридрих-Вильгельм III неприкрыто боялся, из-за чего предпочёл отправить Блюхера в отставку. Прусским корпусом в русском походе командовал тот самый Йорк фон Вартенбург, с которым Блюхер в 1806 году отступал из-под Ауэрштедта. Генерал Йорк в итоге стал победителем в проигранной кампании 1812 года, заключив с русским генералом Дибичем Таурогенскую конвенцию.


Блюхер ведёт свою армию от Линьи к Ватерлоо

Йорк фактически вытащил Пруссию из-под влияния наполеоновской Франции, а сразу вернувшийся в армию Блюхер стал одним из героев кампаний 1813 и 1814 годов, в которых командовал Силезской армией. Он участвовал во всех сражениях, в каких только смог, и есть какая-то особая логика истории в том, что именно Блюхер сумел привести на поле Ватерлоо своих солдат, называвших его Feldmarschall Vorwärts! (фельдмаршал или маршал Вперёд!).

А вот появление на полях Фландрии английской армии, к тому же под началом Веллингтона, логичным назвать непросто. Понятно, что, когда Наполеон вернулся с острова Эльба в Париж весной 1815 года, в Испании английские войска были больше не нужны. Но ведь сам фельдмаршал Уэлсли получил свой герцогский титул за мир, заключённый в Тулузе по итогам испанских кампаний уже после первого отречения Наполеона. До этого он отказался от похода на Париж во главе армии, наполовину состоявшей из испанцев и португальцев, которых просто распустил из опасения разбоя и грабежей на французской земле.

Кстати, знаменитое прозвище Железный герцог (Iron Duke), которое присвоили даже нескольким кораблям британского Grand-fleet, не связано с конкретными событиями. Оно приклеилось к Веллингтону много позже Ватерлоо из-за его редкого политического упорства, в том числе и на посту премьер-министра.


После Ватерлоо герцог Веллингтон прожил ещё очень долго

Во Фландрию, точнее, в Брабант под Брюссель, к англо-голландской армии Веллингтон прибыл прямо с Венского конгресса. Там он, кстати, достаточно эмоционально отстаивал право французов самим решать, нужны ли им Бурбоны или кто-то ещё. А войска объединённой армии, в которых англичан, валлийцев и шотландцев было лишь чуть больше, чем голландцев, оказались весьма предусмотрительно расквартированы у французской границы.

В итоге англичане и пруссаки приняли на себя первый удар возрождённой наполеоновской армии. Под Ватерлоо именно беспримерная выдержка Веллингтона и стойкость его солдат в сочетании со столь же беспримерным порывом армии Блюхера в конце концов и повергли Францию императора Наполеона Бонапарта.


Сегодня над полем знаменитого сражения стоит лев, установленный в честь сына короля Нидерландов, раненного в битве

Насколько разными были эти два победителя Наполеона, можно судить и по такому факту. Блюхер буквально требовал расстрелять Наполеона, против чего сразу выступил Веллингтон. Тот и вовсе считал мягкость в отношении Франции гарантией будущего мира, вернул ей пограничные крепости и наложил британское вето на многомиллионную контрибуцию.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти