Военное обозрение

Парашюты и парашютные системы России и НАТО: характеристики и границы применения

13

Госкорпорация «Ростех» собирается активнее осваивать мировой рынок парашютных систем. Но выдержат ли отечественные парашюты конкуренцию с продукцией иностранных компаний?


В состав госкорпорации «Ростех» входит холдинг «Технодинамика», в свою очередь включающий в себя НИИ парашютостроения и ряд специализированных предприятий. Именно продукция холдинга и должна быть представлена на мировом рынке.

В Иваново, где размещается один из крупнейших в России парашютных заводов «Полёт», согласно принятому осенью 2019 года решению, будет создаваться парашютный кластер для производства всех видов парашютных систем – "космических", спасательных, спортивных, грузовых, специального назначения.

По мнению многих экспертов, Россия и сейчас уверенно держит лидерство по "космическим" парашютным системам. Более того, у нашей страны практически нет конкурентов в этом направлении. Но вот в таком более востребованном сегменте, как парашюты для специальных операций, Россия пока проигрывает конкуренцию США и Израилю.

Причина тому не технические характеристики, по которым российские парашюты ничуть не хуже американских или израильских, а просчеты в маркетинговой стратегии: нашу продукцию плохо знают за пределами страны, отсюда и меньшая востребованность на мировом рынке (хотя российские парашютные системы интересны таким странам как Китай, Индия, ряд государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки).


Некоторые из российских парашютных систем, как подчеркивает заместитель командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Кочетков, не имеют аналогов в современном мире. В настоящее время на вооружении российских десантников и спецназовцев находятся такие парашютные системы как Д-10, Д-12, Д-6, «Арбалет-2», «Штурм», «Стайер». Например, «Штурм» позволяет десантироваться с высоты до 80 метров, а «Стайер» - до 8 тысяч метров. Различия обусловлены разными целями.

Основной российский парашют Д-10 позволяет прыгать с высоты не более 4 км и имеет ограничение по весу – 150 кг. В этом отношении он проигрывает новому американскому парашюту RA-1 Advanced Ram Air Parachute System. Ведь последний позволяет осуществлять прыжок с высоты до 7,6 км, а по весу выдерживает 200 килограмм – то есть, это и десантник, и все его боевое снаряжение и вооружение.


Система RA-1 Advanced Ram Air Parachute System призвана стать альтернативой используемой в американской армии системы МС-4 Ram Air Personnel Parachute.


Еще одна относительно новая американская парашютная система - Hi-5, разработанная Airborne Systems North America. Граница применения по высоте - до 7600 метров над уровнем моря. Был представлен и доработанный вариант парашютной системы той же компании, способный поднять груз до 250 кг.

Кроме того, востребована США и армиями стран НАТО система воздушной доставки морских катеров MCADS (Maritime Craft Aerial Delivery System) компании Airborne Systems, получившая одобрение британских и французских военных. Кроме доставки морских катеров, в Великобритании и Франции рассматривают возможность переброски с помощью этой системы и автомобилей, другой техники и специальных грузов.

В начале 2020 года стало известно, что Пентагон представил запрос на разработку и создание нового парашюта, который должен заменить RA-1. От новой конструкции требуют соответствия следующим характеристикам: подъем веса не менее 158 кг, высота прыжка – до 10,7 км.

Между тем, еще в 2016 г. Ивановский парашютный завод создал «Дальнолёт» - своеобразный гибрид парашюта и параплана для Сил специальных операций. Такой парашют позволяет десантироваться с высоты до 12 км и выдерживать вес до 190 кг. Совершать полет на таком парашюте можно при условии ветра до 15 м/с.


В 2016 г. российский спецназ получил новую парашютную систему специального назначения «Арбалет-2», разработанную НПП «Звезда» и предназначенную для нужд спецподразделений. Эта парашютная система не уступает американским, позволяя совершать прыжки с высоты до 4 км и поднимая груз до 160 кг. Что интересно, система хорошо зарекомендовала себя во время учений спецназа в Арктике. Одним из ее основных достоинств, по мнению специалистов, является высокая маневренность.

Постоянно совершенствуются и парашютные системы, предназначенные для десантирования специальных грузов и военной техники, например - «Бахча-У-ПДС» для десантирования БМД-4М и БТР-МДМ с экипажем, управляемая планирующая система ОКР «Горизонталь-4000», которая способна сбросить до 4 тонн груза в назначенный участок.

Сейчас «Ростех» планирует выйти на международный рынок со специальным парашютом «Шанс». Это не военный, а спасательный парашют. Прыгать с ним можно минимум с высоты 9-этажного дома, причем специальная подготовка не требуется.

Как утверждают в «Ростехе», в мире фактически отсутствуют подобные парашютные системы, поэтому Россия может стать первопроходцем. Кстати, поводом для начала работ над «Шансом», которые проводил НИИ парашютостроения, стал теракт в США 11 сентября 2001 года. Именно подобных систем, позволявших прыгать из окон горящего небоскреба, тогда так не хватало американцам.

Таким образом, у России сейчас появилась возможность заявить о себе на рынке парашютных систем с новым, не имеющим аналогов продуктом, и это свидетельствует о большом потенциале нашей страны в направлении разработки и выпуска парашютов, отличающихся высоким качеством, техническими характеристиками и востребованностью для военных и гражданских нужд.
Автор:
Использованы фотографии:
АО Ивановский парашютный завод «Полет»
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Лексус
    Лексус 13 февраля 2020 16:38 Новый
    +9
    ...имеет ограничение по весу – 150 кг. В этом отношении он проигрывает новому американскому парашюту RA-1 Advanced Ram Air Parachute System. Ведь последний позволяет осуществлять прыжок с высоты до 7,6 км, а по весу выдерживает 200 килограмм...

    Преимущество американского парашюта "по весу" скорее вынужденное. У них значительная часть военнослужащих страдает ожирением. Нам эти 200 кило явно лишние. Если нормальный вес высокого крепкого мужика принять за 100 кг, то другие 100 он на себе всё равно тащить не сможет. А до полноценных экзоскелетов с необходимой автономностью ещё ой-как далеко.winked
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 13 февраля 2020 17:03 Новый
      +1
      Цитата: Лексус
      У них значительная часть военнослужащих страдает ожирением

      Гляньте "Братья по оружию" сериал, как десантники со всей своей снарягой еле заползали в самолёты. Американцы реально лоси здоровые и снаряги по традиции очень много берут, так что не в ожирении дело.
      1. ТермиНахТер
        ТермиНахТер 13 февраля 2020 21:26 Новый
        0
        А 40 км. по горам, с кучей снаряги "на горбу", не пробовали? Прыгал с Д - 5, хватало "выше крыши"
    2. КВУ-НСвД
      КВУ-НСвД 13 февраля 2020 17:49 Новый
      +5
      . У них значительная часть военнослужащих страдает ожирением. Нам эти 200 кило явно лишние
      Каждый десантник помимо собственного снаряжения и вооружения может брать дополнительно например много взрывчатки и прибамбасов к ней ( причём гораздо больше , чем может потом долго тасккать , например при задаче по диверсиям или минированию в районе высадки ) , нештатные средства связи ( опять же от задачи ) , контейнер с медикаментами ( для сторонних пользователей ) . Короче я к тому , что стандартный вес бойца со снарягой и требуемая грузоподъёмность парашюта вещи не всегда идентичные . А про ожиревшую американскую десантуру - это конечно остроумно ..Правда я таких не встречал , как-то всё обычные натренированные мужики попадались ..
  2. AlexGa
    AlexGa 13 февраля 2020 17:35 Новый
    +1
    Когда у нас на глазах на Запад-81 выбросили 76 ВДД, я думал что это самое крутое зрелище, но нет, во конце 80 в Кяхте выбросили батальон, не всех сразу, конечно, нашей развед.бригады с высоты 150 м - вот это было зрелище!!!
    1. Ros 56
      Ros 56 13 февраля 2020 17:45 Новый
      +3
      Сильно, батальон со 150 метров даже по 15 человек, это зрелище еще то. soldier
  3. AlexFly
    AlexFly 13 февраля 2020 17:55 Новый
    0
    Автор сравнивает отечественные круглые и секционные американские, это как табуретку с велосипедом сравнивать. Арбалеты существуют уже 20 лет, если не больше. А ивановский завод- отстой полный, производство устаревшее, только пару лет назад стали из нержавейки пряжки делать.... Десантные парашюты и подвески мало приспособлены для крепления оборудования, занимаются этим малосведующие люди и генералитету по барабану эргономика, А ведь десантура тащит всё на себе, по крайней мере должна....
    1. Shiva83483
      Shiva83483 13 февраля 2020 20:12 Новый
      0
      ГК-30, и ПДММы отенили? али запамятовали про них? и РД-54 тоже видать не в счёт?
  4. Добрый
    Добрый 13 февраля 2020 19:16 Новый
    0
    В Иваново, где размещается один из крупнейших в России парашютных заводов «Полёт», согласно принятому осенью 2019 года решению, будет создаваться парашютный кластер для производства всех видов парашютных систем – "космических", спасательных, спортивных, грузовых, специального назначения.

    А как же здоровая конкуренция? Нельзя все яйца класть в одну корзину. Должно быть не менее двух КБ по данной продукции. Иначе не будет развития.
  5. Shiva83483
    Shiva83483 13 февраля 2020 20:10 Новый
    0
    Прочитал всех пред идущих ораторов, и возник у меня к ним ехидный вопрос по поводу ЧП при прыжках...а именно количество ЧП при прыжках у нас, и противоположной стороны...и послесловие: наш "дуб" это который Д-6 серии 4-самый надежный в мире как по мне. На нём для того чтобы убиться-нужно иметь мозгов еще меньше, чем у бледной спирохеты...
  6. 0389db
    0389db 19 февраля 2020 12:55 Новый
    +2
    Цитата: Shiva83483
    Прочитал всех пред идущих ораторов, и возник у меня к ним ехидный вопрос по поводу "дуб" это который Д-6 серии 4-самый надежный в мире как по мне...

    Парашюты серии Д-5 и Д-6 "Дубами" ни когда не были. "Дуб" это Д1-5У.
    1. badboy453
      badboy453 19 февраля 2020 15:55 Новый
      +1
      Про дуб - точно! Так называли лишь Д1-5У!
      По поводу "отечественные круглые и секционные американские" - ребята, для начала нужно задаться вопросом: для чего парашют и какова численность ВДВ у нас и на западе?
      Сейчас не в курсе численности ВДВ в РФ, но в начале 80-х, в СССР, было 9 строевых девизий и 1 учебная! В то же время в США, чисто ВДВ - 1 ВДБ в Форт-Брэге!
      Не кажется, что они немного разные задачи выполняли!?
      Д-5 и Д-6 выполняли одну задачу - приземлить десантника в любом состоянии, живого, раненого, убитого (мало ли что происходит в зоне выброски).. А это может сделать только круглый парашют! Другое дело секционный, крыло - это только для спецопераций!
      Хотел бы я посмотреть на героев, при массовой выброске (полк, например) на летающем крыле...
      1. 0389db
        0389db 20 февраля 2020 04:11 Новый
        +1
        Совершенно разные задачи, это точно.
        При массовом десантировании от крыльев будет больше вреда чем пользы, что бы грамотно посадить крыло в нужную точку, необходимо хотя бы 50 прыжков, именно с крылом. А если будет высадка на крыльях, более 100 человек разом, то все они должны быть минимум КМС по парашютному спорту, иначе живыми на земле окажется максимум половина.
        Круглые купала как раз и заточены мод массовую выброску и приземление на любую поверхность, хоть в лес, хоть в жилую застройку. Если боец не сильно тупее мешка картошки, то на земле он окажется скорее всего целым.