Айны: долгий путь через века

40
Айны: долгий путь через века
Омуша. Эта диорама из Музея айнов Нибутани в городе Биратори воссоздает омушу, которая происходит в клане Айзу на Сахалине в 1808 году. Сначала это был праздник встречи старых друзей или знакомых, но постепенно он трансформировался в политическую церемонию, во время которой айнам доставляли рис, саке и табак, а посланник сёгуна зачитывал новые эдикты. Старейшины айнов сидели перед домом, а посланник обращался к ним через переводчика. За церемонией обычно следовал банкет

Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси.
Нихон сёки. Японская хроника 720 года


На перекрестках цивилизаций. Этот материал появился бы на «ВО» обязательно, так как я обещал написать его еще в 2015 году. Обещанного три года ждут, а здесь ожидание растянулось аж на целых пять лет. Но благодаря настойчивости одного из участников «ВО» дело сдвинулось с мертвой точки и появилась вот эта статья. Вполне возможно, что она станет началом нового цикла — потому что на перекрестках цивилизаций в прошлом и в настоящем было и есть немало такого, о чем вполне можно и нужно рассказывать.




Догу: «одежда, закрывающаяся с головой». Принадлежала неолитической культуре Дзёмон. Одна из женских статуэток догу из парижского музея Гиме. Именно такие статуэтки стали источником инсинуаций о встрече предков японцев с инопланетными пришельцами

Итак, айны. О них написано во всех книгах, посвященных истории самураев, и во всех этих книгах сообщения о них очень отрывисты.

Вот, например, «Самураи» Мицуо Курэ. Во «Введении» говорится, что правительство Киото в VI —VII веках только тем и занималось, что пыталось сломить сопротивление эмиси (эбису), «варваров» с севера Хонсю, которые были опытными конными воинами и стрелками из лука. И что пленные и союзные эмиси нередко выступали в качестве наемников, защищавших Кюсю от вторжений китайцев и корейцев, и даже приобретали все права самураев. А многие знатные кланы как раз вели свое происхождение от пленных эмиси, о чем говорят окончания «бэ» в их фамилиях, указывавшие на их статус пленных или рабов – Абэ, Мононобэ и т.д. Само же слово эмиси (эбису) переводится как «креветковые варвары», то есть «поедатели креветок», но в то же время что это слово является производным от айнского эмчиу или энчу, что означает «люди», а также японского э-мухе – «храбрые воины». Их также называли «волосатыми варварами», что роднит их в описании с интересующими нас айнами, которые тоже были «волосатыми людьми». Но айны и эмису это одно и то же или нет? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Известно лишь, что, когда предки японцев, принадлежавшие к алтайской языковой группе, прибыли в Японию, она уже была заселена. И им пришлось отбивать у аборигенов буквально каждый клочок пригодной для разведения риса земли, то есть воевать приходилось непрерывно. И «японцы» нападали на аборигенов-эмису, а эмису в ответ нападали на «японцев».


Миграция гаплогруппы D

Преимущество было на стороне последних за счет того, что их социальная организация была значительно выше по своему уровню. У них уже была письменность и государство, а эмису жили родоплеменным строем и письменности не знали. В итоге к IX веку «японцы» захватили всю территорию проживания эмису, кроме острова Хоккайдо.

В целом же считается, что археологические данные говорят о близости культуры эмиси и неолитической культуре Дзёмон – это, во-первых. А, во-вторых, что она близка к средневековой культуры интересующих нас айнов. Это позволяет считать эмиси неким промежуточным звеном в эволюции аборигенного населения Японских островов с эпохи неолита к современным айнам. То есть «волосатые варвары» эмиси – это как бы предки более поздних айнов, и тоже «волосатых». Вот только последние были уже не конниками, а рыболовами и охотниками, хотя и они, безусловно, метко стреляли из луков.


Книга А. Б. Спеваковского

По мнению советского историка А. Б. Спеваковского, пришлые японцы многое заимствовали у тех же айнов, включая и обряд «раскрывания души», то есть харакири. В его монографии «Самураи – военное сословие Японии» написано, что эдзо (еще одно название эмиси) – это айны, жившие на северо-востоке страны и вытесненные на остров Хоккайдо. То есть можно считать, что эмиси (эдзо) это либо собственно айны, причем весьма воинственные, либо некая этническая общность, трансформировавшаяся затем уже непосредственно в айнов. Ну а современная историография считает эмиси прото-айнским сообществом. Вот такая сложная на сегодня у нас «наука», связанная с этим народом.


Здание Музея айнов Нибутани в городе Биратори

Что касается японских музеев, (имеются ввиду музеи острова Хоккайдо, посвященные именно айнам), то о них там сообщается примерно везде одно и то же: айны – это коренное население Японии. На языке айнов «айну» означает «человеческое существо», то есть, как это часто бывало к культуре самых разных народов, их самоназвание было тождественно понятию «люди». Айны жили не только на Хоккайдо, но и на Сахалине (японское название Карафуто), и на Курильских островах.


Оформление Музея айнов Нибутани в городе Биратори очень современно. Экспозиция подчеркивает, что остров Хаккайдо на протяжении тысячелетий являлся самым настоящим перекрестком культур. С севера сюда пришли мамонты, а с юга «слоны Наумана». Среди окаменелостей именно их зубы встречаются чаще всего


Вот они – эти зубы!

Японские ученые относят культуру айнов к так называемой охотской культуре, которая между V и IX веками распространилась от Сахалина через Охотское море до Курильских островов и побережья Хоккайдо, где начали производить уникальную керамику. Однако, возникает законный вопрос, а что было до этого времени и откуда вообще айны появились на островах Японского архипелага и на материке. Ведь если их культура соотносится с культурой Дзёмон-периода, то это такая седая древность, что про нее вообще мало что можно сказать.


Японские мечи VI-VII вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А вот это меч айнов. Кто у кого что заимствовал, сейчас и не выяснить…


Макири – нож, который используется не только для резки, но и для выскабливания шкур и приготовления пищи. Красивые узоры - непременный атрибут рукояти и ножен. Макири был настолько удобен, что его использовали и японцы, и это сделало его популярным предметом торговли


Менокомакири – женский нож айнов


Такунепикоро – короткий меч

Мы знаем об этом времени лишь по археологическим артефактам, но и не более. Немногое могут сказать нам и сами айны. Ведь у них не было письменности и все, что они знают о своем прошлом, всего лишь легенды и предания. И потом, японцы их в прошлом практически не изучали, так как видели в них своих лютых врагов. Ведь мало того, что им принадлежали вожделенные земли, они еще и типологически сильно от них отличались, а в древности люди иного физического типа практически всегда рассматривались как «дикари» и «враги».


А вот это уже материальная культура айнов. Понятно, что лодка – новодел, но она сделана по фотографиям, дошедшим до нашего времени


Одежда экспонируется таким образом, что ее можно рассмотреть и спереди, и сзади


Нужно подчеркнуть, что национальную одежду айнов не спутать ни с чем!

Что касается европейцев, то они столкнулись с айнами только лишь в XVII веке и также были очень поражены их внешним видом, столь не похожим на внешний вид уже знакомых им «коренных» японцев. И они тоже изучать их совсем не спешили, ограничившись констатацией факта, что на северном японском острове Хоккайдо живет племя непохожих на японцев людей, а вот откуда они там взялись неизвестно.


Фотография айна с луком и одетого в доспехи из пластинок. Скорее всего, они были костяными, связанными кожаными шнурками

Только современная наука позволила определить, как исходный регион происхождения предков сегодняшних айнов, так и маршрут их продвижения к месту современного проживания. Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2, которой предшествовала группа D. Ну, а она очень древняя и появилась в Африке примерно 73 000 лет назад. Затем в Азии около 60 000 лет назад возникла мутация D1. Субклад ее D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3 500—3 800 тому лет назад в Японии. Ну, а в настоящее время субклады гаплогруппы D отмечены в Тибете, на Японских и Андаманских островах. Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 — 20 000 лет назад. То есть айны все это время ни с кем особо не смешивались, а их контакты с пришлыми «японцами» по сравнению с этими тысячелетиями носят сравнительно недавний характер.


Узоры на одежде, узоры на рукоятках ножей… По-видимому, айны очень ценили красоту окружающих их вещей


Очень странный артефакт – деревянная палочка с соструганной стружкой. Множество таких палочек жертвовались капищам духов

Считается, что в своих странствиях по Азии предки айнов добрались до Японии где-то 13000 лет назад и создали там культуру Дзёмон. Топонимы айнского происхождения говорят о том, что когда-то им принадлежал остров Кюсю, а также, что они жили еще и на Камчатке, но почему-то в Америку через Берингию перебираться не стали.

Дом айнов имел вход на востоке и не имел внутри перегородок. Выставленное здесь жилище представляет собой дом, восстановленный по указанию г-на Яичиро Хамы (1916—1991 гг.), родившегося и выросшего в Шираои, Ибури, на Хоккайдо. Он был лишь немного уменьшен, чтобы соответствовать высоте потолков музея. Очаг в доме занимает центральное место, и есть места, предназначенные для сидения, сна и хранения ценностей или ритуальных инструментов. Говорят, что угли в очаге никогда не остывали. Со временем огонь согревал землю, а стены и крыша из камыша служили отличным утеплителем, укрывая жителей от холодных зим Хоккайдо

Земледелием они не занимались. А так как охота и собирательство требуют больших свободных пространств, поселения айнов всегда находились далеко одно от другого. Религия айнов – примитивный анимизм и тотемизм, причем главным тотемным животным считался медведь. Японцы даже считали, что айны произошли от медведя и не являются поэтому настоящими людьми, что являлось в их глазах еще одной причиной, почему их можно было убивать. Волосатость айнов, их окладистые широкие бороды, которые во время еды приходилось поддерживать специальными палочками, густые курчавые волосы на голове и на теле – все это приводило их в ужас. А тут вдобавок еще и культ медведя, о котором сами айны говорили, что это их предок!


Капарими – кимоно айнов с традиционной вышивкой

А про женщин айнов рассказывалась, например, вот такая история. Обычно они ходили в распашных халатах, с передником из красной ткани спереди на поясе. И вот когда они ходили собирать малину и встречали в зарослях медведя, они махали на него этими передниками и кричали: «Медведь, медведь, уходи, а вот это ты видел?» Медведь видел, пугался и уходил!

При этом айны очень боялись змей (хотя их и не убивали). Просто они считали, что, если человек спит с открытым ртом, туда может заползти змея, и свести его с ума.


Вышитый капюшон


Сумка для принадлежностей для добывания огня


Еще одно расшитое кимоно

В целом и внешностью, и своими обычаями аборигенная культура Дзёмон и культура пришельцев с материка Яёй чрезвычайно сильно отличались друг от друга, что неизбежно породило их конфронтацию. Но при этом аборигены переняли у пришельцев металл, а пришельцы у аборигенов навыки верховой езды в горах и, по сути дела, культ воинов-одиночек, ставших впоследствии духовной опорой японских воинов-самураев. И это неудивительно, ведь противостояние и тех, и других продолжалось практически полторы тысячи лет – срок более чем достаточный для взаимопроникновения даже самых разных культур. Тем не менее, ассимиляции между ними так и не произошло, и причиной здесь опять-таки, скорее всего, был чисто этнический фактор.


Стрела лука айнов


Плетеная праща


Саранип представлял собой корзину, сплетенную из древесной коры и стеблей различных вьющихся растений. Благодаря сочетанию различных материалов корзины были различного размера и формы. Их использовали для перевозки зерна, например, японского проса, дикорастущих растений и рыбы

История айнов, пожалуй, также трагична, как и история американских индейцев. Они также были загнаны в своеобразные резервации, их перевозили на острова Курильской гряды, заставляли заниматься сельским хозяйством, то есть ломали их привычный жизненный уклад. Восстания против японской администрации на Хоккайдо и других островах подавлялись силой оружия. Правда, после революции Мейдзи для айнов начали строить больницы, отменили наиболее жестокие указы, но… одновременно запретили мужчинам носить их роскошные бороды, а женщинам делать традиционную татуировку вокруг губ. То есть это было ничем иным, как покушением на традиционную культуру и ее постепенное уничтожение. Правда, согласно принятому 1899 году «Закону о покровительстве аборигенному населению» каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от уплаты поземельного и местного налогов, и регистрационных платежей. Проехать через земли айнов можно было только по разрешению губернатора. Бедным айнским семьям выдавались семена, а в айнских деревнях строились школы. Однако в целом все это служило одной цели: заставить аборигенов жить по-японски. В 1933 году их обратили в японских подданных с присвоением японских фамилий, а молодым айнам при этом давались и японские имена. Впрочем, надо сказать, что айны очень долго не хотели признавать себя японцами, японскую культуру отвергали, и выступали с требованиями создания своего собственного суверенного государства.


В музее можно попробовать поиграть на тонкори – пятиструнном инструменте, традиционным музыкальном инструменте сахалинских айнов. Мягко пощипывайте струны, и вы услышите звук, который они производят. На дисплее показывается, как токори нужно держать и играть на нем

В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айнов, но на родном языке говорит не более 200 человек, и он постепенно забывается. И лишь 6 июня 2008 года решением японского парламента айны были признаны самостоятельным национальным меньшинством, что, впрочем, особо никак на их жизни не отразилось. Зато теперь их культура целиком и полностью поставлена на службу туристической индустрии Японии. Фигурки медведя, вырезанные из дерева, на Хоккайдо продаются чуть ли не в каждой лавочке, а уж при музеях в обязательном порядке, хотя этнографы знают, что в религии айнов был запрет на изображение их животного-тотема. Производятся халаты, сумки с характерным рисунком, деревянные резные тарелки, и многое другое. Музеи айнов на Хоккайдо, причем в самом современном исполнении, открываются один за другим, строятся типичные айнские дома и целые деревни, устраиваются праздники с музыкой и танцами. Так что внешне культура айнов вроде бы сохраняется. Но она, так же как и культура североамериканских индейцев, давно уже попала под каток современной цивилизации, и в своей основе отвечает именно ее требованиям, а отнюдь не айнской культуры.


А вот это флаг курильских айнов, отличающийся от флага «просто айнов» цветом (тот голубой!) и изображением цепи островов по краю. Курильские острова испокон веков принадлежали айнам, говорят они, то есть и русским, и японцам, когда они спорят об этих островах, следует иметь в виду, что мы тут жили задолго до их прихода. Вот так-то!


* * *


Администрация сайта и автор выражают сердечную признательность дирекции Музея айнов Нибутани в городе Биратори и лично господину Эми Хироука за предоставленную возможность использовать фотографии их экспонатов и информацию.

Должен заметить, что в моей практике впервые администрация музея, с которым я связался на предмет получения разрешения на использование его фотографий, отнеслась к этому столь основательным образом. Был запрошен электронный адрес сайта, чтобы ознакомиться с содержанием его материалов, затем название статьи, мои профессиональные данные, а также копии заимствованных фотографий. Только после этого был составлен договор, который я подписал, отправил в музей по электронной почте, где на него была поставлена печать.

Именно таким образом, вообще-то, должны были бы работать все музеи мира. Но часто бывает так: спрашиваешь разрешение и тебе отвечают: о’кей, берите! Или не отвечают вообще. В первом случае это, конечно, экономит время, во-втором — это крайне невежливо. В итоге я лишний раз убедился в ответственном и исключительно добросовестном отношение японцев к своей работе. Что ж, итог такого отношения сегодня перед вами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    24 февраля 2020 06:01
    Спасибо. Айны - таинственные "волосатые люди", таинственной цивилизации...
    1. +20
      24 февраля 2020 07:32
      Пять лет в ожидании статьи не срок!!! Особенно приятно, когда ты читал те седые комментарии которые подвигли Вячеслава Олеговича на написание сегодняшней статьи.
      Так что особое спасибо за то, что Автор сопровождает свои работы, старается следовать чаяниям своих читателей и наверное самое главное принимает нашу критику!
      Вспоминая Вячеслава Олеговича на его 100 и 500 статье и сравнивая со статьей настоящей, осознаёшь, что это два разных человека! Вначале нетерпимый, острый на критику и иногда надменный профессор (с которым по кругу сцеплялись все, даже я грешен), сегодня чуткий, с тонким юмором и принципиальным взглядом на жизненные кредо «старец». Этакий Дед Мороз. Почему? Все мы обитающие на ВО старожилы успели за это время получить персональные подарки. Я лично серию средневековых изображений кошаток, остальные кто статью на заказанную тему, а то и серию статей!!! Настоящий пример - выше! Пять лет!!!
      Вячеслав Олегович, я восхищён Вами! Спасибо огромное!!!
      1. +15
        24 февраля 2020 08:49
        Спасибо Владислав! Приятно, что Вы умный и все так хорошо разобрали по косточкам. И... Вы правы, человека меняет информация. Когда пишешь для других, то пишешь и для себя. И каждая статья тебя меняет. Я не знал 5 лет назад того, что знаю о рыцарях сегодня. Не знал того же о винтовках... Не связывался с музеями всего мира. Словом, был куда менее образованным. А еще ВО учит общение. Не делит на "своих" и чужих. И на Во много весьма эрудированных людей, есть те, кто обладает хорошим слогом, и я у них стараюсь учиться. Многие высказывают интересные мысли, и я прошу их разрешить использовать их комментарии в качестве эпиграфов. Потом все время думаешь. Думаешь, как проще и доступнее написать, как лучше подать материал. Так что: ты учишь других, другие учат тебя! Читал об этом, теперь проверил сам на себе. Поэтому читателям ВО тоже... спасибо! Многому у них научился.
        Ну, а еще у меня для них есть подарок. В свое время я написал роман "Люди и оружие". Из него здесь был опубликован ряд материалов. Но... и ЭКСМО, и АСТ печатать его отказались. Маркетинговое исследование показало, мол, что невыгодно. Не самая рыночная тема. Но я нашел выход. Выложил его на сайте authors. today. Там можно прочитать к нему аннотацию и его скачать. Не бесплатно, увы. Но и цена в 150 р. совсем невелика по нашему времени. Так что всех, кому интересно интересно, я приглашаю его посмотреть. Все-таки в романе можно больше всего сказать, чем в статье. Все Вам доброго, дорогие друзья!
  2. +18
    24 февраля 2020 06:12
    Похоже, что вся история современной Японии связана с геноцидом айнов и их предков. 25 000 оставшихся при населении страны около 120 миллионов - это почти полное уничтожение народа. Хотя, конечно, была серьезная ассимиляция, смешанные браки и пр. Но, сколько сегодня японцев с айнскими корнями, наверное и статистики не ведется. what
    1. +10
      24 февраля 2020 07:07
      Если есть "бэ" в фамилии, но предки айны!
      1. +5
        24 февраля 2020 07:22
        И сколько же эти "б" - 5-10 миллионов? Насколько понимаю, Премьер Абэ тоже с этими же корнями?
        1. +7
          24 февраля 2020 07:27
          С премьером очевидно так. Но, разумеется, айнов осталось мало во всех отношениях...
    2. +8
      24 февраля 2020 09:15
      работа для ДжСороса --автономия айнов на Хоккайдо.
      а в Москве создать "комитет поддержки традиционной культуры Восточных островов" во главе с отставными генералами из ДВО+ китайцев туда подключить.
      что про Корею скажут партнеры?
  3. +2
    24 февраля 2020 07:03
    с передником из красной ткани спереди на поясе. И вот когда они ходили собирать малину и встречали в зарослях медведя, они махали на него этими передниками и кричали: «Медведь, медведь, уходи, а вот это - ты видел?» Медведь видел, пугался и уходил!

    belayГхм-кхм....

    Ничего себе-"пугач"! recourse request
    1. +10
      24 февраля 2020 07:23
      И что это медведь мог такого страшного увидеть под передником, что убегал со всех ног!? belay
      1. +9
        24 февраля 2020 07:28
        А Вы подумайте!
        1. +7
          24 февраля 2020 07:31
          Как представлю, так и подумать страшно! wink
      2. +3
        24 февраля 2020 07:35
        Цитата: bessmertniy
        И что это медведь мог такого страшного увидеть под передником

        Дык, и я о том же...

        А -поди ж ты! belay request
        1. +6
          24 февраля 2020 09:31
          Цитата: bessmertniy
          И что это медведь мог такого страшного увидеть под передником, что убегал со всех ног!? belay

          Сидит в комнате участкового уполномоченного на Итурупе медведь и пищит заявление в полицию. Пошёл на завтрак малиной полакомиться, а тут как бабы набежали, передниками замахали, еле отбился! Со страху даже это winked медвежья неожиданность приключилась. recourse
          1. -1
            24 февраля 2020 09:51
            Цитата: Коте пане Коханка
            Сидит в комнате участкового уполномоченного на Итурупе медведь и пищит заявление в полицию. Пошёл на завтрак малиной полакомиться, а тут как бабы набежали, передниками замахали, еле отбился!

            А был еще случай:

            пошел мужик со своей бабой за малиной. Вдруг-раз!-и медведь перед ними (а про передник они, увы, не знали).
            . Мужик стоит, готовится , а баба.. припустила прочь. belay

            -Эй, тура, баба: медведь все равно быстрее тебя бегает!
            -А мне и не надо бежать быстрее медведя. Мне надо бежать быстрее тебя! yes
  4. +11
    24 февраля 2020 07:28
    Сахалин-территория проживания айнов в прошлом. Практически , айны исчезли с Сахалина лишь в сороковые годы после освобождения его в 1945 году. "После войны", проводилась репатриация японских граждан с Сахалина и Курил в Японию...тех,кто не хотел оставаться на советской территории. Айны считались подданными Японии,кроме этого ,японская культура, традиции уже успели сильно проникнуть в айнское население...(например, называлась и такая причина добровольного переселения айнов на Хоккайдо: рис , ставший привычным в питании айнов.... вернее,его отсутствие (или недостаточное кол-во его...) в завозимом продовольствии из Союза на остров... Во всяком случае, была(есть) такая "легенда"... Надо учитывать и тот факт, что у многих сахалинских айнов были родственники на Хоккайдо ! В итоге , в настоящее время айнов на Сахалине-раз,два и обчёлся ! Память об айнах сохранилась и в экспозициях Краеведческого музея в Южно-Сахалинске... Кому сподобится побывать в Южно-Сахалинске,советую посетить этот музей ... сможете многое понять ...получить ответы на некоторые вопросы. Лично я считаю,что "айнская тема " недостаточно "освещена" в экспозициях музея,но это моё личное мнение...
    МУЗЕЙ.
    Айнский панцирь.
    Этнографический раздел.
    2МВ. Освобождение Сахалина.
    Фауна Сахалина
    P.S. Давно у меня была идея: пригласить с Хоккайдо некоторое число айнов и поселить их в "этнических" деревнях на Сахалине или Курилах.. Но сейчас не знаю...Лет 50 назад,это ,может быть, и имело какой-то смысл...но теперь...... what request
    1. +9
      24 февраля 2020 07:51
      Очень хорошее дополнение! Спасибо! С краеведческим музеем в Южно-Сахалинске я уже связался. Получил от них разрешение на публикацию их фотоматериалов. Фотографии музейного качества, без бликов. Но она немного задержится... Но у них есть отличная интерактивная экскурсия...
      1. +2
        26 февраля 2020 01:28
        Советую на прямую связаться с Самариным Игорем Анатольевич ем,у него много материала по Айнам. (мой первый учитель истории кстати)
        1. +1
          26 февраля 2020 10:57
          Уважаемый Александр! Спасибо, конечно, но, смысл? Статью я написал. Будет еще одна. ВСЕ! Для журнальной публикации большего и не нужна и мне эта тема больше совсем не интересна.
    2. +8
      24 февраля 2020 08:01
      Симпатичный музей.
  5. +5
    24 февраля 2020 07:42
    Спасибо Вячеслав Олегович за интересную статью и ликвидацию безграмотности по истории народа Айны...очень интересно..
    1. +7
      24 февраля 2020 07:48
      Рад, что Вам понравилось. Меня просили и я сделал. Будет еще одна статья, но там... нужно немного подождать.
  6. +8
    24 февраля 2020 13:08
    Этот материал появился бы на «ВО» обязательно, так как я обещал написать его еще в 2015 году. Обещанного три года ждут, а здесь ожидание растянулось аж на целых пять лет. Но благодаря настойчивости одного из участников «ВО» дело сдвинулось с мертвой точки и появилась вот эта статья. Вполне возможно, что она станет началом нового цикла — потому что на перекрестках цивилизаций в прошлом и в настоящем было и есть немало такого, о чем вполне можно и нужно рассказывать.
    Считаю, Вячеслав Олегович, что настоящая статья, скажем так, контурная карта к теме "айны", притом достаточно крупномасштабная, так как тема эта очень сложная, притом и для автора тоже.
    Даже вопрос об эбису и айнах может потянуть не одну статью, так как наименование эмиси, согласно последних исследований, в отличие от айну, не представляется чисто этническим.
    Приблизительно с момента основания государства Ямато и по мере формирования национального самосознания японцев, происходившего под сильным влиянием корейской и китайской культур (эпохи Нара (710–794) и Хэйан (794–1185)), население территорий, находившихся вне поля зрения Ямато, стало рассматриваться как варварское. "Варвары" различных земель Японского архипелага в летописях того времени назывались разными словами, в том числе эмиси или эбису.
    По одному из айнских преданий, "было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей". А древнеяпонская хроника гласит: "Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом острове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были эбису".
    То есть эмиси - одни из многих "варварских" племен, населявших Японию.
    Не буду углубляться в тему, для тех, кто заинтересовался вопросом рекомендую эту книгу. Из того что есть об айнах на русском языке для не специалистов, эта, пожалуй, самая лучшая.
    1. +9
      24 февраля 2020 13:15
      Что касается бытописания айнов, могу рекомендовать творчество японского художника Бёдзана Хирасава, который долгое время жил среди айнов острова Хоккайдо и в своих акварелях изобразил традиционный уклад жизни айнов. Кстати, самая большая коллекция его акварелей находится в фондах Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

      Охота на медведя, который задрал потерявшуюся лошадь.
      1. +6
        24 февраля 2020 13:36
        Цитата: Undecim
        Кстати, самая большая коллекция его акварелей находится в фондах Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

        Знаю об этом, но... обращаться во все музеи очень затратно по времени.
        1. +7
          24 февраля 2020 13:51
          Еще один момент хотел бы отметить. Среди создателей айноведения как науки, есть и российский востоковед Николай Александрович Невский. После окончания в 1915 году факультета восточных языков Петербургского университета Невский был откомандирован университетом в Японию на стажировку - в расчете на дальнейшее использование его в качестве преподавателя - и для проведения научно-исследовательской работы.
          В 1917 году по известным причинам университет прекратил выплату содержания, и Невскому пришлось поступить на службу, чтобы иметь средства к существованию. В 1919 г. он получил место преподавателя русского языка в Высшем коммерческом училище в Отару на Хоккайдо. Студентов было немного, оставалось время для науки и здесь он соприкоснулся с языком и фольклором аборигенов острова - айнов. В те годы мировое айноведение лишь зарождалось, специалистов были единицы. За три года на Хоккайдо Невский сумел встать в ряд ведущих айноведов, и его в 1922 г. пригласили для чтения лекций в Киотоский университет.
          С 1922 г. Невский - профессор русского языка в Осакском институте иностранных языков. Когда в 1929 г. Николай Александрович вернулся на Родину, он был уже признанным международным авторитетом в айноведении и тангутоведении.
          Ну а потом 1937 год.
          Реабилитированн в 1956 г. В 1962 г. Николаю Невскому была присуждена (посмертно) Ленинская премия за дешифровку тангутской письменности.
  7. +5
    24 февраля 2020 14:17
    Лет десять назад попалась мне работа профессора Гарвардского университета Ричарда Джозефа Фулстампа, посвященная этногенезу пингвинов. В ней есть несколько строк про айнов. Привожу пространную цитатуиз его работы:
    Бытует широко распространенное мнение, что пингвины водятся в Антарктиде. И да и нет. Безусловно, в Антарктиде пингвины есть, но они есть также в Африке. По мнению авторитетных изданий именно этим объясняется их двойственная черно-белая природа. Белоснежные антарктические снега плюс темперамент африканских аборигенов безусловно и породили этот монохромный эффект. Совершенно очевидно, что во время брачных игр, самка пингвина ложась на снег спиной вверх таким контрастом привлекает самца, а белоснежный живот этих птиц обеспечивает им маскировку в остальные периоды их бурной жизни. Однако, можем ли мы ограничиться простой констатацией этого факта? Безусловно, нет. Природа пингвинов столь сложна и многообразна, что требует гораздо более глубоких исследований.
    Императорские пингвины превосходят ростом всех остальных своих собратьев и имеют густые кустистые брови желто-оранжевого, а у некоторых особей даже красного цвета. Это, безусловно, самые яркие представители рассматриваемого нами вида, и тем не менее, большинство исследователей обходят вниманием происхождение этих самых бровей, которое в научной литературе так и не получило достаточного освещения.
    Мы провели ряд исследований в этом направлении и пришли к неожиданным выводам. Аналогичные брови в массе встречаются только у представителей некоторых племен коренного населения Северо-Западной части тихого океана. Наиболее кустистые брови нами отмечены у айнов - немногочисленного народа, проживающего на севере острова Хоккайдо и прилежащих к нему небольших островах. Нами была выдвинута гипотеза о смешанном происхождении императорских пингвинов одновременно от аборигенов Южной Африки и островов северной части Тихого океана. При детальном исследовании быта и нравов айнов наша гипотеза блестяще подтвердилась. Мы достоверно установили, что не менее трех раз в год у айнов проводятся праздники, отмечаемые всеми половозрелыми членами общины и в эти дни мужчины айнов окрашивают свои брови в ярко-желтые или оранжевые, а некоторые (обратите внимание!), даже в красные цвета. Такое совпадение поразительно!
    Это дало нам отправную точку для дальнейших исследований, в ходе которых мы установили, еще несколько поразительных совпадений, которые не могут быть случайными. Почти все айны умеют плавать. Это умение очень роднит их с пингвинами. Крик рассерженного айна, упавшего в горячий источник, которыми изобилует земля Хоккайдо, поразительно напоминает крик раненого императорского пингвина. Мы пришли к выводу о том, что генетическая предрасположенность у айнов и пингвинов к проживанию в холодных широтах одинакова. И, наконец, пингвин, сощурившийся на солнце, поразительно напоминает айна, если мысленно к его лицу присоединить пингвиний клюв. Таким образом, теорию о происхождении пингвинов от коренных жителей японских островов можно считать доказанной.
    Безусловно, в определенный момент эволюции пути пингвинов и айнов разошлись. Белоснежные пингвины покинули свою родину и отправились на юг, некоторое время задержались в Южной Африке (получив в наследство от местного населения немного черного цвета), после чего продолжили свой путь к берегам Антарктиды. Несчастные айны остались на неприветливых холодных берегах Хоккайдо. В настоящий момент их численность не превышает пяти тысяч, в то время как пингвины нашли себе в холодной Антарктике вторую родину и их популяция значительно возросла.

    smile
    1. +3
      24 февраля 2020 16:40
      Это продолжение А. Франса "Остров Пингвинов"?

      (Правда не читал, к стыду своему. В детстве не пошло. А потом не попалось).
      1. +4
        24 февраля 2020 17:27
        Цитата: Korsar4
        Это продолжение А. Франса "Остров Пингвинов"?

        Почти laughing
        Это в 2011 г. я сочинил, что называется, "по заданию редакции" - доказывал одной своей знакомой, что в течение трех часов смогу написать связный текст, объединяющий два несвязанных понятия по ее выбору. Она выбрала понятия "пингвин" и "Япония". laughing
        1. +4
          24 февраля 2020 17:36
          Пытался понять - откуда взялась такие ассоциации и пингвины.

          Без музы не обошлось.
        2. +2
          24 февраля 2020 23:51
          Я легко могу доказать, что колонии пингвинов в Антарктиде - это
          постепенная деволюция (обратная эволюция) населения полярных станций.
          И хождение "по-человечески" с туловищем вертикально, и общие собрания,
          очень похожие на человеческие. Тут никакие айны не нужны в подтверждение. smile
  8. +5
    24 февраля 2020 15:05
    Гаплогруппа D выделилась из предковой гаплогруппы BT в Юго-Западной Азии (а не в Африке) 60 тысяч лет назад. В настоящий момент наибольшая концентрация носителей гаплогруппы D наблюдается в Тибете (90%), на Андаманских островах (70%), Корейском полуострове (50%) и Японских островах (50%).

    Айны (82% D) - это первопоселенцы Японских островов, Сахалина и Курил, начиная с 40000 лет назад. 2500 лет назад на Японские острова стали переселяться жители Китая - носители гаплогруппы O, которые обладали более высоким уровнем цивилизации (земледелие, обработка металла, гужевой транспорт, скотоводство, гончарный круг, ткацкий станок, письменность и т.д.), которые ассимилировали в языковом, культурном и биологическом отношении айнов, которые были охотниками-собирателями с каменными и костяными орудиями.

    К 19 веку собственно айны сохранились на Хокайдо, Сахалине и Курилах. Японцы (также как и корейцы) представляют собой классических метисов - наполовину носителей гаплогруппы О, наполовину носителей гаплогруппы D.
  9. +4
    24 февраля 2020 15:50
    Вячеслав Олегович немного недоговорил,что с Аинами и на Сахалине не лучшим образом обошлись.А там не только японцы,но и мы руку приложили.Но что поделать.Как и индейцы в Америки не вписались,если можно так выразится,в современную цивилизацию .Немало народов подобным образом ушло в небытие.
    1. +3
      24 февраля 2020 16:03
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      немного недоговорил

      Будет еще материал...
  10. +5
    24 февраля 2020 17:34
    Приветствую всех добрых Друзей! С прошедшим вас Праздником !
    Вячеславу, конечно, моё большое спасибо! Об айнах что-то где-то читал, но только сейчас узнал уже конкретно. Комментировать не буду, ибо совершенно не в теме, лучше всех почитаю и ума наберусь. smile
    Правда, котелок, опосля последних двух суток, варит с трудом. Как обычно, садясь за стол, забыл "заглянуть в свой паспорт." request
    Одно всё же скажу: вещи айнов поразили меня своей самобытной и ни на что не похожей красотой.
    1. +3
      24 февраля 2020 18:15
      Нанайцы тоже из кожи горбуши одежду шили.
  11. +2
    26 февраля 2020 16:01
    Несколько замечаний.
    Эмиси — это был не столько народ, сколько общность, включавшая в себя как и айнов, так и беглых на север японцев.
    Дземон, как и протодземон, это, безусловно, протоайны (с примесью других культур, некоторые из них до сих пор непонятны), поскольку как непосредственно народ айны начали формироваться только в середине прошлого тысячелетия, а до этого были кувеи и протокувеи. Тогда же под давлением с юга японцев они начали экспансию на север — на «земли айнов» — айнумусори. На Сахалине они были остановлены в этом движении нивхами, на Камчатке их дальними родичами ительменами.
    Именно поэтому айны и не прошли в Америку.
    А вот на Курильские острова айнов никто насильно не завозил. Более того, когда россияне вышли на Камчатку и пошли на юг, то встретили на островах именно «мохнатых курильцев» и вплоть до Кунашира обращали их в православие. Трагическая история переселения айнов связана уже с XX веком, когда японцы, действительно, вывезли всех айнов на Шикотан, где в 1945 году остались только их православное кладбище.
    А вот охотская культура, хотя, конечно взаимодействовала с дземоном, ни в коем случае не айнская. Это экспансия черноногих мохе — предков бохайцев, чжурчженей и нынешних манчжур.
    И путь айнов на японские острова на карте указан не верно. Они были из той первой волны современных людей, которые вышли из Африки около 70 тысяч лет назад, пошли вдоль берега в ЮВА и были отрезаны взрывом супервулкана Тоба. Это австралийские аборигены, жители Новой Гвинеи и т. д. А вот в точку D1 айны, судя по всему, действительно, заходили. Денисовские гены и сделали их волосатыми...
    В принципе, все эти исследования на Дальнем Востоке давно проведены. Но короткий комментарий их не вместит))
    С уважением за интерес к нашим краям.
  12. +2
    26 февраля 2020 16:14
    И, чтобы не быть голословным обращу ваше внимание на достаточно подробный сахалинских историков. Он, конечно, в первую очередь о Курильских островах, но на самом деле о всем юге Охотского моря, и, конечно же об айнах. https://www.kuriles-history.ru/book/
    Еще раз с уважением.
  13. 0
    28 февраля 2020 17:39
    Прекрасная статья.Такие же комментарии..Это просто праздник какой-то.
  14. 0
    23 мая 2020 15:30
    Вот бы Айнам выдать российские паспорта, провести курс лекций о их прошлом, рассказать о японских захватчиках, извиниться за православизацию, выделить земли (мол, живите на Родине)! Может и острова японцы не пытались бы вернуть... Эх, какая бы мировая провокация получилась бы! После развала СССР - такой поддых капиталистам!!! Я это к тому, что земле хозяин нужен.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»