ВКС РФ получили два новых учебно-боевых самолёта Як-130

53
ВКС РФ получили два новых учебно-боевых самолёта Як-130

ВКС РФ впервые с октября 2018 года получили два новых учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты поступят в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова.

Пара новых Як-130 с бортовыми номерами "01" и "02" "красный" была заснята во время промежуточной посадки в новосибирском аэропорту Толмачево во время перелета с Иркутского авиационного завода (ИАЗ) ПАО "Корпорация "Иркут" в Волгоградскую область. Предположительно, самолеты должны поступить в состав учебной авиационной базы КВВАУЛ в Котельниково (Волгоградская область), и станут первыми Як-130 в составе этой авиабазы. В военном ведомстве напомнили, что ранее Як-130 поступили на вооружение Кущевской, Борисоглебской и Армавирской учебных баз.



О прибытии специалистов технических служб училища на Иркутский авиационный завод для приемки Як-130 сообщалось в конце января этого года.

Как пишет блог bmpd, эти два Як-130 являются первыми самолетами этого типа, построенными в рамках дополнительного контракта на поставку нескольких единиц Як-130, заключенного Министерством обороны России с ПАО "Корпорация "Иркут" в 2019 году. Оба самолета были фактически построены на ИАЗ еще в 2019 году и облетаны еще в ноябре, но переданы в состав КВВАУЛ только теперь.

Ранее министерство обороны России с 2009 по 2018 годы по различным контрактам получило 109 самолетов Як-130 - из них 12 первых двух серий были построены на АО "Нижегородский авиационный завод "Сокол", а еще 97 - на Иркутском авиационном заводе.

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — "Рукавица") — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39. В случае ведения боевых действий самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 февраля 2020 13:41
    Два новых УТС, "капля" или много, вот сколько сейчас требуется нам таких самолетов? Каков ресурс еще остаточных "Альбатросов"?
    1. +8
      15 февраля 2020 14:15
      Цитата: svp67
      Каков ресурс еще остаточных "Альбатросов"?

      Если не ошибаюсь, то последним полком массово получившим L-39 был Сальянский полк, году ток в ‘88. Вот и считайте. Самолеты этого полка были уничтожены в Ханкале осенью ‘94.
    2. -2
      15 февраля 2020 14:40
      Их уже больше ста таких поступило пишут, неплохо вообще-то, если даже на каждого старшекурсника по самолету на год, то это сто пилотов боевой авиации в год, нужно еще сто самолетов в год, тогда это в расчете на авиапарк в 3000 боевых самолетов(при сроке службы самолета 30 лет), выше крыши.
      1. 0
        15 февраля 2020 14:54
        Цитата: Andrey.A.N.
        Их уже больше ста таких поступило пишут

        Но они же не все и всегда в строю, им когда то и "отдохнуть" и "к доктору сходить надо"... Так, что в лучшем случае самолетов 80 в постоянной готовности
        1. -1
          15 февраля 2020 14:55
          совсем неплохо все-же.
        2. -1
          15 февраля 2020 15:12
          Конечно к ним еще надо сотню инструкторов.
  2. -3
    15 февраля 2020 13:43
    Я понимаю... "Рыночная экономика", свободная конкуренция и прочие сказки...

    А чем "Грач" не устраивает, чтобы через 40 лет после его создания пилить аналог?

    Бюджетные деньги никто не считает? Они, как бы, общие (читай - ничьи, значит, спи... реть легко)
    А Грачи" уже прилетели и показали негодяям, что именно называется "Попа".
    1. +11
      15 февраля 2020 13:48
      Цитата: Zoldat_A
      А чем "Грач" не устраивает, чтобы через 40 лет после его создания пилить аналог?

      Что вы там "аналогичного" нашли? Совершенно разные по предназначению машины.
    2. +4
      15 февраля 2020 13:48
      Грач не учебный самолёт, а як-130 именно учебный, с возможностью стать Лёгким штурмовиком.
      1. +5
        15 февраля 2020 13:56
        Лёгкий штурмовик из него как из грача межконтинентальная баллистическая ракета
        1. +7
          15 февраля 2020 14:13
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Лёгкий штурмовик из него как

          Як-130 отлично впишется как оперативное средство доставки управляемых ракет и планирующих бомб. Целеуказание ложится на наземные подразделения или БПЛА-разведчики.
          Может эксплуатироваться с коротких грунтовых полос. В отличие от вертолётов, имеет большую высоту полёта (недоступную для ПЗРК), более высокую скорость, больший радиус действия и меньший расход топлива.
          1. +3
            15 февраля 2020 14:39
            Цитата: Genry
            Як-130 отлично впишется как оперативное средство доставки управляемых ракет и планирующих бомб. Целеуказание ложится на наземные подразделения или БПЛА-разведчики.

            Впишется куда? Самолет медленный, с боеприпасом будет иметь мизерную дальность полета.
            Цитата: Genry
            Может эксплуатироваться с коротких грунтовых полос.

            Это при длине разбега и пробега под километр? Ну-ну.
            Цитата: Genry
            В отличие от вертолётов, имеет большую высоту полёта (недоступную для ПЗРК)

            То есть Вы предлагаете дозвуковому, не оснащенному ни РЛС ни РЭБ самолетику летать на больших высотах, дабы не попадать в зону ПВО пехотного соединения. Сколько он там проживет в современном конфликте с более-менее равноценным противником рассказать, или сами сообразите? Или каждый вылет Як-130 будем обеспечивать ПАК ФА для расчистки воздуха и ударными группами тактической авиации для подавления ПВО противника?
            1. -2
              15 февраля 2020 15:39
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Самолет медленный, с боеприпасом будет иметь мизерную дальность полета.

              Скорость у него в несколько раз выше, чем у вертолёта. Или вы думаете, что нужен сверхзвук, на котором летают очень ограниченное время?
              Подкрыльевое подвешивание нагрузки очень незначительно ухудшает аэродинамические характеристики. Грузоподъемность можно улучшить, исключив второе место пилота.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Это при длине разбега и пробега под километр?

              Километр дороги с небольшими парковочными съездами можно всегда найти. А скрепером пройтись по земле можно за пару дней.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              предлагаете дозвуковому, не оснащенному ни РЛС ни РЭБ самолетику летать на больших высотах, дабы не попадать в зону ПВО пехотного соединения. Сколько он там проживет в современном конфликте с более-менее равноценным противником

              Смотрим Сирию. Кроме ПЗРК, никакой другой опасности нет. И никто не мешает поставить средства пассивной защиты, как на боевые вертолёты.
              Ему незачем вступать в противоборство с противником. Ему нужно только доставить "груз" и смыться. Для этого, достаточно иметь актуальную информацию по окружающей обстановке (наземная РЛС, АВАКС).
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Или каждый вылет Як-130 будем обеспечивать ПАК ФА для расчистки воздуха и ударными группами тактической авиации для подавления ПВО противника?

              Як-130 может сам подавить наземную ближнюю ПВО ракетами, хотя это уже не его работа (есть штурмовики). И он не истребитель, он просто доставщик, хотя ракету воздух-воздух тоже может...

              Большой выигрыш Як-130 даёт большой ресурс двигателя и планера - это выгодная рабочая лошадка.
              1. -3
                15 февраля 2020 15:48
                Як-130 в РФ именно учебная машина, если их начали по две-три штуки в год закупать Мин.обороны. Чтоб не простаивали нужно еще к каждому Яку искать инструктора.
                1. -4
                  15 февраля 2020 15:50
                  Цитата: Andrey.A.N.
                  Чтоб не простаивали нужно еще к каждому Яку искать инструктора.

                  Вы искусственный интеллект (бот) ???
                  1. -3
                    15 февраля 2020 15:52
                    Обоснуйте ваш вопрос, что вас на него толкнуло?
                    1. -4
                      15 февраля 2020 15:54
                      Разрыв контекста.
                      1. -3
                        15 февраля 2020 16:28
                        ясно, я даже не знаю отношения искусственного происхождения к естественному в моей логике.
                      2. -4
                        15 февраля 2020 16:37
                        Совершенно точно: ИИ.
                      3. -2
                        15 февраля 2020 16:40
                        ИИ это школа на отлично, у меня на тройку.
                      4. -4
                        15 февраля 2020 21:38
                        Цитата: Andrey.A.N.
                        ИИ это школа на отлично, у меня на тройку.

                        Просто ИИ маскируется и хочет выглядеть середнячком.
              2. +1
                15 февраля 2020 18:35
                Цитата: Genry
                Ему незачем вступать в противоборство с противником. Ему нужно только доставить "груз" и смыться.

                это уже не штурмовик, а не пойми что. Почему бы тогда вместо Як-130 не использовать Ил-76? Груза возьмет много, и реально может эксплуатироваться на грунтовом аэродроме.

                Цитата: Genry
                Як-130 может сам подавить наземную ближнюю ПВО ракетами, хотя это уже не его работа (есть штурмовики

                тогда нафига Як-130, если всю ту же работу могут сделать штурмовики???

                По-моему, вы ищите куда бы приткнуть этот самолетик, выдумывая ему какие-то задачи, с которыми он априори справиться намного хуже "нормальных" боевых самолетов.
                1. 0
                  17 февраля 2020 11:06
                  Цитата: Григорий_45
                  это уже не штурмовик, а не пойми что.

                  Вы точно "не читатель". Где я писал: Як-130 - это штурмовик? И не пишите, что я писал ещё и про истребитель...
                  Цитата: Григорий_45
                  Почему бы тогда вместо Як-130 не использовать Ил-76?

                  Возьмите.... Только сколько будет стоить вылет?
                  Цитата: Григорий_45
                  тогда нафига Як-130, если всю ту же работу могут сделать штурмовики???

                  Штурмовик рассчитан на высокую устойчивость к огневому воздействию. У него много брони, а это лишний груз и он не нужен в случае применения ракет и планирующих бомб с дистанции около 100км - не экономично.
                  Цитата: Григорий_45
                  По-моему, вы ищите куда бы приткнуть этот самолетик, выдумывая ему какие-то задачи, с которыми он априори справиться намного хуже "нормальных" боевых самолетов.

                  Этот самолёт очень выгоден для применения высокоточного оружия. Читайте мои коменты выше.
                  1. -1
                    17 февраля 2020 12:02
                    Цитата: Genry
                    Вы точно "не читатель"

                    а вы не писатель

                    ваша концепция самолета - ракетно/бомбовой платформы из Як-130 - как из стратегического ракетоносца истребитель

                    Вы видимо не представляете, что машину придется чуть ли не полностью переделать. Поставить более мощные движки, увеличить запас топлива, усилить планер, заменить БРЭО... и все это ради сомнительной возможности унести пару КАБ массой до 500 кг? По ракетному вооружению есть сомнения, потому как (даже не говоря про возможности БРЭО) каждый пилон самолета может поднять не более 500 кг. Неужто те же самые задачи не могут решить уже существующие ИБ и штурмовики??? Нафига козе баян, огород городить зачем?
                    Был Як-130 УТС, им ему и оставаться. Боевые задачи (причем намного эффективнее) выполнит боевая авиация.
              3. +3
                15 февраля 2020 20:00
                Цитата: Genry
                Скорость у него в несколько раз выше, чем у вертолёта.

                И на два порядка выше, чем у пешехода, но это не делает его хорошим легким штурмовиком
                Цитата: Genry
                Или вы думаете, что нужен сверхзвук, на котором летают очень ограниченное время?

                Не обязательно. Хотя вообще сверхзвук иногда полезен, как средство минимизировать время нахождения в зоне досягаемости ПВО противника. Но да, штурмовик может обойтись и без него, конечно.
                Цитата: Genry
                Подкрыльевое подвешивание нагрузки очень незначительно ухудшает аэродинамические характеристики.

                очень сильно ухудшает, если подвесите максимальные 3 тонны боекомплекта. Упадет и дальность и маневренность.
                Цитата: Genry
                Километр дороги с небольшими парковочными съездами можно всегда найти

                Натащить туда бочек с авиабензином, людей для техобслуживания, прикрыть ЗРК и ЗАК, обеспечив эшелонированную ПВО... Не проще использовать нормальную авиацию, с достаточным боевым радиусом, не выдумывая вот этого всего?
                Цитата: Genry
                Смотрим Сирию.

                Сушки есть, вертолеты есть, ЯК-ов нет. Сирии поставляли, да, но сами не пользуемся.
                Цитата: Genry
                Кроме ПЗРК, никакой другой опасности нет.

                Я соглашусь с Вами в том, что противоповстанческая борьба - то есть борьба против противника, у которого априори круче ПЗРК ничего нет - для Як-130 возможна. Но стоит ли ради этого огород городить?
                Цитата: Genry
                Як-130 может сам подавить наземную ближнюю ПВО ракетами

                Не может, для этого у него оборудования нету. То есть он может доставить боеприпас, если кто-то для него все разведает, но и тогда отправлять его на подавление - не лучший выбор
                1. -1
                  17 февраля 2020 11:22
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  это не делает его хорошим легким штурмовиком

                  И вы тоже "не читатель"... Да, вы не единственный. Где я писал про штурмовик?
                  Дальше, в этом русле, отвечать вам мне нет смысла.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  что противоповстанческая борьба

                  Вот здесь вы конкретно себя обозначили. Откуда вещаете? Радетель радужных европейских ценностей...
                  1. +1
                    17 февраля 2020 17:29
                    Цитата: Genry
                    И вы тоже "не читатель"... Да, вы не единственный. Где я писал про штурмовик?

                    А я что, упрекал Вас в том, что Вы это писали? Я всего лишь озвучил свою позицию.
                    Цитата: Genry
                    Дальше, в этом русле, отвечать вам мне нет смысла.

                    Это очевидно. Для того, чтобы мне отвечать, надо хоть немного владеть матчастью.
                    Цитата: Genry
                    Вот здесь вы конкретно себя обозначили. Откуда вещаете? Радетель радужных европейских ценностей...

                    А вот с таким "психоанализом" - к Вашему лечащему врачу. Может, и поможет, хотя как-то сомнительно... впрочем, я не психиатр. В целом же Вы просто пытаетесь спрыгнуть с явно неудобной для Вас темы, просто делаете это ужас как топорно и глупо...
            2. +4
              15 февраля 2020 17:41


              Можно было и так... но для "ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ" это излишне.
              1. 0
                17 февраля 2020 11:52
                РЛС, конечно нужен, но это время, ОКР и деньги, а Минобороны наше в этом не заинтересованно...
            3. -1
              15 февраля 2020 17:43
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Это при длине разбега и пробега под километр?

              Эк вы цифры округляете с 550 до 1000
              1. +7
                15 февраля 2020 18:41
                Цитата: Piramidon
                Эк вы цифры округляете с 550 до 1000

                Длина разбега Як-130 - от 510 до 940 м, меньшее значение для взлета без нагрузки, бОльшее - с нагрузкой. Если 130-й выступает в роли штурмовика, то априори несет боевую нагрузку и ПТБ, не так ли? Вот и выходит - разбег под километр
                1. +4
                  15 февраля 2020 20:01
                  Совершенно верно, спасибо, что ответили
        2. +2
          15 февраля 2020 14:21
          Грач полноценный штурмовик, с бронекапсулой и многократным дублирование систем. Як-130 в первую очередь учебный самолёт с прицельным комплексом и может использовать различное вооружении (радар отдельная тема), но не имеет защиты. В военное время МОЖЕТ использоваться как лёгкий штурмовик. Никто от него не требует того, что может Грач, это разные машины с разными возможностями. Примерно как МПК и БПК, оба противолодочники, но отличий немерено.
          1. Комментарий был удален.
          2. +2
            15 февраля 2020 18:42
            Цитата: jonht
            В военное время МОЖЕТ использоваться как лёгкий штурмовик

            добавляем: в локальных войнах низкой интенсивности против заведомо более слабого противника, не имеющего сколько-нибудь действенной ПВО
        3. 0
          15 февраля 2020 15:09
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Лёгкий штурмовик из него как из грача межконтинентальная баллистическая ракета

          Даже такой называется легким штурмовиком. А уж ему до Як-130, как ...
          1. +4
            15 февраля 2020 18:46
            Цитата: Piramidon
            Даже такой называется легким штурмовиком. А уж ему до Як-130, как ...

            "Туканокласс" в локальных конфликтах малой интенсивности и противопартизанских действий предпочтительнее Як-130. У последнего только одно преимущество - это скорость.
            Тукан имеет бронирование, хоть и хиленькое, но имеет. Меньшую тепловую сигнатуру. Лучшую ремнтопригодность и низкие требования к ВПП. Может дольше висеть в воздухе. В качестве противопартизанского штурмовика и поддержки наземных войск я бы выбрал именно Тукана
      2. -1
        16 февраля 2020 04:47
        Цитата: jonht
        Грач не учебный самолёт, а як-130 именно учебный, с возможностью стать Лёгким штурмовиком.

        Чечены гордые на Л-29 чего-то там навешивали и вполне себе ЭТО называли "чеченской авиацией". Так что не говорите мне о "гражданской! и "учебной" версии того, что летает.

        Если, конечно, это не "Крокодил" - ему, его создателям и его вертунам - спасибо бесконечное. За жизнь.
    3. +6
      15 февраля 2020 14:26
      Цитата: Zoldat_A
      чем "Грач" не устраивает, чтобы через 40 лет после его создания пилить аналог?

      Нет нет, вы же опытный спец, не сравнивайте. Грач создан для работы в условиях жесткого противодействия: поэтому построен вокруг броневой коробки и заточен на выживаемость. 130 заточен на обучение и идеи заложенные весьма продвинутые, к реализации есть вопросы. Ударные возможности это такой бонус, не основной.
      130 не сможет как
      Цитата: Zoldat_A
      Грачи" уже прилетели и показали негодяям, что именно называется "Попа".
  3. -4
    15 февраля 2020 14:04
    На его основе нужно создать отдельно штурмовой вариант, с бронезащитой, о обязательно АФАРом.
    1. -1
      15 февраля 2020 14:16
      Цитата: Бережливый
      На его основе нужно создать отдельно штурмовой вариант

      С вашими пожеланиями это будет совсем другой самолёт, подозрительно похожий на Су-25 "Грач".
      Цитата: Бережливый
      обязательно АФАРом

      Зачем это старьё...
    2. 0
      15 февраля 2020 16:12
      Цитата: Бережливый
      На его основе нужно создать отдельно штурмовой вариант, с бронезащитой, о обязательно АФАРом.

      130-й как штурмовик одноразовый. В России он только учебный, но если у кого-то в мире есть одноразовые летчики, то вот им и штурмовичёк.
      Мораль: приставка штурмовик в данном случае экспортная.
    3. +3
      15 февраля 2020 18:47
      Цитата: Бережливый
      штурмовой вариант, с бронезащитой, о обязательно АФАРом.

      чтоб один такой недоштурмовик стоил как три "Грача"???
      1. +8
        15 февраля 2020 19:11
        Цитата: Григорий_45
        чтоб один такой недоштурмовик стоил как три "Грача"???

        При правильном распиле он может стоить ,как 5 грачей.
    4. +9
      15 февраля 2020 19:17
      Цитата: Бережливый
      На его основе нужно создать отдельно штурмовой вариант, с бронезащитой, о обязательно АФАРом.

      Вы просто гений!!! и если его ещё немного допилить , то может случится фронтовой бомбардировщик, пральна?
  4. +1
    15 февраля 2020 14:35
    лучше два новых самолета чем нечего,в феврале два у нас еще 10 месяцев так что все нормально
    1. +1
      15 февраля 2020 17:32
      Скоро будут сообщать о замене двух колес шасси у одного учебного самолета.
    2. +9
      15 февраля 2020 19:07
      Цитата: мастер 52
      чем нечего

      мастер вы ненастоящий, поскольку ничего пишется через "и", но вместо изучения грамматики вы пишите оптимистические комменты космического масштаба и космической же глупости.Хочется пожелать вам удачи в вашем тяжёлом и безнадёжном труде. hi
      1. 0
        16 февраля 2020 09:00
        спасибо за замечания.
  5. -1
    15 февраля 2020 18:49
    Вот говорят: маловато строят самолётов, судов, кораблей, раньше (в СССР и - особенно - в Великую Отечественную) выпускали намного больше, десятками. Да, было. Но ведь то и была ВОЙНА, СССР! Да и самолёты были попроще. А сейчас постоянно (хоть и понемногу) СТРОЯТ и ВЫПУСКАЮТ хорошую технику, часто - лучшую в мире. И этим могут похвалиться немногие страны! А появится возможность - будут строить больше!
    1. +10
      15 февраля 2020 19:01
      Цитата: Владимир Машков
      А сейчас постоянно (хоть и понемногу) СТРОЯТ и ВЫПУСКАЮТ хорошую технику, часто - лучшую в мире. И этим могут похвалиться немногие страны! А появится возможность - будут строить больше!

      вы так трогательно написали, что даже мой кот прослезился, от понимания того,что до появления указанных возможностей, он бедолага не доживёт.
  6. 0
    15 февраля 2020 22:19
    Як-130 хорош тем, что может обучать на начальном этапе обучения лётчиков-истребителей и лётчиков-штурмовиков на 1 (одном) самолёте. Нужно только настройки в кабине на универсальной панели приборов менять. Поменять все L-39 нужно было бы уже лет 10 назад и уже менять первые Яки на новые. Напомню первый полёт Як-130 совершил 25 апреля 1996г - долго запрягаем. Вспомним МиГ-АТ - конкурета Як-130, позиционировался как УБС с возможностями лёгкого ударного истребителя, выпущен - 2 шт, "канул в Лету".
    1. -1
      16 февраля 2020 22:22
      Цитата: котик-русич
      Як-130 хорош тем, что может обучать на начальном этапе обучения лётчиков-истребителей

      Як-130 не годен для начального обучения, слишком сложен в управлении. У нас вообще нет нормального самолета для начального обучения военных летчиков.
      1. 0
        19 февраля 2020 17:46
        Цитата: Saxahorse
        Як-130 не годен для начального обучения, слишком сложен в управлении.

        Всё в мире относительно. Один мой знакомый считал Як-52 слишком "серьёзным" для начального обучения, а по мнению многих, и Л-39 - "велосипед".
        Как по мне, "элка" очень даже неплоха, парта для тысяч летчиков.