Вывести из-под удара: ВВС США не хотят оказаться приоритетной целью
Различные соединения ВВС США несут службу на базах по всему миру, что определяет их боевые возможности. В то же время, крупные базы являются приоритетной целью для вероятного противника. На случай полномасштабного конфликта, угрожающего всем основным базам, командование готовит новые концепции развертывания и рассредоточения.
Главная угроза
Пентагон всерьез рассматривает Россию и Китай в качестве вероятных противников, а также пытается просчитывать возможные риски. Один из главных рисков прямо затрагивает перспективы и потенциал военно-воздушных сил. Командование этого рода войск опасается, что в случае начала конфликта противник нанесет мощные и точные удары по основным авиационным базам. Потеряв даже часть самолетов, вооружения, топлива и т.д., ВВС не смогут эффективно выполнять возлагаемые задачи.
Устойчивость ВВС в войне с мощным противником является одним из главных вопросов последнего времени. Так, в прошлом году Центр стратегических и бюджетных оценок в своем отчете призывал уделять больше внимания вопросам обороны авиабаз. Также предлагалось увеличить финансирование для совершенствования этого направления.
Командующий ВВС США на Тихом океане генерал Чарльз Браун, комментируя такие вопросы, прямо заявил: «нельзя сидеть на больших базах и быть большими целями». В качестве решения проблемы он предложил повышать стратегическую мобильность соединений и обеспечивать способность к рассредоточению.
Проблемы мобильности
Генерал Браун в паре фраз выразил все основные планы Пентагона, прорабатываемые в последние годы. Предлагается концепция Agile Combat Employment («Гибкое боевое применение»), направленная на резкое повышение мобильности авиационных частей – для сохранения их устойчивости в любом конфликте.
Суть концепции ACE достаточно проста. Части ВВС должны иметь возможность быстро провести перебазирование и/или рассредоточение по разным аэродромам, после чего продолжить выполнение поставленных боевых задач. Однако проведение таких мероприятий в современных условиях должно быть связано с определенными трудностями и может потребовать особых средств.
В конце января заместитель командующего ВВС на Тихом океане генерал-майор Брайан Киллоу отметил наличие проблем. В отличие от европейского контингента, силы на Тихом океане не имеют развитой сети железных и автомобильных дорог, что резко затрудняет развертывание и переброску. Приходится рассчитывать только на воздушные перевозки, а из-за этого появляются особые требования к материальной части.
Генерал Киллоу напомнил, что для обеспечения работы самолетов требуется различное оборудование и оснащение, причем едва ли не каждый тип нуждается в собственной аппаратуре. Кроме того, часть аэродромного оснащения мало изменилась за последние полвека и по-прежнему остается тяжелой и неудобной для перевозки. Соответственно, начата проработка вопросов совершенствования оборудования. Командование материально-технического обеспечения уже ведет соответствующие исследования.
Комплект для звена
На данный момент в рамках концепции ACE предлагаются несколько основных подходов и решений для реального повышения мобильности ВВС. Основная часть таких решений требует разработки новых систем разного рода. Также осуществляется проектирование различных технических средств, упрощающих как переброску, так и работу на новом месте.
Концепция ACE предусматривает переброску и рассредоточение мелких подразделений, вплоть до звеньев из 2-4 самолетов. Для базирования такого звена подходят едва ли не любые аэродромы или аэропорты региона. Вместе со звеном боевых самолетов к месту развертывания должны прибывать транспортники с оснащением для их эксплуатации, вооружением и т.д.
Размещение самолетов одной эскадрильи на разных аэродромах, как считают, не ударит по их боеспособности. ВВС располагают развитыми средствами связи и управления, позволяющими планировать эффективные операции в различных условиях. За счет грамотного управления, дозаправок в воздухе и т.д. эскадрилья сможет собраться с разных баз и выполнить поставленную задачу. Затем самолетам удастся вернуться к местам временного развертывания.
С целью обеспечения работы самолетов на временных базах создается комплект Regionally Based Cluster Pre-position Kit (RBCP). Система модульной архитектуры будет включать необходимые средства связи, обслуживания и т.д., с помощью которых любой аэродром сможет стать полноценной авиабазой – но всего для 2-4 самолетов. Комплекты RBCP можно будет держать на крупных объектах ВВС и развозить к местам развертывания в случае возникновения угрозы.
Готовые комплекты RBCP пока отсутствуют; Командование МТО еще не завершило необходимые работы. Однако уже запланированы первые практические опыты. ВВС собираются собрать несколько таких комплектов из наличного аэродромного оснащения. Это позволит оценить концепцию, найти ее сильные и слабые стороны, а также наработать необходимый опыт. Какая аппаратура войдет в эти комплекты и какую технику они смогут обеспечивать – неизвестно.
«Опытный» комплект RBCP из доступных элементов в этом году собираются доставить в Австралию для обеспечения совместных учений Pitch Black. Забирать его не планируется – Австралия сможет использовать комплект для своих мероприятий, но при необходимости он будет принимать и обслуживать самолеты США.
Материальная часть
Пока комплект RBCP предлагается составить из доступных серийных образцов, имеющихся в наличии. Если эта концепция покажет свою жизнеспособность, Командование МТО сможет завершить разработку комплектов, изначально соответствующих особым требованиям. Точный их состав все еще остается неизвестным, но уже оглашены некоторые общие соображения.
Прежде всего, необходимо совершенствовать аэродромное оборудование, мало изменившееся за последние десятилетия. За счет современной элементной базы и более совершенной архитектуры агрегаты питания, контрольно-поверочные системы, заправочное оснащение и т.д. должны быть меньше и легче, что упростит их переброску по воздуху.
Рассматривается возможность внедрения принципиально новых решений. В частности, техническому персоналу можно предложить экзоскелеты. Это позволит решать имеющиеся задачи, сократит нагрузку на людей, а также даст возможность отказаться от некоторых средств механизации.
Какие из этих предложений будут реализованы, и какими окажутся их результаты – покажет время. Точные сроки создания полноценного комплекта RBCP, пригодного для внедрения в войсках, пока не называются. Командование материально-технического обеспечения продолжает работу, но еще не готово показать ее реальные результаты.
Старая идея – новая реализация
Следует отметить, что в основе новых концепций, прорабатываемых ВВС США, лежат давно известные идеи. Более того, планы такого рода уже существуют и должны выполняться в соответствующих ситуациях. В угрожаемый период ВВС предстоит выполнять рассредоточения, что не позволит противнику вывести их из строя минимальным числом ударов.
Тем не менее, подобные планы нуждаются в совершенствовании и адаптации к современным условиям. Необходимо оптимизировать, ускорять и удешевлять освоенные процедуры по переброске эскадрилий, а также прорабатывать новые мероприятия по развертыванию звеньев. Для этого необходимо создать и опробовать на практике новые методы и процедуры, а также разработать и поставить в строй перспективные образцы материальной части.
Можно предположить, что концепция ACE и рассредоточение в целом не является средством от всех проблем. Она не исключает удары по базам с известными потерями. Кроме того, развитый противник сможет отследить переброску частей и принять соответствующие меры ударного характера. Таким образом, даже оптимистический сценарий не исключает определенных потерь – хотя и делает их заметно ниже возможных при иных обстоятельствах.
Работы по концепции ACE продолжаются и постепенно выходят на новые стадии. Отдельные элементы этой концепции уже применяются в ходе учений, в т.ч. на территории третьих стран. Другие компоненты еще не готовы, но должны будут появиться в ближайшем будущем. Если Пентагону удастся выполнить все свои планы, то устойчивость ВВС будет достаточна для столкновения с развитым вероятным противником. Однако сроки и цена подобных результатов остаются неизвестными.
Информация