Индия закупила новый истребитель на миллиарды долларов

79

Завершена одна из самых крупных сделок в сегменте военной авиации. Индийские ВВС приобрели 83 одномоторных истребителя Tejas с сопутствующим пакетом услуг у местной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

При этом стоимость контракта снизилась с первоначальных 56 500 до 39 000 крор ($5,46 млрд, $65,78 млн за единицу). Данное сокращение произошло после года препирательств между военным ведомством и хозяйственным конгломератом.



Минобороны и ВВС изначально были шокированы заоблачной ценой, которую HAL требовал для производства 83 самолетов Tejas Mark-1A вместе с пакетом технического обслуживания и развития инфраструктуры

- пишет издание The Times of India.

Приобретённые самолеты, относящиеся к новой модели, должны иметь двигатель с адекватной ремонтопригодностью, РЛС с АФАР, способность осуществлять дозаправку в воздухе и нести ракеты дальнего радиуса действия типа BVR (вне визуального диапазона) и передовую РЭБ для «глушения» вражеских радаров и ракет. И всё это только предстоит проделать.

Летные испытания Tejas Mark-1A, как мы надеемся, будут завершены к 2022 году

- пояснил один из источников издания.

ВВС страны стремятся компенсировать резкое сокращение численности истребительных эскадрилий (в каждую из которых входит 18 самолетов). Вместо 40, требуемых оборонным планом, их количество уменьшается до 30. Благодаря Tejas индийские военные намерены частично восполнить этот пробел.

При этом параллельно осуществляются поставки французских машин Rafale: всего заказано 36 единиц общей стоимостью 59,000 crore ($8,27 млрд) с поставкой к апрелю 2022 года.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 февраля 2020 00:39
    Хоть и через заднее место, но по чуть,чуть карабкается. Д
  2. 0
    18 февраля 2020 00:49
    Оно все таки летает? Или пока ещё нет? Но контракт уже есть!!! Они приняли его на вооружение?
    1. +1
      18 февраля 2020 20:28
      Летать то, он летает, но надо понимать пока без радиоэлектронной начинки. А вот когда в него запихнут, все что индейские эйр - маршалы хотят - вот тогда поглядим.
  3. 0
    18 февраля 2020 00:53
    8 миллиардов за 36 Rafale'й? Так вроде как самый дорогой это F 35.
    1. +14
      18 февраля 2020 00:58
      Дешевле Ф-35 только Грипен и российские истребители.
    2. -5
      18 февраля 2020 01:52
      8 млрд $ за 36 Rafal'ей это по 229 млн за штуку. Не дорого. Пусть прикупят, потом "обменяемся может быть".
      1. +18
        18 февраля 2020 09:46
        Хотел бы я быть индийским генерал-прапорщиком))) Это ж какая номенклатура ГСМ у них, а запчасти? Да украинский советский прапорщик из анекдотов нервно курит в сторонке по сравнению с индийским коллегой, у которого такой "зоопарк" разной техники!))
  4. +3
    18 февраля 2020 01:24
    На Мираж похож. Совместно с лягушатниками разрабатывали?
    1. +5
      18 февраля 2020 14:20
      Цитата: Tuzik
      На Мираж похож. Совместно с лягушатниками разрабатывали?

      Формирование облика самолета велось с привлечением французской фирмы "Дассо", что наложило свой отпечаток на аэродинамическую компоновку машины. Была выбрана схема "бесхвостка", хорошо отработанная на самолетах семейства "Мираж".
      1. +1
        18 февраля 2020 14:30
        Тут же не только "безхвостка" но и без ПГО и один двигатель. Кроме Миража ничего такого и не вспомню.
        1. -1
          18 февраля 2020 14:33
          Цитата: Tuzik
          "безхвостка" но и без ПГО и один двигатель. Кроме Миража ничего такого и не вспомню

          а МиГ-21??? Однодвигательная бесхвостка с треугольным крылом, и без ПГО)
          1. +4
            18 февраля 2020 14:36
            Наши вроде все "схвостки"
            1. +3
              18 февраля 2020 19:30
              Цитата: Tuzik
              Наши вроде все "схвостки"

              Вы что, "експерту" по всем вопросам не верите... Зря, зря... Он и не такое Вам расскажет. Только успевай "лапшу" с ушей снимать
          2. +13
            18 февраля 2020 19:26
            Цитата: Григорий_45
            а МиГ-21??? Однодвигательная бесхвостка с треугольным крылом, и без ПГО)

            Тупее комментария сделать не могли? С какого перепугу господин "експерт" МиГ-21 вдруг стал "бесхвостым"?

            Единственный самолет был из этого семейства и тот сделали по просьбе Туполева для проверки управляемости с крылом подобным перспективному Ту-144.

            Вы похоже в самолетах разбираетесь так же как и в танках... Ни как.
            P/S: Да жду от Вас очередных "минусов", похоже это единственное на что хватает Вашего интеллекта и знаний...
            1. +3
              18 февраля 2020 21:14
              Ух ты, я такого самолётика не видел. За 144-й забыл, когда в голове перебирал. А кроме Ту-144 есть ещё у нас "бесхвостки"?
              1. +2
                19 февраля 2020 00:59
                Цитата: Tuzik
                А кроме Ту-144 есть ещё у нас "бесхвостки"?

                В истории авиастроения СССР - так КОНЕЧНО, довоенные самолеты БОК-5, БОК-6, К-12, САМ-9, ХАИ-3 самолеты Черановского - БИЧ и конечно же наши космолеты "Спирали" - Миг-105.11 и "Буран"
                Цитата: Tuzik
                Ух ты, я такого самолётика не видел.


                А Т-4 Сухого?

                1. 0
                  19 февраля 2020 06:10
                  Т-4 по картинке - это уже утка.
                  1. +5
                    19 февраля 2020 09:57
                    Цитата: mmaxx
                    Т-4 по картинке - это уже утка.

                    Да, это схема "утки", но и "безхвостка"
                    Цитата: svp67
                    самолеты Черановского - БИЧ

                    Мало известный наш авиаконструктор, а жаль, он делал многое для развития "летающих крыльев у нас". А вот во время войны руководил предприятием выпускавшим деревянные хвостовые части фюзеляжей штурмовика Ил-2. По поводу чего он шутил, что вот ирония, всю жизнь проектировал и создавал самолеты "без хвостов", а вынужден заниматься производством хвостов, без самолетов... wink
                    1. +1
                      19 февраля 2020 12:20
                      Спасибо за интересную инфу, я так понимаю это все штучные эксперементальные самолёты. Т-4 помню конкурс не прошёл. (по дальности?), а за самолёты Черановского первый раз слышу. Полосатые у него идею "летающие крыло" украли? )
                      1. +1
                        19 февраля 2020 19:06
                        Цитата: Tuzik
                        Полосатые у него идею "летающие крыло" украли? )

                        Бросьте Вы...Как можно "украсть" то ,что, фактически само напрашивается. У немцев были великолепные проекты бесхвосток...
                        Вот этот вообще был мало видимым для радаров....
                      2. +1
                        19 февраля 2020 20:13
                        Красавчик ) И как зовут этого дедушку В-2? )
                      3. +1
                        19 февраля 2020 20:28
                        Цитата: Tuzik
                        Красавчик ) И как зовут этого дедушку В-2? )

                        Самолет братьев братья Хортен...Ho 229... Достался американцам, фирме "Нортроп"
                      4. +2
                        20 февраля 2020 20:35
                        Немного почитал за него, американцы признают братьев Хортен гениями, решившими одновременно сразу две проблемы в этом самолёте, востанавливают в музей уцелевший экземпляр. Молодцы, и братья и полосатые.
          3. Комментарий был удален.
    2. 0
      18 февраля 2020 15:10
      Нет, скорее всего, хотели минимизировать сопротивление и максимизировать угловую скорость крена, даже ценой вертикальной маневренности, для чего хорошо подходит бесхвостка.
  5. +5
    18 февраля 2020 02:45
    Зато свой. Для второго эшелона сойдет.
  6. +7
    18 февраля 2020 03:38
    Вот Индия на правильном пути. Начнут они с этих вот уродцев одномоторных а получат в итоге что-то вполне приемлемое. ... Но это если танцы и песни прекратятся ... и для нас и, главное, для остальных.
    1. +9
      18 февраля 2020 11:42
      Начнут они с этих вот уродцев одномоторных

      Ими же и закончат... ибо начали строить ЕМНИП с 83 года, но так и не построили ничего своего кроме планера, да и тот где-то я уже видел what
      1. -1
        18 февраля 2020 15:48
        вы забыли, что их слишком много, СЛИШКОМ ... чтобы быть всегда позади. И это ещё не все ... условия задачи. Поэтому ваш ответ, основанный на статистике прошлых лет, не подходит.
        1. +1
          19 февраля 2020 01:38
          Вы намекаете на количество переходящее в качество? Боюсь что это не часто случается. hi
          1. 0
            19 февраля 2020 18:37
            Переходным звеном, которое вы обозначили, управляет культура и историческое наследие. У индийцев хватило ума и сил прогнать англичан и сделать так, чтобы они больше не вернулись ни в каком виде. История Индии и её народа развеет ваши опасения, почитайте на досуге. Для того ,что вы назвали, им нужен лишь стимул, всё остальное уже есть. Поменьше музыки и танцев. Им надо немного повоевать... но по серьёзному.
        2. +1
          20 февраля 2020 11:10
          вы забыли, что их слишком много, СЛИШКОМ ...

          С чего бы вдруг? Помню прекрасно.
          чтобы быть всегда позади.

          Ну, если изменят свою структуру общества, то ... может быть, но не в этом столетии точно smile
          Поэтому ваш ответ, основанный на статистике прошлых лет, не подходит.

          А кто Вам сказал про статистику? Мой ответ основан на знаниях внутриполитической и общественной структуры общества. При таких раскладах каши сварить не получится.
          1. +2
            20 февраля 2020 14:36
            Что ж, мой друг говорил " ... весна покажет, кто где ... просчитался"
  7. +4
    18 февраля 2020 05:37
    Могли бы давно по лицензии начать выпуск Су35, что было бы много дешевле, чем этот самолет, который очень похож на машину третьего поколения истребителей.
    1. +4
      18 февраля 2020 05:50
      свое произ-во ближе к кошельку-чем в Москву или НАТО оплатить.
      1. +1
        18 февраля 2020 09:09
        Пока они получают вот это по цене в 2/3 от экспортной цены Су-30МКИ. В принципе, если бы не маялись дурью и приняли хотя бы одно принципиальное решение лет на 50, то могли бы иметь "сушки" со скидкой, плюс собственное их производство.
        1. 0
          18 февраля 2020 21:15
          я не знаю тонкостей летн харак-к ( +технологий произ-ва)Су-МиГ-Мираж-F-Китай.
          Сша достаточно сократить сбыт РФ в Индию за счет ЛЮБЫХ других поставщиков.
  8. +7
    18 февраля 2020 05:39
    сокращение произошло после года препирательств между военным ведомством и хозяйственным конгломератом.
    Они у себя внутри страны годами договориться не могу, а что говорить о зарубежных закупках.
  9. 0
    18 февраля 2020 06:28
    Индусам надо перенимать опыт китайцев, техническая и технологическая базы имеются, тем более их айтишники одни из самых лучших в мире.
  10. +8
    18 февраля 2020 06:32
    ну как легкий истребитель сойдет,Россия ничего не может предложить в этом классе. У нас с легкими однодвигательными истребителями полный провал
    1. -4
      18 февраля 2020 09:09
      Потому что их никто не покупает.
      1. +10
        18 февраля 2020 10:33
        Да ? А Ф-16, Гриппен, FC-1 (JF-17) , J-10, FA-50 не покупают? …...Было бы что-то в РФ аналогичное( Миг-21, но на современном уровне) покупали бы. Есть страны кому нужен самолёт с одним двигателем, недорогой в обслуживании и в цене, с современными радарами и оружием. Не всем нужен и по карману пепелац с большой дальностью. Большинство стран по размеру меньше, чем отдельные российские области...
        1. 0
          18 февраля 2020 18:31
          Они китайские в жизни не купят, акстись! Грипен прямой конкурент и достаточно дорогой, лицензию на производства шведы не дадут.
        2. 0
          22 февраля 2020 09:52
          Ошибка первая, F-16 начинался с пустым весом от 7.5 тонн, а потому сверхлегким истребителем класса "грипена" и тем более МиГ-21, не является. Как и Mirage-2000 с аналогичной размерностью. Текущие версии F-16 имеют пустой вес от 9 тонн. Аналогично J-10, который не меньше 8.8 тонн и прямой аналог МиГ-29, только в случае чего, МиГ-29 еще может сядет на одном движке, а однодвигательнику хана.

          Ошибка вторая Gripen - шведский самолет для Швеции, его экспортные поставки незначительны. Аналогично KAI T-50 и его вариант, включая FA-50 является корейским самолетом для Кореи, на экспорт поставлено незначительное количество машин. Разрабатывать же принципиально новый самолет, только чтобы продать его в количестве 100-200 экземпляров обойдется как бы не дороже таких проектов, как Су-34 с Су-35 и МиГ-35, которые построены на основе уже хорошо освоенных машин. Просто страны размером с российские области не имеют денег, чтобы чего-то там покупать. Чехи "грипены" вообще в лизинг взяли.
      2. +2
        18 февраля 2020 14:24
        Цитата: EvilLion
        Потому что их никто не покупает

        вы не правы. Истребители типа F-16, Гриппен имеют свой стабильный рынок. Это относительно недорогие (и сами по себе, и в эксплуатации), небольшие легкие машины. Для малых государств - самое то. Концептуально "Теджас" близок МиГ-21 последних версий и "Гриппену"
        1. 0
          22 февраля 2020 10:06
          F-16 и "грипен" - это разные вещи, см выше. А новые "грипен" будет еще крупнее с движком уже от "суперхорнета". И больше всего покупают как раз полноценные истребители с пустым весом 9-11 тонн, а не мелочь.
      3. -1
        22 февраля 2020 09:33
        А у России есть однодвигательные истребители, которые можно предложить на продажу? Как их можно купить, если их нет в принципе?
        Так можно успешно объяснить и отсутствие у России портативных антигравитационных устройств. Их ведь никто не покупает, верно? Поэтому их и нет, а не потому что мы не можем их сделать.
    2. 0
      18 февраля 2020 15:34
      Цитата: Adimius38
      ну как легкий истребитель сойдет,Россия ничего не может предложить в этом классе. У нас с легкими однодвигательными истребителями полный провал

      А в чем заключается провал? Однодвигательные истребители у нас вообще не разрабатывались. Хотя вполне могли. Но изначально была выбрана двух двигательная концепция, поскольку посчитали ее более безопасной.
      Провал - это когда пытались, но не получилось.
  11. -4
    18 февраля 2020 08:33
    Индийские ВВС приобрели 83 одномоторных истребителя Tejas с сопутствующим пакетом услуг у местной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

    Т.е., говоря русским языком, ООО "Индустанская аэронавтика" (кто сказал "Кооператив "Озеро"?) feel будет поставлять некие самолёты истребительного типа в замен старых добрых МиГ-21.
    Хрень конечно. И коррупция. Но, прежде чем осуждать, давайте войдём в положение индостанцев: им нужно сохранить лицо выпуская для своих ВС хоть что-то своё. hi
    1. +1
      18 февраля 2020 14:27
      Цитата: Рядовой-К
      в замен старых добрых МиГ-21.

      не только для замены МиГ-21, "Теджасы" должны также пойти в ВМС для замены "Харриеров"
  12. +3
    18 февраля 2020 08:37
    Судя по этой информации, самолет сырой и им еще предстоит все это разработать. Тогда понятно, почему цена была сразу большой. А то, что никто в итоге ничего не сделает объясняет снижение цены.
  13. -2
    18 февраля 2020 09:09
    Я совершенно не комплексую по поводу строительства Индией собственного самолёта.
    Это - нормальное стремление любой развитой страны. Не купили у нас?
    Больше самолётов построим для своих линейных частей!
    Но откуда такое название - Tejas?
    Видимо решение о замене авиационного парка ВВС принимали старички-металлисты, любители бессмертной ZZ-Top.
    Был у них такой альбомчик. Вышел в 1976 году. В переводе - Техас.
    Как тут не задуматься о "мягкой силе" Америки... wink
    1. +9
      18 февраля 2020 09:32
      Цитата: Пауль Зиберт
      Но откуда такое название - Tejas?

      Tejas (Санскрит: तेजस् (инф.): «Бриллиант»
  14. -3
    18 февраля 2020 09:30
    Мы обсуждаем ТТХ закупленных машин или неумение вести переговоры наших манагеров?
  15. +8
    18 февраля 2020 09:53
    Великая авиационная держава, свысока заявила: Су-57-барахло и купила сей мегапапелац laughing
    1. +1
      18 февраля 2020 14:58
      И во многом правильно сделала. И те, и другие, выработают ресурс на учениях и будут порезаны на металл. Так лучше бабло в стране оставить.
  16. +2
    18 февраля 2020 10:27
    Ииндийцы поставляют на запад, в т.ч. и в штаты, значительное количество своей продукции. Расчитываться там уже не могут нормальными товарами и индийцы практически правильно поступают. Приобретая их технику военную они отбивают свои деньги. Ничего личного - только бизнес. Ну и хенералам ихним заработать надобно на откатах ибо ни один контракт на ВВТ во всем мире без этого не обходится. Знаю не по наслышке.
  17. qaz
    +2
    18 февраля 2020 10:59
    Технические характеристики
    Экипаж: 1 человек
    Длина: 13,2 м
    Размах крыла: 8,2 м
    Высота: 4,4 м
    Площадь крыла: 37,5 м²
    Коэффициент удлинения крыла: 1,8
    Масса пустого: 5500 кг
    Нормальная взлетная масса: 12 500 кг
    Максимальная взлетная масса: 15 500 кг
    Объём топливных баков: 3000 л (+ 4000 (5 × 800) л или 3600 (3 × 1200) л в ПТБ)

    Двигатели:
    1 × ТРДДФ General Electric F-404-GE-IN20 (HAL Tejas Mk.1)/1 × ТРДДФ General Electric F414-GE-INS6 (HAL Tejas Mk.2)
    Тяга максимальная: 1 × 53,9 кН (F-404-GE-IN20)
    Тяга на форсаже: 1 × 89,8 кН (F-404-GE-IN20)/1 × 98,0 кН (F414-GE-INS6)
    Лётные характеристики
    Максимальная скорость: 1920 км/ч (M=1,8)
    Практическая дальность: 2000 км
    Продолжительность полёта: 2,3 часа (без дозаправки)
    Практический потолок: 15 950 м
    Нагрузка на крыло: в зависимости от нагрузки: от 330 до 410 кг/м²
    Тяговооружённость: 0,73
    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,0/-3,5 g

    Вооружение
    Пушечное: 1 × 23-мм двухствольная пушка ГШ-23 (220 снарядов)
    Точки подвески: 8 (по 3 под каждой консолью, центральнофюзеляжный и один слева под фюзеляжем для контейнеров с оборудованием)
    Боевая нагрузка: 4000 кг различного вооружения:
    ракеты «воздух-воздух»: «Астра», Р-77 и Р-73
    противокорабельные ракеты, управлемые и свободнопадающие бомбы, НАР
    1. +1
      18 февраля 2020 12:37
      То есть в в ихнем истребители движок не индийский?
      1. +1
        19 февраля 2020 05:52
        Конечно нет. Знаешь, как говорят авиаинженеры: сделать двигатель для самолёта, гораздо труднее, чем сделать самолёт. Даже китайцы, на наших летают...
    2. +2
      18 февраля 2020 13:06
      В целом получается нормальный бомбер, в воздушный бой ему конечно лучше не вступать для этого будет су-30. Но на месте индусов я бы купил f-16
  18. +3
    18 февраля 2020 12:36
    Даже страшно подумать, как будет Индия обеспечивать весь этот зоопарк в случае военных действий. Французские российские и местные самолеты - бедные индийские логисты
    1. 0
      18 февраля 2020 14:42
      Цитата: certero
      Даже страшно подумать, как будет Индия обеспечивать весь этот зоопарк в случае военных действий. Французские российские и местные самолеты - бедные индийские логисты

      В Индии 28 штатов и 9 союзных территорий. Поделят меж собой и все дела.
      Там же народу полтора ярда человечьих душ. Да и территория не самая маленькая на этом континенте.
      1. 0
        19 февраля 2020 20:19
        У них штаты и территории никакого отношения к военным вопросам не имеют.
        1. 0
          20 февраля 2020 06:47
          Цитата: Sergej1972
          У них штаты и территории никакого отношения к военным вопросам не имеют.

          К военным вопросам имеет отношение решительно всё в стране. Даже этно-религиозное деление.
          https://warspot.ru/6636-dogry-kumaony-garhvaly
  19. -4
    18 февраля 2020 14:28
    И чё они не хотят иметь дело с РФией ?
  20. +1
    18 февраля 2020 15:56
    Во где коррупция-то при закупках в полный рост! Индийское УГ по ценам нормального самолёта. Сколько министров и замов интересно стали долларовыми миллионерами?! laughing
    1. +2
      19 февраля 2020 06:16
      А им пофигу. Они считаю, что все надо делать в своей стране. Пусть и задорого. Покупают лицензии и переплачивают за все в 2-3 раза. Но зато все делается в Индии. Люди работают. Так вот они считают. А с учетом наличия каст, деньги достаются тем, кому они всегда доставались, и, вообще, должны доставаться. Какая коррупция? Такие слова там даже не понимают.
      1. 0
        19 февраля 2020 20:20
        Официально там никаких каст нет. Вернее, юридически все жители равны.
  21. +1
    18 февраля 2020 17:34
    Это неправильный перевод статьи или нормальная индийская практика? Как следует из вышеизложенного контракт уже подписан, но лётные испытания завершатся только через два года. Странно это всё...))
  22. +3
    18 февраля 2020 18:16
    Свое конечно это хорошо. Но! Индусы свой авто нормальный сделать не смогли. Корабль не могут. Гражданского самолета своего нет. Потому и военный самолет выглядит как предшественник Миг 21)))
  23. Eug
    +1
    18 февраля 2020 19:22
    Раз уж у России нет самолетов такого класса - надо было предлагать помощь и консультации, участие в проектировании с тем, чтобы максимально "насытить" создаваемый самолет росс. технологиями, материалами, деталями, узлами, агрегатами и комплектующими. Применение изделий, унифицированных со стоящими на МиГах и Сухих, особенно производящихся в Индии, облегчило бы и удешевило логистику. При совместном проектировании и самолет мог бы поинтереснее получиться...
  24. 0
    18 февраля 2020 19:24
    посмотрим как они падать будут...
    1. +3
      18 февраля 2020 19:30
      систематически, как же еще))
  25. Комментарий был удален.
  26. -1
    18 февраля 2020 22:42
    НУ И ЗРЯ! РОССИЙСКОЕ В РАЗЫ ЛУЧШЕ. ПОТОМ ПОЙМЕТЕ. НО ПОЕЗД УЙДЕТ!!!
    1. 0
      19 февраля 2020 06:20
      Вопрос в том, что им не надо самое лучшее. Для пугания соседей у них есть. Они купили. Теперь надо как-то развивать свое самолетостроение. Как могут, так и развивают.
      Правда, зная как, скажу, что терпения у индусов на столетия. Древняя страна, что с них взять.
  27. 0
    19 февраля 2020 05:47
    Двигатель интересно и свой?
    А то вон даже у китайцев пока не очень получается я уж индусов вообще с трудом верится.
  28. +1
    19 февраля 2020 10:31
    Фигня все это.
    Главное - индия наконецто сделала своий истребитель, и будет отказываться от наших...

    А тут и Китай нас по продажам вооружений уже обогнал...
  29. 0
    19 февраля 2020 11:28
    Цитата: mmaxx
    Для пугания соседей у них есть.

    Что-то как-то сомневаюсь, что китайцы испугаются. Пакистан тоже
  30. 0
    19 февраля 2020 18:02
    гидра сионизьма готовит войну Индия VS Китай