Перспективная система посадки на любые аэродромы

2
В настоящее время в российском Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС) ведутся работы по созданию нового комплекса оборудования для обеспечения посадки самолетов в сложных условиях. По имеющимся данным, в перспективе это оборудование будет установлено на большинство эксплуатирующихся в стране самолетов. Вероятно, такой комплекс со временем даже войдет в список обязательной для авиационной техники аппаратуры, без которой она не получит соответствующие разрешения.

Перспективная система посадки на любые аэродромы


Стоит отметить, что в нашей стране системы посадки в сложных метеоусловиях или ночью появились чуть более шестидесяти лет назад. С тех пор они неоднократно обновлялись и совершенствовались. Суть их работы проста: набор антенн, расположенных вблизи от взлетной полосы, излучает направленные сигналы, которые позволяют экипажу самолета представлять свое примерное положение и корректировать его в соответствии с получаемыми сигналами. Системы т.н. слепой посадки с использованием радиоаппаратуры являются самым распространенным на данный момент типом такого оборудования. В то же время, радиомаячные системы инструментального захода на посадку имеют один характерный недостаток: далеко не все аэродромы могут быть оборудованы ими. Хотя бы в силу экономических причин. Комплекс наземной радиоаппаратуры довольно сложен и дорог. По этой причине в условиях России с ее широкой сетью небольших аэродромов требуется какое-либо альтернативное средство на случай нештатных ситуаций.

В качестве примера необходимости таких систем можно привести посадку лайнера Ту-154, произведенную 7 сентября 2010 года на аэродроме Ижма. В 2003 году Ижма была закрыта для приема самолетов, соответственно, никакой специальной аппаратуры для обеспечения слепой посадки этого типа техники аэродром не имел. К счастью, экипаж под руководством Е.Г. Новоселова сел на Ижме около восьми часов утра, когда уже рассвело. Если бы нештатная ситуация произошла ночью, то вряд ли бы инцидент закончился только небольшими повреждениями техники. Подобных Ижме аэродромов в стране много и нужно обеспечить возможность посадки на них в любых условиях. Уже давно для этих целей предлагаются телевизионные или тепловизионные системы. За рубежом первые образцы таких систем появились несколько десятилетий назад. В нашей стране также велись работы в этом направлении, но ввиду экономических проблем последних десятилетий они то приостанавливались, а то и вовсе прекращались. Теперь же в ГосНИИАС проект такого комплекса для посадки в сложных условиях вышел из стадии сбора научной информации.

Сообщается, что основой нового комплекса является тепловизионная камера. Ее задача – съемка местности впереди-внизу самолета и передача сигнала на вычислительный блок. Тот, в свою очередь, обрабатывает видеоинформацию и выдает ее на экраны экипажа. На первый взгляд, все просто. Однако руководитель лаборатории систем улучшенного и синтезированного видео ГосНИИАС О. Выголов утверждает, что система будет иметь одну интересную особенность. Вычислительная часть комплекса должна не только служить посредником при передаче сигнала. В ее обязанности также будет входить распознавание контуров взлетно-посадочной полосы, отметок на ней и осветительных приборов. На мониторы экипажа будет выдаваться изображение с подсвеченными наземными объектами. Для удобства экипажа вывод видео может осуществляться и на индикаторы лобового стекла – фактически, это не самая сложная часть проекта.

Куда большие сложности при разработке вызывают вычислитель с функцией распознавания объектов и выбранный диапазон, в котором будет собираться оптическая информация. По мнению летчика-испытателя А. Акименкова, инфракрасный диапазон, в целом, неплох, но имеет свои минусы. Прежде всего, облачность, туман и прочие подобные погодные явления будут давать помехи и мешать работе системы. Тем не менее, именно в инфракрасном диапазоне работают зарубежные аналоги отечественной системы.

Следует признать, что американские и канадские компании обошли ГосНИИАС даже не на корпус и не на два. Так, американцы из Rockwell Collins уже несколько лет поставляют свои тепловизионные системы слепой посадки концерну Airbus. Другой лидер мировой авиационной промышленности – Boeing – закупает такое оборудование у канадской CMC Electronics. Примечательно, что в настоящее время оптические системы посадки в сложных условиях еще не являются стандартом оснащения самолетов. Пока что ими комплектуются только 10-15 процентов выпускаемых машин. Однако с учетом недавнего полного отсутствия таких систем даже эти проценты смотрятся обнадеживающе. Скорее всего, в ближайшие годы доля самолетов с оптическими системами посадки значительно вырастет, а к 2020 году в ИКАО начнут поступать предложения внести их в список необходимого оборудования.

Если предположение о развитии текущей тенденции получит подтверждение, то готовая отечественная система слепой посадки будет представлена как раз к тому времени, когда уже никто не будет сомневаться в ее необходимости. Правда, сначала нужно завершить все работы, а на это уйдет несколько лет. К сегодняшнему дню были завершены только исследования по теме. Собственно разработка комплекса была начата совсем недавно. Будем надеяться, отечественная аппаратура в будущем сможет попасть не только на отечественные самолеты, но и на зарубежные.


По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://radiovesti.ru/
http://centennialofflight.gov/
http://cmcelectronics.ca/
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    25 июля 2012 23:08
    Чем больше пишу, топча клаву, тем хуже у меня почерк.... request
  2. +1
    27 июля 2012 00:23
    В 88м "Буран" на автомате посадили , а теперь опять в попе мира плетемся.
    Не справляется тепловизионная камера с туманом- разложим костры перед полосой как в 41м .