БПК-3, или Португальский кораблик

44

Тема статьи родилась сама собой, без помощи муз и пегасов, когда ваш покорный слуга изволил нежиться под ласковым крымским солнцем на пляже южного берега российского Крыма. Причинно-следственная связь хода ленивых мыслей привела к радужному выводу, что даже главное политическое событие лета (выход администрации Соединённых Штатов Америки из Договора по ракетам малой и средней дальности) никоим образом не может повлиять на ход курортного сезона, ведь через две недели о нём уже перестали говорить даже в специализированных средствах массовой информации. И вот, как говорится, серебряные ложки нашлись, а неприятное впечатление всё же осталось, осталось и желание предоставить асимметричную ответочку мировому гегемону.

Большая и самая современная часть ракетно-ядерного потенциала США размещена на атомных подводных лодках «Огайо» с баллистическими ракетами «Трайдент-2» и крылатыми ракетами «Томагавк». Планы их замены на ПЛАРБ нового поколения «Колумбия» тоже долгосрочны и реальны. Добавим к ним ПЛАРБ потенциальных «партнёров» — Великобритании и Франции. Нельзя забывать и о менее смертоносных, но более опасных для наших РПКСН атомных подводных лодках-охотниках с ракетно-торпедным вооружением этой троицы. Поэтому и надо попытаться найти противодействие этой серьёзной и долгосрочной угрозе, но с учетом разности экономических возможностей и географического положения наших стран.



Какие только мысли не навеет утренний бриз лежащему на пляже пенсионеру! Почему доисторические мегалодоны и современные косатки и кашалоты не сожрали таких беззащитных беспозвоночных, как португальский кораблик (физалия)? Да потому, что он токсичен! Так и в нашем мире: где на море промышляют авианосные ударные группы и атомные подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами на борту, надо создать много примитивных и дешёвых, но достаточно «токсичных» кораблей. А что может быть примитивнее парусника, на котором в качестве токсина есть в наличии ядерный реактор и ракетное оружие со спецзарядами?

Предыдущий абзац пояснил смысл второй половины названия статьи. В профессиональной среде аббревиатура БПК не может интерпретироваться иначе как большой противолодочный корабль. А цифра 3 подразумевает под собой три варианта использования корабля: как противолодочный, как патрульный и как пиратский (да да, не удивляйтесь – в смысле «благородного пирата»!), все три варианта на букву «П», и их можно комбинировать.

Если отмотать морскую историю на пять сотен лет в прошлое, в эпоху великих географических открытий и вспомнить шедевры парусного кораблестроения человечества, мы легко найдём примеры походов кораблей продолжительностью в 2-3 года, когда переплывали все океаны вдоль и поперёк и, конечно же, совершали кругосветные одиссеи. На парусниках была открыта Антарктида и все значимые острова архипелагов Северного Ледовитого океана. А чего стоили знаменитые гонки «Чайных клиперов» и «Континентальная блокада» наполеоновской Европы! А примеры из истории парусного флота нашей континентальной страны: Екатерининская эскадра у берегов самопровозглашённых Соединённых Штатов Америки и регулярные походы парусных судов из европейской части страны на Дальний Восток и даже на западное побережье той же Америки… Ни один корабль современного российского флота, кроме обладателей ядерных реакторов на борту, не способен достичь берегов США, выполнить там задачу боевого патрулирования и вернуться на базу. Зато парусное военное судно без особых проблем совершит подобный переход туда и обратно и с изяществом выполнит патрулирование указанной в приказе акватории и гордо продемонстрирует российский флаг. Образцом и примером для проекта нового российского большого противолодочного корабля в моём представлении может послужить знаменитый парусник «Мальтийский сокол», описание и вид которого не оставит равнодушным ни одного истинного романтика моря. Подумайте: миллионы долларов, затраченные на гламурную роскошь и немыслимые удобства для элитной публики, потратить на оснащение корабля лучшими образцами вооружения отечественного производства!

Так как мы озадачились созданием серьёзного универсального, но всё же большого противолодочного корабля, то в основу его архитектуры и вооружения должны быть положены возможности и требования к размещению на борту лучшего в настоящее время гидроакустического комплекса, на создание которого только способен отечественный ВПК. Это «Амфора» с АПЛ проекта 885 «Ясень». Хочется верить, что он действительно способен услышать, как пускает газы креветка в Калифорнийском заливе. Если судить по общедоступным схемам и материалам о проекте «Ясень», то габариты сферической антенны ГАК вписались в передний отсек АПЛ, вытеснив оттуда даже торпедные аппараты, что нарушает сложившуюся морскую традицию, но обеспечивает кораблю максимально возможную информативность. Диаметр переднего отсека подводного корабля проекта «Ясень» составляет 10 метров, его габариты и прочность обеспечивают комфортную работу гидроакустического комплекса и на максимальной глубине погружения, и при выполнении функции форштевня при движении полным ходом. Вполне решаемая инженерная задача — разместить эту же или подобную сферическую антенну в обтекателе под килем парусника-противолодочника, выполнив её на жёстком креплении, с помощью которого можно было бы всю конструкцию убирать в основной корпус корабля. Подобное инженерное решение позволяет сразу расширить зону обзора гидролокатора на всю нижнюю (читай: подводную) полусферу корабля. Если любая подводная лодка, да и противолодочный корабль с наличием пары, а то и тройки гребных винтов в кормовой оконечности, работающими двигателями внутреннего сгорания и редукторами, фактически слепы в задней полусфере, а при увеличении хода гарантированно глохнут и в передней полусфере, то на парусном противолодочнике таких проблем возникнуть просто не может. В то же время наличие приличного балласта в виде огромного обтекателя под килем корабля положительно скажется на остойчивости судна и его мореходных качествах. Бесспорно, пострадают скоростные характеристики парусника, но ими можно и нужно пожертвовать во благо эффективности акустического ведения подводной разведки. Зато на дальних переходах в районы боевого применения с убранным обтекателем и при полных парусах БПК-3 вполне поспорит с классическими военными кораблями на экономичном ходу. В дополнение возможностей по обнаружению подводных лодок предусмотреть размещение на корабле и буксируемой пассивной протяжённой антенны. И чтобы всерьёз заставить себя уважать всех подводников мира, на корабле будут размещены два противолодочных вертолёта с соответствующим этому классу машин вооружением и средствами обнаружения.

В качестве основного вооружения можно рассмотреть следующую комбинацию: две установки УКСК вертикального пуска 3С14, комплекс противоторпедной защиты и две установки зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь М». Для борьбы с ПЛ вполне достаточно иметь в боекомплекте ракето-торпеду семейства «Калибр» 91рт2 в количестве восьми штук и по четыре ракеты для нанесения удара по базе подводных лодок или другим объектам военной инфраструктуры и в противокорабельном варианте. Это же вооружение способно отразить как торпедную, так и ракетную атаку самой подлодки. Появление такой боевой единицы в нейтральных водах у базы подводных лодок вероятного противника и около защищенного района боевого дежурства наших РПКСН нельзя будет проигнорировать.

Использование для движения корабля энергии ветра делает доступным для него любой уголок планеты и обеспечивает феноменальную автономность, которая, в свою очередь, сильно зависит от условий обитаемости экипажа. К сожалению, стихия ветров переменчива, капризна, а порой и опасна. Два водомётных движителя с приводом от электромоторов помогут избежать команде многих проблем как в полный штиль, так и в бурю с непопутным ветром. Источником электроэнергии станет второй «токсин» на корабле – компактный ядерный реактор! Его мощность должна с запасом обеспечить и движение корабля малошумным ходом в 4-6 узлов, и бесперебойную надёжную работу всего комплекта вооружения и автоматики управления парусами, и, конечно же, всю мыслимую инфраструктуру жизнеобеспечения экипажа (опреснители воды, холодильники, кондиционеры, камбуз, сауну, прачечную и т.д. и т.п.). Даже комплект батареи аккумуляторов, как на дизельных подводных лодках, не будет лишним в качестве резервного источника энергии и балласта.

Предугадывая скепсис по реализации подобной энергоустановки, почитал информацию про АПЛ «Лошарик». Весь энергодвижительный комплекс корабля в 2000 тонн водоизмещения занимает не более половины от 70-метровой его длины и укладывается в габарит по ширине всего в 7 метров. А мощности хватает на развитие полного хода в 25 узлов! Если чисто гипотетически откинуть балластные цистерны, запредельную толщину титанового корпуса в виде сферических сегментов для глубоководных погружений и прочие навороты для подводного корабля, то подобную ядерную энергодвижительную установку для надводного корабля вполне реально вписать в габариты трюма парусного судна, даже такого, как «Мальтийский сокол». Для справки и дальнейшего рассуждения: водоизмещение «Сокола» 1240 т; длина корпуса 88 м; ширина на миделе 12,6 м; осадка 6 м; высота мачт 58 м; площадь парусов 2400 м2; скорость под парусом до 15 уз.

А теперь включаем фантазию и представим себе в виде похожего парусника наш БПК-3 с водоизмещением корпуса в 5000 т! Сравнимо с отечественным четырёхмачтовым барком «Крузенштерн». Реально существующий корабль с почти вековой историей эксплуатации. Если оставить парусное вооружение в передней части корабля практически без изменений как на трёхмачтовом «Мальтийском соколе», а увеличить длину корпуса до 130 метров, то на корме вполне себе можно позволить разместить и ангар для пары противолодочных вертолётов с посадочной площадкой. При указанном водоизмещении и длине естественно изменятся и остальные размеры корабля: ширина на миделе 15 м; осадка 7 м; высота мачт 60 м; площадь парусов 2500 м2; скорость под парусом до 12 уз. Конечно же, все эти цифры высосаны из пальца, но предложите свои варианты!

Разработка проекта и строительство серии подобных кораблей на отечественных верфях и с российскими комплектующими выйдет не дороже патрульного атомного ледокола или фрегата. Неукраинская ядерная энергоустановка, современное российское вооружение и электроника, надеюсь, и с корпусом проблем у ОСК возникнуть не должно. А вот как быть с мачтами и парусами а ля «Мальтийский сокол», смогём ли? Обсудим в комментариях.

И вот нечто подобное начнёт патрулировать маршруты развёртывания и районы несения дежурства подводных лодок сначала у наших берегов, а затем появится у Гуама, Пёрл-Харбора, Бангора и Норфолка… Какова будет реакция «партнёров»? Думаю мы услышим и узнаем много интересного из жизни подводного флота вероятного противника. И это только противолодочный вариант использования корабля. Если в УКСК загрузить 16 «Калибров» в дальнобойном исполнении и выйти на патрулирование в Средиземное море или Мексиканский залив на пару месяцев, напрягутся уже и генералы ВВС, отвечающие за ПВО прибрежных стран и штатов. Конечно же, пиратский вариант использования — это экзотика, но подобные действия вполне могут быть предусмотрены отдельными приказами в пакетах на корабле, которые вскрывают по отдельному распоряжению или в указанной точке Мирового океана.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 февраля 2020 15:12
    А вот как быть с мачтами и парусами а ля «Мальтийский сокол», смогём ли?

    Смогем конечно. Есть действующие корабли под парусным движителем нового типа ,в виде трубы, которую вращает ветер, а она передает усилия на винт.Читал про такие в "Технике молодежи".
    1. +1
      19 февраля 2020 15:28
      Действительно, парусное оснащение вовсе не обязательно использовать классическое. Есть разные варианты.
    2. +2
      19 февраля 2020 16:38
      Ещё проще - турбопарус.
  2. +15
    19 февраля 2020 15:13
    Извините, не стал даже дочитывать.
    1. +6
      19 февраля 2020 15:24
      Цитата: Печенег
      не стал даже дочитывать.

      Архиправильное решение, батенька!(с) laughing Дык, из первого же абзаца всё становится понятно:
      изволил нежиться под ласковым крымским солнцем на пляже южного берега российского Крыма.
      Всё на поверхности: автора хватил солнечный удар. Да, крымское солнце коварно. wassat
      1. +3
        20 февраля 2020 11:51
        Цитата: Paranoid50
        Всё на поверхности: автора хватил солнечный удар. Да, крымское солнце коварно.

        Знаем мы это крымское солнце... в бочках и бутылках. smile
        1. +2
          20 февраля 2020 11:52
          Цитата: Alexey RA
          в бочках и бутылках.

          Дык, один сорт так и назывался - "Солнцедар". fellow wassat
    2. +1
      19 февраля 2020 15:40
      Чукча не читатель- чукча писатель...
  3. +2
    19 февраля 2020 15:18
    Еще осталось добавить алые паруса.
  4. qaz
    +6
    19 февраля 2020 15:21
    Столько букв и никакого смысла. Дочитывать не имеет смысла.
  5. 0
    19 февраля 2020 15:25
    Я видел нечто подобное. В амерзском кино, где советская шхуна забросила авианосец во времена второй мировой...
  6. 0
    19 февраля 2020 15:40
    Это когда русский флот при Екатерине 2 был у берегов Америки , поддерживая войну за незавсимость? Может спутали с 19 векко 1861-63 года наши эскадры стояяли на западе и востоке США , для поддержки северян.
    1. +1
      19 февраля 2020 18:22
      Ну, точно, не было такого.
      Как раз не участие русского флота способствовало независимости северо-американских штатов.
      Ну, если можно считать территориями то, что похоже на пятна от подтёков промокших на глобусе берегов в северо-западной Атлантике.

  7. +9
    19 февраля 2020 15:50
    Фальшстарт. Первое апреля через 1,5 месяца.
    1. 0
      19 февраля 2020 17:44
      Ниче се фальшстарт на век раньше , да послали неведомо куда laughing !!!
  8. +2
    19 февраля 2020 16:06
    Корпус деревянный или из стеклопластика? В первом случае каждые три года основное обслуживание; во втором - какбы из титана не вышло дешевле...
    Еще, если есть ядерный реактор, то зачем нужны паруса? Убираем и получится место для вертолета(ов) - т.е. нормальный противолодочный корабль.. А если "спрятать" под водой, то получится многоцелевая АПЛ smile
    Кстати, деревянные судна строились и в наше время, но для очень специфических целей.
  9. +2
    19 февраля 2020 16:23
    А что может быть примитивнее парусника, на котором в качестве токсина есть в наличии ядерный реактор и ракетное оружие со спецзарядами?
    Репульсоры не нада? И еще непременно добавить блэк-джэк с женщинами пониженной социальной ответственности.
    Но если вопрос о "токсичности", а не о подавляющей боевой мощи, тогда давайте без ядерных реакторов, пожалуйста. Ни единого литра "лишнего" водоизмещения. Пластиковый корпус, надувные баллоны для улучшения плавучести, несложный комп и пусковая с двумя ракетами. Одноразовая, с максимумом разрушаемых неметаллических деталей. Как можно ближе к поверхности воды. Электродвигатель, пакет аккумуляторов, солнечные батареи. Правильная окраска...
    Вот это будет токсично, и при том дешево.
  10. 0
    19 февраля 2020 16:33
    Какое отношение имеет пища,которой и без парусника хватает ,к противостоянию с АПЛ противника?:
  11. 0
    19 февраля 2020 16:42
    А зачем нужны такие высоченные мачты? Не лучше ли поставить почти компактные турбопаруса?
  12. +1
    19 февраля 2020 17:04
    Португальский кораблик





    Да, да, да.
    Очень уместно сравнение с португальским каорабликом Диаша, Кабрала и Васко де Гамы.
    Не идти путем ошибок Колумба на карраке в Индию, в которую так и не найден путь и приплыть в Америку.
    А идти в идти на каравелле в Индию, найдя туда путь и попутно открыть Америку.
    1. 0
      20 февраля 2020 05:52
      Писибот какой то.
  13. +2
    19 февраля 2020 17:21
    при полных парусах БПК-3

    м-дя... еле дочитал до конца этот бред. Действительно, южное солнышко коварно. Можно тепловой удар получить (что, видимо, и имело место с автором сего опуса в данном случае)

    юбая подводная лодка, да и противолодочный корабль с наличием пары, а то и тройки гребных винтов в кормовой оконечности, работающими двигателями внутреннего сгорания и редукторами, фактически слепы в задней полусфере
    автору что-нибудь известно про ГАК с буксируемой антенной???
    Кроме того, достоинством буксируемой антенны является высокая чувствительность, особенно в пассивном режиме - благодаря значительной длине на нее меньше влияют шумы и вибрация от энергоустановки самого корабля-носителя
    1. +1
      20 февраля 2020 20:25
      [/quote]автору что-нибудь известно про ГАК с буксируемой антенной???
      Кроме того, достоинством буксируемой антенны является высокая чувствительность, особенно в пассивном режиме - благодаря значительной длине на нее меньше влияют шумы и вибрация от энергоустановки самого корабля-носителя[quote]


      ГПБА (гибкая протяженная буксируемая антенна) имеет диаграмму в виде "крыльев бабочки" (ну или "тороид" для грамотеев) и ничего не слышит по корме. Она даже борт цели без маневрирования определить не сможет. Работает исключительно в пассивном режиме. Основное предназначение-поиск целей в низкочастотном диапазоне звука. Представляет (на ПЛ) из себя (информация приблизительная-только для понимания масштабов) 250 метров "вязанки гидрофонов" и 750 метров кабель-троса. На конце антенны находится "концевое тело", предназначенное для стабилизации этого "чуда". Толщина непосредственно антенны соизмерима с толщиной руки человека. Имеет приличную ошибку пеленгования в сравнении с основной антенной ГАК. Применение (эффективное) оружия по ее данным невозможно.
      У любого корабля (лодки) корма-слепая зона.
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    19 февраля 2020 18:19
    Начнем с того, что парусники НИКОГДА не совершали кругосветку без захода в порты или схода на берег.
    Им элементарно нужна была вода (как минимум).
    Самое длинным путешествием можно считать переход Колумба до Америки (точнее до Карибских островов).
    Все остальные путешествия, крейсерства - это переход из порта в порт (или рейда на рейд), где в каждой точке пополнялся запас продовольствия и воды..
    Поэтому если посчитать, то реальная автономность парусников была не столь высокой и вполне сопоставима с современными кораблями.

    У современных кораблей проблема в топливе и в меньшей степени в еде.

    Поэтому смысла особого нет. И потом, как минимум, в узостях преимущество парусников теряется, т.к. требуется машина, чтобы их пройти. Плюс про льды не забываем.

    Если же говорить о конкретно о ЧИСТО Противолодочных кораблях, то имеет смысл рассмотреть варианты с ПЛ, т.к. ПЛ проще соблюдать свою скрытность при охоте (факт, что ПЛ слышит ЛЮБОЙ надводный.корабль в несколько раз дальше, чем наоборот). Плюс специфика некоторых морей. Плюс меньше нужно думать о ПВО.

    Также можно рассматривать большой (относительно) надводный корабль-матку для различных беспилотных платформ: воздушных, надводных, подводных. Т.е. корабль, который может создать сеть датчиков.

    Кстати, носителем части беспилотников (даже БПЛА) может быть и ПЛ.
    1. 0
      19 февраля 2020 18:37
      Самое длинным путешествием можно считать переход Колумба до Америки (точнее до Карибских островов).


      Погуглите переходы Джеймса Кука и Фернана Магеллана.
      1. 0
        19 февраля 2020 23:46
        Может и длиннее, но по времени все равно в где-то раз 1- 1,5 месяца водой запасались. Иначе не получалось.
        И как только представлялась возможность на берег сходили.
        1. 0
          20 февраля 2020 05:48
          Цитата: alstr
          в где-то раз 1- 1,5 месяца водой запасались.

          Какая вода! Очем Вы?
          Цитата: alstr
          И как только представлялась возможность на берег сходили

          А на берегу - ларек. А в ларьке смерть кащеева - термоядерный удар под названием "Солнцедар":
  16. +1
    19 февраля 2020 18:38
    Можно сделать еще интересней, поставить вентилятор, его будет раскручивать ветер, а вентилятор уже будет дуть на паруса и электричество вырабатывать.
  17. +1
    19 февраля 2020 18:49
    Идея апгрейда парусных "Кью-шипов" действительно не нова, подобное еще в 70-80х публиковалось, как правильно заметил один из коллег, в журнале "Техника - молодёжи". Есть вполне приемлемые варианты - корабль гидролокационного обнаружения/контроля, с весьма ограниченными ударными функциями. Корпус - лучше тримаран, паруса - 2-3 жестких крыла плюс 1 турбо-парус на вал генератора. ГАК разделен, гидрофоны по ориентированным группам интегрированы в корпус, плюс обязательно - ГПБА... Но приведенный в статье авторский вариант - действительно лихая маниловщина и плод влияния летнего крымского солнца, оно у нас весьма коварное...:)
    Автор предлагает что-то вроде монокорпусного галеона примерно на 1500т с мини-ЯЭУ и обычным парусным вооружением, плюс ПЛУР, ЗУР, ТА, АК-батарея да и еще с опускаемым под корпус сферическим ГАК от 885-го. Душераздирающее, должно быть, зрелище... Но дьявол, как обычно, кроется в мелочах.
    - ГАК, как предлагает автор, опускается под киль из шахты, встроенной в корпус корабля. Диаметр ГАК никак не менее 8-9 метров, плюс объём для механизма опускания. Все это выливается в общую ширину корпуса по миделю метров в 15-18, что при предлагаемой длине в 80-90 метров и заявленном примерном водоизмещении вынуждает применять совсем не мореходные обводы. Да и какая осадка будет у такого левиафана. Кроме того, сквозная шахта большого диаметра примерно в средине корпуса (для сохранения приемлемой остойчивости) вынуждает размещать механизмы ГЭУ в двух практически не соединяемых автономных эшелонах. Даже для самого компактного ЯР все равно нужны и паропроводы и турбины с редукторами и биозащита, плюс линия вала и многое другое... А куда еще тыкать УВП...Поэтому заявляемое водоизмещение не сохранится, а ГЭУ не получится скомпоновать от слова вообще. А уж взлетающие ПЛУР/ЗУР могут и в такелаже запутаться...
    - польза от такого ГАК также весьма сомнительна. ПЛ со сферическим крупным ГАК на рабочей глубине погружения практически не испытывает бортовой или килевой качки. Не создается проблем с определением пеленга на цель. Океан на поверхности штилевым почти никогда не бывает, в приповерхностном слое паразитные шумы от волн, в т.ч. отраженных от корпуса, будут просто тупо мешать работе такого ГАК. Да и подвес надо делать типа карданного, иначе ГАК будет болтать. Да и на таком корпусе, как предлагает автор - ГАК вообще будет чем-то вроде плавучего якоря...
    В общем - хотелось как лучше, ну а получилось то, что получилось... Но было забавно, человек даже на отдыхе о Родине думал...
  18. 0
    19 февраля 2020 19:29
    Тема гидроакустики на паруснике давно ходит среди профессионалов. Еще в 80-х годах мой командир хотел на эту тему диссертацию писать, материалы собирал. Эта тема сама напрашивается думающим офицерам! а успех "Алкиона" Ж.И.Кусто вселяет надежду на то, что современная интерпретация паруса жизнеспособна вполне.
    1. +2
      19 февраля 2020 19:48
      Цитата: Галеон
      современная интерпретация паруса жизнеспособна вполне

    2. +1
      20 февраля 2020 05:37
      Цитата: Галеон
      Тема гидроакустики на паруснике давно ходит среди профессионалов.

      Очень жаль, что их вовремя изолировали.
  19. +1
    19 февраля 2020 19:32
    Ну-ну автор! Надо ж всё-таки немного быть в этой реальности.....
  20. +1
    19 февраля 2020 21:33
    Есть ещё вариант.
    Глайдер идущий в подводном положении с буксируемой энергоустановкой, состоящей из платформы солнечных батарей.
    При обнаружении сонарами, идущих встречным курсом объектов, платформа подтапливается.
    1. 0
      20 февраля 2020 05:34
      Цитата: Гваздилла
      Есть ещё вариант.
      Глайдер идущий в подводном положении с буксируемой энергоустановкой, состоящей из платформы солнечных батарей.
      При обнаружении сонарами, идущих встречным курсом объектов, платформа подтапливается.

      Вам бы книжки писать!
  21. 0
    19 февраля 2020 22:46
    Идея отличная. И не в одном экземпляре надо, а серию хоть в полдюжины..
  22. 0
    20 февраля 2020 05:29
    ... Я уверен в успехе! Так и передайте товарищу Дзержинскому!
  23. +1
    22 февраля 2020 15:48
    Ага, я тоже писал, что истребителю нужны 2 вещи: АФАР и дальнобойная ракета, а так это может быть кукурузник, без всяких там сверхзвуков и ОВТ за безумные миллионы... Запинали. Хотя ни одного аргумента, кроме скорости переброски между ТВД, я не услышал.
  24. 0
    25 февраля 2020 11:15
    На данную статью и комменты мозх ответил- дрейфующая ПлавБаза, скорее не подтопляемая. С шахтами радиолокации ПЛ и всеми остальными комплексами. Чем дешевле, тем лучше. Наиболее автоматизированная, что б персонала поменьше. От Воздуха отобьётся, глубинные метнёт, посейдоны с авангардами на борту, плюс торпеды. К теме автора - беспилотники вместо вертолётов или же дирижабли на метане. Ну и МБР до кучи. Ещё и буи может ставить. ГЛОНАСС там притянет.
    ___По-сути эта ПБ уже не корабль, а некая станция. Ход ей тока манёвренный нужен. Выйдет дешевле корабля. Отстреляться успеет (целей насобирает заранее), затопить такое сложно, эвакуироваться любым катером элементарно. Ну будет он/она/оно на прицеле, как и любой крейсер или тот же БПК и что? Время жизни корабля в наше время- так себе. А вот изучать гидроакустику на нём и слушать пуки креветок у антиподов- самое оно.
    ___Всё это в рамках фантазии.
    1. -1
      26 февраля 2020 11:04
      Цитата: CBR600
      ___По-сути эта ПБ уже не корабль

      Отколоть Камчатку наХрен от континента отбойными молотками, и пустить в дальнее плавание!
      1. 0
        26 февраля 2020 11:09
        Плавучий космодром, чем не платформа?
        1. -1
          26 февраля 2020 11:12
          Цитата: CBR600
          Плавучий космодром, чем не платформа?

          Все же камчатка лучше. Если ее правильно от берега оттолкнуть, то она через пару лет пристанет к Гавайским островам. Там и до Америки рукой подать.
          1. 0
            26 февраля 2020 11:16
            Определят как естественное приращение площади и отымут. Хотя, если с населением и постройками и флагом, может прокатить
            1. -1
              26 февраля 2020 11:19
              Цитата: CBR600
              Определят как естественное приращение площади и отымут. Хотя, если с населением и постройками и флагом, может прокатить

              У Камчатки масса больше, она подомнет под собой Гаваи. Референдума не будет. Опять же, по МППС-72 помеха с права у Американцев, и они должны уступить.