Бронированная колесная машина «Арлан»: на мировом уровне

29

Броневик Marauder южноафриканского производства. Фото Paramount Group / paramountgroup.com

В 2013 г. Казахстан и ЮАР договорились о запуске совместного производства бронированных колесных машин (БКМ) «Арлан» – доработанной версии серийного броневика Marauder. Эти договоренности были выполнены, и армия Казахстана получила новейшую бронетехнику. Она до сих пор остается в серии, а параллельно принимаются меры по ее совершенствованию.

От договора к совместному производству


История бронеавтомобиля «Арлан» (каз. «Волк») восходит к концу двухтысячных годов. В 2008 г. южноафриканская компания Paramount Group представила броневик Marauder, предназначенный для продаж на международном рынке. Вскоре начались переговоры с несколькими странами о поставке готовой техники или о запуске совместного производства.



В начале десятых годов ряд разработок Paramount Group заинтересовал казахстанскую армию, и начались соответствующие переговоры. Как и некоторые другие заказчики, Казахстан не планировал покупать готовую технику, но собирался запустить собственное производство. Соответствующий контракт появился в 2013 г. Он предусматривал создание совместного предприятия и производство сразу нескольких БКМ.


"Арлан" казахстанской сборки с боевым модулем "Сункар". Фото Г. Беденко / informburo.kz

В соответствии с контрактом было создано предприятие Kazakhstan Paramount Engineering (KPE). В 2014-15 гг. вблизи Астаны построили завод, которому предстояло осуществлять сборку бронетехники. Комплектующие для БКМ планировалось изготавливать на месте и получать из ЮАР. Изначально степень локализации составляла всего 20%, но вскоре ее довели до 70%. Было налажено местное производство корпусов и других агрегатов. Затем началось проектирование собственных боевых модулей и электроники.

Первые броневики «Арлан» построили и передали заказчику в 2017 г. Производство продолжается до сих пор, и регулярно поступают сообщения о передаче очередной партии из нескольких десятков броневиков. В 2018-19 гг. армия получила около сотни новых машин. Ведется поиск потенциальных заказчиков среди зарубежных стран.

Зарубежная платформа


БКМ «Арлан» представляет собой броневик Marauder с незначительными изменениями, выполненными по желанию заказчика с учетом условий эксплуатации. По основным характеристикам два броневика идентичны. «Арлан» представляет собой машину класса MRAP с развитой противопульной и противоосколочной защитой. Она обеспечивает перевозку личного состава и может комплектоваться вооружением разных типов.


"Арлан" и "Барыс". Фото Г. Беденко / informburo.kz

Броневой корпус БКМ «Арлан» имеет защиту 3 уровня по стандарту STANAG 4569. Обеспечена защита от небронебойных 12,7-мм пуль и подрыва 8 кг тротила под колесом либо днищем. Корпус разделен на защищенный моторный отсек и единый обитаемый объем, вмещающий экипаж и пассажиров. Предусмотрено развитое остекление, обеспечивающее хороший обзор. Все стекла, за исключением лобового, оснащены амбразурами для стрельбы из личного оружия. Днище корпуса имеет характерную «противоминную» V-образную форму.

Под капотом находится турбированный дизельный двигатель мощностью 285 л.с. с автоматической коробкой передач. Автомобиль имеет полный привод. Ходовая часть построена на основе независимой подвески; использованы шины 16.00 R20. Колеса оснащены жесткими вставками, позволяющими двигаться при пробитии шин. Тормозная система пневматическая с ABS.

В защищенном объеме размещается до 10 человек. Для водителя и командира предназначены кресла в передней части отсека с доступом через собственные боковые двери. Семеро десантников попадают в машину и покидают ее через кормовые двери или люки в крыше. Обитаемый отсек, как и моторное отделение, имеет систему пожаротушения.


ДУБМ "Сункар". Фото Г. Беденко / informburo.kz

Климат Казахстана привел к необходимости установки некоторых агрегатов. Для запуска в холодное время года двигательная установка оснащена средствами подогрева. Обитаемый отсек комплектуется кондиционером.

Снаряженная масса «Арлана» - 13,5 т, боевая масса – 16 т. Броневик развивает скорость до 100 км/ч и имеет запас хода 700 км. Полноприводное шасси обеспечивает преодоление различных препятствий. Водные преграды пересекаются по бродам.

Вопросы вооружения


Базовый проект Marauder предусматривает возможность оснащения броневика тем или иным вооружением различных классов, в первую очередь пулеметами на турелях или дистанционно управляемых модулях. БКМ «Арлан» сохраняет такие возможности. Для монтажа боевого оснащения применяется круглое посадочное место в передней части крыши.

В прошлом, начиная с 2016 г., «Арланы» неоднократно демонстрировались с различной конфигурацией вооружения. На выставках и полигонах фигурировали БКМ с пулеметными ДУБМ нескольких типов. Также показывали зенитный броневик, оснащенный ПЗРК. На его модуле разместили оптику и четыре ТПК с ракетами.


Подготовка к тестовым стрельбам. Фото Г. Беденко / informburo.kz

Компания KPE продолжает разработку новых вариантов вооружения для «Арланов». Сейчас проводятся огневые испытания нескольких образцов такого рода. На полигон выводятся разные типы бронетехники с различными типами вооружений. Так, специально для «Арлана» создан ДУБМ «Сункар» («Сокол») с комбинированным пулеметным вооружением разных калибров.

Изделие «Сункар» представляет собой компактную башню, устанавливаемую на крыше броневика-носителя. Управление осуществляется с компактного пульта, монтируемого в кабине. Боевой модуль имеет оптико-электронный блок с дневным и ночным каналом. Вооружение включает крупнокалиберный пулемет НСВ и изделие ПКТ нормального калибра. Система управления огнем построена на платформе «Шұғыла». Аналогичные СУО используются вместе с другими боевыми модулями разработки KPE. Параллельно испытывается ДУБМ «Ансар» для бронетранспортера «Барыс». Также создан модуль «Туран», предназначенный для монтажа на боевых катерах.

Система «Шұғыла» включает устройства для контроля за вооружением и башней, имеет автомат сопровождения целей, баллистический вычислитель и т.д. Предусмотрен режим обучения, позволяющий проводить подготовку оператора без использования отдельного тренажера.


Пульт управления "Сункаром". Фото Г. Беденко / informburo.kz

К преимуществам «Сункара» следует отнести небольшие размеры и массу, а также наличие двух пулеметов с разными характеристиками. Модуль может вести огонь с возвышением до 88°; скорость поворота башни – 110 град/сек. За счет этого ДУБМ может атаковать как наземные, так и воздушные цели. Дальность и эффективность огня по всем целям определяется характеристиками изделий НСВ и ПКТ.

ДУБМ «Сункар» пока находится на стадии испытаний и еще не принят на вооружение. Однако компания-разработчик проявляет оптимизм и надеется, что армия Казахстана заинтересуется этим изделием. Новый модуль может показывать преимущества перед существующими изделиями, и его применение расширит боевые возможности «Арланов». Новую линейку модулей планируется вывести на международный рынок. Также возможно создание перспективных изделий на платформе «Шұғыла».

На мировом уровне


Считается, что предприятия ЮАР входят в список мировых лидеров в сфере бронеавтомобилей класса MRAP. Соответственно, броневик Marauder можно считать очередным успехом южноафриканских инженеров в этой области. Все это подтверждается наличием ряда крупных заказов, а также контрактов на совместное производство техники.


Фото Г. Беденко / informburo.kz

В свое время собственные сборочные линии для «Мародеров» открыли Азербайджан, Иордания и Сингапур. Еще несколько стран, не имеющих необходимых возможностей, предпочли закупать готовую технику. В 2013 г. к странам, желающим освоить сборку техники из собственных и импортных комплектующих, присоединился Казахстан.

К настоящему времени армия Казахстана получила около сотни броневиков «Арлан» с разным оснащением и вооружением. Параллельно осуществляются поставки других броневиков южноафриканской разработки и совместного производства. Эти процессы оказывают существенное влияние на развитие вооруженных сил и наращивание обороноспособности.

Не имея собственных компетенций и опыта разработки бронетехники, Казахстан обратился за помощью к одному из мировых лидеров в сфере бронеавтомобилей. За счет этого всего за несколько лет удалось построить новое предприятие и начать перевооружение, а также запустить разработку собственных образцов. Положительные последствия этого очевидны.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    19 февраля 2020 07:04
    Может\ наверняка, это транспортное средство супер хорош для саванн и степей ... у нас оно не везде пойдёт, это факт.
    Ограниченно пригоден, как и прочая колёсная техника.
    А так, ХОРОШ!
    1. +9
      19 февраля 2020 07:21
      Однако мы делаем и Тигры и Тайфуны....значит нужна нам такая техника.
      1. 0
        19 февраля 2020 07:31
        Дороги и степи у нас тоже есть. Страна БОЛЬШАЯ, всего и много есть!
        1. +3
          19 февраля 2020 07:33
          У этих машин,в отличие от наших, к примеру - они созданы на гражданских агрегатах . Доступных и с высоким ресурсом и их можно экспортировать без ограничений. А корпуса варить по месту. У нас часть МРАП тоже по такому пути пошло...а ЮАРовцы в каких то машинах стали использовать узлы УРАЛа. Видимо, с прицелом на рынок СНГ.
          1. +1
            19 февраля 2020 07:41
            Можно подумать, нашу военную технику делают из "уникальных военных деталей" всю. Это обычная практика.
            Просто надо ПОМНИТЬ, что ничто универсальное не бывает очень хорошо и там и сям!
            Есть узлы, детали, просто одинаковые, но много того, что может применяться только специальное.
            Короче, всему есть своё место.
            1. +2
              19 февраля 2020 07:50
              Ну у Тигра подвеска аналогичная БТР...попробуйте без санкции правительства его экспортировать....а Урал вполне можно, а потом его агрегаты установить в бронекорпус на месте. Вот так же и здесь. Там на заднем плане еще и БТР 8х8 показан. там аналогичная ситуация. Он не плавает тольк.
              1. +2
                19 февраля 2020 12:38

                Это "Барыс", сейчас проходит испытания.
                1. +1
                  19 февраля 2020 12:45
                  Вот его специально разработали с возможностью продавать в любые страны....основан на коммерческих агрегата и системах. Кроме вооружения
                  1. +1
                    19 февраля 2020 14:21
                    Цитата: Zaurbek
                    Вот его специально разработали с возможностью продавать в любые страны....основан на коммерческих агрегата и системах. Кроме вооружения

                    Там по желанию заказчика,двигатели и узлы от любых производителей,даже от камаза или Маза,Наши выбрали дизель Каминсы из Китая и коробку автоматическую Аллисон от туда же.
                    А вот броню еще пока покупаем,не те объемы производства что бы феросплавный заводик с прокатным станом строить,хотя по близости есть не давно открыли.
              2. +2
                19 февраля 2020 16:02
                Есть еще трехосный вариант БКМ Барыс. Правда не известно пойдет он в серию или нет.

                1. 0
                  19 февраля 2020 16:48
                  Цитата: Grad-1
                  Есть еще трехосный вариант БКМ Барыс. Правда не известно пойдет он в серию или нет.

                  Да он нафиг не уперлся,еще 8х8 до пилить не могут,там слабый движок да и трансмиссия,ему нужен 750 сильный движок,такой же что Изральтяне на своем установили,если еще на него 8 тонн навесить как планируют,то он с места не сдвинется.
                  Другое радует что руку на Арлане набили,довольно быстро собирают.
          2. 0
            19 февраля 2020 10:37
            Узлы Урала на Каспирах использовали это были простые броневики для небогатых африканских стран у которых Уралы были в избытке.
      2. -1
        19 февраля 2020 13:43
        Однако мы делаем и Тигры и Тайфуны.

        "Тигр" в два раза легче.
        Бронеавтомобиль «Арлан» по массе сопоставим с БМП-2.
        1. +1
          19 февраля 2020 18:11
          Я поо конструкцию и подход....
      3. 0
        19 февраля 2020 19:01
        Цитата: Zaurbek
        Однако мы делаем и Тигры и Тайфуны....значит нужна нам такая техника.

        она завязнет на наших грунтах 16.5 тонн на 4 колеса, тяжелая удельное давление на грунт большое, Тигр 6 тонн весит
  2. +4
    19 февраля 2020 07:07
    Очень рад за наш ВПК, какой никакой он есть и потихоньку развивается. Арлан переводится как матерый волк.
  3. +2
    19 февраля 2020 10:07
    Да хорошая техника. И по защите превосходит "Тигр" и БТР-80(82) . "Арлан" держит взрыв 8 кг ( "Тигр 6А" всего 6 кг. и то таких тигров не много). "Барыс"- защита от взрыва 10 кг в под корпусом, 10 кг в под каждым колесом и 50 кг в сбоку, в 5 м. также держит 12.7 x 9 9 патрон НАТО( на него ещё можно доп. бронепластины навешивать); Они ещё делают "Алан" -защита как у "Тигра". Всё это поступает на вооружение и предлагается для продажи в другие страны.
    1. 0
      19 февраля 2020 18:14
      Машины для разных целей и имеют разное бронирование. Хаммер был вообще не бронирован. Массовый армейский и полицейский - разные машины, хотя и то и то Тигр.
  4. -12
    19 февраля 2020 10:27
    Казахский "Арлан" - это паркетник на мировом уровне (типа американских паркетников, застрявших на сирийском бездорожье) laughing
    1. +4
      19 февраля 2020 14:09
      Арлан довольно проходимый,в похожих случаях был свидетелем как БМП-2 на брюхо садилась,степь блин капризная особенно после схода снега и после осадков.
      1. +1
        19 февраля 2020 20:37
        Да, степь не так проста как кажется. Особенно, если климат не самый тёплый и осадки не редки. Воде уходить некуда, не испаряется, если холмы есть, то немного лучше, но часто бывают узкие балки. Где я живу, на склонах много балок от весеннего схода снега и бывших рек, переехать сложно, либо на дне на бамперах повиснешь, как мостик, либо на склон не въедешь. А ещё поля распаханы и лесонасаждения с распашкой, на легковушке не проедешь по пашне, на тяжёлой машине можно увязнуть.
        1. +1
          23 февраля 2020 13:43
          Цитата: Английский тарантас
          Да, степь не так проста как кажется. Особенно, если климат не самый тёплый и осадки не редки

          Да и летом не подарок,если машину не вытащить все это может задубеть как бетон.
    2. 0
      19 февраля 2020 17:20
      Несколько тысяч БМП-2 тоже имеется.
      1. 0
        19 февраля 2020 17:23
        Цитата: Talgat 148
        Несколько тысяч БМП-2 тоже имеется.

        Интересно сколько в строю,про Семейский завод давно не писали ни где,как поживает?
  5. +2
    19 февраля 2020 13:00
    Зато выбор в качестве партнера ЮАР политически нейтрален.
    1. +2
      19 февраля 2020 18:15
      У них много чего есть в заначке. Жалко их ударный вертолёт не пошел в массы....достойная машина.
    2. 0
      19 февраля 2020 20:01
      ЮАРовцы основоположники МРАПов. Они их уже применяли во время войны в Родезии. Потом америкосы посмотрели и стали тоже делать. За ними все потянулись))
  6. 0
    3 марта 2020 18:06
    Китайцы мастера копировать
  7. 0
    16 апреля 2020 06:47
    Казахи нос воротят от российской военной техники, к чему бы это.