Разведчики U-2 получили новый оптико-электронный комплекс

22

Разведчик U-2S в полете

Разведывательный самолет Lockheed U-2 поступил на вооружение США во второй половине пятидесятых годов, но до сих пор остается в строю. Такое долголетие на службе обеспечено своевременными ремонтами и модернизациями. Недавно завершились очередные мероприятия по совершенствованию старых самолетов. ВВС США и компания Lockheed Martin оснастили их современным разведывательным комплексом SYERS-2C.

Последние новости


18 февраля пресс-служба компании «Локхид-Мартин» сообщила о завершении работ по одному из главных проектов последнего времени. Компания в рамках сотрудничества с ВВС и фирмой Collins Aerospace (входит в состав United Technologies Copr.) завершила опытно-конструкторские работы по модернизации самолетов U-2, а также провела все необходимые испытания. Кроме того, к настоящему времени выполнена модернизация оптико-электронных комплексов до состояния SYERS-2C на всем парке самолетов-разведчиков.



Участники проекта высоко оценивают результаты проделанных работ. Так, вице-президент «Коллинз» Кевин Рэфтери напомнил, что U-2 являются краеугольным камнем воздушной разведки ВВС США, а также отметил, что с комплексом SYERS-2C этот самолет в течение многих лет сможет предоставлять больше ценной информации.

Директор программы U-2 в фирме Lockheed Martin Skunk Works Ирен Хелли утверждает, что комплекс SYERS-2C дает самолету беспрецедентные возможности по сбору данных в интересах вооруженных сил. За счет этого разведывательная операция увеличит свой потенциал в современной войне.

Старые самолеты


Как следует из открытых данных, работы по очередному проекту модернизации самолетов U-2 велись с 2014 г. силами ряда организаций, а именно разработчика самого самолета и создателя новой аппаратуры для него. Проект реализовывался под контролем соответствующих органов ВВС.


Комплекс SYERS-2A. Слева - оптико-электронный блок на подвесе

Совместный проект нескольких организаций предусматривал ремонт и продление ресурса имеющихся разведывательных самолетов с одновременной установкой новой аппаратуры. За счет этого U-2 смогут оставаться в строю, как минимум, до следующего капитального ремонта и при этом решать свои основные задачи на современном уровне.

Несмотря на солидный возраст, самолеты U-2 сохраняют весьма высокие летно-технические характеристики, необходимые для решения их характерных задач. Самолеты неоднократно модернизировались, в т.ч. с заменой двигателей, что позволяет им оставаться удачной и эффективной платформой для целевого оборудования. Именно по этой причине современный комплекс SYERS-2C решили устанавливать именно на U-2. Впрочем, разработаны аналогичные изделия для установки на другие самолеты и БПЛА.

Новое оснащение


Главным элементом программы модернизации является обновление разведывательного комплекса SYERS-2 (Senior Year Electro Optical Reconnaissance System) по последнему проекту с литерой «C». Обновленный вариант комплекса отличается от базового применением новых технологий и более высокими характеристиками.

Комплекс включает несколько систем разного назначения: блок оптико-электронного оборудования, вычислительную аппаратуру и средства связи для обмена данными. Все приборы комплекса собираются в единый агрегат для монтажа в носовой части самолета-носителя. Этот агрегат имеет длину менее 1,8 м и диаметр менее 770 мм. Масса – ок. 250 кг. При помощи различных кабелей и разъемов комплекс SYERS-2C интегрируется в электрические и электронные сети самолета.


Демонстрация возможностей многоспектральной оптики - рекламный буклет комплекса SYERS-2A

Основа комплекса – подвижная многоспектральная оптико-электронная станция на гиростабилизированной платформе. Оптика одновременно работает в 10 диапазонах спектра, включая видимый и разные части инфракрасного. Для сравнения комплекс предыдущей версии SYERS-2A работал только в семи. Одновременная съемка в разных диапазонах обеспечивает эффективную разведку в любое время суток и при разных погодных условиях. Сопоставление нескольких снимков позволяет составить более подробную картину и выявить объекты, незаметные при разведке в одном диапазоне.

Данные с оптико-электронной системы может записываться бортовой аппаратурой из состава комплекса или передаваться другим пользователям. Прежде всего, предусматривается передача данных в штаб или самолету обнаружения и управления. Обеспечена полная совместимость с системами связи и управления истребителей последнего 5 поколения. Все это упрощает практическое использование результатов разведки.

Ограниченная серия


Компания «Локхид-Мартин» сообщает, что к настоящему времени были выполнены все опытно-конструкторские работы и даже завершено развертывание новых систем. Как следует из открытых данных, производство и установка комплексов разведки не заняли много времени – по причине ограниченных требований ВВС.

По открытым данным, в составе ВВС США остается всего две разведывательные эскадрильи, укомплектованные самолетами U-2. В строю остается 27 машин U-2S и всего 4 учебно-тренировочных TU-2S. Для решения реальных задач разведки используются только самолеты модели U-2S, несущие полный набор целевого оборудования.


Количество такой техники позволяет представить, сколько комплексов SYERS-2C выпустила компания «Коллинз», и сколько модернизированных самолетов получили военно-воздушные силы. По всей видимости, подрядчик предоставил не более 25-30 комплексов SYERS-2C для монтажа на самолеты и для создания запасов. Также требовалась поставка запчастей.

Споры о будущем


Самолет U-2S с модернизированным комплексом SYERS-2C получает самые высокие оценки и утверждается, что такое обновление положительно скажется на ведении разведки. Однако последние новости о проведении модернизации появились на фоне других сообщений – не самого оптимистичного характера.

Производство U-2 завершилось ок. 30 лет назад, и наличная техника не отличается малым возрастом. Постоянные ремонты позволяют продлевать ресурс, но не решают проблему в целом. На протяжении нескольких последних лет в Пентагоне обсуждают вопрос будущего отказа от подобной техники ввиду невозможности и нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации.

10 февраля журнал Air Force Magazine сообщил, что военно-воздушные силы в 2021-24 финансовых годах планируют продолжать ремонт и поддержание состояния парка самолетов U-2. На эти цели придется потратить 77 млн долларов. Однако уже в 2025 г. подобные процессы прекратят. Соответственно, начиная с 2025-го, разведчики будут выводиться из эксплуатации по мере выработки ресурса.


На следующий день пресс-служба ВВС заявила, что эти данные не соответствуют действительности. И в 2021-24 гг., и в 2025-м предполагаются затраты на поддержание и модернизацию самолетов – отказываться от U-2 пока не собираются. Компания Lockheed Martin, осуществляющая поддержку самолетов, пытается разобраться в ситуации и воздерживается от комментариев.

На несколько лет вперед


На фоне этих событий ВВС и две компании оборонной промышленности завершили модернизацию самолетов-разведчиков с установкой современной аппаратуры. Это не только обеспечит продолжение эксплуатации, но и повысит ее эффективность. В такой ситуации списание самолетов в 2025 г. не выглядит разумным шагом – у ВВС будет всего несколько лет, чтобы пользоваться новыми возможностями.

По-видимому, споры о будущем самолетов U-2 продолжаются, и Пентагон еще не сформировал точные планы такого рода. Это означает, что разведчики пока остаются в строю и могут использовать новейший комплекс SYERS-2C. Таким образом, несмотря на все затруднения и проблемы, ВВС обеспечили себя современной разведывательной аппаратурой на несколько лет вперед – пока не будет решена судьба самолетов.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 февраля 2020 18:08
    и в 2025-м предполагаются затраты на поддержание и модернизацию самолетов – отказываться от U-2 пока не собираются.
    А главное, почему они их "нафталиновыми" не зовут? А...это только ж русские самолеты обзывать можно, свои то "не комильфо"
    1. 0
      25 февраля 2020 19:21
      Цитата: svp67
      и в 2025-м предполагаются затраты на поддержание и модернизацию самолетов – отказываться от U-2 пока не собираются.
      А главное, почему они их "нафталиновыми" не зовут? А...это только ж русские самолеты обзывать можно, свои то "не комильфо"

      Обновили, довольно, ладно, их проблемы.А над кем им летать, где им можно безнаказанно вести воздушную разведку ? Над Афганистаном ?
      1. -2
        25 февраля 2020 19:47
        Цитата: Starover_Z
        Обновили, довольно, ладно, их проблемы.А над кем им летать, где им можно безнаказанно вести воздушную разведку ? Над Афганистаном ?

        Да везде, Сирия, Куба, Венесуэла, Армения, Белоруссия, Средняя Азия, куда мы сунемся. Кто собьет? request Над Россией есть "Открытое небо" feel Летай, не хочу и без У-2.
        1. +2
          25 февраля 2020 21:35
          Цитата: Mavrikiy
          Цитата: Starover_Z
          Обновили, довольно, ладно, их проблемы.А над кем им летать, где им можно безнаказанно вести воздушную разведку ? Над Афганистаном ?

          Да везде, Сирия, Куба, Венесуэла, Армения, Белоруссия, Средняя Азия, куда мы сунемся. Кто собьет? request Над Россией есть "Открытое небо" feel Летай, не хочу и без У-2.

          Ну и кому вы это попытались рассказать?
          1. 0
            26 февраля 2020 00:55
            Цитата: Наблюдатель2014
            Ну и кому вы это попытались рассказать?

            Задающим "умные" вопросы.... negative
        2. -1
          25 февраля 2020 22:33
          Над территорией стран участников ДКБ летать черевато...
  2. -8
    25 февраля 2020 18:19
    Шо, печатный станок таки сломался и баксов на новые БПЛА уже не хватает? laughing
    1. -1
      26 февраля 2020 00:03
      На стомегатонные бомбы всё спустили.
  3. +1
    25 февраля 2020 18:25
    Янки разведке, в.т.ч. воздушной уделяют серьезное значение, не зря!
    1. -3
      25 февраля 2020 21:37
      Цитата: rocket757
      Янки разведке, в.т.ч. воздушной уделяют серьезное значение, не зря!

      yes Ага .Ну и дальше что?Ну чем или каким комментарием будите с места сдвигать данную ситуацию?
      1. -1
        25 февраля 2020 21:52
        Ха, ха, двигают, работают У НАС, по данной тематики, те кому должно ...
        А шо надо было написать? Шо у нас все плохо, плохо и ещё хуже? Так это пустая болтовня будет, всего лишь.
  4. +3
    25 февраля 2020 18:29
    Запускайте Пауэрса
  5. -4
    25 февраля 2020 19:33
    бесполезная трата ресурсов и бабла, модернизировать сей хлам, когда любой дрон сегодня может делать ту же работу в автоматическом режиме
    1. -1
      25 февраля 2020 19:42
      Ваше мнение ошибочно. USAF уже пытались снять его с вооружения пару десятков лет назад, но оказалось, что заменить его... нечем! Ни спутники, ни беспилотники не могут перекрыть некоторые возможности данного самолёта.
      1. 0
        25 февраля 2020 21:55
        Нормальный, комплексный подход. Зачем отказывается от комплекса который оптимально выполняет поставленные задачи?
  6. -1
    25 февраля 2020 19:40
    Передавайте привет Пауресу. Хотя... Ну вы меня поняли.
  7. 0
    25 февраля 2020 22:37
    Летать над территорией серьёзного противника не безопасно, по крайней мере, в мирное время, а для противника попроще и тяжёлые бпла с годятся, тем более, что час их полёта явно дешевле. Но, видимо, U2 оставили для решения особых и сложных задач как спецназ.
    1. 0
      26 февраля 2020 09:19
      , U2 оставили для решения особых и сложных задач как спецназ.

      Задача у него простая и понятная со времён "Варшавского договора" - летать либо по границе, либо в тактической глубине фронта со своей стороны ( 200 км от линии ) под прикрытием своей ПВО и авиации. Причём не в одиночку, а связкой из 3-х штук. Днём и ночью. В начале 80-х их даже переименовывали в TR-1 зачем-то.
      Интересно, что наш Як-25рв (был такой, причем в приличной серии в полторы сотни штук) доставал их по потолку, имел пушку против аэростатов и был не таким капризным и тепличным к условиям взлёта. Правда, при меньшей в полтора раза дальности. Мясищевские М-17 , созданные позже оказались ничем не лучше "простенькой" яковлевской машины.
      1. 0
        28 февраля 2020 13:14
        М-17РМ
        Цитата: dauria
        Мясищевские М-17 , созданные позже оказались ничем не лучше "простенькой" яковлевской машины.

        И чем Вас М-17 не устраивает ? В отличии от U-2 полноценный самолёт, который в состоянии был нести вооружение и его применять на тех высотах. C U-2 был случай когда из-за возмущений от пролетевшего рядом самолёта он просто развалился, так как запаса прочности почти нет, ради достижения высокого потолка дооблегчались дальше некуда.
        Развитие М-17 стал М-17РМ, который в дальнейшем был переименован М-55 «Геофизика». И если уж сравнивать U-2 так именно с ним, а не с первой пробой.
        1. 0
          28 февраля 2020 13:24
          И чем Вас М-17 не устраивает ?

          Всем устраивает. Кроме дальности и малой серии. И тем , что Як-25РВ достигал параметров U-2, был построен большой серией в 150 штук с лишним , а М-17 и М-55 , появившийся позже так его и не переплюнул . Именно поэтому и был заброшен, как "не слишком хороший" в количестве 3 - 5 штук.
          1. 0
            28 февраля 2020 18:57
            Цитата: dauria
            И тем , что Як-25РВ достигал параметров U-2, был построен большой серией в 150 штук с лишним , а М-17 и М-55 , появившийся позже так его и не переплюнул .

            Что большая серия согласен, а вот по ТТХ не всё так однозначно:
            [center]
              Як-25РВ:
            Максимальная скорость,  
              у земли 500 км/ч
              на высоте 870 км/ч (M=0.82) 
            Практическая дальность 3500 км 
            Практический потолок 20500 м
             
            М-55 «Геофизика»
            • Максимальная скорость:  
            ◦ на высоте 20000 м: 743 км/ч
            ◦ на высоте 5000 м: 332 км/ч
            • Крейсерская скорость: 0,7 М
            ◦ максимальная дальность полёта на потолке:
            ◦ (с высоты 20250 м до 20620 м) 1315 км
            ◦ максимальная дальность полёта на 17000 м: 5000 км
            • Практический потолок: 21550 м
            1. 0
              29 февраля 2020 00:32
              вот по ТТХ не всё так однозначно:

              Его просто забросили и не стали модифицировать в то время. Посчитали ненужным. Время было такое - ракеты главное .

              5 августа 1961 г. Д.Ф. Устинову:

              "По Вашему поручению от 21 апреля 1961 г. по докладу Бирюзова и Вершинина нами рассмотрен вопрос о создании специального комплекса на базе самолета Як-25РВ для поражения автоматических аэростатов на высотах до 25 км.

              ... такой комплекс на базе самолета Як-25РВ с пушечным вооружением и существующим двигателем Р11В-300 может быть создан для поражения аэростатов только до высоты 23-24 км.

              Для повышения высоты поражения аэростатов до 25-28 км необходимо увеличить тягу двигателя, снизить его вес и обеспечить устойчивую работу его на высотах до 25 км. Такое улучшение характеристик двигателей можно получить путем создания нового двигателя".