Военное обозрение

Боевые корабли. Японские крейсера. О тех, кто строил

30
Боевые корабли. Японские крейсера. О тех, кто строил

Сравнения, конечно, будут. Они впереди, когда пройдут материалы по британским и американским (в особенности) кораблям. Но без вот этой точки обойтись нельзя, она нужна, как чашка сакэ перед боем.


Не один раз высказывал свое мнение, что японские тяжелые крейсера были… неоднозначными. Но не лишены очарования и боевой мощи.

Можно много говорить об их достоинствах и недостатках, с моей точки зрения, достоинств было больше. И не такие уж они были тесные и неуютные для экипажа, и кормили там не только рисом с каракатицами. Нормально там было в плане бытовых условий, крейсер – это в любом случае не эсминец или подводная лодка, понимать надо.

А в боевом и ходовом плане это были весьма и весьма замечательные корабли. С неплохой артиллерией, размещаемой, правда… по-японски, ну это случается. А торпеды…

Если открутить колесо истории немного назад, то можно вспомнить, что до определенного времени у Японии своего флота в нашем понимании не было вообще. Японский флот ведет свою историю только с 1894 года, до этого корабли, конечно, были, но какие…

Понятно, что с пришествием на острова представителей европейских государств все более-менее закрутилось. И у Японии начали появляться пароходы, сделанные в первую очередь в Великобритании.


Вообще, конечно, японский флот всегда был экзотикой, а уж ко Второй мировой войне достиг высшей точки своего развития.

Стоит отдать должное японцам: обучившись у британских союзников-партнеров, они быстро начали творить сами. И творить весьма неожиданные, оригинальные, выделяющиеся среди «одноклассников» в других странах мира, корабли.

Огромный рывок в этом плане был сделан после окончания Первой мировой войны, вот именно тогда вошедшие в раж японские корабелы начали создавать реальные шедевры.

«Ямато» и «Мусаси» — это как? Это были просто сумасшедшие корабли по своим показателям. «Могами» и «Тоне» — не суперкрейсеры, но весьма и весьма достойные представители своего класса. Эсминцы «Фубуки», «Акицуки» и «Кагеро» были своеобразны, но однозначно это были весьма совершенные боевые машины.


Впрочем, про эсминцы мы еще вдоволь поговорим.

Сейчас же просто хотелось осветить ту часть истории, о которой не так часто принято писать. О тех людях, трудами которых появлялись на свет эти корабли.

Надо сказать, в Японии это был весьма интересный процесс, не то чтобы забюрократированный, но со своими морскими тараканами.

Заказы на проектирование кораблей выдавал Морской Генеральный штаб (МГШ), а само проектирование и строительство находилось в ведении Морского министерства. Но министерство передавало проекты в работу Морскому техническому департаменту (МТД).

И уже в недрах МТД работали так называемые секции. Например, секция №4 занималась строительством кораблей, а секция №6 – подводных лодок. Остальные секции занимались вооружением, броней, энергетическими установками и так далее. Под руководством ведущих секций.

Но кроме всего этого аппарата, существовал еще и МТК – Морской технический комитет. МТК вступал в действие, если при отработке проекта возникали определенные проблемы. Например, не удавалось вписаться в установленные параметры. Вот тогда и собирали МТК, который был не постоянно действующим органом, но который моментально «разруливал» проблемы по мере их возникновения.

В МТК входили три ключевых фигуры: заместитель морского министра, заместитель начальника МГШ и начальник 4-й (или 6-й) секции. Кроме них, в комитет входили руководители других профильных департаментов и управлений МГШ и один-два авторитетных инженера-кораблестроителя.

Такая коллегиальная структура была достаточно гибкой и позволяла наилучшим образом уравновесить желания одних ведомств с возможностями других. Желаний, понятно, у МГШ было хоть отбавляй, а возможности конструкторов как раз и были тем самым ограничивающим фактором.

Проект, созданный в МТД и в случае чего отшлифованный на МТК, затем утверждался руководителями обоих заинтересованных ведомств — начальником МГШ и морским министром, после чего последний отдавал соответствующие распоряжения МТД.

И вот тогда начиналась настоящая работа.


Сейчас нас интересует 4-я секция, в недрах которой и создавались те самые крейсеры, о которых шла речь в предыдущих статьях.

По сути своей секция ничем не уступала министерству. Она подразделялась на два отдела: базового и детального проектирования. Руководителем отделом базового проектирования обычно являлся руководитель секции.

ОБП являлся штабом секции, где происходила разработка всех планов и координированием всех процессов в остальных отделах. Кроме того, ОБП занимался и взаимодействием с другими секциями министерства и с МГШ.

Отдел детального проектирования (ОДП) занимался окончательным доведением проектов, а его начальник осуществлял «горизонтальные связи» и руководство внутренним проектированием.

В каждом отделе имелись свои группы по типам кораблей. Доминировала, естественно, группа линкоров, которую в обоих отделах тоже возглавлял начальник секции.

Довольно громоздкая схема, но она оказалась весьма работоспособной. Японская иерархическая структура тоже была не простой вещью, но позволяла поднимать на верх весьма примечательных личностей.

Первой такой личностью однозначно нужно считать контр-адмирала Юдзуру Хирага.


Он работал в секции №4 с 1916 года, пройдя обучение в Британии и стал автором проектов первых японских тяжелых крейсеров «Фурутака», «Аоба» и «Мёко».


Именно Хирага ввел в практику кораблестроения использование брони в качестве силового элемента корпуса.

Но в одаренности Хирага были и минусы. В истории он остался как человек весьма неуживчивый. Можно сказать, склочник и скандалист.

С одной стороны, для образованного и одаренного человека, знающего себе цену, это вроде как нормально. С другой – далеко не всем в МГШ нравился такой руководитель, которому ничего не стоило осадить весь МГШ в плане пожеланий и хотелок.

Хирага очень четко понимал, что есть возможности японского кораблестроения и потому предпочитал ругаться с адмиралами из МГШ на стадии проектов, ежели потом отвечать за то, что получится вразрез его идеям.

Потому Хирага очень быстро надоел генералам. Использовав постулат «незаменимых людей не бывает», его сперва отправили в Европу на повышение квалификации, потом с поста главного проектировщика флота перевели на должность начальника кораблестроительного отдела НИИ Технического Управления флота. А потом и вовсе отправили на очень почетную должность заместителя ректора (а потом и самого) Токийского университета, где Хирага проработал с 1931 года до самой своей смерти в 1943 году.

Но к кораблям старались больше не подпускать. Нервы адмиралов оказались дороже крейсеров, да и было кем заменить скандалиста.


После Хираги руководителем 4-й секции стал капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото, создатель проектов эсминца «Фубуки» и крейсеров «Могами» и «Такао».


Фудзимото был менее скандальным и более покладистым человеком, а потому МГШ устраивал полностью. Его смерть в 1935 году стала большой потерей для японского кораблестроения, но корабли, над созданием которых работал Фудзимото, стали достойными представителями в своих классах.

Техника Фудзимото несколько отличалась от того, что создавал Хирага, хотя они долгое время работали вместе. Фудзимото больше импонировали легкие, быстроходные и хорошо вооруженные корабли, скорость и ударная мощь для него были важнее защиты, а с техническими проблемами он предпочитал справляться путем неожиданных компоновочных решений.

Хотя фразу «неожиданные компоновочные решения» в исполнении Фудзимото вполне можно заменить на «конструкторское безумие». Хотя в основном Фудзимото обвиняют в том, что он слишком уж шел на поводу у адмиралов из МГШ, соглашаясь с совсем уж невыполнимыми требованиями последних.

Что-что, а вот втиснуть сверх водоизмещения «еще чуть-чуть» Фидзимото был мастер. Но в этом одновременно таился и вред, ибо основная проблема спроектированных им кораблей заключалась в низкой остойчивости, вызванной стараниями по максимуму облегчить корпус и утяжелением надводной части, на которой размещалось слишком много оборудования и вооружения.


В итоге все закончилось катастрофой. 12 марта 1943 года из-за потери остойчивости, вызванной именно этими причинами, перевернулся эсминец «Томодзуру». Фудзимото был отстранён от занимаемой должности. Без скандалов. Но Фудзимото недолго протянул после отставки и умер от инсульта в январе 1935 года.

Следующим начальником 4-й секции стал Кейдзи Фукуда, назначенный сразу после катастрофы «Томодзуру».


Говорят, что его специально готовили на замену Фудзимото. Вообще, Фукуда до этого не сделал карьеры корабела, а был известен по академической линии и даже входил в состав японской делегации на Лондонской конференции 1930 года, когда подписывались очередные ограничения.

Однако у Фукуды был божий дар, который он явно развил за время обучения в США. Он умел договариваться. Причем делал это настолько качественно, что смог ввести в проект по линкору «Ямато» опального конструктора Хирагу, что явно пошло на пользу проекту.

Последним руководителем секции №4 стал в 1943 году Ивакити Эдзаки.


Еще один академический ученый и университетский преподаватель, ранее работавший в МГШ. Но у Эдзаки был опыт работы с кораблями. Эдзаки принимал участие в проекте Фудзимото по крейсеру «Такао» и прорабатывал проект «А-140», из которого потом вышел «Ямато».

Что можно сказать, рассмотрев внимательно этот список?

Странно, но напрашиваются аналогии дня сегодняшнего. Сперва плеяда ярких, талантливых и одаренных конструкторов постепенно начала заменяться на людей с хорошей теоретической подготовкой, но фактически без практики.

Главным достоинством новых назначенцев стало, как видно, не умение строить корабли, а умение находить компромиссы во всем. Фукуда и Эдзаки явно не хватали звезд с неба, не были гениальными конструкторами, зато могли вполне нормально учесть интересы многих сторон.

Если не рассуждать долго, то по факту в 1943 году гениев кораблестроения начали заменять эффективные менеджеры. Чем это закончилось, история пока еще помнит.


Но корабли, которые придумали и построили неуживчивые гении-скандалисты, служили, и служили очень даже хорошо. Японские крейсеры были весьма хорошими кораблями.
Автор:
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Товарищ
    Товарищ 23 февраля 2020 06:03 Новый
    +10
    Тема интересная, автору спасибо, но нестыковки портят впечатление.
    Например.
    Понятно, что с пришествием на острова представителей европейских государств все более-менее закрутилось. И у Японии начали появляться пароходы, сделанные в первую очередь в Великобритании.
    Логично было бы в этом месте разместить фотографию корабля, построенного в Англии, но мы видим здесь броненосный крейсер "Adzuma", построенный во Франции.
  2. Tochilka
    Tochilka 23 февраля 2020 06:29 Новый
    +10
    Вот бы еще почитать про заводы производившие металл и броню, двигатели для строящихся кораблей! Откуда шла энергетика, обеспечивающая строительство. откуда и как доставляли все нужное к месту строительства. Т.е. чисто экономическую составляющую строительства флота.
  3. mr.ZinGer
    mr.ZinGer 23 февраля 2020 06:57 Новый
    +6
    Г-на Скоморохову респект за проделанную работу.
    Где-то попалась цифра , что 30% ВВП Японии тратилось на флот. Не знаю на сколько она реальна, хотелось узнать у автора располагает он какой информацией.
    1. Engineer
      Engineer 25 февраля 2020 11:35 Новый
      +1
      Для ВВП доля выглядит сомнительным. Для бюджета очень правдоподобно
      Если в 1935/36 бюджетном году доля военных заказов составляла 45% всех бюджетных расходов, то в 1937/38 они достигли 73,5% расходной части японского бюджета

      https://textbooks.studio/uchebnik-istoriya-ekonomiki/ekonomicheskoe-razvitie-yaponii-1919.html
  4. andrewkor
    andrewkor 23 февраля 2020 07:09 Новый
    +7
    Полностью поддерживаю Вашу просьбу ,Tochilka! Удивительно,как страна ,практически без природных ресурсов,смогла создать флот мирового уровня?!Ведь даже ко времени японо-китайской войны у Японии небыло колоний откуда эти ресурсы можно было качать.И ещё,не имея ,на то момент ,развитого судостроения,на какие средства закупались современные боевые корабли?!
    Очень интересно!
  5. Ламата
    Ламата 23 февраля 2020 07:35 Новый
    +6
    В итоге все закончилось катастрофой. 12 марта 1943 года из-за потери остойчивости, вызванной именно этими причинами, перевернулся эсминец «Томодзуру». Фудзимото был отстранён от занимаемой должности. Без скандалов. Но Фудзимото недолго протянул после отставки и умер от инсульта в январе[b] 1935 года.[/b] что то не стыковки по датам . А так , спасибо.
    1. Earthshaker
      Earthshaker 23 февраля 2020 14:08 Новый
      +5
      Я думаю очевидно, что автор имел ввиду 12 марта 1934 года, просто перепутал 2 цифры.
  6. Reklastik
    Reklastik 23 февраля 2020 08:53 Новый
    +6
    Не тянет статья по качеству на статьи Андрея из Челябинска))) Иногда путаешься, кто писал: Ставер или Скоморохов, но с другими авторами никогда их не спутаешь)))
  7. Бережливый
    Бережливый 23 февраля 2020 09:06 Новый
    +3
    Это характерная черта для островных государств, максимальное внимание уделять именно военному флоту -для примера, возьмем ту же Британию, долгое время реально правящую морями! Для таких стран сильный военный флот это залог существования и выживания государства, особенно, в сложный межвоенный период.
  8. lopuhan2006
    lopuhan2006 23 февраля 2020 11:42 Новый
    +4
    Автору огромная благодарность за серию статей! Это то , чем и был интересен сайт и причина моего интереса к нему. Пусть будет больше информации, особенно от специалистов и знающих людей. А из ничего никогда ничего и не узнаешь.
  9. Macsen_Wledig
    Macsen_Wledig 23 февраля 2020 11:56 Новый
    +1
    Цитата: Бережливый
    Это характерная черта для островных государств, максимальное внимание уделять именно военному флоту -для примера, возьмем ту же Британию, долгое время реально правящую морями! Для таких стран сильный военный флот это залог существования и выживания государства, особенно, в сложный межвоенный период.

    Британия - это всё же несколько иное.
    Сравните хотя бы размер "подшефных" территорий...
  10. ANB
    ANB 23 февраля 2020 12:43 Новый
    +1
    Статья интересная.
    Но даты нужно откорректировать.
    1943 год везде как то не в тему стоит по тексту. Может 1933?
  11. Undecim
    Undecim 23 февраля 2020 13:27 Новый
    +6
    Японский флот ведет свою историю только с 1894 года, до этого корабли, конечно, были, но какие…
    Нормальные были корабли. Европейские. Построенные по самым современным технологиям.

    Канко Мару - первый японский паровой военный корабль. Подарок короля Нидерландов Вильгельма III, 1855 год.
    1. Undecim
      Undecim 23 февраля 2020 13:40 Новый
      +6

      Канрин Мару - первый японский военный парусно-винтовой корабль. 1857 год. Построен Fop Smit в Киндердейке в Нидерландах. Я не случайно поместил современные фото. Это иллюстрация отношения японцев к своей истории. Все исторически значимые корабли восстановлены по первоначальным проектам.
      1. Undecim
        Undecim 23 февраля 2020 14:03 Новый
        +4

        "Чиёдагата" - первый паровой военный корабль японской постройки, вступивший в строй в 1866 году.
        1. Undecim
          Undecim 23 февраля 2020 14:14 Новый
          +5

          Первый японский броненосец - Kotetsu. Построенный в Бордо , Франция в 1864 году, в Японии - с 1869 года. В 1871 году получил заключительное имя "Адзума", под которым дослужился до вывода из состава флота в 1888.
          То есть Япония обзавелась броненосцем ровно через десять лет после того, как таковые появились в мире (1859 год - французский Gloire ).
          1. Undecim
            Undecim 23 февраля 2020 14:37 Новый
            +5
            Японский флот ведет свою историю только с 1894 года, до этого корабли, конечно, были, но какие…
            Понятно, что с пришествием на острова представителей европейских государств все более-менее закрутилось. И у Японии начали появляться пароходы, сделанные в первую очередь в Великобритании.

            Совершенно не понятно, в чем автор видит "скарапльный" смысл 1894 года для флота Японии. А пароходы, как мы видим, в Японии появились задолго до 1894 года, притом построенные совсем не в Великобритании.
            1. Undecim
              Undecim 23 февраля 2020 18:04 Новый
              +5
              Кстати, на втором фото под абзацем "И у Японии начали появляться пароходы, сделанные в первую очередь в Великобритании" броненосный крейсер японского императорского флота Адзума. Из всех японских броненосных крейсеров, это единственный броненосный крейсер, построенный во Франции.
          2. Jager
            Jager 22 мая 2020 15:47 Новый
            +1
            Интересная эпоха. Между элегантными парусниками начала XIX века и мощнейшими линкорами 40-х лежали вот такие перевернутые утюги с трубой.
  12. Σελήνη
    Σελήνη 23 февраля 2020 18:54 Новый
    +1
    У Японии не было выбора, это именно морская нация на ограниченном острове.
    Вполне себе Азиатская Британия.
    Поэтому с революцией они захотели сильный флот.
    Благо Япония первой стала Восходящей азиатской империей. А ее традиционные соперники в лице КОреи и Китая были отстающими да и слабоватыми.
    Французы и англичане строили порой даже не себе шедевры которые заказывали второстепенные державы в ЛА и Азии.(типа Эсмеральды)
    Япония же пошла по пути-покупка, обучение--самостоятельная постройка, улучшение-собственный проект.
    Ее будущий соперник РИ действовала так же.А ж потом Японии пришлось столкнуться с морской нацией и в жесточайшем соперничестве она потерпела поражение(в связи с ресурсами и организацией).
    В целом японцы молодцы в своем деле кораблестроения.Упорные работящие.
  13. Macsen_Wledig
    Macsen_Wledig 23 февраля 2020 20:56 Новый
    +1
    Цитата: Σελήνη
    Япония же пошла по пути-покупка, обучение--самостоятельная постройка, улучшение-собственный проект.
    Ее будущий соперник РИ действовала так же.

    Россия в период, предшествовавший РЯВ действовала совсем не так же...
    Если Японцы весь флот "перворанговых" кораблей заказали за рубежом (благо в кредитах никто не отказывал), то Россия заказывала только прототипы, из которых потом делала выбор... и не всегда удачный. Ну концепции флота были "заточены" под другого противника...
  14. Бензорез
    Бензорез 23 февраля 2020 21:07 Новый
    +4
    Вы будете смеяться, но ничего принципиально не изменилось.
    На нашем заводе непонятным никому образом существует некая иерархия: директор завода, супер директор завода, мега супер директор завода, куча зам директора, директор пр-ва, начальник пр-ва, начальник цеха с замами, сверх начальник цеха, начальник участка, старший мастер, мастера по участкам, мастера по бригадам и т.д и т.п.
    В конечном итоге все сроки строительства- сорваны. По всем заказам. И мы не авианосцы сооружаем.
  15. Анджело Проволоне
    Анджело Проволоне 24 февраля 2020 01:53 Новый
    -4
    хватит эту "кока-сикока" обсуждать. Статья для узких специалистов-японоведов.
    Ну я понимаю, по делу бы что то написано было. Например наш соотечественник И.Г. бубнов занимался проектами лодок, оставил метод расчета пластин. Этот метод имеет мировое значение. это могло быть интересно даже иностранцу. А какое мне дело до пославленных японских корабелов?
    Ну был тот или иной кораблестроитель в истории Японии, ну и что? От американцев они и в хвост и в гриву получали все равно, какие бы ни были у ник крейсера. Страна эта -шавка американская.
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 февраля 2020 15:19 Новый
      0
      Получали- в силу того, что США просто были несравненно мощнее экономически, и на каждый японский вымпел могли выставить- пусть похуже- но 2-3-4 своих, как минимум. Та же история, что и в Европе на сухопутном (прочем, и на морском- тоже) ТВД
      1. Анджело Проволоне
        Анджело Проволоне 25 февраля 2020 06:41 Новый
        -1
        Так экономическая мощь - самое главное. Просто в силу экономической мощи американские корабелы оставили след в истории и мне более интересны их инженеры.
        Так, например, может, в Зимбабве были еще более талантливые корабелы, ну и что дальше? Это может быть интересно зимбабвийцам и зимбавоведам, но не иностранцам.
  16. Selevc
    Selevc 24 февраля 2020 11:53 Новый
    +1
    До 2-й мировой, до ядерной эры - линейные корабли и крейсеры считались оружием устрашения... Флот это была так сказать "Визитная карточка страны" или "Лицо государства"... Естественно в это вкладывали баснословные деньги...
    Мощь сухопутных армий была не столь очевидна, авиация находилась зачаточном состоянии а линкоры эти "красавцы моря" - эти громадины, эта броня, эта мощь орудий...

    Как скоро эта красота дружно пойдет на металлолом - и любоваться этими красотами будут разве что стайки рыб да водолазы на дне морском !!!
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 февраля 2020 15:16 Новый
      0
      Обычное дело: прогресс отправляет на слом все прежние "идолы"
  17. Bersaglieri
    Bersaglieri 24 февраля 2020 15:15 Новый
    +1
    склочность- побочное качество любого таланта. Компенсация, однако.
  18. Графова Ирина
    Графова Ирина 24 февраля 2020 22:17 Новый
    +1
    Да, японские тяжёлые крейсера казались "перегруженными". Особенно, в плане надстроек. Но 2шороху" навели достаточно
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 25 февраля 2020 16:26 Новый
      0
      Перегружены- это потому что "обмануть Вашингтонское соглашение" :)