Легкий штурмовик для Азербайджана стал предметом расследования ФБР

50

Американская ФБР начала расследование в отношении основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса. Его предметом стали предполагаемые махинации, связанные с трансформацией сельскохозяйственных самолетов в боевые машины для их дальнейшего использования в Азербайджане и Африке.

Как указывает The Intercept в своем материале от 21 февраля, Принс, наследник состояния в миллиард долларов и, как считается, союзник президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, находится под федеральным расследованием. В вину ему вменяются незаконные действия с двумя построенными в США самолетами для опыления растений, которые были превращены в штурмовики.



Данная техника была развернута в составе подразделений ЧВК. В нарушение правил торговли оружием Принс стремился или продать самолеты наземной поддержки, или задействовать их в операциях наемников в интересах Азербайджана и в ряде африканских государств.

Со слов издания, Принс уже давно стремится адаптировать одномоторные сельскохозяйственные самолеты в легкие штурмовики, которые, по его мнению, могут привнести революцию в способы ведения небольших войн. Указанные две машины стали первыми прототипами в программе Принса, пытающегося создать недорогие частные ВВС.

По всей видимости, речь идет о переделанном одной из американских компаний самолета Thrush 710 в боевую машину Archangel.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    50 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +7
      22 февраля 2020 01:00
      Очередная серия схватки "бульдогов под ковром"
      1. +2
        22 февраля 2020 09:32
        Не дают подняться бизнесу, изобретшему американских "кукурузников". wassat
        1. 0
          22 февраля 2020 20:10
          Просто оружейное лобби - одно из сильнейших в США.
          И давать кому-то влезать в их песочницу не позволят.
          А уж того, кто попробует цены сбить - не просто "завернут", а примерно накажут. В назидание.
      2. +5
        22 февраля 2020 15:46
        Цитата: Сергей39
        Очередная серия схватки "бульдогов под ковром"

        Вот тоже интересно где Принс успел напортачить: выкормыш американского правительства, давеча навещал страну 404 в интересах этого правительства, и тут сюрприз: это же правительство посадило фбр ему на хвост. Как там поляки говорят - паны дерутся, у холопов чубы трещат..
    2. +9
      22 февраля 2020 01:13
      tongue laughing Ай молодца,фанеру в штурмовик превратил
      1. +6
        22 февраля 2020 02:49
        Продал, как фанеру )).
        1. +5
          22 февраля 2020 03:38
          Не продал, а попытался...
          Привет, Альберт ! hi
          Дежуришь ? wink
          1. +7
            22 февраля 2020 03:41
            Привет, Стас!
            Да, за лялькой дежурю - зубы режутся, спит плохо ))
            Вовремя за руку поймали - потому что ступил.
            1. +11
              22 февраля 2020 03:45
              Цитата: Krasnodar
              Вовремя за руку поймали - потому что ступил.

              what
              Ох эти зубы... Сначала режутся, потом болят, а в конце вообще выпадают... Одни проблемы с ними. laughing
              1. +7
                22 февраля 2020 03:53
                Не говори
                Так сладко заснул - и началось am
                Сначала поставляется электроника, затем оружие, потом сама машина с подвесными баллонами для пестицидов-гербицидов. Сборка всего ведётся на месте. Оружие поставляется через третью страну. Дороже или меньше навара - зато надежней )).
                А вот что потом азербайджанцы или другие на таком самолете установят - не его проблема
                1. +7
                  22 февраля 2020 04:36
                  Цитата: Krasnodar
                  азербайджанцы

                  В Карабахе использовать ? what Сомневаюсь. Собьют моментом. Каспий патрулировать, браконьеров гонять, может быть.
                  1. +8
                    22 февраля 2020 04:44
                    Я не знаю тактики их применения - если такой пойдёт на сверхмалых - фиг заметят - вопрос, какое у него вооружение. Израильские дроны-камикадзе цели там отработали - как работают эти самолеты - не знаю.
                  2. 0
                    22 февраля 2020 18:49
                    Ракетами по браконьерам... дорогова-то будет однако, хотя.. не из нашего бюджета же..))
      2. 0
        22 февраля 2020 13:44
        Цитата: Proton
        tongue laughing Ай молодца,фанеру в штурмовик превратил

        "Захочешь жить не так раскорячишься". = цитата из фильма. Корейцы Ан-2 в штурмовмк переоборудовали.
        1. 0
          22 февраля 2020 18:52
          Ну.. в советское время АН-2 чего только не делал и куда только не летал.. Шутка есть... Разьве что в космос не летал)))
          Кстати не очень давно, немцы 1 экземпляр одному буржую перегнали... Умудрились пролететь вокруг статуи свободы)
    3. +7
      22 февраля 2020 01:45
      Интересно, если на современном уровне реинкарнировать Ил-10? Турбовинтовой двигатель, титановая броня, современный набор вооружений тонны три... Понятно, что стрелок ему не нужен, самолёт одноместный, самолёт поля боя. Пушки, пулеметы, РС-ы... Побыстрее и менее уязвим, чем вертолет, дешевле реактивных, типа Як-130...
      1. +7
        22 февраля 2020 04:10
        Цитата: Горный стрелок
        Интересно, если на современном уровне реинкарнировать Ил-10? Турбовинтовой двигатель, титановая броня, современный набор вооружений тонны три... Понятно, что стрелок ему не нужен, самолёт одноместный, самолёт поля боя. Пушки, пулеметы, РС-ы... Побыстрее и менее уязвим, чем вертолет, дешевле реактивных, типа Як-130...

        Там с электроникой мудрить надо, увеличивать кабину по любому, мощный мотор и т.д. В итоге - совершенно новое изделие выйдет, а не Ил-10 )),
        1. +8
          22 февраля 2020 04:27
          Комрад про концепцию поршневых штурмовиков говорил ( конкретно про бронекорпус как часть планера). Привёл пример Ил-10... предложил не модернизировать сельхозавиацию (формально) а вернуться к хорошо зарекомендовавшим старым наработкам!
          1. +6
            22 февраля 2020 04:33
            Идея правильная, спрос огроменный - в гибридных войнах самый цимес, и полёт стоит дешевле, чем любого реактивного истребителя
            1. +2
              22 февраля 2020 10:21
              Цитата: Krasnodar
              и полёт стоит дешевле, чем любого реактивного истребителя

              Если в Европе воевать. С развитой аэродромной сетью.
      2. +2
        22 февраля 2020 14:51
        Цитата: Горный стрелок
        Интересно, если на современном уровне реинкарнировать Ил-10? Турбовинтовой двигатель, титановая броня, современный набор вооружений тонны три... Понятно, что стрелок ему не нужен, самолёт одноместный, самолёт поля боя. Пушки, пулеметы, РС-ы... Побыстрее и менее уязвим, чем вертолет, дешевле реактивных, типа Як-130...

        А чем вас не устраивает Су-25? Он намного переплюнет все ваши желания. Тем более уже готовая, испытанная и показавшая себя машина.
    4. +10
      22 февраля 2020 01:59
      Его предметом стали предполагаемые махинации, связанные с трансформацией сельскохозяйственных гидросамолетов в боевые машины для их дальнейшего использования в Азербайджане и Африке.
      По всей видимости, речь идет о переделанном компанией Thrush Aircraft из Джорджии самолета Thrush 710 в боевую машину Archangel.

      Где автор новости нашел гидросамолеты? И фирмы попутали.
      Самолеты Thrush 710, которые производит Thrush Aircraft из Олбани (Джорджия) переоборудует в разведывательно-ударные машины Аrchangel Border Patrol Aircraf фирма IOMAX (Муресвилль, Северная Каролина). Делает она это совершенно легально, начиная с 2012 года и регулярно показывая свою технику на авиасалонах в Ле Бурже и Дубае. На сегодняшний день производится уже третья модификация Block 3.

      Эмираты закупили 24 машины, Египет заказал 12 штук.
      Каким образом Принсу собираются "пришить" это дело, пока не понятно. Не даром он в интервью по поводу его возможной отсидки ответил: "Не под этим парнем".
    5. +3
      22 февраля 2020 02:16
      На таком штурмовике только против туземцев с луками и стрелами воевать или за экскаваторами охотится.
      1. 0
        22 февраля 2020 08:30
        Это недорогие средства ведения войны с безоружными (папуасами, народом, - неважно). Вы же видите, тачанки (багги) уже вернулись)). А чувака связали за то, что он неосмотрительно повторил лицензированное решение, так полагаю. ЧВК решила сэкономить на одноразовых самолетиках, отказавшись от покупки у непосредственного производителя.
    6. 0
      22 февраля 2020 03:31
      Из сельхозсамолета в штурмовики....ну можно сколько угодно на нем сделать точек подвески, но это все равно не будет полноценный штурмовик, так как не понятно как решен вопрос защиты пилота и особо важных элементов самолета от попадания пуль и осколков.
      1. +4
        22 февраля 2020 04:25
        Цитата: svp67
        Из сельхозсамолета в штурмовики....ну можно сколько угодно на нем сделать точек подвески, но это все равно не будет полноценный штурмовик, так как не понятно как решен вопрос защиты пилота и особо важных элементов самолета от попадания пуль и осколков.

        Широко распостранённое заблуждение. наивно считать американцев совсем уж "тупыми". Во первых эти машины неплохо защищены керамической и полимерной бронёй, во вторых - в основном предназначены для использования высокоточных боеприпасов за пределами зенитного огня. На фото это видно.
        В открытом доступе имеется статистика применения лёгких противоповстанческих самолётов с турбовинтовыми двигателями. Эти машины налетали многие тысячи часов без боевых потерь.
        1. +2
          22 февраля 2020 04:29
          Цитата: zyablik.olga
          за пределами зенитного огня

          Но кроме зениток есть еще и зенитные ракеты, дальность применения которых соизмерима, а то и превышает дальность применения размещенных на этом самолете ракет
          1. +1
            22 февраля 2020 04:30
            А кто-то планирует использовать эти машины против ВКС РФ ?
            1. +2
              22 февраля 2020 04:32
              Цитата: zyablik.olga
              А кто-то планирует использовать эти машины против ВКС РФ ?

              А ракеты есть только у ВС РФ? Я так понимаю они есть и у Армении
              Цитата: zyablik.olga
              Во первых эти машины неплохо защищены керамической и полимерной бронёй, во вторых

              Простите но верится слабо. Какова грузоподъемность исходного самолета? То, что он несет на внешних подвесках уже достаточно много, так что если броня там и есть, то она скорей всего в виде бронежилета и защитного шлема на пилоте, то есть минимальная
              1. +3
                22 февраля 2020 04:39
                Цитата: svp67
                Простите но верится слабо. Какова грузоподъемность исходного самолета? То, что он несет на внешних подвесках уже достаточно много, так что если броня там и есть, то она скорей всего в виде бронежилета и защитного шлема на пилоте, то есть минимальная


                Всё это есть в свободном доступе, в том числе и статистика боевого применения. Баллистическая защита кабины и основных агрегатов держит винтовочные бронебойные пули попавшие под прямым углом с 300 м.
                Цитата: svp67
                А ракеты есть только у ВС РФ? Я так понимаю они есть и у Армении

                Если так рассуждать, то можно и от боевых вертолётов отказаться. Или вы хотите сказать, что защищённость специализированных турбовинтовых штурмовиков хуже чем у вертолётов?
                Бронированние критически важных узлов на самолёте может быть даже выше. К тому же на самолёте нет несущего винта большой площади и хвостовой балки с винтом и редуктором. Тепловая заметность турбовинтового самолёта ниже, а скорость полёта выше.
                1. +2
                  22 февраля 2020 09:01
                  Цитата: zyablik.olga
                  Или вы хотите сказать, что защищённость специализированных турбовинтовых штурмовиков хуже чем у вертолётов?

                  Специализированные боевые российские вертолеты - ДА, защищены лучше и маневренность у них выше
                  1. +2
                    23 февраля 2020 02:36
                    Сравним защищённость А-29 "Супертукано" и "Апача", а так же их уязвимые места? Единственным преимуществом вертолёта является возможность зависать и маневрировать на минимальной скорости. В тоже время, у самолёта выше скорость полёта и в него сложней попасть.
                    1. 0
                      23 февраля 2020 03:55
                      Цитата: zyablik.olga
                      Сравним защищённость А-29 "Супертукано" и "Апача", а так же их уязвимые места?

                      А чего Вы вдруг решили "картонный" АН-64, возьмите наш МИ-24, МИ-28 или КА-52.
                      И даже если взять его, то использование надвтулочной РЛС уже огромный плюс, в сравнении с А-29
                      1. +1
                        24 февраля 2020 05:18
                        Цитата: svp67
                        А чего Вы вдруг решили "картонный" АН-64, возьмите наш МИ-24, МИ-28 или КА-52.
                        Из всех этих машин по защищённости АН-64 серьёзно превосходит только Ка-52.
                        Цитата: svp67
                        И даже если взять его, то использование надвтулочной РЛС уже огромный плюс, в сравнении с А-29
                        Много у нас вертолётов с РЛС ?
                        Возможно, вы не знаете, но для А-29 создана РЛС по своим возможностям превосходящая любую надвтулочную.
                        Но суть не в этом. Мы сравниваем крайне дорогостоящие противотанковые вертолёты с противопартизанским самолётом. Главное преимущество турбовинтового штурмовика над вертолётом - многократно более низкая цена лётного часа, и меньшее время подготовки к повторному вылету. Тем не менее, в равных условиях выживаемость турбовинтового штурмовика будет выше, чем у вертолёта.
                        1. 0
                          24 февраля 2020 05:37
                          Цитата: zyablik.olga
                          Главное преимущество турбовинтового штурмовика над вертолётом - многократно более низкая цена лётного часа, и меньшее время подготовки к повторному вылету.

                          У Вас есть конкретные цифры для сравнения?
                        2. +1
                          24 февраля 2020 05:52
                          Об это на ВО неоднократно писали, например здесь:
                          https://topwar.ru/160803-protivostojanie-amerikanskoj-aviacionnoj-tehniki-s-vertoletami-mi-35-i-mi-17-v-afganistane.html
                        3. 0
                          24 февраля 2020 06:10
                          Цитата: zyablik.olga
                          https://topwar.ru/160803-protivostojanie-amerikanskoj-aviacionnoj-tehniki-s-vertoletami-mi-35-i-mi-17-v-afganistane.html

                          Прочел. Но многое, не очень объективно. Тукан не способен нести десант, а Ми-8, 17, 24, 35 это могут делать, потому они и тяжелей, а значит и дороже в эксплуатации. Интересней было бы сравнение с Ми-28 или АН-64... Да и я не согласен, что скорость в 500-600 км/час спасает от ПЗРК...
                        4. +1
                          24 февраля 2020 07:19
                          Цитата: svp67
                          Прочел. Но многое, не очень объективно. Тукан не способен нести десант, а Ми-8, 17, 24, 35 это могут делать, потому они и тяжелей, а значит и дороже в эксплуатации.

                          Мы говорим об ударных задачах, не так ли ? При чём здесь десант? Ми-28 и Ка-52 десант тоже нести неспособны.
                          Цитата: svp67
                          Да и я не согласен, что скорость в 500-600 км/час спасает от ПЗРК...

                          Простите, а какую воздушную цель легче поразить, летящую со скоростью 300 или 600 км/ч, и кто быстрей выйдет из под обстрела, вертолёт или турбовинтовой штурмовик? Вы так же, почему-то забываете, что тепловая и акустическая заметность турбовинтового самолёта существенно меньше.
                        5. 0
                          24 февраля 2020 08:04
                          Цитата: zyablik.olga
                          При чём здесь десант? Ми-28 и Ка-52 десант тоже нести неспособны.

                          Вот их сравнивать и надо.
                          Цитата: zyablik.olga
                          Вы так же, почему-то забываете, что тепловая и акустическая заметность турбовинтового самолёта существенно меньше.

                          Вообще то сейчас ПЗРК уже оснащают и комбинированными ГСН, от них то это мало спасает
                        6. +1
                          24 февраля 2020 08:22
                          Цитата: svp67
                          Вообще то сейчас ПЗРК уже оснащают и комбинированными ГСН, от них то это мало спасает

                          Тем не менее, тепловая заметность летательного аппарата напрямую влияет на дальность захвата ГСН и эффективность помех. И следовательно на уязвимость от ПЗРК. И можно сравнить сколько турбовинтовых штурмовиков было потеряно от ПЗРК и сколько вертолётов за последние 10 лет.
                        7. +1
                          24 февраля 2020 05:55
                          Стоимость часа полёта Ми-35 составляет примерно $ 2000.
    7. +2
      22 февраля 2020 03:49
      Каждый пытается заработать как может и в силу своих возможностей. Эрика Принса начали напрягать скорее всего из-за связей с Трампом. Не совсем понятно в чем заключается "махинация" при переоборудовании самолета для с/х нужд в легкий штурмовик или имеется в виду махинации при продаже?
    8. +3
      22 февраля 2020 06:03
      Цитата: LiSiCyn
      Цитата: Krasnodar
      азербайджанцы

      В Карабахе использовать ? what Сомневаюсь. Собьют моментом. Каспий патрулировать, браконьеров гонять, может быть.
      Вряд ли азербайджанцы конечный покупатель, скорее всего через них это должно было уйти в другую страну, как в истории с болгарским оружием и азербайджанской авиакомпанией. Прогибон и совместный бизнес с новым "старшим братом". Ушло бы туда же куда и болгарское оружие.

      Да и сами посудите, Азербайджану грузины продали всю документацию на Су-25, оснастили и обучили персонал на бывшем авиаремонтном заводе, мы поставляем движки, Израиль начинку. Теоретически они могут сейчас производить Су-25 с нуля, но гораздо проще и дешевле покупать сушки у Беларуси и в Восточной Европе, ремонтировать, ремоторизировать и модернизировать бортовую электронику. Да и куда уже дальше, у них по количеству уже два авиаполка сушек, тем более на них турецкие КР повесили, тоесть могут бить и из-за пределов зон поражения ЗРК в Карабахе и Армении.
      Для сравнения у нас тоже два полкс сушек, но на весь юг, а это три области и куча республик, а они меньше любой нашей области. К этому два полка Ми-24/-35, до кучи Ми-8/-17 в варианте поддержки и противотанковых. Короче как у дурака фантиков. Плюс вишенка на торте - мы и турки БЕСПЛАТНО им готовим пилотов.
      И на кой им кукурузники?...
      1. +2
        22 февраля 2020 10:53
        Цитата: Sarkazm
        И на кой им кукурузники?...

        В материале есть такое обоснование:
        Данная техника была развернута в составе подразделений ЧВК. В нарушение правил торговли оружием Принс стремился или продать самолеты наземной поддержки, или задействовать их в операциях наемников в интересах Азербайджана и в ряде африканских государств.
      2. 0
        22 февраля 2020 12:21
        Полный бред, современный самолет это сумма технологий, даже имея полую документацию начать производство с нуля - очень очень, дорого. Украина как бы имея задел от СССР и завод по производству современных моторов, до сих пор даже не смогла начать производство тех машин которые производила ранее в кооперации с Россией. Украина даже нормальный ремонт сов. авиа техники организовать не может. То что делается это профанация, потому что без нормальных комплектующих продление и пере продления старых узлов и агрегатов путь в ни куда. А Азербайджан - здесь все ясно.
        В 08-м в Жулянах был инженером принимавшим Ан-24 после рем. завода,если по планеру молодцы разобрали собрали, вот с агрегатами штамп продления и новая краска. Потому что негде было эти агрегаты ремонтировать.
    9. -2
      22 февраля 2020 07:23
      А что, нормально, серьезных бармалеев канечно не погоняешь, а для мелочи пойдет.
      1. 0
        22 февраля 2020 21:55
        Цитата: Ламата
        а для мелочи пойдет.

        Типа рыбаков-браконьеров.
    10. 0
      22 февраля 2020 11:18
      всегда жалко когда таким образом мешают родиться новому продукту, интересно же как оно выйдет, тактика применения, обзоры, стимпанк какой то)
    11. +1
      22 февраля 2020 23:45
      Цитата: irontom
      Полный бред, современный самолет это сумма технологий, даже имея полую документацию начать производство с нуля - очень очень, дорого. Украина как бы имея задел от СССР и завод по производству современных моторов, до сих пор даже не смогла начать производство тех машин которые производила ранее в кооперации с Россией. Украина даже нормальный ремонт сов. авиа техники организовать не может. То что делается это профанация, потому что без нормальных комплектующих продление и пере продления старых узлов и агрегатов путь в ни куда. А Азербайджан - здесь все ясно.
      В 08-м в Жулянах был инженером принимавшим Ан-24 после рем. завода,если по планеру молодцы разобрали собрали, вот с агрегатами штамп продления и новая краска. Потому что негде было эти агрегаты ремонтировать.
      Еще раз для тех кто в танке. С нуля Су-25 производил Тбилисский авиазавод и к слову он их произвел после распада СССР больше чем мы, если мы вообще производили новые Су-25. Мог пропустить новости, но в Улан-Удэ мы не производили новых Су-25, только модернизировали имеющиеся на авиаремонтных заводах.
      После 08.08.08 мы перестали поставлять Грузии двигатели, была только разовая поставка по просьбе Туркмении, чтобы грузины завершили для них сборку одного-двух Су-25 Скорпион. Не имея двигателей грузины продали все что имели азербайджанцам. При этом часть планеров достроили сами в Тбилиси и на азербайджанском заводе (бывший советский авиаремонтный) только установили двигатели, а потом передали !ВСЮ! документацию и оснастку, организовали линию, официально это называлось создали "посты и рабочие места с их аттестацией" для ремонта и бла-бла. Часть спецов переехала в Азербайджан из Грузии, были остатки местных кадров, помогли мы, турки и израильтяне.
      Так что по сути это тот же Тбилисский завод перемещенный в Азербайджан и при необходимости, и желании он не имея проблем с поставками от наших предприятий может производить Су-25 с нуля. Пока же они достроили все что было в заделах у грузин и модернизируют все свои Су-25 до уровня Су-25 Скорпион в более продвинутом варианте - израильтяне дополнителтно поставляют системы рэб для самообороны и т.д., плюс их сушки могут нести турецкие КР SOM с аппаратурой от турецкой Asеlsan.
      Для страны размерами меньше большинства наших областей то количество сушек что уже есть более чем достаточно, не будь возможности покупать сушки за рубежом, у них нет сейчас проблем строить их с нуля.
      Что тут бред?...

      Тут же, по моему, читал что их Су-25 с КР SOM могут уничтожить большую часть относительно крупных кораблей туркменского или иранского флотов на Каспии не имеющих достаточных систем ПВО. А никто не задумывался над тем, что вне пределов базы наши "ракетные сундуки" с Калибрами так же беззащитны перед этими КР?... Это так, к слову и на злобу дня - Азербайджан ведь союзник Турции...
    12. 0
      24 февраля 2020 02:19
      Интересная тенденция в авиации. В СССР эту тему, в отличии от РФ, воспринимали всерьёз. Одни из советских разработок, начатых перед буржуазным переворотом- Штурмовик "судного дня" в вариантах:


      Применение турбовинтового двигателя на перспективном штурмовике было продиктовано следующими соображениями:
      1. Малый (по отношению к реактивному) расход топлива.
      2. Малый шум
      3. “Холодный” выхлоп.
      4. Двигатели ТВ-3-117 широко используются на вертолётах.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»