378-я авиационная база

378-я авиационная база относительно молодое формирование, созданное полтора года назад путем слияния двух воинских частей. Представляю вашему вниманию историческую справку одной из частей, ставших основой новой авиабазы.

378-я авиационная база


В период с 1 марта по 25 марта 1987г. был сформирован 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), (войсковая часть п.п. 36659), на территории ГДР в городе Стендаль. Основной для формирования явились: части армейской авиации 3 Общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии. 25 марта - дата годового праздника части.
С марта 1987 по апрель 1988 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав авиации 3 общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль (ГДР).

С апреля 1988 по октябрь 1990 года входил в состав 16 воздушной Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль.
25 мая 1988 года полку начальником штаба 16 Воздушной Армии генерал-майором Походенко вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР (подписанная 25 мая 1987 года) к Боевому Знамени.
С октября 1990 года по июнь 1992 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав 3 общевойсковой Армии Западной Группы войск в Германии, город Стендаль.
В период с 12 мая по 30 июня 1992 года было осуществлено перебазирование 440 отдельного вертолетного полка (боевой и управления) и частей обеспечения со Стендаля Западной Группы войск в Германии в город Вязьма, Смоленской области.
С июня 1992 по март 1998 года входил в состав авиации 1 гвардейской танковой Армии (позднее переименованной в 1 Гвардейскую Общевойсковую армию) Московского Военного округа.
В 1994-1999 гг от полка в Таджикистане действовала 41 отдельная вертолетная эскадрилья в составе Коллективных миротворческих сил
В 1996 году экипажи полка принимали участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике.
В 1997-1998 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Анголе.
В сентябре 1997 года были расформированы и вошли в состав 440 отдельного вертолетного полка части обеспечения: 492 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения и 38 батальон связи и радиотехнического обеспечения, дислоцирующиеся в городе Вязьма.
С марта 1998 по сентябрь 2000 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) организационно входил в состав Управления Авиации Московского Военного округа.
В 1999-2002 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии на территории Югославии.
С 1999 года подразделения полка принимали участие в контртеррористической операции в Чечне.
С сентября 2000 по декабрь 2002 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил состав 20 гвардейской армии Московского Военного округа.
С декабря 2002 по апрель 2009 года входил состав 16 Воздушной армии Военно-Воздушных Сил.
В 2003-2005 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Сьерра-Леоне.
В августе 2008 года участвовали в принуждении Грузии к миру.
С апреля 2009 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) входит в состав 1 Командования ВВС и ПВО.
1 ноября 2009 года 440 отдельный вертолетный полк переформирован в 6965 авиационную базу (второго разряда).
С 1 декабря 2010 года 6965 авиационная база ( второго разряда ) расформирована и передана в 7000 гвардейскую авиационную Борисовскую Померанскую дважды Краснознаменную ордена Суворова базу ( 1 разряда ) с дислокацией в городе Воронеже.
1 декабря 2010 года создана 378 авиационная база армейской авиации (второго разряда) с дислокацией на аэродроме Вязьма-Двоевка.
30 декабря 2011 года база получила боевое знамя нового образца, которое вручал полковник Бондаренко С.Г. по поручению Командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО генерал-майора Макушева И.Ю.
Наград и отличий часть не имеет.

Эксклюзив специально для читателей блога twower - полуторачасовой фильм об истории 440-го вертолетного полка, снятый к 20-летию части



Видео с вручения боевого знамени в декабре 2011 года



Видео - визитная карточка 378-й авиационной базы



На данный момент в составе полка три эскадрильи: на боевых вертолетах Ми-24, на транспортно-боевых Ми-8 и специальных (радиоэлектронной борьбы) Ми-8. Последние снимать не разрешили, поэтому дальше будут фотографии "восьмерок" и "двадцатьчетверок" на земле и в полете.
Отмечу, что запрет на съемки объявлялся иной раз в столь безобидных ситуациях, что приходилось только диву даваться. Например, нельзя было показать находящийся на ремонте в технико-эксплуатационной части, да и саму ТЭЧ. Также нельзя было снимать командно-диспетчерский пункт.

Класс предполетной подготовки.
Для любителей пощелкал плакаты (все фото кликабельны)

378-я авиационная база


1.

378-я авиационная база


2.

378-я авиационная база


3.

378-я авиационная база


4.

Новомодные веяния в религии

378-я авиационная база


5.

Далее начались полеты.
"Двадцатьчетверки" представлены модификациями "В" и "П"

378-я авиационная база


6.

В воздухе одновременно находилось несколько машин, выполняющих полеты по кругу

378-я авиационная база


7.

Поскольку модификаций "ПН" на базе нет, то и ответ на вопрос, что с ночными очками, думаю, понятен. Действия ночью возможны только при подсветке целей с помощью осветительных бомб. Боевое применение отрабатывается на полигоне под Дорогобужем

378-я авиационная база


8.

378-я авиационная база


9.

378-я авиационная база


10.

378-я авиационная база


11.

Борт-техник осматривает вертолет после посадки

378-я авиационная база


12.

Ожидается замена боевых вертолетов на Ми-28Н (когда это произойдет пока неизвестно, но говорят, что скоро), поэтому борт-техникам придется либо переучиваться, либо переводиться в часть, где еще есть "24-е". Кстати, несколько групп летчиков базы уже прошли переобучение на Ми-28Н в Торжке

378-я авиационная база


13.

Вернемся к полетам

378-я авиационная база


14.

378-я авиационная база


15.

378-я авиационная база


16.

378-я авиационная база


17.

378-я авиационная база


18.

Транспортно-боевые вертолеты представлены Ми-8МТ. Все машины на базе достаточно возрастные - 80-х годов. Параллельно с заменой Ми-24 на "28-е" ожидается и замена "МТшек" на новые МТВ-5. Возможно это произойдет в следующем году.
"Восьмерка" возвращается из полета

378-я авиационная база


19.

378-я авиационная база


20.

Створки грузового отсека сняты специально, т.к. вертолет вылетал с группой спецназа на борту, производившей учебное десантирование

378-я авиационная база


21.

378-я авиационная база


22.

378-я авиационная база


23.

"Сколько же вас тут, любопытных..."

378-я авиационная база


24.

Кстати, летчик в новой форме. О ней слышал два различных мнения: от старшего офицера - шлак, от борт-техника - ничего, нормальная, сравнима с прежней, но летом в ней жарковато

378-я авиационная база


25.

Створки на место ставят

378-я авиационная база


26.

378-я авиационная база


27.

378-я авиационная база


28.

Если вы обратили внимание, то на стоянке и рулежной дорожке новое покрытие. Сейчас на аэродроме проходит реконструкция стоянок, их увеличение. Взлетку, вроде бы, трогать не будут.

378-я авиационная база


29.

Вернемся к "восьмерке". Кабина Ми-8МТ изнутри.

378-я авиационная база


30.

378-я авиационная база


31.

378-я авиационная база


32.

378-я авиационная база


33.

378-я авиационная база


34.

378-я авиационная база


35.

378-я авиационная база


36.

378-я авиационная база


37.

378-я авиационная база


38.

378-я авиационная база


39.

378-я авиационная база


40.

Заправка

378-я авиационная база


41.

378-я авиационная база


42.

В завершение выкладываю информацию о Героях России, проходивших службу в 440-м вертолетном полку. За историю части их было трое.

Капитан Иванов Александр Александрович
Штурман звена – оператор вертолета Ми-24, военный летчик 3 класса. Родился 26.11.1974 года в г. Целиноград Казахской ССР. После окончания Свердловского Суворовского военного училища поступил в Сызранское ВВАУЛ, в 1995 году по окончании которого был направлен в овп Московского военного округа. Летал летчиком-оператором на вертолете Ми-24 в Таджикистане в 1998-1999гг. с 1999 года находился в командировках в Северо-Кавказском военном округе, участвовал в боевых действиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне.
13.12.1999 года А. Иванов в составе экипажа вертолета Ми-24 выполнял огневое прикрытие при спасении командира полка, сбитого в Аргунском ущелье. После эвакуации экипажа, уходя замыкающим группы, его вертолет был подбит противником. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года капитану А. Иванову за мужество, героизм присвоено звание Героя РФ (посмертно).
Похоронен в г. Сызрани.

Майор Совгиренко Андрей Викторович
Командир звена вертолетов Ми-24, родился 14.03.1966 года в г. Сызрань. В 1987 году окончил Сызранское ВВАУЛ. Службу проходил в Прикарпатском и Московском военных округах. За это время был в командировке в Таджикистане и дважды в Чеченской Республике, где участвовал в боевых действиях с бандформированиями. Военный летчик 1 класса. Награжден орденом Мужества и медалями.
13.12.1999 года А. Совгеренко на вертолете Ми-24 выполнял задачу по огневому прикрытию группы, действующей по спасению подбитого экипажа в Аргунском ущелье. На завершающем этапе операции, уходя последним, его вертолет был подбит противником и упал. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года майору А.Совгеренко за мужество и героизм присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Похоронен в г. Москва.

Эти два летчика были единственными потерями полка в Чечне.


Алимов Владимир Ришадович
Родился 6.12.1957. Заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер, полковник, Герой Российской Федерации 2000г., окончил Саратовское Высшее Военное авиационное училище летчиков в 1979 году.
Проходил службу на летных должностях в г. Аральске Туркестанского военного округа с 1979 по 1988г. В Западной группе войск с 1988 по 1992г. в городе Стендаль, в Московском военном округе в поселке Вязьма-Брянская с 1992 по 2002 год, с 2002 года по 2004 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки армейской авиации 16 ВА, с 2004 по 2008 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки управления авиации КсПН.
Принимал активное участие в ликвидации последствий на Чернобыльской атомной станции в 1986 году. В 1997-1998 годах участвовал в миротворческой миссии в Анголе.
В 1996 и 1999 годах участвовал в контртеррористических операциях в Чечне.
Особо отличился 13 декабря 1999 года при выполнении боевого задания в Аргунском ущелье Чеченской Республики при эвакуации группы спецназа и экипажа сбитого вертолета Ми-8. Попав под шквальный огонь боевиков, тогда еще майор Алимов, не прекратил выполнение боевого задания, сумел посадить вертолет на горную площадку и вступил в наземный бой с превосходящими силами противника. Двадцать две минуты Владимир Ришадович вместе с парашютно-десантной группой отражали атаки боевиков, делая все возможное, чтобы собрать и эвакуировать попавших в окружение боевых товарищей. Майор Алимов взлет не производил пока последний солдат, попавший в окружение, не оказался на борту Ми-8. А когда пришлось взлетать, оказалось, что вертолет сильно перегружен (вместо положенных 24 десантников на борту оказались 31 человек). Оставить десантников на земле - значит приговорить их к смерти. Владимир Ришадович принимает решение - забрать всех, собрав воедино весь свой опыт пошел на взлет, Ми-8 теряя обороты несущего винта повалил несколько впереди стоящих деревьев, но оторвался от земли и вновь попал под перекрестный огонь боевиков. Вертолет получил 56 пробоин, из них 14 в кабину экипажа, отказали приборы, связь, вооружение но, несмотря на это майору Алимову удалось скрыться в облаках и по дублирующим приборам благополучно вернуться на аэродром базирования.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2000 года Алимову Владимиру Ришадовичу было присвоено звание Герой Российской Федерации.
За выполнение других задач награжден орденом «Мужества» (1997г.), орденом «За военные заслуги» (1999г.), орденом «Красной Звезды» (1988г.)
В его часть названа улица в родном селе.

Интервью с полковником Алимовым вы можете увидеть в фильме, посвященном 20-летию части.
Автор: Денис Мокрушин
Первоисточник: http://twower.livejournal.com/841538.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Tirpitz 25 июля 2012 09:14
    Интересно про подвиги летчиков узнать. Настоящие мужики! Часто себя ставлю на место героев и задаю вопрос - а смог бы я так?
    Tirpitz
  2. GG2012 25 июля 2012 10:07
    Уважаемый автор Денис Мокрушин!
    Вертолетная часть располагалась большей частью в Борстеле(6 км от Стендаля), а отдельные подразделения в Мальвинкеле. А в Стендале был штаб 207 мотострелковой дивизии, в которую входили вертолетчики, как части армейской авиации дивизионного подчинения. Кстати, там же в Борстеле, находилось подразделение беспилотных летательных аппаратов. ("Привет всем даунам, кто говорит о нашем отставании"!!!)
    До 1987 года, в Борстеле стояла вертолетная эскадрилья, а затем на её базе был сформирован вертолетный полк и произошло переподчинение на 3 общевойсковую Армию ГСВГ.
    Замечательное было времячко!!!
    GG2012
  3. GG2012 25 июля 2012 10:33
    "Комбайны в работе"
    GG2012
  4. Самовар 25 июля 2012 13:23
    Цитата: GG2012
    "Комбайны в работе"

    А еще говорят что крокодилы не летают. laughing
    Самовар
  5. klimpopov 25 июля 2012 18:57
    Хороший репортаж! Хорошие фото!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня