Механические мулы. Транспортёры переднего края Советской Армии

35

НАМИ-032М. Фото: denisovets.ru

В интересах военно-медицинской службы


Как известно, в Советском Союзе все автомобильные заводы так или иначе были задействованы в оборонном заказе. Класс малолитражных машин не был исключением. Первопроходцами в этом направлении были инженеры из Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), которые в начале 50-х годов разработали транспортер на базе 26-сильного «Москвича-401/420». Это была переднемоторная машина с плоскими наружными панелями и кузовом, рассчитанным на пару носилок с ранеными. Брезентовый верх накрывал в случае необходимости только пассажиров, а водитель был открыт всем ветрам и осадкам. Именно здесь впервые появилась немного утопичная концепция спасения от стрелкового огня, когда водитель спрыгивает на ходу и управляет машиной ползком. Для этого предварительно рулевая колонка откидывалась влево к борту. О том, что делать солдату, когда огонь ведется слева, инженеры, видимо, не подумали. В 1958 году появилась у МЗМА новая версия транспортера переднего края, разработанная на базе перспективного семейства военных внедорожников вагонной компоновки. Ни безымянный московский ТПК с узлами опытного джипа «Москвич-415», ни семейство бескапотных внедорожников в итоге в серию не пошли. Министерство обороны не удовлетворили относительно большая высота машина, габариты и несоответствие параметрам скрытности на поле боя.


Фото: auto.kombat.com.ua

Надо отдельно сказать, что разработка подобных машин не была исключительно инициативой Советской Армии. В США уже была создана к тому времени самоходная тележка М274 с 15-сильным мотором и откидывающейся рулевой колонкой, а в Австрии в 1959 году встал в строй более крупный Steyr Haflinger. Однако эту технику нельзя называть даже прототипами советских транспортеров, прежде всего из-за того, что отечественные машины умели плавать и имели гораздо меньший профиль.




Фото: auto.kombat.com.ua




М274. Фото: drive2.ru


М274. Фото: 5koleso.ru

Механические мулы. Транспортёры переднего края Советской Армии


Steyr Haflinger. Фото: drive2.ru


Безымянный прототип ТПК с узлами опытного джипа «Москвич-415» от МЗМА, не устроивший военных своими габаритами. Фото: denisovets.ru

После неудачных опытов МЗМА в разработке военной техники заказ на разработку ТПК передали в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ в лабораторию легковых машин известного конструктора Юрия Ароновича Долматовского. Мотор предполагали поставить 23-сильный М-72 от Ирбитского мотоциклетного завода, а кузов должен был вмещать пару носилок с ранеными или шестерых сидячих бойцов. Но Долматовский, один из самых оригинальных отечественных инженеров, очевидно, заигрался и представил военным совсем не то, что они просили: забавную «Белку» НАМИ А50.


НАМИ А50 "Белка" — несостоявшийся ТПК Юрия Долматовского. Фото: denisovets.ru




НАМИ-032Г — первый гражданский ТПК, разработанный по руководством Бориса Фиттермана. Фото: denisovets.ru

У неё не было полного привода, мотор располагался сзади и ни о каких боевых перспективах машины говорить было нельзя. В итоге проект ТПК отдали Борису Михайловичу Фиттерману, лауреату Сталинских премий, бывшему главному конструктору ЗИСа, инженеру-конструктору, только вышедшему из Воркутинского лагеря.

Под его руководством в 1957 году появилась НАМИ-032Г («грузопассажирская машина повышенной проходимости для использования в сельских районах»). Фиттерман категорически отверг идею Долматовского с расположенным сзади мотором: он справедливо решил, что это серьезно ухудшит проходимость машины. На груженом ТПК вес сместится назад, передние колеса останутся недогруженными и потеряют сцепление с дорогой. Кроме этого, тяжелая филейная часть машины на плаву вызовет серьезный дифферент на корму. Для новинки главный конструктор выбрал прогрессивную независимую подвеску всех колес с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов, которые заимствовали у инвалидной мотоколяски СЗА.


Борис Фиттерман за рулем одного из прототипов НАМИ-032С. Фото: denisovets.ru

Двигатель воздушного охлаждения мощностью 21 л. с. и рабочим объемом в 0,764 литра для НАМИ-032Г разрабатывали на Ирбитском моторном заводе. Большая часть опытно-экспериментальных работ по программе до 1957 года также шла в Ирбите. Понимая, что автомобиль пока несет статус экспериментального, Фиттерман не оснастил его ни крышей, ни дверями. Это была своеобразная лодка с колесами, способная развивать на плаву до 4,5 км/ч. Зато НАМИ-032Г был фактически первым отечественным переднеприводным автомобилем – задний привод подключался принудительно. У этой машины Фиттермана был совсем не армейский внешний вид, машина больше походила на легкомысленный прогулочный пляжный джип. По-настоящему первым военным ТПК (и секретным, естественно) стал НАМИ-032М с низкобортным водоизмещающим кузовом, наклонной рулевой колонкой, расположенной поверх капота, и характерными стальными мостками, крепящимися по бортам. С помощью этих трапов или аппарелей миниатюрный внедорожник с не самыми большими углами въезда и съезда преодолевал глубокие ямы и овраги. Так как машина прежде всего предназначалась для нужд военных медиков, в передней части кузова расположили лебедку-кабестан на ременном приводе от мотора для эвакуации раненых с поля боя. Для этого санитар аккуратно перекладывал бойца на лодочку-волокушу, цеплял к 100-метровому тросу и подтягивал эвакуируемого к машине.


НАМИ-032М выходит из воды. Фото: denisovets.ru

Водитель располагался по центру кузова и уже не имел возможности в случае попадания огня противника спрыгнуть и вести машину ползком: к тому времени пришло понимание всей абсурдности этой идеи. При опасности обстрела солдат просто ложился между носилками (предварительно откинув сиденье и рулевую колонку) и, уповая на удачу, уходил на машине из-под огня.

НАМИ-032М имела впечатляющий для малолитражки дорожный просвет в 262 мм, который обеспечивался в том числе колесными редукторами с передаточным отношением 1,39. Максимальная грузоподъемность НАМИ-032М при снаряженной массе в 650 килограммов была ограничена половиной тонны, но при этом была возможность буксировать прицеп аналогичной массы.

Первые испытания в присутствии военных показали, что конструктивно НАМИ-032М следует еще тщательно дорабатывать. В воспоминаниях испытателей есть такие строки:

«Транспортер переднего края пошел по снегу, но потом во что-то уперся и забуксовал. Главный конструктор в бешенстве затопал ногами. С ним случилась истерика. Народ кинулся к застрявшей машине и оттащил её назад, после чего заход повторили еще раз. И надо же случиться беде – машина опять уперлась в какое-то препятствие и остановилась в снегу. Маршалы махнули руками, сели в свои машины и уехали…»

ТПК уходит в Запорожье


НАМИ-032М не очень хорошо показал себя не только на снежной целине, но и водной поверхности – как оказалось, уверенно плыть амфибия могла только при абсолютно безветренной погоде. Даже небольшая рябь на воде была проблемой для ТПК, и он в такой ситуации вполне мог оказаться на дне. Во многом это было следствием большого веса машины – военные заказывали не более 550 килограммов в снаряженном состоянии. Испытания показали также низкую надежность большинства узлов ТПК, что в данном случае нельзя назвать критическим недостатком: машина все-таки была принципиально новой по конструкции. К примеру, маломощный мотор с низким крутящим моментом приходилось постоянно выкручивать до предельных оборотов, что снижало его ресурс, а также выявило проблемы с системой смазки и охлаждения. Были и конструктивные просчеты. Так, независимая подвеска должна была обеспечивать лучшую проходимость, но её жесткость была чрезмерная, что провоцировало ранее вывешивание колес на неровностях. Далее военных не устроило отсутствие защиты экипажа от осадков — требовалось соорудить брезентовый верх и ветровое стекло, оберегающее от веток в лесу. Не хватало НАМИ-032М и мощности мотора. Правда, в это время на Мелитопольском моторном заводе начали готовить к производству четырехцилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения, который и запланировали для перспективного ТПК.




НАМИ-032С — последняя попытка инженеров НАМИ отстоять свою машину перед военными. Как видим, для улучшения проходимости на снежной целине на переднюю ось монтировали лыжи. Получалась уникальная машина — гибридный снегоход с возможностью преодоления водных преград вплавь. Фото: denisovets.ru

Как бы то ни было, итоги испытания оказались скорее положительными как для Министерства обороны, так и для разработчиков – общая концепция абсолютно новой амфибии была одобрена.

После доработок в 1961 году появилось уже третье поколение транспортера, получившее имя НАМИ-032С. Буква «С» в данном случае означало «стеклопластиковый» — это было стремление Фиттермана снизить вес амфибии. Общая компоновка у машины была неизменная, но рулевой вал теперь был горизонтально расположен над высоким капотом, а для передвижения по снегу главный конструктор предложил заменить колеса лыжами. Это было реакцией на описанный выше провал НАМИ-032М на снежной целине. Но даже с учетом таких доработок машина не удовлетворила военных. Ветровое стекло и брезентовую крышу Фиттерман упорно не устанавливал на ТПК, а стеклопластиковый кузов оказался недостаточно прочным, хотя и был гораздо легче.






ЗАЗ-967. Фото: denisovets.ru

Итогом многолетней работы инженеров из Ирбита и НАМИ стала четко выработанная концепция плавающего транспортера переднего края, предназначенного для эвакуации раненых солдат, а также доставки оружия и боеприпасов подразделениям, ведущим бои. Не имеющая прямых аналогов в мире идея получила дальнейшее развитие уже на Запорожском автозаводе «Коммунар», родоначальнике легендарной серии советских малолитражек «Запорожец». Прежде всего под капот установили МеМЗ-967 мощностью 22 л. с., а также лишили фар в передней части кузова. Теперь по задумке дорогу освещала одна фара, расположенная у водителя, которую не требовалось герметизировать. Высокую проходимость обеспечивала передовая трансмиссия, лишенная карданных шарниров между коробкой переключения переда и задним дифференциалом. Дело в том, что КПП была жестко соединена с редукторов заднего моста трубой, в которой располагался приводной вал. А качание полуосей (подвеска, как мы помним, была независимая) осуществлялось за счет скользящих сухарей со стороны дифференциала и карданных шарниров со стороны колесных редукторов. Запорожский прототип ТПК получил имя ЗАЗ-967 и в 1965 году приготовился к сложным государственным испытаниям.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    1 марта 2020 18:09
    Спасибо за статью , ждём продолжения
    1. +6
      1 марта 2020 18:37
      Полностью поддерживаю! Ждемс!
  2. +5
    1 марта 2020 18:13
    Интересная статья, респект автору. Про автомобиль "Белка" читал в журнале "Техника-Молодёжи" в середине 60-х.
  3. -14
    1 марта 2020 18:18
    Механические мулы- вот так выглядят механические мулы
    1. +24
      1 марта 2020 18:31
      Цитата: василий пономарев
      Механические мулы- вот так выглядят механические мулы

      Так выглядит распил бабок.
      1. -4
        1 марта 2020 18:49
        точно!
        вот чего солдат "прогуливается" на видео?
        он что, в армию гулять пришёл?
        прицепить к нему волокушу, всё туда сложить....и никакой "мул" не нужен, и здоровее будет...)))
        1. +3
          1 марта 2020 18:57
          у солдата, определённо, должна быть возможность передвижения на "таком муле"; и если он один на четверых, то все четверо должны на нём и помещаться
          1. 0
            1 марта 2020 22:03
            это как из сериала Звёздные врата SG-1 у них тоже был колесный робот транспортер
        2. +9
          1 марта 2020 19:42
          Цитата: KVK1
          точно!
          вот чего солдат "прогуливается" на видео?
          он что, в армию гулять пришёл?
          прицепить к нему волокушу, всё туда сложить....и никакой "мул" не нужен, и здоровее будет...)))

          Поток сознания
          Американские военные в итоге отказались от этого "чуда" ещё в 15 году.
          По причине ненадёжности, дороговизны и шумности.
          И в итоге предпочли намного более адекватный вариант

          Контракт подписан, Армия, 2021-2024 годы,162.404 млн долл, 624 платформы
          Морпехи пока выбирают, и судя по всему склоняются к гусеничному варианту
          1. -5
            1 марта 2020 19:45
            так и я про то же..
            можно ещё упростить и удешевить
            можно к "адекватному" варианту ручку приделать и двигатель выкинуть
            будет и дешевле и легче...
            опять же , можно укрываться за этой тележкой, когда толкаешь её...)))
          2. 0
            1 марта 2020 20:24
            Цитата: Лопатов
            Американские военные в итоге отказались от этого "чуда" ещё в 15 году.

            Да? Очень жаль. А могли бы развивать интересное направление за счет своего бездонного бюджета. Могло что-нибудь интересное получится.
        3. 0
          2 марта 2020 03:22
          Фару на лоб ещё! для всесуточности применения. ))
      2. 0
        2 марта 2020 01:33
        Совершенно верно! good
      3. 0
        22 апреля 2020 02:46
        Наверное да. Стоит чуть дешевле Арматы ))
    2. 0
      2 марта 2020 01:35
      А ежели убежит к супостатам...?! wink
    3. -2
      2 марта 2020 02:32
      Цитата: василий пономарев
      вот так выглядят механические мулы

      Представляю, какого его ремонтировать в полевых условиях....
      Уж тогда легче живого мула иметь и мешок овса.
      1. +1
        2 марта 2020 03:22
        Александр hi
        Уж тогда легче живого мула иметь и мешок овса.

        Я бы предпочёл собачку Сен-Бернара. Порода выведена для поиска и спасения людей в Альпах. Ростом меньше мула и кормить проще, ест всё, что и люди. ТПК ведь предназначены в первую очередь для эвакуации раненых. Я понимаю, что мул "мощнее" собаки, но и более уязвим. ИМХО, конечно.
        1. -1
          2 марта 2020 06:18
          Цитата: Svarog51
          Ростом меньше мула и кормить проще, ест всё, что и люди. ТПК ведь предназначены в первую очередь для эвакуации раненых.

          Да, менее уязвима собака, ползти может. Но ведь не только раненых нужно выносить. Боеприпасы так же необходимо подвози (подносить). Лошадь, мула можно навьючить для дальних переходов по слойжной местнгсти. там, где вообще никакая техника не проходит.
          Кстати, мул в этом отношении предпочтительней лошади. более вынослив и неприхотлив.
          В книге В. К. Арсеньева описывается, как они в первые свои экспедиции по тайге брали лошадей. Но уже потом использовали только мулов. В тайге они надежнее.
          1. +1
            2 марта 2020 19:46
            Александр, ну я же указал разницу. Собака ближе "передку", копытных лучше в тылу использовать. Тут как в капитализме - либо быстро и по не многу, либо медленно - но всё сразу. По любому, они под огонь попадут не по собственной воле. Да как и люди собственно.
            П.С. Александр, заимели врагов? Минусы на нейтральный пост. Забавно. Надо полюбопытствовать. За что?
  4. +3
    1 марта 2020 18:52
    Вот это круть, очень хорошие идеи, по факту готовое бизнес решение,, до ума довести и вперёд, для средней полосы самое то.
  5. +7
    1 марта 2020 19:34
    В полку было штук шесть таких ТАБЛЕТОК с запоровским мотором,довольно шустрые! По крайней мере-по АЗИМУТУ 666 все выходили своим ходом в запасной район!Высота-где-то по пояс,со сложенным рулем и без тента.
    1. +2
      1 марта 2020 20:08
      Цитата: 113262а
      В полку было штук шесть таких ТАБЛЕТОК с запоровским мотором,довольно шустрые! По крайней мере-по АЗИМУТУ 666 все выходили своим ходом в запасной район!Высота-где-то по пояс,со сложенным рулем и без тента.

      В 35 ОДШБр видел такие. Но высота, мне кажется, около полуметра была. Их было изрядно и юзали их активно. Мне кажется, полезная машинка.
      1. +4
        1 марта 2020 21:16
        Даже в танковом 23 полку в ГСВГ такие были! Именно медицина.
      2. 0
        3 марта 2020 20:45
        Цитата: Doliva63
        Но высота, мне кажется, около полуметра была.

        Поболе будет,со сложенным рулем и без тента - метр двадцать пять .
    2. 0
      2 марта 2020 12:37
      У нас их шутливо называли "труповозками". ТПК-42 у меня было в батальоне целых четыре штуки, все в БМП, досталось от бригадного штата.
  6. +9
    1 марта 2020 20:02
    Я ж так понимаю ЛуАЗ изначально и разрабатывался для таких мероприятий. А затем он уже стал гражданской машиной
    Кстати покатавшись немного в нём, чуть не угорел от выхлопа...
    При закрытых окнах. Зимой было дело.
    1. +4
      1 марта 2020 21:00
      Я ж так понимаю ЛуАЗ изначально и разрабатывался для таких мероприятий.
      Именно так. Подозреваю, что в продолжении статьи автор как раз до него и дойдет.
  7. 0
    1 марта 2020 20:08
    ТПК видел и даже принимал участие в вытягивании из воды "утопленника"))
    Всегда считал, что эдакие "мулы" имеют право на жизнь и в армии, и в народном хозяйстве. Ведь сколько раз за службу приходилось таскать лишнего. А так раз и перевезли бы!
  8. BAI
    +3
    1 марта 2020 20:34
    Всю статью ждал, когда появится ЛуАЗ, а дождался
    Продолжение следует…

    Ну тогда все ясно.
    Кстати, эта техника не только находится на консервации, но и активно распродается и перепродается:
    ЛуАЗ 967, 1987, с пробегом, цена 150 000 руб.
    10 000 км, 1.2 MT (37 л.с.), внедорожник, полный, бензин
    Санкт-Петербург

    И по дате выпуска - не очень старый.
    1. -1
      2 марта 2020 02:38
      Цитата: BAI
      Кстати, эта техника не только находится на консервации, но и активно распродается и перепродается:

      В середине 2000-х загорелся я таким ТПК. Видел его частенко и как он бегал. Хотел купить, начал поиски, даже нашел. Для "корневки", рыбалки, грибы, орехи, ягоды... Но пока тупил, его перекупили, потом достать было негде. В итоге купил Мазду, стал возить свою задницу и про лес как то забыл...
  9. 0
    2 марта 2020 10:31
    Цитата: Бензорез
    Кстати покатавшись немного в нём, чуть не угорел от выхлопа...При закрытых окнах. Зимой было дело.
    У него печка автономная , а когда глючила несгоревшая смесь в салон шла
  10. 0
    2 марта 2020 10:32
    ТПК иногда на drom.ru попадаются
  11. -2
    2 марта 2020 17:13
    какое то кустарно-народное творчество
  12. 0
    2 марта 2020 21:15
    При СССР, ЗАЗ-967 выдавать всем выходящим на пенсию. В магазин за покупками ездить, затоварился, положил в кузов и домой неспеша.
  13. 0
    24 мая 2020 19:07
    Ну вот, а то "мучают сами себя, как при царском режиме"... Все давно изобретено. Сажать на место водителя "Федора" и наш ответ робо-мулам готов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»